Самоуправление в школьном коллективе как средство развития и саморазвития личности школьников
Обновлено: 14.05.2024
Для достижения поставленных целей, я считаю,необходимо реализовать ряд задач:
предоставить учащимся реальную возможность вместе с педагогами участвовать в организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса;
формировать у учащихся потребности и готовность совершенствовать свою личность, создать условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива; обогащать духовный мир, развивать самостоятельное мышление и самосознание;
воспитать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, законам государства, развивать гражданскую и социальную ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество;
воспитать желание бороться за своих друзей и ровесников, помогать им найти себя, преодолеть трудности, приносить пользу людям, стать защитником правды, добра и красоты;
сформировать умение самостоятельно найти дело, полезное обществу, Отечеству, вести неустанную работу за сохранение мира, беречь и охранять природу.
Каждый раз, когда я беру малышей в пятом классе, то начинаю с помощью ребят, конечно же, формировать органы ученического самоуправления в классе.
Функции совета класса (СК)
участвует в обсуждении и составлении плана работы класса;
подбирает и назначает ответственных за выполнение различных дел класса;
заслушивает отчёты о проделанной работе ответственных за направления;
организует участие класса в КТД (коллективно - творческих делах);
выбирает темы и вопросы для проведения классных мероприятий и тематических классных часов;
обсуждает и решает вопросы о поощрениях и наказаниях;
поддерживает связь с ЦОЖ (центр общественной жизни).
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса,где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика.
Правила для учащихся класса:
Соблюдать Устав школы этическую основу самоуправления, не самоцель, а средство саморазвития личности.и установленные в школе правила для учащихся.
Уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих.
Принимать активное участие в жизни коллектива.
Свободно выражать своё мнение по любому вопросу.
Стремиться к взаимопониманию с одноклассниками, учителями, не обзывать, не оскорблять других людей, не перебивать собеседника в разговоре, внимательно слушать.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.
Соблюдать дисциплину и порядок во время уроков и на переменах.
Не опаздывать на урок.
Не пропускать школу без уважительной причины; в случае отсутствия в школе необходимо.
Поставить в известность классного руководителя и предоставить документы, объясняющие твоё отсутствие в школе.
Не покидать школьное здание, не получив на это разрешения классного руководителя.
Исходя из опыта организации ученического самоуправления, я пришла к таким выводам:
Самоуправление в классе,– необходимый компонент современного воспитания. Его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям.
Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.
Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профессиональную ориентацию.
Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей, способных прогнозировать не только свою жизнь, но страны.
Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса,где всё – для ученика и всё, что делается, –исходит от ученика. Самоуправление, как и дисциплина, – результат огромной совместной работы взрослых и детей.Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни.Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся;что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование,организация в классе временных советов дел,поочерёдное выполнение обязанностей дежурного,коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручени . Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия учащихся, осуществляемые самостоятельно ими совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач. Самоуправление развивается успешно, если учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое самоуправление развивается, решая все большее количество задач и проблем, касающихся жизни и деятельности учащихся .Организация соревнования между звеньями , широкое развертывание общественно полезной деятельности способствует формированию саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.
Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:
Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.
Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.
Воспитание у школьников демократической культуры, формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).
Воспитание достойных творческих лидеров.
Структура классного самоуправления
Органы самоуправления обучающихся реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.
Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.
Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.
Из числа членов Совета избираются его староста и заместитель.
Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.
Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.
Класс является одним из основных структурных элементов и одновременно базой для формирования обучающихся.
Самоуправление в классе формируется путём функционирования микроколлективов-учебных секторов. Именно они являются постоянным движущим рабочим коллективом, чья основная задача сводится к проведению индивидуальной работы с каждым учеником с учётом его склонностей и интересов.
Сектора и их функции:
–Учебный сектор
взаимопомощь в учении
участие в организации и проведении предметных олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам
ходатайствии о поощрении или наказании обучающихся перед Педсоветом или Попечительским советом.
– Трудовой сектор
активное участие в организации трудового воспитания и допрофессиональной трудовой подготовке
участие в профориентационной работе
бережное отношение к общественной собственности
воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обучающихся
выполнение правил внутреннего трудового распорядка
создание трудовых объединений обучающихся
благоустройство школьной территории
– Культмассовый сектор
- подготовка и проведение КТД
-поведение совместных с общественностью мероприятий
-организация концертов, культурных программ, шоу-программ дискотек
-совместно с администрацией определять порядок дежурства по ОУ.
– Спортивный сектор
проведение спортивных мероприятий на уровне ОУ
участие в спортивных мероприятиях города и района
– Информационный сектор
получение и обмен информацией с помощью компьютерных сетей;
создание средств массовой информации внутри лицея;
информирование коллектива обучающихся по различным вопросам деятельности;
доведение до сведения обучающихся решений органов самоуправления.
Высшим органом ученического самоуправления является классное собрание-собрание всех учащихся класса, которое собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Классное собрание избирает классный ученический совет, его председателя и заместителя; избирает представителей на школьную ученическую конференцию; решает вопросы жизни классного коллектива;
утверждает общественные поручения; слушает отчеты об их исполнении;
решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса; вырабатывает предложения в адрес Совета обучающихся.
В период между классными собраниями органом ученического самоуправления в классе является классный совет обучающихся, который собирается по мере необходимости.
Классный совет обучающихся выполняет следующие функции:
выполняет решения классного собрания обучающихся; организует дежурство по классу; организует внеклассные мероприятия; готовит и проводит классные собрания; организовывает участие класса в школьных ученических делах.
Решения классного ученического совета обязательны для выполнения учащимися после их утверждения классным собранием.
Органы самоуправления обучающихся в ОУ реализуют демократические отношения между педагогами и обучающимися, защищают права учащихся, организуют повседневную жизнь школьного ученического коллектива.
Членам Совета обучающихся предоставлены права обращаться к любому работнику школы с вопросами и предложениями.
Заседания Совета проводятся не реже одного раза в месяц.
Из числа членов Совета избираются его председатель и заместитель.
Гласность работы Совета обучающихся, оперативность всех его решений обеспечивается через стенную печать.
Совет коллектива взаимодействует с органами ученического самоуправления, первичными коллективами обучающихся (классами), педагогами, родителями, внешкольными учреждениями.
Ожидаемые результаты:
- формирование актива класса;
- возникновение дружеских связей между учащимися, общих интересов;
- приобретение школьниками навыков организаторской деятельности;
- стабилизация межличностных отношений;
- самореализация в творческой деятельности;
- формирование модели выпускника – личности, готовой интеллектуально и физически развиваться, способной строить собственную жизнь, достойную Человека.
Эффективность деятельности органов ученического самоуправления влияет на развитие личностных и процессуальных качеств человека.
Анализ личностных качеств учащихся школы – активности,
самостоятельности и самочувствия имеет следующие результаты:
72 % учащихся знают, где может высказать свои предложения и замечания;
54 % отмечают, что и каким образом изменилось в классе, по его инициативе;
58 % имеют опыт самостоятельной организации деятельности в классе;
37 % имеют позитивный опыт разрешения школьных проблем;
68 % знают, какие кл .ресурсы он может использовать для решения проблемы, и где ( у кого) они находятся;
56 % отмечают, что и каким образом в нём изменилось в процессе деятельности;
49 % отмечают свою успешность в освоении разных социальных ролей.
Организация самоуправления в классе
Динамика самоуправлени я на разных этапах развития коллектива
Первый этап
Второй этап
Третий этап
отсутствие актива, общности целей, интереса к деятельности в коллективе
сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива
наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления
получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.
определение цели и усвоение задач, обеспечение работы (условия, средства), распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов
оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование
Тенденция развития самоуправления:
Элементы системы ученического самоуправления
задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.
учком, старостат, комиссии, бригады, штабы и др.
коллективное планирование, проведение, анализ дела
Способы привлечения учащихся к самоуправлению:
назначение ответственных лиц
выборность актива демократическим путем
участие каждого в организации дел в порядке очередности
Характер деятельности педагога:
сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы
передает учащихся организаторский опыт, показывает пример участие в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы
сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нем работать, постепенно предоставляя детям все больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
2 Цель: определить пути активизации деятельности органов ученического самоуправления в школе с целью развития и саморазвития личности ученика.
4 Ход педсовета Распределение участников педсовета на микрогруппы. Выбор названия группы Выбор лидера группы
6 Результаты теста: 3-4 – ступень нормальная 5- завышенная ниже 3- заниженная
7 Задание 2 Пронумеруйте, что, на ваш взгляд, является в порядке значимости составляющей профессиональной компетентности, точку зрения аргументируйте: - коммуникативность - владение специальными знаниями - личностные качества - мотивация (позитивная: цель, задачи) - общая культура педагога - творчество (креативность) - добавьте что-то своё
8 Главное творчество, гибкость мышления, оригинальность (абсурдность идеи рождает дело)
9 Задание 3 Соедините точки 3-мя линиями.
11 Самоуправление - самостоятельность организованной общности в решении собственных дел. Самоуправление - демократическая форма организации жизни детского коллектива, предполагающая развитие самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей. Самоуправление - организованная определенным образом деятельность детей и взрослых для организации интересной жизни и социально значимых дел
13 Задание 5 Определите, на каком этапе находится ваш классный коллектив, школьный: 1)Педагог-руководитель 2)Работает актив, осуществляя задачи педагога 3) Каждый ребенок- субъект этого сообщества.
14 Задание 6 Придумайте или вспомните крылатые выражения, которые могут сопутствовать делу, жизни.
16 Ясно, что мы должны растить лидеров, развивать в каждом ребенке лидерские качества, вовлекая его в коллективный процесс творчества, жизни коллектива
17 Задание 7 определите практический и теоретический минимум для лидера: организаторские навыки, компетентность творчество коммуникативность целеустремленность ответственность что-то еще
19 Задание 9 Для осуществления самоуправления в классе и школе необходимо: -саморазвитие -рефлексия - самореализация Раскройте понятия данных слов
20 Саморазвитие – самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение Рефлексия –размышление, полное сомнений, противоречий, анализ собственного психичекого состояния Самореализация – осуществление себя, использование своих возможностей. Это строительство своей судьбы. Самоуправление как средство саморазвития и самореализации личности
В настоящее время в России идёт процесс формирования новой системы образования, который связан с процессом демократизации школы.
Модернизация школы выводит на первый план идею личностно-развивающего воспитания: выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ребёнка, создание условий для самореализации личности.
В современных условиях стал востребован человек, способный принимать активное участие в преобразовании окружающей деятельности, не боящийся брать на себя ответственность, то есть обладающий позицией лидера.
В детских объединениях лидеры выполняют разные роли: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты и т.д.
Процесс подготовки лидеров представляет собой сложное развивающееся явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности. Ведь от того, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения организаторских задач.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их процессом управления собой, своей жизнью в коллективе.
Цель школьного самоуправления – способствовать формированию самоуправляющейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
Задачи школьного самоуправления:
- Вовлекать учащихся в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности.
- Развивать творческую индивидуальность учащихся.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива, укреплять сферы дружеских отношений.
- Учить защищать права учащихся.
Я являюсь классным руководителем 7 класса. В течение трёх лет в классе действует ученическое самоуправление, являющееся первым уровнем школьного самоуправления, которое предусматривает вовлечение всех учащихся в управление делами класса. Оно строится на деятельности самоуправления по следующим принципам:
- открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов коллектива и доступны им;
- равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены – занимают равные положения;
- добровольности и творчества – первичным ученическим коллективом предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей;
- непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.
Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:
- в учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся;
- в общественно-трудовой – реализация задач самообслуживания, благоустройство территории, шефскую работу и т. п.;
- в досуговой – содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий.
Детям можно поручать следующие области школьной жизни:
- в учебной деятельности: проверка дневников и учебников;
- в досуговой деятельности: проведение классных и школьных вечеров, дискотек, праздников, коллективно-творческих дел, классных часов, акции;
- в деятельность школьной прессы: выпуск газеты;
- в спортивной деятельности: организация и проведение спортивных мероприятий;
- в трудовой деятельности: дежурство, генеральная уборка, работа на пришкольной территории, уборка памятников, шефская работа с престарелыми, больными людьми, ветеранами войны и труда.
Для создания органов самоуправления необходимо:
- Найти сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности.
- Сделать их эмоционально-насыщенными и интересными.
- Представить педагогическую поддержку и помощь.
Развитие ученического самоуправления невозможно без воспитательной системы и программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях. Наша воспитательная программа осуществляется по следующим направлениям:
- Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Организация классных дел требует постоянной деятельности учащихся и выполнения ими различных поручений. Эти поручения, их выполнения очень значимы в жизни всего классного коллектива. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно изначально определить сферу приложения своих сил.
Высшим органом самоуправления в классе является классное собрание, проводящееся два раза в четверть: в начале – по планированию социально направленной деятельности учащихся и в конце – по подведению итогов.
В начале учебного года проходит предвыборная кампания. На классном собрании тайным голосованием выбирается лидер классного коллектива. Затем классный руководитель пишет слова, которые являются знаковыми для определения будущих поручений: библиотека, спортивный зал, редколлегия, праздники, корреспондент, труд, помощь, учёба и т. д. Затем ребята определяют, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и определяют, какое постоянное поручение в классе они хотели бы иметь:
- Дежурная служба класса.
- Библиотечная служба класса
- Учебная служба класса.
- Пресс-центр и корреспондентская служба класса.
- Хозяйственная служба класса.
- Шефская служба класса.
- Сценарная служба класса.
Классный руководитель должен хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого ученика. Необходимо, чтобы все дети входили в ту или иную службу. Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2-3 человека – его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 7 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
одной из самых главных целей воспитательной работы я вижу – сплочение классного коллектива через организацию системы ученического самоуправления. Самоуправление – важная и необходимая часть воспитательного процесса в школе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива. И если говорить в целом, то самоуправление – это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.
В настоящее время очень важным является создание и функционирование систем ученического самоуправления в российских общеобразовательных учреждениях.
Цель школьного самоуправления — создание условий для самореализации и совместной деятельности подростков, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры. Участие в самоуправлении формирует у учащихся самостоятельность, инициативность, ответственность.
Ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.
Таким образом, успешно функционирующая система ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении, служит развитию личности школьников, так как в процессе самоуправленческой деятельности у подростков развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества (активность, ответственность, отзывчивость), они осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность. Школьная жизнь становится интересной, насыщенной и увлекательной. В связи с этим в современной школе необходимо создание и развитие ученического самоуправления, эффективное функционирование которого даёт положительные результаты.
Читайте также: