Проект по этнокультурному воспитанию в детском саду

Обновлено: 09.05.2024

Автор: Колышева Татьяна Борисовна

Организация: МОУ Центр развития ребенка №10 г. Волгоград

Населенный пункт: г. Волгоград

В современном обществе как никогда остро стоит вопрос роста национального самосознания, стремления понять и познать историю, культуру своего народа. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная на сегодняшний день.

Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека с раннего детства. По мнению Д.С. Лихачева ребёнок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

В октябре 2013 года был утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который был разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации. В основе его заложены принципы дошкольного образования, включающие в себя вопросы приобщения дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учёта этнокультурной ситуации развития детей.

Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего и других народов, живущих на территории родного края, мы, педагоги и родители, вводим их в мир богатой народной культуры, тем самым способствуя укреплению межнационального мира и согласия, повышению уровня межэтнической толерантности.

В нашем Центре развития ребёнка используются разнообразные формы и методы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию, но наиболее эффективной формой, опираясь на наш опыт, является именно технология проектирования. Проектная деятельность в образовательной деятельности ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги ДОУ, а также родители, которые могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса.

Именно родители явились инициаторами подготовки и проведения презентации проекта в масштабах детского сада. Было принято решение пригласить различные творческие коллективы (представителей национальных диаспор: татары, армяне, дагестанцы, украинцы, казаки и др.) для участия в презентации. Педагоги, дети, родители и другие сотрудники детского сада с интересом и энтузиазмом занимались поиском материала (информация, фотоматериал, песни, стихи и др.), готовили пригласительные и благодарственные письма для гостей, придумывали дизайн и оформление музыкального зала.

Идея проекта заключалась в том, что хоть в мире взрослых очень сложные отношения на национальной почве, дети живут друг с другом мирной жизнью: поют песни разных национальностей, играют в игры, рассказывают о своих обычаях и традициях, о красоте своей страны, делятся рецептами национальных блюд и многое другое. Мы считаем, что благодаря созидательному характеру таких проектов, наши дети вырастут добрыми, отзывчивыми, неравнодушными, толерантными по отношению к другим людям, их культуре, традициям, обычаям, ведь мы все едины дружбой и носим гордое имя – волжане.

Цель: приобщение детей к этнокультурным ценностям через знакомство с традициями, культурой коми народа, его историей, с природой Коми края.

Задачи:

  1. Повышать компетентность родителей (законных представителей) в части совершенствования этнокультурного образования детей в условиях семьи, через консультирование и информирования
  2. Совершенствовать содержание развивающей предметно – пространственной среды в группе для реализации этнокультурного направления основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования ДОУ с учётом современных требований.

Участники проекта: дети подготовительной группы -19, воспитатели-1, родители 19.

Сроки проекта: долгосрочный

Продукт проекта: Создание мини-музея Коми - изба

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Время в сегодняшнем мире постоянно наращивает свой темп. Мир вокруг меняется с невероятной быстротой, но то, что связано в нем со стабильностью, с привычным укладом жизни, называется традицией.

Важно с дошкольного детства формировать в детях духовно-нравственные качества, воспитывать хранителя культурного наследия, хранителя традиций и обрядов, подчиняясь великому закону взаимодействия и взаимопроникновения культур. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.

Воспитание детей на народных традициях, формирование человека, знающего историю и культуру своего народа, родной язык, обычаи, обряды, является одной из главных задач развития современного образования.

К. Д. Ушинский отмечал: "Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое"; "В душе каждого человека черта национальности коренится глубже всех прочих"; "Каждый народ имеет свою особенную характеристическую систему воспитания".

Таким образом, этнокультурный компонент – это форма функционирования федерального стандарта в нашем регионе. Основываясь на традициях этнопедагогики, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями:

  • обеспечивает единство и преемственность содержания образования в рамках региона и Российской Федерации, решая задачу целостности образовательного пространства;
  • позволяет использовать идеи индивидуально-личностного воспитания и обучения;
  • создает условия для возрождения национальной культуры, воспитания патриотизма;
  • способствует адаптации к окружающей социальной и природной среде в условиях нашего региона.

История России, Республики Коми, города Сыктывкара сложна и многообразна, она вбирает в себя историю сел и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым, вооружая детей представлениями об истории родной республики, где общие закономерности развития общества проявляются в конкретных условиях.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость исторического пути родной земли.

Богатейшие материалы по истории нашей республики собранные краеведами, историками, поэтами и писателями позволяют прославить культурное наследие Республики, страны.

Ноябрь

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

2.

3.

4.

Разви-

вающая

среда

Декабрь

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

1. Практическая деятельность с родителями по изготовлению мнемотаблиц, моделей для разучивания стихотворений.

2.

3.

Заучивание стихотворения по модели

4.

Знакомство с коми орнаментом.

Разви-

вающая

среда

Январь

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

2.

3.

Рассматривание фотографий, открыток с видами г. Сыктывкара

4.

Отгадывание загадок, ребусов о животных, рыбах, птицах республики Коми

Развив.

среда

Февраль

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

2.

3.

4.

Знакомство с картой, гербом, флагом республики Коми.

Разви-

вающая

среда

Март

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

2.

3.

Заучивание стихотворения по модели Е.Благинина «Посидим в тишине

4.

Разви-

вающая

среда

Апрель

День

недели

Неделя

Вторник

Пятница

Работа с

родителями

1.

2.

3.

Поэтому одной из задач детского сада становится объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, при котором образовательная среда становится зоной ближайшего развития ребенка, способствующая его социализации и развитию.

Дошкольное детство — это время достижений и проблем не только одного маленького человека, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения.

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения этнокультурной компетентности, толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомство с культурными достижениями других народов; использование опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей. [3, с.16]


Схема 1. Этносоциальная структура населения Бурятии

Новизна проекта заключается в осуществлении воспитания и образования детей через тесное взаимодействие с семьями воспитанников, этнокультурными центрами, через внедрение инновационных педагогических технологий (проектная деятельность, исследовательская деятельность, информационно-коммуникативные технологии, инновационные музейно-педагогические технологии и др.).

Вид проекта: долгосрочный, информационно – практико – ориентированный.

Цель проекта:

Формирование этнокультурной компетентности старших дошкольников через ознакомление с этническими особенностями народов Бурятии.

Задачи для детей:

Образовательные:

- Познакомить детей с историческим и культурным прошлым и настоящим основного населения и этносоциальных групп, проживающих в Бурятии;

- Приобщить к культуре своего народа как непременному условию интеграции в другие культуры;

- Создать условия для обеспечения качественной реализации системы мероприятий по воспитанию у дошкольников нравственно-патриотических чувств.

Развивающие:

-Развивать навыки поисково-исследовательской деятельности;

- Развивать потребность в приобретении новых знаний о России, о малой Родине, об этнических особенностях народов проживающих в республике; умение отражать свои впечатления в разнообразных видах деятельности.

Воспитательные:

-Воспитывать у дошкольников интерес к истории и культуре малой и большой Родины, желание знать, понимать, сохранять, становиться носителями семейной, родной этнической, региональной культуры;

- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды.

- Воспитывать культуру межнационального общения.

Задачи для родителей:

- Создать условия для изучения, закрепления и актуализации знаний об этнокультурной составляющей республики Бурятия среди родителей воспитанников группы.

- Вовлечь родителей в образовательный процесс с целью формирования понимания важности и личной заинтересованности родителей в поликультурном воспитании дошкольников.

- Расширить представления по вопросам организации совместной с детьми проектной деятельности, привлечь родителей к совместным мероприятиям (организация экскурсий, создание мини-музеев, участие в творческих мастерских и т.д.)

Принципы реализации проекта:

  • Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей;
  • Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
  • Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Принцип сотрудничества с семьей;
  • Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Механизм реализации проекта:

Проект реализуется через организацию образовательной деятельности, совместную образовательную деятельность в режимных моментах, создание развивающей предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями, сотрудничество с общественными организациями и интеграция со специалистами дошкольного учреждения.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У детей сформировано положительное отношение к разным народам, прежде всего через познание принадлежности к своей национальной культуре. Именно благодаря этому – ценности, выбранные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.
  • У детей сформированы эмоционально-положительные отношения к другим национальностям: от гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни.
  • Созданная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать развитию познавательно-исследовательской активности ребенка и развитию умения применять полученные знания в разных видах детской деятельности: игровой, музыкальной, продуктивной и т.д.
  • Улучшится качество взаимодействия с семьями воспитанников.

Практическая значимость проекта:

Данный проект направлен - сформировать у детей старшего дошкольного возраста этнокультурную компетентность в условиях дошкольного учреждения и в тесном взаимодействии с родителями, через приобщение к истокам народной культуры, традициям и обычаям, а также развить восприятие людей разных национальностей, проживающих в республике Бурятия, одновременно находя в них общечеловеческие ценности: доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь.

Реализация проекта осуществляется через основные образовательные области, которые интегрируются в зависимости от целей образовательной деятельности. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка (Схема 2).


Схема 2. Интеграция образовательных областей

Создание этнокультурной среды в группах старшего дошкольного возраста – внесение этнокультурного компонента в игровые центры (Схема 3).


Схема 3. Модель этнокультурной предметной среды группы


Познавательное развитие

Реализация краткосрочных проектов:

- Мастер-класс по изготовлению

- Харнутова О.А. языковед – рассказ о бурятском национальном костюме

- В филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева г. Улан-Удэ;

- Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья;

- Экскурсия в музей природы.

Поисково-исследовательская деятельность – составление презентаций о разных народах.

Коллекционирование –куклы в национальных костюмах, магниты с элементами национальной принадлежности.

Речевое развитие

Знакомство с фольклором разных народов:

- Русское устное народное творчество: сказки, былины, частушки.

- Бурятский фольклор: мифы, улигеры, легенды.

- Эвенкийский фольклор: героический эпос, мифологические рассказы, запреты (оде).

Составление описательныхрассказов по народной игрушке, элементам народно-прикладного искусства.

Словотворчество – на основе прослушанных сказок придумывание своих, а также придумывание сказок по пословицам и поговоркам народов Бурятии.

Художественно-эстетическое развитие

Слушание, разучивание народных песен.

Знакомство с народными музыкальными инструментами (пэнгипкэвун-металлический варган эвенков; бурятские муз.инструменты: хуур, бишхур, чанза,варган; русские народные: трещетка, рубель и др.)

Ответственный: музыкальный руководитель

Праздники и развлечения:

Ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель, хореограф, родители .

Танцы народов Бурятии:

Организация конструктивной деятельности (из разного вида конструктора) в соответствии с темами этнокультурного воспитания.

Физическое развитие

Подвижные игры разных народов:

Праздник обрядовых игр.

Результат проекта:

Фестиваль

Социально-коммуникативное развитие

- Создание игровых и проблемных ситуаций с использованием атрибутов, включающих элементы быта народов Бурятии.

- Образовательная деятельность по ознакомлению детей с основным видом деятельности взрослых: охота, оленеводство, вышивание, рыболовство, земледелие, ковроткачество и пр.

Предметно-пространственная среда

Внесение этнокультурного компонента в игровое пространство группы:

- Центр книги – оформление тематических книжных выставок;

- Центр музыки – подбор иллюстративного материала по народным инструментам и т.д.

Взаимодействие с социальными институтами

Семья

Другие соц.институты

Привлечение родителей к пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы:

- Пошив национальных костюмов и головных уборов.

Создание выставок совместного творчества.

Привлечение родителей к организации экскурсий и праздников.

Информационное просвещение родителей: выпуск буклетов, заочные консультации.

- Филиал Кяхтинского краеведческого музея им. В.А.Обручева г. Улан-Удэ;

- Этнографический музей народов Забайкалья;

- Художественный музей им. Ц.С.Сампилова;

- Музей природы Бурятии.

Диагностика этнокультурной компетентности
детей старшего дошкольного возраста

Для определения эффективности проведенной работы нами были разработаны критерии диагностики по выявлению уровня практических знаний и умений этнокультурной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (сентябрь-октябрь), и в конце учебного года (апрель-май).

Показатели

Критерии оценки

  1. Знает геральдические символы России и Бурятии.
  2. Знает названия других народностей, проживающих на территории республики.
  3. Знает о культурном многообразии народов Бурятии.
  4. Знает традиционные виды деятельности народов Бурятии (чабан, хлебороб, охотник, рыбак, оленевод), значение труда.

5. Знает об историческом прошлом (бурят, эвенков, русских и др. этносоциальных групп).

6. Знает об общности исторического и культурного прошлого этносов и этносоциальных групп.

7. Знает и различает русские, бурятские, эвенкийские национальные: жилище, одежду, посуду, блюда, праздники, национальные игры, музыкальные инструменты, фольклор, традиционные виды ремесел.

8. Знает об особенностях (климатического, географического) проживания народов.

  1. Ориентируется на карте России, показывает территорию Бурятии, находит столицу Бурятии, север Бурятии – район проживания эвенков и т.д.
  2. В организации игр использует национальный колорит: атрибуты костюмов, маски, предметы быта, загадки и др.
  3. Умеет организовать игровую деятельность, работать в коллективе сверстников.
  4. Отражает в рисунках, рассказах, играх интерес к жизни других народов, к событиям истории.
  5. Самостоятельно организует свою деятельность.
  6. Участвует в совместных мероприятиях.
  7. Общается с людьми разных национальностей.
  8. Успешно использует полученные сведения о культурно-духовных, национальных ценностях, творчески проявляет себя, принимает различные (позитивные) формы самовыражения.
  9. Способен оценить свои возможности, помочь другому, проявить заботу о более слабом, о малышах.
  10. Умеет конструктивно разрешать конфликты.
  11. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

Планируемые результаты по этнокультурной компетентности старших дошкольников

Достижения ребенка

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Что нас радует

  • Ребенок имеет первичные представления о малой Родине и Отечестве.
  • Освоил представление о республике, в которой живет, о своем городе (Улан-Удэ) — называет его достопримечательности, особенности.
  • Ребенок знает и различает геральдику республики, напевает слова гимна.
  • Знает и называет названия ближайших улиц, назначение некоторых общественных учреждений города.
  • Понимает особенности правил поведения в общественных местах.
  • Знает пословицы о Родине, понимает их смысловое значение, может использовать их в процессе общения.
  • Проявляет интерес к родной стране. Знает и называет ее столицу, различает флаг и герб России.
  • Имеет представление о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России.
  • Понимает многообразие россиян разных национальностей — особенности их внешнего вида, одежды, традиций.
  • Проявляет интерес к сказкам, песням, играм разных народов.
  • Из быта и традиционной культуры русских и бурят называет и объясняет от 4 до 6 понятий, различает и называет видовое разнообразие бурятского, русского узора, орнамента.
  • Узнает, различает и дает название русским и бурятским народным мелодиям.
  • Различает и называет разные виды декоративно-прикладного искусства из разных областей России и Бурятии (игрушки, утварь, одежда, предметы быта); технологии изготовления, назначение, особенности.
  • Осознает ценность народного искусства, проявляет интерес, желание его сохранять и познавать.
  • С удовольствием принимает участие в народных играх.
    • Ребенок имеет представление о малой Родине и Отечестве.
    • Освоил представления о Республике Бурятия, в которой живет, о городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.
    • Овладел представлениями о местах труда и отдыха людей в г.Улан-Удэ, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
    • Знает и различает некоторые национальные особенности людей проживающих на территории Бурятии (русские, буряты, эвенки, казаки, семейские). Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Имеет стойкий интерес к отдельным фактам истории и культуры России и Бурятии.
    • Имеет представление о России — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
    • Интересуется традициями народов проживающих в Бурятии, их народными промыслами, применяет имеющиеся знания в игре с использованием национальных атрибутов.
    • Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях России и Бурятии.
    • Активно принимает участия в национальных праздниках (Сагаалган, Масленица и т.д.)
    • Освоил некоторые национальные мелодии, песни, сказки, танцы народов Бурятии.
    • Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, экскурсий по городу.
    • Знает и различает прикладное искусство бурят, русских, эвенков на примере промыслов России.
    • Называет сходство и отличия традиционных промыслов, назначение и особенности, традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры.
    • Осознает ценность народного искусства; проявляет желание его сохранять и познавать.
    • Проявляет предпочтения и интерес к коллекционированию, увлечению ручным трудом, продуктивной деятельности.
    • Ребенок имеет представление о малой Родине и Отечестве.
    • Освоил представления о Республике Бурятия, в которой живет, о городе — его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях.
    • Овладел представлениями о местах труда и отдыха людей в г.Улан-Удэ, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
    • Знает и различает некоторые национальные особенности людей проживающих на территории Бурятии (русские, буряты, эвенки, казаки, семейские). Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Имеет стойкий интерес к отдельным фактам истории и культуры России и Бурятии.
    • Имеет представление о России — ее государственных символах, президенте, столице и крупных городах, особенностях природы.
    • Интересуется традициями народов проживающих в Бурятии, их народными промыслами, применяет имеющиеся знания в игре с использованием национальных атрибутов.
    • Проявляет желание участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях России и Бурятии.
    • Активно принимает участия в национальных праздниках (Сагаалган, Масленица и т.д.)
    • Освоил некоторые национальные мелодии, песни, сказки, танцы народов Бурятии.
    • Проявляет толерантность по отношению к людям разных национальностей.
    • Проявляет эстетическое отношение к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, экскурсий по городу.
    • Знает и различает прикладное искусство бурят, русских, эвенков на примере промыслов России.
    • Называет сходство и отличия традиционных промыслов, назначение и особенности, традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры.
    • Осознает ценность народного искусства; проявляет желание его сохранять и познавать.
    • Проявляет предпочтения и интерес к коллекционированию, увлечению ручным трудом, продуктивной деятельности.

    Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

    Для цитаты

    Оценить 952 2

    города Рубцовска Алтайского края

    658218, г.Рубцовск ул. Бийская, 19

    телефон: 5-05-47. dsadv 35_ shelkunchik @ mail . ru

    ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

    "Семейный клуб в ДОУ, как инновационная модель этнокультурного воспитания"

    Авторы проекта: Астраханцева Т.Г.

    Паспорт проекта

    Направление: Этнокультурное воспитание

    1. Сведения об организации

    1.1. Полное наименование организации

    1.2. Полное наименование учредителя (учредителей) организации

    Муниципальное образование города Рубцовска

    1.3. Юридический и фактический адреса организации

    658218 г.Рубцовск, Алтайский край,

    1.4. Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации

    Руководитель структурного подразделения Щеклеина Татьяна Петровна

    1.5. Телефон организации

    1.6. Адреса электронной почты и официального сайта организации в сети Интернет

    dsadv 35_ shelkunchik @ mail . ru

    2. Сведения о проекте организации

    2.1. Наименование проекта, ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации в сети Интернет

    2.2. Задачи государственной и муниципальной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации

    1. В проекте "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

    великой истории и культуре России, обеспечения преемственности

    3. Конвенция о правах ребенка: Статья 29

    1. … образование ребенка должно быть направлено на:

    -развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

    -воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

    -подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

    -воспитание уважения к окружающей природе.

    2.3. Краткое обоснование актуальности и инновационности проекта

    Этнокультурное образование подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России. Педагогическая деятельность дошкольного образовательного учреждения сегодня должна быть направлена на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и использование новых подходов к воспитанию и обучению детей, а также обновление содержания дошкольного образования на основе системы духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа и внедрение наиболее эффективных форм и методов работы с семьями воспитанников.

    2.4. Срок реализации проекта

    2.5. Краткое описание ожидаемых продуктов проекта

    - программа фольклорного семейного клуба

    2.6. Целевые ориентиры проекта

    -Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

    -повышение педагогической компетентности родителей;

    -апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

    -формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

    -осознание родителями собственного воспитательного опыта;

    -снятие затруднений детско-родительских отношений;

    -установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

    -повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

    -разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности

    ( фестивали, конкурсы различного уровня).

    2.7. Основные подходы к оценке эффективности проекта

    - Сравнительный анализ анкетирования

    - Отзывы родителей, социальных партнеров

    - Участие в городских мероприятиях

    2.8. Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта

    Воспитанники ДОУ в возрасте с 4-х до 7 лет, члены их семей (лица их заменяющие) независимо от возраста, социального статуса, национальной принадлежности и вероисповедания, педагоги образовательного учреждения, социальные партнеры, сотрудничающие с учреждением.

    2.9. Организации - соисполнители проекта (при их наличии, с указанием их функций)

    -кукольный театр им.Брахмана

    -Городская картинная галерея

    2.10. Ресурсное обеспечение проекта

    2.10.1. Кадровое обеспечение проекта

    2.10.2. Нормативное правовое обеспечение проекта

    - Конвенция о правах ребенка.

    2.10.3. Финансовое обеспечение проекта

    Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета

    2.10.4.Материально-техническое обеспечение проекта

    -мультимедийный центр

    -русские народные инструменты

    2.10.5. Учебно-методическое обеспечение

    Комплексно-целевая программа по этнокультурному воспитанию дошкольников

    НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА

    Цель проекта

    Повышение компетентности родителей по этнокультурному воспитанию дошкольников.

    Привлечение родителей к сотрудничеству, эффективному взаимодействию с коллективом детского сада с целью построения единого образовательного пространства ДОУ и полноценного развития каждого ребенка.

    Задачи проекта

    -Развивать стремления к познанию культурных традиций через возрождение основ национального семейного воспитания.

    - Знакомить детей и взрослых с историческим и культурным прошлым народов, проживающих на территории Алтайского края.

    - Формировать у детей дошкольного возраста представления о Родине как месте, где человек родился и страны, где он живет.

    - Расширять кругозор детей на основе этнографического материала, доступного их пониманию.

    - Укреплять дружеские, партнерские отношения между детьми,

    родителями и педагогами.

    - Сформировать у детей интерес к своей семье, её традициям.

    ВИД ПРОЕКТА: социально-творческий

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

    -дети дошкольного возраста,

    СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: долгосрочный

    Созданные необходимые условия для ознакомления дошкольников с семейными традициями, на основе взаимодействия детей и родителей, позволят не только объединить семью, но и окажут позитивное влияние на развитие духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

    АКТУАЛЬНОСТЬ:

    Именно поэтому так важно приобщать детей к этнокультурным семейным традиция с детского сада. Как показывают исследования современных семей, родители зачастую не способны создать благоприятные условия для эффективной социализации ребенка. Этому мешает их чрезмерная занятость, сопровождаемая низким уровнем педагогической культуры, формализованными контактами с детьми, дефицитом теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезновением совместных семейных форм трудовой и художественно-творческой деятельности (традиции домашнего рукоделия, детские кукольные спектакли, семейное музыцирование, семейные камерные театры, домашнее чтение и др.). Все это существенно влияет на характер детско-родительских отношений.

    Одним из путей выхода из сложившейся ситуации мы видим в пропаганде и широком использовании семейных этнокультурных традиций в системе педагогической деятельности детского сада, как условия формирования этнопедагогической культуры родителей, проводя эту задачу через организацию семейного фольклорного клуба в ДОУ.

    ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:

    -Реализация проекта предусматривает повышение профессионального мастерства педагогов по этнокультурному воспитанию.

    -повышение педагогической компетентности родителей;

    -апробация и внедрение инновационных форм работы с семьей и социальными партнерами;

    -формирование новых традиций семейного воспитания на основе народных обычаев и обрядов;

    -осознание родителями собственного воспитательного опыта;

    -снятие затруднений детско-родительских отношений;

    -установление партнерских отношений ДОУ и семьи, повышение активности родителей в педагогическом процессе ДОУ;

    -повышение профессионального мастерства специалистов ДОУ в работе с семьей;

    -разработка и апробация к условиям ДОУ инновационной методической деятельности ( фестивали, конкурсы различного уровня).

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ:

    открытость и целостный подход к планированию педагогического процесса и работы с родителями;

    природосообразность и культуросообразность;

    единство образовательной системы и предметно-развивающей

    личностно-ориентированный подход при организации различных форм деятельности и оценки результатов педагогического процесса;

    принцип лада, соборности и коллективности (совместный труд,

    досуги, общение детей с родителями и другими взрослыми) как

    ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика;

    поощрение самостоятельности ребенка , творчества детей и родителей;

    опора на единство духовно-нравственных ценностей и идеалов

    народа в планировании работы с детьми и родителями, создании

    предметно-пространственной среды детского сада.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА:

    состоит в совершенствовании содержания имеханизмов взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей (законных представителей) с помощью внедрения семейного клуба как инновационной модели этнокультурного воспитания.

    Для успешной реализации проекта планируется создать следующие условия:

    оформление уголков краеведения;

    создание картотек народных игр, малых фольклорных форм и т.д.

    создание выставок "Куклы в национальном костюме", "Народная игрушка" и др;

    организация фольклорных праздников

    Программа работы инновационного проекта«Семейный клуб в ДОУ,

    Этапы реализации проекта:

    1 этап - подготовительный (май-август 2018 г.)

    Цель: Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.

    Мероприятие

    Изучение в ДОУ пакета нормативно-правовой документации:

    - Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016– 2020 г

    - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации

    Использование нормативно-правовых документов, как одно из условий организации системы работы по формированию этнокультурного и патриотического воспитания

    май-август 2018 г.

    Мероприятия по изучению опыта работы детских садов Алтайского края

    Выявление прогрессивного опыта работы детских садов региона по теме проекта, определение наиболее эффективных форм и методов.

    Опрос родителей с целью изучения предполагаемой

    роли родителя в организации деятельности семейного клуба

    установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия

    Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий

    формирование группы педагогов ДОУ, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта

    Подготовка нормативной базы для реализации проекта.

    - издание Приказа руководителя структурного подразделения о реализации проекта,

    - подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта, Положения о создании семейного клуба.

    Обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности в условиях реализации проекта

    В течение всего периода проекта

    2 этап - практический (сентябрь 2018 г. - май 2021 г.)

    Наименование

    мероприятия

    Краткое описание содержания мероприятия

    Ответственные

    Первая встреча семейного клуба

    Проведение НОД с использованием средств и методов народной педагогики.

    В течении учебного года

    Руководители клуба, педагоги ДОУ

    Изготовление конкурсного материала раскрывающего особенности проведения семейных праздников, национальных традиций семей воспитанников.

    Мастер-класс "Знакомство с технологией изготовления народных кукол, сувениров, женских украшений"

    Изготовление народных кукол, сувениров, женских украшений

    обмен опытом семейного воспитания

    Старший воспитатель, педагоги ДОУ

    Обобщение знаний истории родного края

    Четвертая встреча семейного клуба

    Выставка семейных работ

    Изготовление сувениров раскрывающих особенности и традиции празднования Пасхи

    «Ярмарка народных игр

    участие семей в игровой деятельности

    инструктор по ФИЗО,

    организация тематических прогулок, занятий, игр, бесед, праздников. Рассматривание рисунков, фотографий .Знакомство с литературными произведениями и многое другое

    Руководители клуба, педагоги ДОУ

    2019-2020 учебный год

    просмотр слайд шоу о деятельности клуба, обсуждение плана работы клуба, анкетирование

    Читайте также: