Какие существуют основные типы величин в программировании информатика 9 класс кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вам уже известно, что всякий алгоритм составляется для конкретного исполнителя. Сейчас в качестве исполнителя мы будем рассматривать компьютер, оснащенный системой программирования на определенном языке.

Компьютер-исполнитель работает с определенными данными по определенной программе. Программа – это алгоритм записанный на каком-либо языке программирования. Данные – это множество величин.

Компьютер работает с информацией, хранящейся в его памяти. Отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и пр.) называется величиной .

Величины в программировании, как и в математике, делятся на переменные и константы . Значение константы остается неизменной в течении всей программы, значение переменной величины может изменяться.

Существуют три основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический. Тип данных характеризует внутреннее представление, множество допустимых значений для этих данных, а также совокупность операций над ними. В зависимости от типа переменной в памяти компьютера будет выделена определенная область.

Наглядно переменную можно представить как коробочку, в которую можно положить на хранение что-либо. Имя переменной – это надпись на коробочке, значение – это то, что хранится в ней в данный момент, а тип переменной говорит о том, что допустимо класть в эту коробочку.

Всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен.

Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм работы с величинами, обычно, составляется из следующих команд:

Значения переменным задаются с помощью оператора присваивания . Команда присваивания – одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. При присваивании переменной какого-либо значения старое значение переменной стирается и она получает новое значение.

Если до выполнения этой команды содержимое ячеек, соответствующих переменным x, y, z, было таким:

Компьютер работает с информацией.
Информация, обрабатываемая компьютерной программой, называется данными.

Величина - это отдельный информационный объект, отдельная еденица данных.

Команды в компьютерной программе определяют действия,выполняемые над величинами.
Существует три основных типа величин, с которыми

работает компьютер: числовой, символьный и логический.

Основными характеристиками величин являются имя , значение, вид и тип .

Конкретное обозначение величины называют ИМЕНЕМ.

ИМЯ величины состоит из одной или нескольких латинских букв, цифр, других знаков.
Заглавные и строчные буквы в именах величин считаются одинаковыми, вначале всегда пишется буква.

Например: А, DR, t45, q1$, massa1.

Конкретное данное, которому равна величина в каждый момент времени,
называют значением .

ЗНАЧЕНИЕ величины может быть представлено числом, каким-либо текстом или арифметическим выражением.

Например: 5, -12.89,"новость", "**,**", 5+45*a-b/3

Запятая в десятичных дробях заменяется точкой. Текст - это любой набор знаков, взятый в кавычки.
Можно использовать скобки. Количество открытых и закрытых скобок должно быть одинаково.


Знаки арифметического действия в значениях величин заменяются:

Математика

Информатика

Пример

возведение в степен ь

ВИДЫ ВЕЛИЧИН

ПОСТОЯННЫЕ

ПЕРЕМЕННЫЕ

значения таких величин не меняются
в процессе исполнения алгоритма

значения таких величин могут изменяться
при выполнении алгоритма

21.5 ; -1000 ; " ОИиВТ "

a, b14 , summa8 , d$

Типы величин

ТИП

Значения величин

ПРИМЕРЫ

Значения целых величин - целые числа

значения вещественных величин -
действительные числа

2.5 ; -31.78 ; a ; b ; 21+32*a

символьный
(литерный или строковый)

значения символьных величин - набор символов (текст), взятый в кавычки.

После имен символьных величин ставится
знак $ ( символьное).

значений таких величин всего два:

Главными элементами любой программы являются переменные, константы (постоянные) и операторы.
Переменная - это одна или несколько ячеек оперативной памяти. Переменной сопоставляется целый набор характеристик. Одним из основных атрибутов является имя переменной. Но для имени имеются специальные условия: в имени нужно использовать только буквы латинского алфавита, имеется максимальная длина имени. Второй характеристикой переменной является ее значение. Но содержимое ячейки может
меняться во время работы, поэтому переменная и называется переменной, множество допустимых значений определяют тип переменной.
Константа отличается от переменной тем, что ее значение не может быть изменено.
Система команд. Всякий алгоритм строится исходя из системы команд исполнителя, для которого он предназначен. Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм работы с величинами составляется из следующих команд: присваивание, ввод, обращение к вспомогательному алгоритму, цикл, ветвление.

Кравчук Настя (Tuesday, 25 November 2014 14:37)

Алексеев Дмитрий (Tuesday, 25 November 2014 16:25)

Карельский Игорь (Tuesday, 25 November 2014 17:17)

Корольков Дмитрий (Wednesday, 26 November 2014 13:01)

Куц София (Wednesday, 26 November 2014 14:01)

Сергей (Sunday, 30 November 2014 17:22)

юра (Monday, 01 December 2014 14:26)

Симбирёва Ира (Saturday, 06 December 2014 15:40)

Тема 6. Величины, их типы и свойства. Среда Lazarus.

I. Информатика, математика, физика и другие науки используют величины.

В еличина - это количественное выражение значения свойства объекта (Википедия).

Примерами величин в информатике является:

  • ширина и высота окна,
  • надпись на кнопке,
  • расположение кнопки на форме и др.
  • цвет фона окна.

Примерами величин в математике есть:

  • длина и ширина прямоугольника,
  • его площадь,
  • мера угла и др.

Примеры величин в физике:

  • время, скорость,длина пути,
  • плотность вещества и др.

Величины делятся на переменные и постоянные (константы).

1.Величину, значение которой не меняется, называют постоянной , или константой .

Примером математической константы являются, например число π

2. Величину, которая в разные моменты времени может принимать различные значения, называется переменной .


II. Все действия в программировании выполняются над определенными величинами (данными).

Переменная представляет собой зарезервированное место в оперативной памяти (одна или несколько ячеек) для временного хранения данных. Адресом всего участка есть адрес первой ячейки.

  • Все ячейки оперативной памяти имеют адреса (например, от 0 до 33 554 431 адреса для оперативной памяти объемом 32Мбайта). Именно по этим адресам рассылается и отыскивается нужная информация для процессора.
  • Поскольку с числовыми адресами ячеек работать неудобно, возникло понятие переменной.

Переменная характеризуется такими свойствами:

  • Именем. Каждая переменная имеет собственноеимя. После того как переменной присвоено значение, вы можете в программе вместо самого значения использовать эту переменную.Имя - это символьный адрес участка оперативной памяти;

Для того чтобы сделать ваши переменные более наглядными и простыми для чтения, рекомендуется давать им имена, имеющие определенное смысловое значение. Существует несколько правил задания имен переменных:

  • имя переменной может содержать любые буквы, цифры и символ подчеркивания;
  • первый символ в имени переменной должен быть буквой или символом подчеркивания;
  • в имени переменной должны отсутствовать пробелы и знаки пунктуации;
  • имя должно быть уникальным внутри области видимости;
  • имя не должно являться ключевым словом, например, Const.
  • Текущим значением - содержанием ячеек памяти. Во время выполнения программы значение переменной можно изменить ;
  • Типом - диапазоном возможных значений участков оперативной памяти.

Тип переменной определяет, какие значения может принимать эта переменная, какие операции над ней можно выполнять и уча­сток памяти какого размера программа выделит для хранения значения этой переменной

Данные хранятся в памяти компьютера и могут быть самых разных типов:

  • целые и действительные числа,
  • символы,
  • строки,
  • массивы.

Числовые величины - это величины, которые могут принимать значения из некоторых числовых множеств.

Логические величины могут принимать только одного из двух значений: True (истина) или False (ложь).

Величины с текстовыми значениями могут иметь символьные или строчные типы:

  • символьные величины могут принимать значения из некоторого множества символов, и каждое значение может содержать только один символ.
  • строчные величины - это величины, которые могут принимать значения из некоторого множества последовательностей символов, в частности, слов или наборов слов.

Тип величины - это совокупность множества допустимых значений и операций, которые разрешается выполнять над этими значениями.

Тип величины определяет объем памяти, необходимый для хранения ее значений, а также структуру данных.
Тип величины характеризует как постоянные, так и переменные величины.

В Lazarus каждая переменная перед использованием должна быть описана (объявлена). При объявлении переменной задается ее имя и тип. В оперативной памяти выделяется место для хранения переменной. Типы переменных, используемых в процедуре, указываются после ключевого слова var (англ. variable - переменная) в строке, которая находится между строкой заголовка процедуры и строкой со словом begin Эта строка называется строкой объявления переменных. Для описание переменных используется служебного слова var.

Общий вид строки объявления переменных такой: Var имя_переменной: тип переменной;

Для описания констант языке программирования Objeсt Pascal используют служебное слово Const.

Выше текста составленных процедур находится еще одна строка var. В этой строке указано имя одной переменной Forml типа TForm .


Эта переменная соответствует форме, которая используется в проекте. В этой строке указываются имена и типы тех переменных, которые являются доступными в любой части программы. Такие переменные называются глобальными. В отличие от глобальных переменных, те переменные, имена и типы которых объявлены в строке заголовка процедуры и в строке var в тексте определенной процедуры, доступны только командам этой процедуры. Такие переменные называются локальными. О локальных и глобальных переменных поговорим детальнее в следующих пунктах.

Объектам, которые мы размещаем на форме, также соответствуют переменные, имена которых совпадают с именами соответствующих объектов, например Buttonl, Editl.

Каждая из этих переменных тоже имеет свой тип, например переменная Buttonl имеет тип TButton, а переменная Editl - тип TEdit.

Имена и типы этих переменных среда разработки вносит в текст проекта автоматически в раздел type (англ. type -тип) .

III. Числовые величины

Целочисленный тип данных

Целочисленные типы данных могут занимать в памяти компьютера один, два или четыре байта.



Для преобразования текстового представления целого числа в само целое число используется функция StrToInt (англ. string to integer - строка в целое число), а для обратного преобразования - функция IntToStr .

Действительный тип данных
Внутреннее представление действительного числа в памяти компьютера отличается от представления целого числа. Действительное число представлено в экспоненциальной форме mE ^ p, где:

  • m - мантисса (целое или дробное число с десятичной точкой),
  • р - порядок (целое число).

Чтобы перейти от экспоненциальной формы к обычному представление числа, необходимо мантиссу умножить на десять в степени (порядок).
Действительное число может занимать от 4 до 10 байтов.

Пример описания действительных переменных:
Var r1, r2: real; d: double;


Операции и выражения

Выражение задает порядок выполнения действий над данными и состоит из операндов (констант, переменных, обращений к функциям), круглых скобок и знаков операций.
Например: A + B * sin (x).
В таблице представлены основные алгебраические операторы языка программирования Object Pascal

Операторы целочисленной арифметики DIV и MOD применяются только к целочисленным операндам.
DIV позволяет получать целую часть результата деления одного числа на другое.
Например, 15 DIV 7 = 2 .
Оператор MOD получает остаток от деления одного числа на другое.
Например: 15 MOD 7 = 1

Для задания нужного порядка выполнения операций в выражении можно использовать скобки.

Стандартные функции
В языке определены стандартные функции. Некоторые арифметические функции представлены в таблице ниже.

Величина угла тригонометрических функций должна быть выражена в радианах.
Для преобразования величины угла из градусов в радианы используется формула:
(α * 3,1415256) / 180 , где α - величина угла в градусах, 3.1415256 - число π.
Вместо константы 3.1415256 можно использовать стандартную именуемую константу PI.

Функции преобразования

Функции преобразования типов часто используются при вводе и выводе информации
Например, для того чтобы вывести в поле вывода (компонент Label) диалогового окна значение переменной Real, необходимо преобразовать число в строку символов, изображающий данное число. Это можно сделать с помощью функции FloatToStr, которая возвращает строчное представление значения выражения, указанного в качестве параметра функции.

Основные функции преобразования типов



Пример использования преобразования типов в проекте.

Создадим такую процедуру TForml.ButtonlClick - обработчик события OnClick , исполнение которой дает возможность установить произвольный цвет окна и увеличить его высоту на произвольное целое количество пикселей, изменять положение кнопки относительно верхней и левой границ формы.

Для этого нужно:

  1. Разместить на форме четыре поля:
    • первое для ввода значения цвета окна,
    • второе для ввода заголовка окна формы;
    • третье для ввода количества пикселей свойства left кнопки;
    • четвертое для ввода количества пикселей свойства top кнопки.

2. Изменить значение свойства Text этих полей на ‘’ (пустой текст).

3. Разместить слева от каждого поля надпись, изменить значение свойства надписей Caption :

  • первой- на Цвет формы;
  • второй - на заголовок окна формы;
  • третьей - на количество пикселей свойства left кнопки;
  • четвертой – на количество пикселей свойства top кнопки.

4. Разместить на форме в правом нижнем углу кнопку, изменить значение ее свойства Caption на Изменить.

5. Создать заготовку процедуры TForml.ButtonlClick, которая будет выполняться после выбора кнопки.

6. Ввести текст процедуры TForml.ButtonlClick:

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

form1.Color:=StringToColor(edit1.text); //меняем цвет формы

form 1. Caption := edit 2. text ; //Значения свойств изменились

button 1. left := StrToInt ( edit 3. text ); //меняем положение кнопки относительно левого края окна формы

button 1. top := StrToInt ( edit 4. text ); //меняем положение кнопки относительно верхнего края окна формы

После запуска проекта откроется окно его исполнения. В соответствующие поля нужно ввести нужные значения цвета формы, например clRed, и т.д . После чего выбрать кнопку Изменить.

Анализ выполнения программного кода:


1. После выбора кнопки наступит событие OnClick, а следовательно, запустится на исполнение процедура TForml.ButtonlClick - обработчик события OnClick.
2. При выполнении первой команды процедуры текст, который будет введен в первое поле и станет значением свойства Text этого поля, будет преобразован в обозначение цвета (с использованием функции StringToColor (амер. string to color - строка в цвет)) и присвоен свойству Color формы, в результате чего цвет формы станет заданным.
3. Несмотря на то что в третье и четвертое поля ввода будут введены числа, программа будет воспринимать числа как текст. Поэтому нужно, сначала преобразовать этот текст в целое число. Для этого используется функция StrToInt (англ. string to integer -строка в целое).

Таким образом, при каждом запуске проекта на исполнение или перед каждым выбором кнопки можно вводить в поля разные значения, достигая тем самым установки нужного цвета окна и увеличения его высоты.

ОТВЕТЫ Решебник — ГДЗ Инфо рматика — §9.Алгоритмы работы с величинами , Семакин 9 класс

Вопросы и задания
1. Что такое величина? Чем отличаются переменные и постоянные величины?
2. Чем определяется значение величины?
3. Какие существуют основные типы величин в программировании?
4. Как записывается команда присваивания?
5. Что такое ввод? Как записывается команда ввода?
6. Что такое вывод? Как записывается команда вывода?
7. В схематическом виде (как это сделано в параграфе) отразите изменения значений в ячейках, соответствующих переменным А и B, в ходе последовательного выполнения команд присваивания:
ГДЗ Информатика 9 класс Семакин - Алгоритмы работы с величинами

8. Вместо многоточия впишите в алгоритм несколько команд присваивания, в результате чего должен получиться алгоритм возведения в четвертую степень введенного числа (дополнительные переменные не использовать):
ввод А … вывод А

Ответы на вопросы параграф 9 из учебника Семакина 9 класс

1. Величина в информатике – это отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).
Величины делятся на:
Постоянные – значения указываются в тексте алгоритма и не меняются в процессе его исполнения.
Переменные – значения меняются в процессе исполнения алгоритма.

2. Значение величины — это информация, хранимая в этом поле памяти.

3. при составлении алгоритмов используют величины целого, вещественного, логического, символьного и литерного типов.

4. Команда присваивания — одна из основных команд в алгоритмах работы с величинами. Записывать ее мы будем так:

А : =В — правильно

5. Значения переменных, являющихся исходными данными решаемой задачи, как правило, задаются вводом. Команда ввода в описаниях алгоритмов выглядит так:

ввод А, Б, С

6. Результаты решения задачи сообщаются компьютером пользователю путем выполнения команды вывода.

Команда вывода в алгоритмах записывается так:

вывод X1, Х2

Литература: Учебник:Информатика, 9 класс. ФГОС Автор: И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова.

Читайте также: