Какие действия может совершить прокурор установив факт нарушения закона кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

1.1. Требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Направление требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении одного и того же лица по одним и тем же основаниям не допускается.

Типовая форма требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и порядок его направления устанавливаются приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок, контрольных (надзорных) мероприятий и ревизий незамедлительно.

Судебная практика и законодательство — ФЗ о прокуратуре. Статья 22. Полномочия прокурора

Кроме того, руководствуясь статьями 21, 22 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре), суды отметили, что проверив деятельность арбитражного управляющего Стародумова С.А., должностные лица прокуратуры вышли за пределы своих полномочий.

В настоящее время аналогичные нормы содержатся в статье 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", изменения в который внесены Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ, подготовленным в целях реализации правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 17.02.2015 N 2-П, которым взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

Отменяя решение и отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что управление самостоятельно проверку не проводило, действия по проведению осмотра и составлению справки проведены во исполнение требования прокуратуры в порядке статей 6, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре", следовательно, положения Закона N 294-ФЗ в данном случае не применяются. Также из материалов дела не следует, что управлением проводилась самостоятельная проверка по требованию прокурора в соответствии с Законом N 294-ФЗ.

статьи 6, в силу которой требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1);

Признавая предписание в обжалуемой части законным и обоснованным и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались статьями 1, 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации", а также статьями 421, 861, 927, 934, 936 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей", статьей 30 Закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности", а также позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 8 Информационного письма от 13.09.2011 N 146.

В силу положений статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Как следует из статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования на заявление лица дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права лица производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходил из взаимосвязанных положений статей 21, 22, 24 Закона о прокуратуре, и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора, как акт прокурорского реагирования, не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2201-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. Прекращая производство по делу, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями части 1 статьи 27, пункта 2 части 1 статьи 29, части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также исходил из взаимосвязанных положений статей 21, 22, 24 Закона о прокуратуре, и пришел к выводу о том, что само по себе представление прокурора как акт прокурорского реагирования не является ненормативным правовым актом, подлежащим принудительному исполнению, поскольку оно направлено на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке; представление не затрагивает прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем не подлежит проверке в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 19 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения - в нарушение требования формальной определенности закона - не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

Использовать полномочия, предоставленные пунктом 2 статьи 4, пунктом 3 статьи 22 и статьей 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", по внесению представлений и информированию руководителей следственного органа о состоянии законности и выявляемых нарушениях, если они носят систематический характер и их устранение требует принятия организационных мер, а также рассмотрения вопросов дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей.

Ответ. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.

7.4. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Принимая решение по делу об оспаривании нормативного правового акта в соответствии со статьей 195 АПК Российской Федерации, арбитражный суд должен учитывать правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные в Постановлениях от 18 июля 2003 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и от 27 января 2004 года N 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 27, 251 и 253 ГПК Российской Федерации.

КоАП РФ в ст. 24.6 наделяет прокурора полномочиями по осуществлению в пределах своей компетенции надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Более подробно права прокурора определены в ст. 25.11 Кодекса, а также в ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

В Постановлении от 11 апреля 2000 года N 6-П предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации являлись положения абзацев первого и второго пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и абзацев первого и третьего пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в той части, в какой на их основании прокурор, осуществляя надзор, может обращаться в суд общей юрисдикции с требованием о признании недействительным закона субъекта Российской Федерации, противоречащего федеральному закону, а суд - разрешать такого рода дела. Названные законоположения в части, касающейся иных правовых актов, не были предметом проверки по этому делу, о чем прямо сказано в пункте 2 мотивировочной части Постановления.

Поскольку в ходе проверки подлежат исследованию вопросы, требующие специальных познаний, на основании пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" к ее проведению необходимо привлекать специалистов территориальных органов Роспотребнадзора, МЧС России, медицинских учреждений, иных специалистов.

Наряду с реализацией надзорных полномочий в отношении органов контроля прокурорами при осуществлении возложенных на них функций широко используется предусмотренное ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон) право требования от руководителей таких органов выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, а также проведения проверок по поступившим материалам и обращениям. Это обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе - необходимостью выявления и пресечения фактов нарушений в отраслях, требующих специальных познаний, выяснения причин и условий их совершения, привлечения виновных лиц к ответственности в пределах компетенции уполномоченного органа.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" абзац 3 п. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать противоречащий федеральному законодательству закон субъекта Российской Федерации недействительным и утрачивающим юридическую силу, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации. Вместе с тем Конституционный Суд России подтвердил полномочие судов общей юрисдикции на основании ч. 3 ст. 10, ст. 41, ст. 231, 239.1 - 239.8 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, ст. 3 и 6 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" рассматривать дела о признании законов субъектов Российской Федерации не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению, а также признал право прокурора при осуществлении возложенных на него полномочий обращаться в суд общей юрисдикции с требованием о проверке соответствия закона субъекта Федерации федеральному закону.

В современной России прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуще­ствляющих от имени государства надзор за соблюдением Консти­туции РФ и исполнением иных действующих на территории РФ за­конов. Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодатель­ной власти; в процессе осуществления своей деятельности они са­мостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры семи федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районные прокуратуры.

1) надзор за исполнением законов федеральными минис­терствами и ведомствами, представительными (законодательны­ми) и исполнительными органами субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2)надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина федеральными министерствами и ведомствами, предста­вительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари­тельное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, админист­рациями мест содержания и задержанными под стражу.

Другими направлениями прокурорской деятельности явля­ются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и координация деятельности правоохра­нительных органов по борьбе с преступностью.

1) Протест прокурора — это доку­мент, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в со­ответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельст­ва дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступле­ния, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, про­курор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протес­та. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сооб­щается прокурору в письменной форме.

2) Прокурор может внести представление должно­стному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это.

Представление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагиро­вания на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлага­тельному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений за­кона, их причин и условий, им способствующих. О результатах приня­тых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

3) Прокурор имеет право вынести постановление о воз­буждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.




Постановление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общест­венно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом.

В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголов­ных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в про­цессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоя­тельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Законодательство не устанав­ливает строгой формы обращения к прокурору: оно может быть как устным, так и письменным.

Жалоба прокурору пишется в произвольной форме и должна содержать:

а) сведения жалобщика о себе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон);

б) сведения о нарушителе либо организации, в которой допу­щено нарушение;

в) существо допущенного нарушения.

Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено.

Прокурор, разбирая жалобу, в отличие от суда не может при­нять решение по существу - он вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение закона посредством принесения про­теста или представления. Должностные лица, получившие такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.

IIIВ системе правоохранительных органов Российской Федерации важное место отведено органам внутренних дел, пред­ставляющим собой многофункциональную структуру, в которую входят Министерство внутренних дел Российской Федерации, министерства внутренних дел субъектов Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транс­порте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступнос­тью и др. Управление органами внутренних дел на федеральном уровне осуществляет Министерство внутренних дел РФ, подчиня­ющееся Президенту и Правительству Российской Федерации.

Главные задачами МВД:

— защита прав и свобод человека и гражданина;

— защита объектов независимо от формы собственности;

— обеспечение общественного порядка и общественной бе­зопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и админист­ративных правонарушений;

— выявление, раскрытие и расследование преступлений;

— обеспечение исполнения уголовного наказания и др.

Одним из основных органов внутренних дел является милиция.

Милицияв Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противо­правных посягательств.

Милиция в Российской Федерации подразделяется:

Первым российским прокурором указом императора был назначен Павел Ягужинский.

В современной России прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуще­ствляющих от имени государства надзор за соблюдением Консти­туции РФ и исполнением иных действующих на территории РФ за­конов. Органы прокуратуры не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законодатель­ной власти; в процессе осуществления своей деятельности они са­мостоятельны и независимы, подчиняются только Генеральному прокурору РФ.

Высшим звеном в системе органов прокуратуры является Генеральная прокуратура РФ. В систему органов прокуратуры входят прокуратуры семи федеральных округов, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры городов и районные прокуратуры.

1) надзор за исполнением законов федеральными минис­терствами и ведомствами, представительными (законодательны­ми) и исполнительными органами субъектов Российской Федера­ции, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2)надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина федеральными министерствами и ведомствами, предста­вительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, органами военного управления, органами контроля, их долж­ностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляю­щими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предвари­тельное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, админист­рациями мест содержания и задержанными под стражу.

Другими направлениями прокурорской деятельности явля­ются уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и координация деятельности правоохра­нительных органов по борьбе с преступностью.

1) Протест прокурора — это доку­мент, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в со­ответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельст­ва дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступле­ния, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, про­курор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протес­та. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сооб­щается прокурору в письменной форме.

2) Прокурор может внести представление должно­стному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это.

Представление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагиро­вания на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлага­тельному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было внесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений за­кона, их причин и условий, им способствующих. О результатах приня­тых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

3) Прокурор имеет право вынести постановление о воз­буждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общест­венно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом.

В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголов­ных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в про­цессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоя­тельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

Любой субъект права может обратиться к прокурору за защитой своих нарушенных прав, свобод или охраняемых законом интересов. Законодательство не устанав­ливает строгой формы обращения к прокурору: оно может быть как устным, так и письменным.

Жалоба прокурору пишется в произвольной форме и должна содержать:

а) сведения жалобщика о себе (фамилия, имя, отчество, адрес, телефон);

б) сведения о нарушителе либо организации, в которой допу­щено нарушение;

в) существо допущенного нарушения.

Если в суд обращаются за защитой собственных прав, то прокурору можно обратиться с заявлением об ущемлении прав других лиц, интересов государства, а также о совершенном либо готовящемся преступлении, вне зависимости от того, против кого оно направлено.

Прокурор, разбирая жалобу, в отличие от суда не может при­нять решение по существу - он вправе лишь отреагировать на допущенное нарушение закона посредством принесения про­теста или представления. Должностные лица, получившие такой документ, обязаны рассмотреть его в установленные законом сроки и принять решение об устранении допущенного нарушения.

IIIВ системе правоохранительных органов Российской Федерации важное место отведено органам внутренних дел, пред­ставляющим собой многофункциональную структуру, в которую входят Министерство внутренних дел Российской Федерации, министерства внутренних дел субъектов Федерации, управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транс­порте, управления (отделы) на особо важных и режимных объектах, региональные управления по борьбе с организованной преступнос­тью и др. Управление органами внутренних дел на федеральном уровне осуществляет Министерство внутренних дел РФ, подчиня­ющееся Президенту и Правительству Российской Федерации.

Главные задачами МВД:

— защита прав и свобод человека и гражданина;

— защита объектов независимо от формы собственности;

— обеспечение общественного порядка и общественной бе­зопасности;

— предупреждение и пресечение преступлений и админист­ративных правонарушений;

— выявление, раскрытие и расследование преступлений;

— обеспечение исполнения уголовного наказания и др.

Одним из основных органов внутренних дел является милиция.

Милицияв Российской Федерации - система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, интересы общества и государства от преступных и иных противо­правных посягательств.

Установив факт нарушения закона, проку­рор может совершить следующие дейст­вия.

Во-первых, он вправе подать протест на правовой акт, если тот противоречит за­кону.

Протест прокурора это доку­мент, представляющий собой акт прокурорского реагирования, который приносится в орган или должностному лицу, издавшему правовой акт, и в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведении его в со­ответствие с законом. В протесте прокурор указывает обстоятельст­ва дела и излагает свои требования. Протест прокурора должен быть рассмотрен в срок не более 10 дней с момента его поступле­ния, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения закона, про­курор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протес­та. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сооб­щается прокурору в письменной форме.

Во-вторых, прокурор может внести представление должно­стному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона, с требованием сделать это.

Представление прокурора это документ, представляющий собой акт прокурорского реагиро­вания на выявленные правонарушения, в котором содержится юридически обоснованное требование об устранении данного правонарушения. Представление прокурора подлежит безотлага­тельному рассмотрению. В течение месяца должностное лицо, которому было вынесено соответствующее представление должно принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений за­кона, их причин и условий, им способствующих. О результатах приня­тых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.


В-третьих, прокурор имеет право вынести постановление о воз­буждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Постановление прокурора — это документ, представляющий собой акт прокурорского реагирования на общест­венно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное решение о возбуждении уголовного дела или производства об административ­ном правонарушении. Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, предусмотренном уголовным законом.

В порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, прокурор участвует в рассмотрении уголов­ных дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, он выступает в качестве государственного обвинителя. Прокурор доказывает виновность подсудимого, следит за тем, чтобы в про­цессе судопроизводства не были нарушены права и законные интересы участников судебного разбирательства, а решение суда по делу было законным и обоснованным. Если прокурор считает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоя­тельствам дела, что в ходе судопроизводства был нарушен или неправильно применен закон, он после вынесения судебного решения может подать протест.

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Информация об изменениях:

Статья 22 дополнена пунктом 1.1 с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

1.1. Требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Направление требования о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении одного и того же лица по одним и тем же основаниям не допускается.

Типовая форма требования прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и порядок его направления устанавливаются приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования вышеназванного Федерального закона

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 13-П норма, содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК РФ, наделяющая прокурора правом обращаться в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов субъектов РФ противоречащими федеральному закону, признана несоответствующей Конституции РФ

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. N 6-П положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 настоящего Федерального закона в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу, признано не соответствующим Конституции

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июля 2021 г. - Федеральный закон от 11 июня 2021 г. N 170-ФЗ

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок, контрольных (надзорных) мероприятий и ревизий незамедлительно.

Читайте также: