Что такое индикативные показатели в школе

Обновлено: 03.07.2024

Методист №5. 2008. с. 20-26

Коптелов А.В., руководитель отдела координации

деятельности муниципальных методических служб Г ОУДПО ЧИППКРО

Показатели и индикаторы результативности деятельности ММС

При определении показателей результативнос­ ти деятельности муниципальной методической служ­ бы мы будем придерживаться понятия, определяю­ щего качественную характеристику того или иного направления деятельности.

Итак, под показателем мы понимаем критерий или признак, на основании которого производится измерение и оценка того или иного процесса. Под индикатором мы будем понимать характери­ стику, которая измеряется и которая количествен­ но характеризует какое-либо качественное состоя­ние, выражаемое через показатель.

Определяя показатели и индикаторы результа­ тивности деятельности муниципальной методиче­ ской службы, мы прежде всего руководствовались задачами, которые сформулированы в Федераль­ ной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы. Нами учтены также основные направления деятельности муниципальной методи­ческой службы, сформулированные в рекомендаци­ ях Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 03-51-48ин/42-03.

Федеральная целевая программа развития об­ разования на 2006-2010 годы определяет основную стратегическую цель развития российского образо­ вания, реализация которой возможна совместными усилиями управленческих структур, собственно ОУ (школы, гимназии, лицеи и др.), а также учрежде­ ний дополнительного педагогического образования, в числе которых значительное место занимает ме­ тодическая служба.

Эта цель заключается в обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем создания новых институциональных механизмов ре­ гулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фун­ даментальности и практической направленности об­ разовательных программ, формирования системы непрерывного образования.

Достижение стратегической цели предполагает­ ся через решение четырех стратегических задач.

1. Совершенствование содержания и техно­ логий образования. Это предполагает введение профильного обучения, внедрение новых государ­ ственных образовательных стандартов общего образования, внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса и др.

2. Развитие системы обеспечения качества об разовательных услуг, что предполагает создание общероссийской системы оценки качества обра­ зования, совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений, завершение эксперимента по введе­ нию Единого государственного экзамена, создание общероссийской системы оценки качества обра­ зования и др.

3. Повышение эффективности управления в си­ стеме образования. Здесь предполагаются прове­ дение мероприятий, направленных на внедрение моделей государственно-общественного управле­ ния образовательными учреждениями, организация сетевого взаимодействия образовательных учреж­ дений, совершенствование системы управления об­ разованием на основе эффективного использова­ ния информационно-коммуникационных технологий и др.

4. Совершенствование экономических механиз­ мов в сфере образования.

Необходимо сказать, что при разработке пока­ зателей и индикаторов результативности деятель­ ности муниципальной методической службы учиты­ валась ее роль в сопровождении только первых трех задач, поскольку вопросы экономики образования не входят в сферу ее компетентности.

При определении показателей и индикаторов мы учитывали основные направления деятельности муниципальной методической службы.

Прежде всего, это аналитическая деятельность, которая предполагает:

- создание базы данных о педагогических работ­ никах муниципалитета;

- изучение и анализ состояния и результатов методической работы в образовательных учреж­ дениях;

- сбор и обработку информации о результатах учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;

- изучение, обобщение и распространение (дис семинация) педагогического опыта и т.д.

Информационная деятельность. Данный вид деятельности направлен на формирование банка данных педагогической информации (нормативно- правовой, научно-методической, методической и др.), ознакомление педагогических работников с опытом инновационной деятельности образователь­ ных учреждений и педагогов, создание медиатеки современных учебно-методических материалов, организацию сетевого информационно-коммуни­ кационного обслуживания образовательных учреж­ дений и т.д.

Организационно-методическая деятельность. Данное направление имеет достаточно большой набор видов деятельности, из которых наиболее важными мы считаем следующие:

· планирование и организация повышения ква­лификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников образо­ вательных учреждений, организация муниципальных методических объединений педагогических работ­ников, определение опорных (базовых) образова­ тельных учреждений для проведения методических семинаров для педагогических и руководящих ра­ботников,

· подготовка и проведение практических конфе­ ренций, педагогических чтений, конкурсов профес­ сионального мастерства и т.д.;

· выявление, изучение, описание и распростра­ нение (диссеминация) образцов управленческой и педагогической деятельности.

Исходя из основных видов деятельности учреж­ дений муниципальной методической службы, мы определили содержание Информационной карты, в которой:

· показатели классифицированы в соответствии с задачами, обозначенными в Федеральной целе­вой программе развития образования на 2006-2010 годы;

· каждый показатель соответствует одному изнаправлений деятельности методической службы и характеризует конкретный вид деятельности это­ го направления.

Система показателей и индикаторов резуль­ тативности деятельности ММС выражена в единых категориях. Они должны быть универсальными и унифицированными независимо от социально- экономических, географических, демографических и других особенностей муниципальных систем, в кото­ рых осуществляется образовательная деятельность.

Одним из важных моментов разработки системы показателей и индикаторов результативности дея­ тельности ММС является структурирование инфор­ мации и отбор показателей и индикаторов, которые содержат качественные и количественные характе­ ристики, поскольку это позволяет:

Во-первых, дать анализ и раскрыть внутренние закономерности процессов, направленные на изме­ нения в деятельности ММС.

Во-вторых, проводить измерение и, соответст­ венно, оценку текущего состояния деятельности муниципальной методической службы как на муни­ ципальном уровне, так и на областном.

В-третьих, проводить не только нормативный ана­ лиз, т.е. описание деятельности ММС по показате­ лям соответствия различным нормам, но и дина­ мический (или сдвиговый) анализ, позволяющий отслеживать динамику изменений показателя во времени.

1. с данными предшествующих лет в своем му­ ниципалитете;

2. с данными по этому показателю в других му­ ниципальных системах;

3. с данными по этому показателю областного уровня.

В-четвертых, прогнозировать развитие муници­ пальной методической службы на будущее, в том числе и по тем показателям, по которым возникают затруднения в заполнении. Отсутствие информации по какому-либо показателю может показывать не­ достатки в деятельности ММС и, соответственно, позволяет планировать свою деятельность по его восполнению.

Система предлагаемых показателей и индикато­ ров отражает приоритеты федеральной и областной политики в сфере образования, с одной стороны, и специфику основных направлений деятельности муниципальной методической службы как струк­ туры, осуществляющей методическую поддержку развития системы образования на муниципальном уровне, - с другой.

В приложении приводится форма для представ­ ления результативности деятельности муниципаль­ ной методической службы по показателям и инди­ каторам. Эта форма содержит рекомендации и механизм определения и измерения по каждому по­казателю.

По структуре предлагаемая форма состоит из трех разделов, соответствующих трем задачам развития российского образования, о которых говорилось выше и которые определены Федеральной целевой программой развития образования. В каждой из трех частей показатели сгруппированы в соответствии с направлениями деятельности муниципальной мето­ дической службы. Кроме того, в ней определяется:

Показатель, который описывает качественную характеристику конкретного вида деятельности му­ниципальной методической службы.

Индикатор, определяющий характеристику, ко­торая позволяет измерить показатель того или ино­ го процесса или объекта в деятельности муници­ пальной методической службы.

Что демонстрирует показатель, т.е., другими словами, что позволяет определить уровень состо­ яния или степень изменения (при наличии периоди­ ческих измерений) того или иного показателя.

Единица измерения, в которой определяется индикатор, количественно характеризующий изуча­ емый показатель. Например, число или процент.

Расчет индикатора - это словесное описание формулы расчета того или иного индикатора.

Информационная обеспеченность, т.е. источ­ ники получения и подтверждения достоверности используемой информации для расчета индикато­ ра и определения степени выполнения показателя.

На основе предлагаемой формы каждая муни­ ципальная методическая служба может, во-первых, заполнить информационную карту о результативно­ сти своей деятельности, характеризующую реаль­ ное состояние дел по каждому показателю (плюсы и минусы по различным направлениям). А, во-вто­ рых, на основе изначальных данных по каждому показателю спланировать достижение желаемого уровня за определенный временной промежуток. Тем самым мы можем говорить о планировании деятельности муниципальной методической службы на основе целевых показателей и целевых индика­торов через определение конкретных мер и меро­ приятий по их достижению.

Информационная карта о результативности дея­ тельности муниципальной методической службы, описывающая реальную ситуацию, может выглядеть следующим образом (табл.).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Индикативные показатели деятельности классного руководителя

Каримова Софья Валентиновна,

Введенная в рамках национального проекта "Образование" система материального стимулирования классных руководителей позволила говорить об усилении их роли в воспитательной системе школы, повышении требований к воспитательной составляющей образовательного процесса

Определение эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических проблем.

Научные разработки проблемы мониторинга качества в целом образования появились в отечественной педагогике в 90-х годах ХХ-го века в работах известных ученых : В.И. Андреева , В.П. Беспалько , В.А. Кальней , А.Н. Майорова, С.И. Шишова.

Особую значимость в контексте данного исследования имеют идеи Эвальда Фридриховича Зеера, который рассматривает мониторинг как процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей, а так же подходы Августа Соломоновича Белкина, определяющего мониторинг эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса как непрерывное научно обоснованное, диагностико-прогностическое, планово-деятельностное отслеживание деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса в целях оптимального выбора воспитательных целей, задач и средств их решения.

В средней школе №1 разработано положение об организации и проведении мониторинга, в рамках которого создана стабильная система критериев и показателей внутришкольного контроля оценки эффективность деятельности классного руководителя. Мониторинг успешно применяется в образовательном учреждении с 2008 года и содержит 11 критериев (индикаторов) и показателей деятельности классного руководителя. Перейдем к подробному рассмотрению каждый из критериев.

Показатели (приложение 1)

Уровень учебной мотивации у обучающихся класса

Работа с обучающимися группы риска

Активность участия обучающихся классов во внеурочной деятельности

Создание условий для личностной самореализации обучающихся класса

Уровень организации классного коллектива

Уровень воспитанности классного коллектива

Создание здоровье сберегающих

Взаимодействие с семьями обучающихся, участие родительской общественности в воспитательном процессе

Деятельности классного руководителя по созданию условий для организации воспитательного процесса

Документация классного руководителя

Творческая индивидуальность классного руководителя

Карта мониторинга заполняется классным руководителем по итогам каждой четверти. В конце учебного года информация обрабатывается зам. директора по ВР и каждый классный руководитель получает определенное количество баллов, что позволяет определить рейтинг классного руководителя.

Используемый мониторинг позволяет увидеть позитивные и проблемные стороны в работе классного руководителя. Результаты исследования помогают продуктивно выстраивать работу администрации с классными руководителями, планировать и проводить эффективную методическую работу в данном направлении деятельности.

Рассмотрим анализ мониторинга деятельности классного руководителя З.Н. Снигиревой.

Рисунок 1. Анализ динамики мониторинга З.Н. Снигиревой

Переставленные результаты позволяю увидеть стабильный рост в деятельности классного руководителя.

Рисунок 2. Динамика показателей активности участия класса во внеурочной деятельности

Для классов с низкой уровнем организации классного коллектива основная работа классного руководителя направлена на кропотливую индивидуальный работу с каждым учеником, особенно с обучающимися состоящими на учетах различного уровня. Тщательный анализ причин постановка, планирование индивидуальной работы со всеми участниками образовательного процесса способствет значительному снижении количества состоящих на учете. Такую положительную динамику можно проследить в классного руководителя Н.В. Салтыковой

Рисунок 3. Динамика снижения количества состоящих обучающихся на учетах различного уровня

Такой глубокий анализ данного мониторинга позволяет классному руководителю вести целенаправленную корректировку своей воспитательной системы.

Данный мониторинг является одним из условий повышения качества воспитательного процесса, и является необходимым условием изучения эффективности функционирования воспитательной системы ОУ в целом и каждого классного руководителя в отдельности.

Список литературы

1. Зеер Э.Ф. Профессиональное развитее личности. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2002.

2. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 2000.

3. Белкин А.С, Жаворонков В.Д. Педагогический мониторинг образовательного процесса. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; Департамент психол.-пед. образования, 1997.

Какая школа хорошая? Какая отличная? Можно ли это измерить? Какие показатели (количественные показатели!) смогут зафиксировать образ результата школы? То есть то, к чему школа стремится.

Многие показатели, представляющиеся нам содержательными, описывающие школу нашего видения, — трудно исчислимые, не количественные. И индикатор здесь — параметр, способный зафиксировать изменения всей системы, отражающий результат в цифрах.

Чрезвычайно популярные в последнее время региональные рейтинги школ, построенные на количественных показателях с целью добиться нового качества школьного образования, набирают все большую силу как инструмент управления образованием. Самый знаменитый из них — рейтинг школ Москвы. Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования И. И. Калина вместе со своей командой разработали и постоянно дорабатывают критерии ранжирования школ таким образом, чтобы ориентация на них запускала процессы трансформации школ в заданном направлении и влияла на доступность качественного образования. Так московский рейтинг школ и связанное с ним дополнительное финансирование в форме грантов Правительства города, оргвыводы по сути реализовали задачу невиданного по масштабу изменения образовательных организаций. В образе результата руководителей города крупные школьные конгломераты обеспечивают лучшее качество образования всем ученикам cтолицы.

Анализ индикаторов рейтинга своего региона педагогическим коллективом школы — интересная задача, вскрывающая истинный образ результата, истинную миссию данной школы. С какими-то критериями школа согласна, какие-то противоречат ее миссии.

В этом смысле редакции УШ интересно представить образ результата школы, записанный через индикаторы эффективности и качества образования. Представляемому перечню 12 лет. Тем более интересно соотнести видение своей школы с образом, который прошел проверку временем и по-прежнему представляется автору актуальным.

Не все предложенные параметры легко измерить, многие целевые показатели рассчитаны на большие отрезки времени. Но ведь так и живет школа — поколениями, выпущенными в большую жизнь.

Всего в списке 54 индикатора! Мы приводим здесь лишь часть из них.

Индикаторы эффективности и качества школы

1. Образовательная, профессиональная и социальная успешность выпускников школы. Этот индикатор показывает, насколько успешно содержание образования данной школы и педагогические технологии в сочетании с организацией учебного процесса в сумме выполняют функцию социального лифта: личная образовательная карьера, а следовательно, и социальная зависят в том числе и от того, насколько в школе хорошо учат.

2. Профессиональная стратификация выпускников. В какой степени уровень обучения в школе влияет на профессиональное определение ее выпускников, влияет ли на это профильное обучение в школе.

3. Выпускники школы приводят своих детей учиться в эту школу. Этот показатель свидетельствует об устойчивом спросе на услуги этой школы, высоком доверии к ней тех, кто знает о ее способности хорошо учить на основании собственного опыта. Разумеется, он имеет смысл в том случае, если эта школа — не единственная на данной территории.

4. Контингент школы постоянно формируется на основании информации, получаемой от учащихся и родителей школы. Этот показатель свидетельствует о качестве получаемого в школе образования, поскольку в поиске ученика школа пользуется не столько PR-технологиями, сколько устойчивостью своего бренда, традиций и опыта.

5. Количественные соотношения желающих и зачисленных на разные ступени обучения в школу в динамике за 5 лет.

6. Контингент школы формируется вне зависимости от ее географического положения, и семьи имеют достаточно большое плечо территориальной досягаемости. Высокий спрос, не регламентированный расстоянием, свидетельствующий о качестве образования данной школы.

7. Количество жалоб и обращений в администрацию школы или учредителю по различным причинам за год. Этот показатель свидетельствует не только об уровне образовательных условий, но и о способности школы взаимодействовать с семьями, степени ее открытости, прозрачности действий администрации.

8. Количественные характеристики отсева (маргинализации) из школы по причине неуспешности по ступеням 1 | 2 | 3. Это сложный показатель, поскольку дети могут уходить по причине своей неспособности усвоить образовательную программу школы. Но это не так, ибо такие дети, как правило, не попадают в школу, программы которой им не под силу. Следовательно, уход детей из школы свидетельствует о ее неспособности учить всех зачисленных, некомфортности образовательной среды и пр.

9. Результаты внешней оценки: ЕГЭ, контрольные измерения уровня обученности, произведенные учредителем, иными внешними организаторами. Это попытка хоть как-то объективизировать оценку уровней обученности детей, поскольку все внутренние оценки, промежуточные и итоговые, абсолютно субъективны и не отражают истинного уровня обученности. Кроме ЕГЭ существуют муниципальные и региональные письменные задания, проводимые внешними экспертами.

10. Результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.

12. Количество старшеклассников, выбравших экстернатную форму обучения, в том числе и по отдельным предметам. Если эти ситуации не единичны, они свидетельствуют о том, что школа не удовлетворяет образовательным запросам социума, школа в целом удовлетворяет их, но способна индивидуализировать образовательные программы, понимает, что нельзя учить всех всему, но вынуждена адаптироваться к существующей нормативной базе.

14. Количество старшеклассников, получающих дополнительное образование на различных курсах, в том числе и дистанционных (заочные школы). Этот показатель говорит о недостаточности той подготовки, которую дает школа для перехода на следующую ступень в образовательной вертикали. В то же время для школ малых городов и для сельских школ такие варианты, как ЗФМШ свидетельствуют, с одной стороны, о ресурсных возможностях школы, с другой — о том, как школа формирует образовательные мотивы, т. е. школа бедная, но хорошая.

16. Соотношение продуктивных и репродуктивных технологий и методик в обучении. Просчитывается на основании данных ВШК. Современная успешная школа ориентируется на продуктивные методики — детские проектные и исследовательские работы, самостоятельный поиск информации, создание новой информации. Во многих школах доминируют репродуктивные методики: выучил параграф, рассказал и получил хорошую отметку. Как правило, общая результативность работы таких школ низкая, особенно при современных замерах. Конечно же, этот критерий достаточно специфичен, но он будет иметь высокую востребованность в ближайшее время.

17. Соотношение суммарных объемов учебной нагрузки и дополнительного образования (кружки, клубы в школе) как фактор влияния на качество обучения. Например, количество часов в неделю дополнительного образования к проценту качества. Финансирование блока дополнительного образования производится учредителем школ по факту, по запросу школы. Предлагаемый индикатор свидетельствует: о возможностях образовательной среды — если в школе развит блок дополнительного образования, существует достаточно высокий уровень комфортности среды; поскольку дополнительное образование ориентировано на высокую личную мотивацию ребенка — его успешность и социальная самоидентификация формируются с высокой эффективностью; наличие системы дополнительного образования способствует более успешному выбору индивидуальной образовательной программы.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (подготовлен Рособрнадзором 26.08.2021)


Обзор документа

Проект Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки "Об утверждении индикативных показателей федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования" (подготовлен Рособрнадзором 26.08.2021)

Досье на проект

1. Утвердить прилагаемые индикативные показатели федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя С.М. Кочетову.

Руководитель А.А. Музаев

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

от _____2021 N ______

Индикативные показатели федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования

1. Количество выданных в отчетном году предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.

2. Количество проведенных в отчетном году консультирований.

3. Количество проведенных в отчетном году профилактических визитов.

4. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в отчетном году, в том числе:

количество проведенных плановых проверок;

количество внеплановых проверок;

количество наблюдений за соблюдением обязательных требований (мониторингов безопасности).

5. Количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных в отчетном году, в ходе которых выявлены нарушения обязательных требований.

6. Количество заявлений контрольного (надзорного) органа*(1), направленных в органы прокуратуры в отчетном году, о согласовании проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, из них:

количество заявлений, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

количество заявлений, по которым органами прокуратуры принято решение о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

7. Количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых признаны недействительными в отчетном году, в том числе:

по решению суда;

по решению контрольного (надзорного) органа.

8. Количество выданных в отчетном году предписаний об устранении нарушений обязательных требований.

9. Количество возбужденных в отчетном году дел об административных правонарушениях.

10. Количество принятых в отчетном году решений о запрете приема.

11. Количество принятых в отчетном году решений о возобновлении приема.

12. Количество принятых в отчетном году решений о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности.

13. Количество принятых в отчетном году решений о приостановлении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности.

14. Количество решений суда об удовлетворении заявления контрольного (надзорного) органа об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности.

*(1) Пункт 2 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 977 (Собрание законодательства Российской Федерации 2021, N 27, ст. 5385)

Обзор документа

Рособрнадзор предложил индикативные показатели федерального госконтроля (надзора) в сфере образования. Они нужны для мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем и причин их возникновения, характеризующих соотношение между степенью устранения риска причинения вреда (ущерба) и объемом трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также уровень вмешательства в деятельность контролируемых лиц.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Читайте также: