Физкультурная площадка в доу что должно быть

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Спортивная площадка в детском саду.

Методическое пособие

Полноценное и разностороннее, физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможны без правильно организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. Чтобы обеспечить их, необходимо в дошкольном учреждении создать физкультурную базу, т. е. соответствующие условия как в помещении, так и на участке.

Физкультурная площадка простейшего типа с естественным грунтовым покрытием площадью не менее 250 м должна планироваться в непосредственной близости от игровых участков старших групп. Это позволит использовать её не только для проведения занятий, подвижных игр, но и для самостоятельной двигательной деятельности.

На участке, отведённом под физкультурную площадку, прежде всего необходимо провести вертикальную планировку, то есть выровнять поверхность земли. Уровень площадки должен быть на 5-7 см выше окружающей территории и слегка понижаться к границам площади, что обеспечит сток дождевых вод. Вдоль продольных краёв следует выкопать дренажные канавки глубиной 20-30см и шириной 30-40см, заполнить их крупным щебнем (гравием), а сверху засыпать песком.

После вертикальной планировки и создания травяного покрова производится разбивка площадки, определяются места размещения стационарного оборудования и снарядов (они устанавливаются, как правило, по краям). Их перечень и количество должны обеспечить условия для развития всех основных движений.

Гимнастическая стенка. В зависимости от размера физкультурной площадки можно установить четырёх- или шестипролётную гимнастическую стенку.

Шестипролётная стенка состоит из двух тройных секций, соединённых под углом 120, что придаёт ей устойчивость. Четырёхпролётная устанавливается в развёрнутом виде.

Возможно использование ещё одного образца гимнастической стенки – двухсторонней. В этом случае две четырёхпролётные стенки устанавливается параллельно одна дугой(на расстоянии не менее 50см) вдоль одной из продольных сторон площадки. Эта конструкция удобна тем, что на ней одновременно могут выполнять упражнения две группы детей. Высота каждой гимнастической стенки 250-280см, ширина пролёта 80см, расстояние между перекладинами 22-25см, диаметр перекладин 3см.

При окрашивании гимнастической стенки следует выделить цветом перекладины на высоте 150 и 200см, а также верхнюю перекладину. Это позволит регулировать высоту лазанья при выполнении упражнений детьми разного возраста(вставить№1)

Четырёхгранная башня также предназначена для упражнений в лазанье, имеет форму усеченной пирамиды. Размеры башни: нижнее основание 2х2м, верхнее основание 90х90см, высота корпуса220см.

Верхнее основание и боковые поверхности башни закрывают досками. Через центр пирамиды проходит забетонированная в земле металлическая стойка, которая поднимается над верхним основанием башни не менее, чем на 100см. За крючья, приваренные к стойке на высоте 50см от верхнего основания башни, крепят четыре каната диаметром 2,5-3см. С их помощью дети поднимаются на башню, опираясь ступнями на боковые грани, где закреплены планки размером 15х2х2см на расстоянии (по высоте) 25-30см от другой.

Канаты, шесты и верёвочная лестница подвешиваются на крюки, приваренные к подвижным кольцам, надетым на трубу диаметром не менее 5см (труба закреплена на вертикальных металлических стойках) Если позволяет площадь, лучше поставить две конструкции: одну для канатов и шестов, вторую- для верёвочных лестниц.

Высота стоек (от земли) 270-300см.Расстояние между стойками для канатов и шестов 150см, расстояние от стойки до каната(шеста) 40-500см, между канатами(шестами)50-60см. Расстояние между стойками для лестниц 200см, от стойки до лестницы 30-40см, между лестницами50-60см. В зависимости от поставленных на занятии задач снаряды на стойках могут быть подвешены в разных сочетаниях: верёвочная лестница и канат или шест ; канат, верёвочная лестница и канат и т.д. При таком комбинировании на трубу должно быть надето дополнительное количество колец с крючьями.

В зависимости от поставленных на занятиях задач снаряды на стойках могут быть подвешены в разных сочетаниях: верёвочная лестница и (канат или шест); канат, верёвочная лестница и канат и т.д. При таком комбинировании на трубу должно быть надето дополнительное количество колец с крючьями.

Предложенное расположение снарядов позволит детям не только выполнять упражнения в лазанье, но и в перелезании с каната на верёвочную лестницу, на шест и т.д.

Рукоход состоит из лестницы, горизонтально закрепленной на стойках. Длина лестницы 300-400 см, ширина 50см, диаметр перекладин 2,5-3см. При установке двух снарядов расстояние между перекладинами на одном рукоходе 25см, на втором- изменяющееся: 30см,15см, затем 25см и т.д.

Высота рукоходов от земли 150см и 160см. При такой высоте ребёнок, выполняя упражнение, может опираться ногами о землю (вставить 2)

Козлики по изготовлению очень просты. Два бревна (диаметр не менее15см) вкапывают в землю на расстоянии 90-100см одно от другого (учитывается толщина бревна). Сверху закрепляется третье бревно такого же диаметра длиной 90-100см. Высота снарядов 80см и 90см.

Препятствия устанавливают в два ряда (от четырёх до восьми штук в каждом) на расстоянии 80-100см одно от другого.

Сплошная стенка собирается из досок со сквозными прорезями для рук и ног, расположенными в шахматном порядке. Доски закрепляются между вертикальными стойками. Высота стенки 220см, ширина 160-180см. К стенке с двух сторон можно пристроить по одному пролёту лестницы.

Такие снаряды, как дуги и заборчик с вертикальными перекладинами, изготавливаются из металла и устанавливаются на площадке в два ряда на расстоянии 100см один от другого.

Заборчик с вертикальными перекладинами для пролезания и проползания змейкой. Основные размеры: длина не менее 300см,высота 60см, расстояние между перекладинами первой половины заборчика 40см, второй половины-50см. Диаметр каждой перекладины 3-3,5см.

Для обучения прыжкам следует иметь специальную оборудованную яму и ровную грунтовую дорожку для разбега, расширяющуюся до ширины ямы. Желательно так расположить дорожку, чтобы при разбеге солнце не светило ребёнку в глаза. Глубина ямы 40-50см.,длина 300-350см., ширина 200см.

Вдоль одного из боковых бортов закрепляется мерная планка, окрашенная в яркий цвет. Это помогает воспитателю определить длину выполненного прыжка.

Для упражнений в прыжках в высоту с места и с разбега устанавливают указатели высоты – деревянные съемные стойки. Они вставляются в металлические стаканы (отрезка трубы высотой 20-30 см), который вкапывают со стороны дорожки для разбега на некотором расстоянии от боковых бортов прыжковой ямы. На стойки через каждые 5 см наносят деления (с высоты 30 см до 60 – 70 см). Напротив делений сверлят отверстия, куда вставляют колышки для подвешивания шнура или резинки с грузом на концах. После занятия стойки вынимают, а стаканы закрывают пробками – заглушками.

По дорожке для разбега, если её длина 12 и более метров, дети могут преодолевать несложные препятствия, например перепрыгивать через натянутые шнуры. Для этогочерез каждые 2-3 метра с двух сторон дорожки вкапывают металлические стаканы, в которые вставляют деревянные стойки с делениями. Чтобы обеспечить безопасность при выполнении бега с препятствиями, между стойками лучше натягивать резинки яркого цвета. По боковым сторонам дорожки для разбега и ямы для прыжков следует предусмотреть зону безопасности.

На физкультурной площадке в качестве простейших и доступных снарядов для ряда упражнений устанавливают автомобильные покрышки разного размера. Расположить их можно параллельно одна другой, или в одну линию, или в два ряда на расстоянии 60-70см одна от другой. Высота от поверхности земли 60см. Покрышки можно поставить плотно в одну непрерывную линию, при этом их рабочая поверхность должна находиться на разной высоте от уровня земли (40.20,50.30см)

Полноценное и разностороннее физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста невозможны без правильно организованной двигательной деятельности и целесообразного двигательного режима. Чтобы обеспечить их необходимо в дошкольном учреждении создать физкультурную базу, т. е. соответствующие условия как в помещении, так и на участке.

Физкультурная площадка простейшего тира с естественным грунтовым покрытием площадью не менее 250 метров квадратных должна планироваться в непосредственной близости от игровых участков старших групп. Это позволит использовать ее не только для проведения занятий, подвижных и спортивных игр, но и для самостоятельной двигательной деятельности.

На участке, отведенном под физкультурную площадку, прежде всего необходимо провести планировку – выровнять поверхность и создать естественный травяной покров. Для посева рекомендуется стойкие к вытаптыванию травосмеси (мятлик луговой, овсяница красная, овсяница луговая, райграс пастбищный, полевица обыкновенная, клевер ползучий, тимофеевка луговая). Норма высева семян на 1 метр квадратный площади – 15-20 г при хорошей всхожести (95%). На почвах, где много семян сорняков, нормы посева повышаются до 25-30 г на 1 метр квадратный. Наиболее благоприятные сроки засева – с начала весны до середины июня. Первый раз скашивают траву вручную при высоте 10 см.

Часть физкультурной площадки может быть и с твердым покрытием, что позволяет проводить занятия в любое время года. Наиболее оптимальные размеры площадки – 24 на 15 м, но в зависимости от условий они могут колебаться от 30 на 18м

до 19 на 9м. Рекомендовано резино-битумное и асфальтовое покрытие. Занятия в холодное время года на асфальтовой площадке не нарушают развитие свода стопы детей. Кеды с войлочной стелькой и шерстяные носки создают достаточную амортизацию при выполнении интенсивных движений (бег, прыжки).

Уровень физкультурной площадки должен быть на 10 см выше уровня окружающей среды и слегка понижаться к ее границам, что обеспечит сток дождевых вод. После планировки проводится разбивка площадки, определяются места размещения снарядов. При их установке на физкультурной площадке во избежание травм детей необходимо соблюдать следующие требования.

1. Располагать оборудование по краям площадки так, чтобы большая часть ее использовалась для проведения подвижных игр, физкультурных праздников и досугов.

2. Следует предусмотреть зоны безопасности. Расстояние между снарядами должно быть не менее 2 м, расстояние до деревьев, кустарника и скамеек не менее чем 150 см. Кустарник и деревья необходимо своевременно подстригать. Под снарядами для лазанья, подъемов, соскоков (возможны срывы и падения) должна быть мягкая песчано-опилочная подушка толщиной 30-40 см.

3. Снаряды, сделанные из металла следует установить на прочном, устойчивом фундаменте.

4. У деревянного оборудования все части, находящиеся в земле, должны быть покрыты битумным лаком с целью предохранения от гниения.

5. Учитывая всестороннее воздействие упражнений на организм ребенка, важно правильно, разместить физкультурное оборудование, чтобы:

Обеспечить многократность повторения одного и того же движения;

Упражнения выполняемые ребенком поочередно на нескольких снарядах, не воздействовали на одну и ту же группу мышц;

Сильные по физиологическому эффекту упражнения сменялись упражнениями спокойного характера.

Вариантность размещения оборудования позволит при обучении переходить от простого к сложному, подбирать разнообразные сочетания упражнений. Предлагаемое нами оборудование исключает односторонность в физическом развитии и рассчитано на то, чтобы у детей вырабатывались и совершенствовались стереотипные и ситуационные движения.

Во время работы на снарядах инструктор координирует деятельность детей, вместе с воспитателем помогает им при выполнении сложных упражнений, обеспечивает страховку. Дети занимаются а спортивной одежде и обуви, в теплое время года – босиком.

Желательно, чтобы отдельные небольшие участки площадки были затенены. Скамейка и диванчики устанавливаются как на открытой ее части, так и на теневой, физкультурную площадку необходимо содержать в чистоте, регулярно пропалывать сорняки, скашивать траву, поливать, опрыскивать кустарник и крону деревьев.

На физкультурной площадке создаются условия для развития всех основных видов движений. Пролезание, лазание, перелезание относятся к любимым движениям детей. Упражнения в лазании на снарядах разной конструкции и высоты воспитывают ловкость, смелость и привычку к высоте.

Расположение снарядов на физкультурной площадке.

1. Гимнастическая стенка.

2. Бревно приподнятое.

3. Заборчик для пролезания с вертикальными перекладинами.

4. Стенка (сплошная) для перелазания.

7. Сектор для прыжков.

9. Стойка с канатами и веревочными лестницами.

12. Дорожка из малых заборчиков.

15. Стенка с горизонтальными перекладинами.

17. Дорожка из шин.

Расположение снарядов на дорожке препятствий.

4. Гимнастическая стенка.

5. Заборчик для пролезания с вертикальными перекладинами.

8. Стенка (сплошная) для перелезания.

10. Стойка с канатами и веревочными лестницами.

12. Дорожка из малых заборчиков.

13. Дорожка из шин.

14. Бревно приподнятое.

15. Стенка с горизонтальными перекладинами.

17. Сектор для прыжков.

Предметно развивающая среда в дошкольном учреждении Презентация"Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении. В которой показано оформление продуктивной деятельтности в группах. Данная.

Чтобы полноценно развиваться, дошкольники должны проводить 3-4 часа в день на свежем воздухе. В детских садах для прогулок оборудованы специальные площадки. Разбираемся, как они должны быть обустроены согласно СанПиН и ФГОС и что делать, если эти правила нарушаются.

Как должны быть обустроены детские площадки с точки зрения СанПиН

Пространство. В новых СанПиН не сказано, какого размера должна быть площадка для прогулок в детском саду. Но, во-первых, понятно, ее должно хватать для всех групп. Во-вторых, участки разных групп должны быть отделены друг от друга. В-третьих, на площадке нужно разместить теневой навес, который чаще оборудуют как веранду, песочницы, место для игр и спортивных занятий. В-четвертых, можно ориентироваться на старые СанПиН, по которым на одного ребенка должно было приходиться не меньше 9 кв.м. игровой площадки.

Покрытие должно быть мягким, натуральным или полимерным, без дефектов. Если появляются дефекты, покрытие необходимо менять. Конечно, это не твердый асфальт.

Оборудование. На площадке должны быть навес, песочницы, оборудование для детских игр. Точных требований к оборудованию в документах нет — дошкольные организации сами решают, какое подойдет им лучше. Но все оборудование должно соответствовать ГОСТ и СНиП (строительные нормы и правила). Например, у любого оборудования должны быть закругленные углы, у горок должны быть перила на лестницах и скате.

В песочницах необходимо менять песок раз в год — новый песок нужно проверить в лаборатории на отсутствие паразитов.

Как должны быть обустроены детские площадки с точки зрения ФГОС

В ФГОС дошкольного образования нет точных формулировок насчет детской площадки и прогулок. Но, во-первых, сказано, что для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, в том числе, ролевая. Во-вторых, понятно, что прогулки должны быть устроены так, чтобы помогать детям в социальном, физическом и познавательном развитии.

Можно ознакомиться с рекомендациями, которые публикуют производители детских площадок. На площадках нужно размещать оборудование, которое подойдет для индивидуальных и микрогрупповых игр, а также оставлять совместное пространство для подвижных игр. Для индивидуальных занятий подойдут пружинные качели, которые укрепляют ощущение равновесия и координацию, обычные качели со спинкой и передними перилами, чтобы ребенок не выпал, лазы. Для парных игр и игр в микрогруппах подойдут песочницы, домики, качели-балансиры.

Но, конечно, качество прогулки больше зависит не от оборудования, а от компетенций воспитателя. Если прогулка продумана, поддерживает любознательность детей и желание общаться, то можно обойтись песочницей, веточками и фантазией.

Что делать, если оборудование на детской площадке не соответствуют правилам

Родители могут заметить три проблемы, связанные в детской площадкой:

оборудование не соответствует ГОСТ, то есть небезопасно,

оборудования на площадке мало,

с оборудованием ребятам скучно играть.

Если оборудование не соответствует ГОСТ, например, нет горках нет перил, в песочницах затхлый песок, металлические элементы ржавеют или рассыпаются, площадка заасфальтирована, то нужно обратиться к завхозу или заведующему детским садом. Можно сделать это устно, но лучше написать заявление, в котором вы выскажете свои претензии. Если вас игнорируют, обращайтесь в районный или городской департамент образования.

Если оборудования мало, обращайтесь к заведующей. Возможно, это связано с проблемами с финансированием и вы можете запросить отчеты о хозяйственной деятельности, где увидите, сколько денег тратится на оборудование. Если кажется, что выделяется много, а тратится мало, можно обратиться в прокуратуру и инициировать проверку.

Если кажется, что детям скучно играть с оборудованием, обратитесь к методисту. Он в любом случае принимал участие в закупке оборудования и может дать методические рекомендации воспитателям о том, как лучше организовать игры на площадке.

Оснащение физкультурных залов дошкольных образовательных учреждений развивающим оборудованием и инвентарем в соответствии с критериями ФГОС ДО

Физкультура в детском саду является главной составляющей полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Здоровый, активный и жизнерадостный малыш — таким хочет видеть свое любимое чадо каждый родитель. Основы физического здоровья детей закладываются в раннем детстве и во многом это зависит от того, как проходят уроки физкультуры в садике, и насколько оборудовано необходимым инвентарем учреждение.

Требования к оборудованию для спортзала в детском саду

Обустройство спортивного зала в дошкольном образовательном учреждении по ФГОС осуществляется с соблюдением следующих незыблемых правил:

Оборудование должно отвечать требованиям безопасности. Пользование спортивными снарядами не должно угрожать здоровью и жизни детей.

Инвентарь для физкультуры в детском саду должен быть гигиеничным, т. е изготовлен из таких материалов, которые легко мыть.

Спортивные принадлежности должны быть красочными и привлекательными, чтобы дети с удовольствием с ними занимались.

Рекомендуется разграничить спортзал на тематические зоны, а спортивное оборудование и снаряды расположить таким образом, чтобы ребятам они не создавали барьеров, их было несложно доставать и убирать при необходимости.

Традиционное оборудование

Разнообразие физкультурных снарядов вызывает у детей интерес к выполнению спортивных упражнений и способствует интенсивной двигательной активности. Это оказывает положительное влияние как на физиологический, так и на интеллектуальный уровень развития малышей.

Спортивный инвентарь для детского сада подбирают с учетом сезона, индивидуальных особенностей и возраста воспитанников. Так, для младшей группы уместно применение подвижных опор, манежей с барьерами, специальных мостиков. На данном этапе развития важно закреплять и совершенствовать основные движения.

Дети в спортзале

Для средней и старшей группы предусмотрено традиционное оборудование, представленное разными категориями предметов:

Крупное оборудование. Эта категория включает в себя шведские стенки, веревочные лестницы, гимнастические бревна и скамейки, башни для лазанья, снаряды для отжиманий. Традиционно подобное оборудование располагают вдоль стен спортзала, чтобы они не мешали двигательной активности ребят.

Мелкое оборудование для физкультуры. К нему относятся гимнастические палки, мячи и сетки для них, канаты, пластмассовые гантели, диски здоровья, сигнальные конусы, флажки. Подобный инвентарь хранят на специальных стеллажах или подвесных крюках на стенах.

Инвентарь для плавания. Стремясь обеспечить детям правильное развитие, многие ДОУ устанавливают бассейны. Инвентарь для плавания включает средства безопасности — спасательные круги, плавательные доски, нарукавники, специальные пояса для обучения. Чтобы обеспечить детям интересные занятия, предусмотрены разнообразные плавающие и тонущие игрушки, резиновые мячи, комплекты аквалангиста и т. д.

Оборудование для оснащения массажных кабинетов. Включает в себя специальную мебель — стандартные массажные столы, а также столики с полумягким покрытием, шкафы и вешалки для одежды, стулья, зеркала. Кроме того, в массажном кабинете обязательно наличие игрушек

Оборудование для занятий на открытом воздухе. Физкультура в садике на свежем воздухе способствует развитию выносливости, быстроты, силы и ловкости. Для этого спортивную площадку оборудуют спортивными снарядами, отводят места для бега и прыжков, устанавливают полосы препятствий.

Оборудование для ЛФК. Лечебная физкультура, направленная на корректировку физиологических нарушений в организме, требует применения специального оборудования. Так, для профилактики плоскостопия используются шведские стенки, дополненные разнообразными элементами, а также массажные дорожки. Для улучшения координации подходят балансировочные диски.

Физкультурно-оздоровительная работа проводится с учетом санитарно-гигиенических норм и в соответствии с установленными программами. Она включает в себя разнообразные виды гимнастики, закаливание, физкультминутки, дни здоровья, проведение физкультурных праздников.

Дополнительный инвентарь для физкультурных занятий

Не обойтись в спортзалах садика без мягких модулей и матов, которые способны не только разнообразить занятия, но и украсить пространство спортивного помещения. Модули можно применять в качестве препятствий в процессе игры или как строительный материал для изготовления, например, лабиринтов. Вариантов их применения множество — все зависит от фантазии воспитателей и детей.

Не будет лишним в оснащении физкультурного зала в детском саду "физкультурный уголок" в виде тележки на колесиках, в которой удобно хранить и перемещать мелкий спортивный инвентарь. Кроме того, в детском спортзале стоит оборудовать оздоровительную дорожку с применением ребристых ковриков, косичек и других приспособлений.

Инвентарь для занятий физкультурой в детском саду также включает множество полезных предметов, например, массажные игольчатые мячи, кольца и валики, следочки с шипами, массажные коврики интересных форм и конфигураций. Такие изделия развивают мелкую моторику и препятствуют развитию плоскостопия.

Тренажер детский гребной
Тренажер Наездник
Тренажер детский Твистер
Степпер детский

Если в распоряжении дошкольного учреждения есть свободное помещение, то целесообразно оборудовать тренажерный зал. Там можно разместить простейшие тренажеры для детей: степпер с ручкой, твистер, наездник, механический гребной тренажер, небольшие батуты различной формы.

Нетрадиционное оборудование

Важная задача дошкольного образовательного учреждения — привить малышам основы здорового образа жизни. Достижение этой цели тесно связано с надлежащей организацией предметно-развивающей среды. Она должна не только способствовать развитию детей, но и быть разнообразной, а также отличаться трансформируемостью и функциональностью. Поэтому наравне с традиционным оборудованием для спортивного зала в детском саду используется нетрадиционное оборудование, которое может быть изготовлено самостоятельно. Необычные спортивные приспособления — это дополнительная мотивация к физкультурно-оздоровительным процедурам.

Разностороннее влияние нетрадиционного оборудования

Занятия физкультуры с применением нетрадиционного оборудования учитывают ряд важных факторов:

индивидуальные особенности малыша;

уровень его личностного роста;

личные интересы и желания, навыки и таланты.

Нетрадиционное оборудование для физкультурного зала в детском саду можно изготовить самостоятельно из бросового материала. Его применяют в любых видах активной деятельности ребят: на физкультурных занятиях, в процессе утренней гимнастике, во время отдыха, игр.

Оно оказывает разностороннее влияние:

развитие физических данных;

профилактика нарушения зрительной функции;

укрепление дыхательных органов;

развитие мелкой моторики;

При этом не стоит забывать про такие характеристики нетрадиционного оборудования как безопасность, удобство и простота в применении, эффективность и эстетичность.

Физкультура в дошкольных учреждениях с применением соответствующего оборудования благотворно сказывается на двигательной активности малыша, повышает иммунитет и активизирует умственные способности. Она позволяет не только закреплять и развивать основные движения, правильно формировать костно-мышечную систему, но и доставляет детям массу положительных эмоций, укрепляя их психику. Правильно организованная физическая культура в садике является залогом крепкого здоровья наших детей, а значит, и нации в целом.

Читайте также: