Что вас удивляет восхищает и поражает в судьбе иоанна кронштадтского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Хотя ответы о. Иоанна на присланные ему письма не сохранились, его реакция на полученные знаки внимания нашла отражение в дневниках. Он считал, что люди почитали его только по милости Божьей. Для батюшки, который считал столь важным для себя быть сосудом и молитвенником Божьим, всеобщее признание явилось доказательством, знаком того, что и глас народа, и глас Божий оценили его усилия. Десятилетние старания наконец принесли свои плоды: сложился идеальный союз между народом, священником и Господом, о котором пастырь мечтал все эти годы. Он едва мог сдержать радость от сознания того, что этот союз осуществляется через него. В 1894 г. он отмечает в дневнике:

То, как о. Иоанн осознавал свою роль, говорит о многом. Пастырь полагал, что, почитая его, люди переносили на него любовь к Господу. Более того, он был посланником Бога в том смысле, что почитание и уважение пастыря были угодны Господу. От такого отождествления себя с Господом, конечно, один шаг до духовного самообольщения, в православной терминологии — прелести . О. Иоанн это понимал. Он стремился преодолеть эту опасность, неустанно напоминая себе об источниках своей духовной силы: Боге, литургии и особенно Евхаристии. 26 декабря 1893 г. он писал:

На первый взгляд, перед нами необыкновенное представление о благодати. Более традиционная трактовка этого чуда состоит в том, что благодать свободно даруется Господом и может исчезнуть столь же внезапно, как и появилась, даже если тот, на кого она снизошла, считает, что приложил немало духовных усилий для ее стяжания. Однако о. Иоанн в стремлении к благодати осуществлял более напряженную духовную работу, нежели многие, и не принижал собственной роли в процессе ее обретения. Теперь он дерзал не только возносить молитвы к Богу за других, но и просить Всевышнего, чтобы Он и впредь избирал пастыря сосудом, через который передавалась бы благодать .

Каждый день о. Иоанн получал по почте жалобные прошения о материальной помощи. Осуществляя на практике свой принцип оказывать благотворительную помощь всем и каждому, он не мог оставить без ответа ни одно из писем — и в результате должен был без конца думать о том, как достать деньги. С другой стороны, вряд ли он мог преуменьшать значение причастия только под тем предлогом, что стал более загружен. Положение усугублялось тем, что чем больше людей приглашали о. Иоанна к себе домой, тем больше появлялось и желающих у него исповедоваться и причащаться. Эти взаимоисключающие требования могли довести его до крайности. В 1894 г. он так писал о литургии, на которой много причащающихся:

Итак, по иронии судьбы, воплощение одного из идеалов православной жизни — более частого причащения и более активного участия в таинствах, к чему так стремился о. Иоанн, — привело к сокращению времени, которое пастырь мог посвятить прихожанам вне церкви.

Слава пастыря имела и другие разрушительные последствия для его духовной жизни. Возникшее в 1880-х гг. самоощущение, что он является заступником всей земли русской, которое расцвело пышным цветом к 1890-м, вошло в конфликт с его постоянными обязанностями приходского священника. Несмотря на то что пастырь ездил в столицу почти каждый день, он все же был вынужден считаться с просьбами своих кронштадтских прихожан — особенно бедных, которые были его первыми духовными чадами, — и проводить положенные церковные службы. Он остро чувствовал это противоречие:

Ощущение, что бедные неумолимо окружают его плотным кольцом и что он как святой принадлежит миру, явственно просматривается в дневниках о. Иоанна начиная с 1880-х гг. Хотя современники и писали с восторгом о спокойствии духа пастыря, на самом деле его нервы были натянуты до предела. На первых порах после обретения популярности и славы он впадал из одной крайности в другую. В дневнике за 1883 г. он писал:

Перенесение религиозного пыла вовне, на свою паству, повлекло за собой и одно из самых серьезных отрицательных последствий популярности о. Иоанна: ухудшение взаимоотношений с женой. В начале их совместной жизни, с 1850-х до середины 1870-х гг., она, казалось, смирилась с его всепоглощающим стремлением к святости и со своей участью скромной помощницы на этом пути. О. Иоанн не принадлежал ей, но, по крайней мере, он не принадлежал и никому другому, и Елизавета Константиновна могла пытаться создать семейный очаг. Она стала находить душевное утешение в общении с сестрой Анной и племянницами Руфиной и Елизаветой, которых сама вырастила. Когда о. Иоанн был частным лицом, у них с женой существовали собственные сферы деятельности — у него в храме, у нее — дома, которые они взаимно уважали. Кроме того, в начале своего поприща о. Иоанн ощущал на себе придирки начальства и травлю кронштадтских властей; наверняка Елизавета Константиновна жалела гонимого супруга. Он бывал на людях скорее по долгу службы, чем из удовольствия, и лишь в домашнем окружении спасался от превратностей своего нелегкого труда. Несмотря на то что их брак мало напоминал союз двух сердец, по крайней мере, это было семейное соглашение, гарантировавшее обеим сторонам определенную долю независимости и стабильности.

Когда о. Иоанна признали святым, сложившийся в семье образ жизни изменился к худшему. Как только у него появились не только последователи, но и ярые почитательницы, отношения с женой испортились. Елизавета Константиновна примирилась, что он проводил дни напролет с нищими; однако толпы восторженных женщин, бросающих на пастыря томные взгляды и дарящих ему дорогие подарки, не вызывали у нее подобного понимания. О. Иоанн как бы давал ей понять, что вступает с этими женщинами в сокровенную, возвышенную духовную связь, невозможную с ней, и это не могло не задевать Елизавету Константиновну. При отсутствии физической близости с женой пастырь, как казалось Елизавете Константиновне, будто бы обретал в этом повышенном женском внимании к собственной персоне некую замену нормальных супружеских отношений.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ИСКУШЕНИЯ ОТЦА ИОАННА

ИСКУШЕНИЯ ОТЦА ИОАННА Решившись на церковный подвиг ежедневного литургического служения в соединении с широкой общественно-благотворительной деятельностью, о которой мы еще скажем, отец Иоанн не имел для этого не только внешней поддержки, но и возможности как-то

СЕМЬЯ ОТЦА ИОАННА

СЕМЬЯ ОТЦА ИОАННА Вот вопрос: зачем понадобилось ему, поставившему себе за правило ежедневно принимать участие в многочасовых и очень утомительных службах, заниматься еще и широкой благотворительностью, к тому же не имея для этого никаких материальных средств? Что

ЛИЧНОЕ ДЕЛО ОТЦА ИОАННА

ЛИЧНОЕ ДЕЛО ОТЦА ИОАННА Внутренняя организация этого Дома, который разросся до размеров небольшого городка или, говоря сегодняшним языком, микрорайона, поражает новаторством, но и тщательностью и ответственностью, с которыми его создатели подошли к этому делу. Помимо

ДЕНЬГИ ОТЦА ИОАННА

ДЕНЬГИ ОТЦА ИОАННА Одним из самых серьезных пунктов обвинения против отца Иоанна, выдвигаемых Н.С.Лесковым, как и почти всеми критиками кронштадтского батюшки, были деньги.В самом деле, по мере роста популярности Иоанна Кронштадтского он, по словам Надежды Киценко, из

У отца Иоанна Кронштадтского

У отца Иоанна Кронштадтского Молодой барин (Сергей Александрович Нилус) вспоминал о своей поездке в Кронштадт к батюшке Иоанну.«Домой я вернулся уже совсем больной, с потрясающим ознобом и жаром, от которого голова, казалось, кололась надвое. По самой заурядной

Прижизненная маска

Прижизненная маска Посмертная маска. Слепок из гипса, снимаемый с лица покойника — как правило, выдающегося, незаурядного человека.Но, оказывается, снимают и с живых. Молодые скульпторы — для практики. То есть делают прижизненные маски.Студенты Строгановки снимают,

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТЦА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО[16]

БЛАГОСЛОВЕНИЕ ОТЦА ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО[16] «Мы жили тогда на Васильевском острове, как раз против Николаевского моста. Окна выходили на Неву, а с другого угла была видна набережная до самого Горного института, — вспоминал Николай Рерих. — По этой набережной издалека

У отца Иоанна

У отца Иоанна Вероятно, уже во второй, а не в первый год моего студенчества (то есть в 1904 году) мне удалось поехать к батюшке. Почему же не в первый?- естественно, спросит читатель. Да, стоит спросить об этом. Объясняется это общим духовным, точнее, недуховным состоянием

Богоугодная канонизация

Богоугодная канонизация …Лично я имел беседы с общепризнанными в России старцами: с архимандритом Кириллом (Павлов) и с игуменом Косьмой из Троице-Сергиевой лавры, со игуменом Илием из Оптиной пустыни, с протоиереем Николаем с острова Залит, с архимандритом

Текстовые репрезентации отца Иоанна

Текстовые репрезентации отца Иоанна Словесные репрезентации о. Иоанна были разнообразны по форме и содержанию. Они включали в себя как статьи писателей и журналистов, чью творческую фантазию будоражила фигура пастыря, так и труды его православных биографов, которые

Культ отца Иоанна после 1917 года: политика, реальность и репрезентации

Канонизация Московским патриархатом отца Иоанна и ее последствия

ГЛАВА 15 Следы на снегу — Странный нахлебник — Снегоступы и подснежные катакомбы — Спасительное деревце на краю обрыва — в гостях у отца Исаакия — Демоны имеют огромный опыт борьбы — Молниеносные атаки беса хулы — Мысленное крестное знамение — Отбивайтесь молитвой преп. Иоанна Лествичника

ГЛАВА 15 Следы на снегу — Странный нахлебник — Снегоступы и подснежные катакомбы — Спасительное деревце на краю обрыва — в гостях у отца Исаакия — Демоны имеют огромный опыт борьбы — Молниеносные атаки беса хулы — Мысленное крестное знамение — Отбивайтесь

Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Родом он был из бедной семьи. Ребёнок с детства очень болел и был слаб, но мать постоянно молилась о нём, а будущий пастырь сам учился такой молитве. С малых лет отец брал сына в храм и прививал ему любовь к Богу и богослужению.

Учеба Иоанну тяжело давалась, он молитвенно просил у Бога о даровании разума, и Господь услышал его. И после того как на него сошла Божественная благодать, больше никогда не имел проблем с учебой.

Иоанн Кронштадтский окончил приходское училище, а затем успешно Архангельскую духовную семинарию и Духовную Академию в Санкт-Петербурге со степенью кандидата богословия.

Женился он на дочери священника, Елизавете Несвицкой. В брачном союзе молодые люди приняли на себя подвиг девства, жить как брат с сестрой.

После рукоположения молодого батюшку назначили ключарем Андреевского собора города Кронштадта. Это был преступный город, куда ссылались воры, убийцы и всякого рода злодеи. Но великий подвижник не испугался этих отвергнутых людей, а наоборот, старался им духовно помочь, беседовал, утешал их, помогал им и горе с радостью разделял вместе с ними.

Многие жители Кронштадта полюбили своего пастыря всей душой и сердцем. Со своей паствой он создал Дом трудолюбия, где оказывалась бесплатная помощь всем нуждающимся.

Но враг нашего спасения никогда не дремлет! На праведного подвижника были нападки со всех сторон, многие люди считали его юродивым и не воспринимали серьезно, писали жалобы, оскорбляли, одним словом издевались над молодым священником. Да и со стороны духовенства были нарекания.

Но великий избранник Божий не испугался и этого. Всякого рода испытания батюшка переносил со словами молитвы.

Отец Иоанн ежедневно совершал Божественную Литургию , он считал это лучшим средством исцеления. Батюшка молился так, как будто разговаривал с Богом, он что-то испрашивал, умолял до тех пор, пока Бог не услышит.

За великий подвиг, терпение, любовь ко всему миру Господь даровал праведному пастырю дар чудотворения. По его молитвам стали происходить чудеса, и слухи разлетелись повсюду. Люди с такой силой тянулись к батюшке, что храм был переполнен, а исповедь длилась по 12 часов, где было около 6 тысяч человек. Такого влияния на русский народ никто не имел, как отец Иоанн.

Святой Иоанн настолько обладал сильной молитвой, что к нему тянулись не только со всей России, но и из разных стран мира. Отец Иоанн говорил:

Последнюю Божественную Литургию великий подвижник совершил 9 декабря 1908 года, а 20 декабря мирно отошел ко Господу.


Святой праведный отец наш Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии – на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. Новорожденный казался столь слабым и болезненным, что родители поспешили тотчас же окрестить его, причем нарекли его Иоанном, в честь преподобного Иоанна Рыльского, в тот день Св. Церковью празднуемого. Вскоре после крещения младенец Иоанн сталь заметно поправляться. Благочестивые родители, приписав это благодатному действию св. таинства крещения, стали с особою ревностью направлять его мысль и чувство к Богу, приучая его к усердной домашней и церковной молитве. Отец с раннего детства постоянно брал его в церковь и тем воспитал в нем особенную любовь к богослужению.

Живя в суровых условиях крайней материальной нужды, отрок Иоанн рано познакомился с безотрадными картинами бедности, горя, слез и страданий. Это сделало его сосредоточенным, вдумчивым и замкнутым в себе и, вместе с тем, воспитало в нем глубокое сочувствие и сострадательную любовь к беднякам. Не увлекаясь свойственными детскому возрасту играми, он, нося постоянно в сердце своем память о Боге, любил природу, которая возбуждала в нем умиление и преклонение пред величием Творца всякой твари.

С той поры отрок Иоанн стал отлично учиться: одним из первых окончил училище, первым окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию.

Еще учась в семинарии, он лишился нежно любимого им отца. Как любящий и заботливый сын, Иоанн хотел было прямо из семинарии искать себе место диакона или псаломщика, чтобы содержать оставшуюся без средств к существованию старушку-мать. Но она не пожелала, чтобы сын из-за нее лишился высшего духовного образования, и настояла на его поступлении в академию.

Поступив в академию, молодой студент не оставил свою мать без попечения: он выхлопотал себе в академическом правлении канцелярскую работу и весь получавшийся им скудный заработок полностью отсылал матери.

Учась в академии, Иоанн первоначально склонялся посвятить себя миссионерской работе среди дикарей Сибири и Северной Америки. Но Промыслу Божию угодно было призвать его к иного рода пастырской деятельности. Размышляя однажды о предстоящем ему служении Церкви Христовой во время уединенной прогулки по академическому саду, он, вернувшись домой, заснул и во сне увидел себя священником, служащим в Кронштадтском Андреевском соборе, в котором в действительности он никогда еще не был. Он принял это за указание свыше. Скоро сон сбылся с буквальной точностью. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Вспомнив свой сон, он принял это предложение.

Такой необычный пастырский подвиг молодого пастыря стал вызывать нарекания и даже нападки на него со всех сторон. Многие долго не признавали искренности его настроения, глумились над ним, клеветали на него устно и печатно, называли его юродивым. Одно время епархиальное начальство воспретило даже выдавать ему на руки жалование, так как он, получив его в свои руки, все до последней копейки раздавал нищим, вызывало его для объяснений. Но все эти испытания и глумления о. Иоанн мужественно переносил, ни в чем не изменяя в угоду нападавшим на него принятого им образа жизни. И, с Божией помощью, он победил всех и вся, и за все то, над чем в первые годы пастырства над ним смеялись, поносили, клеветали и преследовали, впоследствии стали прославлять, поняв, что перед ними истинный последователь Христов, подлинный пастырь, полагающий душу свою за овцы своя.


По молитве о. Иоанна действительно совершалось и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться множество дивных чудес. Излечивались молитвою и возложением рук о. Иоанна самые тяжкие болезни, когда медицина терялась в своей беспомощности. Исцеления совершались как наедине, так и при большом стечении народа, а весьма часто и заочно. Достаточно было иногда написать письмо о. Иоанну или послать телеграмму, чтобы чудо исцеления совершилось. Особенно замечательно происшедшее на глазах у всех чудо в селе Кончанском (Суворовском), описанное случайно находившейся тогда там суворовской комиссией профессоров военной академии (в 1901 г.). Женщина, много лет страдавшая беснованием и приведенная к о. Иоанну в бесчувственном состоянии, через несколько мгновений была им совершенно исцелена и приведена в нормальное состояние вполне здорового человека. По молитве о. Иоанна прозревали слепые. Художником Животовским описано чудесное пролитие дождя в местности, страдавшей засухой и угрожаемой лесным пожаром, после того как о. Иоанн вознес там свою молитву. О. Иоанн исцелял силою своей молитвы не только русских православных людей, но и мусульман, и евреев, и обращавшихся к нему из-за границы иностранцев. Этот великий дар чудотворения естественно был наградой о. Иоанну за его великие подвиги – молитвенные труды, пост и самоотверженные дела любви к Богу и ближним.

Но этот славный подвиг плодотворного законоучительства о. Иоанн должен был оставить ради еще более плодотворного и широкого подвига своего всероссийского душепопечения.

Надо только представить себе, как проходил день у о. Иоанна, чтобы понять и прочувствовать всю тяжесть и величие этого его беспримерного подвига. Вставал о. Иоанн ежедневно в 3 часа ночи и готовился к служению Божественной литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь его уже встречали толпы паломников, жаждавших получить от него хотя бы благословение. Тут же было и множество нищих, которым о. Иоанн раздавал милостыню. Заутреней о. Иоанн непременно сам всегда читал канон, придавая этому чтению большое значение. Перед началом литургии была исповедь. Исповедь, из-за громадного количества желавших исповедываться у о. Иоанна, была им введена, по необходимости, общая. Производила она – эта общая исповедь – на всех участников и очевидцев потрясающее впечатление: многие каялись вслух, громко выкрикивая, не стыдясь и не стесняясь, свои грехи. Андреевский собор, вмещавший до 5.000 чел., всегда бывал полон, а потому очень долго шло причащение и литургия раньше 12 час. дня не оканчивалась. По свидетельству очевидцев и сослуживших о. Иоанну, совершение о. Иоанном Божественной литургии не поддается описанию. Ласковый взор, то умилительный, то скорбный, в лице сияние благорасположенного духа, молитвенные вздохи, источники слез, источаемых внутренне, порывистые движения, огонь благодати священнической, проникающий его мощные возгласы, пламенная молитва – вот некоторые черты о. Иоанна при богослужении. Служба о. Иоанна представляла собою непрерывный горячий молитвенный порыв к Богу. Во время службы он был воистину посредником между Богом и людьми, ходатаем за грехи их, был живым звеном, соединявшим Церковь земную, за которую он предстательствовал, и Церковь небесную, среди членов которой он витал в те минуты духом. Чтение о. Иоанна на клиросе – это было не простое чтение, а живая восторженная беседа с Богом и Его святыми: читал он громко, отчетливо, проникновенно, и голос его проникал в самую душу молящихся. А за Божественной литургией все возгласы и молитвы произносились им так, как будто своими просветленными очами лицом к лицу видел он пред собою Господа и разговаривал с Ним. Слезы умиления лились из его глаз, но он не замечал их. Видно было, что о. Иоанн во время Божественной литургии переживал всю историю нашего спасения, чувствовал глубоко и сильно всю любовь к нам Господа, чувствовал Его страдания. Такое служение необычайно действовало на всех присутствующих. Не все шли к нему с твердой верой: некоторые с сомнением, другие с недоверием, а третьи из любопытства. Но здесь все перерождались и чувствовали, как лед сомнения и неверия постепенно таял и заменялся теплотою веры. Причащающихся после общей исповеди бывало всегда так много, что на святом престоле стояло иногда несколько больших чаш, из которых несколько священников приобщали верующих одновременно. И такое причащение продолжалось нередко более двух часов.

Во время службы письма и телеграммы приносились о. Иоанну прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о тех, кого просили его помянуть.

После службы, сопровождаемый тысячами верующих, о. Иоанн выходил из собора и отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. И редко когда возвращался домой ранее полуночи. Надо полагать, что многие ночи он совсем не имел времени спать.

Так жить и трудиться можно было, конечно, только при наличии сверхъестественной благодатной помощи Божией!

Был о. Иоанн и замечательным проповедником, причем говорил он весьма просто и чаще всего без особой подготовки – экспромтом. Он не искал красивых слов и оригинальных выражений, но проповеди его отличались необыкновенной силой и глубиной мысли, а вместе с тем и исключительной богословской ученостью, при всей своей доступности для понимания даже простыми людьми. В каждом слове его чувствовалась какая-то особенная сила, как отражение силы его собственного духа.

Основная мысль всех письменных творений о. Иоанна – необходимость истинной горячей веры в Бога и жизни по вере, в непрестанной борьбе со страстьми и похотьми, преданность вере и Церкви Православной как единой спасающей.

В отношении к нашей Родине – России о. Иоанн явил собою образ грозного пророка Божия, проповедующего истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию за грехи и за богоотступничество. Будучи сам образом кротости и смирения, любви к каждому человеку, независимо от национальности и вероисповедания, о. Иоанн с великим негодованием относился ко всем тем безбожным, материалистическим и вольнодумным либеральным течениям, которые подрывали веру русского народа и подкапывали тысячелетний государственный строй России.

Последующие события кровавой русской революции и торжества безбожного человеконенавистнического большевизма показали, насколько был прав в своих грозных предостережениях и пророческих предвидениях великий праведник земли русской.

10 декабря 1908 года, собрав остаток своих сил, о. Иоанн в последний раз сам совершил Божественную литургию в Кронштадтском Андреевском соборе. А в 7 час. 40 мин. утра 20 декабря 1908 года великий наш праведник мирно отошел ко Господу, заранее предсказав день своей кончины.

Похоронили о. Иоанна в церкви-усыпальнице, специально устроенной для него в подвальном этаже сооруженного им монастыря на Карповке. Вся церковка эта замечательно красиво облицована белым мрамором; иконостас и гробница – тоже из белого мрамора. На гробнице (с правой стороны храма) лежит Св. Евангелие и резная митра, под которой горит неугасаемый розовый светильник. Множество дорогих художественно исполненных лампад постоянно теплятся над гробницей. Море света от тысяч свечей, возжигаемых богомольцами, заливает этот дивный сияющий храм.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 7-8 июня 1990 года св. прав. Иоанн Кронштадтский был канонизован, и установлено совершать его память 20 декабря / 2 января – в день блаженной кончины святого праведника.


Самый известный русский священник почитался многими как святой еще при жизни. О нем знали все жители России. Он был современником Толстого, его полным антиподом и личным врагом.

Современному человеку сложно представить, как в конце XIX - начале XX века простой священник мог быть настолько популярен, что к нему приезжали тысячи людей со всех уголков страны. Столь сильным магнетизмом обладали обыкновенно лишь особы царской семьи. В Иоанна Кронштадтского еще при жизни верили как в святого, рассказывали о многочисленных исцелениях, произошедших по его молитвам. Богатейшие лица империи жертвовали ему огромные суммы, а он без остатка раздавал их верующим, сам живя очень скромно.

Иоанн Кронштадтский

В 1990 году Иоанна канонизировали. В честь 30-летия этого события скульптор Константин Чернявский создал несколько памятников святому - и российские благотворительные фонды отправили их в дар православным общинам по всему миру. Памятники Иоанну будут установлены в Голливуде, Мельбурне, Абхазии и родном селе святого Сура в Архангельской области. В 2019 году его статуи уже появились в Вашингтоне, Гамбурге и Воронеже.

Кронштадтский священник

Иоанн родился в 1829 году в Архангельской области в очень бедной семье. Он учился в местной духовной семинарии, а затем за хорошую учебу получил право бесплатно учиться в Санкт-Петербургской духовной академии. Он был ничем не примечательным юношей, и его сокурсники даже не оставили никаких ярких воспоминаний о нем. Любил гулять один, много молился…

В 1855 году Иоанн поехал служить в Андреевский собор в Кронштадте. Месте священника он получил, женившись на дочери местного протоиерея. И хотя православные священники обычно имели большие семьи, у Иоанн после свадьбы сообщил жене, что жить они будут как брат и сестра во имя духовного служения.

Андреевский собор в Кронштадте (был уничтожен в советское время)

Андреевский собор в Кронштадте (был уничтожен в советское время)

Едва получив приход в самом неблагополучном месте недалеко от Петербурга, в Кронштадте, Иоанн начал свое служение. Тогда это был портовый город, где нищета, порок и разврат были повсеместны. Он каждый день служил литургию в местном храме, после которой раздавал милостыню, все что было у него. А затем шел по домам и лачугам, где ютились больные и бедные женщины с детьми, пока их мужья пили, работали или разбойничали. Он сидел с детьми, разговаривал с женщинами, раздавал им все, что мог отдать. Горожане часто наблюдали эксцентричную картину - как Иоанн возвращался домой со скрещенными в молитве руками на груди и босой… свои сапоги и рясу он уже отдал страждущим.

Чудесный исцелитель

Иоанн с одним из своих крестников

Иоанн с одним из своих крестников

Иоанн Кронштадтский в управлении Петербургского градоначальства

Иоанн Кронштадтский в управлении Петербургского градоначальства

Звезда масштаба Майкла Джексона

Иоанн Кронштадтский среди прихожан на закладке церкви в Никифоровской пустыни

Иоанн Кронштадтский среди прихожан на закладке церкви в Никифоровской пустыни

Даже будучи на вершине популярности, Иоанн продолжал почти не есть, служить литургию каждый день, причащаться и не иметь почти никакой личной собственности. Все огромные деньги, проходившие через него, он раздавал и отправлял нуждающимся, не оставляя себе совсем ничего. Его жена, не готовая жить в такой аскезе, поначалу часто жаловалась церковным властям, что жить ей совсем нечем, потому что муж все раздает.

Единственная надежда императора

Михай Зичи. Заупокойная служба по умершему Александру III в комнате Ливадийского дворца 21 октября 1894 г. (на картине не Иоанн Кронштадтский, а Иоанн Янышев, духовник царя)

Михай Зичи. Заупокойная служба по умершему Александру III в комнате Ливадийского дворца 21 октября 1894 г. (на картине не Иоанн Кронштадтский, а Иоанн Янышев, духовник царя)

Исцелить императора у Иоанна так и не получается. Но этот эпизод - настоящий пик слав священника. И все же к царской семье он больше не приблизится - и лишь будет участвовать в службе после коронования Николая II.

Главный оппонент Льва Толстого

Поздний Толстой имел свой взгляд на религию. Он не соблюдал и даже отвергал церковные обряды, считал, что для веры не нужны такие посредники как священники и церковь. Наконец Христа он отрицал божественное происхождения Христа, а чудеса, которые он совершал, считает ненужным местом в Библии.

Лев Толстой в Ясной Поляне

Лев Толстой в Ясной Поляне

Два глубоко духовных человека Толстой и Кронштадтский стали врагами из-за того, что оба по-своему пытались найти решение духовного раскола России, но они не успели. И в итоге именно этот раскол в обществе привел к самым страшным и поворотным событиям в истории страны - революции и гражданской войне.

Читайте также: