Проект научная лаборатория доу

Обновлено: 04.07.2024

Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам (6детей):

1 подгруппа во вторник,

2 подгруппа в среду,

3 подгруппа в четверг.

Время проведения: 17.30 ч, длительность занятия: 15 мин.

Ребёнок познаёт окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребёнка. Экологическое образование дошкольника базируется на деятельном подходе. Под экологизацией деятельности дошкольника понимается обогащение её содержания за счёт экологического компонента. Для целей экологического образования в той или иной степени могут быть использованы все виды деятельности.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдения, которые проводятся в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, песка, воды, растений и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны задачи и цель. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, но воспитатель должен помнить, что не должен наносить ущерб и вред, ни растениям, ни животным. Опыты с предметами неживой природы целесообразнее проводить в лабораториях.

Лаборатория – новый элемент развивающей среды. Она создаётся для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности и основ научного мировоззрения. В тоже время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребёнка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в “учёных”, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

Выделение под лабораторию отдельного помещения позволяет проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Желательно, чтобы в лаборатории были краны с водой и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам быстро приводить в порядок столы, оборудование. Оформление лаборатории не требует дополнительных затрат. В зависимости от размера помещения в лаборатории могут быть либо только небольшие столики, либо столики со стульчиками. Здесь же размещаются стеллажи (полки) для оборудования и материалов.

Чаще, в качестве оборудования для проведения опытов, используются бросовые упаковочные материалы разного размера и разной формы: стаканчики разной степени прозрачности (из-под йогуртов, сметаны и других молочных продуктов, мороженого), коробки из-под тортов и т.п., пластмассовые ложки для сыпучих материалов, палочки, трубочки для коктейля (новые), бумага для фильтрования (типа промокательной или салфетки). К подбору оборудования хорошо привлечь детей и родителей, в этом случае сам процесс оформления лаборатории будет иметь воспитательное значение. Для демонстрации отдельных опытов подойдут прозрачные пластмассовые банки для круп. Для проведения различных исследований в лаборатории и на прогулках хорошо приобрести лупы. В лаборатории должны быть природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений (не образцы коллекций, а именно массовый материал для организации занятий).

Необходимо так организовать занятие, чтобы каждый ребёнок имел возможность провести тот или иной опыт самостоятельно. Коллективные исследования или демонстрации опытов педагогом также возможны, однако также должна быть индивидуальная работа. Экологи, воспитатели дошкольных учреждений отмечают, что для ребёнка очень важно, чтобы у него был свой набор материалов для опыта или эксперимента, чтобы сам мог выполнить задание и сравнить результаты собственной работы с результатами других детей.

Создание детской лаборатории для малышей третьего года жизни.

1. Выделить рабочее место (помещение) для создания детской экспериментальной лаборатории.

2. Создать условия для работы в детской исследовательской лаборатории.

3. Разработать технологию опытно-экспериментальных игр для детей 3-го года жизни.

4. Привлечь детей к играм-экспериментам через различные методы и приёмы работы.

5. Развивать у детей интерес, самостоятельность, инициативу в играх-экспериментах.

6. Привлечь внимание родителей к новой форме работы с детьми раннего возраста; предоставить информацию о важности участия детей в исследовательской деятельности.

1 этап (организационный)

1. Провести анализ программ и технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста и по ознакомлению детей раннего возраста с природой.

2. Определение рабочего места для создания детской лаборатории.

3. Составление плана лаборатории.

4. Оснащение лаборатории необходимыми материалами для работы (природный материал: камешки, глина, песок, листья, семена, веточки деревьев; прозрачные ёмкости, фартуки для работы детей и др.)

5. Составление перспективного планирования с учётом возрастных особенностей детей по играм экспериментам.

6. Разработка конспектов занятий по экспериментированию для детей 3-го года жизни.

7. Подбор методов и приёмов в работе с детьми раннего возраста.

8. Распределение детей по подгруппам с учётом возможностей и уровнем развития.

9. Составление сетки занятий, определение времени, длительность проведения игр – экспериментов.

10. Разработка диагностики по освоению задач, взятых в экспериментальной деятельности.

11. Подбор информации для родителей:

  • Статья “Лаборатория – база для специфической игровой деятельности детей”
  • Статья “Элементарные опыты детей раннего возраста”
  • Конспекты игр-экспериментов с неживой природой для детей раннего возраста.

2 этап (основной)

1. Открытие лаборатории.

2. Адаптирование перспективного планирования игр-экспериментов в детской лаборатории.

3. Дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные особенности.

4. Активизация детей в исследовательской деятельности через разные методы и приёмы работы.

5. Фото и видеосъёмка детей в экспериментальной деятельности и показ открытых мероприятий.

6. Диагностика. Анализ. Вывод.

7. Коррекционная работа с детьми (индивидуальная работа с часто болеющими детьми, редко посещающими детское учреждение).

8. Пополнение материала в лаборатории.

9. Работа с родителями:

  • Видео показ экспериментальной деятельности детей.
  • Фото стенд.
  • Семинар для родителей (консультирование, практическая работа с участием родителей и их детей).

3 этап (контрольно-диагностический).

1. Создана лаборатория для детей 3-го года жизни. Оснащение лаборатории.

2. Разработана технология (перспективное планирование, конспекты) в исследовательской деятельности детей.

3. Высокие показатели детей в познавательной деятельности (имеют первичные знания о живой и неживой природе). Сформированы первые навыки исследовательской деятельности.

4. Расширение сотрудничества с семьями воспитанников.

5. Повышение рейтинга дошкольного учреждения.

1. Успешное функционирование лаборатории (посещаемость от 90%).

2. Высокие показатели детей в познавательной деятельности (имеют первичные знания о живой и неживой природе). Сформированы первые навыки исследовательской деятельности.

3. Удовлетворённость родителей в детской деятельности.

4. Положительные отзывы родителей.

1. Презентация опыта работы на методическом объединении по раннему возрасту, на курсах повышения квалификации.

2. Распространение опыта работы на городских и областных семинарах.

3. Выступление с опытом работы на областных и городских семинарах, на конференциях.

1. Публикация, тиражирование опыта.

2. Расширение услуги в рамках “Лаборатории для маленьких исследователей” – работа с детьми 3-го года жизни с неорганизованными детьми.

1. Коробова М.В., Посылкина Р.Ю. /Кроха. Малыш в мире природы/, Москва,2005 г.

2. Лямина Г.М. /Воспитание и развитие детей раннего возраста/, Москва, 1981г.

3. Молодова Л.П. /Игровые экологические занятия с детьми/, Минск, АСОР, 1996г.

4. Павлова Л.М. /О познавательном развитии детей 2-3 лет/, Дошкольное воспитание, 1996г.

5. Рыжова Н.А. /Экологическое образование в детском саду/, Москва, Карапуз, 2001г.

6. Саморукова П.Г. -2-е издание /Как знакомить дошкольников с природой/, Москва, 1983г.

Проект направлен на развитие и удовлетворение познавательной потребности ребёнка, выраженной в поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка (организация развивающих занятий познавательного характера).

ВложениеРазмер
proekt_mir_nauchnyh_razvlecheniy.docx 23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Проект направлен на развитие и удовлетворение познавательной потребности ребёнка, выраженной в поисковой, экспериментально - исследовательской деятельности, которая развивает продуктивные формы мышления, стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка (организация развивающих занятий познавательного характера).

Отсутствие условий для организованного и контролируемого экспериментирования в дошкольных учреждениях города – одна из самых актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги, осуществляя свою деятельность. Все функционирующие в городе детские сады были построены в 70-е–80-е годы, поэтому и в конструкции здания специализированно оборудованных помещений для проведения реального безопасного исследования и экспериментирования не предполагалось. Созданные в группах уголки экспериментирования, деятельность в которых сводится к банальному наблюдению, изжили себя. Одним из выходов может стать открытие экспериментально-исследовательских лабораторий на базе образовательных учреждений города, в которых можно было бы организовать предметно-пространственную среду, способную удовлетворять различные потребности учреждения.

Выбор нами формы организации детской экспериментальной деятельности - экспериментально-исследовательская лаборатория – обусловлена тем, что организация образовательной деятельности в условиях контролируемого экспериментирования в дошкольном учреждении актуальна и эффективна. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта : развитие интеллектуальных способностей, любознательности средствами физико-химического экспериментирования в условиях экспериментально-исследовательской лаборатории; повышение качества работы детского сада в познавательно-речевом направлении.

1. Создать экспериментально-исследовательскую лабораторию, содержащую многофункциональную предметно-развивающую среду, отвечающую требованиям, предъявляемым к организации:

  1. образовательно-воспитательной деятельности детей дошкольного возраста;
  2. экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду.

2.Организовать образовательно-воспитательный процесс с детьми дошкольного возраста в условиях функционирования экспериментально-исследовательской лаборатории:

  1. развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по направлениям: познавательно-речевому и социально-личностному;
  2. Развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли и др.);
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

-расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развитие самостоятельности и критичности мышления, обучение способам работы с информацией.

3.Внедрить в практику работы детского сада информационно-коммуникативные технологии.

4.Разнообразить формы работы по организации экспериментально-исследовательской образовательной деятельности с воспитанниками детского сада через:

- ежемесячную организацию познавательных праздников и досугов;

Стратегия достижения поставленной цели:

Ведущим механизмом реализации проекта является взаимодействие педагогов, родителей по приобщению дошкольников к исследовательской деятельности, в процессе которой они смогут приобретать знания самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Родители не просто являются сторонними наблюдателями организации экспериментальной деятельности в детском саду, но и активно участвуют в работе экспериментально-исследовательской лаборатории: помогают в организации познавательных праздников и досугов. Педагог-психолог оказывает консультативную помощь родителям воспитанников.

Построение образовательного процесса в экспериментально-исследовательской лаборатории отвечает ряду условий:

-целесообразное распределение в режиме дня экспериментальной деятельности;

-обеспечение интеграции детского экспериментирования в образовательные области;

-максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними;

-безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;

-отчетливая видимость изучаемого явления;

-возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента;

-обеспечение доступности и достаточного количества материалов для экспериментирования и исследования;

-обеспечение правил безопасности проведения опытов;

-формирование базовой культуры личности;

-создание ситуации успеха, наличие благоприятного эмоционального климата в общении с окружающими.

-соответствует возрастным физиологическим возможностям детей;

-предусматривает постепенную подачу материала от простого к сложному, своевременное переключение с одного вида деятельности на другой;

- сопровождается динамическими паузами между различными видами деятельности;

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Познавательно-исследовательская деятельность как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. [2]

В 1990-е годы Н. Н. Поддъяков в ходе исследовательской работы в системе дошкольного образования пришел к выводу, что в детском возрасте, наряду с игровой деятельностью, ведущим видом деятельности является экспериментирование. [3]

В работах А. Н. Леонтьева, С. Л. Новоселовой экспериментирование рассматривается как особая форма поисковой деятельности, которая лежит в основе саморазвития ребенка. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. [5]

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- склонен наблюдать, экспериментировать;

-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. [1]

Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, целевые ориентиры, становится понятно, что проблема повышения познавательной активности существует в современной действительности. [6]

В начале нашей работы мы определили цель проекта : расширение и обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста об окружающем мире в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Наметили задачи проекта :

- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

- развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

-воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Для реализации проекта нам потребовалась помощь родителей воспитанников. Мы провели родительское собрание, на котором предложили родителям активно поучаствовать в проекте : организовать проведение опытов дома, пополнить уголок экспериментирования, создать коллекции природных материалов и др. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи. Так, например мы предложили родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Работу вели поэтапно:

На I этапе в сентябре 2018 года мы занимались разработкой проекта. Решали следующие задачи:

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую литературу, интернет-ресурсы по данной теме.

3. Подобрать материалы, атрибуты для Детской Научной лаборатории.

4. Подобрать материал для проведения опытов и экспериментов с детьми.

6. Составить перспективный план мероприятий (Приложение 1)

7. Обсудить тему проекта и форму его защиты.

На II этапе с октября 2018 года по сегодняшний день мы реализовывали проект – организовали деятельность всех участников проекта : детей, педагога и родителей.

Мы использовали следующие формы работы с детьми: НОД, эксперименты, опыты, эвристические беседы, наблюдение, экологические игры, труд, чтение познавательной и художественной литературы.

Систему работы выстраивали из взаимосвязи трех основных блоков: непрерывная образовательная деятельность, как специально организованная форма обучения; совместная деятельность педагога и детей; самостоятельная деятельность детей. Работа проводилась с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей. В группе оформили картотеку, которая содержит эксперименты для детей на различную тематику:

- опытническая деятельность по сезонам и др.

- вещества и материалы;

В процессе экспериментирования дети учились:

- принимать и ставить цель;

- анализировать объект или явление;

- выделять существенные признаки и связи;

- сопоставлять различные факты;

- выдвигать гипотезы, предположения;

- отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;

- фиксировать этапы действий и результаты графически.

В каждом эксперименте мы выделили следующую структуру:

• осознание того, что хочешь узнать;

• формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• совместный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Экспериментальные занятия в нашей Детской научной лаборатории мы строим на совместном творчестве с детьми, что в полной мере отвечает требованиям педагогики сотрудничества. Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию

На заключительном III этапе в марте 2019 года подвели результаты, сформулировали выводы.

Выводы: таким образом, наши предположения подтвердились: в ходе познавательно-исследовательской деятельности у детей сформировались предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; дети научились определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; к концу работы над проектом дети отличались широтой кругозора, любознательностью, интересно и с увлечением делились впечатлениями, знаниями и умениями со сверстниками и взрослыми.

Мы наметили перспективы дальнейшего развития проекта :

• пополнение атрибутов Детской научной лаборатории;

• конкурс на изготовление коллекций предметов из разных материалов;

• подготовка фото- и видеоотчета о реализации проекта (Приложение 2);

• пополнение картотеки опытов и экспериментов;

• участие в Фестивале проектов в ДОУ.

Наш опыт проектной деятельности может быть использован педагогами во взаимодействии с детьми старшего дошкольного возраста в непрерывной образовательной и совместной с воспитателем деятельностях. Кроме этого, мы планируем представить наш опыт работы на Фестивале проектов в ДОУ в мае 2019 года. А также наладить тесное сотрудничество с учителями школы №63 по дальнейшей реализации проекта нашими воспитанниками.

4. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект — Волгоград: Перемена, 1995.

5. Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Исследовательская деятельность дошкольников. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.

7. Рыжова Н. А. Волшебница –вода – М. : Линка-Пресс, 1997.

8. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком, Обруч,— № 2.

9. Рыжова НА. Опыты с песком и глиной, Обруч,— № 2.

10. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста, Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

11. Цыплякова О. Где же пятый океан?. Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

12. Интернет ресурсы:

Перспективный план работы с детьми

Задачи НОД Совместная деятельность Самостояте-льная

1 неделя - расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе;

Наблюдения за облаками, небом, тучами, солнцем и другими явлениями природы.

Оформление альбомов о водных ресурсах

2 неделя - познакомить детей с процессом выращивания хлеба, изготовлением муки, техникой, старинными инструментами для обработки хлеба.

- показать детям хлебные изделия, сравнить их свойства и состав;

- воспитывать бережное отношение к хлебу.

Наблюдение за колосьями, сбор полевых букетов, составление икебаны с колосьями.

3 неделя - познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас;

В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина) Самостоя-тельное рассматривание журналов

Задачи НОД Совместная деятельность Самостояте-льная

1 неделя - познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. - показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная. ;

- учить готовить соляной раствор.

Проведение опытов в Научной лаборатории Самостояте-льные исследования по растворимости соли в воде

2 неделя - познакомить детей с историей происхождения бумаги и современным её производством, свойствами, применением Беседы:

3- 4 неделя - показывать разные виды песка;

- расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка.

Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится).

Оформить выставку изделий из стекла

Опыты с кинетическим песком Постройки из кинетического песка

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

1-2 неделя -познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия;

Беседа с показом видеофильма

3 неделя - познакомить с магнитом и его свойствами;

-дать понятие притяжения, магнитного поля;

- рассказать о применении магнитов в науке и в быту

Опыты в Научной лаборатории Рассказы воспитателя о необычных явлениях природы, о магнетизме

Самостоятельные опыты детей с магнитами

4 неделя - показать виды камней;

- закреплять знания об их свойствах (холодные, тяжёлые);

- расширять знания детей о свойствах камней.

В группе организовать выставку различных камней (гранит, булыжник, камни разной формы и размеров). Самостоятельное рассматривание коллекции камней

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

1 неделя - расширять знания детей о значении воды, её применении;

- рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др). - дать понятие чистой и грязной воды.

- воспитывать у детей бережное отношение к воде.

Беседы об охране воды.

Познавательные беседы о крупных и мелких водных резервуарах. Наблюдаем за снегом, льдом, сосульками (если есть)

Изготовление цветного льда. Эксперименты в Научной лаборатории

2-3 неделя - совершенствовать знания детей о воде и её свойствах.

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, выполнять элементарные опыты.

4 неделя - закреплять знания детей о зиме, явлениях природы;

- продолжать знакомить с тремя состояниями воды, свойством льда и снега;

Сооружение снежных построек

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

1 неделя - объяснять понятие круговорота воды в природе;

- показывать зависимость воды от температуры;

Просмотр видеофильма о круговороте воды в природе В альбоме для научных наблюдений рисуем схему круговорота воды в природе.

2-3 неделя - установить, где находится воздух и как его обнаружить;

познакомить детей с его свойствами;

-на примерах опытов с воздушными шариками, пакетами, феном показать, что воздух находится везде;

Беседы о правильном дыхании, дыхательная

Гимнастика, воздухом наблюдение на прогулке за свойствами воздуха Рассматривание детских энциклопедий

4 неделя - учить работать в лабораторных условиях;

Беседы о назначении приборов для измерения температуры

Под контролем взрослого организовать выставку приборов для измерения температуры Самостоятельные измерения температуры

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

1 неделя - познакомить детей с электричеством, его применении, способах безопасности при работе с ним; познакомить с профессией электрика, энергетика, ГЭС, АЭС. – провести опыты с использованием трения.

Выставка бытовых электроприборов.

Беседа о применении электричества в современном мире. Эксперименты в Научной лаборатории

2 неделя - познакомить со свойствами огня;

- рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним;

Экскурсия в пожарную часть

3 неделя - познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла; - рассказывать детям о его применении, назначении и значении;

- учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию;

- продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов.

Задачи НОД Совместная деятельность Самостоятельная

1-2 неделя - расширять экологические знания детей;

- знакомить со способами посадки лука (почва и опилки);

-учить наблюдать за ростом растений;

-воспитывать любовь к природе и желание охранять и ухаживать за ней.

Наблюдаем за ростом лука.

Посадить лук в тени и на солнце.

Беседовать с детьми о растениях, уходе за ними. Что необходимо для их роста.

Самостоятельные наблюдения за ростом лука

Опыты в Научной лаборатории

Показ теневого театра Самостоятельные опыты со светом и тенью

4 неделя Подведение итогов Участие в Фестивале проектов в ДОУ Создание фото- видеоотчета о реализации проекта




Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект по формированию у детей подготовительной группы интереса к опытно-экспериментальной деятельности

воспитатель высшей квалификационной категории

Оглавление

Аннотация к проекту

Цели и задачи проекта

Формы взаимодействия с детьми и родителями.

6.4 Реализация плана

Список использованной литературы

1. Паспорт проекта

Дети подготовительной группы

Общая характеристика проекта

Проект состоит из четырех разделов:

Экспериментирование с водой

Экспериментирование с воздухом

Экспериментирование со светом

Экспериментирование со статическим электричеством

Итоговое мероприятие: научная викторина

2. Аннотация к проекту

Лев Семёнович Выготский

Каждому ребенку от рождения в той или иной степени присуще любопытство - склонность человека к проявлению интереса ко всему новому. Старший дошкольный возраст – та важная ступень в развитии личности, когда под чутким и умелым руководством взрослого природное любопытство трансформируется в любознательность, приобретая качественно новые черты. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, что в свою очередь является основой для развития познавательной активности.

Процесс познания – творческий процесс, и задача воспитателя – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: познавательно-исследовательскую, игровую, коммуникативную, изобразительную, конструктивную, восприятие художественной литературы, самообслуживание.

Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает проведение экспериментов.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности с детьми мы используем также следующие методы при проведении опытов и экспериментов.

Метод наблюдения – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач, в практической деятельности мы используем наблюдения разного вида:

распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

за изменением и преобразованием объектов;

Игровой метод - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

рассказы воспитателя (основная задача – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях);

рассказы детей (совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей);

беседы (уточнение, коррекция знаний, их обобщение и систематизация).

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает , нюхает, экспериментирует , исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности , и повышается познавательная активность .

Главные достоинства экспериментирования в детском саду :

- воспитанники получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания ;

- происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

- активно развивается речь ребенка ;

-происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

-формируется самостоятельность, навыки целеполагания, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

- формируются трудовые навыки;

- укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности .

- в соответствии с возрастом у детей приобретаются новые навыки.


…Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка. Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Детская поисково-исследовательская деятельность по освоению окружающего мира — это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.

Концепция развития естественнонаучного образования в ЯНАО указывает на то, что система учебных программ естественнонаучного образования в дошкольном образовании должна обеспечить ознакомление с природой и природными явлениями, формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, воспитание любви к природе. Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим миром через предметный мир, географию, физику, астрономию. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней.

Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности существует много, но исследовательская деятельность, бесспорно, является одной из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на специально разработанных занятиях, на исследовательских играх, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания — не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

H:\всякое\план участий\фото%201.jpg

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу — сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. Так, физика для малышей приглашает на изучение простейших физических явлений через сказку. Через экспериментальную деятельность дети знакомятся со светом и его свойствами, статическим электричеством и с тем, что Земля ведёт себя как огромный магнит — все к себе притягивает: людей и животных, моря и реки, камни и всё остальное. А её могучая сила называется силой притяжения!

C:\Users\t3vag\Desktop\IMG_3723.JPG


H:\на отчет\отчет по году экологии Пчелки\исследов. проект Нефть\WP_20171201_15_25_48_Pro.jpg

Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментально-исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, естественнонаучное образование, знание, умение, экспериментально-исследовательская деятельность, явление.

Похожие статьи

Опытно-исследовательская деятельность в познавательном.

познавательно-исследовательская деятельность, ребенок, окружающий мир, дошкольное образование, профессиональная компетентность педагогов, родитель, педагог, опытно-экспериментальная деятельность.

Экспериментальная и поисковая деятельность детей.

детское экспериментирование, ребенок, вид деятельности, исследовательская деятельность, познавательная активность

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная.

Роль детского экспериментирования как метод познавательного.

окружающий мир, ребенок, природа, знание, познавательная деятельность, исследовательская деятельность, дошкольный возраст, Детское экспериментирование, детская деятельность, детский сад.

Метод экспериментирования, как средство познавательного.

детское экспериментирование, ребенок, исследовательская деятельность, материал, место, игра, окружающий мир, исследовательская работа

ребенок, дошкольное образование, игра, детское экспериментирование, дошкольный возраст, старшая группа, различный вид.

Естественнонаучные знания как объект познания в начальной.

Экология, экологическое образование, экологическое сознание, воспитание, окружающий мир, экологическое знание, начальная школа.

Развитие идей экологического образования у детей младшего. Деятельность важна для качественного усвоения и познания содержания.

Развитие познавательной активности детей среднего.

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Психолого-педагогические основы формирования.

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочивании и систематизации.

Организация исследовательской деятельности детей.

ребенок, экспериментально-исследовательская деятельность, экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, деятельность, окружающий мир, опыт, опыт работы.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, ребенок, дошкольное образование, экспериментальная деятельность

Метод экспериментирования, как средство познавательного. ребенок, дошкольный возраст, окружающий мир, эксперимент.

Читайте также: