План работы с одаренными детьми на уроках информатики

Обновлено: 19.05.2024

Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;

использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

диагностика – изучение личности учащихся.

работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики;

анализ литературных источников;

метод исследования проблемы;

урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;

организация временных групп;

проведение предметных недель;

Содержание работы с одаренными детьми

1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в Приложении 1).

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний.

Использование системы заданий повышенной сложности:

задания на развитие логического мышления;

задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;

задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы – принцип “обогащения”.

Ресурсное обеспечение работы с одаренными учащимися:

наличие учебной аудитории;

библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам информатики.

Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

Отсутствие неуспевающих по предмету.

Увеличение количества учащихся, выбирающих информатику как экзамен с успешной сдачей его.

Учащиеся становятся призерами олимпиад по информатики и лауреатами научно-практических конференций, победителями и участниками в различных Интернет - проектах по информатике

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время

Учитель: Пумпулиди О. Х.

Отметка о выполнении

Диагностика одаренных детей по информатике

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики

а) задания на развитие логического мышления

б) задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (по основным разделам информатики)

в) задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности

Организация временных групп школьников с учетом интересов учащихся

а) группы по подготовке к олимпиадам

первая неделя октября

б) группы по подготовке к научно-практическим конференциям

в) группы по участию в различных Интернет - проектах

Свободное самообразование учащихся

Участие в школьной олимпиаде по информатике

Участие в научно-практических конференциях

Участие в Интернет – проектах по информатике

Участие в районной олимпиаде по информатике

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов

Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на школьном сайте

Творческий отчет временных групп учащихся по итогам участия в олимпиадах, научно-практических конференциях и Интернет - проектах

Похожие документы:

Работы мбоу бгимц на ноябрь 2013 года 1 Кабинет управления

Анализ работы управления образования и образовательных учреждений района в 2015-2016 учебном год

Развитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся в условиях научного общества учащихся Маслова Вера Алексеевна

. . В работе по теме "Система работы с одарёнными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности " автор описывает свою систему работы с одаренными детьми .

Методической работы моу казачинская сош на 2012-2013 учебный год с. Казачинское 2012-2013 уч год

. школьников; организация работы с одаренными детьми; формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, . Макиенко О.Г Методы учебных проектов на уроках физики и информатики. МО Кутимская Е.Е. Оценка .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, - это выдающиеся врожденные способности.

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время

Учитель информатики – Казимагомедова Зайнаб Махачевна

Одаренность – это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаренный - талантливый, обладающий талантом, а талант, в свою очередь, - это выдающиеся врожденные способности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

А кто же они такие – одарённые дети?

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность - это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:

способности выше средних;

включенность в задачу.

Как и большинство учителей, я заинтересована в работе с одаренными детьми на своих уроках. На уроках я придерживаюсь основных принципов работы с одаренными детьми.

1. Не навреди!

Этот принцип реализовывается через составление и постоянное пополнение банка данных на одаренных детей школы.

2. Принцип научности.

Этот принцип реализуется через диагностико - статистическое направление. Для этого разработан специальный психолого -педагогический инструментарий.

3. Принцип взаимодействия с семьей

Этот принцип реализуется через систему просвети­тельских, консультационных и развивающих мероприятий, активны­ми участниками которых становятся родители одаренных детей.

4. Принцип гуманности и открытости.

Обретение ребенком реали­стичного представления о себе является важнейшим принципом работы.

5. Принцип доступности.

Принцип доступности дает возможность ре­бенку посещать занятия, развивающие различные виды одаренности.

6.Принцип ведущей роли интересов и актуальных потребностей ребенка.

Уместно предлагать ребенку те задачи, которые соответствуют его психологическому возрасту, независимо от совпадения или несов­падения его требований с темпами роста интересов сверстников.

7. Принцип коммуникативности.

Этот принцип реализовывается через систему факультативных и тренинговых занятий, олимпиад.

8. Принцип сотрудничества.

Принцип осуществляется через краткосрочные курсы повышение квалификации, са­мообразование, методическую работу.

Система моей работы с одаренными детьми состоит из следующих компонентов:

выявление одаренных детей;

построение индивидуальной стратегии развития творческих способностей ученика на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, метод проектов);

создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

На основе этого мной был составлен план работы на 2014-2015 гг. по работе с одаренными детьми.

Цель работы: развитие у учащихся интереса к исследовательской дельности, склонности к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также скрепить в них уверенность в своих силах.

выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету;

использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся через внеклассную работу.

Направления работы:

диагностика – изучение личности учащихся.

работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики;

Методы работы:

анализ литературных источников;

метод исследования проблемы;

Формы работы:

урочная форма обучения с использованием системы заданий повышенной сложности;

организация временных групп;

проведение предметных недель;

Содержание работы с одаренными детьми

1. Диагностика учащихся – методика оценки общей одаренности (методика представлена в Приложении 1).

2. Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики – разработан широкий спектр заданий, позволяющий при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний.

Использование системы заданий повышенной сложности:

задания на развитие логического мышления;

задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся;

задания на составление проектов – создание учащихся проектов в результате самостоятельной деятельности;

задания на прогнозирование ситуаций.

3. Внеклассная работа с учащимися – создание постоянных (кружок) и временных групп (группы по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям) с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы – принцип “обогащения”.

Ресурсное обеспечение работы с одаренными учащимися:

наличие учебной аудитории;

библиотечный фонд – наличие литературы по проблемам информатики.

Высокий уровень познавательного интереса к предмету.

Отсутствие неуспевающих по предмету.

Увеличение количества учащихся, выбирающих информатику как экзамен с успешной сдачей его.

Учащиеся становятся призерами олимпиад по информатики и лауреатами научно-практических конференций, победителями и участниками в различных Интернет - проектах по информатике

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время

Мероприятия

Диагностика одаренных детей по информатике

Работа со способными и одаренными учащимися на уроках информатики

а) задания на развитие логического мышления

б) задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ учащихся (по основным разделам информатики)

в) задания на составление проектов – создание учащимися проектов в результате самостоятельной деятельности

Организация временных групп школьников с учетом интересов учащихся

а) группы по подготовке к олимпиадам

первая неделя октября

б) группы по подготовке к научно-практическим конференциям

в) группы по участию в различных Интернет - проектах

Свободное самообразование учащихся

Участие в школьной олимпиаде по информатике

Участие в научно-практических конференциях

Участие в Интернет – проектах по информатике

Участие в городской олимпиаде по информатике

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей.

Создание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов

Публикации творческих и исследовательских работ учащихся по информатике на школьном сайте

Как же суметь выделить одаренных детей?

Одаренные дети имеют ряд особенностей:

Любознательность. Одной из первых характеристик, отличающих одаренного человека, традиционно считают любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Любопытство - жажда новизны, интеллектуальной стимуляции, потребность в "умственных впечатлениях", характерна для каждого здорового ребенка.

Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца - способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Познание начинается с удивления тому, что обыденно.

Надситуативная активность (познавательная самодеятельность). Речь идет о стремлении к постоянному углублению в проблему, способности к "ситуативно не стимулируемой деятельности". Так, для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. Это способность видеть в предмете нечто новое, неявное, такое, что не видят другие.

Высокий уровень развития логического мышления. Множество специальных исследований проведено с целью выяснить, помогает ли в творчестве умение мыслить логически. Единого ответа на этот вопрос пока нет. Разные специалисты, ссылаясь на собственные эксперименты, говорят диаметрально противоположное.

Оригинальность мышления. Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Проявляется эта особенность в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах деятельности.

Гибкость мышления. Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию, называют гибкостью мышления.

Продуктивность мышления. Это качество обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей.

Легкость ассоциирования. Легкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщенных стратегий на основе скрытых от обычного взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.

Способность к прогнозированию. У одаренных детей это качество выражено настолько ярко, что распространяется не только на процесс решения учебных задач, но и на самые разные проявления реальной жизни.

Высокая концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной настройки внимания даже при наличии помех на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям.

Отличная память.

Способность к оценке. Способность предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей.

После выявления таких учащихся, в течение года я веду активную работу с ними как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях. Критериями эффективности моей работы является победа этих ребят на олимпиадах различного уровня, а также конкурсах и Интернет - проектах.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы также подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.


Материал направлен на совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки.

Описание разработки

Развитие личности, ее достижения в жиз­ни теснейшим образом связаны с такими ин­дивидуально-психологическими особенностя­ми человека, как способность, талант, одарен­ность. В современном обществе весьма акту­ально раннее выявление направленности личности и ее способностей. Своевременное выявление и поддержка одаренности имеет первостепенное значение для развития соци­ума, так как одаренность можно определить как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и искусстве; как предпо­сылку становления и развития творческой личности, способной не только к созданию нового, но и к собственному самовыражению и самораскрытию.

Одной из наиболее важных задач педагогов и психологов, работаю­щих с детьми, является изучение способностей своих воспитанников, выявление одарен­ных детей, оказание содействия в творческой реализации каждого ребенка.

Мир ребенка — это великая божественная загадка. Оглянитесь вокруг, какие они раз­ные, непохожие друг на друга, но одинаково любимые и дорогие нашему сердцу. Хочется научиться понимать, принимать ребенка, по­мочь ему полнее раскрыть свои возможнос­ти и стать сильнее в этой жизни. Сегодня мы попытаемся обратиться к проблемам детей, которых называют одаренными. Какие они? Что такое одаренность?

В современных психологических концеп­циях одаренность рассматривается как цело­стная система множества различных, по сво­ей природе, но взаимосвязанных качеств личности.

Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных де­тях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с этими детьми, их сравнении между собой, наблю­дений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей.

Наиболее рас­пространенный стереотип таков: одаренные дети должны поражать взрослых своими яр­кими, бьющими, что называется, прямо в глаза способностями, и прежде всего неверо­ятным для их возраста объемом знаний и умений. Однако эти представления носят неизбежно субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни. Но все эти суждения не отражают сущности одаренности.

Одаренные дети - целый мир, особый мир детства, и мы с вами лишь приоткроем дверь в этот мир и познакомимся с малой частью его проблем. В современной психологии и педагогике вопрос об одаренности является одним из самых модных, а вот о проблемах мало кто говорит. В силу того, что не сталкивались с ними, либо просто не задумывались о них. Школьники, которых называют одаренными, всегда представляли большой психологический интерес.

Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. А кто, если не те люди, которые имели хорошую успеваемость в школе, высокий уровень интеллекта, были более активны, поможет в этом. Перечисленные характеристики – это характеристики одаренных людей, одаренных детей.

Цель:

способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Помогать им освоить:

выявление и поддержка одаренных учеников;

формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;

повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;

эффективное продолжение образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;

целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;

образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;

создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

Задачи:

совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,

создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;

практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;

знакомство с современными информационными технологиями;

развитие алгоритмического мышления;

вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе;

воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам; проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.

Реализация мероприятий программы позволят:

создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к Ученику и его развитию;

создать возможности для проявления одарённости и таланта;

обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;

очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.

Формы работы с одарёнными детьми:

групповые занятия с одаренными учащимися;

работа в кружках;

участие в олимпиадах;

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Пояснительная записка



способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей. Помогать им освоить:

выявление и поддержка одаренных учеников;

формирование информационной культуры, подготовка учащихся к жизни и деятельности в информационном обществе;

повышение уровня подготовки школьников, имеющих склонность к изучению информатики;

эффективное продолжение образования, удовлетворяющее разносторонние запросы личности;

целенаправленная работа с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению информатики;

образование картины мира, в котором возрастает роль специалистов в области компьютерных технологий;


создание условий для развития навыков самостоятельной исследовательской деятельности, умений реализовать полученные знания на практике.

совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых школьников, их социальной поддержки,

создание обогащённой образовательной среды, благоприятной для развития одарённости, общих и специальных способностей детей школы; обеспечение одарённым и талантливым школьникам, возможностей для их творчества и образования повышенного уровня; привлечение одаренных учащихся к исследовательской работе;

практическое закрепление ЗУН, полученных на уроках информатики;

знакомство с современными информационными технологиями;

развитие алгоритмического мышления;

вовлечение учащихся в общественную деятельность, проводимую в школе;

воспитание нравственно-ответственного отношения к компьютерам и информационным системам; проведение профориентационной работы в среде наиболее способных учащихся; способствовать их раннему осознанному выбору своей будущей специальности, связанной с компьютерными технологиями.

Реализация мероприятий программы позволят:

создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала учеников школы, усилить внимание к Ученику и его развитию;

создать возможности для проявления одарённости и таланта;

обеспечить условия для творчества и образования повышенного уровня школьникам;

очень важное место в работе с одаренными детьми является подготовка лучших учащихся к районным и областным, всероссийским конкурсам, олимпиадам.

Цель:
способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.
Задачи:
• выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету информатика;
• создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации;
• использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Оценить 993 0

Пояснительная записка

•Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

•Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413) в последней редакции);

Класс: 7-11 классы

способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одаренных детей.

Задачи:

выявить способных и одаренных детей, проявляющие интерес к предмету информатика;

создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации;

использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках информатики и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Этапы реализации программы:

Программа включает три основных этапа: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей.

Первый этап - выявление одарённых учащихся.

Навтором этапе работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе, в основу которой положен принцип увеличения объёма знаний, умений и навыков на том концептуальном уровне, который заложен в учебной программе по информатике. При составлении программы основной целью является стремление не только дать больший объём знаний, а наметить оптимальные условия для развития творческой мысли, логики, а также укрепить уверенность в своих силах. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на изменение диапазона информации, моделирование жизненных ситуаций и явлений; задания на составление цепочек причинно-следственных связей; задания на узнавание объектов, явлений по данным признакам; задания на сопоставление, сравнение изученных объектов; задания на прогнозирование ситуаций и др. Одно из направлений работы - выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам, создание мультимедийных презентаций по отдельным темам.

Третий этап - реализация их потенциальных возможностей.

Уже с шестого класса привлекаю их к проектно-исследовательской работе. Она дает возможность включать в процесс обучения самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения. Таким образом осуществляется процесс приобщения его к творческой, исследовательской работе.

Ожидаемые результаты:

Программа призвана способствовать:

-созданию условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

-повышению качества образования по информатике;

-формирование банка, технологии и программ для работы со способными и одаренными детьми.

Читайте также: