Исследовательский проект психолога в школе по профориентации

Обновлено: 13.05.2024

Современный мир подарил множество возможностей, как и большие возможности в сфере профессий. Мир профессий на данный момент очень разнообразен и каждый год пополняется чем-то новым. Это не может не пугать выпускников. Ведь выбор профессии - это одна из самых главных проблем современных подростков.

Вопросы о профессии появлялись еще в детские годы, но в детстве все обходилось проще, ведь в основном многие просто мечтали и не говорили в серьёз. Некоторые задерживались на своих детских мечтах, они осуществляли их или они помогали в будущем с выбором рода деятельности. Помимо простых мечтаний в детстве также не было давления со стороны: со стороны семьи, друзей и самого себя. Многие вещи в детстве могли повлиять на этот сложный, но важный выбор. Безобидные детские игры могли определить характер, темперамент и какую роль в этой игре ты будешь занимать, какая роль тебе больше подходит. Многим нравились простые вещи как рисование, и если ребенок в детстве с сильным пристрастием к этому делу, ему нужно помочь развивать это, даже если это не будет его будущей профессией, это определенно поможет ему научиться определенным навыкам и умениям.

Правильный выбор профессии очень важен, ведь он определяет ваше материальное и психическое благополучие. Для многих это огромный стресс и дикая боязнь. Ведь на планете столько разных интересных профессий, но нужно выбрать только одну, которая будет подходить тебе и приносить радость. Но на пути школьников стоят очень множество мешающих им факторов, с которыми им нужно бороться.

Цель проекта: помощь школьникам в приобретении знаний для правильного выбора будущей профессии

Задачи проекта:

Знакомство с основными причинами выбора профессии, планирования карьеры;

Выявить основные трудности и ошибки при выборе профессии, найти пути их преодоления;

Формирование профессионального ориентира и оказание помощи в его реализации;

Глава 1. Теоретическая сторона профориентации

Профориентация-(профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Функции профориентации

Диагностическая функция

Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности

Находит положительные качества личности

Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии

Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения

Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

Организационная функция

Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность

Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов

Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий

Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала

Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Информационная функция

Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.

Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

Профилактическая функция

Уменьшает количество ошибок при выборе профессии

Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий

1.2 Причины выбора профессии

Почему человек выбрал именно эту профессию? Многие думают, что есть одна причины – интерес, но на самом деле причин выбора профессии много, основные делятся на два вида:

Внешние причины:

Мнение родителей- родители всегда хотят для своего ребенка самого лучшего, но многие переступают черту и начинают давить на своего ребенка. Часто родители выбирают более оплачиваемую, востребованную профессию, не замечая способности и интересы своего дитя. Конечно, стоит их выслушать, но все же думать своей головой,

Престижность- многие считают, что, если профессия престижная, то значит в будущем у человека все будет хорошо. Под данной эйфорией некоторые и выбирают такие специальности, но часто данное навязанное мнение приводит к разочарованию и даже выгоранию, которое плохо может сказаться на здоровье.

Заработная плата- несомненно это важный показатель, но для высокой зарплаты нужна высокая специальность и хорошая квалификация, так что не факт, что вы изначально будете зарабатывать столько, сколько планировали, для этого нужно трудиться

Внутренние причины:

Интерес –иметь влечение к какой-либо профессии это замечательно, но мы все люди и не факт, что, если у вас есть огромный интерес к чему- либо, то у вас сразу все может получиться

Физические возможности –многие профессии требуют хорошей физической подготовки. Если у вас проблемы с сердцем, какой бы у вас не был интерес, к сожалению, многие спортивные профессии для вас будут закрыты

Наличие склонностей, талантов, способностей – таланты могут проглядывать в детстве, во время каких-либо простых игр, либо во время обучения в школе.

Ошибки при выборе профессии

Каждый выпускник не хочет ошибиться в главном выборе своего будущего, но не у каждого это получается. Вот частые ошибки который допускают подростки:

Незнание мира профессий

Ориентация на престижность профессии

Выбор под давлением окружающих

Идти по стопам своего кумира

Желание учиться только в определённом месте

Учитывание только видимой стороны

Отсутствие желания разобраться в себе

Игнорирование собственных способностей и интересов

Продолжать семейные традиции против своей воли

Выбор профессии назло или вопреки кому-нибудь

Если вы боитесь совершить выше перечисленные ошибки, есть несколько советов , чтобы такого не допустить:

Разобраться в себе: своих способностях, талантах, интересах, физических возможностях.

Определить свои сильные и слабые стороны по отношению к будущей работе.

Пройти профориентационные тесты в интернете или в бумажном виде и получить развёрнутую консультацию опытного психолога-профконсультанта.

Познакомиться с разнообразным миром профессий, особенное внимание уделить подходящим под результаты из первых трёх советов.

Для подтверждения правильности выбора познакомиться со специалистами из выбранных направлений и узнать незаметные на первый взгляд тонкости и особенности профессии.

Вывод по 1 главе:

Профориентация- это отличный способ понять себя, и чего ты хочешь. Правда для этого придется приложить усилия, но в будущем все это вам вернется бумерангом. Разобравшись во всех тонкостях профориентирования, вы сможете разобраться во всех сторонах своей личности

Глава 2 . Практическая сторона профориентации

Методики профориентации

В предыдущем пункте мы разобрались, что профориентация — это целая система, в которой задействовано очень много участников. И как всякая система, она имеет свои методы.

Например, геймификация . Эту методику применяют в настольных играх, интерактивных занятиях. Суть в том, чтобы в процессе игры выяснить природные склонности и таланты человека, определить способ его мышления.

Более традиционные методики — тестирование, опросы, консультирование, памятки, руководства . Их можно применять как в работе с конкретным человеком, так и для статистики. Например, чтобы выяснить, откуда выпускники конкретного класса узнают информацию о нужных вузах.

И одну из таких методик мы возьмем в качестве практического понимания профориентации

2.2 Памятка по профориентации

В современном понятии памятка — это средство вербальной и/или визуальной передачи информации, краткое изложение какого-либо вопроса или проблемы, а также самые важные сведения, которыми надо руководствоваться в определенных жизненных ситуациях или при выполнении определенной операции.

Памятка относится к особому речевому жанру, не только информационному, но и оказывающему воздействие на эмоции и эстетические чувства людей.

Памятка может включать в себя:

факты по проблеме,

алгоритм действий в определенных случаях,

информацию об адресах и телефонах специализированных лечебно-профилактических и других учреждений и т.п.

При создании памятки я поставила и пыталась отвечать на вопросы:

- чего мы хотим добиться?

- что люди должны понять в результате?

- какие действия они должны предпринять?

Целью памятки (смотрите приложение 1 и 2) было: в кратком изложении объяснить, как выбирать профессию, указать на ошибки, дать нужные советы, опираясь на понятно изложенную информацию, а также визуальное восприятие

Текст памятки выбирался так, чтобы он был легко читаем, живым и простым

Визуал должен привлекать читателей, поэтому в памятку включены рисунки и схемы, довольно яркая, но приятная цветовая гамма

При написании памятки нужно точно изучить тему, по которой написана информация. Изложенная информация не должна запутать кого-либо, она направлена только на получение школьниками знаний и навыков для определения будущей профессии.

Памятка по профориентации

Список литературы:

1. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., Педагогика, 1983

2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., Просвещение, 1990.

5. Елькина, О. Ю. Профессиональные пробы в процессе подготовки школьников педагогических классов к выбору профессии [Текст] / О. Ю. Елькина //Проблемы и перспективы современного образования: Материалы научно-практической конференции факультета ПМНО; Ред. коллегия: Т. И. Шалавина, А. Ф. Молева. – Новокузнецк, 2000.

6. Профориентация: Учебное пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений// Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – М., 2008

Визитная карточка проекта

  • – определение сущности профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов;
  • – определение проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении;
  • – систематизация основных методов и форм формирования профессиональной направленности;
  • – создание системы диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся;

Введение

В педагогике центром внимания становится личность учащегося, ее направленность. Направленность личности, по определению Л.Ф.Железняк, – сложное личностное свойство, которое определяется системой ее потребностей, преобладающих мотивов, мировоззрением и выражается в жизненных целях, установках, отношений к активной деятельности по достижению этих целей. Важной стороной общей направленности личности является ее профессиональная направленность, которая представляет собой совокупность потребностей, установок, интересов, склонностей, идеалов, убеждений, определяет выбор жизненных целей и способствует развитию всей совокупности нравственных качеств личности, ее познавательной активности, работоспособности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, теоретические и методические основы профессиональной консультации молодежи, системный подход к профориентации школьников, общественно-значимые мотивы выбора профессии, формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику.

Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации, выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

Различные исследования показали, что удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоты физических и психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворённость жизнью.

Социальная значимость указанной проблемы определила тему педагогического проекта:

Возрастная категория : учащиеся 5-11 классов.

Объектом исследования является процесс профессионального самоопределения.

Предметом исследования являются условия самоопределения подростков.

Цель данной работы: определить процесс формирования профессиональных ориентаций учащихся средней общеобразовательной школы. как составляющую профессионального самоопределения и профессионального пути личности.

  • Рассмотреть сущность определения профессиональной ориентации, профессионального самоопределения учащихся школы в условиях отсутствия спициалистов.
  • Определить проблемы, стоящие перед подростком при профессиональном самоопределении.
  • Рассмотреть основные методы формирования профессиональной направленности.
  • Создать систему диагностических мероприятий по определению выбора профессионального самоопределения учащихся, способствующих созданию личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей.
  • Определить роль информационных источников в профессиональном самоопределении подростков.

Гипотеза: предполагаем, что полученная информация об уровне профессионального самоопределения учащихся поможет классным руководителям сельских общеобразовательных учреждений в дальнейшей работе по профессиональной ориентации.

  • Изучение научной литературы и периодических изданий.
  • Диагностические исследования.
  • Анализ собственной системы работы по данной проблеме.

Актуальность

Важной чертой человека, определяющей успешный характер его деятельности, глубокую личную заинтересованность и удовлетворенность работой, является профессиональная ориентированность.

Счастлив тот школьник, который знает наверняка, что он умеет, и чем в дальнейшем будет заниматься в своей жизни. Родители, как правило, настаивают на освоении школьником той профессии, которая обеспечит его высокий социальный статус и материальное благосостояние, а если еще и школьные оценки по конкретному предмету высоки, то поступление в определенный ВУЗ может оказаться неизбежным.

Как правило, уже на первом курсе студент начинает понимать – его эта специальность или нет. Тех, кто удовлетворен своим выбором – единицы (проблемы ошибок при профориентации школьника встают перед многими). Эту проблему решает профориентационная работа, проводимая со всеми учениками школы. Каждый учитель имеет общее представление о целях и задачах профориентационной работы с учениками. Эту работы обычно проводят классные руководители и учителя-предметники (так как в последние годы в сельских школах отсутствуют в штатном расписании должности социальных педагогов и педагогов- психологов).

Цель профессиональной ориентации учащихся следует рассматривать в общей связи с более широкими целями и задачами современной школы.

Современные ученики не мотивированы к получению знаний, умений и навыков и, как следствие, совершенно не знают многих профессий, где им можно было применить свои силы.
Наша школа пытается разработать свою систему профориентационной работы с учащимися, что очень непросто сделать в отсутствие общегосударственной доктрины в этой области.

В проекте предусмотрен минимальный теоретический, методический материал необходимый для проведения профориентационной работы классными руководителями (Приложения №1-9).

Технологическая карта проведения профориентационной работы

Целью профориентационной работы в этот период является формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности.

Этап (10–11 классы) – период уточнения социально-профессионального статуса.

Основные задачи на данном этапе: сформировать устойчивый профессиональный интерес, развить профессионально важные качества в избранном виде труда, развить нормы, ценности конкретного трудового коллектива.

Продолжает изучаться профессиональная направленность личности, проводится диагностика. На основе данных диагностики делается заключение о желательной группе профессий и уровне подготовки учащихся к решению вопроса о выборе профессии.

  • Проведение консультаций помогут учащимся в выборе профессии.
  • Разработка методических рекомендаций по ведению профориентационной работы будут востребованы.
  • Адаптирование подрастающего поколения в различных отраслях хозяйства через организацию совместной деятельности.
  • Повышение квалификации педагогов и наставников, занимающихся профориентационной работой.

Реализация профориентационной работы с обучающимися позволила:

– познакомить обучающихся на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее востребованным в регионе профессиям; способствовать выработке навыков самопрезентации, как залога начала успешной трудовой деятельности;
– расширить представления обучающихся о профессиях и отраслях экономики, требованиях к кадрам в условиях быстрого развития информационно-коммуникационных технологий и рыночных отношений, потребностях местных предприятий, государственных учреждений и учебных заведений в работниках;
– создать дополнительные условия психолого-педагогической комфортности при обучении учащихся, сформировать у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии;
сформировать у обучающихся положительное отношение к труду и людям рабочих профессий.

Перспективы работы по данной теме позволят:

– содействовать развитию у обучающихся отношение к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;
– подготовить обучающихся к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, способов получения образования, к осознанному выбору и освоению разнообразных профессиональных образовательных программ с направленностью на востребованные рабочие профессии.

Используемая литература:

Используемое оборудование: раздаточный опросник по сисиеме Климова Е. К.

Приложения:

В помощь классным руководителям, учителям-предметникам. Полезные сайты по профессиональному самоопределению.

1.1. Теоретический анализ содержания профориентации старшеклассников.

1.2. Цели и задачи профориентации старшеклассников. ……………………10

1.3. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении……………………………………………………………….13

Глава 2. Эмпирические исследования по проблеме профориентация старшеклассников.

2.1. Характеристика основных организационных форм и методов профориентации старшеклассников……. 18

2.2. Организация экспериментального исследования и ее результаты…………………. …………………………………………………. 26

Профессиональная ориентация – это осознанная необходимость в деятельности образовательного учреждения. Основной задачей является помощь школьникам осознанно и правильно выбрать будущую профессию, так как сейчас остро стоит проблема самого поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее подходящих людей со стороны работодателей.

В условиях перехода к рыночной экономике и предстоящего внедрения профильного обучения на первый план государственной образовательной политики выдвигается проблема профориентации старшеклассников.

С социально- экономической точки зрения общество и сам субъект самоопределения крайне заинтересован в том, чтобы еще в школе подростки умели правильно выбрать наиболее соответствующий профиль обучения и как следствие саму профессию. Этот выбор должен отвечать потребностям общества в тех или иных специальностях, а также профессиональным предпочтениям и возможностям учащихся.

Оказание индивидуально- ориентированной помощи подростку в его профессиональной самореализации позволит максимально использовать его интеллектуальные, творческие и профессиональные способности в интересах общества.

Поэтому, в современных условиях, где появляется множество современных профессий, которые требуют владения различными навыками и способностями, необходимо вовремя оказать помощь старшеклассникам в выборе профессии, которая соответствовала бы их особенностям.

Все это определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования: исследовать особенности мотива выбора профессии, профессиональные предпочтения и склонности старшеклассников.

Объект исследования: Психологический процесс профориентации старшеклассников.

Предмет исследования: Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Гипотеза исследования: мы можем предположить, что выбор будущей профессии профориентации зависит от потребности в кадрах тех или иных специальностей.

Составить теоретический обзор по проблеме исследования;

Провести диагностику мотивов выбора профессии, профессиональные предпочтения, склонности;

Анализ и сопоставление данных исследования.

Методы исследования: Анкета определяющая мотивы выбора профессии, Дифференциально-диагностический опросник Климова, Модифицированный тест Холланда, анализ литературы, обобщение передового опыта.

База исследования: средняя общеобразовательная школа № 8 города Бирск.

Выборка испытуемых: учащиеся десятых классов – 30 человек: 15 юношей и 15 девушек.

Глава 1. Проблема профориентации старшеклассников.

Теоретический анализ содержания профориентации старшеклассников.

Профориентация понимается как система мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, научно обоснованно выбрать профессию или систему воспитательной работы в целях развития профессиональной направленности помощи учащимся в моменты профессионального самоопределения

Профориентация как система взаимоотношения различных социальных институтов. Главный критерий эффективности профориентационной системы – направленность на общую цель.

К основным социальным институтам, которые могли бы участвовать в профориентации работе относятся:

Семья. Это важнейший социальный институт уже с раннего детства приобщает ребенка к труду. Главное здесь - пример самих родителей, и дай бог, чтобы это был достойный пример.

Школа. Этот социальный институт имеет возможности для разнообразной профориентационной ученикам. Во-первых, в ходе преподавания учебных предметов, когда педагоги могут знакомить школьников не только не только с определенными отраслями знаний, но и с соответствующими производствами, тем более что школьникам этой крайне интересно.

Во-вторых, на уроках труда, где у школьников вырабатываются первоначальные трудовые навыки, а в идеале даже осваиваются некоторые профессии. В-третьих, в ходе обследования школьным психологом, который может помочь учащимся разобраться в себе, в своих способностях и недостатках.

Профессиональные учебные заведения.

Здесь перспективным является внедрение такими профессиональными учебными заведениями такую работу, когда выявляются талантливые школьники, которые потом на льготных условиях могут поступать в эти учебные заведения. В дальнейшем эти профессиональные учебные заведения могли бы помогать студентам в их профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Предприятия, фирмы, организации – перспективным направлением работы здесь является создание условий для того, чтобы школьники могли попробовать себя в каких то интересных программах, чтобы изнутри посмотреть, как работают специалисты, а заодно осознать, что для настоящей работы все-таки нужны знания.

Правоохранительные организации – конкретно участие работников правоохранительных органов в профориентационной работе могло бы характеризоваться в том, чтобы содействовать профориентационной помощи подросткам, которые находятся в группе риска.

СМИ – они могли бы активнее развивать циклы передач, посвященных выбору профессии и трудоустройству. Здесь квалифицированные специалисты могли бы отвечать на вопросы населения, обсуждать сложности при построении карьеры.

Медицинские учреждения. Известно, что по ряду профессий существуют определенные ограничения для больных людей. Врачи могли бы давать обоснованные рекомендации по противопоказаниям к определенным профессиям, а в особых случаях ходатайствовать о том, чтобы некоторые больные все- таки имели возможность попробовать себя в тех профессиях, которые не предполагают высокой ответственности за жизнь и здоровье окружающих.

Армия. В некоторых случаях более конкретные методы армейского воспитания могут быть более понятны подросткам и приняты ими.

Общественные организации – их задача создание условий для полноценной самореализации всех граждан, чтобы все талантливые люди имели возможность реализовать себя на благо общества и получить за это приличное вознаграждение.

Органы власти. Их роль аналогично задачи общественных организаций.

Учебно-педагогические центры, службы занятости и тому подобное, с одной стороны она оказывает более конкретную помощь самоопределяющимся клиентам, а с другой стороны, выступать в роли координаторов профориентационной работы на уровне района , города или региона. [15]

Профессиональная профориентация кажется ясным каждому, кто ознакомится с ним даже в 1-ый раз- это ориентация школьников на те или иные профессии.

Если смотреть на профоринтацию через призму психологической науки, то на первый план выступит психологическое понятие и концепции, объясняющие особенности того или иного выбора. В рамках этого подхода формируется соответствующий образ профориентации как психологического процесса, состоящего из 2-х взаимосвязанных сторон:

а) принятие учащимся решения о своем профессиональном выборе;

б) воздействие на психику учащегося с целью формирования профессиональных намерений, осуществления такого выбора профессии, который бы соответствовал интересам и способностям личности и одновременно находился бы в соответствии с обыденными потребностями.

Профориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессией и разного уровня квалификации.

Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права.

Конкретные цели и задачи профориентации возникают на стыке социальных потребностей в формировании молодежи профессионала нового типа и комплекса реальных возможностей общества, школы для осуществления такого социального заказа. [23]

Выделяются следующие направления профориентационной работы:

1)Профессиональная диагностика - в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы поставлена задача - выявлять психофизиологические особенности наклонности учащихся к определенным видам деятельности.

Решению этих задач призвана служить в школе профессиональная диагностика.

Содержание работы по предварительной профессиональной диагностики школьника заключается во всестороннем изучение его личности, т. е. изучение следующих компонентов:

-интересы, склонности, способности, ценностные ориентации, профессиональные намерения;

- индивидуальные психические особенности;

-индивидуальные свойства нервной системы;

Эффективность работы учителя по профдиагностике во многом зависит от активности школьников в поиске своего призвания. Здесь важно добиться, чтобы ученик, посоветовавшись с родителями, учителями, не только наметил свое трудовое будущее. Но еще в школе начал готовиться к нему. Выбор профессии школьниками должен основываться как на знание своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимание свого места, как квалифицированного специалиста в современном производстве.

По результатам последовательно проводимых диагностических обследований школьник может убедиться в том, что его усилия не напрасны и он приближается к тому, чтобы соответствовать требования профессии.

Изучение личности учащегося в целях профориентации должно носить не случайный, а систематический характер, сведения о психофизиологических особенностях школьника, полученные в результате профдиагностики, помогут учителю рекомендовать ученику те профессии, требования которых наиболее подходят его индивидуальным свойствам нервной системы, т.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа посвящена профориентации школьника. Выбор профессии, пожалуй, один из главных выборов, который делает школьник в своей жизни. Правильно принятое решение способствует высокому уровню жизни человека. Выбирают ли обучающиеся и выпускники школы востребованные в Красноярском крае профессии? Автором исследования были использованы различные методы, чтобы ответить на данный вопрос.

Доклад на районный форум

Слайд 1. Приветствие

Добрый день! Меня зовут Игоркина Галина. Я учусь в 9 классе Александро – Ершинской школы.

Слайд 2. Актуальность темы исследования

Актуальность темы исследования состоит в том, что выбор профессии, пожалуй, один из главных выборов, который делает человек в своей жизни.

Выбирают ли выпускники и школьники востребованные в Красноярском крае профессии?

Слайд 3. Тип профессии “Человек-человек”

Чтобы выбрать профессию, можно использовать классификацию, разработанную профессором Климовым. Все профессии по “предмету труда” делятся на пять типов.

К профессиям типа “Человек - человек” относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием и правовой защитой человека (указываю на слайд).

Слайд 4. Тип профессии “Человек-техника ”

Тип “Человек - техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, ремонтом технических средств (указываю на слайд).

Слайд 5. Тип профессии “Человек - знаковая система ”

Тип “Человек - знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, схемами, звуковыми сигналами:(указываю на слайд).

К типу ”Человек - художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (указываю на слайд).

Слайд 7. Тип профессии “ Человек-природа”

К типу “Человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными (указываю на слайд).

Слайд 8. Виды профессий

По виду профессии делятся на профессии служащих и рабочих.

Слайд 9. Востребованные профессии служащих

По данным сайта службы занятости Красноярского края востребованы следующие профессии служащих (указываю на слайд).

Четвертое место у специалиста по маркетингу, по социальной работе, банка и другие

Далее идет инженер. По охране труда, инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер-лаборант, инженер-электрик и другие.

Востребованы на рынке труда врачи. В частности, педиатр, терапевт, анестезиолог-реаниматолог, невролог и другие.

Профессия учителя тоже не осталась без внимания работодателей. В крае востребованы преподаватели, педагоги, логопеды.

На восьмом месте агент: торговый, по закупкам, коммерческий и другие.

Профессия медицинской сестры также является востребованной.

Последнюю, 10 строчку рейтинга служащих занимает инспектор (отдела режима и охраны, по кадрам, кредитный и другие).

Слайд 20. Востребованные профессии рабочих

По данным сайта службы занятости Красноярского края востребованы следующие профессии рабочих (указываю на слайд).

Четвертое место у уборщика. В частности: мойщик, мойщик-уборщик.

Востребованной является и профессия сварщика, в том числе, газосварщика, электросварщика, помощника электрогазосварщика .

Продавцы также в этом списке, в том числе продавцы-консультанты.

Слайд 31. Вакансии Дзержинского района

Был проведен анализ информации о вакансиях службы занятости Дзержинского района.

На слайде представлены некоторые вакансии. Преобладает спрос на рабочих.

Слайд 32. Мониторинг сайта

Слайд 33. Выбор профессии выпускниками школы

Следующим этапом моего исследования был анализ поступления выпускников школы в учебные заведения и сравнение выбранных профессий со списком востребованных на рынке труда.

Я выяснила, что выпускники школы выбирают следующие профессии (указываю на слайд).

Слайд 34. Результаты анкетирования школьников о будущей профессии

Следующий метод – анкетирование. С его помощью я выяснила, что школьники выбирают следующие профессии (указываю на слайд).

Исходя из того, что в списке двух предыдущих диаграмм преобладают профессии, на которые повышен спрос на рынке труда (педагог, электрик, врач, медицинская сестра, менеджер и другие) можно сделать вывод, что выпускники и ученики выбирают востребованные на рынке труда Красноярского края профессии.

Слайд 35. Результаты диагностики для выявления предрасположенности к определенной профессии

Была проведена диагностика среди обучающихся 5 - 10 классов о предрасположенности к определенному типу профессии. Результаты представлены на слайде

(указываю на слайд).

Анализируя результаты выбора обучающихся в отношении предпочитаемой профессии и результаты диагностики можно сделать вывод, что совпадения выявлены лишь у 6 обучающихся.

Это говорит о том, что выбор профессии не соответствует психологическим наклонностям школьников. Неправильно сделанный выбор профессии может привести к тому, что человек будет неуспешен в профессиональном плане.

Слайд 37. Профессиональные пробы

Мной было организовано проведение профессиональных проб среди учеников школы по следующим востребованным профессиям:

Слайд 38. Выводы

По итогам проведенного исследования был сделан следующий вывод:

Выпускники и ученики школы выбирают востребованные профессии на рынке труда Красноярского края.

Цель достигнута. Гипотеза исследования подтвердилась.

Слайд 39. Освещение итогов исследовательской работы

Слайд 40. Стенд по профориентации

Мной был оформлен стенд по выбору профессии. Данная информация будет полезна школьником, выбирающим будущую профессию.

Слайд 41. Спасибо за внимание!

Удачного выбора профессии! Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Александро - Ершинская средняя школа

Автор: Игоркина Галина

ученица 9 класса

МБОУ Александро – Ершинской СШ

Руководитель: Смирнова Наталья Михайловна,

Проявченко Сергей Михайлович,

МБОУ Александро – Ершинской СШ

Глава I . Теоретические основы выбора профессии…………………………………………. 5

1.1. Классификация профессий по Е. А. Климову……………………………………………..5

1.2. Вакансии на рынке труда Красноярского края……………………………………..….….7

Глава II . Исследование популярности востребованных профессий среди обучающихся и выпускников МБОУ Александро – Ершинской СШ…………………………………………10

2.1. Анализ выбора профессии обучающимися и выпускниками МБОУ Александро – Ершинской СШ ………………………………………………………………………………. 10

Список используемых источников…………………………………………………………. 13

Гипотеза: обучающиеся и выпускники школы выбирают востребованные на рынке труда Красноярском края профессии

Объектом исследования являются профессии на рынке труда Красноярского края.

Предметом исследования является уровень востребованности профессий на рынке труда Красноярского края.

Цель: выяснить, выбирают ли обучающиеся и выпускники школы востребованные на рынке труда Красноярского края профессии

1. Изучить источники информации по теме исследования.

3. Провести анкетирование среди обучающихся 5 -10 классов нашей школы на предмет их предпочтения к выбору будущей профессии.

5. Проанализировать поступление выпускников школы в учебные заведения и узнать про их дальнейшее трудоустройство.

6. Сделать выводы по теме исследования

Методы исследования:

Анализ источников информации

Опрос обучающихся школы

Мониторинг сайтов на предмет информации о вакансиях

Анализ поступления выпускников школы в учебные заведения

Анализ трудоустройства выпускников школы

Обобщение полученных данных

В заключении подводятся выводы проведенного исследования.

Для проведения практической работы была необходимость использования диагностики, которая вынесена в приложение.

«Если вы не знаете, в какую гавань держите

путь, то ни один ветер не будет для вас попутным”

Глава I . Теоретические основы выбора профессии

Классификация профессий по Е. А. Климову

В мире есть очень мало вещей, которые мы не можем выбирать. К ним относятся историческая эпоха и страна, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. Одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии, и есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно.

Выбрать свой профессиональный маршрут довольно сложно. Чтобы сориентироваться в огромном мире профессий, можно опереться на классификацию профессий, разработанную Е. А. Климовым. Все профессии по “предмету труда” делятся на пять типов.

К профессиям типа “Человек-человек” относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием и правовой защитой человека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт, гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист, следователь, инспектор ГАИ и др.

Тип “Человек- техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией и ремонтом технических средств: газоэлектросварщик, токарь, инженер-конструктор, слесарь, монтажник, водитель, автоспециалисты и авиаспециалисты, механики, машинисты, технолог и др.

Тип “Человек знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер, экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговый инспектор, чертежник и др.

К типу ”Человек-художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер, архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

К типу “Человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод, орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

Что следует помнить и учитывать при выборе профессии? Любая профессия предъявляет к человеку определенные требования. Это могут быть требования к его состоянию здоровья, требования к профессиональной квалификации и требования к его профессиональным способностям. О непригодности человека к определенному труду можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья или отсутствуют специальные способности, необходимые для овладения какой-либо профессией. Выбирая профессию, важно знать требования, которые предъявляет данная профессия к человеку, его способностям.

Требования, предъявляемые профессиями типа “Человек-техника”:

- точное зрительное и слуховое восприятие;

- хорошая координация движений;

- развитое техническое, творческое мышление, воображение;

- умение переключать и концентрировать внимание;

Требования, предъявляемые профессиями типа “Человек-человек”:

- общительность;

- владение мимикой и жестами;

- умение воздействовать на людей, разбираться во взаимоотношениях, устранять разногласия, организовывать взаимодействие;

- эмоциональная устойчивость, доброжелательность, терпение.

Требования, предъявляемые профессиями типа “Человек - знаковая система”:

- хорошая оперативная и механическая память;

- способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале и оперированию числами;

- хорошие переключаемость и распределение внимания;

Требования предъявляемые профессиями типа “Человек - художественный образ”:

- развитые эстетические чувства;

- развитое зрительное восприятие;

- наблюдательность, зрительная память;

- знание законов эмоционального воздействия на людей.

Требования, предъявляемые профессиями типа “Человек-природа”:

- точное зрительное восприятие;

- способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

- хорошая зрительная память;

- любовь к природе.

При выборе профессии многие люди совершают типичные ошибки:

- ограничиваются престижностью профессии;

- требуют только высокой заработной платы;

- ориентируются лишь на хорошие условия труда;

- избегают трудностей обучения;

- следуют указаниям родителей;

- идут учиться за компанию.

Сегодня профессиональный успех и процветание в жизни во все большей степени зависят от собственных усилий человека, его внимательного, осознанного и ответственного отношения к своей жизни. И если проявить эти позитивные качества в начале своего трудового пути, то это будет не только выгодно для вас самих, но и полезно всему обществу.

Вакансии на рынке труда Красноярского края

По результатам данных с сайта службы занятости Красноярского края за январь-сентябрь 2018 года в органы службы занятости населения края за содействием в трудоустройстве обратились 82 тыс. граждан; 13,5 тыс. работодателей края предоставили сведения о 195,7 тыс. вакансий, из них 132,3 тыс. вакансий постоянного характера.

Наибольшая потребность в кадрах заявлена по рабочим профессиям –
146,3 тыс. вакансий, по должностям служащих – 49,4 тыс. вакансий. Среди рабочих профессий доля вакансий для квалифицированных сотрудников составляет 69,3 %.

Теоретический анализ сайта службы занятости на предмет вакансий показал, что наиболее востребованные профессии в Красноярском крае следующие профессии:

- профессии служащих (в следующей последовательности): менеджер, охранник, военнослужащий, специалист (по маркетингу, по социальной работе, банка и др.), инженер, врач, учитель, агент, медицинская сестра, инспектор (отдела режима и охраны, по кадрам, кредитный и др.).

- профессии рабочих (в следующей последовательности): рабочий, водитель, машинист, уборщик, слесарь, монтажник, сварщик, продавец, монтер, оператор.

Был проведен анализ информации о вакансиях службы занятости Дзержинского района. Количество вакансий по профессиям:

- агент страховой, администратор, бармен, бухгалтер, ведущий дискотеки, ветеринарный врач, возчик леса, врач – терапевт, главный агроном, дежурный по режиму социального учебно-воспитательного учреждения, диспечер, кондитер, кочегар производственных печей, мастер участка, машинист крана, машинист – крановщик, медицинская сестра, механизатор, механик, мойщик посуды, оператор ленточного оборудования, продавец, рабочий по уходу за животными, рабочий ритуальных услуг, рамщик, раскряжевщик, санитар ветеринарный, специалист, судебный пристав, фельдшер, хореограф, шифровальщик, сторож - по 1 вакансии;

- агроном, заведующий ветеринарным пунктом, консультант, культорганизатор, пекарь, сторож, стропальщик, электромонтер – по 2 вакансии;

- водитель автомобиля - 3 вакансии;

- вальщик леса, тракторист - 4 вакансии;

- подсобный рабочий, учитель - по 5 вакансий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение метода поректов в профориентации учащихся является одним из самых эффективных форм работы со старшеклассниками.Результаты проведенного эксперимента показали насколько наши дети слабо ориентируются в мире профессий. Долг педагогов - помочь им в этом, чтобы они могли уверенно войти во взрослую жизнь.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специфика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте…………………………………………………………….10

1.2 Технологии и формы профориентационной работы со старшеклассниками……………………………………………………………..19

1.3 Метод проектов в становлении профессионального самоопределения

ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Принципы педагогической помощи в становлении профессионального самоопределения старшеклассника в процессе проектной деятельности……………………………………………………………………..37

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………………..61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 72


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……. 75

Актуальность исследования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что как известно, трудовая деятельность человека представляет собой одну из важных сфер самореализации и самовыражения личности, которая в полной мере обеспечивает полноценное раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

Но бывает, что выбрав профессию, выучившись и проработав определенное время, человек понимает, что выбор его был сделан не правильно, человек не может или не хочет себя реализовывать в выбранной профессии, она ему становиться не интересной, тяготит его. Бывает ситуация слаживается и так, что и профессия нравиться и намечены пути для карьерного роста, реализации себя, но молодые специалисты в данной отрасли не требуются и молодые люди, даже имеющие хорошее образование оказываются невостребованными, не нужными на рынке труда. Им приходится или переучиваться или же соглашаться на такую работу, где нет квалификационных требований или не требуется определенных навыков работы, что соответственно сказывается на дальнейшей судьбе молодого человека. И здесь возникает закономерный вопрос, почему так сложилась ситуация, где и почему был просчет при выборе профессии?

В нашем постоянно развивающемся обществе профессиональное самоопределение старших школьников происходит очень часто стихийно, без осознанных твердых убеждений в правильности своего выбора профессии. В то же время современному обществу требуется, как правило, деловой, инициативный, предприимчивый, коммуникативный молодой человек, способный реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в коллективных, межличностных отношениях. В этой непростой ситуации именно школа должна помочь молодому человеку, дать конкретные знания и умения для профессионального самоопределения, так как именно в школьном, подростковом возрасте происходит самоопределение, молодой человек становится сформировавшейся личностью, со своими потребностями, запросами и желаниями. Старшеклассникам просто необходима результативная помощь в выборе профессии, в выборе жизненного пути. Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что профориентационная работа должна стать неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Основная задача нашей работы состоит в том, что бы доказать, что использование метода проектирования в профориентационной работе со старшеклассниками является наиболее эффективным способом решения проблем профориентационного самоопределения старшеклассников. Мы попытаемся доказать, что используя метод проектирования молодой человек с помощью учителя способен сам смоделировать свое будущее и избежать ошибок с реализацией себя после окончания выбранного учебного заведения.

Профессиональное самоопределение всегда выступает важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека. Учитывая, что самопознание, самоопределение личности происходит в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа выступает основным институтом социализации в этот период, представляется актуальным исследовать технологию социально-педагогической помощи в профессиональном самоопределении старшеклассников с помощью различных методов, в нашем случае метода проектирования.

Традиционные способы профессиональной ориентации становятся малоэффективными. Результатом процесса профессионального самоопределения старшеклассников должна стать не узконаправленная профессиональная специализация, а готовность самого учащегося к выбору профессии, профессиональному и карьерному росту, а также образованию и постоянному самообразованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, а так же определять этапы их достижения, при этом оптимально используя уже имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью социально-педагогической помощи является помощь молодому человеку в правильном построении своей жизни и реализации личных планов.

Определение учащимися личностных профес­сиональных склонностей начинается уже с выбора темы проекта; выбор делается на основе собственных познавательных возможностей, личных интере­сов. Выбранная тема должна соответствовать типу мышления учаще­гося, его характеру, должно также быть достаточно времени, отводи­мого на выполнение и оформление работы, должна быть доступной информация и возможность консультаций по возникающим вопросам.

На данный момент ситуация в школах сложилась так, что в основном не ведется системная работа по профориентации, проводятся лишь элективные курсы, которые по большому счету сводятся к различным тестированиям и коротким рекомендациям, в больших городах существуют различные профориентационные центры, которые в определенной степени помогают старшеклассникам в самоопределении, но они не могут охватить всех учащихся, не решает полностью проблемы и профильное обучении, так как оно во – первых, не охватывает все общеобразовательные учреждения, и является приоритетом больших городов, во- вторых, в процессе обучения в профильном классе учащийся может поменять свои ориентиры, пересмотреть свое видение дальнейшего жизненного пути. Противоречие обуславливается тем, что работа по самоопределению и профориентации вроде ведется, но она не заинтересовывает ни учащихся, ни самих учителей. Как уже говорилось выше, все традиционные способы становятся малоэффективными. Необходима какая-то сравнительно новая деятельность, способная заинтересовать как самих старшеклассников, так и преподавателей, классных руководителей, педагогов-психологов, ориентированная на положительный результат. Такой деятельностью вполне может стать правильно разработанная, правильно организованная, спроецированная проектная деятельность, которая, мы попытаемся доказать это в процессе проведенного эксперимента, должна привести к определенно положительным результатам и оказать огромную помощь в становлении профессионального самоопределения старшеклассников.

Для изучения проблемы рассмотрим современные теоретико – методологические основы выбранной темы.

Современные теоретико-методологические основы учебного проектирования представлены в работах О.Г. Прикота, В.Е. Радионова, И.В. Бестужева- Лады, В.Н. Виноградова, О.В. Эрлиха, Н.И. Элиасберг и других. Профессиональное самоопределение старшеклассников, как определенную проблему рассматривали в своих трудах Э. Эриксон, Б. Ливехуд, В.Г. Казанская , О.О. Петрова (с психологической точки зрения); В.Ф. Курлов, В.В. Тумалев, С.Г. Вершловский, А.П. Надточий, А.М. Осьминина, В.В. Вершинина, Е.Г. Королева (с социологической точки зрения);

О.Е. Лебедев, Н.И. Неупокоева, М.Б. Романовская, Н.Ю. Пахомова (с педагогической точки зрения) и другие.

Средняя общеобразовательная школа занимает особое место в процессе формирования профориентационного самоопределения, так как обладает системными возможностями профориентационной работы. Проблеме формирования профориентационного самоопределения у учащихся в условиях средней общеобразовательной школы посвящены исследования Г.В. Рязапкиной, Н.В. Тельтевская и Н.С. Пряжников.

Одним из ведущих направлений в решении задач профессионального самоопределения на наш взгляд, является метод проектов, основоположниками которого были Дж. Дьюи, В. Х. Килпатрик и, хотя этот метод имеет сравнительно вековую историю существования, именно в последнее время он выдвигается в ряд ведущих педагогических методов.

Работа над собственным проектом может помочь учащимся в формировании определенных качеств, как субъекта трудовой деятельности, позволяющих в своих действиях, ходе и результате своего труда, проявлять творческую активность. Эти качества, как правило, гарантируют становление будущего профессионала, определяют его профессиональные ценности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность участников. Реальность собственной работы над проектом, рефлексивная оценка планируемых и прогнозируемых действий позволяют старшеклассникам осознать, что знания - это не самоцель, это средство, обеспечивающее способность человека логически мыслить, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализовываться как личность. Однако, специальные исследования, направленные на выявление роли проектной деятельности как средства профессионального самоопределения школьников не проводились. Этим определяется новизна исследования работы.

Цель исследования: теоретический анализ метода проектов в профессиональном самоопределении старшеклассников в общеобразовательном учреждении, а так же экспериментальное применение его на практике.

Гипотеза: наибольшая эффективность профориентационной работы со старшеклассниками будет достигнута посредством детального анализа, проработки и использования метода проектов в работе по самоопределению старшеклассников.

Объект исследования – профессиональное самоопределение подростков.

Предмет исследования – проектный подход при профессиональном самоопределении подростков.

В соответствии с гипотезой, целью исследования, его объектом и предметом были сформулированы задачи исследования:

Рассмотреть специфику профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.

Рассмотрение основных направлений профориентационной работы.

Проанализировать имеющийся опыт использования проектного подхода в процессе осуществления профессионального самоопределения подростков.

Определить сущность, принципы и методы реализации проектного подхода в процессе профессионального самоопределения подростков.

Применить метод проектирования в профориентационной работе со старшеклассниками на практике, с целью эффективности решения проблем профориентационного самоопределения.

В соответствии с гипотезой, целью и задачами были выбраны следующие методы исследования:

1) анализ психологической литературы;

4) беседы,лекции,диспуты со старшеклассниками ;

Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении сущности использования метода проектов в профессиональном самоопределении старшеклассников в общеобразовательном учреждении, а также влиянии метода проектов на профессиональное самоопределение личности.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть полезны для педагогов - психологов, классных руководителей, родителей и самих учащихся.

Положения и выводы исследования свидетельствуют о повышении результативности профориентационной работы со старшеклассниками, разработана программа по профориентации школьников, которая может способствовать совершенствованию процесса самоопределения подростков.

Место проведения эксперимента : Муниципальное Бюджетное Учреждение Алупкинская средняя школа №1 им Амет-Хана Султана.

Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Специфика профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте

Во все времена одним из самых важных вопросов молодого поколения стоял вопрос о профессиональном самоопределении, условиях и факторах, способствующих успешности этого очень важного процесса. Профессиональная деятельность в жизни человека всегда является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации.

Проблемами профессионального самоопределения занимались многие педагоги и ученые в разные годы, им посвящены многие исследования. Существенный вклад в разработку методологических и теоретических основ профессиональной ориентации внесли советские педагоги П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский.

Вопросы профориентационной работы рассматривались такими отечественными учеными - К.М. Гуревичем, А.Е. Голомштоком, Е.А. Климовым, Т. Кудрявцевым, Б.Ф. Ломовым, А.К. Марковой, К.К. Платоновым, Н.С. Пряжниковым, М.В. Ретивых, В.Д. Симоненко, С.Н. Чистяковой и др. Интересно, на наш взгляд процесс профессионального самоопределения рассматривает Кудрявцев Т.В., он рассматривает процесс самоопределения как длительный, многоплановый, весьма подвижный, включающий несколько стадий:

– формирование профессиональных намерений,

– частичную или полную реализацию личности в профессиональном труде.

Зарубежная наука, связанная с проблемами профессиональной ориентации располагает исследованиями Ф. Парсонса, З.Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса, У. Джейда, Д. Сьюпера, А. Анастази, Л. Тайлора, Д. Голланда и др.

В отечественной и зарубежной психологии и педагогике исследования, изучение проблем профессионального самоопределения, проводилось по разным направлениям. В контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности (Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.Сьюпер и др.); в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности (В.А. Беликов, А.Я. Найн, Н.С. Пряжников и др.); в рамках изучения вопросов профессионального становления (Э.Ф. Зеер, Т.В. Кудрявцев, О.В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др.); определение мотивов и факторов профессионального самоопределения (Е.П. Ильин, А. Маслоу, Е.М. Павлютенков, С.Н. Чистякова, П.А. Шавир и др.); взаимодействие школы и семьи в вопросах профориентации (Е.А. Климов, И. С. Кон, Ю. Кушнер, Г. Крайг).

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способы его реализации через слияние личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора профессии, выбора образа жизни,.

В психолого-педагогической литературе данная проблема тесно связана с проблемой активности молодого человека при выборе профессии. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения определенного социально-значимого результата: вступление во взрослую жизнь в качестве нового участника общественного труда.

Основной период выбора профессии совпадает с подростковым и с юношеским возрастами, для которых обычно характерно принятие важных, ответственных решений, определяющих в основном, всю дальнейшую жизнь человека. Старшему школьному возрасту уже не присущи импульсивность и неустойчивость, которые обычно характерны для младших подростков. Старшие школьники становятся более внимательными, стабильными и устойчивыми в своих предпочтениях, поведении и ценностных ориентациях, поэтому в этот период часто изменяется интерес к той или иной профессии, если она была выбрана ранее.

Говоря о профессиональном самоопределении и выборе профессии учениками старших классов, следует отметить существование определенных критериев сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению. Проявлениями критериев готовности к профессиональному самоопределению старшеклассников являются:

когнитивный – уровень представления старшеклассников о своих индивидуальных, личностных психофизиологических качествах, степень ознакомления с содержанием, структурой избираемой ими профессиональной деятельности, уровень информированности о возможности получения разного рода консультации у специалистов, занимающихся проблемой профориентации, знания о возможности получения необходимого образования, о общих профессионально важных качествах данной профессиональной сферы.

Мотивационный - характер мотивации и активности самих учащихся; осознание своей личной и общественной значимости будущей профессии; связь своих интересов с ценностными ориентациями.

Деятельно - практический - способность определения соотношения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований выбранной ими профессии; знания о владении основными приемами работы.

Профессиональное самоопределение только тогда может совпасть с выбором профессии, когда молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, со своими склонностями, устремлениями а так же соответственно своим способностям, учитывая и фактор пригодности к выбранной профессии. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, когда молодой человек делает выбор профессии случайно, стихийно, под впечатлением каких то факторов, например, по близости работы к месту жительства, общественной ситуативной моде на данную профессию, по знакомству, основываясь на советы друзей, знакомых, низкой самооценке

Можно с уверенностью определить тот ряд факторов, которые играют неоценимо важную роль в процессе профессионального самоопределения учащихся.

Профессиональная направленность, знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности;

Использование профориентационных возможностей образовательного процесса;

Потребности рынка труда, возможности дальнейшего трудоустройства;

Рекомендации педагогов, психологов и других специалистов;

Влияние родителей, других взрослых, сверстников, средств массовой информации;

Личностные качества, задатки, состояние здоровья, темперамент, потребности личности;

Читайте также: