Творчество как высшая форма человеческой деятельности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Творчество как поиск, психологическое обоснование данного явления и его значение в жизни человека. Роль межполушарной асимметрии. Классификация творческих процессов, их разновидности, а также характер и особенности влияния на развитие личности ребенка.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.05.2014
Размер файла 24,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Творчество как процесс человеческой деятельности. Виды и функции творчества

Введение

творчество ребенок личность психологический

Проблема творчества обладает большой теоретической и практической значимостью. В теоретическом плане творчество представляет собой комплексный объект изучения, входящий в предмет многих наук. Творчество изучается различными ветвями философии, искусствознанием, а также в той или иной форме фактически всеми гуманитарными науками. Для психологии понятие творчества является одной из центральных тем, поскольку в его актах проявляются в интегрированном и наиболее развитом виде фактически все психические процессы, как когнитивные, так и аффективные, и волевые. Тема творчества и творческих достижений составляет также давний предмет интереса психофизиологов, к которому, однако, только в последнее время стали вырабатываться достаточно адекватные подходы.

Практическая значимость темы возрастает по причине того, что на настоящем этапе развития в связи с преобразованием характера труда роль творчества в жизни человечества постоянно повышается. С одной стороны, совершенствование техники ведет к повышению доли умственного труда по сравнению с физическим. С другой стороны, появление компьютеров приводит к перераспределению акцентов в самой структуре умственного труда. Наиболее рутинные элементы (вычисления, обработка текстов и т.д.) передаются компьютеру, в то время как силы человека высвобождаются для неалгоритмизируемой деятельности.

В контексте сказанного исследование закономерностей творческого процесса оказывается ключевым моментом в изучении человеческого потенциала. [1]

Целью данного реферата является рассмотрение творчества, как процесса человеческой деятельности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. рассмотреть процесс творчества с точки зрения психофизиологии

2. выявить виды и функции творческого процесса.

3. рассмотреть влияние творчества на развитие человека

Объектом изучения в данной работе является творческий процесс.

Предметом - психофизиологическая составляющая творческого процесса.

1. Понятие творчества. Творческий процесс с точки зрения психофизиологии

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. [2]

1.1 Творчество как поиск

Вопрос о природе побуждения к творчеству относится к числу самых главных. Согласно психоаналитическим представлениям, основанным на ложных методологических предпосылках, в фундаменте творчества лежит механизм сублимации. Неудовлетворенные потребности, прежде всего либидинозные, которые не могут быть реализованы из-за моральных запретов, находят социально приемлемый выход в творчестве. Отсюда следует логический вывод, что чем тяжелее внутренний конфликт художника, чем в большей степени ущемлены его потребности, особенно потребность в любви, тем продуктивнее его творческая активность.

В пользу этой точки зрения обычно приводится большое количество фактов, свидетельствующих о расцвете творческих сил у великих людей в наиболее тяжелые их жизненные периоды, после жестоких психических травм и необратимых потерь. Творчество как единственный способ преодоления трагедий неразделенной любви - вот один из самых сильных аргументов, и лучшие образцы мировой поэзии могут служить здесь примером, от сонета Петрарки до лирики наших современников. Обсуждению и критике этой концепции посвящена большая литература, и мы не будем останавливаться на этом подробно. Заметим лишь, что сторонники этой концепции обычно закрывают глаза на большое число примеров прямо противоположных, когда длительные фрустрации и тяжелые переживания убивают творческую активность. Кроме того, не так уж мало великих произведений искусства было создано совершенно счастливыми людьми, и если ранее мы говорили о сонетах Петрарки, то сейчас можем обратиться к значительно более древним поэтическим произведениям. По-видимому, между фрустрацией и творчеством зависимость неоднозначная. Недавно это получило даже статистическое подтверждение в специальном исследовании: проанализированы события жизни и характер творчества великих композиторов и был сделан вывод, что на творческую продуктивность не влияют жизненные стрессы, во всяком случае такие влияния нельзя считать законом, и не сублимация определяет творческий потенциал. Факты убеждают, что своими высокими достижениями и духовным прогрессом человечество обязано не темным подавленным влечениям и не бесперспективным неразрешимым внутренним конфликтам. [3]

О мозговых механизмах поисковой активности известно пока не очень много. По-видимому, важную роль в этом поведении играет гиппокамп, который обеспечивает учет статистически маловероятных возможностей, без чего поисковая активность, особенно в сфере творчества, не была бы эффективной.

Исследования, проведенные на человеке и животных, показали, что поисковая активность значительно повышает устойчивость организма к воздействию самых разнообразных вредных факторов. Этот эффект почти не зависит от характера эмоций, сопровождающих поисковое поведение: резистентность к заболеваниям возрастает и при положительных, и при отрицательных эмоциях. Противоположное состояние - отказ от поисковой активности в ситуации, которая не удовлетворяет субъекта, - значительно снижает резистентность индивида и может даже закончиться его гибелью. Особенно важно, что снижение поисковой активности делает субъекта более уязвимым к вредным воздействиям даже в такой ситуации, которая, на первый взгляд, вполне его удовлетворяет. Это значит, что с биологической точки зрения наличие или отсутствие поисковой активности более существенно, чем эмоциональная оценка ситуации. [3]

Предполагается, что такое большое значение поисковой активности для выживания определяется ее основной биологической функцией. Эта активность представляет собой как бы движущую силу саморазвития каждого индивида, и прогресс популяции в целом в большой степени зависит от ее выраженности у отдельных членов популяции. Поэтому, в согласии с представлениями П.В. Симонова, биологически целесообразно выживание путем естественного отбора именно тех особей, которые не склонны реагировать на трудные ситуации отказом от поиска. Потребность в поиске является двигателем прогресса благодаря своей принципиальной ненасыщаемости - ведь это потребность в самом процессе постоянного изменения.

Наблюдения за поведением человека и животных позволяют привести аргументы в пользу существования самостоятельной потребности в поисковой активности. У животных она особенно четко выявляется в ситуациях, когда первичные потребности заведомо удовлетворены. Однако этот феномен удается обнаружить только в условиях эксперимента.

Теперь с позиции всего вышеизложенного вновь вернемся к представлениям о творчестве как о сублимации нереализованных (фрустрированных) потребностей. Если субъект вынужден отказаться от удовлетворения некоторых потребностей, если за счет этого зона поисковой активности поневоле оказывается суженной, то компенсаторно может усилиться поиск в творчестве. Но в принципе не менее вероятна и другая возможность - вынужденный отказ от поиска способов удовлетворения важных потребностей может оказаться столь травмирующим, что поведение по типу отказа распространится и на другие виды активности, в том числе на творчество. С другой стороны, ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет и тогда совсем не обязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество. Вот почему нет и не может быть однозначной связи между фрустрацией и творческой активностью, и концепция сублимации не дает объяснения всем имеющимся фактам и не может считаться универсальной. [3]

1.2 Роль межполушарной асимметрии

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов. [4]

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления - абстрактно-логическое и пространственно-образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:

1. Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно-логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления правого полушария базируется на способности к продуцированию речи);

2. Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мышления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда как образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприятия);

3. Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышления левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).

Было показано, что правое полушарие, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении (например, при физическом повреждении) левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству. [4]

В настоящее время имеются прямые доказательства решающего значения для творчества правополушарного мышления, создающего специфический пространственно-образный контекст. Показано, что при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества.

После тотального удаления менингеомы правого полушария поэт потерял способность к поэтическому творчеству, несмотря на полное выздоровление без каких-либо дефектов в сфере обыденного мышления и речи. Математик с опухолью в правой теменно-затылочной области утратил способность к оригинальным решениям задач при полной сохранности логического мышления. За последние годы выявлена и разница в распределении нейронов и межнейрональных связей между левой и правой височной долей, что согласуется с описанными различиями функций. [3]

2. Виды и функции творчества

Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие не сводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

2.1 Классификация творческих процессов

Среди многообразия классификации творческих процессов мною была выбрана следующая, описывающая вид творчества, его функцию и его результат;

1. художественное творчество. Его функцией является создание новых эмоций, а результатом - произведения искусства;

2. научное творчество создаёт новые знания, результатами которых являются открытия, теории, публикации;

3. техническое творчество - создание новых средств и предметов труда (как результат - техническое усовершенствование, изобретения);

4. спортивное творчество - создание(достижение) новых результатов - рекордсмены [6]

Творческое воображение, фантазия - необходимые средства развития способности человека изменять, преобразовывать мир и самого себя. С их помощью человек осуществляет и вымыслы, и замыслы, столь высоко поднявшие его над животным.

Фантазия имеет свои собственные законы, отличные от законов обычной логики мышления. Творческое воображение позволяет по едва заметным или совсем незаметным для простого глаза деталям, единичным фактам улавливать общий смысл новой конструкции и пути, ведущие к ней. Творческое воображение воспитывается всем ходом жизни человека, усвоением накопленных человечеством сокровищ духовной культуры. Существенное значение в воспитании творческого воображения играет искусство. Оно развивает фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности. [7]

Однако, творчество может быть полезно не только для развития фантазии и изобретательности. Многие виды творчества помогают развивать и другие способности человека. Именно поэтому в ребенке развивают творческие навыки с самого начала его развития.

2.2 Влияние творческого процесса на развитие ребенка

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других

На начальном этапе онтогенеза основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребёнка. В раннем возрасте ДТ формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте ДТ проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, словотворчество, лепка, конструирование. [8]

Творчество - это отличный способ самовыражения, познания мира и формирования собственного взгляда на вещи. Творческий ребенок всегда найдет большее число решений любой проблемы, поскольку его мышление будет выходить за рамки типичного восприятия.

С самого раннего детства воспитатели, учителя, родители применяют творчество для развития детей:

1. Когда дети используют фломастеры, кисти и цветные карандаши, творчество улучшает моторику пальцев и тренирует мышцы, а также улучшает координацию глаз и рук. Это помогает быстрее освоить навыки письма.

2. Когда дети вместе рисуют или строят замки, они учатся взаимодействию с другими людьми, что полезно для социальной адаптации.

3. Дети узнают названия цветов и форм, занимаясь рисованием, составлением фигурок. Юные художники смотрят на кору, листья деревьев, чтобы потом нарисовать пейзаж - все это помогает развивать наблюдение для научной деятельности.

4. С помощью творчества дети представляют то, чего не видели и не могут объяснить. Например, изменяют пропорции и контуры привычных вещей, и это позволяет смотреть на мир под другим углом.

5. Родители, положительно оценивая творчество детей, повышают их самооценку.

6. Во время творческого процесса активно работает воображение. Например, маленький художник обвязывает резинкой три кисти вместе, чтобы удобнее менять их. Творчество способствует экспериментам, изобретательству и помогает овладеть новыми навыками.

7. Творческий танец (свободный танец под любую музыку дома) дает возможность ребенку двигаться самостоятельно и уверенно, повышать выносливость, чувствовать собственное тело и ритм, развивать гибкость, равновесие. [9]

Таким образом, творческий процесс играет огромную роль для развития ребенка, помогая ему познавать мир и самого себя.

Заключение

Творческий процесс - очень сложное и малоизученное явление. Однако, на данном этапе его изучения можно выявить взаимосвязь творческого процесса с межполушарной асимметрией и некоторыми другими участками головного мозга. Так же можно сказать, что творчество благотворно влияет на развитие человека, функционирование его нервной системы, познание окружающего мира и самого себя.

В данной работе творческий процесс рассмотрен с точки зрения психофизиологии, так же выявлены виды творчества, его функции и влияние на развитие человека.

Данная тема может быть рассмотрена более глубоко с точки зрения физиологии, психологии, многих гуманитарных наук. Она очень актуальна, т.к. каждый из нас пользуется плодами творчества других людей и создает что-то новое сам.

Определение творчества говорит нам больше о результатах, чем о мотивах. Что заставляет поэта писать стихи, композитора — со­чинять музыку, инженера — создавать новую технику? «Искусст­ву, — говорил Стендаль, — нужны люди меланхоличные и доста-

Словом, творчество — это самовыражение в самом широком зна­чении этого слова; это процесс, в котором человек выступает как сложное и нерасторжимое единство биологического и социального, где любой порыв — лишь фрагмент в многоцветной картине мотивов и потребностей.

Актуализация вопроса о работе с одаренными детьми

Одаренные дети — национальная гордость. Выявление способ­ных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, выявили, что нестандартно мыслящих людей: взрос­лых — 2%, подростков — 11%, 7-летних — 17%, 6-летних — 37%.

Отсюда видна роль школы в развитии одаренности.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одарен­ность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности (математичес­кой, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Интересны проблемы, связанные с художественной одареннос­тью, выявлением и обучением таких детей. На развитии художе-148

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ственных способностей специализируются, как известно, школы! искусств, изостудии и кружки по рисованию.

Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, ра­боты с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая дол­жна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать спе­циализированные программы.

Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонст­рируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

• творческого и продуктивного мышления;

• общения и лидерства;

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обу­чения способные достичь хороших результатов в видах деятельнос­ти, соответствующих их склонностям и интересам.

В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтап-ный комплекс мероприятий для работы со способными детьми, пред­ложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Гри­горьевских.

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям:

• В каком возрасте ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?

• Что вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?

• В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Вооб­ражаемых героев, животных?

• Предлагаете ли вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок другие художественные материалы?

• Какое занятие любимое у вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?

• Как часто ваш ребенок занят любимым делом?

• Что нравится вашему ребенку больше — раскрашивать гото­вый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?

• Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?

• Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?

• Отведено ли ребенку специальное место для рисования?

• Устраиваете ли вы дома выставки работ вашего ребенка? Где?

• Высказываете ли вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли вы критику в адрес его работ?

• Какими методами вы поддерживаете интерес к художествен­ному творчеству у ребенка? Оказываете ли вы ему помощь в освоении изучаемого материала?

• Принимал ли ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?

После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способно­сти развиваются, без нее — нивелируются. Поэтому главная задача родителей — не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные.

После прохождения первого этапа подводятся итоги — кто из де­тей, по мнению родителей, обладает художественными способностями?

На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью пси­хологических тестов. На занятиях можно предложить тест амери­канского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выяв­ления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из глав­ных показателей творческой одаренности. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интел­лектуальными, академическими и другими тестами.

П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «твор­ческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.

Определение творчества говорит нам больше о результатах, чем о мотивах. Что заставляет поэта писать стихи, композитора — со­чинять музыку, инженера — создавать новую технику? «Искусст­ву, — говорил Стендаль, — нужны люди меланхоличные и доста-

Словом, творчество — это самовыражение в самом широком зна­чении этого слова; это процесс, в котором человек выступает как сложное и нерасторжимое единство биологического и социального, где любой порыв — лишь фрагмент в многоцветной картине мотивов и потребностей.

Актуализация вопроса о работе с одаренными детьми

Одаренные дети — национальная гордость. Выявление способ­ных детей и работа с ними является актуальной задачей школы.

Тесты на творческую активность, составленные американскими психологами, выявили, что нестандартно мыслящих людей: взрос­лых — 2%, подростков — 11%, 7-летних — 17%, 6-летних — 37%.

Отсюда видна роль школы в развитии одаренности.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одарен­ность представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности (математичес­кой, музыкальной, художественной и др.) зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Интересны проблемы, связанные с художественной одареннос­тью, выявлением и обучением таких детей. На развитии художе-148

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ственных способностей специализируются, как известно, школы! искусств, изостудии и кружки по рисованию.

Согласно этим исследованиям, для отбора одаренных детей, ра­боты с ними нужна психолого-педагогическая служба, которая дол­жна выявлять и диагностировать таких детей, разрабатывать спе­циализированные программы.

Какого же ребенка считать художественно одаренным? В 1972 г. Комитет по образованию США опубликовал следующее определение: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу выдающихся способностей демонст­рируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:

• творческого и продуктивного мышления;

• общения и лидерства;

ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Процесс выявления способных детей достаточно сложный. Как известно, яркие детские таланты встречаются довольно редко. В школах в основном учатся дети, при благоприятных условиях обу­чения способные достичь хороших результатов в видах деятельнос­ти, соответствующих их склонностям и интересам.

В этой связи нам представляется наиболее значимым трехэтап-ный комплекс мероприятий для работы со способными детьми, пред­ложенный челябинскими исследователями Н. Буториной и В. Гри­горьевских.

ПЕДАГОГИКА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Авторами разработан опросник для выявления художественных способностей у детей, который предлагается родителям:

• В каком возрасте ваш ребенок впервые взял карандаш в руки? Фломастер? Кисточку?

• Что вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?

• В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Вооб­ражаемых героев, животных?

• Предлагаете ли вы ребенку кроме карандашей, фломастеров, красок другие художественные материалы?

• Какое занятие любимое у вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?

• Как часто ваш ребенок занят любимым делом?

• Что нравится вашему ребенку больше — раскрашивать гото­вый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?

• Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?

• Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?

• Отведено ли ребенку специальное место для рисования?

• Устраиваете ли вы дома выставки работ вашего ребенка? Где?

• Высказываете ли вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли вы критику в адрес его работ?

• Какими методами вы поддерживаете интерес к художествен­ному творчеству у ребенка? Оказываете ли вы ему помощь в освоении изучаемого материала?

• Принимал ли ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?

После проведения опроса родителям объясняется роль семьи в развитии творческого ребенка: при поддержке родителей способно­сти развиваются, без нее — нивелируются. Поэтому главная задача родителей — не оставлять идеи ребенка без внимания, наиболее интересные рассматривать как перспективные.

После прохождения первого этапа подводятся итоги — кто из де­тей, по мнению родителей, обладает художественными способностями?

На втором этапе проводится диагностика ребенка с помощью пси­хологических тестов. На занятиях можно предложить тест амери­канского психолога П. Торренса. Этот тест предназначен для выяв­ления творческих способностей у детей 6-18 лет как одного из глав­ных показателей творческой одаренности. Уникальные задания П. Торренса позволяют оценить способности, не выявляемые интел­лектуальными, академическими и другими тестами.

П. Торренс, а также большинство психологов считают, что «твор­ческие возможности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Определение творчества говорит нам больше о результатах, чем о мотивах. Что заставляет поэта писать стихи, композитора — сочинять музыку, инженера — создавать новую технику? «Искусству, — говорил Стендаль, — нужны люди меланхоличные и доста-

Словом, творчество — это самовыражение в самом широком значении этого слова; это процесс, в котором человек выступает как сложное и нерасторжимое единство биологического и социального, где любой порыв — лишь фрагмент в многоцветной картине мотивов и потребностей.

1.Творчество — деятельность, направленная на удовлетворение потребности человека в создании новых духовных и материальных ценностей.

2.Творчество оригинально по своей сути, так как в процессе творческой деятельности применяются новые приемы, способы и средства.

3.Творчество — комбинирование известных действий для получения ново-го результата.

4.Творчество отражает действительность. Человек в процессе творческой деятельности раскрывает возможности новых связей в своей деятельности, расширяет и углубляет свои знания о действительности. Следовательно, творчество является формой познания действительности.

5.Творчество — процесс постановки ирешения нестандартных задач, процесс разрешения различного рода противоречий.

6.Творчество — форма качественного развития деятельности.

7.Творчество — высшая форма качественного развития человека и присуща только человеку.

8.Творчество — высший вид деятельности человека, оно первично по отношению к исполнительской деятельности.

9.Творчество выступает в единстве духовных и материальных начал. В этом единстве духовное начало предшествует материальному творчеству. В процессе духовного творчества или мышления планируются будущие действия, материализация которых осуществляется на практике. Мышление раскрывается в двух функциях — отражении и творчестве. Основная причина возникновения сознания — мышления заключается именно в творческом преобразовании действительности.

10.Творчество — сущность человека, способ и форма его самодеятельности, саморазвития и самоутверждения.

11.Творчество — проявление законов и категорий диалектики. Диалектическая логика — логика творческого мышления. Диалектика, мышление, практика — все они объединены в творчестве.

Сущность творчества и его законов познается через структуру творчества. В теории творчества проблема структуры является основной. Трудности выявления структуры творческой деятельности, связаны с многообразием типов, этапов, стадий, фаз, субординации и особенностей проявления творчества. Кроме того, каждый вид творческой деятельности, например — инструментальное исполнительство, имеет свою специфику.

Чаще всего структуру творчества определяют в зависимости от того, какие задачи решаются на каждом из этапов творчества. Выделяют четыре основные этапа творческой деятельности от возникновения проблемы до ее разрешения.

Первый этап — осознание, постановка, формулирование проблемы.

Второй этап — поиск и нахождение принципа решения замысла музыкального произведения.

Третий этап — развитие и разработка замысла, разработка плана реализации замысла, идеи произведения.

Четвертый этап — практическая реализация музыкально-художественного произведения (Каждый из этапов требует детальной проработки с позиций инструментального исполнительства. Рамки настоящей работы не позволяют этого сделать.)

В структуре творческой деятельности первые три этапа осуществляются в процессе словесно-логического и образного мышления. Четвертый этап — в практической, целенаправленной материальной деятельности. Творческий акт возможен лишь при взаимосодействии мышления и практики, духовной и материальной деятельности.

Читайте также: