План урока ранняя римская республика

Обновлено: 04.07.2024

Целевая аудитория:5 класс

Тип урока:объяснение нового материала, 1 час.

Цели урока: способствовать формированию понимания важного значения наследия Древнего Рима, в т.ч. раннего периода для дальнейшего развития мировой цивилизации.

Знание: знать государственное устройство ранней республики в Древнем Риме, хронологию, терминологию и персоналии царского периода и ранней древнеримской республики, актуализация знаний о древнегреческой демократии.

Понимание: понимать специфику Римской республикию

Применение: анализ письменных и вещественных источников по истории древнеримской республикию

Анализ: умение решать проблемные вопросы, сравнивать демократии в Древней Греции и Древнем Риме, систематизировать знания в таблице.

Синтез: формулировать выводы по теме, обобщать знания в форме рассужденияю

Оценка: оценивать значение древнеримского периода для дальнейшего развития античной цивилизации и мировой цивилизации в целом; проводить самооценку по предложенным критериям.

Оборудование: мультимедийная презентация, приложение к учебнику на CD-ROM (УМК В.И. Уколовой, Л.П. Маринович / под редакцией А.О. Чубарьяна), технологическая карта урока.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Подготовка к восприятию нового.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Закрепление изученного.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Подготовка к восприятию нового.

Вопросы, которые нацеливают вспомнить ранее изученный материал:

III. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос: В какой из двух республик – Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?

Первый этап (Знание)

По ходу рассказа учителя выполни одно из заданий:

Задание 2. Составь схему управления в Ранней Римской республике.

Второй этап (Понимание)

Используя полученные знания, выполни задания

Задание 1. Сформулируй причины борьбы плебеев с патрициями

Задание 2. Сравните роль плебеев в управлении государством в царский период и в период Римской республики

Задание 3. Укажите сильные и слабые стороны управления Римской империи, избиравшей ежегодно двух консулов.

Третий этап (Применение)

Работа с историческим документом

Задание 1. Ответь на вопрос к документу (стр. 241)

Задание 2. Составь 2-3 вопроса к документу.

Четвёртый этап (Анализ)

Решение проблемного вопроса

В какой из двух республик – Римской или Афинской свободные бедняки играли большую роль в управлении?

Вопросы для сравнения Афинская демократия Римская демократия
Принятие законов
Оплата должностей
Роль знати
Вывод Афины – демократическая республика, в которой власть в полной мере принадлежала народу, а ареопаг утратил свое значение. Рим – аристократическая республика, власть в которой принадлежала знати. Сенат играл определяющую роль в разработке законов, ни перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибочные действия.

Пятый этап (Синтез)

В 1 части презентации тренировочные тесты (в каждом задании предусмотрена возможность проверки (самопроверки) знаний обучающихся по изученной теме:

Слайд 3 – вставить пропущенные буквы в имена царей Рима.

Слайд 5 – тест с вводом ответа на знание обучающимися хронологии Раннего Рима

Слайд 7 – 4 вопроса теста посвящены терминологии изучаемого периода истории Древнего Рима

2 часть презентации – диагностические тесты. Обучающиеся по желанию могут начать тестирование с того уровня, который осознают, что успешно справятся с заданием.

1 уровень – средний;

2 уровень – выше среднего;

3 уровень – сложный.

Шестой этап (Оценивание)

Карта самооценки обучающегося – Приложение 1

Оценка работы учащихся на уроке и при выполнении домашнего задания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответтвии с ФГОС ООО. Возожно использование с учебниками изд. Дрофа, а также с любыми другими. Урок подготовлен с использованием банка ЦОР.

Урок истории 5 класс

Учитель: Калайда Екатрина Витальевна. МБОУ СОШ №65, г.Краснодар.

Тема урока:Рим. Ранняя республика. Борьба патрициев и плебеев

Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.

Применяемые технологии: проблемного обучения, сотрудничества, ИКТ, игровые.

Цель урока: выявить причины смены формы правления в Древнем Риме. Установить особенности республики в Риме, причины и следствия борьбы плебеев и патрициев.

- способствовать формированию толерантности в групповой работе;

- способствовать формированию понятий гражданин и гражданская позиция

- формулировать и обосновывать выводы;

- способствовать развитию навыков работы в группах, работы с текстом, систематизации материала, составления таблицы.

- сопоставлять полученную информацию по устройству древнегреческого полиса и римской республики и делать выводы о схожести и различиях этих цивилизаций;

- выявлять главные особенности цивилизации Древнего Рима;

- оценивать интересы римского гражданина

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах;

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; умене работать с инструкциями по выполнению задания.

Предметные: воспитание интереса к истории как науке., развитие умений работать с учебником, овладение понятиями

Методы обучения: проблемно-диалогический

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, доска, мультимедийный экран, проектор.

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Учебник. С. В. Колпаков, Н. А. Селунская. Дрофа, 2013

Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь с контурными картами А. В. Абрамов, Ю. А. Абрамова Дрофа 2013

1. Электронное пиложение к учебнику История Древнего мира. 5 класс. Учебник. С. В. Колпаков, Н. А. Селунская. Дрофа, 2013

Конспект урока по истории на тему

Цель урока "Ранняя Римская республика" - выяснить особенности устройства римской республики. В ходе работы на уроке обучающиеся развивают умения осмысленного чтения, анализа информации, сравнения, формулирования аргументированной точки зрения. Анализируя текст учебника, обучающиеся ищут ответ на вопрос, какая из выдвинутых в начале урока гипотез правильная.Урок "Ранняя Римская республика" разработан по учебнику "История. Древний мир". Уколова В.И.

Цель урока: выяснить особенности устройства римской республики.

· Характеризовать высшие органы власти республики, порядок их формирования, полномочия.

· Развивать умения осмысленного чтения, анализа исторической информации, сравнения, формулировки аргументированного оценочного суждения

· Развивать коммуникативные умения – работать в паре, аргументировано отстаивать свою точку зрения по проблеме

Тип урока: комбинированный.

1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности учащихся, их рабочих мест к уроку.

2. Актуализация знаний.

1.Что мы знаем об основании Рима?

2. Назовите самых известных первых царей Рима. Чем они прославились?

3. В чем особенности царской власти в Древнем Риме?

4. Назовите права и обязанности граждан римской общины.

5. Письменно: разгадай ребус. Дай определение зашифрованному слову.

3. Мотивационно-целевой этап.

Какое событие произошло 2527 лет тому назад? (народ Рима изгнал тирана Тарквиния Гордого и основал республику). Предположите, о чем мы с вами будем говорить на уроке?

Слайд 1. Тема урока: Ранняя Римская республика. Учащиеся записывают тему урока в тетради.

На прошлом уроке мы выяснили особенности царской власти в Древнем Риме. Какая проблема стоит сегодня перед нами? (выслушивает предположения учащихся).

Слайд 2. Цель урока: выяснить особенности устройства римской республики.

У любой формы государственного устройства есть свои достоинства и недостатки, сегодня мы выясним это на примере Римской республики.

Слайд 3. План урока:

1.Государственное устройство республики.

2. Борьба патрициев и плебеев.

Слайд 4. Какие формы государственного устройства, государственной власти мы с вами уже знаем?

Деспотия, демократия, монархия, республика.

Выполним словарную работу.

Формулируют определения терминов:

Монархия – высшая власть принадлежит одному правителю.

Деспотия – государство с неограниченной властью правителя и всеобщей зависимостью подданных.

Демократия – власть народа.

Сравните определения, какие из них имеют похожее значение?

Монархия и деспотия, демократия и республика.

Как вы можете объяснить тот факт, что формы государственного устройства в Греции и Риме похожи? (выслушивает высказывания учащихся).

Слайд 5. Гипотеза:

1. формы государственного устройства Греции и Рима похожи, т.к. римляне – потомки греческого героя Энея, часть греческой цивилизации.

2. Рим – создал особую форму государства.

3. Рим заимствовал опыт Греции, но создал несколько отличную от них форму государства.

Какая из гипотез правильная, узнаем в конце урока.

Организация работы в парах.

Задание: проанализируйте 1-2 пункты § 46, стр. 120-121, заполните сравнительную таблицу( см. рабочий лист)

Слайд 7. Демонстрация 3 столбца таблицы, учащиеся проверяют выполнение в листе приложения.

Греческая демократия (Афины)

Высший орган власти

Сенат – подготовка законопроектов для утверждения на народном собрании

Кто мог принимать участие в управлении государством

Любой гражданин по достижении 20 лет

Патриции – представители аристократических родов.

Орган, решавший вопросы повседневной жизни

Совет 500 (граждане старше 30 лет)

Высшие должностные лица

2 консула в мирное время

Диктатор во время войны сроком на 6 месяцев

Возможность участвовать в управлении бедняков

Возможно, получали небольшую плату

Невозможно, т.к. исполняли обязанности безвозмездно

Порядок формирования органов власти и назначения должностных лиц.

Выборы, отчитывались перед Народным собранием, штраф за неправильные действия.

Магистраты избирались сроком на 1 год.

Сенаторы пожизненно назначались из числа бывших магистратов.

Ни перед кем не отчитывались.

Греческая демократия (Афины)

Власть в полной мере принадлежит народу.

Ареопаг(Совет старейшин) полностью утратил свое значение

Власть принадлежит знати.

Сенат играл определяющую роль, ни перед кем не отчитывался, не нес ответственности за ошибочные действия.

Подумайте и определите, какие слабые стороны, недостатки были в устройстве и греческой демократии и Римской республики?

Слайд 8. Недостатки государственного устройства Древней Греции и Рима

• права только у граждан

• женщины не участвовали в управлении государством и политической жизни

• рабы – бесправны и беззащитны

Слайд 9. Борьба патрициев и плебеев.

Свободные, но неполноправные: обязаны нести военную службу во время войны, но не имеют

права управлять государством.

Попадают в долговую кабалу от патрициев.

Браки между патрициями и плебеями запрещены.

Плебеи были недовольны своим положением. Подумайте, какая возможность была у плебеев изменить своё положение, добиться равноправия? Подсказка – Рим вел постоянные войны с соседями). Выслушивает ответы учащихся.

Слайд 9. Действительно, несколько раз в разгар боевых действий плебеи отказывались вступать в сражение. Они стали собирать отдельное народное собрание, принимать собственные законы – плебисцит.

Запись в тетрадь: плебисцит - закон или решение, принятое собранием плебеев.

Слайд 10. Плебеи добились права выбирать из своих родов трибунов – должностных лиц.

· Защищали права плебеев от патрициев

· Собирали народные собрания плебеев

· Обладали личной неприкосновенностью

· Обладали правом вето – запрет на решения консулов или сената.

В конце концов, плебеи добились определенного равенства с патрициями. Как вы думаете, какое значение имел этот факт?

Вывод: укрепление республики.

Слайд 11.Предлагаю вернуться к высказанным нами гипотезам.

1.формы государственного устройства Греции и Рима похожи, т.к. римляне – потомки греческого героя Энея, часть греческой цивилизации.

2.Рим – создал особую форму государства.

3.Рим заимствовал опыт Греции, но создал несколько отличную от них форму государства.

Какая из них вам кажется наиболее правильной? Выслушивает ответы учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями; рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов.

Устройство Римской республики

Цель: познакомиться с устройством Римской республики:

образовательная:

1 выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями;

2 рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов;

3 дать оценку деятельности сената и его роли в Риме;

4 охарактеризовать боевую подготовку римского войска;

5 найти преимущества римского войска в сравнении с греческим и македонским;

1 на основе иллюстраций в учебнике и отдельных изображений сформировать образное мышление;

2 на основе исторических источников сформировать навыки самостоятельной работы;

3 на основе схематических рисунков и сравнительного анализа развить навыки логического мышления;

воспитательная:

1 формирование патриотизма и чувства долга перед Отечеством;

2 формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций;

3 развитие творческой активности, качеств смелости и образованности.

Основные понятия: республика, консулы, народные трибуны, право вето, сенаторы, Марсово поле, Форум, туника, тога, кандидата, легион, гастаты, принцепсы, триарии.

Тип урока: комбинированный

1. Выборы консулов и принятие законов.

2. Сенат и его роль в Риме.

3. Римское войско.

1) Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся)

А вы знаете, что…

Один никому не известный грек по имени Герострат пошёл на преступление в 356 г. до н.э. – поджёг красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Как вы думаете, зачем он это сделал? А как ещё можно прославиться?

Так вот, цель нашего урока, и последующих – рассмотреть, как прославились римляне в истории. Для этого нам понадобится систематизировать знания.

2) Проверка д/з:

а) Исторический зрительный диктант

2) Основатель Рима

5) Переселенцы из других областей Италии

Орган, которому принадлежала высшая власть

Отметить те понятия, с которыми можно провести историческую параллель с Древней Грецией (в скобках указать греческие термины) – взаимопроверка, оценки

б) Индивидуальная карточка:

Слайд 4

Для этого вспомни:

1) В честь кого город получил такое название?

2) Какие занятия существовали у древних римлян?

3) Какая схема управления у них была?

В древнем Риме люди занимались выращиванием ячменя и пшеницы , винограда и льна. Они разводили рогатый скот, свиней, коров, ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды.

Из обстоятельного ответа вы узнали, что римляне изгнали последнего царя. Естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?

Задача сегодняшнего урока – выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство. (Запись темы урока в тетрадь)

Выборы консулов и принятие законов.

2.Сенат и его роль в Риме.

3. Римское войско.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя:

- Итак, закроем глаза и мысленно перенесемся в Древний Рим. 3 век до нашей эры. С самого начала существования республики, на протяжении 200 лет, шла ожесточённая борьба между патрициями и плебеями. Она то затихала, то разгоралась с новой силой.

- Как вы думаете, из-за чего они воевали?

1) уравнивание в правах патрициев и плебеев

2) снять долговую кабалу ( 326 г. до н.э.)

3) получить доступ к общегосударственным землям

- ( сл. 9)Ежегодно в предрассветный час одного летнего дня на Марсовом поле( широкая равнина за городской стеной) собирались на Собрание граждане Рима. На высоком берегу Тибра взвивался красный флаг, который свидетельствовал о том, что Риму ничего не угрожает. Когда распахивались ворота, из них в окружении 12 ликторов появлялся консул. Раздавались звуки трубы, и жрец возвещал о том, что боги приняли жертву. И народное собрание приступало к выбору консулов на следующий год.

- А есть ли у вас предположения, как проходило голосование?

- Давайте прочитаем о нём ( стр. 223 – каждый гражданин… с212)

- Как вы думаете, кто мог стать консулом? ( и бедный, и богатый гражданин). Но так как в Риме не платили денег за государственную службу, то консулом мог стать только богатый человек. Почему?

- Каковы функции консулов? ( сл. 10)

1) проводили наборы в войско

2) созывали Народное собрание

3) предлагали новые законы

4) могли отменить распоряжения друг друга, поэтому им приходилось договариваться о принятии решения

5) во время войны один консул находился в Риме, а другой при войске ( но если опасность была велика, то оба консула присутствовали на войне)

- А как выбирали народных трибунов? ( стр. 223 - для выборов… стр 213)

2) работа по учебнику: ( сл. 12)

Стр. 224 стр 213-214 – Сенат и его роль в Риме

Рассказ учителя и слайд 13

3) Рассказ учителя:

- Большую часть римских граждан составляли крестьяне, для которых главной ценностью была земля. Семьи росли, подрастающие сыновья нуждались в собственных участках, и они с завистью смотрели на поля богатых земледельцев. Чтобы избежать восстаний малоземельных крестьян, Римское государство вынуждено было вести завоевательный войны. В результате беспрерывных войн Римское государство расширило свои территории, приобрело богатый военный опыт и создали сильное войско, которое делилось на легионы. Основную массу воинов - легионеров составляли земледельцы; бедняков. Не владевших землёй на военную службу не брали.

- ( сл.14) Какие же нововведения произошли в римской армии?

1) вооружение, позволявшее одному и тому же бойцу вести как дальний, так и рукопашный бой.

2) построение войска подвижными отрядами, дававшее возможность успешно сражаться на пересечённой местности.

3) умение строить походные лагеря – крепости

4) суровая военная дисциплина

- А теперь давайте рассмотрим поподробнее каждое из этих нововведений.

А остальные читают текст учебника на стр. 224-226 , стр. 214-216

1 нововведение: ( сл. 14) У римлян не было сильной конницы, зато пехота считалась самой лучшей в мире. Голову тяжеловооружённого легионера защищали шлем, грудь и спину – панцирь, живот – широкий кожаный пояс с металлическими бляхами. Щит имел полуцилиндрическую форму, делался из досок, обтягивался бычьей кожей. По краям он был укреплён железными полосами, а в центре имел железную шишку, которую воин стремился подставить под удар врага.

Римляне вооружали всех легионеров острыми и крепкими мечами, которыми можно было рубить и колоть. Главным нововведением римлян было особое копьё, которое годилось как для метания, так и для ближнего боя. Оно состояло из острого и тонкого железного наконечника( 1м3 см), насаждённого на древко такой же длины. Сблизившись с противником, легионер бросал копьё. Если врагу удавалось прикрыться щитом, копьё. Имевшее зазубрины, застревало в щите и сковывало движение воина. Римлянин, выхватив меч, бросался на врага, который вынужден был бросить щит. Копьём опытные легионеры могли сразить сразу двух воинов противника.

2 Нововведение: ( сл. 15-16) Римское войско делилось на легионы, в которых насчитывало 4500 тыс. воинов. Перед боем римляне строились не сплошной массой, а строились в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй – воины постарше и покрепче, а в третьей – самые опытные и надёжные воины. В начале боя вперёд выбегали легковооружённые юные воины. Они забрасывали противника дротиками, пущенными из пращи и отбегали. Если консул видел, что они не могут преодолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами. Врагам начинало казаться, что они одолели врага, как вдруг перед ними оказывались воины второго ряда. Если положение было опасным, то вводились резервы – отряды третьей линии Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стенной.

3 нововведение: ( сл.17) в походе, даже оставаясь на одну ночь, римляне строили хорошо укреплённый лагерь. Он разбивался по чётко установленному единожды плану- в форме четырёхугольника. Посланные вперёд командиры выбирали ровную местность, где была поблизости вода, топливо для костров и трава для скота. Флажками замечалось расположение стоянки: проводились две пересекающие главные улицы лагеря. В конце улиц предполагалось устроить ворота. На месте пересечения улиц отмечали палатки командующего.

Когда легионеры приходили к месту стоянки, каждый воин уже знал и улицу и ту часть её, где должна находиться его палатка. Сложив оружие и багаж, воины копали ров, ограждающий лагерь, возводили земляной вал и укрепляли частоколом. Лагерь превращался в хорошо защищённую крепость. При внезапной тревоге в нём не было паники, ведь каждый воин чётко знал, что ему нужно делать.

Там где не было дорог, воинам приходилось внести весь свой скарб на себе.

Ноша воина состояла из оружия, запасов пищи, личных вещей, строительного инструмента и 2 тяжелых колов для строительства лагеря. Помимо обучения военному искусству, воины изучали ремесло землемера, строителя или каменщика, а также учились строить дороги, сооружать каналы и различные здания. Воины получали

жалование ок.250 денариев. Треть денег уходила на пищу, которую легионеры приобретали за свой счет. Еда была простой: сыр, бобы, хлеб. Питьем для солдат была вода, или поска -дешевый сорт вина.

4 нововведение: (сл.18)таких побед не возможно было бы достичь, если бы не было дисциплины. В военное время полководцы имели полную власть над жизнью и смертью своих подчинённых.Нарушение приказа, дезертирство и трусость карались немедленно. Ликторы перед строем секли розгами виновного, а затем отрубали голову. Если целая часть войска проявляла трусость, воинов выстраивали и казнили каждого десятого. Если часовой засыпал на посту, то его предавали военному суду и забивали палками и камнями. Отличившимся в бою увеличивали долю военной добычи, их награждали почётным оружием. Тому, кто первым забирался на стены вражеской крепости, давали венок с изображением зубчатой стены.

- Ребята я что-то забыла, а как называют человека, который собирается, но еще не занял ни какой должности?

Читайте также: