Какие взгляды а и герцена дали основание говорить об особом русском социализме кратко

Обновлено: 05.07.2024

Так как идея построения мира без насилия, общества равных прав и социальных гарантий жива и популярна в мире по-прежнему, актуальность обращения к этой проблеме очевидна.

Цель работы: на основе изученных источников, представленных работами А.И. Герцена и идеологов революционного народничества логически выстроить основные положения, уяснить сущность теории русского социализма и ее влияние на становление и развитие социалистических взглядов идеологов революционного народничества.

Методы исследования: аналитический, сравнительно-исторический, конкретно-исторический.

Цель работы требует решения следующих задач:

1. Используя сравнительно-исторический метод упорядочить разнообразные сведения в отечественной историографии о русском социализме Герцена и социализме ведущих идеологов народничества.

Источниковая база исследования представлена работами А.И. Герцена, П. Лаврова, М. Бакунина, П.Ткачева.

Источниками для изучения идеологии народников являются работы самих теоретиков и идеологов народничества[6]. В этих работах ощутимо влияние Герцена. Каждый из идеологов народничества по-своему понимал социализм.

Новизна данной работы при отсутствии новых источников относительна. Она заключается лишь в комплексном подходе при решении данной проблемы.

В 30-х годах XIX в. в России начинают развиваться идеи утопического социализма. Под утопическим социализмом понимается совокупность тех учений, которые выразили идею желательности и возможности установления такого общественного строя, где не будет эксплуатации человека человеком и иных форм социалистического неравенства.

В философии Гегеля он нашёл обоснование правомерности и необходимости борьбы со старым и конечной победы нового. В творчестве Герцена идея разумности истории соединялась с социалистическими идеалами, сближала немецкую философию с французским утопическим социализмом. Пунктом соединения социализма с философией является в творчестве Герцена идея гармоничной цельности человека. Идея единства и бытия рассматривалась Герценом также и в плане социально-историческом, как идея объединения науки и народа, которые и будут знаменовать социализм. Герцен писал, что когда народ поймёт науку он выйдет на творческое создание социализма.

Проблема единства бытия и мышления выступает еще в одном плане -как революционная практика, как сознательное деяние, как внедрение, воплощение науки в жизнь. В овладении наукой массами он видел необходимое условие установления социализма. Поскольку в науке заключён зародыш нового мира, то стоит только внедрить его в массы и дело социализма будет обеспечено. Социализм Герцена был утопическим. Рассуждая таким образом, он даже ставил в общей форме вопрос о возможности для России первой вступить на путь коренного общественного преобразования: «. может мы, мало жившие в былом, явимся представителями действительного единства науки и жизни, слова и дела.

По существу эта надежда не опиралась ни на какие фактические данные, не были серьёзными его ссылки на особые качества русского национального характера.

Коллективизм общины и право на землю и составляли, по Герцену, те реальные зародыши, из которых, при условии отмены крепостного права и ликвидации самодержавного деспотизма, может развиться социалистическое общество. Герцен полагал, однако, что сама община по себе никакого социализма не представляет. Вследствие своего патриархального характера она в настоящем виде лишена развития; общинное устройство в течение веков усыпляло народную личность, в общине она принижена, её кругозор ограничен жизнью семьи и деревни. Для того чтобы развить общину как зародыш социализма, необходимо приложить к ней западноевропейскую науку, при помощи которой только и можно ликвидировать отрицательные, патриархальные стороны общины.

Благодаря сельской общине Россия оказалась более способной к социалистическому преобразованию, чем запад.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Мой доклад на конференции 15 апреля.

6 апреля нынешнего года мы отметили 200 лет со дня рождения А.И. Герцена (1812-1870) – одного из крупнейших русских мыслителей-социалистов, теоретика революционного народничества, писателя и мемуариста.

Впрочем, Герцен никогда не был бездумным последователем концепций французских социалистов. Он отвергал их стремление к непременно мирному переустройству общества. Герцен синтезировал революционную традицию декабристов (в верности делу которых он вместе с Н.П. Огарёвым поклялся в юности на Воробьёвых горах) и социалистическую идею, став, таким образом, первым русским революционным социалистом.

В 1834 г. молодёжный кружок, созданный Герценом и Огарёвым, был разгромлен, его организаторы оказались в ссылке. Сам Герцен попал в 1835 г. в Вятку, где служил в губернаторской канцелярии, познакомился с жизнью края и опубликовал ряд статей. Через три года он был переведён во Владимир, а в 1840 г. получил возможность поселиться в Петербурге. Вскоре последовала новая ссылка – в Новгород, а с 1842 г. и до отъезда за границу в 1847 г. Герцен жил в Москве, находясь в центре русского общества, его философских, исторических и политических (насколько это было возможно при Николае I) споров.

Существенное влияние оказала на Герцена и философия Фейербаха. Таким образом, его мировоззрение можно охарактеризовать как синтез взглядов французских социалистов и немецких философов с русской революционной традицией.

Нельзя сказать, что эти идеи для России были абсолютно новы. Ссыльные декабристы М.А. Фонвизин и Н.А. Бестужев в 1840-х гг. также высказывали мысль о том, что крестьянская община может стать основой для перехода к социализму, и выражали скепсис в отношении социалистических перспектив западной Европы. Но в условиях строгой цензуры открытая социалистическая пропаганда была практически невозможна, для её успеха требовалась неподцензурная печать, которую, как известно, и развивал Герцен, находясь за границей.

Сама Россия накануне Октябрьской революции не входила и не могла входить в число стран развитого капитализма. Пролетариат был немногочислен, подавляющее большинство населения составляло общинное крестьянство, позиция которого и стала главным фактором победы красных в Гражданской войне. После революции существование сельской общины сыграло важнейшую роль в успешном проведении коллективизации, когда на базе общины был создан её обновлённый вариант – колхоз, основанный не только на коллективной собственности, но и на коллективной обработке земли (что существенно повысило эффективность сельского хозяйства).

Напротив, в большинстве стран Восточной Европы, входивших в социалистический лагерь (например, в Польше), коллективизация не была проведена, и одной из причин этого можно назвать отсутствие в этих странах крестьянской общины, которая подготовила бы почву для создания колхозов. О Западной Европе, где социалистические революции так и не произошли, можно и не упоминать.

Об этом важно вспомнить в те дни, когда власть широко отмечает 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина, реформа которого представляла собой попытку подорвать сельскую общину. В результате, как известно, община устояла и после революции перешла на новую, более высокую стадию развития, а вот власть, затеявшая реформу – рухнула.

Tags: идеология, история, статьи
Current Music: Калинов мост - Умолчали

Личность, способная на братство

Доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС Константин Морозов:

Герцен — одна из ключевых фигур в истории национально-освободительного движения России. Он — родоначальник народнического социализма и демократического социализма, хотя сам этот термин появился спустя 50 лет после его смерти. Чтобы понять, насколько Герцен актуален сегодня, достаточно открыть его книги (например, актуальна его оценка политической свободы).

Откуда взялось народолюбие народников и как оно связано с социализмом? Публицист Марк Вешняк писал, что ценность человеческой личности, которую давал им социализм, они соединили с отношением к народу как к коллективной личности. С помощью социализма народники хотели создать условия для развития крестьянства и прогнать его через фабричный котел, осуществив всеобщую пролетаризацию населения. Неслучайно Герцена считали своим и социалисты, и либералы. Кстати, он указывал, что революция — последнее средство, к которому народы могут прибегать, когда уже нет ни малейшей возможности что-то изменить c помощью реформ.

Социализм Герцена

Доктор исторических наук, профессор РАНХиГС Василий Зверев:

Можно говорить о революционном и реформаторском народничестве, но либерального народничества быть не может. Для русского народника более злейшего врага, чем либерал, нет.

А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Лондон, 1861 год

А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Лондон, 1861 год

Частная и индивидуальная собственность коверкает человека, превращает тот социум, в котором он живет, в просвещенную антропофагию (это высказывание касалось в первую очередь западного общества, в котором он жил). В противовес антропофагии Герцен предлагает коллективную собственность, обеспечивающую свободу.

Герцен-анархист

Кандидат исторических наук, доцент РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева Дмитрий Рублев:

Если говорить аналогиями, то, подобно Петру Чаадаеву, можно задать вопрос: а что российская общественная мысль дала миру? Мы увидим, что мыслящие люди Азии, Африки, Америки и Европы знают и пытались использовать на практике преимущественно идеи левых мыслителей России. Они не знают Ильина, Бердяева, Булгакова, Победоносцева и Леонтьева, известность получили анархисты Бакунин, Кропоткин и Мичников, марксисты Ленин и Троцкий, эсер Питирим Сорокин, в какой-то степени Сталин. Единственный консерватор, который имел мировую известность — это Федор Достоевский, причем его знают больше как писателя, чем мыслителя.

Герцен пытался провести связь между Европой и Россией, рассказать о той России, которую Европа тогда не знала. Он был голосом этой России, основателем свободной русской печати, первым представителем оппозиционной печати, он говорил и писал на иностранных языках, был вхож в либеральные и социалистические круги стран Европы, был другом и единомышленником Пьера Жозефа Прудона. Тот принцип коллективной собственности, о которой сегодня говорилось, Герцен взял у Прудона.

Герцен первым в Европе выразил идею о праве стран, находящихся за пределами Европы, на свой собственный путь развития, на свой путь к социализму, к более справедливому обществу. В свое время я беседовал с известным исследователем русского народничества, социологом Мануэлем Саркисянцом, который жил в США, Латинской Америке, издавался во многих странах. Он рассказывал мне о латиноамериканских марксистах, которые мыслили, как русские народники, ссылаясь при этом на Ленина и Мао. Это не были народники по мировоззрению, но элемент, близкий русскому социализму Герцена, проявлялся в самых разных движениях во многих странах. Сегодня комплекс идей Герцена может быть актуален для этих стран, но не для России.

Наконец, о связи Герцена с анархизмом. Уже в начале XX века об этом говорили даже российские анархисты, можно вспомнить, например, доклад Владимира Федорова-Забрежнева на Международном анархическом конгрессе в Амстердаме в 1907 году.

+

1 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 1

Ответ

+

Александр Герцен был русским философом. Он сильно критиковал монархизм, существовавший в России в то время и выступал против него. Герцен утверждал, что Россия должна быть социалистической страной, а достичь этот результат нужно с революции (т.е. восстаний) и ликвидации буржуазии.

Герцен часто был за рубежом и путешествовал по европейским странам, конечно большую часть времени он провел во Франции. В 1848 году там произошла революция, основной целью которой было получение гражданских свобод и прав. В это время также был тяжелый экономический кризис, из-за чего поднялись налоги. Это привело к революции и восстанию рабочих, но мятеж был очень жестоко подавлен властями, и это потрясло и рассердило Герцена. Он считал, что всему виновато монархическое устройство Франции, и с тех пор он и стал сторонником социализма - государственного устройства, где все люди равны, и нет людей, более привилегированных чем другие.

Читайте также: