Тридцатые годы как продолжение и одновременно противоположность 1920 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Тридцатые годы – продолжение гонений на русский народ, начавшихся в 1917 оголтелом году. Русская литература в это время переживает тяжелейшие времена, вовсю действует РАПП (создан в 1925 г.) – так называемая Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили: Леопольд Лейбович Авербах (1903 – 1937), Дмитрий Андреевич Фурманов (настоящая фамилия Фурман) (1891 – 1926), Юрий Натанович Либединский (фамилия по отцу Либерович) (1898 – 1959), Владимир Михайлович Киршон (1902 – 1938), Александр Александрович Фадеев (1901 – 1956), Владимир Петрович Ставский (настоящая фамилия Кирпичников) (1900 – 1943), Владимир Владимирович Ермилов (1904 – 1965).

В 1930 году застрелился Владимир Владимирович Маяковский (1893 – 1930), но сегодня факт самоубийства ставится под сомнение. Правда, из самих рапповцев были расстреляны Л. Л. Авербах и В. М. Киршон.

На глазах всего мира происходила чудовищная идеологическая схватка, становившаяся смертельной. Гонения не просто продолжались, происходили расстрелы русских писателей.

В 1937 году расстреляны поэты:

Борис Александрович Васильев (поэт, востоковед) (1899 – 1937),

Павел Николаевич Васильев (1909 – 1937),

Игнатий Семенович Дворчанин (1895 – 1937),

Георгий Николаевич Денисов (1893 – 1937),

Николай Николаевич Зарудин (1899 – 1937),

Николай Алексеевич Клюев (1884 – 1937),

Сергей Антонович Клычков (1889 – 1937),

Александр Захарьевич Кубалов (1871 – 1937),

Николай Макарович Олейников (1898 – 1937),

Всеволод Алексеевич Харузин (1909 – 1937).

В следующем, 1938 году расстреляны поэты:

Георгий Андреевич Вяткин (1885 – 1938),

Вивиан Азарьевич Итин (1894 – 1938),

Борис Петрович Корнилов (1907 – 1938),

Дмитрий Александрович Крючков (1887 – 1938),

Пётр Васильевич Орешин (1887 – 1938),

Борис Андреевич Пильняк (настоящая немецкая фамилия Вогау) (1894 – 1938),

На планете мимо пашен
И во все её концы
Ходят наши и не наши,
Ходят дети и отцы. [5].

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А.Белый, В.Ходасевич, И.Бунин, Д.Мережковский, А.Ахматова, М. Цветаева, О.Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве

Русская эмигрантская сатира, ее направленность

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).


  • определяет идейно-тематическое содержание произведения;

  • раскрывает особенности изображения российской действительности;

  • раскрывает поднятые автором проблемы;

  • отмечает роль сюжетно-композиционных элементов;

  • выражает собственное отношение к прочитанному;

  • оценивает созданную Замятиным модель цивилизации будущего;

  • раскрывает смысл названия произведения;

  • используя текст произведения, аргументирует свое отношение к прочитанному;

  • определяет элементы сатиры в романе; значение литературных реминисценций;

  • знает содержание рассказов;

  • объясняет значение сатирических элементов;

  • раскрывает авторскую позицию (ведет диалог);

  • делает выводы об идейном замысле писателя;

Новая волна поэтов: лирические стихотворения

Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А.Прокофьева, Я.Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А.Твардовского, И. Сельвинского.

Тема коллективизации в литературе. Первый съезд Союза писателей СССР.


  • составляет план лекции учителя, принимает участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по истории и литературе;

  • самостоятельно готовит выступления о творчестве писателей данного периода;

  • раскрывает важнейшие закономерности развития литературного процесса в период становления тоталитаризма, выявляет эстетические и политические предпосылки формирования монистической концепции литературы;

  • комментирует произведения разных видов искусства, отразивших эпоху 30-х годов ХХ века;

Жизнь и творчество. (Обзор)

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Для внеклассного и семейного чтения.

Жизнь и творчество (Обзор)

(Изучается один из романов — по выбору.)

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе. Понятие о реминисценции, негативе, кальке. Понятие исторического реквизита. Сатира, юмор, буффонада, бурлеск, фарс, гротеск.

Межлитературные связи. Традиции И.В.Гете, Э.Т.А.Гофмана, Н.В.Гоголя в романе.

Межпредметные связи. История и краеведение. Личные и творческие связи М.Булгакова с Киевом. Украинская культура. Вертеп.

Для внеклассного и семейного чтения.

Жизнь и творчество. (Обзор)

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в

Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы. Реминисценция. Античная мифология. Полифонизм. Интонация стиха. Цветопись стиха (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия). Поэтическая риторика, эллипсис, ассонанс, синтаксический параллелизм, звукопись, лирический цикл.

Для внеклассного и семейного чтения.

Жизнь и творчество. (Обзор)

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий). Символизм, акмеизм, метафора, эпитет.

Специально для учителя литературы. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по литературе.


ВОЙТИК В. Н. Урок "Лирика А. Т. Твардовского" РЯиЛ 2019-12 .


ПИСАРИК О. Д. Урок "А. Платонов. "На заре туманной юности"" РЯиЛ 2019-10 .

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение на тему Литература двадцатых - тридцатых годов ХХ века.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


В юбилейный, 1927 год, отвечая на вопросы журнала "Смена", попросившего назвать десять лучших произведений советской литературы, появившихся за десятилетие после Октября, А. В. Луначарский назвал первыми А. С. Серафимовича "Железный поток" и Д. А. Фурманова "Чапаев", да еще можно теперь прибавить Н. Островского "Как закалялась сталь". Эти книги являются прекрасными памятниками истории революции, отражающими саму героическую музыку времени. "Чапаев" и "Железный поток" пришли к читателям уже в первой половине 20-х годов, по свежим следам событий, положенных в основу романа и повести. "Как закалялась сталь" вышла спустя десятилетие, но и в этой книге речь идет о том же неповторимом времени рождения на развалинах старого мира нового общества и человека, подлинного хозяина своей страны и творца своей судьбы. В основании фурмановского романа - эпизоды жизни и борьбы знаменитой 25-й Чапаевской дивизии, сражавшейся во время гражданской войны на колчаковском фронте. Фурманов в марте-августе 1919 года был комиссаром в этой дивизии, и описанный в романе путь чапаевцев от казачьей Таловки до Уральска был знаком ему не понаслышке. Более того, в силу своего должностного положения и благодаря дружбе с Чапаевым будущий автор, в отличие от рядового участника боев, мог судить о происходящем, зная как общую обстановку, так и в какой-то мере планы командования. Но "Чапаев" не может быть отнесен только к документальной прозе. Это и художественная летопись становления человека, самовоспитания и укрепления личности. Рядом с реальными, действующими под собственной фамилией Чапаевым, его порученцем Петькой Исаевым, комиссаром 22-й дивизии Андреевым, на страницах романа живут легко угадывающиеся персонажи под вымышленными фамилиями. Роман открывается подробным описанием формирования рабочего отряда ивановознесенцев, их прибытия в Самару и дальше - в уральские степи. Это подводит читателя к взаимоотношениям двух центральных героев, Чапаева и Клычкова. За каждым из героев гтоят определенные социальные силы. Чапаев - плоть от плоти эусский крестьянин с его вековой мечтой о лучшей доле, о скорейшем решении вопроса о земле. Клычков - полномочный (представитель пролетариев, вносящих "сознательность" в геро-|ическую стихию полупартизанщины. Клычков олицетворяет направляющее партийное начало, пытается "обуздать" сотканного из противоречий "Чапая". Чапаев в романе Фурманова - "лицо собирательное и для определенного периода очень характерное". В повести Серафимовича "Железный поток" Кожух старается обуздать анархистов и народную вольницу, он понимает, что его "армии-народу" не выжить без строжайшей дисциплины. Автор показывает "народного предводителя", выросшего за время пути в сознательного и идейного руководителя, спасшего людей, сумевшего сделать невозможное - провести народ по тылам хорошо вооруженных и обученных белогвардейцев, сплотив вокруг себя массы, поставив задачу соединиться с основными силами красных на юге. Очень драматичным был этот путь, незабываема картина горя молодой матери, потерявшей горячо любимое дитя. С юмором описана сцена с самоваром бабы Гарпины. И лучшим признанием "громады" было ликование и чествование Кожуха: "Сотни дюжих рук сволокли его (Кожуха) и стали отчаянно кидать. Кожух высоко взлетал, падал, скрывался в руках, опять взлетал - и степь, и небо, и люди шли колесом. "Пропал - всю требуху, сукины сыны, вывернут!" А от края до края потрясающе гремело: - Уррра-а-а-а-а нашему батькови. " Роман Николая Островского "Как закалялась сталь" показывает путь человека в революцию. Павел Корчагин - молоденький паренек, бесшабашно проводящий время, постепенно под влиянием коммуниста Жухрая становится сознательным борцом партии. Ярко дана картина строительства Боярской узкоколейки, когда молодежь проверялась трудом и голодом, некоторые не выдерживали, спасая свои жизни, кидали на стол комсомольские билеты. Павел выдержал многое. Слепота и неподвижность - последствия тяжелого ранения не заставили его уйти из строя. Он только меняет орудие труда. Вначале сабля и пистолет бойца-буденновца, лопата-трудоармейка, теперь - ручка и бумага писателя. Он становится летописцем сурового и прекрасного времени. Роман "Как закалялась сталь" был настольной книгой того поколения, которое позже победило фашизм. Связь времен очевидна. Эта книга и сейчас может многое сказать молодому поколению.

Сочинение на тему Литература двадцатых - тридцатых годов ХХ века Стр. 1

Сочинение на тему Литература двадцатых - тридцатых годов ХХ века Стр. 2

Читайте также: