Как защитить себя от манипуляций в процессе общения психология кратко

Обновлено: 17.05.2024

Тут раздается голос Психолога.

Часть I. Способы манипуляций.

11. Последовательность (Р. Чалдини). Манипулятор играет на желании людей быть последовательными в своем поведении. Жертва совершает казалось бы мелкие незначительные действия, незаметно приближаясь к навязываемому решению.

Часть II. Как противостоять манипуляциям?

Пример процедуры принятия решений в ситуациях, где возможны манипуляции:
Прежде чем обратиться к руководителю Посетитель должен быть ознакомлен с данными правилами.
Посетитель должен изложить свою просьбу в письменном виде.
Посетитель должен обосновать свою просьбу, предоставив следующие документы (указать какие именно).
Посетитель должен быть ознакомлен с критериями, которые могут способствовать принятию положительного решения (указать критерии).
После того, как будут представлены все необходимые документы, Посетителю следует назначить срок принятия решения.

Теперь - несколько советов по борьбе с конкретными приемами манипуляций, перечисленными в 1-й части данной статьи.

Последовательность.
Отказаться БЕЗ объяснения причин. Одно из проявлений стремления быть последовательным – желание человека обязательно аргументировать свои действия. Но вступление в дискуссию с манипулятором – это первая уступка ему. Поэтому можно вслед за бизнес-тренером Сергеем Озолем посоветовать последовать примеру профессора Преображенского из романа "Собачье сердце":
- Купите несколько журналов в пользу детей Германии по полтиннику за штуку.
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- А, полтинника жалко!
- Не жалко.
- А почему же не покупаете?!
- Не хочу.

Автор: Александр Соколов,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров, 2003 г.

защита от манипуляций

Добрая воля – это именно то, исходя из чего мы совершаем все свои поступки и действия. Но люди есть люди и совершенно не мудрено, что иногда, а то и довольно часто, некоторые прибегают к всевозможным уловкам и ухищрениям, желая добиться своего от нас или с нашей помощью. В психологии это называется манипулированием.

О манипуляциях мы уже говорили, в этот же раз сосредоточимся на том, что такое защита от манипуляции, предложим эффективные механизмы, позволяющие обезопасить себя и свою психику от чужого влияния в общении, как в повседневном, так и деловом.

Защита от манипуляций

Давление со стороны может обрушиться на нас, где угодно: в отношениях с родными и друзьями, на работе, дома или на улице при общении с совершенно незнакомыми людьми. Даже не преследуя серьезного злого умысла, так или иначе, другие могут хотеть от нас что-либо получить, совсем не задумываясь о нашем мнении или желании играть в чужую игру.

Вот несколько простых примеров возможных манипуляций в повседневной жизни:

  • По какой-то причине вы начинаете помогать знакомому, хотя час назад вовсе не собирались решать чужие проблемы.
  • После совещания с начальством вы почему-то занимаетесь не тем, что входит в круг ваших прямых обязанностей, и для вас это очень важно.
  • Поговорив с кем-то из родных по телефону, вы заходите в интернет-банк и отправляете этому человеку деньги, хотя знаете, что ваш бюджет строго ограничен.

Подобных ситуаций можно назвать еще немало, но каждая из них будет относиться к области психологического давления, и очень важно это давление не только замечать, но и пресекать. В противном случае вы только и будете служить на благо других людей, играть по чужим правилам, достигать чего угодно, но только не того, что нужно вам. Механизмы защиты от манипуляций помогут вам стать истинным хозяином своей жизни.

Как мы уже сказали, мы не станем рассматривать все многообразие ситуаций манипулирования и весь арсенал методов против него. В этой статье мы рассмотрим несколько общих ситуаций, связанных с манипуляциями, и расскажем, как удачно из них выходить. Все, о чем вы узнаете, послужит прекрасной защитой от манипуляций в деловой коммуникации и обычном общении.

Хорошим началом основной темы станет видео от кандидата психологических наук и психотерапевта Виктора Семенова, где он рассказывает, как общаться с манипуляторами.

Манипулятор давит на чувство вины

Чувство вины – это точка, излюбленная огромным количеством людей, начиная с родственников и заканчивая коллегами по работе. К примеру, ваш двоюродный брат, с которым вы общаетесь постольку-поскольку, может вдруг заявиться в 5 утра и попросить одолжить денег. А коллега, с которым вы работаете в одном отделе, может начать настаивать на том, чтобы вы сделали за него отчет перед Новым годом, т.к. у него появились ну-очень-срочные дела.

По большому счету, это можно назвать настоящим психологическим шантажом, но от влияния такого плана можно с успехом избавляться, и вот как это делается (запомните эти механизмы и почаще практикуйтесь):

Если вы изначально не давали никаких обещаний помочь, как коллега будет сдавать отчет – вообще не ваша проблема. Так прямо, конечно, говорить не стоит, иначе вы поддадитесь на провокацию и окажетесь в невыгодном положении, к тому же еще и нагрубите человеку, чего делать не нужно.

Поймите: человек в любом случае найдет выход из положения. Поэтому не нужно себя оправдывать несуществующими причинами или внезапными делами. Объяснения и оправдания – это удочка, на которую вас пытаются поймать. Ваша задача: доходчиво объяснить, что чужой отчет делать вы не будете (и не важно, почему) и как можно скорее прекратить беседу.

В этом случае манипулятор удивится, что ему не удалось перекинуть на вас свои хлопоты, но и никакого конфликта из этого не последует, т.к. вы правильно отреагировали. Когда вы соглашаетесь с манипулятором, и делаете это постоянно, ему будет очень сложно продолжать давить на вас.

Манипулятор задает риторические вопросы

Любая манипуляция – это чистой воды психология. И один из наиболее эффективных приемов психологического воздействия состоит в задавании риторических вопросов. Манипуляторы часто пользуются ими, чтобы вынудить жертву согласиться с их точкой зрения, что нередко можно заметить в спорах и ссорах.

Но что может быть опасного в риторических вопросах? А то, что во время спора или ссоры они втягивают человека в процесс на уровне эмоций. Если вопрос не подразумевает нормального адекватного ответа, он может вызвать обиду и даже гнев, после чего говорить об эмоциональном равновесии не имеет смысла.

Примеры распространенных риторических вопросов:

  • Ну разве можно быть таким непонятливым?
  • Что вы себе позволяете?
  • Ты вообще понимаешь, что сейчас говоришь?

Такие вопросы в ответе особо не нуждаются, и манипуляторы задают их ради одной цели – зацепить жертву эмоционально, чтобы управлять ей стало проще. Но если роль объекта манипуляции вас не устраивает, не нужно отмалчиваться или давать односложные ответы. Гораздо лучше перевести разговор в позитивное русло и попытаться прийти к компромиссу. Залогом решения многих проблем в общении зачастую служит конструктивный диалог, и это намного эффективнее, нежели молчание и прочие вещи, способные усугубить ситуацию.

Лучшая защита от манипуляции в деловой коммуникации и бытовом общении в случае с риторическими вопросами состоит в том, что нужно постараться вызвать у манипулятора смех. С чувством юмора можно дать вполне интересные ответы на риторические вопросы, например:

  • Таким непонятливым быть не только можно, но иногда и нужно!
  • Я позволяю себе многое, особенно когда речь заходит об игре в шахматы. Может, сыграем?
  • А вы не понимаете, что я говорю? У вас есть знакомый логопед?

С помощью остроумия можно незаметно повернуть ситуацию в выгодную для себя сторону, что позволит наладить нормальное общение. Но для этого нужно сохранять самообладание и осознанность. Это позволит не просто слушать, но слышать человека, понимать его мотивы и потребности и, конечно же, не давать собой управлять.

При массированной атаке защита от манипуляций должна быть более серьезной. Сам же прием манипуляции можно назвать традиционным для рабочих и деловых отношений, и в особенности касается тех, кто занимает руководящие и высокие посты (но заметим, что на массированной атаке строится деятельность множества компаний, занимающихся традиционной и интернет-торговлей, а также СМИ и PR-компаний).

способы защиты от манипуляций

Манипулятор использует прямую угрозу

Еще один известный прием манипуляции в общении. Он может быть эффективным, но сам по себе заведомо слаб, т.к. просто задевает распространенные человеческие страхи. Страх же, как известно, – очень сильная эмоция, быстро затуманивающая рассудок. Очень важно сохранять трезвость ума и определенную отстраненность от ситуации; самое главное – это понять, чего хочет добиться манипулятор, прямо вам угрожая.

Прямые угрозы в общении указывают, что человек чуть ли не в безвыходной ситуации, не знает, что делать дальше, и решить свою задачу без вас он не сможет. Исходя из этого, боритесь со страхом и не поддавайтесь ему, внимательно слушайте человека. Если есть необходимость, попробуйте найти компромиссный вариант и предложите его. Но принимать в любом случае нужно только самостоятельно решение.

Напомним, что мы рассказали лишь о некоторых часто встречающихся ситуациях манипулирования. Других случаев мы не будем касаться, т.к. хотим предложить несколько рекомендаций по защите от манипуляции в деловом общении и на повседневном уровне, применимых к большинству ситуаций вообще.

Простые приемы для защиты от манипуляций

Механизмы всех манипуляций основаны на психологии человека (точнее на знании ее особенностей), поэтому есть приемы универсальной защиты в принципе. Мы решили выделить следующие:

Как вы и сами заметили, защититься от манипуляций может любой человек, главное – определить манипуляцию и поставить цель ее пресечь, используя любой из вариантов. Но все же мы хотим познакомить вас с еще одним способом защиты. Он отличается тем, что воздействует на манипулятора на невербальном уровне. Состоит он из нескольких шагов (не обязательно последовательных):

Целенаправленное применение таких невербальных сигналов на подсознательном уровне будет замечено манипулятором, что может как сделать его действия менее эффективными, так и отбить у него желание манипулировать вообще. Вот интересный материал о 19 практических приемах защиты от манипуляций.

Манипуляции стали столь обычной и повседневной частью нашей жизни, что мы часто их не замечаем. Они подобны множеству птиц вокруг нас, которых мы не видим и о которых не думаем. Основная причина всех манипуляций лежит в вечном человеческом конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду. Возникает проблема доверия себе и доверия другим людям. Например, недоверие к себе побуждает искать поддержку у авторитетных лиц. Человек не пытается на совещании доказывать свою правоту, а ссылается на авторитеты и ищет поддержки у сильных.

Искусный игрок при помощи манипуляции постоянно стремится скрыть от других свою пустую карту. Игрок-манипулятор живет и действует обманом. Человек, однажды солгавший, не понимает, какую обузу он на себя взял. Ему придется солгать еще двадцать раз, чтобы поддержать свою первую ложь и затем выдавать ее за правду.

Манипулятор в своем стремлении управлять собой и окружающими не использует и малой доли тех возможностей, которые предоставляет ему жизнь. Вместо того чтобы искренне обрадоваться, он лишь кисло улыбается. Он ни за что не возьмет на себя ответственность за свои поступки и ошибки и будет поэтому бесконечно обвинять всех и каждого.

Способы обнаружения манипуляций: возможные индикаторы

Основными способами обнаружения манипуляций или их угрозы являются отслеживание за изменениями ситуации и анализ механизмов манипуляторного воздействия.

Отслеживание изменений ситуации позволяет обнаружить эффекты, которые составляют особенности манипуляции. Общим признаком наличия манипулятивных попыток могут являться нарушения баланса тех или иных переменных воздействия. Такими возможными несоответствиями могут быть:

  • Ненормативно частое появление или подчеркнуто явное проявление психических автоматизмов в поведении адресата воздействия.
  • Регрессия к инфантильным реакциям (плач, агрессия и т.п.)
  • Искусственно созданный дефицит времени.
  • Неожиданные изменения фоновых состояний: напряжение, агрессия, суетливость, раздражение, конфликт. Здесь особенно должны настораживать случаи неоправданных с точки зрения ситуации эмоциональных сдвигов.

Защита от манипуляции есть в первую очередь защита своей личности. К базовым защитным установкам от манипуляций относятся: уход, блокировка, управление, замирание, игнорирование.

Уход — увеличение дистанции с партнером, прерывание контактной игровой ситуации, что позволяет человеку вывести себя за пределы досягаемости влияния.

Блокировка — контроль воздействия за поведением партнера по общению путем выставления различных барьеров и преград на пути его уловок и манипуляций. Предельным выражением такой защиты является ограждение себя от воздействия посредством обороны.

Управление относится к активной форме защитных действий. Оно направлено на контроль характера влияния применением контрвоздействия и имеет цель ослабить или дестабилизировать партнера. Сюда же относится защитная по происхождению манипуляция. Предельным выражением управления является подчинение другого, активное управление им.

Замирание — контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение и сокращение подачи. Проявления: маскировка, обман, сокрытие чувств и мотивов, отказ от действий, чтобы не проявлять себя, не навлекать беду. Крайняя форма замирания — оцепенение, тревожная подавленность.

Игнорирование — контроль информации о партнере, наличии или характере угрозы с его стороны, ограничение по объему или искаженное восприятие.

Защита от манипуляций психических процессов

Наиболее универсальным защитным приемом является непредсказуемость.

Второй прием защиты на уровне психических процессов — задержка автоматических реакций. К примеру, разрываемый любопытством послушать пение сирен и сдерживаемый страхом оказаться их пленником и погибнуть, Одиссей нашел хитроумный способ заблокировать свой автоматизм, правда, не психологически, а вполне физическим образом: приказал привязать себя к мачте. Этот внешний способ совладания с собой может послужить аналогом и внутреннего совладания — задержки реакции на выходе.

Задержка возникающих реакций может проявиться в том, что люди будут действовать несколько осторожнее, чем обычно, или затрачивать больше времени для принятия решения. Это может проявляться как задержки с ответом, паузы и т.д.

Стратегии защиты от манипуляции

Обычно выделяется две стратегии защиты от манипуляции: установка на разрушение воздействия и на использование его в своих интересах.

Первая стратегия защиты реагирует на частное воздействие. Здесь возникает стремление тайное сделать явным, т.е. вскрыть намерение манипулятора и обозначить его цели неявного, замаскированного влияния. К этой же стратегии относится и противодействие психологическому давлению, и поиск такой силы, которая имеет преимущество перед ресурсами манипулятора.

Эго-защита

Эти приемы защищают личность от угрозы неприятного, искажая суть самой угрозы. Все они преследуют одну универсальную цель: препятствовать проявлению неприятных чувств и снижению тревожности. Они активизируют приемы, которыми человек защищает себя от внутренних и внешних напряжений, возникающих в связи с манипуляцией. К ним относятся отрицание, подавление, рационализация, реактивные образования.

Подавление — избегание реальности. Сущность подавления состоит в удалении информации, события или переживания из сознания и удержании его вне сознания. Подавление удаляет потенциально вызывающее тревожное событие, идею или восприятие из сознания, препятствуя таким образом возможному разрешению.

Рационализация — переопределение реальности. Это нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий. Мы используем рационализацию чаще всего, чтобы оправдать наше поведение. Она скрывает наши мотивы, делает наши действия морально приемлемыми.

Реактивные образования — обращение к реальности. Этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию. Это явная и обычно бессознательная инверсия желания.

Владимир Мордачев, доктор юридических наук, профессор кафедры права Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екaтepинбург)

Усвоенные в детстве правила поведения мешают распознать чужое влияние. Рассказываем, как не угодить в ловушку.

Такое поведение начальника — типичный пример манипуляции. Своим отношением он заставляет сотрудников, которые уходят вовремя, чувствовать себя ленивыми и недостойными успеха. Чтобы доказать, что это не так, подчинённые задерживаются на работе.

Манипуляторы влияют на наши эмоции, чтобы получить то, что им нужно. Например, заставить сотрудников работать лишний час бесплатно.

По мнению Смита, противостоять манипуляциям помогает навык ассертивности. Это способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственные действия и отвечать за их последствия. Смит разработал модель ассертивного поведения, которая состоит из 10 убеждений. Психотерапевт советует придерживаться их, чтобы не стать жертвой манипуляций.

1. Я имею право оценивать своё поведение и нести за него ответственность

Когда мы сомневаемся, что можем самостоятельно судить о собственных действиях и решать, что для нас правильно и важно, мы чувствуем незащищённость и начинаем искать некие универсальные правила, по которым можем жить. Этим пользуются манипуляторы, которые навязывают нам взгляды якобы более мудрых и авторитетных людей или выдуманные правила социальных структур. На деле они просто корректируют наше поведение, чтобы мы вели себя так, как им удобно.

— Ты неправильно воспитываешь детей. Я вырастила двоих, я лучше знаю.

2. Я имею право не оправдываться за своё поведение

С детства мы привыкли, что должны отчитываться за свои действия перед другими людьми. Родители, учителя, воспитатели решали, правильно мы поступаем или нет. Теперь мы выросли и сами несём ответственность за своё поведение. Мы больше не обязаны объяснять свои действия другим людям, чтобы получить их одобрение. Те, кто требует от нас оправданий, пытаются заставить нас чувствовать себя неловко.

— Почему ты не хочешь пойти на концерт?

3. Я имею право не брать на себя ответственность за проблемы других людей

Каждый из нас обеспечивает собственное благополучие. В наших силах помочь другому человеку советом или подтолкнуть его в нужном направлении, но мы не в состоянии сделать его счастливым, если он сам не готов нести ответственность за свою жизнь и учиться решать проблемы. Когда нам кажется, что у нас больше обязательств по отношению к другим людям или учреждением, чем к самим себе, окружающие спешат воспользоваться этим и навесить на нас свои сложности.

— Забери меня вечером из аэропорта.

4. Я имею право изменить своё мнение

Наше мнение относительно тех или иных вопросов меняется на протяжении жизни. Мы развиваемся, получаем новый опыт, анализируем разные точки зрения и выбираем лучшее для себя. Однако есть люди, которым некомфортны перемены, и они сопротивляются нашему новому выбору. Они вынуждают нас оправдывать наши новые убеждения и извиняться за старые, чтобы убедить нас в том, что с нами что‑то не так.

— Раньше ты любил сочные стейки, а теперь вдруг стал вегетарианцем.

5. Я имею право делать ошибки и отвечать за них

— Вы ошиблись в отчёте.

Когда мы забываем о своём праве не быть экспертом во всём на свете, мы становимся уязвимыми к манипуляциям. Окружающие спешат указать нам на наше незнание и заставляют думать, что мы некомпетентны, безответственны и не способны самостоятельно принимать решения. А значит, нас нужно контролировать.

— Как можно этого не знать!

7. Я имею право не зависеть от отношения ко мне других людей

Когда мы слишком заботимся о том, что о нас думают окружающие, мы загоняем себя в ловушку чужих мнений и предпочтений и забываем о том, что важно лично для нас. Мы болезненно реагируем на неодобрение и готовы жертвовать своими интересами, лишь бы вернуть чьё-то расположение. Другие люди могут использовать наш страх быть отвергнутыми и угрожать разлюбить нас, если мы не будем слушаться.

— Они считают тебя скучной, потому что ты не ходишь на вечеринки.

8. Я имею право принимать нелогичные решения

Бывает, что с помощью логики мы пытаемся объяснить весьма нелогичные вещи: желания, симпатии, ценности. Мы ищем весомые аргументы, чтобы оправдать свой выбор, и сомневаемся, когда таких не находим. В этот момент другие люди могут склонить нас к выгодному для себя решению, если подберут убедительные доводы.

— Думаю, тебе не стоит поступать в театральный. Среди актёров жёсткая конкуренция, к тому же им мало платят. Лучше поступай на юридический. Юристы всегда востребованны и хорошо зарабатывают.

— Догадайся сам, почему я расстроена!

Нам свойственно стремиться к совершенству. Мы воюем со своими слабостями и работаем над собой, чтобы стать лучше. Стоит на секунду остановиться, и мы уже чувствуем себя ленивыми и отстающими, виним себя за бесцельно потраченное время. В этот момент мы становимся уязвимы к чужому влиянию: окружающие указывают на нашу бездеятельность, чтобы пристыдить нас и заставить изменить своё поведение. Чтобы не поддаваться манипуляциям, позвольте себе иногда быть неидеальными.

— Хватит играть в компьютерные игры, лучше бы книги почитал!


Ассертивные убеждения помогают избавиться от усвоенных в детстве представлений и идей, которые заставляют нас чувствовать беспокойство, неловкость и вину за то, какие мы есть. Манипуляторам сложнее воздействовать на наши эмоции и контролировать наши поступки, когда мы принимаем на себя ответственность за собственное поведение и позволяем себе не зависеть от мнения окружающих.

Читайте также: