Кто из философов средневековья хотел примирить религию и науку считая что истина одна кратко

Обновлено: 05.07.2024

Средневековая философия – самое главное кратко. Это очередная тема из цикла статей по философии в кратком изложении.

Средневековая философия – самое главное кратко

Средние века – это период истории Европы продолжительностью почти в тысячелетие. Начинается с 5-го века (распад Римской империи), включает эпоху феодализма и завершается в начале 15-го века с наступлением эпохи Возрождения.

Средневековая философия – основные черты

Для философии средних веков характерна идея объединения всех людей разных сословий, профессий, национальностей при помощи христианской веры

Философы средних веков говорили, что все люди, приняв крещение, в будущей жизни обретут те блага, которых они лишены в этой жизни. Идея бессмертия души уравнивала всех: нищего и царя, ремесленника и мытаря, женщину и мужчину.

Философия средних веков в кратком изложении – это христианское мировоззрения, внедренное в сознание общественности, часто в выгодном для феодалов свете.

Основные проблемы средневековой философии

Основными проблемами, которые рассматривали философы средневековья, были следующие:

Особенности средневековой философии кратко

Отношение к природе. В средневековье сформировалось новое восприятие природы, отличное от античного. Природа, как предмет Божественного творения, теперь не считалась самостоятельным предметом для изучения, как это было принято в античности. Человека ставили над природой, называли ее повелителем и Царем природы. Это отношение к природе мало способствовало ее научному изучению.

Проблема души и тела. Иисус Христос — это Бог, воплотившийся в человека и искупивший на кресте все грехи человечества для его спасения. Идея объединения божественного и человеческого была совершенно нова, как с точки зрения языческой философии Древней Греции, так и спозиций Иудаизма и Ислама.

Проблема самосознания. Человеку Бог дал свободную волю. Если в философии античности на первом месте был разум, то в философии средних веков воля выносится на первый план. Августин говорил, что все люди — это воли. Они знают добро, но воля не подчиняется им и они делают зло. Философия средних веков учила, что человек не может преодолеть зло без помощи Бога.

История и память. Сакральность истории бытия. В раннем средневековье проявился острый интерес к истории. Хотя в античности историю бытия больше связывали с космосом и природой, чем с историей собственно человечества.

Универсалии — это общие понятия (например, живое существо), а не конкретные предметы. Проблема универсалий возникла еще во времена Платона. Вопрос состоял в том, существуют ли реально универсалии (общие понятия) сами по себе или проявляются только в конкретных вещах? Вопрос универсалий породил в средневековой философии направления реализма, номинализма и концептуализма.

Философия средних веков кратко самое главное

Основная задача философов средневековья – Богоискательство

Философия средних веков — это прежде всего Богоискательство и подтверждение того, что Бог существует. Средневековые философы отринули атомизм античных философов и единосущность Бога в истолковании Аристотеля. Платонизм же был принят в аспекте триединства Бога.

3 этапа философии средневековья

Условно выделяют такие 3 этапа философии средневековья, кратко их суть в следующем.

  • 1-й этап Апологетика — утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям.
  • 2-й этап Патристика — установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств.
  • 3-й этап Схоластика — переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Апологетика в философии это?

Главные представители апологетики — 1-го этапа в философии средневековья — Климент Александрийский и Квинт Септимий Флорент Тертуллиан.

Апологетика в философии кратко — это основной раздел богословия, в котором доказывается истинность бытия Бога и главных положений христианской веры при помощи рациональных средств.

Патристика в философии это?

В период 2-го этапа средневековой философии доказывать существование Бога уже не было необходимости. Начался этап распространения христианской веры.

Схоластика в философии это?

3-й этап средневековой философии – это схоластика. Во времена Схоластики возникают школы, университеты с богословской направленностью и философия начинает переходить в теологию.

Христианские мыслители и философские поиски

К выдающимся мыслителям 1-го этапа средневековой философии относят апологетиков Татиана и Оригена. Татиан собрал во едино четыре Евангелия (от Марка, Матфея, Луки, Иоанна). Они стали называться Новым Заветом. Ориген стал автором отрасли филологии, которыя была основана на библейских сказаниях. Он ввел понятие Богочеловека.

Философ Боэций

Философ Боэций

Выдающимся мыслителем в период патристики был Боэций. Он обобщил философию средних веков для преподавания в университетах. Универсалии – это детище Боэция. Он разделил 7 направлений знаний на 2 вида дисциплин — гуманитарные (грамматика, диалектика, риторика) и естествознание (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Он перевел и сделал толкование главных трудов Евклида, Аристотеля и Никомаха.

К выдающимся мыслителям схоластики относят монаха Фому Аквинского. Он систематизировал постулаты церкви, указал 5 несокрушимых доказательств существования Бога. Объединил философские идеи Аристотеля с христианским учением. Он доказал, что всегда совершается последовательность завершения разума верой, природы – благодатью, философии – откровением.

Философы католической церкви

Многие философы средневековья были причислены к лику святых католической церковью. Это Блаженный Августин, Ириней Лионский, Климент Александрийский, Альберт Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Василий Великий, Боэций, канонизированный как Святой Северин и другие.

Крестовые походы – причины и последствия

Часто можно услышать вопрос, почему в период средневековья такими жестокими были Крестовые походы, если причиной их организации была проповедь веры в Бога? А ведь Бог есть любовь. Этот вопрос часто смущает, как верующих, так и неверующих людей.

Если Вам тоже интересно получить глубокий и подтвержденный историческими фактами ответ на этот вопрос — посмотрите это видео. Ответ дает известный миссионер, богослов, доктор исторических наук Андрей Кураев:

Книги по философии средних веков

  • Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения. Перевезенцев Сергей. Читать здесь онлайн.
  • Ричард Саутерн. Схоластический гуманизм и объединение Европы. Читать онлайн здесь.
  • Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье. Читать онлайн здесь.

ВИДЕО Философия Средневековья кратко

Надеюсь, статья Средневековая философия кратко самое главное оказалась для Вас полезной. В следующей статье Вы можете познакомиться с философией эпохи Возрождения.

Всем желаю неутолимой жажды познания себя и окружающего мира, вдохновения во всех Ваших делах!

1. Краткая характеристика особенностей философии Средневековья

Наиболее видные философы схоластики:

2. Основные воззрения философов Средневековья

2.1 Абеляр

Абеляр возглавлял кафедру школы Нотр-Дам (позднее преобразована во Французский университет), куда стекались ученики со всей Европы. Здесь он влюбился в свою ученицу Элоизу, которая была моложе его на 21 год. Эта любовь закончилась трагически. После рождения их сына Астролябия (впоследствии стал аббатом, умер через 2 года после смерти матери в 1165 г. в возрасте 45 лет) они тайно женились, т. к. по обычаям того времени, женитьба наносила удар по престижу Абеляра как философа и тем более как теолога. Тайна, однако, открылась, а когда Абеляр согласился на фиктивный постриг Элоизы, чтобы уберечься от молвы, оскорбленные родственники Элоизы наняли слугу, который оскопил Абеляра. После этого оба супруга удалились в разные монастыри.

Главный астролог страны раскрыла секрет привлечения богатства и процветания для трех знаков зодиака, вы можете проверить себя Бесплатно ⇒ ⇒ ⇒ ЧИТАТЬ ПОДРОБНЕЕ….

Некоторые рассуждения Абеляра об Этике (грех – раскаяние):
Нравы – это пороки или добродетели сознающей души. Тупость, забывчивость, невежество, знания свойственны и злодеям, и добрым людям – не входят в состав нравов и не делают жизнь ни позорной, ни уважаемой;
Порок – это не то же самое, что Грех, а Грех – это не то же самое, что Злодеяние. То, что может вызвать Гнев – это Порок, который заставляет ум вынашивать помыслы, которым не нужно следовать. Порок присутствует даже тогда, когда отсутствует поступок. Порок – это то, благодаря чему мы делаемся склонными к прегрешению. Бога нельзя задеть никаким промахом, кроме Презрения. Он карает за Презрение к Себе. Итак, Грех – это презрение Творца. Если мы гневим Бога, то оскорбляем или презираем Его. Если мужчина увидел женщину, возжелал ее, но обуздал свою волю, подавил свое желание – то это не грех. Грех в том, чтобы согласиться на это желание. Грех по неведению не предполагает вины (распятие Христа);

– четыре компонента греха:
1) изъян души, толкающий к прегрешению;
2) сам Грех, заключавшийся в согласии на зло, т. е. в Презрении к Богу;
3) Воля, направленная на Зло;
4) сам злокозненный поступок;

– жизнь в этом мире не может протекать без греха. Некоторые грехи бывают Простительными (легкими), а другие – Смертными (тяжкими). Первыми считаются такие, во время совершения которых наше сознание не приходит на память. Мы иногда соглашаемся на пустословие, чревоугодие, возлияния, хотя знаем, что этого делать нельзя. Но в тот момент мы не вспомнили, что делать этого нельзя. Жертвами становимся по рассеянности. Эти грехи не требуют большого наказания. В результате исповеди нам даруют прощение. Ко вторым видам греха относятся неправедность, неверность, убийство и т. д.;

Раскаянием называется Скорбь сознающей души над тем, в чем она провинилась. Бесплодное покаяние осуществляется из-за Страха.Плодотворное(спасительное) покаяние проистекает из-за любви к Богу. Благодаря Стенанию и сокрушению сердца (истинное покаяние),не сохраняется ни грех (т.е.Презрение Бога), ни согласие на зло, т.к. Божественная любовь, вдохновившая эти стенания, несовместима с Виной. В результате стенаний мы тотчас примиряемся с Богом и получаем отпущение предшествующего греха;

Слезы смягчают проступок, они не взывают к прощению, но заслуживают его (Евангелие от Луки);

– на исповеди устанавливается Кара. Бог не отпускает ненаказанным ни одного греха и карает каждого. Исцеляясь наказанием, Вы примиряетесь с Богом, чтобы затем Он не обнаружил бы ничего, за что Сам наказал бы, и более легкими муками предупреждаете более тяжкие. Августин утверждал, что муки будущей жизни, даже муки Чистилища, тяжелее всех мук настоящей жизни. Поэтому Возмездие должно быть принято в таком виде, чтобы не осталось необходимости вОчищении. Здесь священники не должны обманывать паству, отпуская, либо уменьшая положенные Кары за денежное подношение. Они не столь внимают тому, что хотел господь, сколь тому, что стоит денег.

Идеи Абеляра способствовали становлению Рационализма.

2.2 Аквинский

В 1278 г., через четыре года после смерти Аквинского орден доминиканцев признал томизм своей официальной философией. В 1323 г. католическая церковьканонизировала Фому, причислив его к лику святых. В 1567 г. он был признан пятым Отцом церкви (см. Раздел I .2.7). В 1879 г. томизм был провозглашен официальным учением католической церкви. В XIX-XX вв. на базе томизма вырос неотомизм – одно из течений современной западной философии, представителем которого, в том числе, был Папа Иоанн Павел II.

2.3 Боэций

2.4 Аверроэс

Аверроэс отрицал бессмертие души. Душа умирает вместе с телом. Бессмертен Разум как воплощение преемственной связи духовной жизни всех человеческих поколений. Движение тела для Аверроэса так же вечно и неуничтожимо, как первоматерия. Материальный мир бесконечен во времени, но ограничен в пространстве. Время существует и доступно измерению только благодаря движению.

2.5 Маймонид

Маймонид Моисей (Рабби Моше бен Маймон) (1135-1204 гг.) – крупнейший еврейский мыслитель, врач – лейб-медик египетского султана Саладина, один из наиболее авторитетных раввинов Средневековья.
Родился в г. Кордове. Последние годы жизни провел в Каире, занимаясь торговлей драгоценными камнями. Считал, что законы еврейской религии содержат высшие принципы истины. Опирался на учение Аристотеля. Повлиял на Ф. Аквинского и Спинозу.

Разум и вера не являются взаимоисключающими друг друга. Разумное доказательство существования Бога считал осуществимым. Вселенная создана Богом за шесть дней. С седьмого дня вмешательство Бога закончилось, и Вселенная стала развиваться по естественным законам (Деизм). С другой стороны, Маймонид признает существование Божественного проведения, которое вмешивается даже в самые малые события, происходящие на Земле. Считал, что только Пророкисмогли открыть все философские истины. Старался примирить философию и религию. Доказывал, что основные положения Торы полностью согласуются с философией Аристотеля, если к ним подходить аллегорически.

2.6 Экхарт

Экхарт (Германия, 1260-1328 гг.) – немецкий философ и теолог.
Родом из рыцарского рода. В 15 лет вступил в орден доминиканцев. Последователь Ф. Аквинского.
В учении Экхарта центральной является идея единства человека и Бога, естественного и сверхъестественного миров. Мир существует потому, что Богу присуща идея творения и воля творить.
Экхарт считал, что праведник с Богом в душе не заботится ни о чем земном и ни к чему не привязывается, его не интересует имущество, карьера и т. д. Даже посылаемые Богом страдания, тягости и позор праведник принимает с радостью. Праведник хочет только того же, что и Бог.

Мистицизм Экхарта получил развитие у его учеников. К нему же обращались и многие более поздние философы, в т. числе Кузанский, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Франк и др.

2.7 Оккам

Прежде чем начать разговор об истине в средневековье, следует определиться о чем непосредственно пойдет речь.

Под истиной принято понимать соответствие знаний человечества объективной реальности, идеальное знание. Один из основных критериев, определяющих истину – ее постоянство. В философии вопрос истины встал в античности. Путь к истине, способ овладения ею были одними из важнейших вопросов античной философии.

Но эпоха закончилась. На смену античному миру в V веке пришел средневековый, со своим взглядом на действительность, философию и, само собой, истину.

Истина в Средние века

Философия средневековья теоцентрична и тесно переплетена с религией, что накладывает отпечаток на все философские вопросы. Античные авторы уделяли большое значение обретению истины и пути к ней, как уже говорилось выше. Для средневекового европейского автора путь к истине известен – он лежит через Священное Писание. Истина для него в Боге и пути к нему.

Среди значимых взглядов на вопрос поиска и определения истины, существовавших в этот период, следует отдельно выделить концепции Августина Блаженного (354-430) и Фомы Аквинского (1225-1274). Теории обоих опирались на авторов времен античности (первого – на Платона, второго – на Аристотеля), но при этом отражали дух философских взглядов средневековья.

По представлениям Августина, истинные суждения и понятия являются врожденными. Истина постоянна и первична, она является причиной любого действия.

Фома Аквинский, живший почти на тысячелетие позднее, считал, что истина заключена в Боге, в идеальном разуме. По его мнению, она является согласием между явлением (предметом) и мыслью.

Еще один философ, уделявший значительное внимание проблемам понимания истины – Анций Манлий Северин Боэций (ок. 480-526 (524). Исходя из его концепции – истина является адаптацией субъекта объекту познания и соотносится с уровнем знания. При этом, абсолютная (совершенная) истина присуща Богу и включает в себя все множество иных истин.

Пьер Абеляр (1079-1142) , которого помнят не только благодаря его философским концепциям, но и трагической истории любви, имел свой собственный, отличный от большинства, взгляд на многие вещи, в числе которых и истина. Не отрицая ее божественности, основным путем достижения истины он все же считал разум, пусть и с опорой на веру. Помимо этого, он утверждал, что частицу истины несут в себе все религии.

Как и западная философия, философия Востока имела теистическую направленность, что, впрочем, не мешало взглядам на истину у двух культур различаться в некоторых аспектах.

Истина в восточной философии часто воспринималась как одна из характеристик знания, как достоверность соответствия знания и реальности. Наибольшей известностью среди восточных философов на западе пользовался Ибн Рушд Абу-ль-Валид Мухаммед ибн Ахмед (лат. – Аверроэс, 1126-1198) - последний значительный представитель восточного аристотелизма. Он считал, что хотя религия и необходима обществу, истина постигается не теологами, а философами, т.к. они оперируют доказательствами, а не верой. На основе его взглядов сформировалась теория двойственной истины, о которой речь пойдет ниже.

Теория двойственной истины сформировалась в XII-XIII в.в. Ее основы были заложены Ибн Рушдом и его последователями, стремившимися разрешить возникшее противоречие между постулатами как ислама, так и христианства и положениями античных философских учений, в первую очередь – концепций философии Аристотеля.

В Средние века особенно остро стоял вопрос о связях между разумом и верой, их соотношении и возможных конфликтах. Направленная против стремления объединить философию и религию, теория приходила к выводу, что подобный синтез невозможен. Отрицала она и неизбежность конфликта этих областей. С точки зрения сторонников теории, в мире существует две независимые истины: истина научного познания (истина разума) и истина веры (религиозная истина). Соответственно, то, что считается истинным с точки зрения философии, может таковым не являться с точки зрения религии. Так же верно и обратное ( тут следует заметить, что сам Ибн Рушд не был столь радикален и выделял, скорее, два пути к истине, чем две истины). Учение о двух истинах стало одним из важных этапов развития философии, словно бы дав свободу и самой философии, устраняя необходимость следовать догмам церкви, и религии, освобождая ее от надобности подводить подо все положения логическую базу.

Теория оказала влияние на работы Боэция, Иоанна Дунса Скотта (1266-1308), Уильяма Оккама (1285-1347). Но при этом она подверглась серьезной критике, в том числе – со стороны Фомы Аквинского, считавшего, что подобный взгляд на истину ее обесценивает и лишает смысла само понятие, а латинский аверроизм, основателем которого считается Сигер Брабантский (ок.1240-1284) был осужден сначала в 1270, а потом и в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье (ум. 1279).

Но время продолжало течь. И то, что казалось немыслимым и схоластам, и аверроистам и епископу Тампье возникло в работах ученых следующих эпох, а то, что для них было незыблемым, новые поколения подвергли сомнению. Но это ничуть не преуменьшает того, что этот этап развития философии стал значимой вехой в понимании истины – одного из фундаментальных вопросов всей науки.

философы средневековья они быливыдающиеся люди, которые думали о мире, обществе, божественном или космосе и от которых многие их учения и размышления остаются в силе или послужили прецедентами для многих этических и моральных доктрин.

Мир изменился, и средневековые философы сопровождали, предвидели и породили эти изменения. Анализ глубоких проблем общества всегда занимал преобладающее место в науке, что делает философию одной из древнейших дисциплин из тех, что имеют регистр.

С пятого века и до пятнадцатого века, между падением Римской империи в 476 году и открытием Америки в 1492 году, мир жил в средние века, как называют этот период западной цивилизации.

Этот период также имеет философский коррелят: средневековая философия, которая сосредоточила свой анализ на феодальной экономике, теократии (христианской и исламской), средневековых сословиях, свободе человека и пределах разума..

Топ 30 ведущих философов средневековья

1- Томас де Акино (1225 - 1274, Италия)


Богослов, метафизик и главный представитель схоластического образования, был тем, кто восстановил аристотелевские сочинения и первым, кто увидел, что комментарии греческого философа совместимы с католической верой..

За год до смерти Томас Аквинский обладал мистическим опытом, который положил конец его карьере общественного деятеля. Некоторые божественные откровения, которые расстроили его, согласно записи его самых близких друзей, помешали ему продолжать писать.

2- Святой Августин (354 - 430, Римская империя)


Этот философ родился под именем Августина Гиппопотама, и его жизнь была связана с католической верой. Он был святым, отцом и доктором Церкви, а также одним из ведущих мыслителей христианства в первом тысячелетии..

3- Анисио Манлио Торкуато Северино Боэций (480 - 524, Рим)


Римский философ, принадлежащий к очень важной семье, подаривший три папы католической церкви, Боэций охватил широкий круг тем, таких как судьба, справедливость и вера, а также музыка, арифметика, геометрия, астрономия. и богословие.

В своей самой известной работе, Утешение философии, который писал в тюрьме, поддерживает гибкий диалог с философией, которому он приписывает женскую роль.

В ней, о природе человеческого счастья, проблемах зла и добра, провидения и свободы человека, судьбы и случайности.

4- Сан-Ансельмо-де-Кентербери (1033 - 1109, Италия)


Считается, что отец схоласта, ученика Ланфранко, основывал свое учение на медитации, что, по его мнению, оправдывало существование Бога.

Его основной темой обсуждения была связь между верой и разумом, которая привела к тому, что многие его вопросы остались без ответа. Я думал, что не полагаться на веру было презумпцией; однако, не обращаясь тогда к причине была небрежность.

«В сущности, я не стремлюсь понять, чтобы верить, но я верю, чтобы понять. Ну, я верю в это, потому что если бы я не поверил, я бы не понял ", была одна из его самых запоминающихся фраз.

5- Уильям де Оккэм (1280 - 1349, Англия)


Он посвятил свою жизнь и работу крайней нищете и был обвинен в ереси за изучение отношений между папством и доктриной бедности, которая принесла ему множество врагов..

Он выдвинул ряд идей, которые мотивировали западные конституции и либеральные демократии своими формулировками об ограниченной ответственности власти.

Его переход к потомству делает его главным героем детектива Гильермо де Оккама в Название розы (1980) Умберто Эко и в испанской видеоигре Аббатство.

6- Сан-Исидоро-де-Севилья (560-636, Испания)


Он выделялся как писатель, будучи одним из самых плодовитых авторов своего поколения, с работами, которые включали литературные трактаты, фикции, биографии и философские вопросы..

Его самая известная работа была этимологии, энциклопедия, в которой он прослеживает эволюцию знания от языческой древности к христианству своего настоящего.

Исидоро оказал большое влияние в средние века и эпоху Возрождения, особенно за его представления об истории и философии. С детства осиротев, он понял, что совесть и воля человека могут преодолеть суровые жизненные трудности.

7- Педро Ломбардо (1100-1160, Италия)


Книга Приговоров, Лобардо, считается самым важным литературным произведением христианства после Библии.

Автор собрал в этой книге четыре тома, библейские фрагменты, смешанные с легендами персонажей Церкви и средневековых мыслителей, не оставляя ни одной из знаменитостей средневековья.


В основном Аверроэс был знатоком законов ислама, в дополнение к обсуждению работ Аристотеля и разработке некоторых концепций о медицине..

Он сосредоточил свои философские исследования главным образом на определении того, как мыслит человек, точнее на том, как прийти к формулировке универсальных истин, следуя понятиям Аристотеля..

Аверроэс появляется как главный герой истории Поиски Аверроэса в Эль Алеф, Хорхе Луис Борхес, и является одним из персонажей в романе Два года, восемь месяцев и двадцать восемь ночей Салман Рушди.

9- Сан-Буэнавентура-де-Фиданца (1221 - 1274, Италия)


Ученый и мастер выдающегося интеллекта, его критиковали за чрезмерное суждение, которое мешало ему глубже анализировать. С онтологическим и мистическим видением он следил за работами Сан-Томе и Ломбардо.

10- Хуан Эското Эригена (810 - 877, Ирландия)


Этот философ был известен своим объяснением реальности с помощью рациональной методологии, которая противоречила религиозному дуализму, основанному на Боге, и мир - это разные проблемы

Кроме того, Эригена отвергает христианское убеждение, что вселенная была сотворена из ничего, и установило Бога как высшую точку всей эволюции.

11- Рамон Лулль (1235-1315, Испания)

Он является одним из главных мирян Средневековья и был тем, кто начал использовать каталанский язык в письменной форме. Кроме того, Ллуллу приписывают видение теорий о гравитации и памяти.

Его имя используется в школах, образовательных и государственных учреждениях, и даже метеорит был крещен в его честь.

12- Авиценна (980 - 1037, Персия)

Автор 300 книг, считается одним из самых важных врачей в истории и является изобретателем трахеотомии.

Он написал целебный, Описывается как самая большая работа (по размерам и важности), созданная одним человеком, и является наиболее изученным и проанализированным исламским философом.

«Вино - друг мудреца и враг пьяницы. Он горький и полезный, как совет философа, разрешен людям и запрещен слабоумным. Толкай глупых во тьму и направляй мудрых к Богу ", - писал он..

Авицену также считают одним из самых известных алхимиков в истории..

13- Маймонид (1135 - 1204, Испания)

Он подделал свое обращение в ислам, но он всегда исповедовал иудаизм. Он дал убежище своему учителю Аверроэсу, пока, наконец, он не эмигрировал в Египет, где он добился признания.

Его основная работа, Мишнех Тора, Это принесло ему прозвище Сегундо Моизеса за его вклад в развитие иудаизма. Что также стоило ему много критики, он даже был перечислен как еретик некоторыми традиционными фанатиками.

14- Жан Буридан (1300 - 1358, Франция)

Он известен тем, что разработал парадокс:

  1. Бог существует
  2. Ни предыдущее предложение, ни это не правда.

Окончательный вывод заключается в том, что Бог обязательно существует, но .

15- Педро Абелардо (1079 - 1142, Франция)

Он посвятил свою жизнь музыке, поэзии, преподаванию и дебатам, и считается одним из гениев логики, следуя заповедям Боэция, Порфирия и Аристотеля..

Его теоретической миссией было примирить реализм и номинализм. Кроме того, он представил спорную идею, в которой он утверждал, что вера ограничена рациональными принципами. Его критическая философия считалась продвинутой в средние века.

16- Джон Дунс Ското (1266 - 1308, Шотландия)

Он основывал свою работу на попытках доказать существование Бога и построить прочную и последовательную философскую систему. Он является наиболее признанным автором шотландской философии и величайшим рационалистом средневековья..

17 - Святой Альберт Великий (1206 - 1280, Германия)

Сан Альберто Маньо является покровителем студентов естественных наук и одним из инициаторов схоластической системы. Это была встреча с Девой Марией, когда она пыталась сбежать из школы, где она изучала, что делало его одним из самых важных теоретиков его времени.

Подчеркнутый его великой памятью, в этом мистическом повороте он услышал, что потеряет всю свою мудрость перед смертью. Ошибка в его памяти в одном из его классов, показала, что конец был близок, поэтому он удалился, он приказал построить надгробную плиту и вскоре после его смерти.

Он начинал как распространитель работ Аристотеля, но затем был одним из его величайших критиков, он разработал теории в различных областях и посеял в средние века новые знания о мире.

У лунного кратера Бако есть это имя в его честь. Кроме того, Бэкон появляется в романе Название розы Эко.

19- Роберто де Гроссетесте (1175 - 1253, Великобритания)

Один из предшественников современной философии, он был ученым и сумел попасть в университет благодаря помощи своих друзей, потому что он из очень бедной семьи.

Prolific и владелец аналитического потенциала, который удивил своих сверстников, он выделялся своим вкладом в естественную историю, жару, движение, звук, цвета, свет, атмосферное давление, радугу, астролябию, кометы, некромантия, колдовство и сельское хозяйство

Он был одним из первых, кто представил теорию о мультивселенной и Большом взрыве (не в нынешнем выражении), которая остается в силе до сегодняшнего дня..

20- Сан-Бернардо-де-Клараваль (1091 - 1153, Франция)

Его значение как для католической церкви, так и для архитектуры было замечательным. В религии он был одним из великих распространителей своих догм, а в архитектуре он известен как движущая сила готического стиля..

21- Тьерри де Шартр (нет данных о его рождении - 1155, Франция)

Последователь Платона и Аристотеля основывался на своих мыслях по защите существования Бога. Он был известен своими работами о начале мира и четырех стихиях (воздух, вода, огонь и земля)..

22- Хуан де Солсбери (1120 - 1180, Англия)

Одна из самых влиятельных личностей двенадцатого века и один из главных представителей средневекового гуманизма, выделялись своим органичным видением общества.

Сравнивая социальные функции с функциями человеческого тела, в котором ноги были рабочими, армия заключалась в руках, живот был администрацией, сердце было связано с конгрессом, а голова была принцем..

23- Уго де Сан-Виктор (1096 -1141, Германия)

Для него существовали разные виды знаний: теоретические (например, теология, математика, физика или музыка), практические (этика), механические и дискурсивные (риторика и диалектика)..

24- Аль-Газали (1058 - 1111, Персия)

История этого философа так же специфична, как и его работа. Он оставил все позади кризис веры, оставил дом, чтобы медитировать и жить как нищий, и вернулся с Возрождение религиозных наук, считается самым важным произведением исламской духовности и самым читаемым после Корана.

«Неудивительно, что, приобретая свои знания об определенной книге, становится невежественным, чтобы забыть текст, который он выучил однажды. Истинный мудрец - это тот, кто по собственной воле и без изучения и обучения получает свое знание от Бога ", - это одна из его самых известных фраз.

25- Чанг Цай (1020 - 1077, Китай)

Он единственный китайский философ в этом списке, но его значение было центральным в средние века и повлияло на многих поздних мыслителей как одного из основателей неоконфуцианства..

26- Шанкара (788 - 820, Индия)

Он был главным пропагандистом доктрины Адвайты, недвойственной ветви индуизма. Этот философ, очень влиятельный в восточной мысли, верил в единство душ и божественности.

27- Валафридо Страбон (808 - 849, Германия)

Он считается автором Обычная Глосса, это было опубликовано анонимно, но было одной из центральных книг во всех монашеских и епископальных школах.

Там Страбон взял аллегорические средневековые объяснения, данные текстам Библии. Его настоящее имя было Валафрид фон дер Райхенау, но за косоглазие его прозвали Страбоном..

Его философское значение имеет центральное значение для его роли в борьбе между папой и императором, а также для его политических идей.

Убежденный в том, что государственный порядок должен обеспечивать мир и спокойствие для граждан, именно его идеи о законодательной власти (которая для него принадлежала народу) высветили его.

29- Хоакин де Фьоре (1135 - 1202, Италия)

Инициатор неортодоксального движения, которое предложило переосмысление истории и Евангелия, именно его интерпретация Церкви как прогрессивного процесса совершенствования, который отметил его в свое время.

30- Николас Оресме (1323-1382, Франция)

Средневековая философия начала развиваться после распада Римской империи (V в.) и получила наибольший прогресс во время эпохи Возрождения, которая была известна расцветом многих мировых религий. Именно поэтому философия Средневековья очень тесно связана с религией, эти два понятия одновременно дополняют и отождествляют друг друга.

Средневековая философия

Этапы развития

Познание мира в Средние века осуществлялось исключительно через веру. Это является общей характеристикой средневековой философии и её главной отличительной чертой от философии предшествующего периода — античности, где в концепциях о сотворении мира царили скептицизм и рационализм.

Средневековая философия развивалась в два основных этапа:

Термин Патристика

Термин Схоластика

  1. Патристика. Изначально этим термином обозначалась литература, составленная духовными наставниками с определённым авторитетом — отцами церкви. Спустя некоторое время, понятие стало иметь более широкое значение и состоять из четырёх основных признаков: официальное принятие церкви, святость жизни, ортодоксальность учения и древность. К этому этапу философы пришли не сразу, истоком патристики была апологетика. Апологеты, в свою очередь, использовали резкие аргументы при защите и обосновании христианской догматики против её политических и теоретических противников. Объективно они всё-таки выполнили свою задачу — подготовили почву для создания новой философии, однако их резкие выступления против философских истин впоследствии были осуждены собором. Сторонники патристики приводили менее резкие аргументы, их главным вопросом было соотношение религии и философии, они не должны были противопоставляться. В то время христианство достигло своего пика, значит, религия получила верховенство. Необходимо было решить — продолжать переплетать и соотносить её с философией или же отвергнуть философию, как учение, приносящее вред вере.
  2. Схоластика. Второй этап развития средневековой философии представлял собой объединение философии Аристотеля и христианского богословия, то есть период характеризовался синтезом теологии и рационалистического подхода к проблемам философии. Отсюда и цель схоластики — доступно донести простым людям христианские учения с помощью рационалистической методики. Ранняя схоластика продолжала рассматривать соотношение веры и знаний. Философы того времени пришли к выводу, что вера есть религия, а знания есть философия, поэтому два учения, как и две науки, остаются неделимыми. Были освещены новые основные проблемы средневековой философии — согласование аристотелевской логики, онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий), отношение мистики к религиозному опыту. Ранний схоластический период породил интерес к получению знаний. Поздняя схоластика подвергла старые школы критике, при этом новые идеи введены не были — этот период считается временем упадка философии Средних веков. После этого средневековая философия утратила прежнюю популярность, уступая новым философским учениям. Однако некоторые учёные негласно выделяют третий мистический этап периодизации философии средневековья. Мистика — это подведение результатов религиозной практики единение человека с Богом, осмысление итогов. Учения мистиков отличают иррациональность и некоторая парадоксальность.

Особенности и характерные черты

Характерной особенностью средневековой философии принято считать то, что в отличие от античной (которая на протяжении трёх этапов своего развития изучала мироздание и природу человека), она была основана на теологии и тесно связана с учением о Боге, христианским мировоззрением. Выделяют следующие характерные черты философии Средних веков — самое главное — кратко:

Теоцентризм — это религиозная и философская концепция,

Ретроспективность мышления

  • Теоцентризм — это религиозная и философская концепция, определяющая, что Бог является создателем всего сущего, источником жизни и всех благ. Философы-сторонники теоцентризма рассматривали проблемы человека как личности, природы, мышления лишь с точки зрения, что Бог является центром бытия, личностью над миром, который создал и человека, и природу и всё прочее.
  • Авторитарность — философские учения имели религиозный характер и были тесно связаны с церковью. Так, Священное Писание или же Библия была не только священной книгой для верующих, но и каноном мышления для философов. Ответы на все интересующие вопросы нужно было искать там. Библию изучали, цитировали, комментировали, но никогда не подвергали критике. Все новые, отличные от библейских учений, идеи подавлялись.
  • Традиционализм и ретроспективность мышления — отрицание любых новых идей, приверженность традициям. Подавлялись и осуждались новаторство, креативность, индивидуализм, доверять можно было только древним источникам знаний, причём чем он древнее, тем по́длиннее, и тем больше можно доверять истинам, в нём изложенным.
  • Комментаторство и экзегетичность. Комментаторский жанр преобладал над остальными, так как Священное Писание не поддавалось ни анализу, ни критике. Однако же Библия содержала много непонятных, противоречивых догматов и поэтому христианские экзегетики ставили перед собой задачу толкования священных текстов, таблиц, чтобы разъяснить все противоречия, проинтерпретировать их для понимания простых людей.
  • Дидактизм. Общие установки, заложенные в Библии, носили характер проповедничества, являясь нравоучениями. Они побуждали человека к образованию, воспитанию, спасению жизни путём примыкания к религии и Богу.

Основные представители

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена

Тертуллиан (160—220 гг.) — христианский писатель из Карфагена, представитель апологетики. Его основная позиция заключалась в том, что философия абсолютно чужда христианству, а потому и религии в целом. Вера в Бога уже истина, а потому не требует доказательств и философских рассуждений по этому поводу.

Парадокс в том, что осуждая греческих философов, но при этом считая очевидными и верными некоторые кинические и сократовские положения, Тертуллиан всё же начал включать их в своё учение.

Писатель считал, что человек должен хранить христианскую веру, заниматься самопознанием и аскетизмом. Философия же, по его мнению, всё извращает, лишние мудрствования в виде философских учений только отвлекают от истины, которую даёт религия.

Августин Блаженный (354—430 гг.) — один из представителей ранней средневековой философии, выдающийся систематизатор патристики, носил титул епископа гиппонского в Северной Африке. Содержание его трудов носило крайне теоцентричный, противопоставленный пантеизму, характер. Бог не имеет телесного обличия, но при этом является отдельной личностью, находящейся во взаимосвязи с сотворённым им миром. Им была выдвинута идея о бесконечности божественного начала. Теории Августина о бытии и познании близки к направлению неоплатонизма.

Августин Блаженный

Европейский философ солидарен с неоплатонистами в том, что всё сущее является добром, а зло — не отдельные материальные объекты, а отсутствие добра. Блаженный критикует скептицизм, направляя людей доверять лишь собственным ощущениям и чувствам, но никак не разуму. Отсюда принцип резкого возвышения церкви и порицания государства.

В своих ранних учениях философ заявлял, что время для него — характеристика изменения, но не более. Не существовало никакого времени до момента создания Богом мира, прошлое — это память, будущее — надежда. Здесь присутствует гносеологический аспект средневековой философской мысли, что познание мира происходит исключительно через Бога.

Однако позднее Августин Блаженный стал сторонником религиозного фатализма. В пример тому он приводил существование пророков, способных лицезреть будущее, а значит, оно где-то есть.

В отказе от собственных взглядов путём выявления в них ошибок и заблуждений заключался путь Августина Блаженного к совершенствованию.

Фома Аквинский

Фома Аквинский (1226—1274) — философ и богослов из Аквино, близ Неаполя. Известен тем, что систематизировал знания ортодоксальной схоластики. Его основной идеей было то, что вера (религия) и разум (философия) — это разные пути, ведущие к одной цели. Тем не менее предметы познания двух наук не всегда совпадают. Есть проблемы, открытые вере и разуму, то есть те, что могут быть логически доказаны (естественная теология). Среди них вопрос о существовании и единстве Бога, бессмертии души. Однако существует много истин, неподвластных разуму (священная теология). Например, троичность Бога, непорочное зачатие и другие.

Фома Аквинский, в отличие от Августина Блаженного, считал, что разум, независимо от веры, способен постигать отдельные истины. Но для спасения человеку необходимо знать нечто такое, что недоступно понять только разумом и можно познать лишь через божественное откровение.

Значение философии средневековья для последующего развития науки заключалось в том, что она стала связующим звеном между философией Античности и эпохи Возрождения, ведь сохранила и развила ряд античных философский идей христианского учения. Философия Средних веков формулируется путём господства религии, но равноправием веры и разума. На основе её догматов сформировались многие современные научные дисциплины.

Читайте также: