Трудности и риски проектной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Любое действие, направленное в будущее, предполагает, что оно может окончиться по-разному. Можно получить желаемое "по максимуму", можно лишь частично достичь цели, не исключен вариант и полного фиаско.

Ситуация неопределенности порождает вероятность того, что не будет получен желаемый результат, т.е. порождает риски.

Риск проекта – это эффект, позволяющий накопить вероятности наступления ряда событий, которые отрицательно повлияют на цели самого проекта.

Сама неопределенность (отсутствие необходимой информации, уверенности в желаемом исходе и т.д.) имеет множество причин, так называемых факторов риска.

Фактор риска — это ситуация, которая может вызвать один и больше рисков проекта.

В отношении проектов выделяют внешние и внутренние факторы риска:

  • Внутренний фактор риска связан с неопределенностью реализации проекта, вызванной причинами внутри проекта;
  • Внешний фактор риска — возможность возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, причинами которых является внешняя среда.

Пример. Для Робинзона Крузо внутренними факторами риска оказались: строительство плавучего средства, необходимого для того, чтобы покинуть остров, снижалась из-за отсутствия опыта кораблестроения, необходимых материалов, помощников и т.п. К ним добавились внешние факторы риска: вероятность незнакомых морских течений, бурь, встреч с пиратами и др.

· А мне бы все-таки хотелось выяснить, есть ли бог.

Самое печальное, что в соответствии с поурочными планами на этот день ни один из вопросов, которые действительно интересовали детей, не предполагалось рассмотреть. Все заданные вопросы происходили из информационного пространства, расположенного вне содержания образования второклассников.

В данном случае объективная ситуация наличия у ребенка познавательной (иногда и мировоззренческой) проблемы не предусматривала проектного развития, хотя и могла его получить. За каждым из вопросов проглядывал возможный учебный проект.

Презентация на тему: " Лекция 9. Инструментарий, риски и результативность проектной деятельности 9.1. Методы проектной деятельности 9.2. Риски проектной деятельности и факторы." — Транскрипт:

1 Лекция 9. Инструментарий, риски и результативность проектной деятельности 9.1. Методы проектной деятельности 9.2. Риски проектной деятельности и факторы их возникновения 9.3. Критерии оценки результатов проектной деятельности

2 Качество проектной деятельности определяется: умением видеть и четко формулировать проблему; умением выдвигать гипотезы; набором имеющихся по проблеме данных; умением подбирать и использовать исследовательский инструментарий; умением формулировать выводы и представлять результаты исследования Инструментарий - методы, способы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей проектной деятельности Методы проектной деятельности

3 Выбор метода определяется: предметной областью исследования; целями проектной деятельности; целями того или иного этапа проектной деятельности; полнотой и качеством имеющейся информации по исследуемой проблеме; организационными формами работы; видом, характером, комплексностью используемых дидактических средств; наличием материально-технической базы и возможностями ее использования; образовательными, физиологическими и психологическими возможностями обучающихся и т.д.

4 Междисциплинарные методы проектной деятельности: Метод Характеристика Анализ Разбиение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Дедукция Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. Индукция Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). Классификация Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком Моделирование Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту- оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. Наблюдение Целенаправленное восприятие явлений действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. Обобщение Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. Описание Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. Прогнозирование Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. Синтез Объединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Эксперимент Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды экспериментов: лабораторный эксперимент; полевой, или естественный эксперимент. ·

5 Методы исследования предметной области

7 Этап 1. Постановка проблемы Два вида проблем, рассматриваемых в качестве объекта проектной деятельности: проблемы совершенствования; проблемы создания нового

8 Этап 1. Постановка проблемы

10 Этап 2. Этап 3. Целеполагание и планирование

11 Источники информации Первичные источники информации, полученной впервые для решения конкретно поставленной проблемы (наблюдения, опросы, отчеты исследователя по проблеме) Вторичные источники информации, собранной и переработанной ранее для решения других проблем (газеты, журналы, книги …) Этап 4. Реализация проекта. Сбор информации

14 Этап 4. Реализация проекта: разработка проектного продукта

15 Этап 5. Рефлексия Методы рефлексии: опрос, анализ, самооценка, сравнение … Методы анализа проектной деятельности Методы самоанализа (анализа личных достижений) Рефлексия дает ответы на вопросы: Достигнуты ли цели проекта? Решены ли все поставленные задачи? Каковы основные трудности в реализации проекта? Какие моменты не учтены или требуют доработки? …. Рефлексия дает ответы на вопросы: Появились ли у обучающегося новые знания, умения и навыки? Насколько активно участвовал обучающийся в проектной деятельности? Каковы ощущения от выполненной работы.

16 Этап 6. Презентация проекта Методы подготовки и способы реализации презентации проекта определяются природой проектного продукта и выбранным видом презентации.

17 9.2. Риски проектной деятельности и факторы их возникновения Риск проектной деятельности - вероятное событие, в результате которого субъект, принявший решение, теряет возможность достичь запланированных результатов проекта или его отдельных параметров, имеющих временную, количественную и стоимостную оценку.

18 Риски проектной деятельности обучающихся: несоответствие полученного проектного продукта планируемому; несоответствие предложенного решения заявленной проблеме; невозможность достижения целей проекта в указанные сроки; низкий уровень полноты представления результатов работы и аргументированности актуальности проблемы; утрата интереса к работе над проектом; превышение планируемых объемов затрат на реализацию проекта …

19 Факторы возникновения рисков проектной деятельности отсутствие заинтересованности обучающихся к участию в проекте; отсутствие опыта у обучающихся в исследовательской деятельности; низкий уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной работы; возникновение дефицита времени при работе над проектом; плохая организация проектной деятельности; отсутствие необходимых условий для реализации проектной деятельности (материально-технической базы, методических материалов, финансовой поддержки …); отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение педагогических работников к реализации проекта; постановка нереалистичных целей, задач и сроков выполнения проекта; низкое качество планирования проекта; недостаточность финансирования…

20 9.3. Критерии оценки результатов проектной деятельности Составляющие проекта Критерии оценки Постановка проблемы и ее обоснованность, формулирование целей и задач Актуальность, теоретическая и практическая значимость выдвинутых проблем; корректность постановки целей и задач исследования, их соответствие заявленной теме и содержанию работы; степень реалистичности целей и задач; разумность масштаба работ Выполнение и оформление проекта Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность предлагаемых решений; логичность, взаимосвязь и последовательность этапов реализации проекта; уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений; обоснованность отбора теоретического мате- риала; обоснованность, достаточность эмпирического материала; уровень используемого инструментария исследования; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость; качество отчета: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков, стилистическое единство и языковая грамотность

21 Критерии оценки результатов проектной деятельности Составляющие проекта Критерии оценки Результат выполнения проекта Перспективы развития проекта после его завершения; соответствие планируемого результата полученному продукту; степень решения заявленной проблемы Презентация результатов работы, защита проекта Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, профессионализм изложения результатов работы над проектом; объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, междисциплинарные связи; культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени, удержание внимания аудитории; ответы на вопросы: полнота, аргументированность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы; деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

В данной статье представлены основные сложности, ворзникающие при работе с проектной деятельностью.

ВложениеРазмер
statya_slozhnosti_proektnoy_deyatelnosti.docx 22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Сложности в работе над проектом. Способы их преодоления

В последние годы в отечественной школе, в связи с переходом на новый ФГОС, наблюдается волна популяризации метода проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогической практике, однако в полной мере отвечает современным принципам российского образования: компетентностному, личностно-ориентированному подходам к обучению и воспитанию, субъектности школьника в процессе приобретения знаний.

В настоящее время практическим опытом многих педагогов, психолого-педагогическими исследованиями; убедительно доказана возможность применения проектного метода в работе с младшими школьниками, его универсальность и совместимость с различными системами обучения. В публикациях, и других отражен богатый развивающий потенциал проектной деятельности для учащихся начальной школы, ее позитивное влияние на мотивационную, когнитивную, коммуникативную и эмоциональную сферы младшего школьника.

Однако, несмотря на свою растущую популярность и неоспоримые достоинства, проектный метод еще не нашел своего должного распространения в начальном звене школьного обучения. На мой взгляд, это связано с неготовностью внедрения метода проектов с одной стороны педагогами, с другой – обучающимися.

В чем причины неудачи? Попробуем разобраться.

Преподаватели, использующие метод проектов, могут столкнуться на всех этапах его реализации с такими трудностями, как

Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем мы это сделали? Какие умения нужны были для этого? Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? Какой опыт приобрели каждый в отдельности и в группе?

Что мы сделали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала до конца.)

Как мы это сделали? (Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи.)

Зачем мы это делали? (Вопрос побуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом.)

Какие умения нужны были для этого? (Вопрос помогает оценить умения, приобретенные ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело.)

Какие роли мы на себя принимали в работе над проектом? (В процессе обсуждения этого вопроса учащиеся отмечают, что выполнение этого проекта потребовало от них использования различных ролей: художника, декоратора, гида и т. п.)

Какой опыт мы приобрели каждый в отдельности и в группе? (Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учеников, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы. Многие делают для себя открытие: “Я даже не предполагал, как я уже много знаю в языке”. Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.)

Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточный результаты, осознавать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы.

  1. Итак, две основные проблемы презентации - это речь и регламент. Очень важно научить детей выбирать самое главное, коротко и ясно излагать свои мысли. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов. Это позволит не читать все подряд с листа, а лишь сверяться с основными мыслями и ничего не упустить. В ходе выступления необходимо следить за временем и за реакцией аудитории. В ходе презентации автору проекта, может быть, придется отвечать на вопросы публики. К этому надо быть готовым.

Таким образом, учителя, использующие метод проектов, могут столкнуться с трудностями на всех этапах проектной деятельности. Однако все эти трудности преодолимы, если не подменять субъект-субъектные отношения субъект-объектными, если учитель постепенно переходит от информационно-контролирующей функции к консультационно-координирующей, если организуемая им проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является чем-то случайным, эпизодическим явлением. Ведь формировать умения проектной деятельности можно и на обычных уроках.

В связи с этим (к. п.н., зав. лабораторией методики и информационного обеспечения развития образования Московского института открытого образования) выделяет три вида уроков:

  1. проектный урок , включает в себя или целиком состоит из работы над проектом.
  2. урок, на котором ставится триединая дидактическая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся. Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
  3. урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно с одной стороны, так и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету с другой.

Для достижения целей обучения в нашей педагогической деятельности мы придерживаемся общедидактических и методических принципов. Такие же принципы существуют и в проектной деятельности.

Таким образом, можно предположить, что метод проектов – один из самых востребованных в условиях нового ФГОС. Однако данный вопрос требует решения определенного круга проблем, возникающих в педагогической практике, которые преодолимы, если организуемая преподавателем проектная деятельность органично встроена в учебно-воспитательный процесс, а не является эпизодическим явлением.

1. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода. // Иностранный язык в школе. – 2005.-№8.

2. Латеральное мышление.- Минск: , 2005.

3. Григорьева деятельность школьников. Методический конструктор.- М.: Просвещение, 2011.

4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

5. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: пер. с нем.: В 4-х томах. Т. 1. – М.: Генезис, 2000.

Читайте также: