Внеурочная деятельность по здоровьесбережению в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

Педагог непременно должен рационально организовывать учебную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной нагрузки. Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья обучающихся. Программа построена на сотрудничестве учителей, родителей, медицинского работника.

Цели и задачи программы

Цель: формирование у учащихся начальных классов положительной мотивации к здоровьесбережению.

Задачи :

- развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые здоровьесберегающие условия для активизации

познавательной и речевой деятельности учащихся;

-повысить качество преподавания на основе внедрения в учебный процесс здоровьесбережения;

- поэтапно формировать у учащихся начальные УУД

Педагогические средства

* Диагностика состояния здоровья.

* Санитарно-просветительская работа: стенды, круглые столы.

* Методические рекомендации по формированию у учащихся гигиенических навыков.

* Школьные плановые соревнования; программы спортивно-массовой, оздоровительной работы.

Участники реализации программы: учащиеся начальной школы, педагоги, родители, фельдшер закреплённый за школой.

Основные направления программы

-Создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей;

-обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;

- введение в содержание воспитания и образования детей занятий о своём здоровье и навыков ценностного отношения к нему;

-обеспечение двигательной активности детей;

-пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, познавательные игры, конкурсы рисунков; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки ОБЖ, окружающего мира, физической культуры);

-широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

-развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.

В рамках данных направлений мы должны осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

1. Убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

2. Во время учебного дня в школе проводить динамические паузы.

3. Задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

4. Следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

5. Проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями.

6. Ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами).

7. Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой.

8. Следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений.

9. Привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.

10. В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей.

11. Способствовать созданию комфортной атмосферы в классных коллективах.

12. Применять разнообразные формы работы:

-учет состояния детей: анализ медицинских карт учащихся, определения группы здоровья, учет посещаемости занятий.

-физическая и психологическая разгрузка учащихся: организация работы спортивных секций, кружков, динамические паузы, организация дней здоровья, физкультминутки для учащихся, организация летних оздоровительных лагерей при школе с дневным пребыванием.
-урочная и внеурочная работа: открытые уроки, классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные кружки и секции: пионербол, шахматы, танцы, степ-аэробика.

Ожидаемые результаты

Организационные:

-организация работы по здоровьесбережению в школе ( критерий - программа здоровья в образовательном учреждении, план работы по здоровому образу жизни; здоровьесберегающая школьная инфраструктура )

Образовательные:
- рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся, активизация познавательного интереса (критерий – знание о способах сохранения здоровья учащимися, познавательные УУД;
- устойчивый интерес и потребность к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни (критерий – посещение уроков физкультуры и успеваемость по предмету, занятость в спортивных кружках и секциях).

Психолого-педагогические:

-ценностное отношение к здоровью со стороны участников образовательного процесса – (критерий – рейтинг здоровья среди остальных базовых ценностей).

-устойчивые навыки обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности (критерий - знание о способах сохранения здоровья учащимися) .

-коммуникативные универсальные учебные действия ( критерий – уровень сплоченности, общительности учащихся; безбарьерная образовательная среда )

-сформированность регулятивных универсальных учебных действий ( критерий - умение учащихся организовывать и анализировать свою деятельность)

-сформированность личностных универсальных учебных действий (укрепление морально-психологического здоровья учащихся, нравственное и эстетическое совершенствование личности) ( критерий самооценочные и идентификационные показатели личности, наличие четких здоровьесберегающих установок)

Медико-соматические:

-соблюдение гигиенических норм и требований к уроку (критерий – здоровьесберегающий хронометраж урока)

-оптимальный уровень физической активности на уроке (критерий – физкультминутки и динамические паузы)

-устойчивые показатели индекса заболеваемости ( критерий – индекс заболеваемости)

-формирование безопасного образа жизни учащихся (критерий – низкие показатели травматизма)

-организация горячего питания в школе (рост числа питающихся)

Сопровождающие:

-профессиональная компетенция педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников (критерий – число педагогов, обученных в рамках внедрения ЗОЖ - технологий в образовательный процесс; количество мероприятий ЗОЖ-направленности с педагогами (семинары, тренинги и т.д.)

-поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей (критерий - посещаемость собраний, число родителей, вовлекаемых во внеучебные мероприятия, инновационные формы с родителями, мероприятия с детьми и родителями совместно).

-социальное партнерство общественности и школы по расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа – формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного общества (критерий – наличие социальных партнеров).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ПРОГРАММА ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(срок реализации 2017-2021гг)

Составила: Баранова Елена Владимировна

учитель начальных классов

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы программы здоровьесбережения определена забота о сохранении здоровья воспитанников

2. Цели программы:

создание в классе материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья учащихся;

создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению детей к здоровому образу жизни;

формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;

формирование представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды.

3. Задачи программы :

гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

освоение учителем новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

развитие психолого-медико-педагогической сотрудничества для своевременной профилактики психологического и физического состояния учащихся;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся;

4. Нормативно-правовая база:

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.

Федеральный закон № 3266-1 от 10.06.92 “Об образовании” (в ред. ФЗ от 13.01.96 №12- ФЗ, от 16.11.1997 № 144-ФЗ, от 20.07.2000 № 102-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ)

Федеральный закон от 24.07.98 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями от 20 июля 2000 г.).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования.

5. Функции классного руководителя:

санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

организация и проведение профилактических работы с родителями;

организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, медработниками;

организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

6. Участники программы:

областная детская библиотека,

7. Ожидаемые конечные результаты программы:

развитие физического потенциала школьников;

рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

повышение приоритета здорового образа жизни;

повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении как здоровья школьников, так и своего здоровья.

8. Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;

формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

9. Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:

составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния школы;

Просветительское направление предполагает:

организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения,

организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения,

пропаганду здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции,

познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные

акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних

дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма;

пропаганда физической культуры и здорового образа жизни).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

предупреждение проблем развития ребенка;

обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

развитие познавательной и учебной мотивации;

формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;

организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;

привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к

формированию здорового образа жизни учащихся;

широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров школы

к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

проведение мониторинга за состоянием здоровья, в ходе которого выявляются:

общее состояние здоровья, наличие хронических заболеваний;

текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня

находится дома под наблюдением родителей);

режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

10. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

здоровьесберегающие технологии семейного воспитания;

здоровьесберегающие экологические технологии, направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой ( обустройство пришкольной территории, зеленые растения в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях);

здоровьеформирующие образовательные технологии, т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности.

11. Реализация основных направлений программы:

убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.

привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне её.

в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

12. Применение разнообразных форм работы:

Учет состояния детей:

анализ медицинских карт;

определение группы здоровья;

учет посещаемости занятий;

контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

физкульминутка для учащихся;

Урочная и внеурочная работа :

классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

спортивные кружки и секции.

Основные мероприятий по реализации

программы по здоровьесбережению на 2017-2018 год

Мероприятие, форма

Ответственный

Классные часы по программе здоровьесбережения

Режим дня – основа жизни человека (беседа – игра)

Пробудить заботу о здоровье, осознать важность режима дня

Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье (практикум)

Обучить навыкам выполнения правильного пробуждения, выполнения гимнастики, массажа, правильного питания

О Сидоре Пашке – ужасном замарашке (инсценировка)

Формировать гигиенические навыки

Если хочешь быть здоров (классный час)

Расширить знания личной гигиены, чистоты, аккуратности

Зимушка – зима (час развлечений на прогулке)

Формировать навыки игры на улице

Зимние затеи (спортивный праздник)

Формировать подвижно-игровые навыки

Классный руководитель, родители

Вызвать интерес к вопросам здоровья, ответственность за состояние своего организма

Умеем ли мы правильно питаться? (беседа)

Формировать представление об основных питательных веществах и продуктах, их содержащих

Растем здоровыми (музыкально – спортивный час)

Формировать навыки игровой деятельности

Основные мероприятий по реализации

программы по здоровьесбережению на 2018 - 2019 год

Мероприятие, форма

Ответственный

Классные часы по программе здоровьесбережения

Осенний калейдоскоп (беседа о здоровой и полезной пище)

Формировать заботу о здоровье, осознать важность правильного питания

Как сохранить зрение (беседа)

Познакомить с причинами глазных болезней и их профилактикой, разучить упражнения для профилактики глазных заболеваний

Детские забавы (спортивно – развлекательный час)

Развивать спортивные способности у детей

Семь С (спортивные состязания)

Развивать силу, скорость, сообразительность, сноровку, смекалку, сплоченность и т.д.

Растения и человек (интегрированный классный час)

Кулинарное путешествие по Простоквашино (инсценировка сказки)

Рассказать о пользе каши для здоровья, познакомить с традициями блюд русской кухни

Поешь рыбки – будут ноги прытки (игра-конкурс)

Формировать представления о полезных свойствах рыбных блюд

Кулинарные традиции моей семьи (разработка проектов)

Формировать навыки сбора данных и оформления проектов

Основные мероприятий по реализации

программы по здоровьесбережению на 2019 - 2020 год

Мероприятие, форма

Ответственный

Классные часы по программе здоровьесбережения

Цена ломтика (беседа)

Расширить знания о пользе, ценности хлеба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу

Правила поведения в столовой (занятие – практикум)

Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой, проработать правила хорошего тона за столом

Это удивительное молоко (занятие-исследование)

Расширить знания о пользе молока, молочных продуктов

Необычное путешествие в Страну чипсов и сухариков (игра)

Расширить знания о вреде данных продуктов

Самые полезные продукты (театрализованный классный час)

Учить выбирать самые полезные продукты

Что надо есть, если хочешь стать сильнее (беседа)

Формировать представление о связи рациона питания и здорового образа жизни

Где найти витамины весной (игра-путешествие по станциям)

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека

День рождения Зелибобы (герой улицы Сезам)

Закрепить полученные знания о правильном питании

Секреты поваренка (круглый стол)

Формировать представление о последствиях неправильного питания для организма

Основные мероприятий по реализации

программы по здоровьесбережению на 2020 - 2021 год

Мероприятие, форма

Ответственный

Классные часы

Учись быть здоровым (игра)

Способствовать осознанию необходимости бережного отношения к своему организму

Здоровяк предупреждает (игра – КВН)

Формировать у учащихся представления о том, что здоровье – главная ценность в жизни

Кулинарные обычаи (игра – путешествие)

Закрепить знания о законах здорового питания

Питание и красота (кулинарный практикум)

Воспитывать культуру питания

Формировать стремление к здоровому образу жизни

Классный руководитель, родители

Удивительные превращения колоска (занятие – беседа)

Закрепить знания учащихся о значимости хлеба в рационе питания, прививать бережное отношение к хлебу

Волк и семеро козлят на валеологический лад (музыкально-спортивный праздник)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства. Школа – идеальный центр для воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни учащихся. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение школьников к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.

Любая культура начинается со знаний. Поэтому школьники должны быть вооружены целой системой представлений об особенностях организма, гигиены, питания, режима и т.д., а также о сущности здорового образа жизни. В этом состоит смысл познавательного аспекта.

Творческий элемент предусматривает развитие полученных знаний в ходе активной самореализации личности в процессе творческой деятельности.

Поведенческий элемент предусматривает формирование устойчивых положительных привычек и применение поведенческих стереотипов здорового образа в повседневной жизни школьников, устойчивом противодействии негативных воздействий.

Формирование культуры здоровья – это активный процесс воспитания и саморазвития учащихся. Поэтому предлагаемая программа представляет собой совокупность знаний о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности.

Цели программы

- сформировать осознанное отношение школьников к своему здоровью

- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе

- сформировать у школьника необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Задачи программы

- защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребёнка

- формирование устойчивой ценностной установки на здоровый образ жизни

- сотрудничество со специалистами здравоохранения

- просветительская работа с учениками и их родителями через воспитательные мероприятия

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьёзную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребёнка, его социально – психологическая адаптация, нормальный рост и развитие

во многом определяются средой, в которой он живёт. Для ребёнка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70%

времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребёнка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9% до 16,8%.

Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющая

II. Результативность

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности

осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятии;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всех его проявлениях.

В процессе обучения здорового образа жизни не обойтись и без бесед. Чтобы не наскучить детям постоянными указаниями на необходимость строгого соблюдения правил здорового образа жизни лучше практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье. Рациональному поведению в различных ситуациях школьники учатся, участвуя в имитационно-игровых ситуациях.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Основные методы проведения занятий:

Словесные: устное изложение, беседа;

Наглядные: показ иллюстраций, картин, схем, таблиц, презентаций;

Практические: практические и игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.

Формы работы

Форма работы с детьми, занимающимися по данной программе – это групповые занятия, которые проводятся один раз в неделю. На занятиях применяются следующие формы организации деятельности детей:

вводная беседа по теме;

выполнение практического задания (практикум);

выполнение творческого задания;

выполнение тестового задания;

Занятия могут проводиться как в учебных кабинетах, так и в спортивном зале, кабинете психолога, на свежем воздухе. Так как в данном курсе много занятий практической направленности педагог может спланировать различные экскурсии исходя из возможностей местонахождения школы.

Ожидаемые результаты

повышение приоритета здорового образа жизни

рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников

увеличение числа детей, соблюдающих нормы и требования ЗОЖ

формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ через урочную и внеурочную занятость

повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

снижение заболеваемости и стабилизация здоровья учащихся

повышение качества обучения за счёт уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизический статус школьников

Изучение программного материала начинается на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов;

постановка драматических сценок, спектаклей;

прослушивание песен и стихов;

разучивание и исполнение песен;

организация подвижных игр;

выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности.

III. Содержание программы

2 класс (30 ч)

Болезни (5 ч)

Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.

Практическое занятие (1час)

Прививки (2ч)

Прививки от болезней.

Экскурсия (1час)

Лекарства (3 ч)

Что нужно знать о лекарствах. Как избежать отравлений.

Практическое занятие (1час)

Безопасность (9 ч)

Безопасность при любой погоде. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транс­порте, на воде. Правила обращения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током, от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от насекомых. Предосторожности при обращении с животными.

Практическое занятие (1час)

Первая помощь (9ч)

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, па­рами, газом, при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении, при травмах. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и ко­шек.

Практические занятия (4часа)

Медицина (2 ч)

Сегодняшние заботы медицины.

Практические занятия (1час)

3 класс (30 ч)

Чего не надо бояться(1ч)

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным(2ч)

Учимся думать. Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду(2ч)

Почему мы не слушаемся родителей(2ч)

Надо ли прислушиваться к советам родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга.

Надо ли уметь сдерживать себя(2ч)

Все ли желания выполнимы. Как воспитать в себе сдержанность.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу(2ч)

Как отучить себя от вредных привычек. Как отучить себя от вредных привычек (продолжение)

Как относиться к подаркам(2ч)

Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Как следует относиться к наказаниям(1ч)

Как нужно одеваться(1ч)

Как вести себя с незнакомыми людьми(1ч)

Как вести себя, когда что – то болит(1ч)

Как вести себя за столом(2ч)

Сервировка стола. Правила поведения за столом.

Как вести себя в гостях(1ч)

Ты идёшь в гости.

Как вести себя в общественных местах(2ч)

Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе.

Умеем ли мы вежливо общаться. Умеем ли мы разговаривать по телефону.

Что делать. Если не хочется в школу(1ч)

Помоги себе сам.

Чем заняться после школы(1ч)

Умей организовать свой досуг.

Как выбрать друзей(1ч)

Что такое дружба. Кто может считаться настоящим другом.

Как помочь родителям(1ч)

Как доставить родителям радость.

Как помочь больным и беспомощным(2 ч)

Если кому – нибудь нужна твоя помощь. Спешите делать добро.

Наше здоровье (4 ч)

Что такое здоровье? Как мы выражаем свои эмоции и что это такое? Наши чувства и поступки. Стресс и как его преодолеть.

Как помочь сохранить себе здоровье (3 ч)

Как научиться думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.

Что зависит от моего решения (2 ч)

Как принять решение и как за него ответить.

Почему некоторые привычки называют вредными (4 ч)

Мы – одна семья (2ч)

Мальчики и девочки. Взаимоотношения. Дружба.

Моя семья (2 ч)

Наше генеологическое древо. Отношения в семье. Обычаи семьи.

Мои знаменитые родственники (2 ч)

Рассказы о наших необычных и знаменитых родственниках.

Повторение. Нестандартные уроки и уроки-праздники (11 ч)

Правильное питание. Что такое хорошо и что такое плохо. Уроки-практикумы. Урок-праздник. КВН. Выставка рисунков. Выпуск газеты.


Проблема здоровья детей сегодня стоит очень остро. Решая их, давайте попробуем вместе ответить на некоторые вопросы:

Важными показателями готовности детей к школе являются их общее состояние здоровья и физическое развитие. Даже если ребенок хорошо развит психически и интеллектуально, но при этом часто подвержен частым простудам, имеет серьезные хронические заболевания, учиться в школе ему будет трудно. При этом здоровье, если оно слабое, может ухудшиться. Задача педагогов минимизировать этот процесс, используя в своей работе здоровьесберегающие технологии.

2. В чем причина ухудшения здоровья детей младшего школьного возраста?

Первичной является функциональная и физическая неготовность детей к обучению в школе. К этому добавляется снижение двигательной активности, которая приводит к гиподинамии, с одной стороны, и резкому увеличению доли статических нагрузок, с другой.

Детям просто необходимо много ходить, бегать, скакать, вертеться, играть. Ограничения ребенка в реализации данной потребности порождает напряженность, плохое настроение, агрессивность, умственную заторможенность, нарушения дисциплины.

3. Что вы, как педагог, учитываете в своей работе для сохранения и улучшения здоровья детей младшего школьного?

Учителям нужно быть в постоянном контакте с медицинскими работниками. Кроме того, необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, а также важно знать и учитывать степень готовности ребенка к обучению, особенности его возрастного развития.

4. Есть ли показатели, по которым учитель и родители могут определить нарушение состояния здоровья?

Одним из важных показателей состояния здоровья, к тому же легко поддающихся контролю, является масса тела. Еще один информационный показатель – артериальное давление. Конечно, анализ артериального давления не так прост, как ежемесячное взвешивание детей, но врачи обязательно должны использовать его для контроля за функциональным состоянием организма детей, особенно в период адаптации. Режим учебных занятий и степень учебной нагрузки в первую очередь сказывается на состоянии нервной системы детей. Вскоре после начала учебного года все чаще появляются дети, у которых постепенно нарастает усталость, вялость или, наоборот, двигательное беспокойство.

Задачи сохранения здоровья и укрепления физического развития школьников серьезны и требуют особого внимания. Ученые провели специальные исследования. Медицинские работники, физиологи, гигиенисты изучали динамику состояния здоровья школьников при разных режимах, разных программах обучения, дали общую физиолого-гигиеническую оценку проводимых экспериментов. Они разработали рекомендации для выбора оптимального режима и гигиенических условий жизни обучающихся в школе.

Для укрепления и улучшения здоровья детей младшего школьного возраста в гимназии № 13 ведется целенаправленная работа в урочной и внеурочной деятельности. Во время уроков проводятся:

Утренняя зарядка (на 1 уроке).

Упражнения для развития гибкости.

Проветривание, кварцевание кабинета.

Уроки на свежем воздухе.

Занятия по здоровьесбережению во внеурочное время.

5. Что же такое рационально организованный режим дня?

Во-первых, это точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребенка; во-вторых, достаточный отдых на свежем воздухе; в-третьих, регулярное и полноценное питание и, наконец, достаточный по продолжительности сон, со строго установленным временем подъема и отхода ко сну. Особенно важен для ребенка достаточный и продолжительный ночной сон. Чем младше ребенок, тем больше он должен спать. Так, первокласснику необходимо спать 11,5 часов в сутки. Конечно, следить за правильной организацией режима дня школьников должны сами родители, но и учитель не должен оставаться в стороне, провести ряд родительских собраний по данной теме. Необходимо помнить всегда режим – это серьезно.

6. Что же должен учитывать педагог, чтобы правильно, рационально в соответствии с функциональными возможностями ребенка построить учебный процесс?

Одним из главных условий, без которых невозможно сохранить здоровье детей в течение учебного года, является соответствие режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным возможностям школьников.

Используя тест Кеэса, теппинг-тест И.П. Ильина на внимание, мы определили динамику работоспособности учащихся первого класса в начале, середине и в конце учебной недели. В ходе проведенного исследования было установлено следующее. В понедельник после первого урока у 65% детей наблюдалось снижение работоспособности в среднем на 30%. После второго урока снижение продолжалось. Такая динамика имела место тогда, когда первыми уроками были русский язык и математика, т.е. предметы, требующие значительной концентрации внимания и умственного напряжения.

Еще одна простая и выполнимая рекомендация – соответствующая организация двигательной активности ребенка. Двигательная активность – самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления.

Поэтому не стоит пренебрежительно и скептически относиться к малым формам физического воспитания – гимнастике до занятий, физкультминуткам на уроках, подвижным играм на переменах. Нельзя не учитывать, что с началом систематического обучения двигательная активность детей снижается на 50%, а необходимую для нормального роста и развития двигательную активность ребенок просто недополучает.

Необходимо помнить о проветривании, кварцевании кабинета.

Исследование ученых показали, что мелкие мышцы рук (развитие моторики) тесно связано с развитием мыслительных процессов, поэтому рекомендовано проводить упражнения, развивающие моторику рук.

Каждый ученик в классе имеет специальную папку с набором минитренажёров для развития мелких мышц руки.


Кроме того, используем на уроке упражнения для тренировки мышц глаз. По слова психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у человека не падает.


Эти и другие упражнения способствуют закреплению стереотипа правильной осанки и тренирую зрительный аппарат (прямые и косые мышцы глаз, а также внутренние цилиарные мышцы).

В результате выполнения несложных упражнений работоспособность детей можно повысилась в 2,7 раза.



Активный отдых на переменах должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтов, поддержанию дисциплины и соблюдению правил той или иной игры. Можно в своей работе использовать игры уже знакомые детям (по урокам физкультуры, по уличным играм).


Все эти простые и, по мнению многих учителей, не очень обязательные элементы организации режима, учебных занятий на самом деле очень важны для успешной адаптации ребенка ко всему комплексу нагрузок при обучении и сохранения его здоровья.

Проводя свою работу таким образом, можно сделать вывод: у детей не наблюдается ухудшение здоровья (с нарушением осанки на начало года было 24%, на конец года – без изменений). На начало учебного года 20% детей имели отклонения по медицинским показателям по остроте зрения, на конец года – без изменений.


Взяв за основу технологию В. Ф. Базарного, мы строим учебный процесс. Каждую неделю ребенок пересаживается на одну парту вперед, раз в месяц меняем ряд. Один из наиболее эффективных методов активизации детей – периодическая смена поз, в частности перевод их из позы сидя в позу стоя (кабинет оборудован такими партами). На уроке каждый ребенок может встать из-за парты и постоять тогда, когда это ему удобно.


В программе отражена специфика проведения занятий в начальной школе по проблеме здоровьесбережения и здоровьеформирования. Дети узнают об использовании здорового питания, двигательных режимах, с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, о необходимости в занятиях физической культурой и спортом.

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

– составлять режим дня;

– соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

– управлять своими эмоциями;

– выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

– включать в свой рацион питания полезные продукты;

– соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

– соблюдать правила пользования общественным транспортом;

– соблюдать правила пожарной безопасности;

– соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

Таким образом, педагогическая деятельность, направленная на здоровьесбережение и здоровьеформирование детей, по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка.

Организация социально-педагогических условий обучения в гимназии учитывает преемственность психолого-возрастных особенностей учащихся.

Создание в МБОУ гимназии № 13 условий для развития здорового и безопасного пространства ребенка – это процесс создания системы отношений, помогающей ребенку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

Доброго здоровья вам, наши ученики!

1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В., Смирнов А.Т., Маслов М.В. Основы безопасности жизнедеятельности для 1–4 классов начальной школы. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Начальная школа. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни. // Под редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.

2. Безруких М.М.Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? Библиотека учителя начальных классов. – М.: Просвещение, 2001.

4. Николаева В.С. В школе и после школы вместе. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.

5. Обухова Л.А. Лемяскина Н.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья – Мастеская учителя. – М.: ВАКО, 2004.

6. Романцов, М. Г. Современной школе – здоровьесохраняющее образование [Текст] / М. Г. Романцов // Образование в современной школе. – 2003. – № 6.

7. Скачков И.Г. Ежедневные занятия физкультурой с учащимися на воздухе. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

8. Смирнов, Н. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья / Н. Смирнов. – М.: Чистые пруды, 2005.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

10. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. – Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

Читайте также: