В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран кратко

Обновлено: 05.07.2024

Определите общие и специфические черты развития стран Восточной Европы. В чем их отличие от западноевропейских моделей устройства общества?

Общие черты:

• Получали влияние как с Запада, так и с восточной стороны – от России

• С установлением СССР попали в зону влияния СССР

• В восточноевропейских странах были созданы основы тоталитарных режимов

• Во время войны почти все восточноевропейские страны оказались оккупированы фашистами

• Фактически во всех восточноевропейских странах коммунистические режимы были ликвидированы в одно время – в 80-90е – проходили демократические революции

• В итоге демократические режимы были восстановлены, многопартийность возвращена

• Большая часть стран выбрали западный путь развития, стандартизировались и вошли или еще пытаются войти в ЕС

Специфические черты развития:

• ГДР – половину 20 века эта часть Германии жила отдельно, не имела доступа к дому с другой стороны Берлинской стены, находилась в ужасе и у восточных немцев сформировалась иная культура.

• Польша – тоже была разделена (а точнее поделена), в ней сформировалась особенная культура – по духу страна западная, но ей постоянно приходится доказывать это

• Балканы (Сербия, Болгария, Албания) — после падения коммунистических режимов в балканских странах появилась тенденция к территориальным конфликтам, и поэтому часть стран стремятся к западному образу жизни, а часть – к пророссийскому.

Отличие от западноевропейских моделей устройства общества:

• Другая политическая культура

• В культуре есть некоторая патриархальность

• В политической системе в этих странах распространена коррупция, кулуарное решение вопросов и режимы в них нельзя до конца назвать демократическими

В группу развивающихся стран входят государства с ры­ночной экономикой и низким уровнем экономического раз­вития. Свыше 130 стран объединены в эту группу. Они и эко­номически, и социально разнородны. Выделяют следующие признаки классификации данной группы стран:

а) степень развития рыночных отношений;

б) глубина и формы включения в мировые экономические отношения;

в) уровень ВВП на душу населения.

Однако, несмотря на выделение среди группы развиваю­щихся стран различных подгрупп, они характеризуются сле­дующими общими чертами:

многоукладность экономики с преобладанием докапи­талистических форм хозяйства (дуальная экономика); аграрно-сырьевая направленность при общей неразви­тости производительных сил, прежде всего в обрабаты­вающей промышленности; господство транснационального капитала, его контроль над природными ресурсами; относительная слабость, неразвитость местного нацио­нального капитала, ограниченность его возможностей не только на мировом, но и на внутреннем рынке; узость внутреннего рынка, так как значительная часть населения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности насе­ления была незначительной; некомпенсированный вывоз существенной части на­ционального дохода в виде прибылей иностранных мо­нополий, процентов по внешнему долгу, неэквивалент­ного обмена и т. п.

Условно выделяют три уровня развивающихся стран.

Верхний уровень: государства, в которых иностранный, местный, частный капиталы образовали интегрированные системы; данные страны прочно включены в мировое хозяй­ство.

Наиболее характерными здесь являются:

а) страны, где длительное время существуют рыночные системы, но они не смогли занять, в силу различных социально-экономических причин, привилегирован­ные позиции в мировой экономике (Аргентина, Чили, Уругвай);

б) страны с крупным экономическим и географиче­ским потенциалом, экономика их активно участву­ет в международном разделении труда и зависит от динамики развития мирового хозяйства (Бразилия, Мексика);

в) новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии (Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Гонконг);

г) иные страны и территории с относительно высоким уровнем экономического развития (Кипр, Багамские острова, Аомынь (Макао)).

Средний уровень: страны с так называемой дуальной эко­номикой:

б) страны, современное развитие которых началось недав­но в связи с включением в мирохозяйственные связи по линии поставок сырья, пользовавшегося большим спросом на мировом рынке, здесь формируется капиталоэкспортирующее направление;

в) страны с крупным демографическим и экономическим потенциалом, но с низким уровнем дохода на душу на­селения (Индия, Пакистан, Индонезия).

Нижний уровень: данную группу стран можно классифи­цировать по регионам, по экономическим группам, по уровню дохода. Главная проблема этих стран состоит не столько в от­сталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых эконо­мических ресурсов (некоторые страны Тропической Африки, Азии, Латинской Америки).

Дуальная (дуалистичная) экономика. Разделение эконо­мики на два сектора, которые характеризуются абсолютно различными уровнями развития, называется экономическим дуализмом, а экономика, разделенная по такому признаку, — дуалистичной.

Связь между дуализмом и торговой политикой:

а) экономический дуализм часто используется для обос­нования введения пошлин, защищающих более эффек­тивный промышленный сектор;

б) торговая политика импортозамещения способствовала появлению дуализма, или по крайней мере усилила его проявления.

Проявление дуализма: классический пример — экономика Индии.

2) стоимость продукции, производимой одним рабочим в современном секторе, гораздо выше, чем в остальной экономике (может быть в 15 раз);

3) оплата труда промышленных работников в несколько раз выше оплаты труда сельскохозяйственных работ­ников;

4) высокая заработная плата в промышленности не озна­чает более высоких доходов на капитал; по всей види­мости, имеет место обратная связь.




В группу развивающихся стран входят государства с ры­ночной экономикой и низким уровнем экономического раз­вития. Свыше 130 стран объединены в эту группу. Они и эко­номически, и социально разнородны. Выделяют следующие признаки классификации данной группы стран:

а) степень развития рыночных отношений;

б) глубина и формы включения в мировые экономические отношения;

в) уровень ВВП на душу населения.

Однако, несмотря на выделение среди группы развиваю­щихся стран различных подгрупп, они характеризуются сле­дующими общими чертами:

многоукладность экономики с преобладанием докапи­талистических форм хозяйства (дуальная экономика); аграрно-сырьевая направленность при общей неразви­тости производительных сил, прежде всего в обрабаты­вающей промышленности; господство транснационального капитала, его контроль над природными ресурсами; относительная слабость, неразвитость местного нацио­нального капитала, ограниченность его возможностей не только на мировом, но и на внутреннем рынке; узость внутреннего рынка, так как значительная часть населения молодых государств получала основную часть жизненных средств от натурального хозяйства, а доля лиц наемного труда в общей численности насе­ления была незначительной; некомпенсированный вывоз существенной части на­ционального дохода в виде прибылей иностранных мо­нополий, процентов по внешнему долгу, неэквивалент­ного обмена и т. п.

Условно выделяют три уровня развивающихся стран.

Верхний уровень: государства, в которых иностранный, местный, частный капиталы образовали интегрированные системы; данные страны прочно включены в мировое хозяй­ство.

Наиболее характерными здесь являются:

а) страны, где длительное время существуют рыночные системы, но они не смогли занять, в силу различных социально-экономических причин, привилегирован­ные позиции в мировой экономике (Аргентина, Чили, Уругвай);

б) страны с крупным экономическим и географиче­ским потенциалом, экономика их активно участву­ет в международном разделении труда и зависит от динамики развития мирового хозяйства (Бразилия, Мексика);

в) новые индустриальные страны (НИС) Юго-Восточной Азии (Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Гонконг);

г) иные страны и территории с относительно высоким уровнем экономического развития (Кипр, Багамские острова, Аомынь (Макао)).

Средний уровень: страны с так называемой дуальной эко­номикой:

б) страны, современное развитие которых началось недав­но в связи с включением в мирохозяйственные связи по линии поставок сырья, пользовавшегося большим спросом на мировом рынке, здесь формируется капиталоэкспортирующее направление;

в) страны с крупным демографическим и экономическим потенциалом, но с низким уровнем дохода на душу на­селения (Индия, Пакистан, Индонезия).

Нижний уровень: данную группу стран можно классифи­цировать по регионам, по экономическим группам, по уровню дохода. Главная проблема этих стран состоит не столько в от­сталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых эконо­мических ресурсов (некоторые страны Тропической Африки, Азии, Латинской Америки).

Дуальная (дуалистичная) экономика. Разделение эконо­мики на два сектора, которые характеризуются абсолютно различными уровнями развития, называется экономическим дуализмом, а экономика, разделенная по такому признаку, — дуалистичной.

Связь между дуализмом и торговой политикой:

а) экономический дуализм часто используется для обос­нования введения пошлин, защищающих более эффек­тивный промышленный сектор;

б) торговая политика импортозамещения способствовала появлению дуализма, или по крайней мере усилила его проявления.

Проявление дуализма: классический пример — экономика Индии.

2) стоимость продукции, производимой одним рабочим в современном секторе, гораздо выше, чем в остальной экономике (может быть в 15 раз);

3) оплата труда промышленных работников в несколько раз выше оплаты труда сельскохозяйственных работ­ников;

4) высокая заработная плата в промышленности не озна­чает более высоких доходов на капитал; по всей види­мости, имеет место обратная связь.

Как развивались ведущие страны западной европы во второй половине 20 - в начале 21 века?

В чем состоялись общие черты и специфика развития этих стран?


Ответ : Страны были вынуждены после войны ликвидировать разрушения, в большом числе имевшиеся в континентальной Европе.

Страны восстанавливали экономику и переводили ее на производство в мирных условиях.

Странам Европы помогала Америка( план Маршалла), но этим она ставила в их в зависимость от США.

В это время западные страны активно вмешивались в экономику, стимулировалась активность людей в экономике, развивалось общество потребления.

Росла сфера услуг, сельское хозяйство сокращалось, происходила научно - техническая революция.

После мирового экономического кризиса стали отказываться от активной роли государства в экономике.

В экономикеЗападной Европы стал развиваться неоконсерватизм, при этом свертывались дотации государства, социальные программы, уменьшались налоги.

В Англии даже приватизировались предприятия.

Экономика оздоравливалась, но страдали самые бедные , росла безработица.

Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия - стали представлять собой скандинавскую модель социализма.

В этих странах поддерживали на высоком уровне социальную защиту населения, большую роль играли профсоюзы, были введены высокие налоги.

При этом развивалась предпринимательская деятельность, что обеспечило высокий уровень благосостояния населения.

В экономике стран Западной Европы в это время большую роль стала играть глобализация и рост транснациональных корпораций.

В 21 веке наступила эра постиндустриального общества, развиваются технологии, происходит компьютеризация и информатизация общества.

В обществе распространился Интернет.


Что общего и в чем вы видите различия в истории стран Западной и Центральной Европы во второй половине 19 века - начале 20 в?

Что общего и в чем вы видите различия в истории стран Западной и Центральной Европы во второй половине 19 века - начале 20 в.


Что общего и в чем различия в истории стран западной центральной Европы во второй половине 19 - начала 20 в?

Что общего и в чем различия в истории стран западной центральной Европы во второй половине 19 - начала 20 в.


Страны западной Европы и США во второй половины 20 века, таблица?

Страны западной Европы и США во второй половины 20 века, таблица.


Что общего и в чем различия в истории стран западной центральной Европы во второй половине 19 - начала 20 века?

Что общего и в чем различия в истории стран западной центральной Европы во второй половине 19 - начала 20 века.


В чём сходство и различие в развитии Руси и стран западной Европы в 8 - начале 12 веков?

В чём сходство и различие в развитии Руси и стран западной Европы в 8 - начале 12 веков.


Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Середине века?

Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Середине века.


В чем сходстао и различие в развитии руси и стран западной европы в 8 - начале 9 века?

В чем сходстао и различие в развитии руси и стран западной европы в 8 - начале 9 века?


Каково было социально экономическое развитие стран западной европы в начале 20 века?

Каково было социально экономическое развитие стран западной европы в начале 20 века?


Охарактерезуйте основные черты экономического развития ведущих стран Западной Европы в первой половине 19 в?

Охарактерезуйте основные черты экономического развития ведущих стран Западной Европы в первой половине 19 в.


Что изменилось в развитии образования в странах западной Европы в началу 20 века?

Что изменилось в развитии образования в странах западной Европы в началу 20 века.


Величайшее достижение Израиля — монотеизм, оно настолько очевидно, что упоминать его стало почти банально. И, тем не менее, именно это достижение сформировало всю последующую историю человечества. Ни одно другое достижение человеческой культуры со ..


1. В первое десятилетие своего правления Александр I обещал глубокие преобразования и в определенной степени усовершенствовал систему государственного управления, способствовал распространению просвещения в стране. 2. Впервые в русской истории начал..


ВдолинахТаласаиШупроцессразвитияземледелиябылускоренпроникновениемсогдийцев и расселением их по трассе ВеликогоШелкового пути.


2. 1. Начало строительства пирамид. 2. Организация строительства пирамид. 3. V Династия. 4. Начало упадка древнего государства. 5. Экспедиции за пределы страны. 3. Неравенство в обязанностях и правах. Группы примерно такие : 1. Правители и "ч..


Начало процесса формирования единого государства, обеденяющего Верхний и нижний Египет.



1) Исповедоваться на родном языке. 2) Обряды должны быть дешёвыми. 3)Не должно быть индульгенции(грамота по отпущению грехов). 4)Не должно быть продажи должностей.


Юркизация могла носить как естественный характер— культурные контакты, межнациональные браки ит. П. , так и принудительный (насильственный) характер— завоевание, численное истребление и вынужденное переселение. Наиболее обширная тюркизация нетюркск..


Кутузов в войне 1805 - 1807 гг. Предстает перед нами как полководец, который считает своей основной задачей сберечь армию. Об этом свидетельствует смотр войск под Браунау, когда русский главнокомандующий старался убедить союзников в том, что его ар..


История это наука изучающих прошлое человеческого общества, начиная с момента появления человеческого рода на Земле и до сегодняшнего дня.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Задания для обучающихся с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ВложениеРазмер
vedushchie_kapitalisticheskie_strany._razvitie_kultury.docx 26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель Белкина Ю.А.

Специальность 08.02.06. СЭГПС Группа 1-11

ТЕМА. Ведущие капиталистические страны. Развитие культуры.

Вопросы и задания:

Выполните задания в тетради:

1. Дайте характеристику, как развивались ведущие страны Западной Европы и США во второй половине XX — начале XXI в.?

- В чем состояли общие черты и в чем специфика в развитии этих стран? Отразите данную информацию в виде таблицы или краткого плана-конспекта.

§ 87. Ведущие капиталистические страны.

Превращение США в ведущую мировую державу . В ходе Второй мировой войны США не только мало пострадали, но и получили значительные прибыли. Возросли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производство сельскохозяйственной продукции. Основой экономического подъема стали военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировом хозяйстве.

Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены большое число немецких специалистов и огромная научно-техническая документация.

50 — 60-е гг. XX в. в целом были благоприятны для развития экономики США. Ее быстрый рост, прежде всего, был связан с внедрением достижений научно-технической революции . В эти годы большого размаха достигла борьба негритянского (афроамериканского) населения за свои права. Акции протеста, которые возглавил Мартин Лютер Кинг , привели к принятию к 1968 г. законов, обеспечивающих равноправие чернокожих. Однако добиться реального равноправия было гораздо сложнее, чем юридического; сопротивление влиятельных сил нашло выражение в убийстве Кинга.

В конце 60-х — начале 70-х гг. XX в. положение США ухудшилось. Это было связано с войной во Вьетнаме, закончившейся самым большим в истории США поражением, а также с мировым экономическим кризисом начала 70-х гг. XX в. Эти обстоятельства стали одним из факторов, которые привели к политике разрядки : при президенте Ричарде Никсоне между США и СССР были заключены первые договоры об ограничении вооружений.

Крушение СССР и социалистического лагеря способствовало самой длительной полосе экономического подъема в США в 90-е гг. XX в., при президенте Уильяме Клинтоне . Соединенные Штаты превратились в главный центр силы в мире.

Пришедшие к власти после войны лейбористы провели национализацию ряда отраслей промышленности, расширили социальные программы. Постепенно ситуация в экономике улучшилась. В 50 — 60-е гг. происходил интенсивный экономический рост. Однако кризисы 1974 — 1975 и 1980 — 1982 гг. нанесли стране сильный урон. С 70-х гг. серьезной проблемой стала вооруженная борьба противников британской власти в Северной Ирландии.

Во Франции после Второй мировой войны под влиянием коммунистов, резко повысивших свой авторитет в годы борьбы с фашизмом, были национализированы некоторые отрасли промышленности, конфискована собственность пособников оккупантов. Расширились социальные права и гарантии населения. В 1946 г. была принята новая конституция, установившая режим Четвертой республики . Однако внешнеполитические события (войны во Вьетнаме и Алжире) делали ситуацию в стране крайне неустойчивой.

В 1958 г. к власти пришел генерал Шарль де Голль , избранный президентом. Конституция 1958 г. ознаменовала режим Пятой республики . Первоначально де Голль, предоставив свободу большинству колоний, пытался с помощью военной силы сохранить за Францией Алжир, являвшийся родиной для миллиона французов. Но эскалация военных действий вела лишь к росту сопротивления алжирцев. В 1962 г. Алжир получил независимость.

С середины 60-х гг. XX в. внешняя политика Франции стала более независимой, государство вышло из военной организации НАТО (оставаясь в рядах блока), были улучшены отношения с СССР. Одновременно улучшилось положение в экономике. Однако противоречия в стране сохранялись, что привело к массовым выступлениям студентов и рабочих в 1968 г. Под влиянием этих выступлений в 1969 г. де Голль ушел в отставку.

В 70-е гг. XX в. положение в экономике стало менее стабильным. На выборах 1981 г. президентом был избран лидер социалистической партии Франсуа Миттеран . Был проведен ряд реформ в интересах широких слоев населения (сокращение рабочего дня, увеличение отпусков), расширены права профсоюзов, национализирован ряд отраслей промышленности. Но возникшие экономические проблемы заставили правительство пойти по пути жесткой экономии. Усилилась роль правых партий, реформы были приостановлены. В 1995 г. президентом стал голлист Жак Ширак , в 2007 г. его сменил Николя Саркози .

Серьезной проблемой для Франции явился массовый наплыв эмигрантов. Тяжелые условия существования большинства из них, нежелание интегрироваться во французское общество вызвали с 2005 г. серию погромов в городах, совершаемых молодыми выходцами из семей эмигрантов. Данные проблемы усиливают во Франции националистические настроения. Их выражает Национальный фронт во главе с Жан-Мари Jle Пеном .

В 1982 г. к власти пришел лидер ХДС Гельмут Коль . Его правительство сократило государственное регулирование экономики, провело приватизацию. В 1990 г. произошло объединение ФРГ и ГДР.

К концу 90-х гг. в Германии возникли новые финансово-экономические проблемы. В 1998 г. на выборах победили социал-демократы во главе с Герхардом Шрѐдером . Однако усиление проблем в экономике в начале XXI в. вызвало недовольство части населения проводимой политикой. На досрочных выборах 2005 г. победили христианские демократы. Сформировалось правительство во главе с лидером ХДС Ангелой Меркель . Ее позиции еще более упрочились после выборов 2009 г.

Падение авторитарных режимов в европейских странах . В середине 70-х гг. XX в. в Европе исчезли последние авторитарные режимы. В 1974 г. в Португалии военные совершили переворот, свергнув диктаторский режим Антониу Салазара . Были проведены демократические преобразования, национализирован ряд ведущих отраслей промышленности, предоставлена независимость колониям.

В Испании после смерти диктатора Ф. Франко в 1975 г. началось восстановление демократии. Демократизацию общества поддержал король Хуан Карлос I. Со временем были достигнуты значительные успехи в экономике, вырос уровень жизни населения.

Европейская интеграция . Во второй половине XX в. наметились тенденции к интеграции стран, особенно в Европе. В 1949 г. возник Совет Европы . В 1957 г. шесть стран во главе с Францией и ФРГ подписали Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) — Общего рынка , снимающего таможенные барьеры. В 70 — 80- е гг. XX в. количество членов ЕЭС возросло до двенадцати. В 1979 г. прошли первые выборы в Европейский парламент прямым голосованием населения. В 1981 г. в ЕЭС вступила Греция, в 1983 г. — Испания и Португалия.

В 1991 г. в результате долгих переговоров были подписаны документы о валютно-экономическом и политическом союзах. В 1995 г. ЕЭС, в которое входило уже пятнадцать государств, было преобразовано в Европейский союз (ЕС). В 1995 г. членами ЕС стали Австрия, Финляндия и Швеция. С 2002 г. в двенадцати странах ЕС была окончательно введена единая валюта — евро, что усилило экономические позиции этих стран. В 2004 г. в ЕС были приняты сразу десять новых членов (Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Кипр, Мальта, Эстония, Латвия, Литва). Всего в союз вошли 27 стран. Это, с одной стороны, усилило позиции ЕС, но с другой — способствовало обострению внутренних противоречий в нем. Началось создание наднациональных органов власти. Была разработана конституция ЕС, однако при ее принятии возникли многочисленные трудности. Серьезные испытания для стран ЕС были связаны с начавшимся в 2008 г. кризисом, вызвавшим существенное падение производства, рост безработицы, сокращение социальных программ.

Япония . Вторая мировая война имела для Японии тяжелейшие последствия: разрушение экономики, потеря колоний, оккупация. Под давлением США японский император согласился на ограничение своей власти. В 1947 г. была принята Конституция, расширявшая демократические права и закреплявшая мирный статус страны (военные расходы по Конституции не могут быть выше 1 % всех расходов бюджета). У власти в Японии почти постоянно находится правая Либерально-демократическая партия (ЛДП).


Западная культура ХХ века – это культура, создавшая величайшие философские, литературные, живописные. Музыкальные, архитектурные шедевры, шедевры в области киноискусства, отмеченная крупнейшими достижениями в области науки и техники. Вместе с тем это эпоха, породившая мощнейшую антикультуру, мифологизировавшая историю и заставившая миллионы людей на протяжении десятилетий жить в условиях мифической не подлинности.

Культура в ХХ веке развивалась в нескольких параллельных направлениях. При этом ни один из рядов стилевой эволюции искусства и литературы не исчерпывает собой всего их развития и не охватывает его в целом, только во взаимодействии они формируют целостную историю культуры ХХ века. Главными художественно-эстетическими направлениями, которые давали определение характера западной культуры ХХ века были модернизм (первая половина ХХ века) и постмодернизм (вторая половина ХХ века). ХХ столетие самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры. ХХ век продемонстрировал человечеству, что культура как и интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но все в большей степени – материального производства. Все качества техногенной цивилизации, чье рождение было отмечено чуть более трехсот лет назад, смогли проявиться в полной мере именно в ХХ столетии.

В это время цивилизационные процессы были максимально динамичны и имели определяющее значение для культуры.

Западная культура XX в., основанная на предпринимательстве, исключительно мобильна и динамична. В общественном сознании XX в. появляются новые взгляды и течения, среди которых теоретически оформляются следующие:

фрейдизм - общее обозначение школ и теорий, стремящихся применить психологическое учение австрийского философа 3. Фрейда;

феноменология - наука об исследовании сознания, согласно результатам которой достоверность теоретических предположений основывается на опыте самого сознания;

экзистенциализм - поставивший в качестве исследования сугубо человеческие проблемы, связанные с бытием личности в ее специфичности.

Начало XX вв. ознаменовался второй научно-технической революцией (НТР), давшей миру телефон, телеграф, радио, электричество, самолет, автомобиль, конвейерную систему производства и другие достижения науки в техники. Безусловно, все эти и другие технические новшества оказали влияние на социально-экономическое развитие человеческого общества и его культуру.
Вторая НТР обусловила существенные изменения в материально-технической базе капиталистического общества, приведшие к переходу капитализма свободной конкуренции к монополистическому.

Определите общие и специфические черты развития стран Восточной Европы. В чем их отличие от западноевропейских моделей устройства общества?

Общие черты:

• Получали влияние как с Запада, так и с восточной стороны – от России

• С установлением СССР попали в зону влияния СССР

• В восточноевропейских странах были созданы основы тоталитарных режимов

• Во время войны почти все восточноевропейские страны оказались оккупированы фашистами

• Фактически во всех восточноевропейских странах коммунистические режимы были ликвидированы в одно время – в 80-90е – проходили демократические революции

• В итоге демократические режимы были восстановлены, многопартийность возвращена

• Большая часть стран выбрали западный путь развития, стандартизировались и вошли или еще пытаются войти в ЕС

Специфические черты развития:

• ГДР – половину 20 века эта часть Германии жила отдельно, не имела доступа к дому с другой стороны Берлинской стены, находилась в ужасе и у восточных немцев сформировалась иная культура.

• Польша – тоже была разделена (а точнее поделена), в ней сформировалась особенная культура – по духу страна западная, но ей постоянно приходится доказывать это

• Балканы (Сербия, Болгария, Албания) — после падения коммунистических режимов в балканских странах появилась тенденция к территориальным конфликтам, и поэтому часть стран стремятся к западному образу жизни, а часть – к пророссийскому.

Отличие от западноевропейских моделей устройства общества:

• Другая политическая культура

• В культуре есть некоторая патриархальность

• В политической системе в этих странах распространена коррупция, кулуарное решение вопросов и режимы в них нельзя до конца назвать демократическими

Читайте также: