Тренинги по проектной деятельности в школе

Обновлено: 05.07.2024

Учимся работать над проектами

Образование — это то, что остается,
когда все выученное забыто.
Б.Ф. Скиннер

В международном исследовании образовательных достижений учащихся PISA (Program for International Student Assessment), которое с 2000 года трижды проходило более чем в тридцати странах мира, российские школьники ни разу не поднялись выше 27-го места. Это свидетельствует об очень низком уровне их компетентности, не означая, однако, что наши школьники мало знают или что их плохо учат. Знаний у них достаточно, и учат их по-прежнему в большинстве случаев хорошо. Но учат не совсем тому, что необходимо современному человеку.

Российская школа, верная советским традициям, наполняет головы своих учеников валом информации. А вот умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, гибко реагировать на новые вводные — то есть применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт, российских школьников не учат. По крайней мере, в стенах школы.

А между тем будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний — бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности — вот чему должна учить школа.

В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, в частности к проектной деятельности. Этот относительно новый вид школьной работы позволяет развивать специфические проектные умения:

• распознать проблему и преобразовать ее в цель предстоящей работы;

• определить перспективу и спланировать необходимые шаги;

• найти и привлечь нужные ресурсы (в том числе мотивировать других людей на участие в своем проекте);

• точно реализовать имеющийся план, а при необходимости оперативно внести в него обоснованные изменения;

• оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки (чтобы избежать их в будущем);

• осуществить презентацию результата своей работы и самопрезентацию своей компетентности.

Участие в проектной деятельности способствует развитию у детей проектного мышления, характерного для современных лидеров политики, бизнеса, искусства, спорта.

Проектная деятельность уже в процессе учебы дает школьникам возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение — приобретать новые умения и добывать новые знания. Это умение останется у будущих выпускников, абитуриентов, студентов, молодых специалистов, профессионалов различных областей деятельности через многие годы после школьной учебы, когда конкретные знания из различных школьных дисциплин, может быть, забудутся.

Часто, не вникнув в суть проектного метода, учителя берутся за него лишь для того, чтобы формально соответствовать требованиям руководства. Не понимая смысла и назначения проектной деятельности, они фактически выхолащивают ее суть и поэтому оказываются не в состоянии развивать у детей специфические проектные навыки.

Цикл из семи семинаров с элементами тренинга удобнее начинать в октябре, проводить один раз в месяц и завершать в апреле, то есть таким образом, чтобы не затрагивать наиболее горячую пору начала и окончания учебного года. Можно проводить занятия чаще, тогда удастся уложиться в более короткий срок. Однако каждое занятие завершается домашним заданием, на выполнение которого участникам потребуется определенное время, что может создать некоторые трудности.

В результате можно сделать следующие выводы:
-Необходимость применения проектной методики в современном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности студента (учащегося), его подготовки к реальной деятельности.
-Применение проектной методики даёт высокие результаты на всех этапах обучения, т.к. Сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
Прежде всего, это обусловлено:
-Проблемным характером проектной деятельности, в её основе лежит практически или теоретически значимая проблема, связанная с реальной жизнью;
-Неконфликтным характером проектной деятельности: проектная методика предполагает устранение прямой зависимости обучаемого от преподавателя путем перестраивания их отношений в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности.
В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию, уровень самостоятельности обучающихся, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

Автор: Иванова Ольга Александровна, Никитина Галина Николаевна

Организация: Чатлыковская средняя общеобразовательная школа

Населенный пункт: Свердловская область, с. Чатлык

Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т.е. его готовности сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, должен опираться на определенные внутренние ресурсы учащегося, к которым, помимо знаний, навыков, предметных умений, следует отнести освоенные способы деятельности.

По мнению многих исследователей, эффективно работающая команда намного превосходит по возможностям простую сумму возможностей ее непосредственных участников. За счет системного эффекта, когда достоинства одних дополняются знаниями и достижениями других, а недостатки становятся стимулом к общему развитию, команда достигает поставленных целей быстрее и легче, нежели отдельный человек. Поэтому необходимость групповой работы в процессе учебной деятельности школьников постоянно актуализируется педагогам.

Но, все выше сказанное относится только к правильно организованной групповой работе, к эффективному групповому взаимодействию. Что делает людей, собравшихся вместе, командой? По каким законам строится групповое взаимодействие? Что повышает и что понижает его эффективность? Ответы на эти и другие важные вопросы должны непременно знать организаторы групповой работы. И если в младших классах эту роль безраздельно берет на себя учитель, то в среднем звене он должен делить ответственность с участниками группового взаимодействия – самими учениками.

Включаясь в групповую работу над проектом, подростки меньше всего озабочены правильным составом группы, соблюдением основных законов взаимодействия. Ими движет чаще всего или общий интерес, или общая цель, или дружеские симпатии. Задача педагога – помочь ребятам превратить случайно или даже спонтанно возникшую группу единомышленников (а то и просто приятелей) в эффективно работающую команду.

Для этого необходимо, чтобы ученики были знакомы с основами командообразования, умели правильно и продуктивно вести себя при возникновении конфликтов, были готовы разделить ответственность за результат коллективного труда – как при успехе, так и при неудаче.

- умения включатся в переговоры относительно процедур совместной деятельности, задач, способов командной работы;

- умения обозначить затруднения в командной работе и обратиться за помощью (при неспособности самостоятельно устранить эти затруднения);

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление познакомит с организацией проектной деятельности, как одно из условий повышения качества и эффективности обучения младших школьников.

Мастер-класс:

Токарева Марина Алексеевна,

учитель начальных классов

Цель: повысить мотивацию коллег к активному внедрению проектов в образовательную деятельность учащихся.

Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класса и его участников.

Познакомить с организацией проектной деятельности, как одного из условий повышения качества и эффективности обучения младших школьников.

Стимулировать у коллег творческую деятельность с учащимися в работе над проектами.

Форма: практическое занятие

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Проектная деятельность очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу, она обеспечивает учащимся возможность самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающей жизни. Отсюда – главное в работе учителя – научить детей самостоятельно добывать знания. При использовании метода проектов меняется роль учителя. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора.

Для начала необходимо выяснить, что такое проект. Проектирование — это деятельность, направленная на создание нового продукта, имеющего социальную и/или личностную значимость. Иными словами, проект — это то, что вы делаете САМИ, а результат (продукт) может быть ПОЛЕЗЕН другим и/или вам самому в последующем. Смысл проектной деятельности заключается не только и не столько в создании продукта. Очень важно научиться планировать и организовывать собственную деятельность, доводить свой замысел до конечного результата.

Я надеюсь, что наша совместная работа поможет систематизировать знания и раскроет некоторые приёмы организации данного вида работы на уроках.

Хотелось бы отметить, что проектирование и исследование - изначально принципиально разные вещи.

Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга.

То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

Важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование.

В основе метода проектов и метода исследований лежат:(слайд 2)

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований(слайд3)

по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

По количеству участников: (коллективные, групповые, индивидуальные);

По месту проведения: (урочные и внеурочные);

По времени: (мини- проекты могут укладываться в один урок или часть урока. Работа над проектом ведется в группах, продолжительность - 20 минут (подготовка -10 минут, презентация каждой группы - 2 минуты).Краткосрочные требуют выделения 4-6 уроков. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома. Долгосрочные могут выполняться как в группах, так и индивидуально, в течение учебного года.

По теме: (предметные или свободные);

По степени самостоятельности выполнения: (самостоятельно, с родителями, под руководством учителя и т.д.);

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Я хочу познакомить вас с методикой Александра Савенкова. Доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета, академик.

Предлагаемая методика А.И. Савенкова позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях.

Перед вами- основные этапы исследования(общенаучные подходы)- слайд 4

Выделение и постановка проблемы (Выбор темы исследования, карточки, из которых дети выбирают тему)

Выработка гипотезы, предположений (подумай сам)

Поиск и предложение возможных вариантов решения (это и есть составление плана исследования)

Сбор материала (кармашки с эмблемами)

Обобщение полученных данных (набор пиктограмм)

Подготовка материалов исследования к защите

Путь развития исследовательских способностей А. Савенков предлагает проводить поэтапно:

Этап тренировочный

Задания на развитие способности видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы

Развитие умений давать определения понятиям

( Подготовительные занятия - описание, характеристика, пример, сравнение;

Умения ограничивать понятия – объяснить, что это такое (автомобиль, здания, одежда, мебель);

Умения обобщать(лук, редис, огурцы – овощи и т.п.); загадки, кроссворды)

Тренинги- классификации, наблюдения, эксперименты( с магнитами и т.п.)обязательно делать выводы

Развитие умений делать умозаключения

2 этап самостоятельные учебные исследования

Используем методику с кармашками, но сначала нужно выбрать тему исследования.

Карточки с темами лучше всего разложить перед детьми или прикрепить на доске и включить всех детей в обсуждение по поводу выбора темы.

Тема выбрана. Попугай

Составление плана исследования

Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать все, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать ее.

Как это можно сделать?

(Если дети назвали прочитать в книге, положите карточку с изображением книги и т.д.)Так постепенно у нас выстраивается цепочка методов исследования.(слайд 5)

Следующий шаг - сбор материала. Его надо зафиксировать в сознании всех участников занятия. Мы начинаем действовать по намеченному плану.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем использовать наряду с обычным пиктографическое письмо.

Как мы помним, первый из выделенных нами методов –




Например, исследователи пришли к мысли, что попугаи могут быть большими друзьями людей. Нарисуем маленького человечка и рядом с ним попугая.


Так, например, в нашем случае кто-то может подсказать, что попугаи только в северных странах живут в неволе, а в теплом климате они широко распространены в дикой природе и изначально это не домашние, а дикие птицы. Просто они легко приручаются и потому хорошо ладят с человеком


Пальмы будут напоминать нам о дикой природе, солнце -о теплом климате, а нарисованный рядом попугай будет дополнять общую картину, свидетельствующую о том, что перед нами именно дикая, а не домашняя птица.

Возникают сложности т.к. дети 1 класса ещё не умеют читать, можно просто ограничиться просмотром иллюстраций или попросить помощи у того, кто может прочитать (учитель).

В ходе наблюдений мы можем изучать особенности поведения попугая и его реакции на различные события. Все это надо зафиксировать на наших листочках.

Можно провести даже эксперименты

Например, боится ли наш попугай громких звуков и резких движений? Любит ли он музыку? Чем он питается и какую еду предпочитает? Ест ли он что-то необычное? Можно ли его обучить чему-либо?

Если какой-то из методов на начальных этапах работы не идет, не страшно - можно не акцентировать на этом внимание

Обобщение полученных данных

Теперь собранные сведения надо проанализировать и обобщить.

И начинаем смотреть и рассуждать, что интересного мы узнали, что нового мы можем рассказать другим по результатам проведенного исследования.

Для ребенка это очень сложная задача. Но вместе с тем на этом материале можно развивать мышление, творческие способности, речь ребенка.

Во-первых, выделим главные идеи, отметим второстепенные, а затем и третьестепенные.

Практически это выглядит так: два добровольца-исследователя по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи-пиктограммы, делают доклад.

Начали они с определения основных понятий, сказали, кто такой попугай, рассказали, где он живет и чем питается, затем продолжили свое повествование, опираясь на собранный материал.

После выступления исследователей надо обязательно устроить его обсуждение, дать слушателям возможность задать вопросы.

Как только вы почувствовали, что дети освоили общую схему деятельности, можно перейти к другому варианту организации этой работы - самостоятельной исследовательской практике детей.

Все исследовательские работы и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то несколько сворачивался.

Какими могут быть темы детских исследований( слайд 6)

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.

Например, ребенок делает проект космического корабля, создает какую-то волшебную машину или прибор.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ - темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Проведение исследований, включающих собственные наблюдения и эксперименты, очень ценно в плане развития самого исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ - темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.

Обобщив эту информацию, можно найти интересные закономерности, незаметные для поверхностного взгляда. Структурировав полученные данные, можно представить выявленные сведения для обсуждения в коллективе сверстников.

Практическая часть.

Выбор темы. Определим одну общую тему нашего исследования по карточке с картинками. (Белый медведь)

Составление плана исследования.

Для того чтобы выполнить эту работу, надо собрать всю доступную информацию и обработать ее. Как это можно сделать?

Теперь нам надо сделать наш план более строгим и последовательным.

Сбор материала.

Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу пытаться их фиксировать. Мы можем их схематично зарисовывать.

Учителя разбиваются на 4 группы, каждая группа получает 2 карточки с видом исследования и с вопросами на данную тему. (Белый медведь) Группы занимают места за столами.

Читайте также: