Что такое триоль в музыке определение кратко

Обновлено: 10.05.2024

Трио́ль (фр. triolet) — группа из трёх нот, по общей длительности равных двум нотам такой же длительности. Все ноты, входящие в триоль — одинаковой длительности. В триоль вместо ноты также может входить пауза той же длительности.

Триолью также называется ритмическая фигура из трёх нот, равных по общей длительности двум нотам той же долготы. В нотной записи над триолью ставится цифра 3 над группой нот, объединённых общей чертой.

Аналогично определяются группы из 5 (пентоль) и 7 (септоль) нот, но они используются гораздо реже. Классическое деление на 2 или 4 ноты также можно называть дуолью и квартолью.

Триоль - ритмическая фигура, составной стихотворный метр, включающий три равносложных метра. Чаще всего поэты используют триоли, симметричные относительно центра. Усечение или добавление слогов в конце строк для образования непредусмотренных фигурой мужских, женских или дактилических рифм считается ее разрушением. Стопа триоля, как и любой другой ритмической фигуры, всегда состоит из строго определенного количества слогов.

Два самых популярных симметричных триоля: дактиль-амфибрахий-анапест (!------) и анапест-амфибрахий-дактиль (--!----).

Вот двустопный пример для первого:

Вымолен у смерти был тобой ей по праву отданный малыш,
Млечною рекою напоишь, выутешишь ласковой рукой.. .
Знай, он - продолжение отца: всё, что ему дорого - разбой.
И, отдавшись мужу, до конца сколь еще губителей взрастишь?
Немойберег, отрывок из поэмы "Из жизни в жизнь".

Говоря о симметричных триолях, стоит вспомнить чуть менее употребимые поэтами двенадцатисложники, использующие в середине хориямб или ямбохорей. Например, ионик нисходящий - хориямб - ионик восходящий (!!------), пеон второй - ямбохорей - пеон третий (-!-------) и другие.

Вот одностопный пример ко второму:

Рассвечена теплом женских чарований,
Расплавлена как воск вечера влюбленья,
Ах, комната, в тебе встал он на колени
Вот здесь и попросил об окольцеванье.. .

Но я.. . я не пингвин. "Прочь! " - без сожаленья.

Из ритмических фигур существуют более простые дуоли, а также более сложные квартоли, пентоли, и редкие секстоли, септоли и октоли. Нонемоли, децимоли лично я в стихах не встречал, но чисто теоретически могут быть фигуры, составленные и из большего числа простых метров.

Наиболее широкое применение триоль нашла в блюзе, где она зачастую является основным бэк-звучанием.

Tрио́ль (фр. triolet) — группа из трёх нот, по общей длительности равных двум нотам такой же длительности. Все ноты, входящие в триоль — одинаковой длительности. В триоль вместо ноты также может входить пауза той же длительности.

Триолью также называется ритмическая фигура из трёх нот, равных по общей длительности двум нотам той же долготы. В нотной записи над триолью ставится цифра 3 над группой нот, объединённых общей чертой.

Аналогично определяются группы из 5 (пентоль) и 7 (септоль) нот, но они используются гораздо реже. Классическое деление на 2 или 4 ноты также можно называть дуолью и квартолью.

Наиболее широкое применение триоль нашла в блюзе, где она зачастую является основным бэк-звучанием.

ТРИО'ЛЬ, и, ж. [от фр. triolet] (муз.) .
Ритмическая фигура из трех нот, вместе равных под длительности двум нотам той же долготы.


Трио́ль (фр. triolet ) — группа из трёх нот одинаковой длительности, в сумме по времени звучания равная двум нотам той же длительности. Возникает в случае, когда временно́й интервал, в текущем размере занимаемый двумя нотами, необходимо разделить на три равные части. В триоль вместо ноты также может входить пауза той же длительности, или две ноты вдвое меньшей длительности, и т. п.

В нотной записи над триолью ставится цифра 3 над (или под) группой нот, объединённых общей чертой либо квадратной скобкой за неимением общей черты (пример: четверть + восьмая в контексте триоли).

Группа из двух нот, по времени звучания равная трём нотам той же длительности, называется дуолью.

Ссылки



Массима (massima) · Лонга (lunga) · Двойная целая нота (breve) · Целая нота (semibreve) · Половинная нота (minima) · Четвертная нота (semiminima) · Восьмая нота (croma) · Шестнадцатая нота (semicroma) · Тридцатьвторая нота (biscroma) · Шестьдесятчетвёртая нота (semibiscroma) · Стодвадцатьвосьмая нота (fusa)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Триоль" в других словарях:

ТРИОЛЬ — (ит.). Деление ноты на три равные части, которые однако должны продолжаться не долее двух однозначащих нот. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРИОЛЬ итал. Три односвязные ноты, равные по достоинству… … Словарь иностранных слов русского языка

триоль — и, ж. triolet m., нем. Triole <лат. tres (tria) три. Трехдольная ритмическая музыкальная фигура в музыке двудольного размера; группа из трех ритмически одинаковых нот, равных по общей длительности двум нотам того же написания. БАС 1. Особенно… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТРИОЛЬ — см. Ритмическое деление … Большой Энциклопедический словарь

ТРИОЛЬ — ТРИОЛЬ, триоли, жен. (от франц. triolet) (муз.). Ритмическая фигура из трех нот, вместе равных под длительности двум нотам той же долготы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

триоль — сущ., кол во синонимов: 1 • деление (27) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

триоль — и; ж. [нем. Triole] Муз. Особая ритмическая фигура из трёх нот, равная по длительности двум обычным нотам того же написания. ◁ Триольный, ая, ое. Т ая нота. * * * триоль (музыкальн.), см. Ритмическое деление. * * * ТРИОЛЬ ТРИОЛЬ, см. Ритмическое… … Энциклопедический словарь

Триоль — в музыке, ритмическая фигура; см. Ритмическое деление … Большая советская энциклопедия

Триоль — группа из трех нот, имеющая длительность группы двух нот того же достоинства, напр., три четверти, исполняемые в тот промежуток времени, которые заняли бы две четверти. Над Т. ставится цифра 3 под лигой. Две ноты Т. могут быть связаны или… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Триоль — (нем. Triole; франц. triolet; англ. triplet) одна из наиболее распространённых ритмич. фигур; образуется при делении к. л. длительности на три равные ритмич. доли вместо двух. Если этой длительностью является целая нота, то Т. пишется… … Музыкальная энциклопедия

Триоль — ж. 1. Трёхдольная ритмическая музыкальная фигура в музыке двухдольного размера. 2. Группа из трёх ритмически одинаковых нот, равных по общей длительности двум нотам того же написания. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Триоли

Давайте рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами):

Триоли

Рисунок 1. Триоли

Обратите внимание: все длительности нот в примере одинаковые — восьмые. Их в такте (при размере 4/4) должно быть 8 штук. А у нас их 10. Фокус как раз в том, что мы используем триоли. Вы уже обратили внимание на красные квадраты. В них по 3 восьмых ноты. Тройки нот объединены скобкой с цифрой 3. Это и есть триоли.

Давайте разберёмся с длительностью триоли. Простой способ расчёта длительности заключается в следующем. Смотрим длительность каждой ноты в триоли: восьмая (). Ноты триоли играются так, чтобы равномерно сыграть 3 ноты за время, отведённое двум нотам. Т.е. каждая нота приведённой в примере триоли звучит несколько короче (на 1/3), чем обычно положено восьмой длительности. Именно поэтому мы в примере сначала играем по 2 ноты, а потом переходим к триолям: Вы услышите, что временной интервал между акцентированными нотами одинаков!

Смотрим на рисунок:

= =

Рисунок 2. Длительности триоли

Триоль содержит 3 восьмых ноты. По длительности они звучат также, как 2 восьмых или 1 четверть. Кликните мышкой по верхнему рисунку, послушайте. Мы специально расставили акценты на нотах. В midi-файле акцентированные ноты усилены барабанной тарелкой, чтобы Вам было легче услышать, как в ровном ритме укладываются сначала 2 ноты, а потом 3.

Следует отметить, что в триолях могут присутствовать паузы. Длительность паузы будет измеряться так же, как и длительность ноты, входящей в триоль.


Рисунок 3. Паузы в триолях

Разобрались более или менее с триолями? Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Триоли

Рисунок 4. Пример триолей

Так же, как и в предыдущем примере, мы сначала играем ноты парами, а затем триолями. Здесь мы также расставили акценты и также играем тарелками. Звуковой пример достаточно быстрый (всё-таки, это шестнадцатые ноты), поэтому (чтобы легче понять) мы рисуем на картинке партию барабана. В ключе две вертикальные черты — это ключ для партии ударных инструментов. Крестиками обозначены удары по тарелкам, длительности такие же, как и в обычном нотном письме.

На слух ясно слышно, что триоли играются быстрее. На рисунке партии ударных видно, что расстояния между ударами по тарелкам (и акцентированными нотами) — одинаковые. Акцент ставится равномерно.

Теперь вы знаете, что такое триоли, как они обозначаются, как играются. Как правило, говорят, что триоль образуется от деления основной длительности на три части вместо двух. Далее в статье будем пользоваться именно таким определением.

Квинтоль

Квинтоль образуется от деления основной длительности на 5 частей вместо 4-ёх. Всё — по аналогии с триолью. Обозначается так же, как и триоль, только ставится цифра 5:

Рисунок 5. Квинтоль

Приводим пример квинтоли:

Квинтоль

Рисунок 6. Пример квинтоли

Секстоль

Секстоль образуется от деления основной длительности на 6 частей вместо 4-ёх. Всё — по аналогии. Не будем перегружать статью уже заранее понятными примерами.

Септоль

Септоль образуется от деления основной длительности на 7 частей вместо 4-ёх.

Дуоль

Дуоль образуется от деления основной длительности с точкой (например: ) на 2 части.

Квартоль

Квартоль образуется от деления основной длительности с точкой на 4 части.

Итоги

Вы познакомились с триолями (квинтолями и др.), поняли, что это такое, знаете их обозначения и представляете себе, как они звучат.

Как-то мы уже говорили о том, что с помощью основных длительностей композитору не всегда удается записать тот ритм, который он хочет. Поэтому существуют различные ритмические аномалии (назовем это так) и способы деформации ритма. И сегодня мы приглашаем вас познакомиться с новыми, необычными длительностями – триолями, квартолями, квинтолями и т.д. Но обо всем по порядку.

Виды ритмического деления

В музыке существует два принципа ритмического деления длительностей нот и пауз: четное (основное) и нечетное (произвольное). Давайте разберемся поподробнее.

ЧЕТНОЕ (или ОСНОВНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это такой принцип, по которому следующая меньшая по длительности нота образуется при делении целой ноты на число 2 в какой-нибудь математической степени (то есть на 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512 или 1024 частей).

Длительности нот четного деления вы хорошо знаете. Это давно ставшие привычными для вас половинные, четвертные, восьмые ноты, или те, которые мельче их – шестнадцатые, тридцать вторые и т.д.

НЕЧЕТНОЕ (или ПРОИЗВОЛЬНОЕ) ДЕЛЕНИЕ – это принцип, по которому целую или какую-нибудь другую ноту можно раздробить на любое количество частей: на три, пять, девять или шестнадцать, на девятнадцать или на двадцать две и т.д.

четное и нечетное виды ритмического деления

нечетное деление длительностей в ноктюрне Шопена

Ритмические фигуры нечетного деления

ТРИОЛИ – они образуются при делении какой-нибудь длительности не на две части, а на три. Например, четвертную ноту можно разделить не на две восьмых, а на три, и они, конечно же, будут скорее по сравнению с четными восьмушками. Аналогично половинную ноту можно разделить на три четвертных ноты вместо двух, а целую – на три половинных.

триоли

КВИНТОЛИ – эти длительности возникают, когда какая-нибудь нота разделятся на пять частей вместо четырех. Вот, например, четверть можно раздробить на четыре шестнадцатых ноты, но можно, оказывается и на пять. Подобное – с половинной: ее можно разделить на четыре восьмых, или на пять квинтолей-восьмых. А целую длительность можно разделить, соответственно, на пять четвертей вместо четырех.

квинтоли

ВАЖНО! Принцип оформления всех нот нечетного деления универсальный. Ноты, которые соединяются в группу с помощью ребер, просто помечаются нужной цифрой сверху или снизу (квинтоли – цифрой пять).

Если же нотки записываются по отдельности каждая (четверти, половинные или те же восьмые, но с хвостами), тогда группу нужно показывать квадратной скобкой и числом.

Триоли и квинтоли из нечетных длительностей применяются, пожалуй, чаще всего. Принцип нечетного деления вам понятен? Отлично! Давайте перечислим еще несколько случаев, с которыми музыканты сталкиваются чуть реже.

СЕКСТОЛЬ – деление ноты на шесть частей вместо четырех. По сути секстоль можно образовать, сложив две триоли. Например, разделение четверти на шесть шестнадцатых вместо четырех.

СЕПТОЛЬ – деление ноты на семь частей вместо восьми или вместо четырех. В первом случае – это будут слегка замедленные длительности, а во втором – наоборот, ускоренные.

НОВЕМОЛЬ – деление ноты на девять частей вместо восьми. Пример: раздробление половинной длительности на девять шестнадцатых нот вместо восьми.

ДЕЦИМОЛЬ – деление длительности на десять частей вместо восьми. Допустим, в целой ноте вообще умещается восемь восьмых, но можно разместить и десять, тогда они будут чуть более торопливыми по сравнению с обычными.

Деление ноты с точкой на две и четыре части

ДУОЛИ – они получаются, когда нота с точкой делится на две части. Например, четверть с точкой легко разделить на три восьмых, но тот, кто не ищет легких путей, делит ее на две.

дуоли и квартоли

Итак, четверть с точкой – полторы секунды, обычная восьмая – полсекунды, и логичнее разделить эту несчастную четверть на три восьмушки, но мы делим на две. И получаем, что каждая восьмая – укрупнена, она длится три четверти секунды (1,5/2 = 0,75 с).

Аналогично и половинная с точкой может быть разделена не на три нормальных четверти, а на две более крупных. То есть наша половинная с точкой – это 3 секунды, обычные четверти – по 1 секунде, но у нас получились по полторы (3/2 = 1,5 с).

КВАРТОЛИ – эти четные длительности с безумно сложно уловимым движением попадаются нам тогда, когда нота с точкой снова делится не на три части, а на четыре. Например, четверть с точкой разделена на четыре восьмых вместо трех или половинка с точкой – на четыре четвертных ноты. Квартоли играются быстрее, легче по сравнению с обычными восьмыми и четвертями.

Ритмические упражнения с триолями и квинтолями

Все, что касается музыки, нужно познавать не только умом, но и слухом, то есть музыкально. Именно поэтому мы стараемся предлагать вам не только сухой теоретический материал, но и хотя бы совсем простые упражнения, чтобы вы могли не только узнать о триолях, но и послушать, как это звучит.

ritm-del-upr-01

Еще одно аналогичное упражнение с другим мелодическим рисунком.

ritm-del-upr-02

триоли в Лунной сонате Бетховена

Именно спокойное покачивание триолей в музыке Бетховена одновременно и гипнотизирует, и создает настрой, располагающий к размышлению.

триоли в Тарантелле Листа

ritm-del-upr-03

Кстати, в нотном тексте этого примера вам встретились знаки диеза, бемоля и бекара. Вы не забыли, что это такое? Если подзабыли, то повторить можно ЗДЕСЬ.

Что такое подтекстовка? Это когда под музыку подбираются слова и выражения с таким же ритмом. И затем ритм слов, которые нужно пропевать или произносить вслух, помогает усвоению ритма музыкального.

Возьмем те же ритмические фигуры квинтолей, что и в задании выше, и подберем для них подходящие слова. Тут можно придумать что угодно, главное – чтобы в слове или словосочетании было всего пять слогов, и первый слог был ударным. Нам подходят, например, такие выражения: небо синее, солнце яркое, море теплое, лето жаркое.

Попробуем? Тем возьмем чуть помедленнее. На каждую ноту – один слог.

ritm-del-upr-04

Позанимались? Здорово! На этом мы пока остановимся. В следующих выпусках вас ожидает продолжение разговора о разных сторонах музыкального ритма. Если у вас остались вопросы по теме данной статьи, напишите их в комментариях.

Читайте также: