Основы педагогического контроля в высшей школе тест

Обновлено: 05.07.2024

Педагогический контроль - система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения того или иного учебного предмета.

К контролю знаний ставят следующие требования: 1.объективность - создание условий, при которых бы максимально точно выявлялись знания студентов, выдвижение к ним единых требований, справедливое отношение к каждому; 2.обоснованность оценок - их аргументация; 3. систематичность - как важный психологический фактор, способствующий формированию таких качеств, как организованность и дисциплинированность; формирует настойчивость и направленность на достижение цели;

Функции педагогического контроля

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция: контроль - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

Формы педагогического контроля

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля - показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль - это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Промежуточный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

Заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

Оценка и отметкаОценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка - способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Преподаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при пересдаче, доучивании.




Отметка - численный аналог оценки. При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций: "отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. "Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках "Удовлетворительно" - за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения. "Неудовлетворительно" - за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.

Педагогический контроль - система проверки результатов обучения и воспитания студентов. Главная цель контроля состоит в определении качества усвоения учебного материала, степени соответствия сформированных умений и навыков целям и задачам обучения того или иного учебного предмета.

К контролю знаний ставят следующие требования: 1.объективность - создание условий, при которых бы максимально точно выявлялись знания студентов, выдвижение к ним единых требований, справедливое отношение к каждому; 2.обоснованность оценок - их аргументация; 3. систематичность - как важный психологический фактор, способствующий формированию таких качеств, как организованность и дисциплинированность; формирует настойчивость и направленность на достижение цели;

Функции педагогического контроля

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Диагностическая функция: контроль - это процесс выявления уровня знаний, умений, навыков, оценка реального поведения студентов.

Обучающая функция контроля проявляется в активизации работы по усвоению учебного материала.

Воспитательная функция: наличие системы контроля дисциплинирует, организует и направляет деятельность студентов, помогает выявить пробелы в знаниях, особенности личности, устранить эти пробелы, формирует творческое отношение к предмету и стремление развить свои способности.

В учебно-воспитательном процессе все три функции тесно взаимосвязаны и переплетены, но есть и формы контроля, когда одна, ведущая функция превалирует над остальными.

Зачеты, экзамены, коллоквиумы, тестирование выполняют преимущественно диагностическую функцию контроля. При применении программированного контроля проявляется его обучающая и контролирующая функции.

Формы педагогического контроля

Систему контроля образуют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменные контрольные, рефераты, коллоквиумы, семинары, курсовые, лабораторные контрольные работы, проектные работы, дневниковые записи, журналы наблюдений. Каждая из форм имеет свои особенности.

Во время устного опроса контролируются не только знания, но тренируется устная речь, развивается педагогическое общение. Письменные работы позволяют документально установить уровень знания материала, но требуют от преподавателя больших затрат времени. Экзамены создают дополнительную нагрузку на психику студента. Курсовые и дипломные работы способствуют формированию творческой личности будущего специалиста. Умелое сочетание разных видов контроля - показатель уровня постановки учебного процесса в вузе и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени педагогический контроль делится на текущий, тематический, рубежный, итоговый, заключительный.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение (опрос, контрольные, задания, проверка данных самоконтроля).

Тематический контроль - это оценка результатов определенной темы или раздела программы.

Промежуточный контроль - проверка учебных достижений каждого студента перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение которого невозможно без усвоения предыдущей части.

Итоговый контроль - экзамен по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины, на котором выявляется способность студента к дальнейшей учебе. Итоговым контролем может быть и оценка результатов научно-исследовательской практики.

Заключительный контроль - госэкзамены, защита дипломной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной экзаменационной комиссией.

Оценка и отметкаОценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля. Оценка - способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует организации учебной деятельности. Преподаватель выясняет причину ошибок в ответе, подсказывает студенту, на что он должен обратить внимание при пересдаче, доучивании.

Отметка - численный аналог оценки. При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций: "отлично" ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме. В письменной работе не должно быть ошибок. "Хорошо" ставится за прочное знание предмета при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках "Удовлетворительно" - за знание предмета с заметными пробелами, неточностями, но такими, которые не служат препятствием для дальнейшего обучения. "Неудовлетворительно" - за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе либо в письменной работе.

Правильные ответы в тестах по педагогике обозначены " + "

1. К видам наказания в педагогике относятся:

+ а) моральное и словесное осуждение,

б) штрафы и взыскания,

в) лишение права на образование.

2 - тест. Развитие педагогики обусловлено:

а) чередой научно-технических революций в ХХ веке,

+ б) осознанной потребностью общества в формировании подрастающего поколения,

в) вниманием элиты к проблемам развития низших социальных слоев.

3. Педагогика – это наука о

а) воспитании ребенка в условиях образовательных учреждений,

+ б) образовании и воспитании человека, преимущественно в детстве и юности,

в) свободном формировании личности человека с рождения до старости.

4. Социальная педагогика – это наука

+ а) о воздействии социальной среды на формирование личности человека,

б) о воспитании ребенка в рамках системы образования,

в) о формах взаимодействия личности и общества.

5. Что собой представляет мировоззрение человека?

+ а) Система взглядов человека на окружающую действительность – природу и общество.

в) Оценка деятельности государства с точки зрения гражданина.

6. Предметом педагогики выступает

а) процесс обучения ребенка в образовательных учреждениях,

б) процесс общения педагога с учеником,

+ в) процесс формирования и развития личности в ходе ее обучения и воспитания.

7. Социализация – это

+ а) процесс вхождения индивида в социальную среду путем овладения социальными нормами,

б) процесс обучения учащихся в дошкольных и школьных образовательных учреждениях,

в) процесс непрерывного образования индивида в течение его жизни.

8. Метод воспитания – это

а) способ стимулирования развития воспитуемого путем предъявления ему эталона,

б) актуальный для определенного возраста способ формирования знаний, умений и навыков,

+ в) способ воздействия на сознание, волю и чувства воспитуемого с целью выработки у него определенных убеждений.

9. Наказание – это

+ а) метод педагогического воздействия, предупреждающий нежелательные поступки,

б) метод выявления пороков развития личности,

в) основной метод воспитания и развития личности.

10. Личность в педагогике выражается совокупностью

а) знаний, умений и навыков,

+ б) социальных качеств, приобретенных индивидом,

в) биологических и социальных признаков.

а) предложен Вольтером для обозначения нового направления философии,

+ б) восходит к древнегреческому источнику,

в) был признан в XIX веке в связи с успехами возрастной психологии.

12. Источники дошкольной педагогики как науки – это

а) народные сказки и легенды,

б) нормативные акты в сфере дошкольного образования,

+ в) экспериментальные исследования и передовой педагогический опыт.

14. Предметом педагогики является

+ а) процесс формирования и развития личности в ходе ее обучения и воспитания,

б) формирование дидактического инструментария для обучения ребенка,

в) нормативно-правовая база, обеспечивающая непрерывное образование ребенка.

15. Образование – это

+ а) целенаправленный процесс воспитания и обучения,

б) процесс взаимодействия педагога и учащегося,

в) система государственных и муниципальных учреждений.

16. Педагогика как наука

а) сформировалась в Древней Греции в трудах Аристотеля,

б) сформировалась в ХХ веке после появления работ Выготского,

+ в) сформировалась в XVII веке в работах Коменского.

17. Дидактика – это раздел педагогики,

а) изучающий основы формирования личности в образовательном процессе,

+ б) рассматривающий вопросы обучения,

в) изучающий вопросы воспитания.

18. Государственные стандарты в педагогике – это

+ а) официальные, закрепленные документально требования, предъявляемые к содержанию образовательного процесса и его обеспечению,

б) максимальные показатели, к которым должны стремиться все учащиеся,

в) социально одобряемые результаты образовательной деятельности.

19. Ступени школьного образования в РФ включают

а) начальное, среднее и старшее образование,

+ б) начальное общее, основное общее и полное общее образование,

в) дошкольное, школьное и высшее образование.

20. Самообразование – это

+ а) процесс получения знаний и формирования умений и навыков, инициированный учащимся вне рамок системы образования в любом возрасте,

б) обучение учащихся на дому со сдачей экзаменов в учебном заведении,

в) подготовка к итоговой аттестации вне учебного заведения.

Тест № 21. Педагогический эксперимент –

а) самопроизвольное изменение педагогического процесса, мотивированное изменениями педагогических условий,

б) регистрация фактов в процессе обучения и воспитания,

+ в) контролируемое преобразование педагогического процесса для обоснования научной гипотезы.

22. К методам педагогического исследования относятся

а) порицание и моральное осуждение,

б) поощрение и награждение,

+ в) изучение педагогической практики.

23. Системно-деятельностный подход в педагогике связан с именами

+ а) Выготского, Эльконина, Давыдова,

б) Коменского, Бэкона,

в) Зимней, Краевского, Лебедева.

25. Формирующий эксперимент в педагогике

+а) требует специально разработанных заданий для проверки педагогической гипотезы,

б) проводится втайне от учащихся в обязательном порядке,

в) синонимичен естественному эксперименту.

26. Констатирующий эксперимент в педагогике

а) синонимичен формирующему,

б) направлен на обязательное изменение педагогических условий,

+в) связан с измерениями фактического состояния элементов образовательного процесса.

Тест. 27. Первые основополагающие исследования о возрастных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста проводили

+а) Пиаже, Выготский,

б) Бэкон, Коменский,

28. Теоретические основы развивающего обучения разрабатывали

а) Гальперин, Талызина,

+б) Блонский, Выготский,

в) Эльконин, Давыдов.

29. Игровая деятельность в младшем школьном возрасте

а) становится основной,

+б) остается важной, но вспомогательной,

30. Личностное общение становится ведущей деятельностью

+ а) в подростковом возрасте,

б) в младшем школьном возрасте,

в) в дошкольном возрасте.

31. Принципы обучения впервые сформулировал

32. В переводе с греческого педагогика означает

33. Система педагогических наук включает

+ а) дошкольную педагогику,

в) возрастную психологию.

34. В когнитивную составляющую самосознания входит

+ в) знание личности о себе.

Тест № 35. Личностные свойства, обусловленные социально, это

а) иерархические отношения,

+ б) ценностные отношения,

в) субъектно-объектные отношения.

36. Правило от легкого к трудному относится к принципу

+ а) систематичности и последовательности,

в) аргументированности и доказательности.

37. Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду деятельности – это

38. Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности – это

1. Система проверочной деятельности, направленная на оценку результатов обучения:

А) педагогическая деятельность

Б) педагогическая система

В) педагогический процесс

Г) педагогический контроль

2. Результат обучения, включающий знания, способы и приемы их приобретения:

3. К принципам контрольно-оценочной деятельности относится:

А) принцип наглядности

Б) принцип доступности

В) принцип иерархической организации

Г) принцип природосообразности

4. Анализ достижений учащихся осуществляется с целью:

А) текущего контроля

Б) индивидуализации обучения

В) корректировки деятельности учащихся и управления учебным процессом

Г) накопления оценок

5. Результат процесса самоконтроля за результатами обучения – это:

6. Сущность процесса контроля представляет:

7. Формы контроля результатов обучения химии бывают:

8. Учитывая логическое основание, исключите лишнее понятие. Формы контроля результатов обучения бывают:

9. Вид контроля результатов обучения:

10. К видам контроля результатов обучения нельзя отнести:

А) вводный контроль

Б) периодический контроль

В) рубежный контроль

Г) сплошной контроль

11. К методам контроля знаний учащихся относится:

А) письменный опрос

Б) метод поощрения

12. Метод устного опроса применяется в таких формах, как:

Г) самостоятельная работа

13. Предварительную проверку знаний, умений и навыков лучше проводить в виде:

А) письменных работ

Б) обобщающих бесед

В) экспериментально-контрольных уроков

14. Текущий контроль результатов обучения предполагает:

А) проверку знаний параллельно с изучением нового материала

Б) выяснение характера усвоения содержания всей темы

В) систематическую проверку и оценку результатов обучения по конкретной теме

Г) диагностику начального уровня знаний

15. Итоговый контроль бывает:

16. Условия, определяющие выбор видов и методов проверки знаний и умений учащихся:

А) содержание учебного материала

В) учебно-воспитательные задачи конкретной темы

Г) все ответы верны

17. Основой процесса оценивания служит:анализ

18. Оценка в процессе обучения – это:

А) констатация наличествующего уровня знаний

Б) качественное и количественное выражение учебной успешности школьника

В) результат процесса оценивания

Г) суждение о ходе и результатах обучения

19. Функция оценки:

20. Для установления численных аналогов оценочных суждений служит:

21. К этапам процесса тестирования нельзя отнести:

Б) интерпретацию результатов

В) корректировку результатов

Г) проведение тестирования

22. К положительным сторонам тестирования можно отнести:

Б) независимость от субъективной оценки учителя

В) оперативность проверки

23. Отличительным качеством мониторинга не является:

А) выявление причинных факторов

Б) постоянные наблюдения

24.Учитывая логическое основание, исключите лишнее понятие Достоинства традиционных контрольно-оценочных средств:

А) разработка не вызывают затруднений у педагогов

Б) опираются на обширную методическую базу

В) не требуют предварительных финансовых вложений

Г) имеют высокую эффективность в условиях массового обучения

25. Этический принцип тестирования в образовании:

А) принцип конфиденциальности

Б) принцип научности

В) принцип наглядности

Г) принцип системности

26. Знание – это:

А) Достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качества свойств объекта в сознании человека

Б) Понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и применять основные факты науки и теоретические обобщения

В) Проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека

Г) Все ответы верны

27. Учебное умение – это:

А) Способность выполнять какие-либо действия автоматически без элементарного контроля


формирование системного мышления, обоснование схем ООД, разрешение межпредметных и профессиональных ситуаций средствами учебной дисциплины

формирование профессиональных умений, умений общаться и взаимодействовать в процессе практической деятельности

формирование теоретического мышления будущего специалиста, обоснование ориентировочной основы его деятельности

формирование профессиональных уметши, умений общаться и взаимодействовать в процессе практической деятельности

круг знаний, который обретает каждый обучающийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей и потребностей

совокупность знаний, умениЙ, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, которыми должен овладеть студент

совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучающихся, развитие их способностей и интересов

способы взаимосвязанной деятельности педагога и учащиеся, направленной на достижение целей обучения, воспитание и развития

Читайте также: