При каких обстоятельствах встретили странники матрену тимофеевну кратко

Обновлено: 03.07.2024

История жизни крестьянки Матрены описана одной из частей поэмы под названием "Крестьянка".

В этой статье представлен образ и характеристика Матрены в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова: описание внешности и характера, портрет в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание поэмы
- Все материалы о поэме "Кому на Руси жить хорошо"


Кто такая Матрена в поэме "Кому на Руси жить хорошо"?

Главные герои поэмы, семеро мужиков-крестьян, путешествуют по Руси в поисках людей, которым живется хорошо на Руси. Мужики встречают крестьянку Матрену, которая рассказывает им свою историю жизни.

Судьба бедной Матрены тяжела и печальна. Матрена переживает много испытаний и бед: смерть сына, ранняя смерть родителей, злые родственники мужа, несправедливость властей и т.д. Матрена стойко переносит все тяготы жизни, но ее судьбу не назовешь счастливой.

Образ и характеристика Матрены в поэме "Кому на Руси жить хорошо": описание внешности и характера, портрет в цитатах

". Матрена Тимофеевна / Осанистая женщина, / Широкая и плотная. "

". Красива; волос с проседью, / Глаза большие, строгие, / Ресницы богатейшие, / Сурова и смугла. / На ней рубаха белая, / Да сарафан коротенький, / Да серп через плечо. "

". Корова холмогорская, / Не баба. " (холмогорские коровы - это крупные и крепкие коровы)


Матрена Тимофеевна - трудолюбивая женщина:

". Ночь – слезами обливаюся, / День – как травка пристилаюся… / Я потупленную голову, / Сердце гневное ношу. "

". По мне обиды смертные / Прошли неотплаченные, / И плеть по мне прошла! А вы – за счастьем сунулись! / Обидно, молодцы. "

Почему Матрену называют "губернаторшей"?

Однажды добрая губернаторша помогает бедной Матрене в тяжелой ситуации. С тех пор Матрену называют "губернаторшей":

Это был цитатный образ и характеристика Матрены в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова: описание внешности и характера, портрет Матрены Тимофеевны Корчагиной в цитатах.

1. О чем заспорили мужики? О том кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, министру, царю, купчине толстопузому, боярину, попу.

2. Откуда идут мужики? [Назвать губернию, уезд, волость, деревни.] Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень:Заплатова, Дырявина,Разутова, Знобишина.Горелова, Неелова

3. Какую клятву дали мужики, получив от пеночки скатерть самобраную? Отпустить ее птенчика и требовать от скатерти-самобранки не больше чем по ведру водки в день

4. Какие особенности устного народного творчества нашли отражение в “Прологе”? фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги

5. Каково композиционно-сюжетное значение “Пролога”?

Задание. Используя данный план, сделать краткие записи применительно к каждой главе поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Записи делать, по возможности, словами текста; если в той или иной главе не содержится ответа на какой-либо вопрос, значит этот вопрос остается без ответа.

1. Назвать часть и главу. Глава 1, поп

2. Нашли ли мужики счастливого? Счастливым в поэме "Кому на Руси жить хорошо" можно назвать только Гришу Добросклонова, потому что свою жизнь посвящает народу. Таков авторский замысел Некрасова.

3. Как понимают герои счастье? Счастьем они считали "покой, богатство и честь", чего у них не было.

5. Есть ли намеки или прямые указания на пути, которые ведут к счастью народному? Средь мира дольнего для сердца вольного есть два пути. " Некрасов рисует две дороги к счастью, но самое важное-это правильно сделать выбор, от этого зависит твоя жизнь. Одна просторная дорога, полная страстей и желаний, вражды и зависти, по которой идёт толпа рабов. Эта дорога личных желаний, удовлетворения жизненных потребностей, стремление к улучшению только своего благосостояния. Дорога лжи и притворства молчаливого согласия с произволом жизни. Дорога к благам жизни, с виду блестящей и светлой, а на деле гнилой и мёртвой. Липовое счастье ожидает каждого в конце этого пути.

6. В чем близость данной главы к произведениям устного народного творчества?

Задание. В поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” перечитать часть “Крестьянка”; используя данный план, подготовить художественный рассказ Некрасов — певец печальной женской доли

При каких обстоятельствах встретили странники Матрену Тимофеевну?

Во время страдной поры.

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Толпа жнецов и жниц, -

Всё дело девки красили

(Толпа без красных девушек

Что рожь без васильков)

2. Портрет Матрены Тимофеевны. [Наизусть: “Матрена Тимофеевна осанистая женщина. ”]

Осанистая женщина, Широкая и плотная. "

". Красива; волос с проседью, Глаза большие, строгие, Ресницы богатейшие, Сурова и смугла. На ней рубаха белая, Да сарафан коротенький, Да серп через плечо"

3. За что народ считает ее счастливой? Матрена Тимофеевна слывет среди людей счастливою. Рассказывая мужикам, ищущим ответ на вопрос "Кому живется весело, вольготно на Руси "? о своей жизни, она признает, что ей в девках счастье выпало : у нее была хорошая, непьющая семья, любящие, ласковые, оберегавшие ее родители. Но и в той семье ей пришлось начать трудиться, в семь - уже ходить за коровой, пасти гусей, собирать грибы и ягоды, ворошить сено, а после трудового дня и баньки - снова за работу, за прялку.

4. Как отвечает Матрена Тимофеевна на вопросы мужиков-странников, в чем счастье ее? [Кратко рассказать об основных событиях из жизни Матрены Тимофеевны.]

Счастье Матрены Тимофеевны в том, что она непокорна судьбе.

5. Можно ли назвать жизнь Матрены Тимофеевны счастливой?

Матрену нельзя назвать счастливой. Матрёна - крестьянская женщина, а крестьянки обычно не счастливы изза бедности. На её долю выпало много трудностей и испытаний. Одно из них- смерть шестерых детей, второе- то, что муж не вернулся с войны.

6. Что говорит сама Матрена Тимофеевна о женском счастье? [Наизусть: “Ключи от счастья женского. ”]

Матрена Тимофеевна говорит о том, что жизнь ее не сладкая, но, несмотря на этом она действительно счастлива. Ее счастье заключается в том, что она счастливая мать и жена.

Задание. Ответить на обобщающие вопросы по теме Крестьяне в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Какие типы крестьян изображены в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?

Весь народ, представленный в поэме, можно разделить на две большие категории. К первой относятся те крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать и изменить в своей тяжелой жизни. Это своего рода “бунтари”. Ко второй группе относятся те, кто рабски предан своим господам, выполняют все их приказания, терпят все издевательства и гордятся таким положением.

2. Каково экономическое положение крестьян? Принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянину?

О своей свободе крестьяне узнали 17 марта 1861 года ( по новому стилю). Но манифест об отмене крепостного права радости не принес и проблемы крестьян не решил.

3. На какие группы можно разделить крестьян, описанных в поэме?

- крестьяне, которые протестует против своего положения, пытаются что-либо сделать

- крестьяне которые относятся тем, кто рабски предан своим господам

4. Какие высокие нравственно-психологические качества находит Некрасов у крестьян?

А. Н. Некрасов, автор произведения "Кому на руси жить хорошо", изображает крестьян всесторонне. В многочисленных образах простых русских людей из народа Некрасов показал такие их черты, как трудолюбие, гуманность, ум, честность, стойкость и терпение.

5. Какие отрицательные стороны крестьянской жизни изображает Некрасов?

автор также показывает и отрицательные черты народа: пассивность, покорность, необразованность.

6. Какой грех крестьяне считают “крестьянским грехом” и как они наказывают за этот грех?

7. На какие размышления наводят читателя образы крестьян в поэме?

Задание. Используя данный план, подготовить ответ на вопрос Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Назвать помещиков, описанных в поэме. [Словами текста.]

Н.А. Некрасов показывает несколько помещиков. Одним из самых запоминающихся, является образ барина Гаврила Афанасьевича Оболт-Оболдуева. Он представляет собирательный образ помещиков всей Руси.

Задание. С помощью данной системы заданий и вопросов проанализировать те части поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, в которых действует Гриша Добросклонов.

Прочитать главу “Доброе время — добрые песни”. Составить портретную характеристику Гриши Добросклонова. Выделить ту часть текста, в которой содержится прямая авторская характеристика родителей Гриши, материального положения его. Кратко пересказать этот отрывок.Прочитать песню “Соленая”, а также предшествующую и последующую строфы. Ответить на вопросы:

Почему Гриша в семинарии часто певал эту песню?

Что твердо знал Гриша уже в пятнадцать лет?

Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова.

Прочитать песню “В минуты унынья, о родина-мать!” и предшествующие ей две строфы. Ответить на вопросы:

1) Как характеризует эта песня Гришу? Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише.

2) Какие слова песни говорят о вере Гриши Добросклонова в силы русского народа?

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Одна тюрьма спасенная,

Как белая коровушка

На выгоне, стоит.

Начальство там попряталось,

А жители под берегом,

Одна тюрьма спасенная,

Как белая коровушка

На выгоне, стоит.

Прочитать песню “Русь” и предшествующую ей строфу. Каким представляется Гриша Добросклонов как автор этой песни?

Южные поэмы: "Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан".

91823 - начало работы над "Онегиным".

Перевод в Одессу.

1824, 9 августа - начало ссылки в Михайловское.

Произведения, написанные в Михайловском.

"Борис Годунов", "Я помню чудное мгновенье",

"Пророк", центральные главы "Евгения Онегина" и др.

Встречи с друзьями: Пущиным, Дельвигом, Языковым, Горчаковым.

8 сентября 1826 - конец ссылки, разговор с царем Николаем I.

5) Конец двадцатых годов.

Поиски своего места в жизни, в поэзии, поиски невесты.

6) Болдинская осень.

Окончание "Евгения Онегина". Переход от романтизма к реализму.

7) Тридцатые годы.

Женитьба 18 февраля 1831 на Натали Гончаровой.

Борьба за право свободы творчества.

Произведения о поэте и поэзии.

Пугачевская тема. Поездка на Урал. "История Пугачева" и

Борьба за новую литературу.

Формирование пушкинского круга литераторов:

Гоголь, Даль, Плетнев, Вяземский, Кольцов.

Издание журала "Современник".

Дуэль с Дантесом 27 января 1837 г., ранение, смерть

от раны 29 января 1837 г.

21. Похоронили Пушкина недалеко от села Михайловского,

в Святогорском монастыре Псковской области.

Объяснение:

Герой повести, Иван Флягин подобно персонажу жития, покаявшемуся и преображенному грешнику, идет по миру от греха (бессмысленного "удальского" убиения монашка, убийства цыганки Грушеньки, пусть и совершенного по ее же молению, но все равно, по мысли Флягина, греховного) к покаянию и искуплению вины.

Так, с юридической точки зрения, Иван Северьянович совершил три убийства:
1. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды.
И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

2. Вторая смерть -- смерть батыра, которого Флягин засек во время поединка из-за кобылы, также от него не зависела.
Смерть настигла батыра в честном поединке и не по воле Ивана Флягина, а только из-за упрямства татарского князя (даже справедливые, но жестокие татарские законы подтвердили невиновность Ивана) . Здесь, пожалуй, самым страшным грехом было то, что он до поры до времени о них не вспоминал.

3. Другое дело - убийство Груши.
Здесь героя может оправдать только то, что он сделал это в беспамятстве (то ли все это привиделось ему, то ли было на самом деле) , хотя и тут у него не было иного выбора: во-первых, он дал клятву, страшную клятву, а во-вторых, он не мог позволить Груше погубить душу убийством, не мог просто отстраниться, а сдержать, отговорить горячую цыганку он бы не сумел.

"Крестьянка" подхватывает и продолжает тему дворянского оскудения. Странники попадают в разоряющуюся усадьбу: "помещик за границею, а управитель при смерти". Толпа отпущенных на волю, но совершенно не приспособленных к труду дворовых растаскивает потихоньку господское добро. На фоне вопиющей разрухи, развала и бесхозяйственности трудовая крестьянская Русь воспринимается как могучая созидательная и жизнеутверждающая стихия:

Легко вздохнули странники:

Им после дворни ноющей

Толпа жнецов и жниц.

В центре этой толпы, воплощая в себе лучшие качества русского женского характера, предстает перед странниками Матрена Тимофеевна:

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Сурова и смугла.

На ней рубаха белая,

Да сарафан коротенький,

Да серп через плечо.

Воссоздается тип "величавой славянки", крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувства собственного достоинства. Этот тип крестьянки не был повсеместным. История жизни Матрены Тимофеевны подтверждает, что он формировался в условиях отхожего промысла, в краю, где большая часть мужского населения уходила в города. На плечи крестьянки ложилась не только вся тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи, за воспитание детей. Суровые условия оттачивали особый женский характер, гордый и независимый, привыкший везде и во всем полагаться на свои собственные силы. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни строится по общим для народной эпопеи законам эпического повествования. "Крестьянка",- замечает Н. Н. Скатов,- единственная часть, вся написанная от первого лица. Однако это рассказ отнюдь не только о ее частной доле. Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Потому-то она чаще поет, чем рассказывает, и поет песни, не изобретенные для нее Некрасовым. "Крестьянка" - самая фольклорная часть поэмы, она почти сплошь построена на народно-поэтических образах и мотивах.

Уже первая глава "До замужества" - не просто повествование, а как бы совершающийся на наших глазах традиционный обряд крестьянского сватовства. Свадебные причеты и заплачки "По избам снаряжаются", "Спасибо жаркой баенке", "Велел родимый батюшка" и другие основаны на подлинно народных. Таким образом, рассказывая о своем замужестве, Матрена Тимофеевна рассказывает о замужестве любой крестьянки, обо всем их великом множестве.

Вторая же глава прямо названа "Песни". И песни, которые здесь поются, опять-таки песни общенародные. Личная судьба некрасовской героини все время расширяется до пределов общерусских, не переставая в то же время быть ее собственной судьбой. Ее характер, вырастая из общенародного, совсем в нем не уничтожается, ее личность, тесно связанная с массой, не растворяется в ней.

Матрена Тимофеевна, добившись освобождения мужа, не оказалась солдаткой, но ее горькие раздумья в ночь после известия о предстоящем рекрутстве мужа позволили Некрасову "прибавить о положении солдатки".

Действительно, образ Матрены Тимофеевны создан так, что она как бы все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина".

Так достигает Некрасов укрупнения эпического характера, добиваясь, чтобы сквозь индивидуальное просвечивали общерусские его черты. В эпопее существуют сложные внутренние связи между отдельными частями и главами: то, что лишь намечено в одной из них, часто развертывается в другой. В начале "Крестьянки" раскрывается заявленная в "Помещике" тема дворянского оскудения. Обозначенный в монологе попа рассказ о том, "какой ценой поповичем священство покупается", подхватывается в описании детских и юношеских лет Григория Добросклонова в "Пире - на весь мир".

Читайте также: