Тургенев как философ кратко

Обновлено: 03.07.2024

Историк литературы, объективно оценивающий возможности рационального и интуитивного начала в творческой деятельности, не может не признать справедливость следующего положения: каждый выдающийся художник – всегда и своеобразный мыслитель, постигающий философию бытия и пытающийся предсказать грядущее. Во всяком случае, всегда нацеленный на его прогнозирование.

Тургенев был именно таким художником-мыслителем. Между тем философское содержание его творчества обычно недооценивалось. Сложились как бы две концепции: согласно одной, Тургенев – художник-реалист, стихийный материалист по воззрениям на природу. Согласно другой, Тургенев – предшественник модернизма и символизма, убежденный идеалист. Но при этом упускалось из виду одно чрезвычайной важности обстоятельство: Тургенев как художник и как мыслитель сформировался в переходное время. Чтобы, не впадая в преувеличения и крайности, объективно разобраться в этом далеко не простом вопросе, в этом противостоянии двух концепций, сложившихся уже к концу XIX века, необходимо пристально рассмотреть тот исторический фон, на котором Тургенев-мыслитель должен восприниматься.

Все это очень важно учитывать при исследовании философского содержания творчества, того или иного художника.

В чем же специфика и своеобразие философских взглядов Тургенева? Какое место отводится ему в истории общественной мысли?

Другими словами, в центре внимания оказываются существенные проблемы философии и их художественное выражение в романах Тургенева.

Начнем с философских взглядов писателя. Уже отмечалось, что специальных философских работ у Тургенева нет. Но в нашем распоряжении есть его многочисленные письма и литературно-критические статьи, а также некоторые художественные произведения, убедительно, свидетельствующие о том, что Тургенев обладал достаточно широкой и разветвленной системой философских воззрений.

Попробуем разобраться в характере тургеневского восприятия философии вообще, определить ведущие тенденции, главные направления его философской мысли.

Это также следует считать типическим явлением, характерным для той эпохи. Именно в 30-е – начале 40-х годов начиналась незаметная на первый взгляд деятельность по освоению, критическому переосмыслению и приспособлению философских систем западных мыслителей к конкретно-историческим условиям русской жизни.

Рассмотрим содержание этой тургеневской статьи в аспекте нашей темы.

Запомним эту мысль Тургенева о примиренности противоречий: она многое проясняет в постановке и решении философских проблем в его собственном творчестве.

Между прочим, слова эти превосходно характеризуют талант самого Тургенева, который, по мнению Белинского, никогда не отправляется от идеи, а непосредственно от материала самой действительности.

Тургеневу удалось выразить в этой заключительной фразе одно из самых заветных своих убеждений, ставшее его писательским и философским кредо, которому он остался верен на протяжении всего последующего творческого пути.

Другие работы Тургенева по литературно-критическим вопросам чрезвычайно характерны для его образа мышления. Они свидетельствуют о том, что Тургенев практически никогда не воспринимал явление вне связи с системой, в которой оно виделось ему одним из составных элементов.

Статьи и в особенности письма Тургенева к определенным лицам свидетельствуют о том, что системное восприятие мира – ведущая особенность его мышления. Сформированное в годы почти всеобщего увлечения немецкой философией, тургеневское мышление имело философско-системный характер.

Несомненно, что всякому выдающемуся художнику свойственна собственная индивидуально-неповторимая образная концепция мира. Однако еще Белинский в известном письме к Герцену справедливо подчеркивал основное различие между двумя типами художников: одни познают мир, как бы непосредственно созерцая его и творя свои создания в соответствии с образной картиной мира, другие – непрерывно осмысляют каждое из явлений и как бы объясняют их взаимосвязи в системе отношений. Ко второй группе таких художников Белинский относил Герцена. Вслед за ним можно с уверенностью отнести к этой группе и Тургенева.

Много для уяснения существа философских воззрений Тургенева дают его письма к Полине Виардо, к Герцену и в особенности предельно откровенные письма к графине Е. Ламберт.

Рассмотрим некоторые из них.

В письмах к Виардо, относящихся к 1847 году, невольно привлекает внимание блестящая эрудиция молодого Тургенева.

Письмо Тургенева говорит само за себя: это не что иное, как признание в своей приверженности ко всему земному, которое является для него источником поэтического.

Принципиально важно это и для понимания отношения Тургенева к религии. Эта проблема требует от исследователя философских воззрений Тургенева особой чуткости, деликатности и осторожности.

Не исключено, что это именно так. Но куда сильнее в этой глубокомысленной тираде Тургенева полемическое предпочтение Прометея и сатаны как символов мятежа и индивидуальности. Да и истины, как видим, он жаждет от своего разума, а не от святой благодати.

8 ноября 2018 года исполняется 200 лет со дня рождения И.С. Тургенева – писателя-реалиста, поэта, публициста, драматурга и переводчика.

Предлагаю читателям в сокращении параграф из моей диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Прошло несколько лет с написания этого материала, но он нисколько не устарел.

Русским нередко делается упрек, что в их культуре нет ни одного выдающегося философа, какие были, например, у немцев или французов. Отчасти, это верно. Но мы и нуждались, особенно в философах уровня того же Гегеля, поскольку эту функцию – философскую – у нас преимущественно выполняли писатели. В полной мере это относится и к И.С. Тургеневу, получившему в Берлинском университете философское образование.

Главной идеей его мировоззрения стала идея антикрепостничества. С одной стороны, весьма странно, что сын крупной помещицы вдруг стал непримиримым противником крепостного права, а с другой – это вполне закономерно. Всесторонне одаренный от природы, образованный, нравственный, остро чувствующий боль другого человека, Тургенев был обречен на противостояние с теми, кто насаждал и осуществлял крепостнические порядки в России.

Олицетворением крепостного права в его самых худших проявлениях стала для Ивана Сергеевича его собственная мать – Варвара Петровна. Она сама пережила суровую долю падчерицы, однако волею обстоятельств в 26 лет стала наследницей огромного состояния в 5 тысяч душ крепостных крестьян. Ее деревни были в Орловской, Калужской, Тульской, Тамбовской, Курской губерниях. Одной серебряной посуды в Спасском (имение в Орловской области) оказалось 60 пудов, а скопленного дядей Иваном Ивановичем, у которого она воспитывалась, капитала насчитывалось 600 тысяч рублей.

Доставалось от Варвары Петровны и собственным детям. Она нередко секла их собственноручно и жестоко (часто на основе наговоров). И все же Иван Сергеевич очень любил свою мать. Его мягкий, очень чувствительный характер во многом объясняется именно женским воспитанием. Но крепостнических нравов матери он не мог ни принять, ни простить. Постепенно между сыном и матерью воцарился непримиримый, сознательный, постоянный разлад. Это противостояние – одна из самых существенных коллизий в биографии Тургенева, без понимания которой невозможно разобраться в его феномене как писателя и человека. Мать не могла простить сыну его писательство (дворянское ли это дело?), не могла простить сыну его гуманизма. Сын в свою очередь не мог простить матери ее деспотизм.

Сошлемся, наконец, на еще один пример. Однажды Иван Сергеевич крайне рассердился на пышный прием, который ему устроила мать, выставив вперед, как для парада, всех дворовых. Казалось бы, мелочь. Но он в сердцах покинул Спасское и вновь уехал в Берлин. Мать тоже обиделась, и наказала сына, прислав ему по почте посылку необыкновенной тяжести. Заплатив за нее последние деньги, Иван Сергеевич обнаружил, что матушка, издеваясь над сыном, набила посылку кирпичами.

Николай БОНДАРЕНКО.

(Продолжение в следующем номере).


Ранние годы

Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу.

Первое образование Тургенев получил в имении Спасское-Лутовиново. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился за границей, после чего путешествовал по Европе.

Начало литературного пути

В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.

Расцвет творчества

В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции.

Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.

После смерти Гоголя Тургенев написал некролог, за который Иван Сергеевич был отправлен на два года в ссылку в родное село. Существует мнение, что истинной причиной ссылки стали радикальные взгляды писателя, а также сочувственное отношение к крепостным крестьянам, которое он выражал в своем творчестве.

Последние годы

В 1863 году уезжает в Германию, где знакомится с выдающимися писателями Западной Европы, пропагандирует русскую литературу. Работает редактором и консультантом, сам занимается переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он становится самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. А в 1879 году получает звание почетного доктора Оксфордского университета.

Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича Тургенева были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Достоевского, Толстого.

В биографии Ивана Тургенева стоит кратко отметить, что в конце 1870-х – начале 1880-х годов быстро возросла его популярность, как на родине, так и за границей. А критики стали причислять его к лучшим писателям века.

С 1882 года писателя начали одолевать болезни: подагра, стенокардия, невралгия. В результате мучительной болезни (саркомы) он умирает 22 августа (3 сентября) 1883 года в Буживале (пригород Парижа). Тело его было привезено в Петербург и погребено на Волковском кладбище.


В истории русской литературы и русской культуры И.С.Тургеневу несомненно принадлежит очень значительное место, однако в оценке и уяснении его значения не было и нет согласия. Казалось бы, что семьдесят пять лет, прошедших со дня кончины Тургенева, — достаточный срок, чтобы обеспечить объективное отношение к нему — и в оценке его личности, и в отношении его художественного творчества и идейных установок, но фактически до сих пор приходится иметь дело с резкими расхождениями у авторов, писавших о Тургеневе. Так было при жизни Тургенева, так это продолжается и сейчас.

Войдем в некоторые подробности.

В художественном творчестве Тургенева было много целомудрия; он только намекал иногда на то трагическое восприятие мира и человека, которое его мучило. Не от этого ли целомудрия его художественное творчество и не понято еще до конца? Одно, во всяком случае, бесспорно: его творчество нельзя оторвать от его мировоззрения.

Читайте также: