Содержание и формы организационно педагогической деятельности руководителя доу

Обновлено: 02.07.2024

Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются -общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов государственно-общественного управления Учреждения и их компетенция определяются Уставом МБДОУ.

Все участники образовательного процесса составляют коллектив Учреждения. Полномочия коллектива Учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава работников Учреждения.

Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.

На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции. Общее собрание проводится не реже 2 раз в календарный год.

Для рассмотрения основных вопросов образовательного и воспитательного процесса в Учреждении действует Педагогический совет. Педагогический совет– постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников, в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.

В состав Педагогического совета входят заведующий, все педагоги Учреждения. В нужных случаях на педагогический совет приглашаются медицинские работники, представители общественных организаций, учреждений, родители. Представители Учредителя, необходимость их приглашения определяется председателем Педагогического совета. Приглашённые на заседание Педагогического совета пользуются правом совещательного голоса. Председателем Педагогического совета является заведующий - руководитель Учреждения. Заседания Педагогического совета созываются не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы Учреждения. Заседания Педагогического совета оформляется протоколом. Решения Педагогического совета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета. Педагогический совет взаимодействует с другими органами самоуправления Учреждением – Общим собранием, родительским комитетом:

- через участие представителей Педагогического совета в заседаниях Общего собрания, родительского комитета Учреждения;

- через представление на ознакомление Общему собранию и родительскому комитету материалов, разработанных на заседании Педагогического совета;

- через внесение предложений и дополнений по вопросам, рассматриваемым на заседании Общего собрания и родительского комитета Учреждения.

Родительское собрание– коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и Учреждения по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития Учреждения, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива Учреждения по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Родительское собрание:

- выбирает родительский комитет;

- изучает основные направления образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности в Учреждении (группе) вносит предложения по их совершенствованию;

- заслушивает вопросы, касающиеся содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения (группы);

- принимает информацию заведующего, отчёты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, о ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению;

- заслушивает информацию воспитателей групп, медицинских работников о состоянии здоровья детей группы, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению, итогах учебного года;

- вносит предложения по совершенствованию педагогического процесса в Учреждении (в группе).

В качестве органов самоуправления в Учреждении действует Родительский комитет. Родительский комитет– постоянный коллегиальный орган самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского комитета входят по два представителя родительской общественности от каждой группы Учреждения.

Родительский комитет Учреждения:

- обсуждает Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся взаимодействия с родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;

- координирует деятельность групповых родительских комитетов;

- заслушивает доклады , информацию представителей организации и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно – гигиенического режима Учреждения, об охране жизни и здоровья воспитанников;

- вместе с заведующим Учреждением принимает решение о поощрении, награждении благодарственными письмами наиболее активных представителей родительской общественности.

Заседание Родительского комитета созывается не реже 1 раза в квартал.

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретическая часть
1.1. Заведующий Доу - хороший организатор и высококвалифицированный педагог…………………………………………………………………….……….5
1.2. Сущность, состав и структура организации управленческой деятельности руководителя………………………………………………………………………8
1.3. Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ………………………………………………………………………………13
1.4. Содержание и методы организационно-педагогической деятельности заведующего……………………………………………………………………. 23
2.Практическая часть.
2.1. Распределение обязанностей между заместителями заведующей………33
2.2.Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей….36
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………40
Приложения………………………………………………………………. ……42

Файлы: 1 файл

контрольная по управлению.doc

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ

1.1. Заведующий Доу - хороший организатор и высококвалифицированный педагог…………………………………………………………… ……….……….5

1.2. Сущность, состав и структура организации управленческой деятельности руководителя……………………………………………… ………………………8

1.3. Функции организации управленческой деятельности руководителя ДОУ……………………………………………………………………… ………13

1.4. Содержание и методы организационно-педагогической деятельности заведующего………………………………………………… …………………. 23

2.1. Распределение обязанностей между заместителями заведующей………33

2.2.Анализ циклограммы деятельности заведующего и его заместителей….36

В настоящее время дошкольное образовательное учреждение рассматривается как комплексная социально-педагогическая система. Она имеет свою достаточно ярко выраженную специфику: цели, структуру коллектива как детского, так и сотрудников, виды и содержание информационных и коммуникативных процессов. В последние годы дошкольное образование претерпело достаточно серьёзное реформирование; пересмотрены концептуальные основы, приняты важные решения, расширяющие права и возможности педагогов. Существенные перемены в социальной, экономической, политической и социокультурной сферах жизнедеятельности общества требуют изменения в мышлении и стиле деятельности руководителей. Эта закономерность касается и управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Прежней осталась задача детского сада - удовлетворение потребности семьи и общества в уходе за детьми дошкольного возраста, их развитие, воспитание и образование (подготовка к обучению в школе). Очевидно, что проблемы воспитания и образования в современном ДОУ могут быть разрешены лишь при условии правильной, научно обоснованной организации воспитательно-образовательного процесса. А значит, формирование организационной структуры управления дошкольным образовательным учреждением является важной задачей, стоящей перед каждым руководителем.

Организационная структура управления современного дошкольного образовательного учреждения должна строиться на основе теории социального управления с учётом требований современной практики и специфики работы детского сада. Каждый руководитель, проектируя модель организации своего учреждения на основе поиска социального соотношения централизации и децентрализации в системах управления, в формах контроля и планирования, в таком распределении управленческих функций, которое позволяет сочетать интересы личности и коллектива, учитывать особенности каждой категории работников, детей, их родителей и общественности. При этом руководителю необходимо принимать во внимание специфику целей и задач, методов и форм управления современным дошкольным образовательным учреждением.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.

1.1.Заведующий хороший организатор и высококвалифицированный педагог.

Важнейшим разделом деятельности заведующего дошкольным учреждением является руководство методической и воспитательной работой в коллективе. Он организует разнообразные ее формы, направленные на повышение идейно-теоретического уровня и педагогической квалификации всех сотрудников. Методические мероприятия вооружают педагогический коллектив новыми знаниями, умениями, рациональными методами и приемами воспитания и обучения детей и содействуют улучшению качества работы. Методическое руководство осуществляется в различных формах: педагогические советы, открытые просмотры занятий, прогулок, игр и т. д.; организация работы педагогического кабинета; целевые посещения возрастных групп, фронтальные и тематические проверки их работы; просмотр и анализ планов воспитательной работы; индивидуальные и коллективные консультации.[2]

1.2. Сущность, состав и структура организационно-педагогической деятельности руководителя ДОУ.

Руководитель дошкольного образовательного учреждения должен быть профессионально и морально подготовлен к управленческой деятельности, знать теорию научного управления, совершенствовать свой стиль работы.

Как отмечает Л. Поздняк, под управлением дошкольным учреждением следует понимать целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность совместного труда сотрудников в решении задач воспитания детей на уровне современных требований [10, 55]. Под целенаправленной деятельностью понимается воздействие (с определённой целью) на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс). Оптимальное для современного подхода в управленческой деятельности – это всё-таки целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата (цели).

Представление о деятельности управления руководителя образовательного учреждения как профессиональной, базирующейся на науке управления образованием, стало формироваться только в 90 х годах XX века. Сегодня заведующий дошкольным образовательным учреждением – это не только должность, но и профессия со всеми присущими профессиональной деятельности структурными компонентами. В чём же сущность деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении?

Значительная часть исследователей определяет сущность управления через его внутренние и внешние функции.

А.Ф. Пеленёв, основываясь на методологии системного исследования [9, 44], рассматривает управление как целостное единства взаимосвязанных между собой многих компонентов, считая необходимым выделить его состав, структуру, сущность, внешние функции (целевое назначение по отношению к объекту), внутренние функции как субъекта для того, чтобы изучить их по отдельности.

Дошкольное образовательное учреждение, как и всякое другое образовательное учреждение имеет управляемую и управляющую системы. Управляемая система состоит из тесно связанных между собой коллективов – педагогического, медицинского, обслуживающего и детского.

Структура (внутренняя форма системы, представляющая её компоненты и устойчивые взаимосвязи между ними, определение А.Ф. Пеленёва [9, 335]управления в дошкольном образовательном учреждении обычно представлена в виде двух основных подструктур – административного и общественного управления и представляет собой совокупность всех его органов с присущими им функциями.

Это неплохой вариант для детских садов с небольшим коллективом сотрудников и детей. У этой иерархической системы, где высший уровень обеспечивает заведующий дошкольным образовательным учреждением, причём необходимо отметить, что его главенствующее положение основано на принципе единоначалия, закреплено и юридически в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении, есть свои недостатки. Насколько она эффективна, во многом зависит от деловых качеств и способностей, личного авторитета заведующей дошкольным образовательным учреждением, т.к. единоначалие предполагает организационно-управленческую деятельность одного лица – руководителя.

По А.Ф.Пеленёву целевое назначение управления дошкольным учреждением состоит в обеспечении направленности деятельности всех подразделений и сотрудников на исполнении его функций, в первую очередь образовательных и воспитательных. Иначе говоря, управление дошкольным образовательным учреждением призвано обеспечить использование кадровых, материально-технических, финансовых, временных и других ресурсов с максимальной эффективностью и продуктивностью для развития детей дошкольного возраста.

Во всех приведённых определениях управления и его назначения подразумевается присутствие двух сторон: субъект управления (кто управляет) и объект управления (чем управляют). Причём, управление состоит в воздействии субъекта на объект для изменения его с разными целями: выполнение работы, устойчивого функционирования, развития. Отсюда следует, что управление осуществляется людьми (руководитель) как субъектами, есть деятельность, цель и задачи которой направлены на обеспечение, поддержание и повышение эффективности функционирования объекта управления, достижение его целей.[17]

Рассуждая о сущности деятельности управления в дошкольном образовательном учреждении необходимо чётко определить, что есть субъект и объект управления, или, иначе, ответить на вопрос – кто и чем управляет?

В дошкольном образовательном учреждении субъектом управления является заведующая и её заместитель (методист). Кроме того создаются и коллегиальные органы, решающие управленческие задачи (совет педагогов и т. д.). Субъектами управления в той или иной мере являются педагоги и родители. Все субъекты управления могут действовать разрозненно, противоречиво (что влечёт к осложнениям в микроклимате дошкольного образовательного учреждения), или образовывать целостное единство, систему внутрисадовского управления.

Объектом управления в дошкольном образовательном учреждении выступает вся система его жизнедеятельности, основными компонентами которой являются:

  • воспитательно-образовательный процесс;
  • межличностные отношения всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители, сотрудники);
  • повышение квалификации педагогов;
  • создание необходимых материально-технических условий.

Элементом системы управления выступает её наименьшая часть, представляющая собой единство процессов сбора и отработки информации об управляемом объекте, принятие управленческого решения и действий субъекта (руководителя дошкольного образовательного учреждения) на его выполнение. Отсутствие названных составляющих процесса управления, или нарушение их единства ведёт к утрате сущности управления, к неуправляемости объекта. В идеале сбор и отработка информации должна осуществляться непрерывно, необходима обратная связь с объектом управления, чтобы иметь достоверную картину о положении дел, достаточную для принятия своевременных и адекватных управленческих решений.

Читайте также: