Методические рекомендации по психолого педагогической работе с детьми младшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Психокоррекционную работу можно понимать как психологическое вмешательство с целью оказания помощи в разрешении поведенческих и личностных проблем ребенка и исправление недостатков его психического развития с помощью специальных средств психологического воздействия. И.В. Дубровиной[116] сформулированы основные принципы психологической коррекции (рис. 4.5).

Принцип первый – единство коррекции и развития, означающий, что решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – единство возрастного и индивидуального в развитии, предполагающий индивидуальный подход к ребенку в контексте его возрастного развития.

Принцип третий – единство диагностики и коррекции развития, означающий, что задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития, предполагает проведение психолого-педагогической коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности самого ребенка в сотрудничестве со взрослым.

Принципы психокоррекции

• единство коррекции и развития;

• единство возрастного и индивидуального в развитии;

• единство диагностики и коррекции развития;

• деятельностный принцип осуществления коррекции;

• подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному.

Рис. 4.5. Принципы психокоррекционной работы

При составлении коррекционной программы необходимо соблюдать следующие требования.

1. Четкое формулирование целей коррекционной работы.

2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы.

3. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы.

4. Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная).

5. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционной программы.

6. Определение частоты необходимых встреч (например, встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т. д.).

7. Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия (от 10–15 мин. в начале коррекционной программы до 1,5–2 часов на заключительном этапе).

8. Разработка конкретной коррекционной программы в целом и определение содержания каждого коррекционного занятия.

9. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы.

10. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

11. Планирование форм участия других лиц (медиков, педагогов, социальных работников и др.) при работе с семьей – подключение родственников, значимых взрослых и т. д.

12. Определение формы контроля динамики хода коррекционной работы.

13. Реализация коррекционной программы и внесение дополнений и изменений в программу по ходу работы.

14. Оценка эффективности реализованной программы[117].

Направления развития и психокоррекции детей младшего школьного возраста ориентированы на активизацию основных четырех сфер: эмоциональной, когнитивной, социальной, а также соматической сферы, связанной с развитием систем восприятия и двигательных актов. Это соответствует включению следующих основных блоков в цикл психокоррекционных занятий (табл. 4.5)[118]:

Таблица 4.5

Цикл психокоррекционных занятий

Эмоционально-мотивационный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи:

1) создание ситуации успешной деятельности;

2) обеспечение атмосферы эмоционального приятия, снижающей страхи, тревогу и фрустрацию;

3) формирование мотивации развития, в том числе школьной мотивации;

4) формирование модели потребностного будущего и обеспечение приятия ее детьми как личной цели развития;

5) формирование адекватной, гибкой самооценки;

6) развитие рефлексии, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли

Социально-нормативный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) формирование правил и норм поведения в группе, адекватное понимание социальных ролей в значимых ситуациях;

2) развитие навыков успешной коммуникации;

3) формирование навыков успешной совместной деятельности;

4) развитие способности критически воспринимать внешнюю оценку, повышение стрессоустойчивости при взаимодействии

Перцептивный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) развитие возможностей восприятия;

2) формирование базовых пространственно-временных представлений;

3) согласованная и координированная тренировка работы анализаторов в двух и трех модальностях одновременно

Когнитивный блок психокоррекционных занятий

Реализуемые задачи: 1) формирование ориентировочной основы деятельности;

2) развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, речь);

3) развитие вербального и невербального интеллекта, формирование эффективных навыков стратегий учебной деятельности

К наиболее распространенным методам психокоррекционной работы с младшими школьниками относятся различные психотехнические игры и упражнения, направленные на целостное развитие личности ребенка и решение конкретных психологических проблем, на коррекцию и развитие определенных познавательных процессов или личностных особенностей; психогимнастика — метод практической психокоррекции, предполагающий невербальное выражение переживаний, эмоциональных состояний, личностных проблем. В психокоррекционной работе младшими школьниками широко используются игротерапия, предполагающая воздействие на детей с помощью игры; арттерапия — метод психокоррекции и психотерапии, основанный на искусстве и творчестве; сказкотерапия — метод воздействия на психику с помощью придуманных историй, в сказочной форме; куклотерапия — метод психокоррекции с использованием кукол.

Музыкотерапия в психокоррекционной работе с младшими школьниками основана на использовании определенных музыкальных произведений, которые оказывают существенное влияние прежде всего на эмоциональную сферу ребенка: изменяют настроение, снижают тревогу и напряжение, раздражительность и агрессивность, депрессию, повышают психический тонус и т. д.

Цветовое воздействие на ребенка также обладает достаточно сильным эффектом. Цвет давно стал использоваться в качестве вспомогательных приемов психокоррекционной и психотерапевтической работы, определенные цветовые гаммы способны оказывать воздействие на психическое состояние ребенка.

Часто цветовые воздействия сочетаются в одной программе с музыкальными, это объясняется сходством эмоционального реагирования детей на музыкальные и изобразительные виды искусства и данными о типе их реагирования на определенные цветовые тона. Существуют специальные разработки цветомузыкальных установок, в которых сочетается музыкальный фон программы с приемами цвето-световых воздействий.

На психокоррекционных занятиях может использоваться аромофитотерапия, предполагающая использование в терапевтических, коррекционных и профилактических целях ароматов растений, которые разделяются на три группы:

• стимулирующие и тонизирующие нервную систему;

• успокаивающие нервную систему;

• ароматические адаптогены, нормализующие функциональное состояние как при повышенной, так и при сниженной активности нервной системы.

В психокоррекционной работе с младшими школьниками могут использоваться элементы нервно-мышечной релаксации и аутотренинга. Аутогенная тренировка – это метод, повышающий при помощи специальных формул самовнушения возможности саморегуляции. Нервно-мышечная релаксация – это метод, который сводится к выработке способности к произвольному расслаблению поперечно-полосатых мышц. Вызывая расслабление с помощью нервно-мышечной релаксации, создаются необходимые предпосылки для освоения других, более сложных приемов саморегуляции. Овладение целенаправленной концентрацией внимания на мире внутренних ощущений способствует формированию внутренних средств контроля и управления протеканием психических функций.

На психокоррекционных занятиях с младшими школьниками также могут использоваться сенсорная репродукция, предполагающая создание чувственных образов, концентрацию внимания на воображаемых предметах; идеомоторная тренировка – это процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке; различные виды специальных двигательных и дыхательных упражнений, которые положительно влияют на умственную и физическую работоспособность, помогает снять ощущения усталости, напряжения, тревоги.

В рамках психокоррекционной работы с младшими школьниками часто проводятся различные психологические тренинги. Психологический тренинг можно определить как совокупность активных методов обучения навыкам поведения, самопознания и саморазвития посредством приобретения и осмысливания жизненного опыта, моделируемого в групповом взаимодействии. Проработка содержания психологического тренинга осуществляется с помощью групповой дискуссии, различных видов игровых методов, психодрамы, психогимнастики, методов развития социальной перцепции и др.

Психокоррекционная и развивающая работа с проблемными младшими школьниками должна сопровождаться консультациями учителей, работающих с ними, организацией соответствующей работы педагогов и родителей по исправлению имеющихся трудностей в обучении и поведении конкретных учеников, оказанием отсроченной помощи тем детям, которым по результатам предварительного психодиагностического обследования не потребовалась немедленная помощь, но проблемы которых могут проявиться позднее. Целесообразность предпочтения того или иного вида и методов психокоррекционной работы во многом будет определяться конкретной ситуацией, возможностями психолога-практика, а также степенью выраженности личностных и поведенческих проблем ребенка.

Критериями эффективности психокоррекционной работы можно считать: позитивные сдвиги в развитии познавательных процессов и личностной сферы ребенка, повышение учебной мотивации, результативности его учебной деятельности, гармонизация личности ребенка, улучшение межличностных отношений ребенка и положительные изменения в его социальном статусе, эмоциональном самочувствии и самооценке, улучшение психологического микроклимата в классе, повышение общего уровня гуманизации и оптимизации целостного педагогического процесса и др. Эффективность психокоррекционной работы с детьми, возможность достигать взаимопонимания с учителями и родителями во многом зависят от степени их участия в такой работе, от их психологической грамотности и способности воспринимать и выполнять рекомендации психолога.

Учить воспринимать промахи как руководство к самоизменению, а не как неудачи.

Разрешать ребенку ошибаться

Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей

Престать критиковать себя по пустяковым поводам

Позволять себе ошибаться, ведь на ошибках учатся

Ставить перед собой достижимые цели, поэтапно приближаясь к ней

Записаться в театральный кружок, творческую студию, в которой можно будет перевоплощаться

Посещать подростковые клубы

Оказывать помощь слабоуспевающим

Стремиться проявлять инициативу, выступать с предложениями

Воспринимать неудачу как очередной урок, стимул к развитию

Низкий групповой статус, замкнутость

Включать в общественные внутриклассовые мероприятия

Включать ученика в подгруппы для выполнения самостоятельных групповых домашних проектов

Развивать постепенно лидерские качества, поощряя активность, веря в ученика

Показывать публично свое доверие ученику

Развивать постепенно лидерские качества

Включать в обсуждение множества вопросов дома, принимая в расчет мнение ребенка, повышая его статус

Приглашать в гости семьи с детьми

Согласно интересам заниматься в социально-актуальных секциях, кружках, активно проявляя себя во внешкольном коллективе

Интересоваться деятельностью классного коллектива, его интересами

Самому доброжелательно относиться к классу

Неадекватно

завышенная самооценка

Объективно оценивать возможности и способности ученика, приводить в пример других учеников

Ставить заслуженные оценки

Включить в группу для выполнения проекта, хвалить всех участников

Включить в группу более способных учеников

Не допускать вседозволенности

Не выделять часто в классе

Не следует перехваливать ребенка.

Перестать восторгаться по малейшему поводу.

Указывать на ошибки, недостатки поведения, пробелы в способностях

Создавать ситуации, в которых приходилось бы отказываться от своих поверхностных потребностей, отказываться от желаемого в пользу других

Давать задания сделать приятное кому-то из близких, но инкогнито.

Учиться ставить себя на место других

Начать заботиться о ком-либо

Критично подходить к своим поступкам

Находить общие интересы с одноклассниками, самому идти им навстречу

Реалистично оценивать свои силы

Помогать в выполнении малоприятных работ (уборка территории, мусора)

Слабая концентрация

Легкость выполнения заданий + отвлекаемость

Применять приемы активизации внимания на уроке, руководить процессом управления внимания класса посредством грамотно построенного урока

Задавать вопросы, требующие размышления, давать индивидуальные интересные задания, к концу урока составлять опорный конспект

Давать отдельные короткие задания, постепенно увеличивая сложность и время выполнения

Учитывать тип темперамента и модальность восприятия информации (аудиальный, визуальный, кинестетический)

Индивидуальные усложненные задания для проявления своей сообразительности. Задания должны быть в меру сложными и выполнимыми

Предложить составить опорную схему урока, параграфа

При выполнении д/з устранять отвлекающие факторы – телевизор, радио, компьютер и т.п. Возможно, тихая мелодичная музыка

В настоящее время теория и практика начального образования столкнулись с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении.

В особой ситуации риска находятся младшие школьники : именно им необходимо быстро адаптироваться к сложным условиям школьной жизни при физическом незрелом организме. Учебные нагрузки, несоответствие внешних требований психофизическим возможностям учащихся, низкий уровень психологической готовности к школе обусловливают постоянное пребывание учащихся в условиях стресса.

Причинами эмоционального неблагополучия у младших школьников могут быть

-срыв первичного стереотипа поведения,

-неправильное построение режима,

-неправильные воспитательные приемы,

-отсутствие необходимых условий для игры,

-отсутствие единого подхода к ребенку,

-враждебное отношение учителя,

-неприятие детским коллективом

В этой ситуации все более осознается необходимость в психолого-педагогической поддержке учащихся начальной школы.

Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.

2. Приоритет ребенка в решении собственных проблем, т. е. учитель помогает осознать суть проблемы, предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3. Соблюдение принципа конфиденциальности крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик и индивидуальных бесед.

5. Защита прав и интересов ученика на всем пространстве его жизни подразумевает, что учитель в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности смягчить наказание, имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку.

Формы психолого-педагогической поддержки

Психолого-педагогическая поддержка младшего школьника может иметь формы

-индивидуального и группового взаимодействия учителя и детей,

носить превентивный (профилактический) и оперативный (срочный) характер.

К числу превентивных может быть отнесена групповая форма поддержки. Сюда относятся:

• Работа учителя в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года или послеканикулярное время.

Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или менее длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу, изменить сложившийся темп жизни. Учителя, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми и развития у них навыков общения. В это время можно использовать игровые и творческие формы работы, проводить уроки на природе, больше давать ученикам двигаться, рисовать, придумывать истории или писать мини-сочинения.

• Работа учителя с группами детей, имеющих сходные проблемы. Эти группы могут быть выявлены в результате специальной диагностики или повседневного наблюдения учителей (например, учащиеся, неуспевающие по определенному предмету, застенчивые, тревожные, неуверенные в себе). Такие школьники могут быть объединены в отдельные группы. Под руководством психолога или социального педагога с ними могут проводиться игровые занятия, тренинги и т. д.

Стоит отметить, что общим для всех групп детей с эмоциональными нарушениями является то, что неадекватные реакции у каждого ребенка носят защитный, компенсаторный характер. При этом младший школьник находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых, поэтому учителю начальных классов важно с психологом и социальным педагогом выявлять причины эмоционального неблагополучия учеников, помнить о психологических особенностях этого возраста и способствовать оптимальным способам его социализации.

• Включение учащихся в коллективные творческие дела, в ходе которых может быть оказана разного рода поддержка в развитии способностей, интересов и склонностей.

Одной из наиболее распространенных и серьезных педагогических проблем в психологии является проблема неуравновешенности учащихся младших классов.

В этих ситуациях можно использовать индивидуальные формы психолого-педагогической поддержки : индивидуальные беседы, различные педагогические техники и приемы, направленные на коррекцию эмоционального состояния и поведения детей.

Особого внимания требуют тревожные, неуверенные в себе дети. Они отличаются повышенной эмоциональностью, чаще, чем другие, воспринимают обычные школьные ситуации как источник угрозы. Следует обращать внимание на то, как такой ребенок предпочитает отвечать – с места или у доски. Ответ у доски является для таких учеников напряженной ситуацией, что заметно отражается на качестве ответа. Так как слабым местом тревожных детей часто является повышенная утомляемость и затрудненная включаемость, то лучше таких учеников спрашивать в середине урока.

Кроме того, важно отметить, как реагируют тревожные дети на похвалу и порицания – они для них очень значимы. Такого ребенка нельзя торопить с ответом, надо давать ему время подумать. Самое важное – повышать его самооценку. Тревожного ребенка не страшно перехвалить, желательно как можно чаще специально обращать внимание на его успехи, особенно когда такой ребенок не умел что-то делать, а теперь научился. Очень важно, чтобы такое же отношение было не только в классе, но и дома.

Каждый опытный учитель знает, что в детском коллективе встречаются ученики, которые постоянно стремятся быть на виду, стараются выделиться на фоне класса, обратить на себя внимание учителя. Часто с целью, чтобы на них обратили внимания, они могут выкрикивать и вскакивать с места. Работая с такими детьми, важно осторожно пользоваться похвалой, так как они легко начинают противопоставлять себя классу. Таких детей нельзя часто ругать и стыдить, потому что, с одной стороны, это может нанести им серьезную психологическую травму, настроить против учителя, а с другой – им ценно любое проявление внимания к ним. Если учитель хочет наказать такого ребенка, то самое лучшее, что он может сделать, - это не обращать на него внимания. Но если ребенок ведет себя хорошо, то следует периодически поощрять его мелкими знаками внимания.

Немаловажное значение для хорошего эмоционального самочувствия ребенка имеют его взаимоотношения со сверстниками. Уже через несколько месяцев совместной учебы можно говорить о достаточно устойчивой системе отношений в классе. Она характеризуется наличием у ребенка друзей, желанием поделиться с одноклассниками своими впечатлениями. В этом отношении много информации может дать учителю поведение ребенка на прогулке, во время игр: активно участвует в коллективных игра или играет один, какие роли предпочитает выполнять в игре. Дети, которые не имеют друзей, держатся особняком, нуждаются в особом внимании, так как такое неблагополучное положение в системе личных отношений ведет к общему эмоциональному дискомфорту.

Техники и приемы, которые помогают детям чувствовать себя комфортно в учебно-воспитательном процессе. Ниже приведу их примеры.

1) Техника создания у ребенка субъективного переживания успеха (при выполнении учебного задания, формирования навыков поведения)

2)Техники экстренного педагогического воздействия в ситуации привлечения ребенком внимания учителя

Приемы :

Игнорируйте демонстративное поведение.

Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.

Посылайте секретный знак.

Посылайте письменные замечания.

Приемы :

Издайте музыкальный звук.

Говорите громким голосом.

Временно прекратите вести урок.

2)Техника помощи ученикам в установлении нормальных отношений с учителем и умения чувствовать свою коммуникативную компетентность

Приемы

Что говорит учитель?

Что слышит ученик?

Приемы :

Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

Формируйте веру в успех.

Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах.

Делайте процесс обучения ощутимым.

Данные приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у младших школьников, и будут способствовать продуктивному развитию личности.

Способы психологической поддержки учащихся педагогами

• Не нагнетайте обстановку;

• Создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение;

• Обеспечьте учащимся ощущение эмоциональной поддержки (вербальными и невербальными средствами);

• Особо внимательно отнеситесь к тревожным и неуверенным детям;

• Создайте в классе обстановку дружелюбия и уважения к ребенку;

Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося;

• Приложите усилия, чтобы родители оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку;

• Учитывайте индивидуальные психофизиологические особенности выпускников;

На заметку учителю.

• Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

• Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам. Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

• Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед.

Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

• Помни, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

• Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении, но помни, как важно поддержать, ободрить быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое участие, твои знания, твой опыт.

• Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь ему высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

• • Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

• В общении с родителями своих учеников помни, что их дети – самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

• Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив к их ошибкам.

• Каждая встреча с учителем для родителей должна быть полезной и результативной. Каждое собрание – вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

• Не воспитывай слишком самонадеянных – их будут избегать; слишком скромных – их не будут уважать; слишком болтливых – на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых – с ними не будут считаться; слишком суровых – от них отмахнуться; слишком добрых – их растопчут.

• Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпимыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

• Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Успехов в работе!

Психолого-педагогическая поддержка семьи в условиях детского сада В настоящее время достаточно актуальным является просвещение родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Особенно важно оно при.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Психолого-педагогические условия формирования эмпатии у детей дошкольного возраста Приложения Приложение 1 Методика диагностики уровня эмпатических способностей (по Бойко В. В.) Данный тест позволяет определить эмпатические.

Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Психолого-педагогические условия развития одаренных детей Человеческое мышление, способность к творчеству - величайшие из даров природы.

Развитие памяти младших школьников Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все больше и больше. Память связывает прошлое человека с его настоящим,.

Условия, методы и приемы для формирования культурно-гигиенических навыков в младшей группе Условия, методы и приемы для формирования культурно – гигиенических навыков в младшей группе. К числу основных условий успешного формирования.

Психолого-педагогические рекомендации родителям младших школьников

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Родителям, для того чтобы быть успешными родителями, необходимо знать основы возрастной психологии, владеть технологиями взаимодействия с ребенком. Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье. Однако незнание родителями методов общения с ребенком зачастую приводит к серьезным трудностям детей – они становятся тревожными, агрессивными, перестают слушаться родителей. Сборник рекомендаций предназначен для родителей которые готовы помочь своему ребенку в освоении школьных знаний

Читайте также: