Как изменялось представление о том чем должна заниматься психология на протяжении истории кратко

Обновлено: 30.06.2024

Психология как наука изучает факты, механизмы и законы жизни души. История психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы были открыты человеческим разумом.

Задача истории психологии:

  • Изучить закономерности развития знаний о психике
  • Показать связь между психологией и другими науками, от которых зависят ее достижения.
  • Признать зависимость создания и восприятия знаний от социокультурного контекста
  • Роль человека в изучении своего индивидуального пути в возникновении самой науки.

Психология в своем развитии прошла несколько этапов. Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI веке до н.э., то есть до начала объективного, научного изучения психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, сказках и первых религиозных представлениях, которые связывали душу с определенными живыми существами (тотемами). Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI веков до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому и получила условное название философского периода. Его длительность также определяется достаточно условно — до появления первой психологической школы (ассоциативизма) и определения собственно психологической терминологии, отличной от принятой в философии или естествознании.

В силу условности периодизации развития психологии, что естественно практически для любого исторического исследования, существует некоторая неоднозначность в определении временных границ различных этапов. Иногда возникновение самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Школа Вундта, то есть с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная гораздо раньше, осознав независимость своего предмета и уникальность своего положения в системе наук — как наука, изучающая как гуманитарные, так и естественные, внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое независимое положение психологии закрепилось с ее появлением в качестве предмета изучения в университетах уже в конце XVIII — начале XIX века. Поэтому правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки с этого периода; мы говорим о возникновении экспериментальной психологии в середине 19 века.

Период существования психологии как самостоятельной науки гораздо короче, чем период ее развития в потоке философии. Конечно, этот период не является однородным, и за более чем 20 веков психологическая наука претерпела значительные изменения. Изменились также предмет психологии, содержание психологических исследований и отношение психологии к другим наукам.

Психология прошла долгий путь развития, происходили изменения в понимании объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы его развития.

I этап — Психология как наука о душе. Это определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Они пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека присутствием души.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать была названа сознанием. Основным методом изучения было наблюдение за самим человеком и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в двадцатом веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать то, что можно увидеть непосредственно, поведение человека, его действия и реакции (мотивы, вызывающие действия, не рассматривались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные законы, проявления и механизмы психики.

Психология является одновременно одной из самых старых и одной из самых молодых наук. Уже в пятом веке до нашей эры греческие мыслители интересовались многими проблемами, которыми сегодня занимается психология — памятью, обучением, мотивацией, восприятием, сновидениями и поведенческими патологиями. Но хотя предшественницей психологии была наука древности, считается, что современный подход начал формироваться в 1879 году.

На сегодняшний день психология сложилась как своеобразная система психологических школ. Психологическая школа — это группа ученых, разделяющих теоретическую ориентацию и работающих над общими проблемами на основе определенной системы идей. Таким образом, психология все еще находится на предпарадигмальной стадии развития: до сих пор ни один взгляд не смог объединить все существующие платформы.

Каждая новая школа сначала возникала как движение протеста против господствующей системы взглядов. Расцвет и господство большинства учений было лишь временным, но все они сыграли важную роль в развитии психологии.

Психология как наука. Развитие представлений о предмете психологии - История психологической мысли в античности и средневековье

История психологической мысли в античности и средневековье

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. anima — дух, душа) — древнейшими воззрениями, согласно которым все существующее в мире имеет душу. Душа понималась как независимая от тела сущность, которая управляет всеми живыми и неживыми объектами.

Более поздние философские учения античности затрагивали психологические аспекты, которые решались в терминах идеализма или в терминах материализма. Так, философы-материалисты древности, Демокрит, Лукреций и Эпикур, понимали человеческую душу как вид материи, телесную структуру, состоящую из сферических, мелких и очень подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427-347 гг. до н.э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это нечто божественное, отличное от тела, и душа человека существует до того, как он соединяется с телом. Это образ и процесс мировой души. Душа невидима, возвышенна, божественна, вечна. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. Согласно своему божественному происхождению, душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу в свои оковы.

В средние века преобладала идея, что душа имеет божественное, сверхъестественное происхождение, и поэтому изучение жизни души должно быть подчинено задачам теологии. Только внешняя сторона души, обращенная к материальному миру, может предстать перед человеческим судом. Величайшие тайны души доступны только в религиозном (мистическом) опыте.

Голландский философ Спиноза (1632-1677) предпринял попытку вновь соединить человеческое тело и душу, которые были разделены учением Декарта. Нет никакого особого духовного начала, оно всегда является одним из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза считал, что такой подход позволяет рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, с какой в геометрии рассматриваются линии и плоскости. Мысль — вечное свойство вещества (материи, природы), поэтому в какой-то степени мысль присуща и камню, и животным, и в значительной степени человеку, проявляясь в форме интеллекта и воли на человеческом плане.

Развитие психологической мысли в эпоху Просвещения (18 век) и в первой половине 19 века

Становление психологии как самостоятельной науки произошло в 60-х годах 19 века. Она была связана с созданием специальных исследовательских учреждений — психологических лабораторий и институтов, кафедр в университетах, а также проведением экспериментов по изучению психологических явлений. Первой версией экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины была физиологическая психология немецкого ученого Вендта (1832-1920). В 1879 году Вундт открыл в Лейпциге первую в мире лабораторию экспериментальной психологии.

Вскоре после этого, в 1885 году, В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

Но идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной: из простых элементов невозможно собрать сложные состояния сознания. Поэтому в 20 веке эта психология сознания практически прекратила свое существование.

Структурализм и функционализм

Основателем структурализма был Э. Титченер (1867-1928). Титченер считал, что содержание психологии должно стать содержанием сознания, упорядоченным в определенную структуру. Основные задачи психологии — как можно точнее определить содержание психологии, выявить исходные элементы и законы, по которым они объединяются в единую структуру.

Титченер отверг представление о том, что элементы сознания, выделенные Вундтом, должны ассоциироваться с особыми сущностями в виде ментальных образов или значений, не имеющих сенсорного характера. Эта позиция противоречила основам структурализма, поскольку сенсорные элементы (ощущения, образы) не могут порождать несенсорные, чисто интеллектуальные структуры.

Он считал проблему сознания, необходимость определить, чем сознание отличается от всех других феноменов бытия, центральной для новой психологии. Он утверждал, что позиция Вундта игнорирует активность сознания, его постоянную направленность на объект. Для обозначения этого неотъемлемого свойства сознания Брентано предложил понятие интенции. Она имманентна каждому психическому явлению и благодаря ей можно отличить психические явления от физических.

Убежденный в том, что при обычном самонаблюдении, как и в типах экспериментов, предложенных Вундтом, можно изучать только результат, а не сам психический акт, Брентано решительно отверг метод анализа, используемый в лабораториях экспериментальной психологии, считая, что он извращает реальные психические процессы и явления, которые следует изучать путем тщательного внутреннего наблюдения за их естественным ходом. Он также скептически относился к возможности объективного наблюдения, допускал этот метод в психологии лишь в ограниченной степени и считал очевидными только психические явления, данные во внутреннем опыте. Он подчеркнул, что знания о внешнем мире носят вероятностный характер.

Французская социологическая школа и описательная психология

Исследователи, считавшие, что общество, социум и культура являются основными детерминантами развития человека, предложили свой собственный объяснительный конструкт психического развития. Основы этой конструкции были заложены французской социологической школой; большой вклад в ее развитие внесла американская школа культурной антропологии.

E. Дюркгейм считается основателем социологического течения в психологии. Его работы оказали значительное влияние на развитие психологических исследований взаимоотношений между личностью и обществом. Решающую роль в развитии ребенка он отводит социальному фактору, который основан на коллективных представлениях больших сообществ людей. Коллективные представления — это целостная система идей, обычаев, религиозных верований, моральных правил, социальных институтов, священного писания и т.д. Они независимы от человека, непреодолимы по отношению к нему, тотальны (универсальны).

Развитие ребенка происходит в процессе усвоения традиций, обычаев, верований, представлений и чувств других людей. Воспринимаемые извне мысли и чувства ребенка определяют характер его психической деятельности и особенности восприятия окружающей среды. Социальный опыт усваивается путем подражания, которое так же важно в социальной жизни, как наследственность в биологии. Ребенок рождается со способностью к подражанию. Во французской социологической школе был раскрыт механизм формирования внутреннего мира ребенка — интернализация как переход от внешнего к внутреннему.

Видным представителем французской социологической школы является П.Жане. Он считал, что человеческая психика социально обусловлена и что ее развитие заключается в формировании системы множественных отношений с природой и обществом. Под связями П.Жане понимал действия как формы отношения человека к миру. Среди них наиболее значимыми являются социальные действия, выражающиеся в отношениях сотрудничества. Социальные отношения между людьми являются основой для развития каждого человека. Характерной чертой французской психологической школы является дифференциация стадий развития ребенка. П.Джанет выделяет четыре таких уровня. Первый уровень характеризуется развитием двигательных реакций (приближение и отдаление), где важны не сами реакции, а их социальная обусловленность. Второй уровень — это развитие перцептивных действий, где формируются перцептивные образы и репрезентации памяти. Эти психологические образования также направлены на взаимодействие с другими людьми. Третий уровень — социально-личностный — характеризуется способностью ребенка координировать свои действия с действиями другого человека. Четвертый уровень — интеллектуально-элементарный. На этом уровне у ребенка развивается язык как средство общения с другими людьми и контроля своих действий. Овладение языком создает условия для интенсивного развития мышления ребенка.

Уотсон отрицал существование инстинктов: то, что кажется инстинктивным, является социально обусловленными рефлексами. Он не признавал существования наследственных признаков, считал, что все в человеке определяется только воспитанием, обучением.

Бихевиоризм рассматривает эмоции как реакции организма на определенные раздражители (внутренние — учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления и т.д. — и внешние). Страх, гнев и любовь — единственные, которые не возникают в процессе познания. Младенцы от природы способны испытывать эти эмоции: Страх — при громких звуках и потере опоры; Гнев — при сдерживании; Любовь — при прикосновении, качании.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Первоначально появилось представление о том, что в теле человека существует нечто, дозволяющее ему понимама то, что он лицезреет и слышит, дает ему возможность мыслить и ощущать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так появилось представление о душе, которую нередко изображали в виде крылатого существа. Душа независима от тела, она может жить своей жизнью, к примеру, пока человек дремлет. Душу связывали с дыханием, которое пропадало у мертвого человека. Числилось, что душа покидает человека вкупе с заключительным дыханием. Это представление отразилось в мифах разных народов и во взглядах древних философов.

Древнегреческие философы представляли душу как нечто, схожее на пламя либо движение воздуха. Душа от-10

Психология появилась как наука о душе, и в далекойшем в течение многих веков психологическое знание накапливалось в рамках философской идеи. Одним из главных вопросов, который волновал философов, раздумывавших над сущностью людской, была проблема связи души и тела. Очень длинно главенствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно разна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. числилось, что душа может оказывать влияние на тело, но не напротив.

Французский философ Р.Декарт (1596-1650) также считал, что душа и тело имеют различную природу и действуют по разным законам. Тело, по воззрению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее основное свойство - способность думать, помнить и ощущать. Но не только душа может влиять на тело, но и тело может повлиять на душу.

В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук заместо понятия душа в науке появилось понятие сознание. Психология стала наукой о сознании. Сознание включало идеи человека, его чувства, потребности, желания - все то, что человек находит, размышляя о себе, обращая взгляд внутрь себя.

Отсюда появился очень главный вопрос, как, под влиянием чего формируется сознание человека. Предполагалось, что все, имеющееся во наружном мире, повлияет на органы эмоций, благодаря чему появляются чувства. Ощущения могут сочетаться между собой с поддержкою цепочки ассоциаций. Это направление получило названиеассоциа-низма.

Соответственно понималось и развитие человека. Известный английский философ Дж. Локк (1632-1704), считавший, что в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях, разглядывал сознание ребенка при рождении как tabula rasa - чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена. Эта мысль Дж. Локка получила значительное отражение в разнородных психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о водящей роли наружных воздействий, воздействий среды

для развития и воспитания человека. Потому Дж. Локк присваивал великое значение воспитанию, в том числе формированию положительного дела к превосходным поступкам и отрицательного - к нехорошим.

Краткая история психологии: от Античности до наших дней

Вы слышали о Зигмунде Фрейде? Наверняка да. Кто-то даже сможет щегольнуть цитатой знаменитого психоаналитика. Но ведь не единым Фрейдом жива психологическая наука! Она развивалась на протяжении многих веков и богата людьми, которые размышляли и делали выводы о природе души, разума, психики.

Мы предлагаем вам расширить свой кругозор и познакомиться с идеями выдающихся мыслителей, а также узнать, как психология из умозрительной дисциплины превратилась в настоящую науку.

Психология в Античном мире

История психологии начинается с Древнего Египта. Именно там примерно в 1550 году до н. э. был создан папирус Эберса – сборник медицинских текстов, один из старейших трудов, содержащих медицинские знания. В нем впервые упоминается о психических состояниях, таких как слабоумие и депрессия.

Если рассматривать психологию, как дисциплину, изучающую разум, то философы Древней Греции, безусловно, были первыми, кто внес лепту в ее развитие. Для них понимание устройства души и разума являлось важной частью интеллектуального исследования. Теории древних греков были тесно связаны с этическими, физическими и метафизическими концепциями. Давайте проследим, как развивалась их мысль.

Фалес и Анаксимен

Фалес и Анаксимен – греческие мыслители, которые больше интересовались космогонией и космологией, чем изучением человека. Фалес Милетский полагал, что весь мир обладает душой. Он рассматривал ее, как источник жизни и движения.

Соотечественник Фалеса Анаксимен конкретизировал эту концепцию, проведя аналогию между человеческой душой и веществом, которое, по его мнению, окружало космос. И то и другое он отождествлял с воздухом или дыханием. Такое сравнение означало, что душа человека выполняет жизненно важную функцию.

Представление о единой природе космического пространства и человеческой души принадлежит к той совокупности идей, которые породили веру в душу как элемент Бога в человеке.

Гераклит

Гераклит Эфесский был философом, который развил перечисленные выше концепции. В отличие от Анаксимена он полагал, что основным материалом души является огонь. Под огнем он, скорее всего, понимал нечто похожее на энергию, а не огонь как материальный элемент.

Гераклит считал, что чувства – первый источник информации
о мире, но они могут вводить в заблуждение, когда неверно интерпретированы. Если же душа правильно трактует чувства, то человек способен познать Логос – принцип организации всего в мире или истину.

Здесь можно отследить ряд фундаментально новых идей для того времени. Во-первых, психика (душа) начала восприниматься, как получатель чувственных впечатлений. Во-вторых, интерпретируя их, человек мог понять принцип устройства мира, который не поддается строго эмпирическому исследованию. В-третьих, психика и Логос становились тождественными понятиями. Таким образом, Гераклит хотел сказать, что душа (психика) обладает глубинами, которые невозможно постичь [Green C. D.].

Эмпедокл

Философ и врач Эмпедокл дал чуть более подробное описание процесса чувственного восприятия и мышления. По его мнению, Вселенная представляла собой смесь четырех элементов: огня, воды, земли и воздуха, а управляли ею две полярные силы: любовь и борьба.

Модель восприятия, по Эмпедоклу, выглядела так: каждый предмет непрерывно источал крошечные частицы, а человек впитывал их через поры в органах чувств. Например, огненные и водянистые выделения от внешних объектов входили в огненные и водянистые поры глаз.

Говоря о мышлении, философ утверждал, что кровь вокруг сердца является средоточием человеческой мысли, а темперамент зависит от того, насколько сбалансированы в ней четыре элемента сущего [Kingsley K. S., Parry R., 2020]. Сегодня подобные умозаключения кажутся наивными, но идеи Эмпедокла и других античных философов были важным этапом в истории становления психологии как науки.

Анаксагор и Демокрит

В отличие от Эмпедокла Анаксагор рассматривал восприятие, как результат взаимодействия противоположностей, полагая, что человек способен распознать внешнее тепло благодаря холоду внутри себя.

В философской системе Анаксагора доминирующее положение занимала концепция Разума, который представлял собой управляющую силу, сотворившую космос из хаоса путем вращения ранее неподвижных масс. Согласно Анаксагору, Разум уникален, изначален, вечен, автономен, неограничен и самодостаточен, а также является частью человеческого существа и действует как ведущая сила души, которая преобладает над телом и полностью настраивает его функции.

По мнению же философа Демокрита, душа представляла собой сеть из сферических и подвижных атомов, пронизывающих всю структуру тела. Он также поддерживал ранее сформировавшуюся идею о том, что она схожа по субстанции с космосом.

Сократ

Используя диалектику в качестве основного метода поиска знания, Сократ утверждал, что лучший способ познать собственный внутренний мир – это задавать себе вопросы и осознанно размышлять над ответами. Легко заметить, что подобный подход является основой современного самоанализа и неотъемлемой частью любой психотерапии.

Платон

Платон был учеником Сократа. Опираясь на философию учителя, он полагал, что все знания даны человеку от рождения, а их постижение возможно путем интроспективного исследования своего внутреннего опыта. Платон являлся родоначальником дуализма в психологии, разделяя человека на два независимых и антагонистических элемента: материальное, несовершенное тело и душу, содержащую чистое знание.

Аристотель

Дуализм Платона был в некоторой степени преодолен его учеником Аристотелем, который придерживался идеи о нераздельности души и тела.

Он предполагал, что разум является результатом психической деятельности, и отводил большую роль пониманию психических процессов, происходящих внутри личности, включая работу органов чувств, благодаря которым человек познает окружающую среду.

Аристотель сделал важный вывод о целях, которым служат наши действия, таким образом, предвосхитив идеи, выдвинутые в 20 веке выдающимися психологами Альфредом Адлером и Эдвардом Толменом. Древнегреческий философ утверждал, что действия человека не являются бессмысленными, а всегда преследуют достижение какой-то цели, поэтому понять поведение без ссылки на это намерение непросто.

Также Аристотель считал, что каждый человек стремится реализовать свой потенциал. В этой мысли прослеживаются нотки самоактуализации – концепции, впоследствии исследуемой психиатром Куртом Гольдштейном и психологом Абрахамом Маслоу.

Как видите, античные философы внести существенный вклад в наше понимание мира и самих себя. Некоторые из их идей сегодня могут показаться странными, но они легли в основу многих областей знания, включая и психологию.

Психология в Средние века

Период Средневековья зачастую ассоциируется с охотой на ведьм, суевериями и одержимостью демонами. Во многом так и есть, но это не вся правда. Давайте узнаем, как в те времена обстояли дела с изучением разума и развитием психологической науки.

В Средние века исследователи стремились понять связь между человеком и Богом, поэтому теологические взгляды распространились и на психологию. Западноевропейские богословы придерживались идеи, что Бог был творцом, возвышающимся над всеми существами, а люди, являясь вершиной его творения, обладали душой, которая связывает их с божественным. Согласно христианским представлениям, человек был наделен внутренним духом, который отделен от души и тела, что отражало веру в трехстороннюю природу Бога.

Августин пришел к следующим умозаключениям из разных областей психологии:

Психология в эпоху Ренессанса

Большое влияние на развитие психологии как науки, оказали прогрессивные идеи гуманизма, появившегося в эпоху Возрождения. Его последователи отвергали веру в божественность как источник человеческого сознания, утверждая, что люди обладают самосознанием и самоопределением. Такая концепция стимулировала интерес ученых к анатомическим и психологическим исследованиям: изобретатель Леонардо да Винчи и другие начали проводить эксперименты, чтобы понять, как рассуждают люди.

В эпоху Ренессанса было много ученых, которые внесли вклад в становление современной психологической науки, однако ключевыми фигурами стали:

Рене Декарт

Томас Гоббс

Томаса Гоббса можно назвать первым социальным психологом, поскольку он считал, что понимание психологии людей необходимо для эффективного управления государством. Гоббс пришел к выводу, что личные интересы определяют человеческое поведение, например, жажда удовольствия стимулирует движение к желаемому объекту, а боязнь боли или отвращение приводят к избеганию объекта. Теперь доктрина Гоббса известна как психологический гедонизм.

Джон Локк

Джордж Беркли

Отчасти взгляды британского философа Беркли совпадали с идеей Локка о том, что знание есть результат чувственного опыта. Однако развивая свою теорию, Беркли пришел к захватывающему дух выводу: мира физических объектов не существует, есть только мир идей. Т.е. представление о том, что материальные предметы существуют, а взаимодействуя с ними, человек переживает некие ощущения, – это всего лишь акт веры, игра разума.

Дэвид Юм

Психология как самостоятельная дисциплина

Основным методом исследования Вундта была интроспекция или самонаблюдение, при котором испытуемые концентрировались на собственных психических процессах и сообщали об этом опыте ученым. Такой подход до сих пор используется в нейробиологии, хотя многие специалисты критикуют интроспекцию за отсутствие объективности.

Тысячи студентов посетили лекции Вундта, сотни получили научные степени по психологии, а ученик Вундта Эдвард Титченер стал основоположником структурализма.

Структурализм

Структуралисты считали, что самый лучший способ понять, как функционирует разум – это разбить его на основные элементы и исследовать каждый из них. Титченер пришел к выводу, что существует три группы ментальных компонентов, которые формируют сознательный опыт:

  1. Ощущения.
  2. Образы.
  3. Привязанности (чувства, эмоции).

В качестве единственного метода исследования этих элементов он использовал интроспекцию (самоанализ), полагая, что те процессы, которые нельзя исследовать с помощью этой техники, не относятся к сфере психологии. В итоге чрезмерная зависимость структуралистов от сомнительной и строгой методологии завела их в бесплодный тупик. По сути, структурализм умер вместе с Титченером, а на смену ему пришел альтернативный подход, известный как функционализм.

Функционализм

В отличие от структуралистов, которые стремились обнаружить компоненты сознания и понять, как они организованы, функционалистов больше интересовало, как работает разум, какие психические процессы в нем протекают и какую роль сознание играет в поведении человека.

Одним из главных представителей функционализма был выдающийся психолог и философ Уильям Джеймс. Он продвигал идею о том, что разум и самосознание служат некой практической цели. Т.е. функционалисты рассматривали мышление и поведение с точки зрения того, как они помогают человеку адаптироваться к окружающей среде, успешно функционировать в мире и добиваться успеха. Такой подход к психологии сформировался под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина.

В конце концов функционализм потерял свое господство, а на смену ему пришли другие психологические теории.

Появление психоанализа

Как вы могли заметить, ранняя психология была ориентирована на изучение сознательного ума. Но в конце 19 века австрийский врач Зигмунд Фрейд выдвинул теорию о важности бессознательного, подорвав тем самым веру в рациональную природу разума.

Согласно Фрейду, поведение во многом определяется прошлым опытом (в том числе ранними детскими воспоминаниями) и внутренними импульсами, о которых человек даже не подозревает. Бессознательное формируется путем вытеснения – процесса, при котором тревожные переживания и подавленные чувства уходят из сознательного ума в некий резервуар, становясь частью бессознательного. Чтобы исследовать его содержимое, отец психоанализа полагался на гипноз и сновидения, пытаясь расшифровать скрытый в них смысл.

Кратко об истории отечественной психологии

В нашей стране психология как самостоятельная дисциплина начала развиваться в 19 веке. Среди множества талантливых ученых мы выделим лишь несколько ключевых фигур:

Лев Семенович Выготский

Выготский считал, что формирование привычек и поведения происходит в результате социокультурного взаимодействия. Важную роль в процессе человеческого обучения он отводил игре, считая, что она помогает ребенку усваивать культурные нормы и социальные навыки, а также контролировать собственное поведение.

Самая известная теория Выготского в области психологии – это зона ближайшего развития. Она иллюстрирует процесс обучения ребенка и предполагает, что дети учатся решать более сложные задачи с помощью знающих взрослых, осваивая новое под их руководством.

Александр Романович Лурия

Лурия утверждал, что психические процессы и сознательная деятельность человека протекают благодаря работе трех единиц мозга:

  • блока регулировки пробуждения;
  • блока получения, анализа и хранения информации;
  • блока программирования, регулирования и проверки активности.

Интересный факт: если проанализировать работы советского ученого, можно обнаружить сходство между его теорией и популярной (более поздней) гипотезой о триедином мозге нейрофизиолога Пола Маклина.

Иван Петрович Павлов

В 1904 году Павлов получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Он проводил эксперименты на собаках и известен благодаря открытию классического обусловливания. Ученый обнаружил, что условный раздражитель (звонок), который ассоциировался у собак с видом еды, способен сам по себе вызывать условный рефлекс (слюноотделение).

Павлов не был психологом, но предположил, что обусловливание может вызывать определенное поведение не только у собак, но и у людей. Он оказался прав. Его открытие оказало существенное влияние на развитие психологической школы бихевиоризма.

Бихевиоризм

В начале 20 века подход ученых к психологии резко изменился. Они отказались от акцента на сознательном и бессознательном, направив внимание на изучение поведения. Так появлялся бихевиоризм. Цель его сторонников заключалась в исследовании только полностью объективных и наблюдаемых процессов: никакого самоанализа и обсуждения ментальных концепций.

Одним из самых ярых сторонников бихевиоризма был американский психолог Джон Уотсон, который, придерживаясь чисто научного подхода, стремился изучать поведение, не делая никаких предположений, выходящих за рамки опыта, доступного органам чувств.

Уотсон придерживался мнения, что контекст и окружающая среда, в которых находится человек, полностью определяют его поведение. Эту идею впоследствии развил психолог Беррес Фредерик Скиннер. Он ввел в оборот понятие оперантного обусловливания и продемонстрировал на крысах, как наказание и подкрепление влияют на поведение.

Гуманистическая психология

Бихевиоризм и психоанализ сохраняли доминирующее положение до второй половины 20 века, пока не появилась новая школа мысли, известная как гуманистическая психология. И родилась она благодаря американскому психологу Карлу Роджерсу, который твердо верил в силу свободы воли и самоопределения. Гуманисты во главе с Роджерсом утверждали, что:

  • на поведение человека, в первую очередь, влияет его восприятие окружающего мира;
  • свобода воли и осознанный выбор существуют;
  • потребность в реализации своего потенциала (самоактуализация) естественна для каждого человека;
  • любой опыт уникален, поэтому психологи должны осуществлять индивидуальный подход к каждому клиенту.

Важный вклад в развитие гуманистической психологии внес американский психолог Абрахам Маслоу. Он считал, что психоаналитическая теория Фрейда и бихевиористическая теория Скиннера слишком зациклены на патологических аспектах поведения. Поэтому Маслоу углубился в изучение того, что приносит людям счастье: мотивирует, удовлетворяет потребности и приводит к самореализации.

Монополия поведенческой психологии сохранялась до тех пор, пока в конце 1950-х годов не случилась когнитивная революция.

Когнитивная психология

Основные идеи когнитивной революции заключались в том, что человеческий разум работает подобно компьютеру и его можно изучать, как самодостаточную логическую систему независимо от социальных, культурных, ситуационных факторов, а также без ссылки на его физическую основу.

Датой рождения когнитивной психологии принято считать 11 сентября 1956 года. В тот день выдающиеся ученые Джордж Миллер, Ноам Хомский, Аллен Ньюэлл и Герберт Саймон выступили с докладами на симпозиуме по теории информации, проходившем в Массачусетском технологическом институте (Кембридж).

Профессор лингвистики Ноам Хомский утверждал, что ментальная структура языка имеет в основе универсальные, врожденные принципы, которые передаются генетически, и способность к его изучение невозможно объяснить одним лишь подкреплением, раскритиковав тем самым поведенческую теорию Скиннера.

В 1956 году когнитивный психолог Аллен Ньюэлл совместно с политологом, экономистом и социологом Гербертом Саймоном разработали первую рабочую компьютерную программу, которая имитировала способность человека решать сложные проблемы. Она могла доказывать теоремы так же, как и талантливый математик.

С тех пор когнитивная психология стремительно развивается. Благодаря инструментам визуализации мозга, таким как функциональная магнитно-резонансная томография и позитронно-эмиссионная томография, у исследователей появилась возможность изучать его внутреннюю работу. А при помощи генетики современные психологи стремятся понять, каким образом физиология и наследственность влияют на психологическое состояние человека.

Друзья, желаем вам быть в ладу с собой, и в случае необходимости не пренебрегать помощью такой великолепной науки, как психология. Успехов!

Психология зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. в Древней Греции как часть натурфилософии (науки, изучавшей закономерности всего сущего). В это время считалось, что одушевлен не только человек, но и весь мир (панпсихизм). Душу считали материальной, а ее основной функцией считали энергетическую – приведение в движение инертного (пассивного) тела.

История развития психологии

Немаловажную роль в развитии психологии сыграла идея причинной обусловленности (детерминизма), сформулированная Гераклитом. Концепция общего закона (Логоса) способствовала преодолению сакральности и развитию науки вообще, но породила важнейший вопрос о наличии у человека свободы воли и поведения. Мнения по этому поводу разделились – Демокрит отстаивал предопределенность, а Сократ и Платон отмечали, что в таком случае человек лишается критериев нравственной оценки своего поведения. Философская школа стоиков разделила свободу на внутреннюю и внешнюю, тем самым оставляя за человеком возможность нравственного совершенствования.

Позднее античные ученые пришли к выводу, что душа служит источником разума и нравственности, а определяющим фактором, влияющим на психику человека, является культура. Так было установлено качественное различие между психикой человека и животных, что и привело к переходу от материалистической концепции души к идеалистической, заложенному в трудах Сократа, Платона и Аристотеля. Например, Платон выдвинул идею нематериальности и вечности души.

В античности зародилась психология познания. Аристотель выделил познавательные процессы воображения и речи, Платон – памяти. Было положено начало таким направлениям, как сенсуализм (знание базируется на ощущениях) в трудах Демокрита и Эпикура, а также рационализм (ощущения дают знания о единичных вещах, всеобщие знания дает разум) – у Платона, Плотина и школы стоиков. В вопросе регулирования человеческого поведения античные мыслители затронули также проблему эмоций. Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар полагали, что человек стремится к тому, что приносит ему удовольствие. Платон же отстаивал регуляцию разумом.

Психология в Средние века

Средневековая наука, в том числе психология, была неразрывно связана с религией. В христианском мире в III–VI вв. античные концепции были под запретом, как языческие. Философские школы (Ликей, Сад Эпикура) были закрыты или вытеснены из Европы. Их возвращение состоялось уже в IX–X вв., в том числе через исламский мир. Церковь осуждала как сомнение в своих догматах, так и попытки их доказать. В VI–XII вв. церкви и монастыри являлись средоточием культуры, там работали церковные ученые, имевшие доступ к античной литературе. В XII–XIII вв. возникают первые университеты в Европе, развивается схоластика, служившая теоретическому обоснованию церковных догматов.

Психология в Новое время

В Новое время на развитие психологии повлияло появление новых подходов к построению науки – стремление к рациональности, доказательности теоретических положений. Психология становится наукой о сознании, не изучает вопросы внешней активности, поведения. Развитие точных наук, в частности физики, повлекло за собой появление такого подхода, как механистический детерминизм (человеческое тело – своеобразная машина, действующая в соответствии с законами физики). Происходила борьба рационалистического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц) и сенсуалистического (Д. Локк, Т. Гоббс) подходов к познанию.

Психология в XVIII веке

В этот период развитие науки стимулировалось идеями прогресса, развития. В середине XVIII в. возникает первая психологическая школа – ассоцианизм. Ассоциативная психология была единственным чисто психологическим направлением вплоть до начала ХХ в. Ассоциативную психологию развивал Ш. Бонне, который предположил, что ассоциации ощущений и идей – это связи нервных волокон. Ассоцианизм получил свое развитие в трудах Д. Беркли и Д. Юма. Основателем же этого направления считают Д. Гартли, который создал новую теорию рефлекса, связанную с вибрациями. Ученый выделял большой круг вибраций (от органов чувств к мозгу и мышцам) и малый (в белом веществе мозга, обеспечивающий память, обучение и познание).

Психология в ХIХ – начале ХХ вв

Основатель направления позитивизма в науке О. Конт в своей классификации наук не нашел места психологии, как не обладающей позитивной (то есть научной) парадигмой. Таким образом, перед психологией стал выбор: либо потеря статуса самостоятельной дисциплины, слияние с биологией и социологией, либо трансформация в духе позитивизма. Первоочередным требованием была разработка методологии, так как интроспекция не могла считаться подлинно научной. Появляются метод логики (Дж. Милль), метод проб и ошибок (А. Бэн), метод генетического наблюдения (И. Сеченов), экспериментальный метод (В. Вундт).

Появление дарвиновской теории эволюции повлекло за собой окончательный отказ от механистического детерминизма, принятие идеи, что цель психического развития – адаптация к среде. Стала возможной разработка ряда отраслей психологии – дифференциальной, генетической, зоопсихологии.

Психология в ХХ – начале ХХІ вв

В 1910 – 1930 гг. психологическая наука переживала кризис, порожденный несоответствием теоретико-методологической базы накопленным эмпирическим данным. В результате возник ряд новых направлений в психологии:

  • бихевиоризм (основоположник – Дж. Уотсон, в переводе с английского behaviour - поведение), изучение поведения экспериментальным путем;
  • гештальтпсихология (основатели – М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кафка, в переводе с немецкого Gestalt – целостный образ), изучение психики в целостных проявлениях;
  • психоанализ (основатель – З. Фрейд), основное внимание уделялось бессознательному;
  • аналитическая психология (К. Юнг), индвидуальная психология (А. Адлер) – развитие идей психоанализа учениками Фрейда;
  • социологически-ориентированная психология (Э. Дюркгейм, М. Гальбвакс, Ш. Блондель) - утверждали, что человеческое в человеке есть результат жизни в обществе.

Во второй половине ХХ в. возникает еще ряд психологических школ:

  • гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Оппорт) – исследование здоровой, творческой личности, стремящейся к самоактуализации;
  • когнитивная психология (Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Келли) – рассматривает психику как систему, осуществляющую поиск и переработку информации;
  • логотерапия (В. Франкл) – утверждает, что движущей силой поведения человека является стремление к поиску и осуществлению смысла жизни.

На базе перечисленных направлений возникли разновидности психотерапии, например, психодрама, психодинамическая и гештальттерапия, психосинтез.

В отечественной психологии с начала 1920-х гг. выделялся прикладной аспект исследований, направленный на повышение работоспособности, уменьшение аварийности и травматизма. Возникают такие отрасли психологии, как психотехника, рефлексология (В. Бехтерев), реактология (К. Корнилов). Поведение изучали М. Басов, П. Блонский, теорию установки разработал Д. Узнадзе, культурно-историческую концепцию – Л. Выготский, психологическую теорию деятельности – С. Рубинштейн и А. Леонтьев, дифференциальную психофизиологию – Б. Теплов, патопсихологию – Б. Зейгарник, нейропсихологию - А. Лурия.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Об авторе: Психолог, специалист в области семейных отношений и воспитания детей. Обожаю рисование, лепку, рукоделие и любое интересное творчество. Мама двоих детей и прекрасная жена!

Читайте также: