Третичная профилактика суицидального поведения на базе школы осуществляется кем

Обновлено: 05.07.2024

На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства среди молодежи. Причинами отклонений в их поведении являются отсутствие идеологии в обществе, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, увеличение числа разводов родителей, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. По данным официальной статистики от самоубийства ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству. Россия занимает одно из первых мест в мире по частоте суицидов среди детей и подростков.

Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день и считается “Убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Из этого следует, что главным “убийцей” подростков является суицид.

К сожалению, не все знают о кризисных центрах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки и взрослые зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях.

Перед образованием становятся новые цели. Приоритетной среди них является цель формирования, сохранения и развития психологически здорового ребёнка. Это включает в себя и профилактику суицидального риска. Предотвращение суицидального поведения учащихся для учителей, социального педагога, психолога и других работников школы является важной задачей, для решения которой необходимо:

- своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой;

- формирование с детьми и подростками более близких отношений путем доверительных бесед с искренним стремлением понять их и оказать помощь;

- профилактика здорового образа жизни;

- проявление наблюдательности и умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений, словесных высказываний или изменений в поведении;

- оказание помощи в учебе ученикам с низкой успеваемостью;

- контроль посещаемости занятий и прогулов и т. п.

Таким образом, острота и актуальность проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социальных работников и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы. Сегодня школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности.

1. Понятие “Суицид”

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей или неволей оказывается человек.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемогo пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Суициды делятся на три основные группы: истинные, демонстративные и скрытые.

Истинный суицид направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда выглядит довольно неожиданным. Он характеризуется продуманным планом действий. Решение на его совершение вызревает не мгновенно. Такому суициду всегда предшествуют более или менее продолжительный период переживаний, угнетенное настроение, депрессивное состояние. Происходит борьба мотивов и поиск выхода из создавшейся ситуации. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является у подростка способом обратить внимание на себя и на проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями, позвать на помощь. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, “осознать” свое несправедливое отношение к нему. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

Скрытый суицид (косвенное убийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни “по собственному желанию”, а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков и самоизоляция.

Суммируя данные, полученные различными авторами, можно представить некий обобщенный психологический портрет суицидента.

Для него характерна как заниженная самооценка, так и высокая потребность в самореализации. Это чувствительный, эмпатичный человек со сниженной способностью переносить боль. Его отличает высокая тревожность и пессимизм, тенденция к самообвинению и склонность к суженному мышлению. Также отмечаются трудность волевого усилия и тенденция ухода от решения проблем.

2. Причины подросткового суицида

Причинами суицида в детском и подростковым возрасте может быть следующее:

1.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Он думает, что все можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.

2. Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе без этого чаще испытывает ощущения ненужности, депрессии.

3. Ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям. Молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения.

4. Дисгармония в семье, нарушенные внутрисемейные, внутришкольные и внутригрупповые взаимоотношения.

5. Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

6. Депрессия также является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующие о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Психика при депрессии лишается сильных чувств. Поступки и настроение как бы выдыхаются. Человеком овладевает безнадежность, вина, самоосуждение и раздражительность. Заметно ослабевает двигательная активность или, наоборот, возникают приступы громкой, быстрой речи, наполненные жалобами, обвинениями или просьбами о помощи. Часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость. Появляются ничем не обусловленные соматические нарушения в виде болей в голове, боку или животе.

Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или каких-либо привычных вещей (например, места привычного жительства). Люди, страдающие депрессией, постоянно ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, в силу чего приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.

Подростки, относящиеся к группе риска, могут иметь склонность к суициду.

К “группе риска” по суициду относятся подростки:

- с нарушением межличностных отношений, "одиночки";

- злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением;

- с затяжным депрессивным состоянием;

- сверхкритичные к себе подростки;

- страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней;

- фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

- страдающие от болезней или покинутые окружением подростки;

- из социально-неблагополучных семей - уход из семьи или развод родителей;

- из семей, в которых были случаи суицидов.

Характерные черты суицидальных личностей:

- настойчивые или повторные мысли о суициде;

- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

- присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

- ощущение безнадежности и беспомощности;

- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

- “туннельное” зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

- изоляция (чувство, что тебя не понимает, тобой не интересуется);

- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

3. Профилактика суицида в образовательной среде

Основой предотвращения суицидов является профилактика. За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые. Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего возможностью вмешаться в кризис одиночества.

Депрессия является одной из причин, приводящих подростка к суицидальному поведению. Многие из черт, свидетельствующих о суицидальности, сходны с признаками депрессии. Поэтому профилактика депрессий у подростков является важной в профилактике суицидов. Родители играют важную роль в профилактике депрессий у подростков. Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.

Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести позитивные беседы о будущем, строить планы. Нужно ребенку вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка - сегодняшнего с подростком -вчерашним и настроить на позитивный образ подростка - завтрашнего.

Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал, делать утреннюю гимнастику, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.

В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе. Занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать в этот период физическое состояние подростка.

4. Оптимизация межличностных отношений в школе

Причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, поэтому необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности, вовлечение учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления. Необходимо формирование установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.)

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:

- вселять у детей уверенность в свои силы и возможности;

- внушать им оптимизм и надежду;

- проявлять сочувствие и понимание;

- осуществлять контроль за поведением учащихся, анализировать их отношения со сверстниками;

- информировать учащихся о получении анонимной экстренной помощи по городскому “телефону доверия”;

- проводить классные часы на формирование положительных ценностных жизненных установок на темы: “Жизнь прекрасна”, “Мы голосуем за жизнь”, “Улыбка”, “Жизнь замечательных людей”, “Давайте говорить друг другу комплименты” и т.п.

Незнание ситуации, в которой находится ребенок, отсутствие контроля за посещаемостью и успеваемостью ученика – все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу, направленную на повышение групповой сплоченности и улучшение психологического климата в классном коллективе.

Сегодня суицид - проблема государственного масштаба. Павел Астахов, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, в своем письме о суицидальной ситуации в среде несовершеннолетних к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву предлагает разработать и принять федеральную целевую программу “Охрана психического здоровья детского населения страны на 2012-2016 годы”. Школа должна стать для ребенка местом социальной и психологической стабильности. Поэтому проблемы суицидального поведения требует от педагогов, психологов, социальных работников и всех должностных лиц школы понимания сущности этого явления, умения своевременного распознавания признаков суицидальных намерений и организации профилактической работы – эти мероприятия помогут снизить проблемы суицидального поведения. Для освоения детьми и подростками навыков успешного преодоления жизненных трудностей необходимы усилия не только родителей, но и других окружающих — друзей, учителей и персонала школ.

Профилактика здорового образа жизни, развитие личности каждого ребенка, формирование положительных ценностных жизненных установок, формирование, сохранение и развитие психологически здорового ребенка – являются приоритетными задачами в профилактике суицидального поведения школьников.

Суицидальную превенцию в школах следует осуществлять в тесном сотрудничестве с психиатрами, психологами, социальными педагогами и другими специалистами, которые могут оказать необходимую поддержку учащимся, их родителям и школьному персоналу при взаимодействии с суицидальной молодежью

Работа по профилактике суицида в школе должна проводиться не только с учащимися, но и с педагогами и родителями. Такая работа имеет несколько профилактических уровней: общий, первичный, вторичный и третичный.

Задачи общей профилактики суицида: повышение групповой сплоченности детских и педагогического коллективов, оптимизация психологического климата. Они могут быть реализованы в следующих мероприятиях: диагностика ученических и педагогического коллективов с целью уточнения особенностей социально-психологического климата; тренинги сплочения и коммуникативной компетентности в детских коллективах; групповые занятия по профилактике эмоционального выгорания для педагогов; а также другие мероприятия для оптимизации психологического климата (акции, большие психологические игры, конкурсы и пр.).

Адаптация — это состояние динамического соответствия, равновесия между живой системой (человеком) и внешней средой. В норме все субъекты учебно-воспитательного процесса должны адаптироваться к условиям образовательного учреждения, причем на трех уровнях: физическом, психическом и социальном.
В целях эффективной физической адаптации учреждение образования соблюдает режим учебного процесса с учетом возрастных особенностей, рассадку детей в классе с учетом рекомендаций врача, организует питание в школе и др.

Психологической адаптации будет содействовать наличие благоприятного психологического климата в учреждении образования, психологическое здоровье педагогов и других субъектов образовательного процесса, учет индивидуальных особенностей учеников и педагогов в процессе организации деятельности, возможностей личностной реализации и др.

Для эффективной социальной адаптации важным является наличие сплоченного педагогического и классного коллектива, общие для всего учреждения образования правила и нормы, традиции, ценности и др. Мероприятия в рамках общей профилактики будут работать на поддержку адаптации, автоматически формируя (усиливая уже имеющиеся) антисуицидальные барьеры.

Эффективным будет обучение медиаторов (волонтеров) из числа подростков оказанию кризисной помощи (антикризисные, информационные бригады). Что касается специфической диагностики, выявляющей суицидальный риск, то на этом этапе специально она не проводится. Для первичного выявления достаточно наблюдения и анализа (с опорой на маркеры суицидального риска) уже имеющегося диагностического материала.

Задачи психолога на этапе общей профилактики суицида.

  1. Изучение особенностей социально-психологического статуса и адаптации учащихся с целью своевременной профилактики и эффективного решения возникших трудностей (что уже входит в план мероприятий психолога).
  2. Участие в создании системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп (система волонтеров, медиаторов по разрешению конфликтов, педагогическая поддержка, психологическое консультирование и др.).
  3. Участие в разработке и проведении общешкольных и классных мероприятий, целью которых будет содействие формированию позитивного образа Я, уникальной и неповторимой личности, коммуникативной компетентности, ценностного отношения к жизни и др.

Первичная профилактика суицида.

Первичная профилактика суицида осуществляется в отношении детей и подростков группы риска, имеющих в наличии три и более факторов суицидального риска. Мы не можем говорить о том, что эти дети обязательно будут реализовывать суицидальные намерения. Но, учитывая наличие комплекса суицидальных факторов, необходимо в отношении этой группы осуществлять профилактические меры.

В первую очередь необходимо провести комплекс мероприятий, содействующих повышению компетентности педагогов и родителей в области распознавания маркеров суицидального риска, а также оказать поддержку детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В рамках повышения компетентности педагогов и родителей следует разработать для них памятки, в которых будет содержаться информация, как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что делать, если ребенок высказывает суицидальные намерения. Для этой же аудитории целесообразно пригласить медиков с лекцией по проблематике депрессии и суицидального риска. По вопросам проблемных взаимоотношений с ребенком для родителей и педагогов должна быть организована консультативная психологическая помощь.

Каждый случай сотрудники СППС должны оценить с точки зрения сложности, распределить ответственность, решить вопрос привлечения других специалистов (медиков, инспектора по делам несовершеннолетних, специалиста по вопросам опеки и попечительства, юриста и др.), определить примерные сроки, в течение которых будут решены проблемы ребенка, и пр. По сути, это обычная работа по сопровождению подростков группы риска, где дополнительной задачей является профилактика суицидального риска.

Для группы риска уже необходимо проведение более подробного диагностического обследования, тем более что это является частью психолого-педагогического сопровождения. Предлагаем следующие методики:

  1. Патохарактерологический опросник (Личко).
  2. Тест фрустрационной толерантности (Розенцвейга).
  3. Опросник суицидального риска (ОСР).
  4. Опросник социально-психологической адаптации (Роджерса–Даймонда).
  5. Шкала самооценки уровня тревожности (Спилбергера–Ханина).
  6. Опросник агрессивности (Баса–Дарки).

Задачи психолога на этапе первичной профилактики суицида.

  1. На основании анализа наблюдений, текущей диагностики, жалоб учителей, запросов родителей выделить подростков группы риска, в том числе имеющих комплекс суицидальных факторов (по нашему опыту, почти у всех подростков группы риска или находящихся в социально опасном положении он есть).
  2. Провести дополнительную диагностику, позволяющую оценить патохарактерологические особенности, уровень тревожности и агрессивности, степень дезадаптации, степень риска по суициду.
  3. Провести анализ диагностических данных с выходом на рекомендации.
  4. Участвовать в работе консилиума.
  5. Участвовать в разработке и реализации индивидуальных программ сопровождения. Включить подростков группы риска в индивидуальные и групповые занятия, целью которых будет: отреагирование эмоционального напряжения, реабилитация коммуникативной компетентности, реабилитация образа Я, развитие фрустрационной толерантности, ранняя профилизация и др., то есть осуществить то, что обычно делаетпедагог-психолог в рамках коррекционного направления психолого-педагогического сопровождения.
  6. Реализовать свою часть ответственности при работе с семьей подростка.
  7. Разработать памятки для родителей и педагогов (как распознать острое кризисное состояние у ребенка и что с этим делать).
  8. Организовать встречи педагогов и родителей с другими специалистами.

Вторичная профилактика суицида.

Вторичная профилактика осуществляется с группой учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и высказывающих суицидальные намерения. То есть работать с теми, кто или косвенно (через записки, дневниковые записи, словесные ключи), или прямо говорит о желании самоубийства. Основная задача — предотвращение суицида.

В первую очередь перед педагогом-психологом стоит задача оценки риска самоубийства. Существует три степени риска: незначительный (наличие суицидальных мыслей без определенных планов), средней степени (наличие суицидальных мыслей, наличие плана без сроков реализации), высокий (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого). Оценить степень риска педагог-психолог может, используя следующие диагностические методы:

  • Опросник суицидального риска (ОСР),
  • Карта риска суицидальности,
  • Шкала оценки риска суицида (Патерсона),
  • Шкала безнадежности (Бека).

В рамках каждой из степеней риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоочередные (начальные) задачи психолога при незначительном риске суицида.

Задачи психолога при наличии риска средней степени.

Задачи психолога при наличии высокого риска суицида.

Для педагогов надо организовать индивидуальные и групповые консультации, целью которых будет разработка стратегии взаимодействия с группой риска на период преодоления кризисной ситуации. Для родителей — индивидуальные консультации.

В случае необходимости оказания психотерапевтической помощи семье у психолога должна быть информация, которую он сможет предоставить родителям (телефон, адрес, условия оказания помощи).

Педагоги и школьный персонал, которые могут быть включены в суицидальный случай, нуждаются в выражении своих чувств, переживаний. Служба СППС должна предоставить им возможность групповой или индивидуальной консультации, в том числе с приглашенными специалистами, так как педагог-психолог или социальный педагог также могут быть включенными в кризисную ситуацию и нуждаться в помощи.

Чтобы решить подобные задачи можно организовать в районе добровольную антикризисную бригаду, куда войдут различные специалисты (психолог, социальный педагог, врач, юрист и др.), обученные кризисной помощи. СППС учреждения образования мог бы обратиться к специалистам антикризисной бригады за помощью и тогда, когда у них уже произошел суицидальный случай. Кроме этого, все включенные в суицидальный случай субъекты должны внести предложения относительно стратегий и индивидуального плана работы.

Может так произойти, что все ваши действия и шаги не изменят намерения суицидально настроенного подростка и он попытается совершить или совершит задуманное. В этом случае перед специалистами СППС встанет дополнительная задача сопровождения одноклассников, сверстников, педагогов и родных несостоявшегося (или состоявшегося) самоубийцы.

Третичная профилактика суицида.

  • актуальность конфликта,
  • степень фиксированности суицидальных тенденций,
  • отношение к совершенной попытке.

Задача специалистов СППС получить информацию по каждому из компонентов, чтобы предвидеть дальнейшее развитие событий.

Исаев и Шерстнев выделяют четыре типа постсуицидальных состояний.
Критичный. Конфликт утратил актуальность. Суицидальных тенденций нет. Характерно чувство стыда за суицидальную попытку, страх перед возможным смертельным исходом. Рецидив маловероятен.

Манипулятивный. Актуальность конфликта уменьшилась, но за счет влияния суицидального действия. Суицидальных тенденций постсуицида нет. Характерно легкое чувство стыда, страх смерти. Высока вероятность того, что и впредь при решении конфликтов суицидент будет прибегать к этому способу скорее демонстративно шантажного характера.

Аналитический. Конфликт при рассматриваемом типе постсуицида актуален, однако суицидальных тенденций нет. Характерно раскаяние за покушение. Подросток будет искать способы решения конфликта, если не найдет — возможен рецидив, но уже с высокой вероятностью летального исхода.

Суицидально-фиксированный. Конфликт актуален, причем характерно сохранение суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное. Это самый опасный тип, при котором необходимы тесное взаимодействие с суицидентом и жесткий контроль.

Таким образом, мы видим, что по-прежнему основной мишенью работы специалистов СППС остается причина (кризисная ситуация, конфликт и др.), толкающая ребенка или подростка к страшному решению. Поэтому, кроме психолого-педагогического сопровождения суицидента и его окружения, необходимо возвращение к источнику проблемного поля и выработка стратегий разрешения кризисной ситуации. Мы должны четко понимать, что если бы проблемы решились раньше - попытки суицида не было бы!
При организации третичных профилактических мероприятий в школе после совершения фатального суицида большое значение имеет помощь знакомым самоубийцы в преодолении боли и для предотвращения подражания и имитации. Социальное окружение подростка-суицидента как правило, испытывает вину после случившегося, считая, что не услышали зов о помощи, не смогли предотвратить самоубийство. По мнению К. Лукаса и Г. Сейдена, обращение к несовершеннолетнему другу самоубийцы -это разговор со следующей жертвой суицида. Цель подобных диалогов — дать возможность юношам и девушкам (педагогам, включенным в ситуацию) поговорить об умершем, снять запрет на обсуждение причин самоубийства, предотвратить его последующую идеализацию и романтизацию.

Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон, но они не должны нести гроб во избежание вторичной травматизации.

Правила работы с подростками, друг или подруга которых совершили самоубийство (Э. Гроллман).

Говорить с ребенком об умершем, давая высказаться ему самому и вспоминая не только о произошедшей трагедии, но и о счастливых временах и моментах, проведенных с ушедшим. Однако обсуждение интимных причин и поводов суицида следует проводить избирательно.

Давать возможность показать горе, выплеснуть эмоции. Гнев, отчаяние, протест свойственны не только взрослым, но и детям, которые имеют право на открытое про- явление чувств. Вместе с тем необходимо обратить особое внимание на возникающее у подростков ощущение вины, уверяя их в непричастности к самоубийству и в том, что они сделали все возможное для его предотвращения.

Преодолевать фаталистические настроения, обсуждая конструктивные пути преодоления возможных конфликтов. Важно убедить ребенка, что суицид является недостойным способом выхода из затруднительного положения, ибо как бы ни были мрачны тучи, потом обязательно выглянет солнце и самая ужасная зубная боль проходит, стоит только немного .потерпеть.

Помочь ребенку принять решение вновь начать жизнь. Выход из депрессии и реабилитация не происходят после одной встречи, 1–2 дней или ночей, поэтому важно продолжать работу с друзьями суицидента на протяжении всего срока, пока они нуждаются в помощи, поддерживая в них надежду на облегчение в будущем.

В подобной помощи нуждаются также педагоги и сами специалисты СППС. Здесь на помощь может прийти районная антикризисная бригада.

Что касается источников помощи специалистам СППС в школе, при желании педагог-психолог может подготовить из педагогов и старшеклассников, увлекающихся психологией, антикризисную группу (группу медиаторов), которые будут обучены навыкам антикризисной поддержки и станут серьезным подспорьем в кризисной ситуации.

На период переживания суицидального случая в школе может быть создан антикризисный штаб, куда войдут специалисты СППС, районных служб, врач, подготовленные медиаторы, активные педагоги и родители. Штаб работает по определенному его членами расписанию. На базе штаба проходят консилиумы по суицидальному случаю, где принимаются решения о сопровождении нуждающихся в этом групп, о привлечении специалистов извне и т.п. Кроме этого, на базе штаба может быть организован временный центр кризисной поддержки для всех нуждающихся, в котором дежурят по очереди специалисты СППС и подготовленные медиаторы.

Задачи психолога на этапе третичной профилактики ссуицида.

  1. Определение типа постсуицидального состояния у подростка.
  2. На основании результата разработка шагов социально-психологического сопровождения (в том числе необходимость обращения к врачам).
  3. Участие в работе консилиума по суицидальному случаю (в организации и работе антикризисного штаба).
  4. Индивидуальная коррекционная работа с подростком.
  5. Организация групповой работы в классе и включение в нее подростка с целью восстановления навыков адаптации (это может быть коммуникативный тренинг или тренинг фрустрационной толерантности).
  6. Организация консультаций для включенных в случай педагогов, родителей и детей (или консультирование в рамках антикризисного штаба).
  7. Мониторинг состояния подростка (метод наблюдения, метод интервью, метод опроса).

В ситуации завершенного суицида специалистам СППС целесообразно привлекать специалистов СПЦ или других подобных организаций для оказания социально-психологической поддержки, так как они сами будут нуждаться в помощи и не смогут работать эффективно.

Для этого необходимо заранее на базе района создать антикризисную бригаду (на добровольных началах), которая в подобном случае будет действовать оперативно и профессионально. В подобную бригаду может войти: психиатр (психотерапевт) районной поликлиники, психологи, имеющие подготовку в этой области (2 чел.), социальный педагог, юрист, инспектор по делам несовершеннолетних, активные родители.

Повторим еще раз: основная задача профилактики суицида среди детей и подростков — это раннее выявление суицидальных факторов и их устранение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ –

универсальный термин, включающий в себя все разновидности и проявления психической деятельности, направленные на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения.

Психологический смысл подросткового суицида – это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти неотчётливо, инфантильно.

У подростков суицидальное поведение может стать подражательным. Особенно подражательность свойственна внушаемым детям. Они могут увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

В подавляющем большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно частым источником последних являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения.

Не существует какой-либо одной причины самоубийства. С особой бдительностью следует принять во внимание сочетание опасных сигналов, если они сохраняются в течение определенного времени.

Три группы характерных признаков, по которым нетрудно догадаться, что подросток задумал совершить суицид.

1.Словесные признаки: подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии.

Много шутит на тему самоубийства.

Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

2.Поведенческие признаки.

Раздаёт другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами, делает письменные указания (в письмах, записках, дневнике).

Демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие, как:

- в еде (ест слишком мало или слишком много);

- во сне (спит слишком мало или слишком много);

- во внешнем виде (например, становится неряшливым);

- в школьных привычках (пропускает занятия, не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками), проявляет раздражительность, угрюмость; находится в подавленном настроении;

- замкнулся от семьи и друзей;

- стал чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

Проявляет признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

3.Ситуативные признаки: подросток может решиться на самоубийство, если:

Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

Живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема).

Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.

Предпринимал раньше попытки суицида.

Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

Перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

Слишком критически настроен по отношению к себе.

ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Профилактика суицидов среди населения осуществляется путем межведомственного взаимодействия систем здравоохранения, образования, социальной защиты, правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов власти, общественных организаций, волонтерских движений, представителей религиозных конфессий и средств массовой информации.

Выделяют первичную, вторичную, третичную профилактику суицидов.

Первичная профилактика (собственно превенция) направлена на предотвращение суицидального поведения как такового, предполагает вовлечение всех социальных институтов и общественности.

Это считается необходимым, но является нерешенным как в стране, регионах, так и в муниципальных образованиях, так как осуществляются в основном медицинские (психиатрические) меры, которые не могут выполнить весь объем профилактической работы.

По данным различных авторов, первичная профилактика должна сосредотачивать свое основное внимание на проблемах молодежи и одиноких лиц пожилого возраста.

Первичная профилактика включает в себя:
1) социальные меры:

- повышение образовательного и общекультурного уровня населения, формирование антисуицидальной личностной позиции. В качестве стратегических мишеней для суицидологической превенции у подростков рассматривается развитие у них навыков совладающего поведения со стрессом, улучшение отношений в семье;

- осуществление политики занятости населения, включая решение проблемы безработицы;

- укрепление института семьи и брака;

- организация психологической подготовки к уходу на пенсию, потере супруга;

- организация досуговой деятельности;

- укрепление религиозных чувств;

- антисуицидальная пропаганда в средствах массовой информации, в том числе и использование короткометражных фильмов и учебных видеофильмов по профилактике депрессивных расстройств и суицидов, предназначенных для показа широкой аудитории;

- телевизионные программы, посвященные вопросам внутрисемейных кризисов, проблем старения и др.;

- создание добровольных благотворительных организаций с целью предупреждения самоубийств;

- запретительные меры (сокращение потребления населением спиртных напитков; ограничение доступности огнестрельного оружия, ядовитых химических соединений, лекарственных препаратов);

- грамотное освещение в СМИ случаев суицидов: ограничение наглядных представлений, излишних описаний и изображений суицидальных актов, избегание героизации и романтизации в подаче материала;

Первичная профилактика включает в себя:
2) медицинские меры:

- своевременное выявление и лечение лиц с аффективной (депрессивной) патологией, алкогольной зависимостью и другими психическими расстройствами;

- специальная подготовка студентов-медиков, врачей первичной медицинской сети и прочих специалистов (психологов, педагогов, специалистов по социальной работе и др.) по своевременному выявлению психических расстройств (особенно депрессивных) во всех возрастных группах и профилактике суицидального поведения;

- проведение специальных программ для врачей-психиатров;

Вторичная профилактика (интервенция) направлена на своевременное выявление пресуицидального периода, купирование уже развившегося суицидального поведения и предупреждение смертельного исхода суицидальной попытки (проведение безотлагательных общемедицинских мероприятий).

Третичная профилактика (поственция) направлена на предотвращение повторных покушений на самоубийство, оказание психосоциальной, медицинской помощи суицидентам, а также оказание психологической, а при необходимости и психиатрической помощи родственникам суицидента.

Задачи вторичной и третичной профилактики в основном осуществляются медицинскими службами, особая роль принадлежит суицидологическим службам.

Перед образовательными учреждениями в основном стоят задачи первичной профилактики.

Для профилактики суицидального поведения среди детей и подростков в образовательных учреждениях необходимо выстроить целостную систему

совместной деятельности педагогов, психолога, администрации школы и

родителей на постоянной основе, направленную на активное приспособление ребенка к социальной среде, формирование у школьников позитивного отношения к жизни, стрессоустойчивости .

При организации профилактики суицидального поведения среди детей и подростков педагогам рекомендуется следующее:

1. Изучение теоретических аспектов проблемы суицидального поведения с позиции философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики и использование соответствующей информации в работе с учащимися и родителями.

2. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание им экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

3. Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп при возникновении трудных жизненных ситуаций.

5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи ребенку и защиты его законных прав и интересов.

6. Формирование позитивного образа Я, понимание уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Рекомендации для педагога-психолога по профилактике суицидального поведения

Психологу необходимо проводить регулярные занятия с учителями и родителями по профилактике суицидального поведения у детей и подростков.

Необходимо выявлять детей и подростков в кризисных состояниях, в ситуациях конфликта с одноклассниками и т.д., находясь в постоянном контакте с педагогами и родителями, проводя периодические тестирования.

Проводить работу по снятию негативных эмоций и помощи в разрешении конфликтных ситуаций.

Обучать навыкам и умениям преодоления стресса.

Оказывать подросткам психологическую поддержку с привлечением семьи, друзей и т.д.

При необходимости включать подростка в группу социально-психологического тренинга.

Для предотвращения суицидальных попыток при наличии суицидального поведения психологу необходимо:

- снять психологическое напряжение в психотравмирующей ситуации;

- уменьшить психологическую зависимость от причины, повлекшей суицидальное поведение;

- сформировать компенсаторные механизмы поведения;

- сформировать у подростка адекватное отношение к жизни и смерти.

При подозрении на психические расстройства у ребенка психологу необходимо проинформировать родителей и рекомендовать консультацию психиатра.

В образовательных учреждениях целесообразно разместить следующую информацию:


Профилактика суицидального поведения является весьма сложной и щепетильной сферой деятельности социально-психологической службы. Работа в этом направлении должна проводиться экологично, в идеале она скрыта и органично вписана в образовательный процесс. Другой составляющей успеха профилактической работы является сотрудничество и взаимодействие между психологом и педагогом-предметником, классным руководителем, социальным педагогом, другими участниками образовательного процесса. К сожалению, пожиная горькие плоды неудач профилактики детско-юношеских суицидов, мы сталкивается с тем, что у педагога-психолога было профессиональное понимание сущности возникшей кризисной ситуации, но он остался пассивен. Напротив, классный руководитель предпринимал активные действия, но не правильно понимал психологические причины сложившейся ситуации, и поэтому его действия по отношению к ребенку или родителям оказались неэффективны. Причём зачастую как психологи, так и педагоги находятся в оправдательной позиции, передавая полностью ответственность за судьбу ребенка семье или государству, как некой безличной, но в то же время глобальной силе, демонстрируя свою беспомощность в кризисной ситуации.

Профилактика суицидального поведения обучающихся - это, прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактика отклоняющегося поведения, помощь в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами, родителями). Её миссия - устранение социальных и психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и суицидогенной обстановки в коллективах. Эта миссия должна реализовываться через систему воспитательной работы, психолого-педагогическое сопровождение, все мероприятия образовательного учреждения, направленные на сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья обучающихся.

Можно выделить два основных вектора организации профилактической работы:

Общая профилактика (содействие самореализации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, предупреждение школьной и социальной дезадаптации, сохранение и укрепление здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса).

Специальная профилактика (выявление и сопровождение обучающихся, нуждающихся в особом внимании и проведение с ними индивидуальной работы).

На разных ступенях образовательного процесса, направленного на общую профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

Основная школа - это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости.

В старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни. Формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.

На всех этапах обучения задачей общей профилактики является создание психологически безопасной образовательной среды, которая включает в себя:

1. Защищенность от психологического насилия (публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение).

3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении приводит к эмоциональному дискомфорту, нежеланию высказывать свою точку зрения и мнение; нежелание обращаться за помощью, невнимательность к просьбам и предложениям.

Специальная профилактика на первичном уровне имеет своей целью сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения суицидов и направлена на решении следующих задач:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Пресечение всех видов насилия над детьми.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Организация занятости детей.
  • Обучение учащихся способам проблемо-разрешающего поведения, поиску социальной поддержки, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.
  • Повышение стрессоустойчивости, обучение приемам, помогающим преодолевать стресс, снимать эмоциональное напряжение.

Вторичная профилактика заключается в предотвращении возможного самоубийства. Стратегия и тактика помощи детям и подросткам, проявляющим суицидальные намерения, привлечение специалистов в области психиатрии, взаимодействие с суицидологической службой направлены на быстрое реагирование в ситуации угрозы суицида с целью оказания скорой специализированной помощи подростку.

Целью третичной профилактики является снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Оценка риска суицидального поведения во многом зависит от умения педагогов видеть, слышать и понимать психические состояния обучающихся, а также факторы, негативно на них влияющие.

Это невозможно без:

При исследовании психологической атмосферы в семье, изучении личных дел учащихся, диагностическом исследовании психологической атмосферы в семье, при посещении на дому, взаимодействии с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно необходимо обратить внимание на:

  • несправедливое отношение со стороны родителей;
  • развод (или супружеские измены) в семье учащегося;
  • потерю одного из членов семьи;
  • неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
  • реальные конфликты и мотивы участников конфликта;
  • одиночество, недостаток внимания со стороны окружающих.

При наблюдении за состоянием психического и физического здоровья, при изучении личных дел и медицинских карт учащихся, важно обратить внимание на:

  • патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости и пр.);
  • соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических веществ.
  • отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства ребенка;
  • несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
  • несправедливые требования к учащемуся;
  • принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправ за разрыв отношений с ними;
  • страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

Также необходимо определить временные или постоянные дезадаптирующие условия:

  • снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;
  • своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;
  • неадекватная самооценка личностных возможностей;
  • потеря любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;
  • отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
  • состояние постоянного (прогрессирующего) переутомления;
  • паническая боязнь будущего и т.д.

Для выявления депрессии, агрессивных и аутоагрессивных тенденций у детей и подростков с помощью психодиагностики можно использовать:

Педагогу-психологу нельзя ограничиваться только опросниками или только рисуночными методиками и важно соотносить полученные результаты с той информацией, которой владеет классный руководитель, социальный педагог или предметник. Нет ничего хуже, чем формальные, а не содержательные рекомендации данные психологом учителю по результатам диагностики.

Коррекционно-развивающее направление в профилактике суицидального поведения детей и подростков включает в себя: коррекцию межличностных отношений в классах, формирование социально-поведенческих, коммуникативных навыков, реализацию специальных психолого-педагогических программ, направленных на формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, коррекцию познавательных процессов.

Для этого используются разнообразные формы работы: социально-психологические тренинги, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, развивающие занятия во внеурочной деятельности, консультации.

С целью просвещения родителей педагогу-психологу необходимо планировать выступления на родительских собраниях, информируя родителей о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка, имеющего суицидальные намерения, создании безопасной психологической атмосферы в семье. Важно усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств и оружия, информировать об имеющихся психологических, социальных и медицинских службах.

Другим направлением просветительской деятельности педагога-психолога является проведение цикла мероприятий для педагогического коллектива по повышению психологической компетентности педагогов в организации взаимодействия с обучающимися и родителями, созданию психологически безопасной образовательной среды, обучение педагогов навыкам распознавания и адекватного реагирования на признаки психоэмоционального неблагополучия обучающихся.

В направлении межведомственного взаимодействия основной задачей является поддержание контактов со специализированными медицинскими, социальными, психотерапевтическими учреждениями районного (краевого) уровня с целью профилактики суицидального поведения, а также в ситуации совершенного суицида (его попытки) и своевременное направление субъектов образовательного процесса в специализированные учреждения.

Читайте также: