Тип здания школы какие бывают

Обновлено: 04.07.2024

К первой группе общественных зданий для образования, воспитания и относят следующие типы:

Детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием (детские ясли, сады), специализированные и санитарно-оздоровительного типа (для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей).

Общеобразовательные и специализированные школы и школы-интернаты, межшкольные учебно-производственные комбинаты.

Колледжи и лицеи с начальным профессиональным образованием, и учебные заведения для подготовки и переподготовки рабочих кадров.

Средние профессиональные учебные заведения.

Высшие учебные заведения.

Учебные заведения для подготовки и повышения квалификации специалистов.

К дошкольным образовательным учреждениям относят:

детский сад, детский сад общеразвивающего вида с несколькими направлениями развития детей( художественного, физического и т.д.), детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка.

Площадь земельных участков принимается из расчета 30-40 м2 на одного ребенка.

Земельные участки включают следующие функциональные группы: групповые площадки, физкультурную площадку, хозяйственную площадку, огород – ягодник, зеленые насаждения.

Объемно – планировочное решение.

Здания дошкольных учреждений проектируют разной вместимости: от 1 до 12 групп, или от 25-220 мест. Максимальная высота здания - 2 этажа( при особых условия допускается 3)

Все помещения детских садов делятся на 3 большие группы:

1) Помещения для каждой группы детей – групповые ячейки( групповая и спальня)

2) Общие помещения – зал для музыкальных и гимнастических занятий.

3) Медицинские, служебно – бытовые помещения, пищеблок.

Объемно-планировочная компоновка здания детских учреждений подразделяется на три типа: линейная (централизованная), блочная, павильонная.

Линейная (централизованная) компоновка наиболее проста, имеет самые короткие связи между группами помещений, компактность плана способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и санитарно-технических коммуникаций. Централизованный тип, используемый при небольшой вместимости учреждения, предусматривает расположение всех функциональных групп в одном здании.

Ее применение наиболее целесообразно в северных районах и районах средней полосы.

Блочная компоновка позволяет изолировать отдельные детские группы, создать условия для лучшей ориентации и проветривания помещений, использовать сложности участка и рельефа местности. В зданиях блочного типа разные функциональные группы размещаются в разных блоках. Используется при вместимости дошкольного образовательного учреждения от 140 до 220 мест.

Павильонная компоновка применяется в районах с жарким климатом, где особенно важна максимальная изоляция групп между собой и хозяйственных помещений от детских групп, в условиях сейсмичности, сильно пересеченной местности. Павильонный тип применяется в основном для южных районов. В этом случае для каждой группы проектируется отдельное здание.

Классификация школ

В зависимости от назначения различают:

общеобразовательные школы и школы-интернаты;

специализированные школы и школы-интернаты для углубленной подготовки детей;

оздоровительные и санаторно-лесные школы;

спецшколы для детей с отставанием физического и умственного развития.

Общеобразовательные учреждения включают:

- начальную, основную, среднюю общеобразовательные школы;

- среднюю общеобразовательную школу с углубленным изучением отдельных предметов;

- гимназию и лицей.

По уровню образования общеобразовательные школы бывают трех ступеней обучения:

1 ступень обучения включает учащихся 1-4-х классов;

II ступень обучения включает учащихся 5-9-х классов;

- III ступень обучения включает учащихся 10-11-х классов.

Вместимость вновь строящихся городских школ по санитарным нормам не должна превышать в настоящее время 1000 человек, сельских малокомплектных школ для I ступени обучения — 80 человек, I и II ступеней обучения — 250 человек, II и III ступеней — 500 человек.

Участки школ

Школьные здания размещают на хорошо проветриваемых участках.

Отступ от красной линии не менее 25 м, а от границы участка школы до жилых домов не менее 10 м.

Функциональные зоны пришкольных участков:

Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Все помещения школ делятся на две основные группы:

1. Учебные помещения:

классные помещения для 1-4-х классов

учебные кабинеты и лаборатории с лаборантскими для 5-11-х классов

помещения для трудового обучения и профессиональной ориентации.

2. Общешкольные помещения:

актовый и физкультурный залы; пищеблок; мастерские; административно-хозяйственные помещения; библиотека и др.

Основные композиционные варианты школьных зданий:

Блочная композиция наиболее гибка, она может быть представлена во многих вариантах. При этой композиции здание школы делится на функциональные блоки, соединенные между собой переходами или примыкающих друг к другу блоков без переходов

Композиция школьных зданий бывает представлена следующими

- Павильонный тип школьного здания обеспечивает максимальную дифференцированность учащихся с учетом возраста, позволяет разделять блоки по функциональным признакам, максимально учитывать гигиенические требования. Павильонная схема приемлема для районов с теплым климатом.

- Централизованно-блочный тип лежит в основе типовых проектов, наиболее распространенных в отечественный практике.

-Периметральный тип формируется вокруг замкнутого дворового пространства.

- Тип с развитым центром применяется для крупных школ, позволяет наиболее рационально организовать внеучебную деятельность.

- Компактный тип с крупным внутренним пространством.

- Концентрированный сверхкомпактный с гибкой планировкой обеспечивает значительную эффективность использования площади и позволяет преодолеть жесткость ячеистой структуры традиционных школ.

Классные помещения

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2.

Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще и вторые входы (возможно допускается через гардеробную).

Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели.

Актовый зал . Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м2 на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Библиотека, читальный зал. Площадь помещения библиотеки ≥ 25 м2. В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть ≥ 500 лк.

Рекреационные залы и дворы. Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды назначается из расчета ≥ 0 0,5 м2 на одного учащегося. Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности, со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения.

Высота рекреационных залов и проходов ≥ 2,25 м.

Коридоры. Высота коридора должна быть 2,2 м. Нормальная ширина коридоров 2,5 м.

Тамбуры. Тамбуры должны отделяться от примыкающих к ним лестничных клеток и коридоров дверями, открывающимися в направлении аварийного выхода.

Лестницы. Нормальная ширина лестничных маршей 1,25 м, но не более 2 м.

Уборные следует располагать вблизи рекреационных дворов и рекреационных залов; в случае устройства больших централизованных уборных необходимо дополнительно предусматривать отдельные уборные на этажах.

Защита от шума. Учебные помещения и мастерские должны быть защищены от шума посредством таких конструктивных мероприятий, которые обеспечивают достаточную звукоизоляцию и хорошие акустические качества.

Полы должны быть надежными и легко очищаемыми. В учебных помещениях покрытия полов должны иметь минимальное число швов; при хождении не должно возникать ощущение охлаждения ног.

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м2.

Литература:

2. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учеб. пособие. – М.: Архитектура – С. 2007.-280с., ил.

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Общие сведения и классификация школы

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Общеобразовательные школы в большинстве стран относятся к государственными учебно-воспитательными учреждениями образования для детей и подростков от 6-7 до 17-18 лет. В последнее время производится набор в подготовительные классы при детских садах, сюда принимаются дети 5-6 лет.

Распространённым типом общеобразовательных школ считаются одиннадцатилетние, дающие общее среднее образование. Иногда бывают случаи, когда не возможно организовать школы с 11-летним образованием, тогда создаются неполные средние школы.

-специализированные. С углубленным изучение определенных учебных дисциплин - иностранных языков, математики, химии, биологии, физики и т.д.

-художественные школы. Например, школа искусств Glassell в США.
- Школы-интернаты. Их особенностью является круглосуточное прибывание учащихся, где они учатся и временно проживают. Приезжая к родителям по выходным, праздничным дням или на каникулы. Они бывают девятилетние или одиннадцатилетние. При школах-интернатах формируются группы продленного дня для школьников подготовительных классов или с первого по пятый класс. Здесь дети находятся под присмотром учителей на протяжении всего дня, приходя к родителям вечером. Учебно-образовательный процесс в такой группе, не имеет отличий от школ-интернатов.

Также интересным примером является художественная школа в Чили. Этот п роект художественной школы стал победителем конкурса, организованного Дирекцией архитектурных проектов региона Лос-Риос. Здание имеет 5300 м2, расположенной на угловом участке размером 100 х 100 метров, в районе городской застройки города Ла Унион, провинция Эль Ранко.




Особенностью является свободный внутренний двор, который служит пространством для различных целей школы. Здание школы построено в двух уровнях и создает условие для внутренней жизни учреждения. Периметр позволяет объединиться через главный вход. Аудитории расположены у главного входа, что позволяет использовать пространство для внеклассных мероприятий.









Классы Pre-Basic, Basic и Secondary расположены на севере с хорошим освещением, специализированные классы расположены на востоке, и юге.
Конструктивное решение школы основано на первичной структуре колонн, балок и плит из железобетона.

Классификация школьных зданий по вместимости:
-малой вместимости от одного до 2-х параллельных классов
- средней вместимости от 3 до 4-х параллельных классов.
- большой вместимости от 5-ти и более параллельных классов, образуя комплексы. Максимальное количество не должно превышать 560 учеников. Такие школы строятся в ограниченном количестве и носят экспериментальный характер.

Наполняемость группы принимается не более 30 учащихся.
Современные общеобразовательные школы имеют разнообразный состав помещений, который подразделяется на 3 типа.
для учеников: классы, мастерские и лаборатории с лаборантскими, физкультурно-гимнастические залы, плавательные бассейны с раздевалками. Все эти помещения объединены рекреациями и коридорами, галереями.
для учителей: учительская, кабинет директора и его заместителя, бухгалтерия.
общешкольные помещения:
- актовый зал
- пищеблок - столовая

Функционально-планировочная схема школы


Общеобразовательные школы являются государственными учебными и вос­питательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назна­чение. По этому принципу они подразделяются на три типа: начальные, неполные средние и средние. Основным типом общеобразовательных школ являются одинна­дцатилетние в составе подготовительных и 1 — 10 классов, дающие учащимся пол­ное среднее образование. В тех случаях, когда по различным причинам не удается организовать одиннадцатилетние школы, используются неполные средние школы в составе подготовительных и 1 — 8 классов или начальные школы в составе подгото­вительных и 1 — 3 классов.
Кроме обычных общеобразовательных школ существуют также школы интерна­ты, в которых учащиеся (по желанию родителей) не только учатся, но и живут, посе­щая родителей по воскресным дням, праздникам и в каникулы.
Развитие получили также школы продленного дня, в которых весь контингент учащихся или отдельные группы школьников находятся под наблюдением педагогов в течении всего дня, возвращаясь к родителям только вечером. Учебно — педагоги­ческий процесс в этих школах, по существу, не отличается от школ интернатов.
Школы интернаты бывают восьмилетние и десятилетние. Группы продленного дня охватывают, как правило, учащихся с подготовительного или с 1 по 5 класс.
Одной из разновидностей одиннадцатилетних школ являются специальные школы — средние общеобразовательные учебные заведения, имеющие определен­ный уклон, дающие повышенный уровень образования в какой-либо области: ино­странного языка, математики, физики, биологии, литературы, искусства и т. д.
Другим важным признаком классификации школьных зданий является вмести­мость, зависящая от количества параллельных классов. Различают одно, двух, трех, четырех, и более комплектные школы.
Верхним пределом вместимости для зданий общеобразовательных школ приня­то 1668 / 1728 ученических мест, для комплексов средних школ — на 2502/2592 уче­нических места, для школ интернатов — 560 мест.
Наполняемость подготовительных классов принимается 25 учащихся, с 1 по 8 — 40 учащихся, 9 10 — 36 учащихся, в классах школ — интернатов — 36 учащихся.

Размещение школ в населенных местах

Городские общеобразовательные школы общего типа и школы продленного дня — органическая часть жилого микрорайона. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 500 метров. Школы интернаты по характеру связи с семьей являются принадлежностью жилого района, а в малых городах — и города в целом. Их радиус обслуживания не нормируется. К этой же группе следует отнести специальные и вечерние (сменные, сезонные) школы.

Более сложно организуется сеть школьных зданий в сельской местности. Преобладание здесь мелких населенных мест, расположенных подчас на больших расстояниях друг от друга, заставляет строить школьную сеть на основе сочетания: начальных школ в мелких населенных местах, неполных средних или средних школ, школ интернатов или школ с частичным интернатом (общежитиями) в относительно более крупных населенных местах или районных центрах, где учащиеся завершают свое образование. Вместимость общежитий при школах рассчитывается на число учащихся, проживающих от школы на расстоянии, превышающем 30 минутную транспортную доступность.

Сеть школ планируется из расчета охвата 100% детей неполным средним об­разованием и 75% детей средним образованием. Ориентировочно можно считать, что суммарная вместимость десятилетних школ составляет в среднем по стране 180 мест на 1000 жителей, восьмилетних школ — 140 мест на 1000 жителей, начальных школ — 70 мест на 1000 жителей.
Эти расчетные нормы являются приблизительными, среднестатистическими, требующими корректировки в каждом отдельном случае в соответствии с фактиче­ской демографией и имеющимися потребностями.

Тип школьного здания выбирают исходя из размеров населенного пункта или микрорайона. При этом следует стремиться во всех случаях применять возможно более крупные здания, имеющие более развитый и полноценный состав помещений и являющийся более экономичными в строительстве и эксплуатации.

В мелких сельских населенных местах до 1000 жителей обычно строят началь­ные школы на 80 мест, в населенных местах до 2500 жителей — неполные средние (восьмилетние) школы на 345 / 360 мест.

В поселках с населением более 2500 жителей используются средние (11 — лет­ние) школы на 489 / 504 и 689/704 места, рассчитанные также и на обслуживание уча­щихся, окончивших начальные и неполные средние (восьмилетние) школы, располо­женные в окружающих мелких населенных местах. В поселках до 5000 жителей, - полные средние (11 — летние) школы на 834 / 864 места, при условии подвоза уча­щихся или устройства интерната (спального корпуса) также могут обслуживать уча­щихся, окончивших расположенные в окружающих поселках начальные и неполные средние школы.

В городской застройке, в микрорайонах от 6000 до 12000 жителей сооружаются полные средние (11 — летние) школы на 1251/1296, 1668/1728 мест. В более круп­ных микрорайонах (до 18000 жителей) следует вместо нескольких отдельно стоящих автономных школьных зданий строить школьные комплексы с объединенными бло­ками спортивных и актовых залов и других общешкольных помещений. Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного располо­жения школ в пределах обслуживаемых ими микрорайонов, а на межмагистральных территориях — на равном удалении от границы микрорайона, смежно с микрорайон­ным садом. В некоторых случаях школы могут размещаться и у границы микрорайо­нов, вблизи зеленого массива, бульвара или сквера. Пути движения в школы учащие­ся подготовительных и 1 — 8 классов не должны пересекаться магистраль­ными улицами с напряженным движением транспорта, а также с путями подвоза продуктов в магазины, столовые и т. д.

Школы интернаты предпочтительно располагать в пригородной зоне или в зеле­ных зонах города на участках с наиболее благоприятными климатическими условия­ми.

Сельские школы, обслуживающие несколько населенных пунктов, следует рас­полагать в местах, обеспеченных наиболее удобными транспортными связями, в геометрическом центре зоны обслуживания, вдали от производственных построек, смежно с зелеными массивами. Под строительство школьных зданий, так же как и детских учреждений, следует отводить наиболее здоровые, незагрязненные, хорошо проветриваемые и инсолируемые, незатапливаемые и незаболоченные территории, желательно с низким стоянием грунтовых вод. Предпочтение следует отдавать тер­риториям, имеющим спокойный рельеф с небольшим естественным уклоном, хоро­шим травяным покровом, древесными и кустарниковыми насаждениями, облегчаю­щими работы благоустройству и озеленению участка.

Школьные здания должны размещаться на участках с отступом от красных ли­ний на расстояния, как правило, не менее 15 метров.
При размещении школьных зданий следует обеспечивать соответствующую ориентацию школьных помещений.

Архитектурно — планировочное решение и оборудование школьных зда­ний

Композиция школьных зданий

Основой композиции школьных зданий являются два фактора: ступенчатая ор­ганизация коллектива учащихся и группировка помещений по их функциональному назначению.

Ступенчатая организация коллектива учащихся должна обеспечить сочетание:
разделения всех учащихся на отдельные группы с учетом их возрастных осо­бенностей и развития индивидуальных способностей,
объединение учащихся в коллективы различной величины для проведения массовых мероприятий и коллективного воспитания.

Основным элементом школы является класс, в котором должны быть созданы все необходимые условия для нормального учебно — воспитательного процесса и гигиенического режима. Классы объединяются в учебные секции для каждой воз­растной группы. В такую секцию входят 4 — 5 классных помещений или учебных ка­бинетов, рекреации и туалетные, а при рассредоточенных гардеробах — еще и гар­деробная.
Учебная секция должна иметь хорошую связь с общешкольными учебными и вспомогательными помещениями и достаточную изоляцию от учебных секций других возрастных групп. В школе интернате следует организовывать или жилые секции, состоящие из спальных комнат, помещений для чистки одежды и обуви и туалетных, или учебно — жилые секции (учебные секции, дополненные спальными помещения­ми).

Учебные, жилые и учебно — жилые секции объединяются в блоки помещений для учащегося младшего, среднего и старшего возраста.

Помещения не входящие в состав учебных блоков и секций, объединяются по своему функциональному назначению в группы:
общешкольных учебных и учебно — производственных помещений,
учебно — спортивных помещений и помещений для культурно — массовой ра­боты,
помещений общешкольного назначения (столовые, буфеты, помещения адми­нистративно — хозяйственного, медицинского обслуживания и др.).

Важными факторами, влияющими на композицию школьных зданий, являются планировка и взаимное расположение учебных секций, отличающиеся большим раз­нообразием.
В настоящее время в отечественной практике наиболее распространена четырехклассная секция с односторонним расположением классов и зальной рекреа­цией. Этот тип учебной секции является пожалуй, оптимальным для младше­го и среднего возраста.
Для старшего возраста более приемлема учебная секция с односторонним рас­положением кабинетов, объединенных коридорной рекреацией, что вполне соответ­ствует кабинетной системе обучения в старших классах.

В отечественной и зарубежной практике применяются также другие типы учеб­ных секций:
класс — рекреация и секции, объединяющие меньшее число классов, для млад­ших школьников,
секции, объединяющие до шести классов или кабинетов, для старших школьни­ков,
классные секции, в которых рекреации отделены от классов узким коридором или лестницей.

В отношении взаимного расположения учебных секций оптимальной является их односторонняя ориентация (все классы обращены в одну сторону горизонта). В этом случае все классы и кабинеты имеют одинаковые условия инсоляции, школь­ное здание обладает наибольшей гибкостью для расположения на участках с раз­личной ориентацией, однако это вызывает, подчас, чрезмерное удлинение школьно­го здания. Этого можно избежать при параллельном расположении нескольких учеб­ных секций или блоков. Для достижения большей компактности зданий применяется двух и трехсторонняя ориентация классов и классных секций, что однако ставит классы в разные условия и ограничивает возможности постановки зданий на различ­но ориентированных участках.

В зависимости от вместимости и общей планировочной структуры школьные здания обычно имеют от одного до трех этажей (в жилых районах с высокой плотно­стью населения и на затесненных участках допускается строительство четырехэтаж­ных школьных зданий), спальные корпуса школ — интернатов — до четырех этажей.
В отечественной практике здания начальных школ обычно строятся одноэтаж­ными, одно и двухкомплектных средних школ - двухэтажными, школьные здания трех и более комплектные — трех, четырехэтажными.
Школьные здания и комплексы большей вместимости часто имеют смешанную этажность:
учебные блоки младших классов — двухэтажные,
средних классов — трехэтажные, старших — четырехэтажные.
Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зави­симости от возрастных особенностей учащихся.
При выборе этажности школьных зданий следует иметь в виду взаимодействие ряда противоречивых факторов.
В связи с тем что в нашей практике в школьном строительстве применяются, как правило, тяжелые капитальные конструкции (кирпич, сборный железобетон), уве­личение этажности обеспечивает большую экономичность в строительстве. В то же время снижение этажности позволяет создать лучшие условия для учащихся и педа­гогов, облегчить связи с участком.
Однако улучшение функционально — технологических качеств школьных зда­ний при снижении этажности имеет свои пределы: в определенных условиях комму­никации в малоэтажных зданиях большей вместимости могут чрезмерно удлинится. Нахождение оптимального решения во взаимодействии этих факторов является главной задачей при определении этажности зданий школ и школ — интернатов.

Су­щественным фактором, определяющим основу архитектурной композиции школьных зданий, является характер взаимосвязи между отдельными функциональными груп­пами школьных помещений.

По приемам композиции школьные здания можно подразделить на три осовных типа:
централизованные,
блокированные,
и павильонные.

Здание школы или школы — интерната централизованного типа представляет собой один основной учебный или учебно — жилой корпус, к которому могут примы­кать зальные корпуса. Этот прием композиции применяется, как правило, для зданий относительно небольшой вместимости, а также зданий, предназначенных для строи­тельства в северных районах. Достоинство такой композиции — экономичность в строительстве и эксплуатации, минимальная площадь охлаждения, компактность и небольшая площадь застройки (что весьма существенно при строительстве на участках ограниченной величины), короткие связи между отдельными группами школьных помещений.

Блокированные школьные здания, являющиеся в настоящее время наиболее распространенными, состоят из ряда отдельных корпусов — блоков (учебных, учеб­но — жилых, зальных и др.) связанных между собой теплыми перехоами или непо­средственно примыкающих друг к другу. Такая композиция обычно применяется при проектировании зданий большей вместимости, предназначенных для строительства в средней полосе ( II и III строительно — климатические районы), а также зданий, строящихся в сейсмических районах и районах с сильно пересеченным рельефом местности.
Достоинством этой композиции является возможность:
хорошо рассредоточить коллективы учащихся для создания оптимальных педа­гогических и гигиенических условий при сохранении удобных и относительно ко­ротких связей между отдельными группами помещений,
обеспечить для каждой функциональной группы школьных помещений органи­чески присущее ей планировочно — конструктивное решение,
добиться сочетания расчлененности объемов и компактности общей компози­ции.

Школьные здания павильонного типа, состоящие из отдельных учебных, спаль­ных, зальных и других корпусов, не связанных переходами, получили наибольшее распространение в южных сейсмических районах и районах с крутопадающим релье­фом местности. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, что имеет и положительные, и отрицательные качества:
положительные — лучшая изоляция отдельных групп помещений от распро­странения шума, запахов и т. п.,
отрицательные — ухудшение взаимосвязи между отдельными группами поме­щений, удлинение коммуникаций.

В практике школьного строительства встречаются и другие приемы композиции. Так, например, в некоторых школьных зданиях централизованной или блокирован­ной композиции в отдельные павильоны выносятся гимнастические залы, мастер­ские или учебные секции младших классов и т. д.

Таким образом, современное школьное здание представляет собой, как прави­ло, сложную, развитую объемно — пространственную структуру, которая должна обеспечить как оптимальные функционально — технологические качества, так и ар­хитектурно — художественную выразительность здания.

Здания учебно-воспитательных учреждений по функциональному назначению:

1) общеобразовательные школы и учреждения по воспитанию детей:

-дневные общеобразовательные школы – начальные, неполные средние и средние образовательные школы, школы-интернаты, санаторно-лесные школы, средние музыкальные, художественные и хореографические школы

-вечерние (сменные) общеобразовательные школы рабочей молодёжи

-детские дошкольные учреждения – детские сады, детские ясли-сады, детские площадки

-детские дома – детские дома, детские приёмники-распределители

2) учебные заведения по подготовке кадров:

-высшие - академии(учебные), университеты, институты, консерватории, высшие школы и другие учебные заведения, окончание которых даёт высшее образование

- средние специальные –техникумы , училища и др.

-по подготовке и повышению квалификации рабочих и других работников – профессионально- технические училища, школы ФЗУ и типа ФЗУ, школы подготовки мастеров и др.

Дошкольные учебно-воспитательные учреждения. Функциональная связь основных групп помещений детских яслей-садов.

Детские сады – оздоровительные и воспитательные учреждения для детей дошкольного возраста.

В нашей стране сложилась сеть дошкольных учреждений: детские сады-ясли общего типа; санаторно-оздоровительные для детей с ослабленным здоровьем, дома ребёнка для детей, специализированные для детей с врождёнными пороками и пороками развития.

По характеру эксплуатации дошкольные учреждения делят на ясли-сады с дневным пребываем и ясли-сады с круглосуточным пребыванием, где дети находятся в течение 5..6 дней в неделю.

Вместимость детских учреждений определяется количеством групп: 50 (2 группы), 95 (4 группы), 140 (6 групп), 190 (8 групп), 280 (12 групп), 330 (14 групп) мест, также комплексы детских яслей-садов на 560 и 660 мест (24 и 28 групп).

Здания детских яслей-садов состоят из групп помещений: для ясельного возраста (до трёх лет); для детей в возрасте от трёх до шести лет; общие для всех детей; административно-хозяйственные и обслуживание. Каждая группа помещений должна быть достаточно изолирована от другой. В то же время необходимо обеспечить связь помещений для детей разных возрастов с общими помещениями для всех детей и обеспечить удобный доступ из административно-хозяйственных и обслуживающих помещений ко всем групповым. Для лучшей изоляции ясельного возраста каждая группа должна иметь самостоятельный вход с улицы.

Помещения детских групп включают раздевальные (в детских садах) и приёмные (в яслях), групповые (в детских садах) и игральные-столовые (в яслях), спальни, туалетные, буфетные.

В зданиях детских дошкольных учреждений дети прежде всего попадают в помещение приёмной или раздевальни. Из приёмной или раздевальни дети проходят в игральную-столовую или групповую. Эти комнаты – главные помещения зданий детских учреждений. С помещениями игральной и групповой связаны спальня или спальная веранда для дневного (или ночного) сна. Помещения игральной или групповой и спальни могут быть связаны между собой остеклёнными или раздвижными перегородками.

Из помещений групповых и игральных-столовых рекомендуется устраивать выход на крытые прогулочные веранды.

Непосредственно к игральной-столовой или групповой примыкает буфетная., которая обычно представляет собой нишу с встроенными шкафами для посуды и двойной мойкой.

Туалетные комнаты должны иметь вход из игральной или групповой. Общие помещения для детей всех групп включают зал для музыкальных и гимнастических занятий, методический кабинет, бассейн, медицинские помещения. К ним должен быть удобный доступ из всех групповых и игральных-столовых.

Медицинские помещения включают медицинскую комнату, фотарий и изолятор с приёмной и палатами. Мед. комнату следует располагать смежно с одной из палат изолятора. Между ними, а также между палатами рекомендуется устраивать остеклённые перегородки. Размещение фотария целесообразно вблизи зал для гимнастических занятий и бассейна. Мед. помещения располагают на первом этаже, а изолятор должен иметь отдельный вход.

К планировке зданий детских учреждений предъявляют повышенные противопожарные требования. В связи с этим из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

Лестничные клетки зданий должны быть закрытыми и иметь естественное освещение.

Читайте также: