Трудовая деятельность дошкольников с нарушением интеллекта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Дипломная работа

Тема: Трудовое воспитание старших дошкольников с нарушениями интеллекта СОДЕРЖАНИЕ 1 Проблема трудового воспитания в общей и специальной дошкольной педагогике 7 1.1 Значение трудового воспитания в развитии ребенка дошкольного возраста 7 1.3 Трудовое воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта 17 2 Трудовое воспитание детей с нарушениями интеллекта в специальных дошкольных учреждениях 29 2.1 Изучение трудовой деятельности старших дошкольников с нарушениями интеллекта 29 2.3 Содержание и методика занятий по трудовому обучению в специальных дошкольных учреждениях 56 2.4 Результаты обучающего эксперимента и выводы 78 Заключение 97 Введение Успешное формирование личности может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Представители педагогической мысли (Ушинский К.Д., Макаренко А.С. и др.) видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию лиц с недоразвитием интеллекта в общество, способствует улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет им возможность наряду со всеми членами общества жить полноценной активной жизнью.

В работах Л.П. Носковой, О.П. Гаврилушкиной, Н.Д. Соколовой, А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой и других авторов, исследовавших вопросы трудового воспитания детей с недоразвитием интеллекта, отмечается, что педагогически правильно организованное трудовое обучение и воспитание является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности старших дошкольников.

У подавляющего большинства умственно отсталых дошкольников могут быть сформированы автоматизированные навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако процесс формирования навыков протекает медленно. Отсюда вытекает необходимость значительного увеличения приемов и методов, применяемых в трудовом обучении детей с недоразвитием интеллекта. Таким образом, проблему возможностей успешного формирования трудовых умений и навыков у детей с недоразвитием интеллекта можно считать малоразработанной. А между тем известно, что одна из центральных задач специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений - подготовка дошкольников к обучению в школе, к участию в посильном труде. Следовательно, система педагогической коррекции в процессе алгоритмизации трудовой деятельности у дошкольников с недоразвитием интеллекта способствует успешному формированию трудовых умений и навыков у детей этой категории.

Исходя из вышеизложенного, целью исследования является изучение системы трудового воспитания старших дошкольников с нарушениями интеллекта и предложение мер по ее совершенствованию.

В статье говорится об особенностях становления трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта.

ВложениеРазмер
osobennosti_stanovleniya_trudovoy_deyatelnosti.docx 23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности становления трудовой деятельности

на фоне интеллектуальной недостаточности.

Грубое запаздывание в формировании одних психических новообразований ведет к недоразвитию других. Поэтому становление трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта имеет свои особенности.

Возникновение элементов трудовой деятельности базируется на дальнейшем освоении действий с предметами, на превращении их в навыки и умения.

Элементы трудовой деятельности (прежде всего навыки самообслуживания) у дошкольников с олигофренией начинают формироваться под влиянием требований окружающих. Естественно, что при существующем у них состоянии развития предметных действий это процесс трудный. Препятствием в овладении ребенком простейшими жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания являются существенные отклонения в развитии моторики у детей этой категории уже в младенческом возрасте. Они гораздо позднее своих сверстников начинают тянуться к висящей перед ними игрушке, сидеть, стоять, передвигаться в пространстве. Замедленное развитие двигательной сферы существенно снижает возможности ребенка в ознакомлении с окружающим его предметным миром. Движения этих детей неловки, плохо координированы, чрезмерно замедленны или, напротив, импульсивны. Ребенок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и свою одежду.

При кажущейся простоте и элементарности процесс освоения ребенком с интеллектуальной недостаточностью последовательности при выполнении навыков самообслуживания далеко не прост. Требуются многократные повторения, упражнения, чтобы ребенок усвоил, в каком порядке нужно одеваться и раздеваться.[2,стр.181]

В дошкольном возрасте многие дети рассматриваемой категории, с которыми специально не проводилась длительная целенаправленная коррекционная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Эти умения обычно отрабатываются в специальном детском саду с использованием тренажеров.

Неловкость движений дошкольников с нарушением интеллекта обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. У них с трудом формируются культурно-гигиенические навыки. Движения у детей при выполнении действий, связанных с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или суетливые, недостаточно целенаправленные. Сильно выражена несогласованность действий обеих рук. В ряде случаев даже у старших дошкольников нет последовательности и логики всех действий, входящих в навык. Например, при умывании дети берут сухое мыло, не намочив руки, и кладут его на место, а затем открывают кран. Страдает и характер каждого отдельно взятого, входящего в состав навыка действия. Например, дети держат ложку в кулачке, набирают неумеренное количество пищи и т.п.

С точки зрения сформированности элементов трудовой деятельности дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью представляют собой значительно более неоднородную категорию, чем дети с нормальным развитием. Но тот факт, что некоторые из них при предъявлении последовательных требований, овладевают навыками самообслуживания, свидетельствует о достаточных потенциальных возможностях развития практической деятельности у детей с нарушением интеллекта.

С первых дней пребывания детей в специальном дошкольном учреждении начинается последовательная работа по их трудовому воспитанию. Трудовое воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемое в ходе формирования игровой деятельности, закрепляется в повседневной практике детей. Воспитанники младшей группы, как правило нуждаются в проведении с ними специальных занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Таким детям очень важно раскрыть значение труда окружающих их взрослых. Они не всегда самостоятельно постигают смысл того, что для них делается. Ознакомление с трудом взрослых происходит как в процессе совместного труда, так и в ходе специально организованных наблюдений. Уже на самом начальном этапе дети включаются в элементарные виды хозяйственно-бытового труда. Вместе со взрослыми убирают помещение групповой комнаты, участок для прогулок, помогают в уборке игрушек и пособий. Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с хозяйственно-бытовым трудом, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Общий коллективный труд требует от умственно отсталых дошкольников умения договориться, терпеливо выслушать партнера, принять общее решение. Во время занятий по ручному труду в старших группах также уделяется больше внимания общим, коллективным работам. Это влияет на воспитание чувства общей ответственности за порученное дело, формирует умение регулировать личные отношения, придерживать посторонние для общего дела желания и намерения.

Старшие дошкольники охотно участвуют в общем труде на огороде, в цветнике. Любовь к природе рождается не только во время прогулок по лесу, но и в процессе заботы о ней, соприкосновения с ней. Труд в природе наилучшим образом решает задачу воспитания у детей с нарушением интеллекта заинтересованного отношения к ней. Среди разнообразных и традиционных трудовых поручений, которые доступны дошкольникам старшего возраста, есть и связанные с уходом за животными. При всей трудоемкости содержания в чистоте и порядке уголка природы это дело чрезвычайно нужное. Ведь наличие уголка природы позволяет приблизить детей, особенно если они живут в городе, к неведомому им животному миру, сформировать у них гуманные чувства.[2,стр.189]

Труд играет большую роль в судьбе школьников с интеллектуальной недостаточностью. В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются многие личностные качества детей с олигофренией: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма и т.п.

Как известно, любая трудовая деятельность осуществляется при участии и под контролем познавательных процессов. Один из характерных недостатков трудовой деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена недостаточным умением детей ориентироваться в задании. Учащиеся, особенно младших классов, часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они испытывают большие трудности при определении условий выполнения задания, в частности не могут установить, какие им потребуются инструменты, и, как правило, выбирают те, которыми пользовались на предыдущих уроках труда.

Не менее сложным для учащихся оказывается составление плана предстоящей трудовой деятельности, а также выполнение изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции. Планирование тесно связано с целенаправленностью деятельности, а ее нарушения, свойственные школьникам с нарушением интеллекта, оказывают негативное влияние на определение последовательности действий, выбор наиболее эффективных способов выполнения трудового задания, т.е. на процесс планирования.

Составление плана работы и его выполнение требует самостоятельности действий. У школьников данной категории она слабо развита. Ошибки, возникающие при выполнении трудового задания, могут быть следствием недоразвития самоконтроля. Недостатки самоконтроля и связанная с ним неадекватность действий возникают не из-за того, что школьники с интеллектуальной недостаточностью недобросовестно относятся к трудовому заданию. Причина в неумении контролировать и корригировать свои действия в соответствии с поставленной перед ними задачей.

Недостатки контрольных действий умственно отсталых учащихся во многом обусловлены недоразвитием их моторики. Нарушение координации движений рук оказывает негативное влияние на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у школьников медленно. Большие сложности возникают, когда необходимо осуществить перенос навыка в новые условия.

Как уже отмечалось, при освоении трудовых умений и навыков происходит совершенствование личности учащихся. Трудовое воспитание должно способствовать формированию у детей потребности трудиться, чувства ответственности за выполняемую работу, положительного отношения к труду.

У многих учащихся с интеллектуальной недостаточностью отношение к трудовому обучению формируется как положительное, но недостаточно осознанное, пассивное и малоустойчивое. Устойчивость положительного отношения к труду во многом зависит от доступности трудового задания и его социальной направленности. У большинства таких школьников положительное отношение к труду связано с привлекательностью самого процесса труда, с возможностью работать инструментами и т.д.

А.А.Корниенко выделяет 4 группы учащихся, характеризующихся определенным типом отношений к трудовому обучению.

В 1-ю группу вошли ученики с индифферентным отношением к труду, обусловленным неопределенностью мотивов. При безразличном отношении к трудовой деятельности они постоянно нуждаются в ее стимуляции и активизации.

Учащиеся с непосредственным отношением к труду составляют 2-ю группу. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Их отношение к ней определяется прежде всего интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам.

К 3-й группе отнесены школьники, отношение которых к труду характеризуется наличием элементов опосредованности. У них наблюдается постоянство в выборе предпочитаемых видов труда, частичное проявление социальной мотивации.

В 4-ю группу вошли учащиеся, относящиеся к трудовому обучению осознанно, как к профессиональной подготовке, что связано с социальными мотивами.

Установлено, что отношение учащихся к труду в процессе коррекционного обучения проходит определенные стадии развития. Сначала оно не носит осознанного характера, неустойчиво, внешне активно-положительное, непосредственное. Постепенно отношение приобретает элементы опосредованности, становится больше устойчивым и осознанным.

Вместе с тем не у всех школьников данной категории формируется положительное отношение к труду. Есть ученики, у которых отрицательное отношение к трудовой деятельности не удается изменить. Чаще всего это дети, испытывающие большие сложности при выполнении трудовых заданий. Такие учащиеся оказываются неготовыми к самостоятельной трудовой деятельности.

Следовательно, только с помощью специального коррекционного обучения и воспитания у детей с нарушением интеллекта развиваются общетрудовые умения и навыки столь необходимые в любой трудовой деятельности.

1. А.Н.Граборов Основы олигофренопедагогики – М. 2005г

2. Дошкольное воспитание аномальных детей – под ред. Л.П.Носковой -М. 1993г.

3. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева Коррекционно-развивающее обучениие и воспитание – программа дошкольных образовательных учреждений компонсирующего вида для детей с нарушением интеллекта – М.2005г

4. С.Д.Замбранная Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей – М.1993г.

5. Х.С.Замский Умственно отсталые дети - НПО Образование, 1995г

6. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева Дошкольная олигофренопедагогика – М.2001г.

7. В.Г.Петрова, И.В.Белякова Психология умственно отсталых школьников – М. 2002г.

8. С.Я.Рубинштейн Психология умственно отсталого школьника – М.1986г.

9. Коррекционная педагогика под ред. Б.П.Пузанова – М.2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная и конструктивная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Из продуктивных видов деятельности умственно отсталых детей больше изучена изобразительная деятельность (Т. Н. Головина, О. П. Гаврилушкина и др.). Изобразительная деятельность таких детей формируется.

Коррекционная направленность игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями развития.
Особенности нарушения чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Нарушение чтения у детей является одной из самых актуальных тем логопедии. Данное нарушение особенно часто встречается у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и оказывает отриц.

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью.


Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью

О роли формирования игровой деятельности в процессе обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Психологические особенности трудового воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью


Статья "Изучение особенностей тематического рисования младших школьников с интеллектуальной недостаточностью"

Данная статья кратко отражает мое изучение тематического рисования младших школьников. Обработанные результаты отражены в пяти уровнях сформированности, каждому из которых соответствует своя качествен.

Работа по трудовому воспитанию основывается на формировании предметной деятельности детей и связана с их игровой деятельностью. Именно в процессе сюжетных игр формируется мотивационно–потребностная сторона деятельности детей, связанная с овладением навыками обслуживания (в случае действия с игрушками) и самообслуживания. Овладение операционной стороной деятельности позволяет ребенку стать самостоятельным и умелым в удовлетворении своих насущных потребностей. Таким образом, стимулируется личностное развитие ребенка. Лишь на этой основе формируются Я-позиция и уверенность ребенка в собственных силах и возможностях, развиваются ответственность и элементы самооценки.

Трудовое воспитание в специализированном учреждении компенсирующего вида ведется в двух основных направлениях:

§ воспитание уважения к труду взрослых и детей;

§ формирование практических трудовых навыков у детей в процессе следующих занятий:

а) воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания (первый и второй годы обучения);

б) ручной труд (третий и четвертый годы обучения);

в) хозяйственно-бытовой труд и труд на природе (третий и четвертый годы обучения).

Все указанные занятия тесно взаимосвязаны. Усвоенные детьми навыки закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения режимных моментов в течение последующих годов обучения.

В олигофренопсихологии и олигофренопедагогике всегда придавалось и придается большое значение трудовому воспитанию умственно отсталых дошкольников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Своеобразие их психики и деятельности вызывает необходимость в специальной организации трудового воспитания и применении особых педагогических приемов. Весь процесс трудового воспитания органически связан с коррекционной работой, направленной на преодоление недостатков психического развития детей, способный продвинуть умственно отсталых детей в общем развитии и, в частности, сформировать у них элементарные способы логического мышления.

По мере овладения определенными трудовыми приемами старшие дошкольники учатся действовать целенаправленно и руководствоваться общественными мотивами деятельности. Все это, разумеется, способствует развитию познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы детей.

Формирование элементов трудовой деятельности осуществляется на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей — при формировании навыков самообслуживания, на занятиях: по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

Детей специально знакомят с разными профессиями взрослых. Им не только рассказывают, но и показывают, как они трудятся: сначала в ближайшем окружении, в повседневной жизни (вот трудится няня, дворник, воспитатель, повар, врач). Затем детей знакомят с тем, как трудятся взрослые за пределами дошкольного учреждения. Детей ведут на стройку, в ателье, на почту, в магазин, в школу. При этом каждый раз объясняют, какое значение для всех людей имеет труд каждого. Такое ознакомление с трудом, с его социальной значимостью нужно проводить с детьми систематически.

Наряду с формированием представлений о труде взрослых проводится организация трудовой деятельности самих детей. Немаловажное значение имеет выработка у детей-олигофренов правильных гигиенических привычек, умения принимать необходимую рабочую позу, не сутулиться, не перенапрягать себя, соответственно чередовать рабочие движения с паузами. На первых годах обучения особое место уделяется привитию навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Эти навыки формируются на специальных занятиях и закрепляются во время всех режимных моментов. Механизм их формирования весьма сложен, так как их усвоение требует определенного уровня развития внимания, подражания, восприятия, поэтому этот раздел трудового воспитания не теряет своего значения до конца пребывания детей в дошкольном учреждении. Если обучение навыкам самообслуживания проводится правильно, с учетом особенностей развития моторики, восприятия, внимания детей, то эти занятия способствуют также формированию у детей положительного отношения к труду, желания трудиться, умения преодолевать посильные трудности, т. е. всех тех качеств, которые необходимы для дальнейшего трудового воспитания и обучения.

Трудовое обучение осуществляется также на специальных занятиях по ручному труду, на которых дети выполняют различные поделки. На этих занятиях необходимо, помимо навыков ручного труда, создавать у детей интерес и уважение к результату своего труда. Для этого результат труда нужно выделить и сделать значимым для детей. На занятиях по ручному труду дети изготавливают поделки, которые могут служить атрибутами для, игры, средством украшения группы, подарком для младших детей или взрослых и т.п. Поделки должны быть не только индивидуальными, но и коллективными. В процессе создания коллективных поделок дети учатся работать сообща, соотносить свои действия с действиями других, результат своего труда с результатами труда своих сверстников, что составляет одну из основных сторон культуры труда.

Хозяйственно-бытовой труд вводится в специальном дошкольном учреждении на втором году обучения. Вначале он носит несложный характер — дети выполняют отдельные поручения (поливают цветы, расставляют пособия, раздают ложки перед едой и т.п.). Постепенно трудовые поручения усложняются. С третьего года обучения проводятся специальные занятия по формированию навыков хозяйственно-бытового труда и систематические дежурства детей. Дети под руководством воспитателя проводят уборку кукольного уголка, стирают кукольное белье, учатся вытирать пыль, чистить обувь и др. Следующим видом трудовой деятельности умственно отсталых дошкольников является труд в природе. Дети ухаживают за растениями и животными в группе, трудятся на участке дошкольного учреждения, приобретают определенные навыки и умения, овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и наглядного мышления.

В процессе трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развернутой, помогают формированию детей словесной регуляции деятельности.

В труде — также мы находим большие возможности для того чтобы учить детей планировать свои действия — что будет сделано сначала, что потом, осмысливать значение последовательности действий для достижения конечного результата, к старшему дошкольному возрасту это позволяет добиться появления элементов самоконтроля.

Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки.

Коллективный труд представляет прекрасную основу для воспитания взаимопомощи и отзывчивости и для организации поведения детей в целом.

Осуществляя необходимые мероприятия по охране труда детей, воспитатели специальных ДОУ в то же время не забывают и о том, чтобы их закалять, вырабатывать способность к трудовым усилиям и выносливость.

Умственно отсталые дошкольники скорее устают, чем нормально развивающиеся, в течение дня работоспособность снижается. Воспитателю приходится считаться с низкой работоспособностью детей, так как переутомление приводит не только к нарушениям деятельности организма, но и к психическим нарушениям: ухудшению процессов восприятия, мышления, внимания. Переутомление снижает общую активность детей, нарушает самоконтроль и волевые процессы. Большую роль в повышении работоспособности детей играет их положительное отношение к работе, проявляемый к ней интерес.

У детей-олигофренов усвоение трудовых знаний, навыков и умений и применение их на практике, а также их перенос в новые условия затруднены из-за недостаточного развития интеллектуальных умений и навыков, формирующихся на основе обобщения. Поэтому усваиваемый в данный момент материал оказывается не включенным в общую систему знаний. Следует также указать на то, что умственно отсталые старшие дошкольники затрудняются переносить ранее усвоенный опыт в новые условия из-за недоразвитости у них пространственных представлений.

Необходимое условие успешного обучения старших дошкольников труду — систематическое изучение их индивидуальных особенностей.

Общее недоразвитие психики умственно отсталых дошкольников, выражающееся в нарушении познавательной деятельности, ее структуры и мотивации, сказывается отрицательно на отношении к трудовой деятельности, в процессе которой они своеобразно не только воспринимают, запоминают, мыслят, воображают и т. д., но и относятся к выполняемым трудовым заданиям. Для того чтобы подготовить старших дошкольников с нарушениями интеллекта к трудовой деятельности, необходима систематическая и напряженная работа воспитателя по формированию правильного отношения к труду.

Воспитательный эффект особенно велик тогда, когда сами дошкольники принимают участие в организации трудового процесса и в оценке полученных результатов. Необходимо так организовать воспитательный процесс, чтобы их внимание было направлено не только на отдельные действия и операции, но и на выполнение задания, удовлетворяющего определенным требованиям. Таким образом, подготовка к труду, являясь одним из важнейших аспектов социальной адаптации и комплексной реабилитации детей с интеллектуальным недоразвитием, направлена на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе; она обеспечивает наиболее полную интеграцию старших дошкольников с нарушениями интеллекта в общество, способствует в будущем улучшению их морально–психологического состояния и предоставляет возможность, наряду со всеми членами общества, жить полноценной активной жизнью.

Значение формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта

Элементарна трудовая деятельность – это совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, направленная на развитие у последнего необходимых общетрудовых способностей и умений, психологической готовности к самостоятельному труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, а также к сознательному выбору будущей профессии.

Нарушение интеллектуального развития у детей – это различные по происхождению и проявлению отклонения в их умственном развитии.

Большое значение в воспитании каждого ребенка имеет формирование у него элементарной трудовой деятельности. Так как именно в ней развиваются трудолюбие, потребность в труде, ответственность и иные важные качества личности.

В процессе формирования элементарной трудовой деятельности дети овладевают не только необходимыми трудовыми навыками, но культурой труда. Труд оказывает значительное влияние и на умственное развитие ребенка. Обусловлено это тем, что трудовая деятельность требует от детей процесса ознакомления с предстоящей деятельностью, выработкой плана работы, подбора необходимых инструментов, методов и средств труда. В процессе труда у детей значительно расширяются и конкретизируются общие представления о жизни, труде взрослых и его значимости для всего общества.

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллектуального развития имеет ряд специфических особенностей, связанных с возможностями особенных детей.

Основная цель трудового воспитания детей с интеллектуальными нарушениями – воспитание трудолюбия, потребности в трудовой деятельности, а также создание психологической и практической готовности к труду.

Готовые работы на аналогичную тему

На основании поставленной цели, перед педагогами и специалистами стоит задача по формированию у детей с интеллектуальными нарушениями мотивации трудовой деятельности, а также развитию интереса к различным видам и формам труда.

Как показывает практика, довольно часто дети с интеллектуальными нарушениями, поступающие в специализированные учреждения не владеют необходимыми элементарными навыками самообслуживания, что делает их совершенно беспомощными в разнообразных бытовых ситуациях.

Несформированность элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта связана не только с имеющейся у них физической ослабленностью и двигательной неловкостью, но и с гиперопекой со стороны родителей. Довольно часто родители, жалея детей, стремятся выполнить за них всю работу, ограждают от выполнения простой работы, в том числе и по самообслуживанию.

Попадая в образовательное учреждение, дети с нарушениями интеллекта, вынуждены осваивать элементарную трудовую деятельность. В том случае, если педагогами и специалистами правильно организован воспитательно-образовательный процесс, если они смогли найти подход к каждому ребенку, успешно проходит не только формирование элементарной трудовой деятельности, но и развитие речи в процессе труда.

Методы и средства формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта

Формирование элементарной трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями осуществляется как в рамках специально отведенных занятий, так и в рамках режимных моментов в сочетании с другими видами деятельности.

В первую очередь трудовая деятельность связана с игровой и предметной видами деятельности. Это связано с тем, что труд зачастую возникает у детей в процесс игры. Однако в отличие от игры, труд имеет определенный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей ребенка.

Во время игры дети подражают трудовым действиям взрослых, тем самым они осваивают некоторые трудовые навыки, учатся уважать собственный труд и труд других людей, осознают значимость труда для окружающих и для общества в целом, а также знакомятся с профессиями и их спецификой.

В рамках режимных моментов, формирование трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта происходит во время прогулки, при подготовке к занятиям, приему пищи и сну, а также в разнообразных видах детской деятельности.

Наибольшее значение в формировании элементарной трудовой деятельности у детей с интеллектуальными нарушениями имеет овладение ими навыков самообслуживания. Особенность данного вида труда состоит в том, что он направлен на самого себя, на удовлетворение собственных потребностей, а его результатом является умение самостоятельно обслужить самого себя.

Самообслуживание состоит в том, что дети:

  • овладевают навыками личной гигиены,
  • учатся самостоятельно кушать, раздеваться и одеваться,
  • учатся пользоваться туалетными принадлежностями.

Следующим видом деятельности, используемым для формирования элементарной трудовой деятельности у детей с нарушениями интеллекта, является хозяйственно-бытовой труд. Хозяйственно-бытовой труд заключается в поддержании порядка в групповой комнате, участию в организации различных бытовых процессов. В целом значимость хозяйственно-бытового труда заключается в том, что он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Осознание этого, заставляет ребенка стараться выполнить работу качественно и в срок.

Формирование элементарных трудовых умений и навыков, с использованием различного вида детской деятельности, благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проблем. Кроме того, осуществляется формирование трудолюбия, потребности в труде, создается психологическая и практическая готовность ребенка к труду.

Читайте также: