Какие сюжеты были особенно популярны среди российских живописцев 18 века история 8 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Рус­ская живо­пись 18 века — это осо­бен­ное явле­ние в миро­вой живо­пи­си. Нача­лом раз­ви­тия свет­ской рус­ской живо­пи­си мож­но счи­тать 18 век. С это­го момен­та древ­не­рус­ская живо­пись при­об­ре­та­ет некую свет­скость и отхо­дит от кано­нов ико­но­пи­си. У худож­ни­ков воз­ни­ка­ет потреб­ность изоб­ра­жать повсе­днев­ную жизнь, при­ро­ду, чело­ве­ка. В этот пери­од вре­ме­ни про­ис­хо­дят пере­ло­мы прак­ти­че­ски во всех сфе­рах рус­ской куль­ту­ры, в том чис­ле и в живописи.

Развитие русской живописи в 18 веке

Рус­ская живо­пись после пет­ров­ских пре­об­ра­зо­ва­ний 18 века пре­тер­пе­ва­ет еще боль­шие изме­не­ния. Ино­стран­ные худож­ни­ки начи­на­ют при­ез­жать в Рос­сию и рабо­тать при дво­ре. Появ­ля­ет­ся Ака­де­мия худо­жеств, откры­ва­ют­ся кар­тин­ные гале­реи. Рус­ская живо­пись вры­ва­ет­ся в миро­вое искус­ство и за несколь­ко деся­ти­ле­тий 18 века про­хо­дит такой путь, кото­рый Евро­па про­шла до это­го за несколь­ко веков.

В 18 веке в Рос­сии появ­ля­ют­ся раз­лич­ные сти­ли и направ­ле­ния, при­чем, если в Запад­ной Евро­пе живо­пись раз­ви­ва­лась после­до­ва­тель­но, тече­ния посте­пен­но сме­ня­ли друг дру­га, то в Рос­сии раз­ви­тие раз­ных жан­ров про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски параллельно.

Рус­ская живо­пись в 18 сто­ле­тии ста­но­вит­ся про­фес­си­о­наль­ной: в боль­шом коли­че­стве начи­на­ют созда­вать­ся как парад­ные, так и камер­ные порт­ре­ты, в живо­пись при­хо­дит натюр­морт, так попу­ляр­ный в то вре­мя в Евро­пе. Во вто­рой поло­вине XVIII века, бла­го­да­ря Ака­де­мии худо­жеств, в Рос­сии рас­цве­та­ет клас­си­цизм (в основ­ном, это кар­ти­ны на исто­ри­че­ские, биб­лей­ские и мифо­ло­ги­че­ские сюжеты).

Особенности русской живописи XVIII века

Посте­пен­но рус­ская живо­пись начи­на­ет обрас­тать наци­о­наль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми. На полот­нах начи­на­ют появ­лять­ся сюже­ты из рус­ской исто­рии, наря­ду с биб­лей­ски­ми пер­со­на­жа­ми геро­я­ми кар­тин ста­но­вят­ся былин­ные бога­ты­ри, не усту­пая пер­вым в нака­ле стра­стей. Порт­рет­ное искус­ство во вто­рой поло­вине 18 века обре­та­ет новое дыха­ние с при­хо­дом новых масте­ров живописи.


Порт­рет­ный жанр обо­га­ща­ет­ся новы­ми направ­ле­ни­я­ми – костю­ми­ро­ван­ный и мифо­ло­ги­че­ский порт­рет. Посте­пен­но порт­рет­ное искус­ство пере­ста­ет быть эли­тар­ным. Порт­рет выхо­дит за пре­де­лы сто­лиц и при­хо­дит в рус­скую про­вин­цию, ста­но­вясь вер­ши­ной рус­ской живо­пи­си 18 века.

К кон­цу сто­ле­тия в рус­ской живо­пи­си начи­на­ет зарож­дать­ся новый жанр – быто­вой. И его глав­ным геро­ем ста­но­вит­ся про­стой народ и, конеч­но, рус­ское крестьянство.

В кон­це 18 века еще одно направ­ле­ние рус­ской живо­пи­си выде­ля­ет­ся в само­сто­я­тель­ное – это пей­заж. Худож­ни­ки начи­на­ют рас­смат­ри­вать при­ро­ду как цен­ность, достой­ную отдель­но­го изоб­ра­же­ния. Тогда как ранее при­род­ные фоны исполь­зо­ва­лись толь­ко как укра­ше­ние зад­не­го пла­на картины.

Художественная культура этого времени отличалась разнообразием жанров: художники писали портреты и исторические картины, пейзажи и натюрморты; появился бытовой жанр (сцены из народной жизни); с развитием театра совершенствовалась театральная декорация.

2. Какие атрибуты обязательно присутствовали на парадном портрете XVIII в.? Что отличало их от камерных портретов?

В развитии жанра портрета проявились две особенности: стремление к отображению правды жизни и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали реальными людьми, не лишёнными недостатков.

Парадный портрет подразумевал изображение всех регалий – орденов, одежды, обстановки, подтверждающих статус изображаемого. Камерные портреты – изображения в частной, домашней обстановке, они лиричны и психологичны, изображают человека (его душу), а не мундир.

3. Какие культурные традиции были характерны для русской скульптуры XVIII в.?

Тончайшая детализация в изображении. Например, Шубин. В виртуозном проникновении во внутренний мир персонажей и умении создать из мрамора тончайшие черты их образов ему не было равных.

4. Как в произведениях, написанных в стиле сентиментализма, отражалась жизнь крестьян России? При ответе используйте иллюстрации.

Жизнь крестьян идеализировалась. Все было красиво и радостно.


А. Г. Венецианов “Жнецы”

5. Какую пользу для историков могут принести исследования иллюстраций полотен художников XVIII в. на с. 93—94?

Для истории моды картины представляют некоторую ценность. В основном это будет интересно психологам и искусствоведам, возможно литераторам, сентиментализм как – никак.

6. Определите сословное происхождение и чин персонажа, изображённого на портрете на с. 93. Объясните свой вывод.

Под картиной подпись – портрет князя Барятинского. Если бы этой подписи не было, то можно было бы предположить, что это портрет богатого знатного человека второй половины 18 века.

О том, что персонаж богат свидетельствует его одежда. Парики тогда носили все из высшего сословия (дворян) – и мужчины, и женщины, и геи.

7. Что было общим в судьбе большинства российских художников XVIII в.?

Практически все они происходили из “низов” общества, из податных сословий, крестьян или мещан.

8. Кого из российских живописцев XVIII в. можно назвать мастером женского портрета?

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Васян Коваль

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Российская живопись за время своего существования прошла через многие стадии развития, от самых примитивных - до признанных шедевров мирового искусства. Надо отметить, что со времен крещения Руси ориентиром для развития художественного искусства стала западная живопись.

Мастера из Византии, а затем и из Европы были частыми гостями русских князей, принимали активное участие в украшении многих великих памятников архитектуры и распространяли свое мастерство по русской земле.

Российскому художнику всегда было ближе всего отражение в картинах окружающей действительности, с максимальным стремлением к реалистичности и каноничности. Российские живописцы наиболее часто обращались в своем творчестве к таким жанрам как портреты, пейзажи, исторические сцены и натюрморты. Был также и бытовой жанр, в котором изображались обычные жизненные ситуации из быта жителей России.

В 18 веке, когда в культурную сферу Российской империи ворвалось театральное искусство, стало популярным направлением создание театральных декораций.

Однако наиболее популярными сюжетами являлись сцены исторических событий, повлиявших каким-либо образом на развитие русского государства, а также изображения сцен из всевозможных священных писаний.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Какие сюжеты были особенно популярны среди российских живописцев.


Ответ : Российская живопись за время своего существования прошла через многие стадии развития, от самых примитивных - до признанных шедевров мирового искусства.

Надо отметить, что со времен крещения Руси ориентиром для развития художественного искусства стала западная живопись.

Объяснение : Мастера из Византии, а затем и из Европы были частыми гостями русских князей, принимали активное участие в украшении многих великих памятников архитектуры и распространяли свое мастерство по русской земле.

Российскому художнику всегда было ближе всего отражение в картинах окружающей действительности, с максимальным стремлением к реалистичности и каноничности.

Российские живописцы наиболее часто обращались в своем творчестве к таким жанрам как портреты, пейзажи, исторические сцены и натюрморты.

Был также и бытовой жанр, в котором изображались обычные жизненные ситуации из быта жителей России.

В 18 веке, когда в культурную сферу Российской империи ворвалось театральное искусство, стало популярным направлением создание театральных декораций.

Однако наиболее популярными сюжетами являлись сцены исторических событий, повлиявших каким - либо образом на развитие русского государства, а также изображения сцен из всевозможных священных писаний.

русские художники 18 века

Европейские веяния в русской живописи

Известные русские художники 18 века были вынуждены следовать западной моде по велению Петра I, который хотел европеизировать Россию. Он придавал большое значение развитию изобразительного искусства и даже планировал построить специализированное учебное заведение.

Русские художники 18 века осваивали новые приемы европейской живописи и изображали на своих полотнах не только царей, но и различных бояр, купцов, патриархов, которые старались не отставать от моды и часто поручали местным художникам нарисовать портрет. При этом художники того времени старались обогащать портреты предметами быта, элементами национального костюма, природой и прочее. Внимание акцентировалось на дорогой мебели, больших вазах, роскошных одеждах, интересных позах. Изображение людей того времени воспринимается сегодня как поэтический рассказ художниками о своем времени.

И все-таки ярким контрастом отличаются портреты русских художников 18 века от портретов приглашенных иностранных живописцев. Стоит упомянуть, что для обучения русских художников приглашались художники из других стран.

картины 18 века русских художников

Виды портретов

Парадный вид портрета отличается от других изображением человека в полный рост. Блеск роскоши - как в одежде, так и в предметах быта.

Полупарадный вид – это изображение модели по колено или по пояс.

Если человек изображен на нейтральном фоне по грудь или пояс – то этот вид портрета называется камерным.

Интимный вид портрета предполагает обращение к внутреннему миру героя картины, при этом фон игнорируется.

Портретные образы

Часто русские художники 18 века были вынуждены воплощать в портретном образе представление заказчика о самом себе, но никак не действительный образ. Важным было учесть общественное мнение о том или ином человеке. Многие искусствоведы давно сделали вывод, что главным правилом того времени было изображение человека не столько таким, каким он являлся на самом деле, либо таким, каким бы он хотел быть, а таким, которым он мог быть в своем лучшем отражении. То есть в портретах любого человека старались изобразить как идеал.

Первые художники

русские художники 18 19 века

Русские художники 18 века, список которых в общем-то невелик, - это, в частности, И. Н. Никитин, А. П. Антропов, Ф. С. Рокотов, И. П. Аргунов, В. Л. Боровиковский, Д. Г. Левицкий.

Среди первых живописцев 18 века Петровской эпохи - имена Никитина, Антропова, Аргунова. Роль этих первых русских художников 18 века была незначительна. Она сводилась лишь к написанию огромного количества царских изображений, портретов российских вельмож. Русские художники 18 века – мастера портретов. Хотя часто они просто помогали иностранным мастерам расписывать стены большого количества дворцов, изготавливать театральные декорации.

Имя живописца Ивана Никитича Никитина можно встретить в переписке Петра I со своей женой. Его кисти принадлежит портрет самого царя, канцлера Г. И. Головина. В его портрете напольного гетмана нет ничего искусственного. Внешность не изменена ни париком, ни придворной одеждой. Художник показал гетмана таким, как в жизни. Именно в жизненной правде заложено главное достоинство портретов Никитина.

Творчество Антропова сохранилось в образах Андреевского собора в Киеве и портретах в Синоде. Эти произведения отличает склонность художника к желтому, оливковому цветам, ведь он живописец, который обучался у мастера иконописи. Среди его известных работ - портреты Елизаветы Петровны, Петра I, княгини Трубецкой, атамана Ф. Краснощекова. Творчество Антропова соединило в себе традиции самобытной русской живописи 17-го века и каноны изобразительного искусства Петровской эпохи.

Иван Петрович Аргунов - известный крепостной портретист графа Шереметьева. Его портреты изящны, позы изображенных им людей свободны и подвижны, все в его творчестве точно и просто. Он творец камерного портрета, который впоследствии станет интимным. Значимые работы художника: портреты Екатерины II, четы Шереметьевых, П. Б. Шереметьева в детстве.

Не стоит думать, что в то время в России не существовало больше никаких жанров, но великие русские художники 18 века самые значительные произведения создавали все-таки в жанре портрета.

Портреты русских художников 18 века

Федор Степанович Рокотов (1735–1808 гг.)

Главный жанр его творчества – полупарадный портрет. Среди его работ – портреты Григория Орлова и Петра III, княжны Юсуповой и князя Павла Петровича.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822 гг.)

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825 гг.)

русские художники 18 века список

Наследие Боровиковского очень разнообразно и обширно. Есть в его творчестве как парадные портреты, так и миниатюрные, и интимные полотна. Среди работ Боровиковского наиболее известными стали портреты В. А. Жуковского, Г. Р. Державина, А. Б. Куракина и Павла I.

Картины русских художников

Великие русские художники 18 века

И все-таки

известные русские художники 18 века

Читайте также: