Трудно ли работать в коррекционной школе

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности работы в коррекционной школе

В главном Законе нашей страны указывается, что каждый ребенок имеет право на образование независимо от его национальности,… ограниченных способностей.

В настоящее время очевидна тенденция к ухудшению психологического здоровья людей. В ранговом распределении заболеваний нервно-психические расстройства занимают одно из ведущих мест. А можно ли хорошо учиться, если организм ослаблен болезнями, если болит голова или, наоборот, не сидится на месте? У таких детей возникают проблемы не только со здоровьем, но и появляются трудности в обучении: проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках и страхи, которые делают детей агрессивными или замкнутыми.

Мы представляем себе не очень радужную картину, когда слышим фразу " коррекционная школа". Никому не хочется, чтобы его ребенок обучался в такой школе. Родители считают, что их ребенок не должен быть таким, тогда как все пытаются доказать обратное. Часто, когда врачи - специалисты ставят ребенку диагноз и дают направление в специальную коррекционную школу, родители стараются скрыть этот факт, только чтобы его ребенка не отправляли в специальную школу. Учителя вспомогательных школ работают с определенной категорией детей, имеющих умственные отклонения. Такие дети отличаются по своим психическим характеристикам от обычных детей. Учителям приходится применять индивидуальный подход к каждому ученику. Основная цель педагогов - помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития. В такой школе дети отличаются большой старательностью и усидчивостью. Ученики становятся личностями, проявляют различные интересы. У каждого ребенка есть свой собственный мир, и задача педагога, не меняя природы ребенка, его психофизического состояния, помочь ему шаг за шагом пройти все ступени личного роста, обрести знания, не теряя уверенности в своих силах, не разрушая его индивидуальности. Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Вот основные его условия, которые обязательны для каждого учителя, работающего с детьми с выраженной задержкой психического развития:

в совершенстве знай спецпсихологию;

создавай в школе, классе благоприятный психологический климат;

воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

не раздражайся, будь терпелив и настойчив;

помни: максимум поощрения, минимум наказания;

требуя, учитывай реальные возможности ребенка;

каждому ребенку – индивидуальный подход. Индивидуально дозируй темпы и объем работы;

упражняй, упражняй, упражняй!

учи ребенка посильным приемам регуляции поведения;

утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;

строго следуй режим дня, недели. Предупреждай переутомление;

соблюдай все гигиенические требования к уроку.

Коррекционно-развивающий учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии со следующими основными положениями:

Воспитание, обучение и развитие ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. Это позволяет учителю реализовать во фронтальной работе в классе принцип индивидуализации обучения, эффективно сочетая словесные, наглядные и практические методы обучения при опросе, объяснении и закреплении нового материала;

Коррекционная направленность всех учебных предметов предусматривает активизацию познавательной деятельности, формирование общеинтеллектуальных умений и навыков, нормализацию учебной деятельности, развитие устной и письменной речи, формирование учебной мотивации, навыков самоконтроля и самооценки;

Комплексное воздействие на ребенка с целью преодоления негативных тенденций развития осуществляется на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях посредством взаимодействия учителя, психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога.

Комплексный и интегрированный подход в обучении и воспитании школьников, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития, облегчает их социальную адаптацию. Обучение и воспитание детей показывает, что реабилитация интеллектуальных и двигательных нарушений может иметь положительную динамику на всех проводимых коррекционных занятиях, уроках, внеклассных часах. Таким образом, реализуя аспекты коррекции и реабилитации, коллектив школы и в дальнейшем будет работать над сохранением и укреплением здоровья детей в процессе его развития.

6. Семаго Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1.

Здесь я рассказывала о том, почему я не искала работу сразу после выпуска и в итоге оказалась без неё к сентябрю. Меня взяли в университет на смешную долю ставки 0,2, и было очевидно, что мне нужна ещё какая-то работа.

С этим тоже помог родной вуз, опубликовав моё резюме на сайте министерства образования. Буквально в этот же день посыпались звонки от директоров школ, которым очень нужен был учитель английского языка. Я честно ездила на собеседования, но с каждым разом приходила домой с уверенностью, что это всё таки не моё. Мне предлагали взять целые параллели классов с 5 по 9 с общей нагрузкой от 30 часов в неделю + заполнение кучи документов + классное руководство и прочие радости школьной жизни. При этом приглашали меня в основном в простые школы в спальных районах с соответствующим контингентом - "детки", от которых у меня мурашки бежали по коже, когда я видела их в коридоре. Наверное, там были и нормальные, и даже хорошие ребята, но мне на глаза почему-то попадали те, кто разговаривали матом, били друг друга и пытались поджечь шторы в холле.

Очередной такой звонок уже не воодушевлял меня, но неожиданно стал началом очень интересного периода в моей жизни.

Звонила директор коррекционной школы, которую привлекла строчка в моём резюме: "Мобильна, наличие личного авто". Мой водительский стаж на тот момент был полгода, и я жутко этим гордилась. Мне предлагали должность учителя английского, но работать предстояло индивидуально с детьми, которые были на домашнем обучении. Поскольку у меня уже был опыт репетиторства, такая форма работы была мне понятна и знакома. Нагрузка 15 часов в неделю, гибкий график, адекватная зарплата. Я согласилась.

Оформив все документы, я получила список моих учеников с адресами и телефонами их родителей. За пару дней получилось составить расписание, после чего я с энтузиазмом принялась за работу.

Разумеется, я знала, что устраиваюсь в коррекционную школу, и что дети на домашнее обучение просто так не переводятся. Мои ученики были с особыми потребностями, а моё образование не делало меня специалистом в данной области, но меня заверили, что я справлюсь.

Я справлялась целых три месяца, а потом ушла. Привела к этому целая совокупность причин, в череде которых особенности моих учеников были на последнем месте. Я достаточно быстро привыкла к ним и приспособилась, но первые встречи стали для меня настоящим испытанием. Детей было 12, и до первой встречи с ними я не знала, по какой причине они на такой форме обучения.

12 раз пришлось пройти через знакомство с маленькими людьми, у большинства из которых были страшные диагнозы (о которых мне никто не сообщал, и у меня не было возможности морально подготовиться), и постараться всеми силами не выдать какую-либо эмоцию в первом взгляде на них. Были ребята с ДЦП, психиатрией, нарушениями опорно-двигательного аппарата и социально опасные. Не скрою, иногда было страшно.

Самое сильное внутреннее беспокойство я испытывала на занятиях с шестиклассником Васей. Василий был внешне абсолютно нормальным ребёнком, точно не опорник и не дцпшник, вряд ли соцопасный (с такими детками я была на практике в лагере, представляю их обобщённый портрет). Он всегда был дома один, наверное именно это и напрягало меня больше всего. Учиться особо не любил, хотя ему мало что мешало это делать. Возможно, будь я с ним строже, прогресс был бы заметнее. Мне вообще завуч советовала со всеми жёстче быть и не жалеть никого.

Ага, строже. Я один раз попробовала добавить металла в голос и настоять на своём требовании на занятии с Петей, 14-летним внешне абсолютно здоровым подростком. В ответ тот кинулся на меня с кулаками, а потом забился в натуральной истерике. Хорошо, что его одного дома не оставляли, и мать смогла разрулить ситуацию. В тот день я узнала, что у Пети шизофрения со всякими сопутствующими. Это было к концу второго месяца занятий.

С учениками с ДЦП всё было прозрачно: я видела их специфику в первое же занятие и узнавала их физические возможности, что бы иметь возможность подобрать задания к следующему уроку. Самой большой проблемой для меня была подготовка к занятиям с Сашей. Александр мог говорить с очень большим трудом и владел мышцами лица и шеи. Всё остальное тело было ему неподвластно. При этом мальчик был неглуп, интересовался многими вещами и очень хотел знать английский - они часто бывали с родителями за рубежом.

Имена всех детей изменены, совпадения с реальными людьми - случайны.

За три месяца работы в коррекционной школе я научилась большему, чем научила детей. Например, радоваться каждому дню и моменту. Как часто мы злимся, стоя в пробке домой? А попробуйте вместо этого порадоваться тому, что у вас есть работа, с которой вы возвращаетесь, машина, и самое главное, возможность этой машиной управлять. Да-да, просто тому факту, что вы можете это делать. Кое-кто никогда в жизни не почувствует волнения первого дня за рулём или радости свеженькому водительскому удостоверению. И это не их выбор.

Этот опыт дал мне возможность посмотреть на жизнь абсолютно с другой стороны и увидеть проблемы, о которых я даже не подозревала раньше, но это уже другая история.

Отработав 27 лет в начальной школе и 4 года заместителем директора по воспитательной работе с преподаванием математики в средней школе, оказалось, непросто перейти на работу в коррекционную школу. Причин ухода было несколько, но пожалуй самая веская – чувство ненужности твоего предмета (математики) для большинства детей средней общеобразовательной школы. Осознание необходимости получения в школе всесторонних знаний, к сожалению, в последнее время утрачивается не только детьми, но и родителями. Этому способствует ряд причин: – Возможность поступления в ВУЗ и окончания его, часто позволяет не запас полученных знаний и умений в общеобразовательной школе, а наличие толстого кошелька родителей. Даже введение ЕГЭ не является решающим фактором, т.к. платное обучение в высшей школе может получить каждый, экзамены для этого не нужны, стоит лишь пройти небольшое собеседование;

– Вокруг много примеров из жизни окружающих, которые, по знакомству устраивают своих детей без необходимого образования на перспективную хорошо оплачиваемую должность;

– Средства массовой информации часто демонстрируют нам фильмы о “золушках” и “принцах”, рекламы сладкой жизни, которые играют немаловажную роль в том, что учащиеся не считают нужным получать образование.

Большинство учителей, отдавших не один год школе, хотят быть нужными своим ученикам и получать радость от своей работы. Они работают по призванию, т.к много лет выдерживают мизерные ставки оплаты своего труда, постоянные проверки различных правоохранительных и административных органов, увеличение должностных обязанностей за одну зарплату, аттестации, аккредитации, лицензирования учебных заведений.

С каждым годом работать становится всё трудней. Что делать? Менять работу! Так случилось со мной. Уйти в другую сферу не получилось (везде ограничение по возрасту), поэтому я решила попробовать себя в коррекционной педагогике. И не ошиблась, сделав такой выбор.

Сначала я испытывала страх перед совершенно неизвестной для меня детской аудиторией. Как я смогу что-то требовать у детей, которые столь обижены природой? Чему я смогу их научить, если не требовать? Смогу ли я морально вынести общение с этими ребятами, ведь их диагнозы самые непредсказуемые?

Всё решилось с первой встречи: дети сами протянули мне руки.

Мои первые впечатления.

– Я попала в совершенно другой мир! Я подумала: с кем труднее работать, со здоровыми детьми из общеобразовательных школ, которые заласканы родителями и учителями, имеют возможность учиться, бегать и прыгать или с детьми с диагнозом церебральный паралич, которые ограничены в движении, речи, зрении, но улыбаются, имеют желание учиться и общаться.

– Низкий поклон педагогам, которые учили моих учеников до меня, особенно учителям начальной школы. Они научили детей не только писать и читать, но и мыслить, знать и применять необходимые правила, пользоваться различными алгоритмами при вычислениях, рассуждать.

– Дети пятых классов успевают за урок больше, чем я ожидала, конечно, с учётом того, что кому-то трудно писать, и он чаще говорит, а у кого-то проблемы с речью, и он лучше выражает свои мысли письменно.

– Дети коррекционных классов требуют больше времени для осознания материала и в этом хорошо помогают дополнительные часы коррекции (индивидуальной работы).

– Особая атмосфера царит в педагогическом коллективе коррекционной школы, не думаю, что только в данной. Отзывчивость, чувство локтя, помощь при первой необходимости. А какие доверительные отношения у педагогов и учащихся! Узнав об этом, учителям позавидовал бы сам Макаренко.

– Настоящая помощь со стороны администрации, которая в данной школе не только контролирует учебный процесс, но и оказывает методическую помощь с первого дня работы, очень порадовала. Этот учебный год коллектив начал в трудных условиях, так как здание школы-интерната поставлено на капитальный ремонт, и работа ведётся на двух площадках других школ района.

– За многие годы работы методическое объединение учителей математики разработало тематическое планирование для обучения в коррекционных классах. Так что мне пришлось начинать не с нуля. Но отработав месяц с учащимися, я поняла, что коррекция планирования необходима даже в процессе учебного года и серьёзная, так как один материал ученики совсем не воспринимают, а другой идёт на “ура”.

– Дети очень часто болеют, много пропускают. Невозможно просить ребёнка самостоятельно дома изучить материал, как это бывало в общеобразовательной школе, необходимо объяснять пройденное каждому, кто пропустил урок.

– Текущие проверочные и контрольные работы плохо воспринимаются учащимися, если написаны на доске. Поэтому требуется напечатать задание каждому, чтобы ученик мог его видеть перед глазами, а с некоторыми учащимися индивидуально писать проверочные и контрольные работы.

– Необходим тщательный отбор и дозирование учебного материала для предупреждения истощения и нервного срыва ребёнка. Причём, иногда даже в процессе урока требуется изменение объёма материала, т.к. уже в начале урока видно, как именно сегодня будет восприниматься материал, подготовленный заранее: быстро или медленно. Это зависит от состояния здоровья и самочувствия детей. Перестраиваться приходится прямо в процессе урока.

– При планировании урока я больше уделяю внимания разнообразию видов деятельности, чем в общеобразовательной школе. Чаще меняю их в процессе урока, чтобы дети не утомлялись.

– На протяжении более тридцати лет своей педагогической деятельности, я ежегодно посещала различные курсы города и района. Оказалось, что знаний, которые я получала, катастрофически не хватает. Я снова стала учиться в Академии постдипломного педагогического образования по программе “ Инновационные технологии в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья”. Пришлось заняться и самообразованием в области здравоохранения. Теперь, даже мелодрамы и детективы, которые читала перед сном, вытеснены книгами о здоровье.

Необходимость коррекционных школ.

В период работы общеобразовательной школе мне приходилось встречаться с детьми, у которых был церебральный паралич, но они прекрасно двигались, могли себя обслуживать, родители не хотели устраивать ребёнка в специализированную школу, и это было их право. Чаще таких детей переводили на домашнее обучение. Учителя – предметники вынуждены были ходить домой, где ребёнок работал один на один с педагогом. Он не видел своих сверстников, не мог общаться в школьном коллективе. Хорошо, если родители в состоянии купить ребёнку компьютер, и он общается со сверстниками через Интернет. А если нет?

Проработав здесь полгода, я поняла, что плохо объясняла родителям необходимость специализированной школы, не смогла убедить их, а жаль. Ребёнку лучше в специализированной школе и морально и психологически. Да и в учёбе он успешнее, чем в общеобразовательной школе. Там ребёнок отстаёт от сверстников, потому что много уроков пропускает по болезни или по необходимости ежемесячных медицинских обследований. Ребёнку хуже на домашнем обучении, если он способен учиться в классе, ведь это продолжается не месяц, не два, а годы.

В специализированной школе наполняемость класса не более пяти человек в коррекционных классах и десяти человек в общеобразовательных классах. В зависимости от состояния здоровья у нас дети учатся по коррекционной (девятилетней) или по базовой общеобразовательной программе, которая рассчитана на двенадцать лет. Как и все учащиеся страны, только в конце двенадцатого класса, наши дети сдают ЕГЭ по предметам обязательным и выбранным. Поступают в высшие учебные заведения. Сложней детям из коррекционных классов. После девяти лет образования в нашей школе, в дальнейшем всё зависит от состояния здоровья. Но все наши воспитанники успешно адаптируются в обществе, поступают и в средние специальные учебные заведения, и в реабилитационные центры, чувствуя социальную востребованность, находят свое место в жизни.

Задача образования в коррекционной школе не сводится только к вооружению учащихся определённой суммой знаний. Мы формируем у детей умение оперировать приобретёнными знаниями, применять их в быту, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных ситуациях, максимально формируем навыки самостоятельности, учим общаться. В практике нашей школы есть примеры, когда ребёнок попадал к нам в возрасте одиннадцати – двенадцати лет, обучаясь ранее только дома, почти не умел разговаривать, боялся сверстников. Он поступал в среднюю школу и уже через год работы с учителями-предметниками, логопедами, дефектологами, мы видели его улыбку, у него появлялись друзья, он жаждал учиться. Педагогический состав коррекционных школ усилен специалистами по психологии, дефектологии, логопедии, чего так не хватает в общеобразовательной школе. В учебный план школы включены такие необходимые предметы, как социально-бытовая ориентировка, лечебно-физическая культура, психология. Возможны изменения образовательного маршрута после каждой ступени обучения с учетом программ обучения (VI, VII, VIII вид). Необходимость перевода учащегося с одного вида программы на другой решается психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов успеваемости с учетом мнения родителей. При согласии всех сторон ученик обучается по программе соответствующей его уровню развития, образовательный процесс становится для него комфортным.

При школе есть интернат с большим коллективом воспитателей, где с понедельника по пятницу ученики любых классов могут остаться. Это огромная помощь родителям. Дети с удовольствием проводят досуг с одноклассниками в интернате. Им здесь лучше, чем дома, потому что они в коллективе сверстников, где больше живого общения.

Наши дети много занимаются спортом. Результаты говорят сами за себя: – победа в составе сборной команды Санкт-Петербурга по бочче в чемпионате России; – призовые места в первенстве города по плаванию; – IV место на первенстве России по стрельбе из лука.

В интернате проводится большая внеклассная работа. Здесь так же есть успехи: – призовые места в районном конкурсе "Мир фантазий и открытий"; – участие в международном экологическом фестивале; – победа в районном этапе фестиваля-конкурса лидеров детских общественных организаций "Как вести за собой"; – в школе появились лауреаты конкурса молодежного плаката "С чего начинается Родина"; – первое место в городском этапе 9-ой Всероссийской акции "Я – Гражданин России".

Нельзя забывать, что наши дети – инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ведь у них детский церебральный паралич. При работе каждый учитель должен помнить об этом, используя здоровьесберегающие технологии. Главная задача всего персонала – сохранить здоровье, а, по возможности, и скорректировать индивидуальные дефекты обучающихся. Поэтому подготовка к урокам требует больше времени и знаний, чем в общеобразовательной школе. Мне лично помогает мой опыт работы в начальной школе, ведь теперешние мои ученики, даже восьмого класса, чем-то мне напоминают моих первоклашек, иногда бывая такими же беззащитными и наивными.

По распоряжению Комитета по образованию от 19.11.2010 № 1985-р работа нашей школы-интерната осуществляется в режиме экспериментальной площадки с 01.01.2011 по 31.12.2013.по теме “Использование здоровьесберегающих технологий в условиях высокотехнологичной среды образовательного учреждения”. Конечными продуктами опытно экспериментальной работы мы видим:

– Аналитический обзор актуальных здоровьесберегающих технологий для использования в условиях высокотехнологичной среды ОУ.

– Предложения по организации психолого-педагогического сопровождения ОУ с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников.

– Методические рекомендации по проведению занятий с применением средств информатизации в здоровьесберегающей среде.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

– Диагностические материалы по проведению исследования комфортности и безопасности условий обучения.

Подводя итог, всего изложенного, могу сказать: “Я очень рада, что решилась сделать этот шаг: перейти работать в коррекционную школу. Меня не пугают трудности и специфика моей новой работы. Передо мной открывается множество путей для творчества, самообразования, профессионального роста. Я понимаю нужность и необходимость своей работы”.


Автор статьи предлагает ряд мер для оптимизации образовательного процесса в коррекционных школах, в том числе:

  1. Систематизация программно-методического обеспечения коррекционно-образовательного процесса.
  2. Соблюдение принципов объективности и коллегиальности принятия решения при обследовании ребенка территориальными ПМПК.
  3. Использование при обследовании ребенка на ПМПК тщательно отобранного и апробированного диагностического инструментария, соответствующего его возрастным и индивидуальным особенностям.
  4. Повышение квалификации руководителей массовых ОУ по курсу системного управления образовательным учреждением.
  5. Административное обеспечение учителя учебными планами и программами, адекватными уровню развития детей, обучаемых в ОУ (классе), рекомендованными ПМПК.
  6. Создание в ОУ надлежащих условий, рекомендованных ПМПК, для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, находящихся в общеобразовательных классах.
  7. Организация дефектологического сопровождения воспитанников ДОУ с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии для обеспечения максимально раннего психолого-педагогического вмешательства в ход отклоняющегося развития ребенка.
  8. Приведение наполняемости специальных классов в соответствие с Типовым положением о специальном (коррекционном) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (Постановление Правительства РФ от 10.03.2000г. №212).

- в совершенстве знайте спецпсихологию;

- создавайте в школе, классе благоприятный психологический климат;

- воздействуйте на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;

- не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;

- помните: максимум поощрения, минимум наказания;

- требуя, учитывайте реальные возможности ребенка;

- каждому ребенку – индивидуальный подход. Индивидуально дозируйте темпы и объем работы;

- упражняйтесь, упражняйтесь, упражняйтесь!

- учите ребенка посильным приемам регуляции поведения;

- утверждайте позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;

- строго следуйте режиму дня, недели. Предупреждайте переутомление;

- соблюдайте все гигиенические требования к уроку.

Вам также могут быть интересны другие наши статьи про коррекционные школы:

Читайте также: