Объясните какое место в исламском государстве занимали халифы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Впервые в истории институт халифата появился в 7 столетии по григорианскому летоисчислению после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.). Тогда перед уммой встал вопрос о том, кто же возглавит молодое мусульманское государство после ухода Посланника Всевышнего (с.г.в.) в мир иной. Выбор большинства мусульман пал на ближайшего соратника и лучшего друга Пророка (с.г.в.) – Абу Бакра ас-Сиддыка (р.а.), который и стал первым халифом в истории ислама.

С начала правления Абу Бакра (р.а.) также началась эпоха правления четырёх праведных халифов, которую именуют Золотым веком ислама, поскольку на протяжении без малого тридцати лет управление Арабским халифатом осуществляли ближайшие сподвижники Посланника Аллаха (с.г.в.) – Абу Бакр, Умар, Усман и Али (р.а.), которым удалось добиться немалых успехов как во внутренней, так и во внешней политике.

В 661 году после смерти четвёртого праведного халифа – Али ибн Абу Талиба (р.а.) Арабским халифатом правила сначала династия Омейядов, а затем и династия Аббасидов. Одновременно с этим в мусульманском мире начали появляться и другие государства, которые также именовались халифатами, такие как: Кордовский халифат (территория современных Испании и Португалии), Фатимидский халифат (Магриб, Египет, Сирия и Палестина), Альмохадский халифат (мусульманская Испания и Северная Африка) и другие.

В 1517 году после завоевания священных для мусульман городов – Мекки и Медины титул халифа перешёл к османскому султану Селиму I Грозному. С того момента и вплоть до начала прошлого столетия статус правителя всех мусульман был закреплён за османскими султанами, а Османская империя также именовалась Османским халифатом.

После распада Османской империи и провозглашения Турецкой Республики первый её президент Мустафа Кемаль Ататюрк принял решение об упразднении халифата. Но в 1923 году король Хиджаза Хусейн ибн Али аль-Хашими, являвшийся потомком Пророка Мухаммада (с.г.в.), провозгласил себя новым халифом всех мусульман. Однако в 1924 году эмир Неджда Абдель Азиз ас-Сауд объявил войну Хиджазу, которую новоявленный халиф проиграл и был вынужден отречься от престола, ну и, соответственно, был лишён титула халифа. Впоследствии Абдель Азиз ас-Сауд путём объединения Неджда и Хиджаза провозгласил создание нового государства – Саудовской Аравии, первым королём которой он и стал.

С тех пор официальный институт халифата в мусульманском мире был ликвидирован. Но свою риторику по данному вопросы начали поднимать радикальные группировки, стремящиеся тем самым собрать под свои ряды как можно больше верующих. Однако халифат, провозглашаемый радикалами, не находит поддержку у большинства мусульман, в связи с чем он не имеет абсолютно никакого отношения к халифату как институту духовной власти в мусульманской умме.

Раньше существование института халифата было возможным, так как в мусульманском мире было единое государство, глава которого и носил титул халифа. В наши же дни на мусульманском востоке существует множество различных государств, в которых доминируют различные течения и направления в исламе. В связи с чем в современных реалиях будет трудно достичь консенсуса между всеми мусульманскими странами, а значит, и институт халифата, скорее всего, останется лишь в нашем прошлом.

В случае же, если хотя бы большинству мусульманских стран удастся достичь согласия и выступить с совместной инициативой о создании халифата, то в таком случае встанет новый вопрос, а именно – кто же будет новым халифом? В этой ситуации между мусульманскими государствами, вполне очевидно, возникнут сильные разногласия, так как каждая страна захочет видеть халифом своего представителя.

Тем не менее, анализируя опыт прошлого, можно выработать ряд критериев, которым должен соответствовать халиф сегодня:

1. Контроль над Меккой и Мединой

2. Преемственность с халифами прошлого

Ещё одним критерием халифа может стать преемственность по кровной линии, то есть современный халиф должен быть потомком последних халифов. Из истории известно, что этот титул, как и монарший престол, передавался от отца к сыну либо иному близкому родственнику. Учитывая данный критерий, можно утверждать, что кандидатами на пост халифа могут служить король Иордании, который является потомком последнего халифа Хусейна ибн Али аль-Хашими и, соответственно, Пророка Мухаммада (с.г.в.), либо глава Османского султанского дома – как потомок последнего османского халифа Абдул-Меджида II.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Халифат должен был существовать и в наше время. Титул халифа должен был оставаться за Османской империей, но из-за какого-то ататюрка, халифат упразднили. Потомки нашего почтенного пророка Мухаммада (С.А.В) должны были стойко поднимать флаг халифата. Например, один из почтенных халифов был Абдулхамид 2, ибо будучи халифом он стойко сражался за блага своего народа с иноверцами. Пусть Аллах простит его грехи и примет!

Саудовская Аравия, все мусульманские страны - халифат и есть. В этих странах мусульмане живут, соблюдая законы шариата, их никто не притисняет. Для чего нужен еще один халифат? И какая разница, как это государство называется? Главное, что она живет по исламу. Конечно это мое личное мнение.

Талгат Таджудин как-то заявил, что Русь - это халифат российских мусульман. Долго смеялся. Хотелось бы чтоб такие как он больше занимались проблемами мусульман, реальными делами, чем по приемам ходить и восхвалять власть.

Давно пора уже перестать связывать успех мусульман с наличием или отсутствием своего идеального государства. Мир изменился. Надо учиться новому, изобретать идеи и технологии, которые улучшат жизнь людей, и так добиваться успеха. Сколько братьев и сестер напрасно тратят время на обсуждение пустой болтовни о геополитике! Надо на себя время тратить! Только мы сами можем поменять мир вокруг себя, с позволения Всевышнего Аллаха

ПРАВЕДНЫЕ (ПРАВОВЕРНЫЕ) ХАЛИФЫ (араб. аль-хулафа' ар-рашидун) (632–661) – халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака.

Абу Бакр ас-Сиддик

(род. в 572, годы правления – 632–644) – преуспевающий мекканский купец, был одним из первых, кто сразу и безоговорочно поверил Мухаммаду и стал ему помогать. Он не жалел средств на нужды мусульманской общины. Одной из статей его расходов был выкуп рабов, освобождая которых он ставил единственное условие – принятие ими ислама. Именно он сопровождал Мухаммада, когда пророк решил перебраться в Медину (622), узнав о заговоре против него. Чтобы сбить с толку преследователей, Мухаммад и Абу Бакр провели три дня в пещере на горе Саур близ дороги, ведущей на Йемен, дожидаясь возвращения преследователей в Мекку.

В Медине Абу Бакр выдал замуж за пророка свою дочь. Он всячески опекал Мухаммада, сопровождал его военных походах. На девятом году хиджры (630–631) Мухаммад доверил Абу Бакру руководство паломниками в Мекку. В конце жизни Мухаммада Абу Бакр иногда руководил пятничным намазом.

Когда Мухаммад, не оставивший после себя наследника мужского пола, скончался (август 632) мухаджирун (мекканцы-мусульмане, переехавшие в Медину) и ансар (мединцы, принявшие ислам) никак не могли решить, кого же избрать в качестве преемника Мухаммада. Умар ибн аль-Хаттаб, один из сподвижников пророка, напомнил присутствующим о роли, которую играл Абу Бакр при жизни пророка и первым протянул ему руку для присяги. Его примеру последовали все остальные.

Человек разумный и не тщеславный, Абу Бакр пригласил к управлению общиной ближайших сподвижников пророка – Умара ибн аль-Хаттаба, а также Абу Убейду, воина, лучше других разбиравшегося в военных вопросах.

Летом 634 мусульманские войска подошли к Дамаску. Но весть о начале завоевания Сирии застала Абу Бакра на смертном одре. Своего преемника он решил назначить сам, дабы избавить общину от раздоров. Он назвал достойнейшим Умара ибн Хаттаба.

Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук

В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман (у колодца Бадр – в 624 и у Холмов (Ухуд) – в 625). Тогда же он стал советником Мухаммада, а со временем и породнился с ним: его дочь Хавса вышла замуж за пророка после того, как ее первый муж погиб в бою.

Все биографы Умара отмечали его бескорыстие и честность. Через его руки в то время проходили большие деньги, но он сам не стремился к обогащению. Мусульманское предание сохранило также многочисленные упоминания о скромности Умара и его благочестии.

Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, которая легла в основу управления будущего мусульманского государства. В 641 был создан регистр (диван аль-мукатила), на основе которого члены семьи пророка, его сподвижники и участники мусульманских завоеваний (футух) получали ежегодное пособие. Когда писцы во главе списка написали имя Умара, он сам поставил на первое место Айшу, любимую жену покойного Мухаммада, предложив ей пособие в 12 тысяч дирхем ежегодно.

В 637–638 была введена новая система летоисчисления, в которой за основу была взята хиджра пророка. Сначала речь шла о датировке корреспонденции, но затем в сознании мусульман произошло разделение исторической памяти на период до ислама (джахилийа) и после принятия ислама – с первого года хиджры (622).

Благодаря Умару, были заложены основы юридической системы, в ряде городов действовали судьи – кади, которые на основе исламских установлений разрешали конфликты и споры. В частности, были узаконены наказания за пьянство и супружескую измену для женщин.

На завоеванных землях Умар стал организовывать военные лагеря (амсар). В разных частях халифата возникли городские поселения нового типа, где квартал занимали воины одного отряда (как правило, выходцы из одного племени). Такие гарнизоны были в Фустате (ныне район Каира), Куфе, Мосуле.

Когда был завоеван Египет, Умару доложили, что эта область может снабжать пшеницей другие области халифата. Но надо было решить проблему транспортировки зерна. Халифу напомнили, что во времена императора Траяна (на рубеже 1 и 2 вв. н.э.) был построен канал, соединивший Нил и Красное море. Впоследствии канал был заброшен и засыпан. Умар распорядился очистить русло канала, и хлеб нильской житницы хлынул в Аравию по кратчайшему пути.

В период голода (639), обрушившегося на Палестину, Сирию и Ирак, по приказу халифа из других провинций стали доставлять продовольствие. На следующий год халиф временно отменил закят (ежегодный налог в пользу бедных).

Занимался Умар и религиозными делами. В частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа (см. ПЯТЬ СТОЛПОВ ИСЛАМА), который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Завоевательные походы при Умаре успешно продолжались. В 633 пала Южная Палестина, затем Хира. В сентябре 635 после шестимесячной осады капитулировал Дамаск, а через год, после поражения византийцев при р.Ярмук, Сирия перешла в руки мусульман. Завоевание Сирии стало возможным благодаря тому, что Византия, истощенная войной с Ираном, уже не могла содержать достаточные пограничные войска.

Ситуация в Иране была похожей: страна была ослаблена политической и религиозной нетерпимостью старой династии Сасанидов, набегами тюрков и хазар, а также войной с Византией. В 636–637 произошло величайшее в истории арабов сражение при Кадисии: мусульманские отряды одержали победу над персидским войском. Позднее пал Мадаин (совр. Ктесифон в Ираке), летняя резиденция персидского царя. Эти победы предрешили окончательное завоевание Ирана. Тогда же арабы захватили район Мосула, дошли до столицы Армении и разграбили ее.

Однако в тот момент Умар приостановил походы арабских воинов на Восток, считая, что время для завоевания Ирана еще не пришло. Впоследствии иранцы назвали халифа Умара узурпатором, а день его смерти стали отмечать как праздник.

Спустя два года после завоевания Верхней Месопотамии, которое было осуществлено из Сирии, арабы вторглись в Персию и одержали победу при Нехавенде (642). Йездигерт III, последний государь династии Сасанидов, отступил на северо-восток, но был убит в Мерве (651). Попытки его наследника возродить империю не увенчались успехом.

В 639 арабские войска под командованием арабского военачальника Амра ибн аль-Аса перешли египетскую границу. Момент был выбран подходящий: страну раздирала религиозная борьба, население ненавидело византийских правителей. Ибн аль-Ас дошел до стен Вавилона (крепость в предместье Каира), а в 642 в руки мусульман перешла Александрия, ключевой пункт Византии в Египте. Правда, спустя четыре года византийцы попытались отвоевать ее, но арабы удержали город. Сожжение александрийской библиотеки, якобы осуществленное тогда же по приказу халифа Умара, скорее всего легенда.

Умар пользовался непререкаемым авторитетом у асхабов (первоначально – сподвижники пророка, впоследствии круг расширился за счет всех, кто хотя бы раз видел Мухаммада воочию), его распоряжения выполнялись неукоснительно, хотя в арабских хрониках есть информация о том, что он предоставлял своим советникам большую свободу действий. Он обладал не только энергией, но и умением использовать обстоятельства, людей и их религиозный энтузиазм. Стиль правления халифа Умара можно назвать авторитарным, однако до самодурства он не доходил.

За время правления Умара изменился характер мусульманского государства. В результате завоеваний и разумного управления оно превратилось в многонациональную империю, в составе которой выходцы из Аравии составляли лишь четверть. И поскольку присоединенные провинции находились на более высоком уровне социального и экономического развития, чем политический центр халифата Хиджаз, мусульманская аристократия стала переселяться на завоеванные земли.

Умар добавил к званию халифа титул амир аль-муаминин (повелитель правоверных). Таким образом, систему власти, которую создал Умар, можно охарактеризовать как арабо-мусульманскую теократию. Население было разделено на два класса – на правящих мусульман и на подчиненные народы, придерживающиеся иной веры. Методы управления аргументировались божественным откровением или основывались на прецеденте. Все это должно было обеспечивать религиозную целостность уммы (мусульманской общины).

В ноябре 644 во время утреннего намаза в мечети персидский раб Файруз, по прозвищу абу Лула, ударил Умара ножом в живот (до этого Файруз пожаловался халифу на своего хозяина, но Умар не внял его жалобе). Умар скончался через три дня, но предварительно назначил совет, который должен был избрать нового халифа. Одним из его последних указаний было наставление будущему халифу не смещать назначенных им наместников провинций в течение года.

Десятилетнее правление Умара стало временем победоносного шествия ислама. Одновременно были заложены основы национального и религиозного единства. Историческая традиция не скупится на похвалы в адрес Умара, считая его идеальным правителем, непритязательным в быту, благочестивым мусульманином, справедливым и честным по отношению к подчиненным, беспощадным к врагам ислама.

После смерти Умара назначенный им совет из шести высокопоставленных мусульман должен был решить вопрос о преемнике. Во время выборов нового халифа победили сторонники рода Бану Умайа, которые жаждали реванша. В ранний период деятельности Мухаммада именно представители этого рода, опасаясь утраты своих позиций в Мекке, преследовали Мухаммада, заставив его перебраться в Медину. Выдвинутый ими претендент на место халифа Усман не обладал созидательной энергией, которая была присуща его предшественнику. Однако избрание другого кандидата – Али – по мнению совета, сулило бурные времена, так как последний был известен своей прямолинейностью и напористостью.

Усман ибн Аффан

Некоторые историки высказывают предположение, что в мединский период Мухаммад использовал родственные связи Усмана для того, чтобы знать о положении дел в покинутой им Мекке. Якобы, благодаря деятельности Усмана, число сочувствующих исламу в Мекке постоянно росло. А когда Мухаммад решил совершить паломничество в Мекку, и городские власти закрыли ворота перед ним и его жертвенными верблюдами, именно Усман отправился в город на переговоры. С его помощью между мекканцами и караваном Мухаммада было заключено соглашение, приемлемое для обеих сторон: мусульманам было предложено совершить хадж в Мекку в следующем году с предварительным уведомлением городских властей. Во избежание столкновений те даже обещали на время покинуть город.

Вопреки совету своего предшественника халифа Умара, Усман не сохранил за наместниками и военачальниками их посты в течение года, а немедленно занялся назначением на эти посты своих родственников. Это вызвало недовольство многих высокопоставленных мусульман. Тем не менее, многие институты, введенные Умаром, сохранялись, завоевательные экспедиции продолжались. Мусульманам покорилась Северная Африка, осуществлялись набеги на территорию Малой Азии, на острова Эгейского моря.

Усман и его родственники, получившие высокие посты в провинциях, почувствовали вкус к роскоши. Его родичи широко использовали свое положение для личного обогащения. Характерно, что при Усмане люди из ближайшего окружения пророка, но не связанные с ним кровным родством, были лишены привилегий, ибо Усман ставил кровные связи выше заслуг перед мусульманской общиной. Таким образом, он вернулся к старым, племенным традициям, отменив демократические принципы, заложенные еще самим Мухаммадом.

На шестой год правления Усмана появились признаки неблагополучия, более заметной стала разница в уровне жизни метрополии и провинции. Захваченные арабами города, некогда принадлежавшие Византии, по-прежнему процветали, а центр халифата, Медина, превращалась в захолустье. Значительная часть налогов и трофеев оставалась в руках наместников. Власти третировали местное население, которое часто было вынуждено перебираться на необработанные земли, заново рыть каналы и новые колодцы.

В конце 649 по приказу халифа была снесена мечеть в местечке Куба, построенная в память переезда Мухаммада в Медину. С этого момента началась активная критика действий Усмана. Все громче звучали голоса тех, кто считал, что место халифа (заместителя пророка) может занять только человек из рода Мухаммада, то есть Али, его двоюродный брат и муж Фатимы, дочери пророка.

Мусульманские историки, описывая деяния Усмана, ставят ему в заслугу кодификацию Корана. Именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанных при жизни Мухаммада. Работа, начатая еще при халифе Умаре, вступила в новую стадию: собранные тексты необходимо было сопоставить, выбрать из них наиболее достоверные и скомпоновать в единый сборник. После этого лучшие каллиграфы переписали текст в четырех экземплярах, один хранился в Медине, второй – в Басре, третий – в Багдаде и четвертый – в Куфе. Все последующие списки делались на основе этих канонических сборников. Именно тогда мусульмане получили свое священное писание, на основе которого впоследствии были сформированы законы.

Образ Усмана весьма противоречиво изображен в арабских хрониках. Его деятельность на посту светского и религиозного главы арабов вызвала разные оценки. И хотя государство продолжало расширяться за счет все новых завоевательных походов, сам Усман не обладал ни необходимой жесткостью и решительностью, чтобы держать под контролем все происходящее в халифате. Между тем напряжение росло. Резко обозначилось разделение мусульманского общества на очень богатых, живущих в роскоши (чего не было при Абу Бакре, Умаре, и уж тем более при Мухаммаде), и подавляющего большинства населения, прозябающего на грани нищеты. Это скрытое напряжение, которое сдерживал Умар, при Усмане вылилось в откровенный раскол в государстве.

Постепенно толпа недовольных вокруг дома Усмана росла, халиф оказался в осаде. Когда же пришла весть, что к городу подходят войска, вызванные Усманом из Сирии, осаждавшие пошли на штурм. В момент смерти в руках у Усмана был экземпляр Корана, на страницы которого пролилась его кровь.

Али ибн Абу Талиб –

четвертый и последний праведный халиф (род. в 602, годы правления 656–661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и близким родственником – двоюродным братом – пророка Мухаммада. Али вторым (после Хадиджи, первой жены пророка) принял ислам. Рано осиротевший Мухаммад воспитывался вместе с ним в доме своего дяди и отца Али Абу Талиба, бывшем до 619 торговым старшиной Мекки. После переселения в Медину Али женился на дочери Мухаммада Фатиме. Мухаммад был чрезвычайно привязан к семье дочери, особенно к своим внукам Хасану и Хусейну.

В мединский период Али участвовал во всех походах и битвах мусульман и отличился храбростью. Позднее шиитская историография зафиксировала массу преданий о подвигах Али, которая изображала его в качестве героя иранского эпоса.

После смерти пророка Мухаммада Али, поддерживаемый Фатимой, предполагал, что именно он, как ближайший кровный родственник, станет во главе мусульманской общины. Однако этого не произошло. Но позднее, на фоне всеобщего недовольства политикой Усмана, многие поддержали его кандидатуру. Его избрание произошло очень быстро, но в отсутствии части сподвижников пророка и членов его семьи, которые в этот момент находились вне Медины (в том числе и тех, кто мог бы претендовать на пост халифа). Это обстоятельство впоследствии послужило предлогом для того, чтобы некоторые из них – Талха и Зубейр (сподвижники пророка, кроме того, Зубейр приходился племянником Хадидже, первой жене Мухаммада), поддерживаемые вдовой пророка Айшей, выступили в качестве соперников Али и предъявили свои права на власть.

В следующем году (657) на правом берегу реки Евфрат у города Сиффин произошла еще одна знаменательная битва. На этот раз Али разбил сирийское войско, однако не сумел воспользоваться победой. Когда стало ясно, что победу одержит Али, сирийцы предложили решить дело третейским судом. В знак примирения они подняли на своих копьях листы (или свитки) Корана. Али остановил битву, согласившись с сирийцами. Идея решить спор о власти с помощью Корана была безупречна с точки зрения благочестия, но невыполнима на практике.

Решение Али вызвало разочарование как у его сторонников, так и у ветеранов ислама, которые хотели раз и навсегда покончить с сепаратизмом провинций. Характерно, что на встречу представителей враждующих сторон прибыло несколько возможных кандидатов на избрание халифом.

Сожалея о случившемся, Али призвал своих воинов, в том числе и хариджитов, вернуться на поле боя. Однако те колебались и 17 июля 658 были разгромлены войсками Али.

В это же время начался распад халифата. Вслед за потерей Египта арабы, жившие в Фарсе, отказались платить налоги, а часть арабов, исповедовавших первоначально христианство, вернулось к своей вере. Му'авийа, пристально следивший за ситуацией вокруг Али, стал совершать набеги на пограничные районы Ирака и Аравии. Али пытался ему противостоять, но ему с трудом удавалось собрать добровольцев и средства на содержание армии. В июле 659 Му'авийа, понимая, что Али теряет авторитет среди своих сторонников, объявил себя халифом в Иерусалиме, третьем по значению городе для мусульман. После этого его войска атаковали несколько иракских городов и разграбили их. В ответ на это Али призвал верных ему людей к джихаду против Му'авийи.

Однако истребление хариджитов войсками Али изменило к нему отношение жителей Куфы, где находилась ставка Али. Он был убит хариджитом ибн Мулджем 22 января 661 на пороге мечети в Куфе.

Некоторые суры Корана шииты толкуют иначе, нежели сунниты. Шииты считают небезупречной последнюю редакцию Корана, так как, по их мнению, Зейд ибн Сабит, по наущению халифа Усмана и его родичей Омейадов, изъял из текста откровений все упоминания об Али.

Али приписывают многочисленные воинские подвиги. Некоторые предания о подвигах и чудесах, совершенных Али, напоминают жития христианских святых. Например, предание о том, что он якобы вживил отрезанную руку рабу, раскаявшемуся в своем поступке. Рассказывают и об особом отношении Аллаха к Али: якобы сам Аллах задержал заход солнца, чтобы Али успел совершить вечернюю молитву…

Первые Халифы исламского мира были Rashidun или “праведные” халифы и они управляли огромной империей. По словам мусульмане-сунниты, Rashidun халифов были выбраны последователей Мухаммеда, и все четверо были законными правителями. С другой стороны, для мусульман-шиитов первые три были узурпаторами, поскольку они не были прямыми потомками Мухаммеда. Независимо от теологической важности Rashidun халифов ислама, нельзя отрицать, что правила первых четырех правителей очень важны для истории ислама.

Тридцать лет, в течение которых они правили, были наполнены политическими интригами, коррупцией, убийствами и гражданской войной, но также впечатляющими военными завоеваниями и формированием основных дивизий, которые определяют Ислам Сегодня.

Происхождения Халифата

Когда Мухаммед умер в 632 году нашей эры , он не оставил четких указаний о том, кто должен стать его преемником. Это вызвало разногласия в исламском мире и по сей день. Мусульманская община обсуждала между собой, кого назначить политическим преемником Мухаммеда. Некоторые считали, что это должен быть двоюродный брат Мухаммеда, но избранным оказался Абу Бакр, близкий друг и тесть Мухаммеда.

Первый Халиф

Абу Бакр, первый монарх, правил в течение двух лет. Он смог сохранить Исламский мир вместе, но не все было хорошо . Как только он получил этот титул, некоторые арабские племена, которые были частью общины только из-за Мухаммеда, вышли из политической коалиции. Это вынудило Абу Бакра начать войну против них, чтобы подчинить их. Он настаивал на том, что они подчинялись не только Мухаммеду, но и мусульманской общине. К 633 году Абу Бакр объединил под своим халифатом почти весь Аравийский полуостров.

Второй Халиф

В 634 году Абу Бакр умер, его сменил Умар. Умар привел мусульман к выдающимся победам и расширил политическое влияние ислама на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

В то время двумя основными политическими державами на Ближнем Востоке были Персидская империя Сасанидов на востоке и Византийская империя на Западе. Эти две империи были заперты в борьбе за власть в течение нескольких столетий. Это сказалось на населении Персии и Восточного Средиземноморья.

Продолжение про халифов будет уже завтра.

Благодарю за прочтение статьи до конца, надеюсь вам было интересно, ставьте палец вверх, подписывайтесь, делитесь в соц. Сетях, дальше только интересней!

праведные халифы

Понятие "халифат": краткая характеристика

В начале седьмого века Пророк создал небольшую общину единоверцев, раскинувшуюся на территории Западной Аравии. Называлось это протогосударство умма. Изначально никто и не представлял, что благодаря военным походам и завоеваниям мусульман оно заметно расширит свои границы и станет одним из самых мощных объединений на протяжении нескольких столетий.

эпоха праведных халифов

Праведные халифы: имена и даты правления

Первые халифы приняли ислам еще при жизни Пророка. Они были хорошо осведомлены обо всех нюансах жизни в общине, ведь всегда помогали Мухаммаду в вопросах управления уммой и принимали непосредственное участие в военных походах.

По годам правления список халифов выглядит следующим образом:

  • Абу Бакр ас-Сиддик (632-634).
  • Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук (634-644).
  • Усман ибн Аффан (644-656).
  • Али ибн Абу Талиб (656-661).

За время своего правления халифатом каждый из перечисленных выше мусульман сделал все возможное для процветания государства. Поэтому о них хочется рассказать подробнее.

первый праведный халиф

Первый праведный халиф: путь к вершинам власти

Абу Бакр ас-Сиддик являлся одним из первых, кто всей душой поверил Пророку и пошел за ним. До встречи с Мухаммадом он жил в Мекке и был довольно богат. Его основной деятельностью была торговля, которой он продолжил заниматься после принятия ислама.

Еще в Мекке он начал активную деятельность по развитию мусульманской общины. Праведный халиф Абу Бакр ас-Сиддик тратил на это огромные суммы денег и занимался выкупом рабов. Примечательно, что каждый из невольников получал свободу, но в обмен должен был стать правоверным. Думаем, не стоит говорить, что эта сделка была очень выгодной для рабов. Поэтому количество мусульман в Мекке быстро росло.

После того как Пророк принял решение переехать в Медину, будущий халиф поехал вслед за ним и даже сопровождал Мухаммада, когда тот прятался в пещере от подосланных убийц.

В дальнейшем Пророк женился на дочери Абу Бакр ас-Сиддика, что сделало их кровными родственниками. После этого он не единожды отправлялся с Мухаммадом в военные походы, совершал пятничный намаз и руководил паломниками.

В шестьсот тридцать втором году Пророк скончался, не оставив наследников и не назначив нового преемника, и мусульманская община встала перед выбором нового лидера.

Годы правления Абу Бакра

Сподвижники Мухаммада никак не могли договориться по поводу кандидатуры халифа и только после того, как они вспомнили многочисленные заслуги Абу Бакра перед мусульманской общиной, выбор был сделан.

Стоит отметить, что праведный халиф был очень добрым и абсолютно не тщеславным человеком, поэтому к управлению он привлек и других последователей Пророка, распределив между ними круг обязанностей.

Абу Бакр ас-Сиддик получил власть в очень непростое время. После кончины Мухаммада от ислама отвернулись многие люди и племена, которые посчитали, что теперь они могут вернуться к своей прежней жизни. Они разорвали свои договорные обязательства перед халифатом и прекратили выплату налогов.

В течение двенадцати лет Абу Бакр предпринимал действия для сохранения и расширения границ халифата. При нем была сформирована регулярная армия, которая сумела продвинуться до границ Ирана. При этом халиф всегда сам напутствовал своих солдат, запрещая им убивать женщин, младенцев и стариков, а также издеваться над врагами.

В тридцать четвертом году седьмого века армия халифата приступила к завоеванию Сирии, однако правитель государства в это время находился при смерти. Чтобы не допустить конфликтов в халифате, он сам выбрал преемника среди своих ближайших соратников.

али праведный халиф

Второй халиф

Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук правил мусульманской страной на протяжении десяти лет. Изначально он был очень скептически настроен против ислама, но однажды ему довелось прочитать суру, и он заинтересовался личностью Пророка. После встречи с ним он проникся верой и готов был последовать за Мухаммадом в любую точку мира.

Современники второго праведного халифа писали, что он отличался невероятной храбростью, честностью и бескорыстием. Также он был очень скромным и благочестивым. Через его руки в качестве главного советника Пророка проходили очень большие суммы денег, однако он никогда не поддавался искушению, чтобы обогатиться.

Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук часто принимал участие в военных битвах и даже выдал свою любимую дочь за Мухаммада. Поэтому не удивительно, что на смертном одре первый халиф назвал своим преемником именно Умара.

Достижения Умара ибн аль-Хаттаба

Второй праведный халиф сделал очень многое для развития административной системы мусульманского государства. Он создал список лиц, которые получали ежегодное пособие от государства. В данный реестр входили сподвижники Пророка, воины и члены их семей.

Также Умар заложил основы налоговой системы. Интересно, что она касалась не только денежных выплат, но и регламентировала отношения между разными гражданами халифата. К примеру, христиане не имели права строить свои жилища выше мусульманских домов, иметь оружие и публично показывать свои символы веры. Естественно, что правоверные платили налоги в меньшем размере, чем завоеванные народы.

К заслугам второго халифа можно отнести введение новой системы исчисления, юридической системы и строительство на завоеванных территориях военных лагерей, чтобы не допустить восстаний.

Большое внимание Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук уделял строительству. Ему удалось на законодательном уровне закрепить правила градостроения. За основу был взят пример Византии, и большинство городов того времени отличались стройными и широкими улицами с красивыми домами.

За десять лет своего правления халиф заложил основы национального и религиозного единства. К своим врагам он был беспощаден, но одновременно запомнился справедливым и деятельным правителем. Многие историки считают, что именно в этот период времени ислам заявил о себе как о сильном и полностью сформировавшимся религиозном течении.

праведный халиф абу бакр

Третий правитель халифата

Еще при жизни Умар создал совет из шести своих ближайших сподвижников. Именно они должны были выбрать нового правителя государства, который продолжил бы победоносное шествие ислама.

Им стал Усман ибн Аффан, пробывший у власти около двенадцати лет. Третий праведный халиф был не столь деятельным, как его предшественник, однако он относился к очень древнему и знатному роду.

Семья Усмана приняла ислам еще до того, как Пророк переселился в Медину. Но отношения между аристократическим родом и Мухаммадом были довольно напряженными. Несмотря на это, Усман ибн Аффан бы женат на дочери Пророка, а после ее смерти получил предложение взять в жены другую его дочь.

Многие считают, что многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам еще при жизни Мухаммада. Будущий халиф знал множество знатных семей и благодаря его активной деятельности ислам приняло большое количество людей.

Это укрепило положение тогда еще немногочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.

Период правления халифа Усмана

Если описывать эти годы кратко, то можно сказать, что третий халиф отступил от принципов, которых придерживались его предшественники. Он превыше всего ставил родственные узы, тем самым откинув халифат во времена протогосударства.

Родня и приближенные Усмана имели склонность к стяжательству и стремились обогатиться за счет других жителей халифата. Естественно, что это привело к усилению материального неравенства и волнениям.

Удивительно, но в этот непростой период границы халифата продолжали расширяться. Этому способствовали военные завоевания, однако держать покоренные народы в повиновении халифу было крайне тяжело.

В итоге это привело к восстанию, в результате которого халиф был убит. После его смерти в государстве начался кровопролитный период междоусобиц.

третий праведный халиф

Четвертый халиф

Так сложилось, что Али и Пророк воспитывались вместе. Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммада. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери.

Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов.

праведные халифы имена

Али ибн Абу Талиб как халиф: оценка историков

Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата, а мусульмане разделился на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммада и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого.

Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате.

Читайте также: