Как люди изучали океан кратко
Обновлено: 04.07.2024
Июнь 25th, 2011 admin
В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже — описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Северного морского пути.
В результате проведенных исследований уточнена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший научный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана.
Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864—1882. Фёдор Петрович Литке (1797— 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Белое моря. Совершил два кругосветных плавания — в 1817—1819 и 1826—1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукотку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и описание своих путешествий, Ф. П. Литке — один из создателей Русского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.
29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды; ему дали название Берег Александра I . Так было сделано величайшее географическое открытие XIX в.- открытие шестого материка -Антарктиды. За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева был собран богатый океанологический материал, главным образом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарктики.
Наши отечественные экспедиции XIX в., совершаемые на парусных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.
В начале XX в. развернулись работы по всестороннему океанографическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана.
Важное место среди них занимают работы русского зоолога Николая Михайловича Книповича (1862—1939> в Баренцевом море, положившие начало систематическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.
В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.
Какие науки изучают Мировой океан!
Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них — — океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смежные дисциплины.
Физика океана — наука, изучающая закономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоактивности и электромагнитного поля в нем).
Химия океана — наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформации химического вещества в океане и формирование его стабильности.
Биология океана — наука, выясняющая закономерности формирования и оценки биомассы и годовой продуктивности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океана — наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторождений полезных ископаемых.
Океанография — наука, изучающая и описывающая физические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.
Один из разделов океанологии — морская гидрография. Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрографических работ создаются морские плинглционные карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навигационных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.
С 1880 до 1895 года один за другим из печати вышли 50 томов отчета экспедиции с описанием собранных материалов. 70 ученых участвовали в создании этого труда. 40 томов были посвящены только описанию животного мира океана и 2 тома — миру растений.
Результаты этой экспедиции легли в основу всех современных океанологических исследований и до наших дней не утратили своего значения.
В 1912 году немецкий ученый Альфред Лотар Вегенер высказал мысль о том, что материки, как огромные льдины, плавают на подстилающем земную кору слое вязкой массы. Что когда-то все материки вместе составляли единый континент — Пангею, а остальная часть земного шара была покрыта водой. Потом Пангея раскололась, куски ее расплылись в разные стороны и образовали современные материки, разделенные современными океанами. С мнением Вегенера согласились далеко не все. В спорах приняли участие ученые многих стран. Но ни одна гипотеза, выдвинутая в то довоенное время, не могла достаточно убедительно объяснить происхождение океанических впадин.
Зато в других вопросах, связанных с океанами, был достигнут определенный прогресс. Так, например, в 30-х и 40-х годах большинство ученых поддерживало гипотезу советского академика А. И. Опарина о возникновении жизни в океанах Земли.
Откуда на Земле вода? Этот вопрос, вроде бы такой простой и очевидный, долгие годы не давал покоя ученым. В древности почти у всех народов мира существовали мифы о потопах.
Но мифы и сказки не могут служить основанием для научного знания. Так откуда же все-таки взялась вода, заполнившая впадины земного рельефа? Много было высказано гипотез. В 1951 году американский ученый В. Руби выдвинул предположение об образовании гидросферы в результате разделения, расслоения — дифференциации мантии Земли.
Эта идея была развита и обоснована советским ученым А. П. Виноградовым, и сегодня ее разделяет большинство геологов и исследователей океана.
С 1957 года, когда вошли в силу программы Международного геофизического года и Международного геофизического сотрудничества, начался четвертый этап в изучении океана. Важнейшим событием в международных исследованиях явилось открытие единой планетарной системы срединных океанических хребтов — настоящих горных систем, расположенных на дне океанов и скрытых под поверхностью вод. Известный советский ученый М. А. Лаврентьев установил, что вдоль этих подводных хребтов распространяются страшные волны цунами, несущие разрушения и гибель людям, живущим на побережьях.
Добраться до мантии не удалось и по сей день, но сверхглубокое бурение принесло ученым немало интересного. Например, почему-то все породы, пройденные буром, оказались сравнительно молодыми. А куда же девались старые осадки? И таких загадок оказалось хоть отбавляй…
Третий и четвертый этапы изучения Мирового океана явились настоящей эпохой Великих Океанографических Открытий. Сегодня океан, конечно, уже не тот непостижимо загадочный мир, каким он был еще всего полвека назад. И все равно он полон тайн. Чтобы изучить, чтобы обжить его просторы, уже недостаточно одних лишь исследовательских судов-лабораторий и судов — научно-исследовательских институтов. Сегодня в едином комплексе работают автоматические и обитаемые буи-лаборатории, подводные аппараты, искусственные спутники Земли и пока еще не очень многочисленные подводные исследовательские группы акванавтов, живущих и работающих в подводных домах-лабораториях.
52. На грани мирового пожара
52. На грани мирового пожара Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови Господи, благослови! А. Блок Корниловцы, марковцы, дроздовцы, алексеевцы. Ядро Добровольческой армии. Эти части, названные по именам погибших военачальников, были особыми,
Глава 3 Тайна Мирового океана
Глава 3 Тайна Мирового океана Вначале было море! Соленое, густое и теплое, как остывающий суп. В нем, как считает официальная наука, и зародилась земная жизнь. Из одноклеточных организмов через миллионы лет получились кольчатые черви, потом подслеповатые моллюски, потом –
Глава 8. Истоки мирового финансово-экономического кризиса и методологические основы обеспечения устойчивого функционирования мирового хозяйства
Глава 8. Истоки мирового финансово-экономического кризиса и методологические основы обеспечения устойчивого функционирования мирового хозяйства Не во всякой игре тузы выигрывают. К. Прутков Экономический кризис в отсутствие природных катаклизмов регионального
ГЛАВА 2 Основные этапы изучения истории Древней Греции
ГЛАВА 2 Основные этапы изучения истории Древней Греции СТАНОВЛЕНИЕ АНТИКОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ Изучение истории Древнего мира было начато еще историками Древней Греции и Древнего Рима. Начало этому положили знаменитый ученый V в. до н. э. Геродот, основатель исторической
Сталин против мирового господства и нового мирового порядка
Сталин против мирового господства и нового мирового порядка Вопрос. Как вы расцениваете последнюю речь Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными
5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем
5.4. В XVII веке Черным морем называли центральную часть Тихого океана В XVIII веке Чермным морем называли Калифорнийский залив Тихого океана, а весь современный Индийский океан также называли Чермным морем На карте 1622–1634 годов, нарисованной картографом Hessel Gerritsz, Тихий Океан
Сталин против мирового господства и нового мирового порядка
Сталин против мирового господства и нового мирового порядка Вопрос. Как вы расцениваете последнюю речь Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными
2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории:
2. МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РОССИИ Методы изучения истории: 1) хронологический – состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий;2) хронологически-проблемный –
Лидеры мирового развития
Лидеры мирового развития Прошли времена, когда неандертальцев изображали обезьяноподобными дикарями, которые ходили голыми, жили в пещерах и поедали сырое мясо. Неандертальцы жили в среде, которую невозможно населять без орудий труда, жилищ, одежды.По археологическим
Периферия мирового капитализма
6. Система мирового террора
6. Система мирового террора Общепринятая классификация определяет три основных видатерроризма:• политический;• духовный (религиозный);• экономический.Однако такая классификация терроризма является неполной. При этом важно, рассматривая специфику современных
В ХХ веке человечество устремилось в космос, однако на нашей планете две трети территории, занимаемые Мировым океаном, до сих пор остаются очень слабо исследованными.
В этом нет ничего удивительного, ведь серьёзными исследованиями морей и океанов человечество занялось относительно недавно – всего около ста пятидесяти лет назад.
Первопроходцы Мирового океана
Первыми исследователями океанов в известной нам истории человечества стали финикийцы. Этот небольшой, но очень предприимчивый торговый народ ещё в VII-VI веках до н.э. сумел проложить морской путь вокруг Африки и составить достаточно подробные карты Средиземного моря. В разные исторические периоды морскими исследованиями занимались представители европейских народов, индийцы, китайцы, арабы, полинезийцы и т.д. Начавшаяся в XV веке эпоха Великих географических открытий позволила экспериментальным путём проверить гипотезу о шарообразности нашей планеты. В течение трёх последующих столетий были открыты и нанесены на карту все более-менее крупные участки суши.
С изобретением эхолота в начале ХХ века появилась возможность более плотного исследования океанского дна, определения морского рельефа и глубин. В настоящее время эхолот является обязательным оборудованием любого корабля, причём не только морского, но и предназначенного для пресноводных водоёмов. Ещё одним инструментом, позволившим вплотную приблизиться к разгадке многих тайн океана, стали батискафы и батисферы – аппараты, позволяющие опускаться под воду на глубину в сотни метров, чтобы изучать геологическое строение морского дна, биологические особенности его обитателей, физико-химические свойства глубинных слоёв воды и т.д.
Глубоководные аппараты
Основным препятствием к изучению и освоению пространства Мирового океана для человека стала невозможность длительное время находиться под водой. Богатство и разнообразие водного мира остаются недоступными людям, так как человек не может свободно дышать, полностью погрузившись в воду. Акваланги и водолазные скафандры позволяют находиться под водой лишь короткое время и обладают существенными ограничениями по глубине погружения. Тем не менее, с их помощью удалось добиться достаточно серьёзных результатов.
Так, в 1960-м году исследователям удалось опуститься на дно самой глубокой точки Мирового океана – Марианской впадины. Её глубина составляет почти 11 тысяч метров, а давление воды на дне сминает обычный корабль буквально в лепёшку. Тем не менее, опустившись на эту чудовищную глубину, люди с удивлением обнаружили, что на дне кипит жизнь. Морские рачки, моллюски и даже рыбы сумели приспособиться к огромному давлению, почти полному отсутствию кислорода и солнечного света.
Исследовательские суда
На сегодняшний день наиболее обширным научно-исследовательским флотом располагают Соединённые Штаты Америки. В его состав входят более двух десятков кораблей разных классов. Кроме того, исследовательскими судами обладают Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия и несколько других стран.
Космические исследования океана
Исследования океана в течение последнего столетия существенно продвинулись вперёд. Тем не менее, по оценкам учёных, более-менее изучено сегодня лишь около 7% морского дна. Океан скрывает немало тайн, разгадке которых предстоит посвятить немало лет научной работы.
История человечества насчитывает сотни тысяч лет, и почти все это время океаны оно не осваивало. Практически никак. Люди болтались на поверхности. Уже много тысяч лет назад — сначала на бревнах, потом на разнообразных плотах или лодках — наши предки научились далеко отплывать от берегов морей или плавать по рекам и озерам. Но лишь по поверхности. Под воду, на дно, люди попадали, только утонув.
Желтые ламповые губки
Фото: Depositphotos
В Японии долгое время существовало кастовое общество. В этом обществе крестьяне, ремесленники (люди низкого происхождения) вообще никаких прав не имели. И в то же время каста ныряльщиц за жемчугом — ама — считалась лишь чуть ниже касты благородных самураев.
15 августа 1934 года Уильям Биб и Отис Бартон опустились на глубину 932 метра. В 1949 году Отис Бартон поставил при помощи батисферы рекорд погружений — 1375 метров. Но толстостенный тяжеленный железный аппарат, поднимаемый и опускаемый при помощи лебедки, полностью зависящий от команды поддержки на судне, не нашел дальнейшего развития. Слишком уж опасно.
Далее стали развивать самоходные глубоководные аппараты. Швейцарец Огюст Пиккар создал первый батискаф FNRS-2 в 1948 году. Первый батискаф FNRS-2
Фото: Источник
Устройство батискафа — в какой-то мере объединение стратостата и батисферы. Кстати, ранее созданный Пиккаром FNRS-1 был именно стратостатом.
Батискаф состоит из батисферы и поплавка. Прочная батисфера — массивный шар с иллюминатором из толстого стекла, чтобы сдержать тысячи тонн наружного давления на больших глубинах. Батисфере батискафа придает плавучесть поплавок.
Для того чтобы стратостат мог лететь, в его баллон накачивают водород или гелий.
Для создания положительной плавучести в поплавок батискафа наливают бензин или какую-то другую плохо сжимающуюся жидкость.
При погружении на очень большие глубины был обнаружен очень неприятный эффект. Бензин действительно почти не сжимается. Но с каждой новой тысячей атмосфер внешнего давления, с каждым километром глубины он все же сжимается на 3%. При погружении на максимальную глубину земного океана, в Марианскую впадину, бензин оказался сжатым настолько сильно, что уменьшился в объеме на 30% - настолько же уменьшилась и его подъемная сила. Батискаф не пошел ко дну, только сбросив часть аварийного балласта.
Далее был построен батискаф FNRS-3. В 1953 году он совершил целый ряд погружений, последовательно на все большую глубину — вплоть до 4000 метров.
Так как предел погружений был достигнут, встал вопрос: а зачем это вообще надо?
В XIX веке людям были доступны глубины до 30 метров, а уже в XX веке человек увидел происходящее на глубине 10 километров.
Но как только найдут какие-нибудь месторождения, которые будет выгодно разрабатывать даже посредством батискафов, это вызовет новую революцию в развитии глубоководных аппаратов.
В конце концов, ради прибылей люди способны на совершенно невероятные риски. Это Жак и Огюст Пиккары старались ради науки. В наше время шелест наличных стимулирует открытия намного сильнее.
Читайте также:
- Школа 1883 педагогический состав
- Поясните как вы понимаете выражение разумная деятельность людей в природе 5 класс биология кратко
- Создание единой педагогической основы взаимодействия доу и семьи в воспитании и развитии дошкольника
- Что такое истинный полдень в астрономии кратко
- Wild animals план урока 5 класс