Каково значение педагогического ринга в методической работе с педагогами доу

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Тимченко Надежда Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР-детский сад №49"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Педагогический ринг "Экологическое воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

часть. Теоретическая.

часть. Практическая.

1 задание.
Постройте схематически систему педагогического взаимодействия, направленного на экологическое развитие детей (совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность детей).

часть. Творческая.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методический ринг как инновационная форма методической работы в образовательной организации

Методический ринг - это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Методический ринг – групповая форма работы, которая проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их педагогической и общекультурной эрудиции.

Методический ринг - одна из активных форм организации методической работы с педагогами образовательной организации. Проводится методический ринг с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления их общей эрудиции.

Методический ринг - разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на вопрос.

Цель и задачи методического ринга как формы методической работы

Цель: создание условий для совершенствования профессиональных знаний педагогов в Образовательной Организации.

- повысить научно-методический уровень молодых преподавателей и мастеров производственного обучения;

- вовлечь педагогов в процесс популяризации собственной деятельности;

-включение педагогов в активный диалог;

-ориентирование педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе;

- совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;

- выявление и распространение передового педагогического опыта;

-внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий.

Структура (этапы) методического ринга

Этапы проведения методического ринга:

1.Объяснение цели, общего сценария и правил игры (ведущий знакомит участников с темой игры и ее правилами, игроки делятся на две команды по 5 человек, выбираются капитаны).

2.Рапределение ролей: разделение игроков на команды и назначение капитанов (за месяц до проведения педагогического ринга участники мероприятия делятся на 2 команды, каждая команда выбирает своего капитана, который будет принимать окончательное решение в спорных вопросах ; продолжительность обсуждения внутри команды не более 5 минут; ведущий четко следит за соблюдением регламента и ходом игры).

4.Итог игры, награждение участников (ведущий предоставляет слово экспертам, которые подводят итог ринга по количеству набранных в каждом задании баллов).

Этапы проведения методического ринга:

1. Вступительное слово (знакомство-приветствие).

3. Деление на команды (можно предложить разные способы).

4. Командные соревнования.

5. Итог игры. Рефлексия (подведение итогов, награждение участников).

Формы проведения методического ринга

Существует несколько вариантов проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг как соревнование. Ринг как разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к минимуму — до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует необходимую группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае необходимости.

Специально созданная группа анализа оценивает уровень подготовки лидеров, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

В паузах между рингами зрителям предлагаются различные игровые задания, решение педагогических ситуаций, задач.

Второй вариант проведения методического ринга сводится к соревнованию методических идей в реализации одной и той же проблемы. Творческие группы по защите методических идей формируются заранее.

В этом варианте, как и в предыдущем, создается группа анализа (экспертная группа), которая оценивает уровень подготовленности участников и мастерство подачи материала.

Соревнование методических идей завершается обобщающими выводами.

Конспект проведения методического ринга в образовательной организации

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов;

- совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса;

- выявление и распространение передового педагогического опыта;

- внедрение и распространение современных инновационных образовательных технологий.

1.Вступительное слово.

Цель нашего мероприятия: совершенствование профессиональных знаний педагогов, повышать методический уровень, способствовать творческому поиску.

Главная характеристика дополнительного образования – это

образование возможности быть личностью. Подлинное образование – это

всегда соединение обучения и воспитания. Воспитания личности, воспитания

души. Ведь цель образования – получение не только знаний (что важно и

необходимо), но и мудрости. Поэтому в условиях модернизации системы

российского образования мы ставим акцент на духовно содержательную

сторону образования, воспитания и развития детей и подростков.

Целью воспитания является личность, способная строить достойную

жизнь. Именно личность, человек – ключевая в системе современного

образования: она указывает на цель, она определяет средства воспитания, она

есть результат и главный критерий дополнительного образования и критерий

результативности деятельности педагога.

Одним из основных нормативных документов, регламентирующих

жизнедеятельность детского коллектива являются образовательные

программы учебных групп. Образовательные программы решают триединые

задачи обучения, воспитания и развития. В последние годы воспитание и

развитие выходят на передний план. Несмотря на разнонаправленность,

каждая образовательная программа обладает высоким воспитательным

потенциалом для развития ребенка.

Образовательные программы помогают реализовать целый комплекс

воспитательных задач. Так, образовательные программы художественной

направленности знакомят обучающихся с разными видами искусства,

живописью, музыкой, архитектурой, содействует воспитанию личности,

готовой участвовать в диалоге культур, бережно относящейся к богатствам

цивилизации, к собственной национальной культуре.

Однако не всегда воспитательный потенциал объединения оказывается

эффективно используемым. Одной из причин существования данной

проблемы является низкое качество планирования процесса воспитания и

жизнедеятельности кружковцев, недостаточное использование потенциала

своей образовательной программы. Современный педагог должен владеть

широким арсеналом форм и методов организации воспитательной работы и

быть готовым к изменению подходов в решении огромного спектра воспитательных задач.

3.Деление на команды.

1 Кто был старостой в классе, секретарем комитета комсомола и т.п.? (выбирается по 1 человеку).

2 Кого бы вы пригласили к себе на 100-летний юбилей? (выходят приглашенные).

3 А кого вы пригласили бы, чтобы рассказать о своих проблемах и попробовать решить их? (ещё по одному человеку).

4 С кем бы вы поехали на курорт или за границу? (выходит по 1 человеку). Он будет состоять из 3 раундов. Каждый раунд будет оцениваться компетентным жюри.

4.Командные соревнования.

Вам необходимо как можно быстрее дать ответ на вопрос. Выигрывает та команда, которая правильно ответит на большее количество вопросов.

1.Назовите основной документ педагога дополнительного образования. (дополнительная образовательная программа).

2.Перечислите виды образовательных программ. (типовая, модифицированная, адаптированная, авторская, интегрированная).

3.Дайте определение слову Воспитание. ( целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями).

4.Что такое Воспитанность? учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях.

5.Что такое Воспитательная система? комплекс воспитательных целей; людей их реализующих в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между её участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

6.Что такое Гражданское воспитание? формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным.

8. Когда была принята Декларация прав ребенка? принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года.

9.Дайте определение термину Нравственное воспитание. Формирование нравственно цельной личности, у которой сознание, нравственные чувства, совесть, воля, навыки и привычки общественно ценного поведения находятся в неразрывном единстве.

10. Что такое Саморазвитие личности? становление индивида как субъекта собственной жизнедеятельности.

Итак, закончился 1 раунд. Жюри подводит итоги. А мы с вами поговорим об инновационных технологиях. Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление собственной нравственной, гражданской позиции, организации самостоятельной, творческой деятельности.

Мы начинаем 2 раунд.

1 Дайте определение термину Педагогическая технология. (система

приемов, направленная на решение определенных педагогических задач,

позволяющая оптимизировать обучение и воспитание. Технология –

относительно законченная часть методики и в то же время самостоятельное

явление, которое можно встраивать в различные методики).

2 .На обдумывание этого вопроса вам дается 3 минуты. Перечислите новые педагогические технологии. Какие технологии вы применяете на своих занятиях? (- личностно-ориентированная технология, игровая технология, технология педагогики успеха и сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, технология формирования ценностного самоопределения личности, технологии организации и проведения группового воспитательного дела, технология проектов, технология проблемного обучения, коллективное творческое дело, диалоговые технологии, тренинг общения и т.д.)

На обдумывание дается 5 минут.

Целевым ориентиром для отслеживания личностных достижений воспитанников выступает модель выпускника. Предлагаю вам за 5 минут определить, какими качествами должен обладать ученик нашей школы.

1. Развитым интеллектом, владеющим специальными знаниями, умениями, навыками по выбранному направлению.

2 .Культурой умственного труда, творческим воображением, потребностью в здоровом образе жизни.

3. Активностью, оптимизмом, стремлением к достижению целей.

4. Чувством собственного достоинства, наличием высоких целей, ценностейи смысла жизни.

5. Способностью понимать, сочувствовать, сопереживать другому.

6 .Знанием культуры и традиций своего народа, освоивший основные социальные нормы человеческого общежития, способный строить свои отношения с людьми.

5.Итог игры. Рефлексия.

Подошел к концу наш Методический ринг. Я попрошу жюри определить команду-победительницу конкурса.

А теперь я вас попрошу высказать свое мнение о нашем сегодняшнем мероприятии. Предлагаю вам 3 вопроса к сути:

1. Самая важная мысль ринга.

2.Самая спорная мысль ринга.

3 .Новые идеи, возникшие в ходе ринга.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников.
Задачи:
*уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями;
*активизировать педагогическое мышление воспитателей, как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности;
*активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практическую работу опыта коллег из других ДОУ;
*поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.



2. Выберите наиболее полный ответ:Семейное воспитание – это…
– более или менееосознанные усилия по воспитанию ребенка;
– управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
– воспитание детей в условиях семьи;
– средство семейного образования;
– форма общеобразовательной подготовки родителей.

3. Назвать метод не относящийся к методам изучения семей воспитанников:
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– интервью с родителями;
– лабораторный эксперимент.

4. К методам активизации родителей относится –
– доклад педагога;
– вопросы и приведение примеров;
– игнорирование ребенка;
– диагностика;
– контроль;
– игра.

5. Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями?
– собрания;
– конференции;
– конкурсы;
– информационные стенды;
– беседы.

6. Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?

– телефон доверия;
– ток-шоу;
– конкурсы;
– викторины;
– консультации.

7. Традиционные формы работы (уберите лишнее)
– индивидуальные;
– подгрупповые;
– коллективные;
– наглядно-информационные.

8. К познавательным формам общения не относится…
– педагогические брифинги;
– собрания;
– консультации;
– устные журналы;
– фольклорные праздники;
– брэйн-ринги

Ситуация 1.
В детский сад обратилась мама пятилетнего Коли с жалобой на воспитателя. Она считает, что воспитатель не должна заставлять ребенка убирать за собой игрушки, для этого есть нянечка. Ребенок должен развиваться, а не заниматься уборкой.
Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.

(Здесь требования воспитателя отменяются самой же мамой, поэтому работа должна вестись не с ребенком, а с его родителями.Тогда эффект от подобного воспитательного воздействия будет заметен).

Ситуация 4.
Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, обвиняют воспитателя, что он плохо следит за детьми.Предложите такой вариант реагирования на данную ситуацию, который с педагогической точки зрения наиболее правилен. Объясните Ваш выбор.

Ситуация 6.
Свету очень часто привозили в детский сад в 10.30, время, когда все занятия подходили к концу, и оставалась только прогулка и общение с детьми. Часто не приводили совсем. Группа подготовительная, логопедическая. Забирала её бабушка рано после полдника.
Воспитатель стала говорить, что такие посещения пользы ребенку не принесут. Мама пожаловалась заведующей, что воспитатель их учит. Итог: девочку забрали из детского сада, записали в подготовительную группу при школе. Что было неправильного в действии воспитателя?

Комментарий психолога: Во-первых, совершенно недопустима установка на родителя, как на соперника, поучающая позиция может обидеть даже очень уравновешенных родителей. Помните, родители и воспитатели – сотрудники в деле воспитания ребенка.
Во-вторых, утверждение о том, что посещение детского сада (даже нерегулярное) не приносит пользы ребенку, по меньшей мере, непрофессионально. В любом случае, общение с коллективом сверстников в игре не только полезно, но и остро необходимо в дошкольном возрасте.
Помните, в подготовительной группе детского сада решаются не только образовательные задачи!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо быстро и точно дать ответ (кто первый поднимет флажок, тот и отвечает). За каждый правильный ответ – 1 балл.

3.Назовите классификацию форм работы с родителями?

(коллективные, индивидуальные, наглядно- информационные)

4.Сколько раз в год проводятся групповые родительские собрания?

5.Как называется форма работы с родителями, когда они могут прийти в детский сад и увидеть работу педагогов с детьми

(День открытых дверей)

6.Метод письменного опроса родителей, по какой либо теме, с целью выяснить их мнение и отношение. (Анкетирование)

7.Эта форма работы с родителями может быть и индивидуальная и коллективная, и устная и письменная (Консультация)

8.Традиционная познавательная форма взаимодействия c родителями (Родительское собрание)

9.Основной метод изучения семей воспитанников. (Наблюдение).

2.Назовите основные этапы подготовки родительского собрания. Участники записывают на бумаге, передают жюри, оценивают точность составления плана, этапы подготовки.

1.Разработка плана проведения и хода мероприятия.(Сценарий родит. собрания)

2.Объявление для родителей о проведении родительского собрания (за неделю до родительского собрания)

3. Анкетирование родителей по теме собрания.

4. Изготовление приглашений каждой семье.

5. Изготовление памяток с советами на тему собрания.

6. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Слайды.
Анкетирование — техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет.
Взаимодействие — взаимопроникновение, общение, обмен мыслями, чувствами, идеями.
Воспитание родителей — международный термин, под которым понимается помощь родителям в выполнении ими функций воспитателя собственных детей, родительских функций; необходимо для оптимизации процесса воспитания ребенка, для здоровья самого общества.
Общение — специфический для субъектов способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми.
Педагогическая рефлексия — умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых методов; осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации.
Семья — исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Содержание — определяющая сторона целого, совокупность частей предмета.
Метод — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.
Форма - внешнее выражение какого – либо содержания.

Субъект – Это тот кто осуществляет деятельность (человек)

Диалог- это разговор двух или нескольких людей

Вопросы представлены на слайде, кроссворд на листках бумаги. Заполненный кроссворд сдается жюри.

3. Назвать метод, не относящийся к методам изучения семей воспитанников:
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– интервью с родителями;
– лабораторный эксперимент.
4. К методам активизации родителей относится –
– доклад педагога;
– вопросы и приведение примеров;
– игнорирование ребенка;
– диагностика;
– контроль;
– игра.
5. Что относится к традиционным формам общения педагога с родителями?
- телефон доверия;
– ток-шоу;
– конкурсы;
– викторины;
– консультации.

6. Что относится к нетрадиционным формам общения педагога с родителями?
- собрания;
-конкурсы;
- информационные стенды;
- беседы.

7. Выберите правильный ответ.
Варианты ответа:
а) отношения педагога с родителями строятся по типу партнерских;
б) педагог должен использовать авторитарные методы;
в) педагог должен использовать либеральные методы;
г) педагог должен использовать традиционные методы общения с родителями;
д) педагог должен использовать нетрадиционные методы
общения с родителями.

-Е. М. Мастюкова;
-И. П. Подласый;
-Б. Р. Борщанская;
-И. М. Майдиков;
-Е. П. Арнаутова.

Читайте также: