Васильев педагогическое управление в школе

Обновлено: 03.07.2024

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики
возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований.
Присуще людям потребность и способность работать вместе требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью.

В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер.

Проблемами управления занимаются многие науки. Вопросы управления в системе образования в целом находят широкое отражение в научно-педагогической литературе: И.Г. Асперов, В.Г. Афанасьев, Т.Г. Бадешко, К.Я. Вазина, Ю.В. Васильев, О.С. Виханский, Г.Я. Гольдштейн, В.И. Кочетков, В.С., Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, Т.Ф. Лошакова, М.М. Поташник, В.А. Розанова, В.П. Симонов, Т.И. Шамова и др.

Понятие управление используется в различных науках. Существует большое количество определений этого понятия. Каждый из авторов подчеркивает ту или иную сторону данного понятия.

Попробуем привести несколько классических определений.

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой трактует управление как деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти.

В философском словаре под ред. И.Т. Фролова это понятие определяется как совокупность действий субъекта на изменение и манипуляцию реальными объектами и субъектами по заранее задуманной программе.

В кибернетике управление - это целенаправленный процесс, призванный обеспечить функционирование управляемого объекта в соответствии с заданным критерием; аналогичные принципы заложены в процессы регуляции физиологических функций организма.

Экономическая же наука трактует управление как процесс распределения и движения ресурсов в организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов деятельности [7].

В социологии управление - это организация совместной деятельности людей [11].

Итак, управление - это:

В системе образования понятие управление применяется на двух основных уровнях - это руководство образовательным учреждением как организацией и управленческой деятельности педагога.

В теории управления управленческая деятельность понимается как вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда. Вследствие этого работа по управлению отделяется от неуправленческой работы, поскольку управление как вид деятельности присуще всякому совместному труду. Управленческий труд рассматривается как разновидность профессионального умственного труда, направленного на обеспечение единства, согласованности, координации целесообразной деятельности людей, объединенных в трудовые ассоциации.

Содержание управленческой деятельности применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления, к числу которых можно отнести: определение целей, планирование, организацию выполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая из функций отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующие стиль и методы управления [10, 12].

Управленческая деятельность - неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций.

Управленческая деятельность представляет собой тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей - необходимостью организации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Прогресс, 1997. – С.171.

3. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 1996. - 896 с.

6. Кочетков В. И. Педагогический менеджмент как основа реализации иного уровня образования в профессиональном лицее: Дис. канд. пед. наук. - СПб., 2002.

7. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике. – Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1999. – 459 с.

8. Поташник М. М. Управление современной школой: (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. - М.: Новая школа, 1997. - 352 с.

9. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: Учеб. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 430 с.

10. Филиппов А. В. Признаки управленческой деятельности: Организационная психология / Под ред. Л. В. Винокурова, И. С. Скрипюка. - СП6.: Питер, 2000. - 512 с.

12. Шамова Т. И. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. - М.: Педагогика, 1991. -192 с.

Далее В. В. Кузнецов развивает концепцию в три концептуальных положения:

Особенность данного исследования заключается в том, что в предшествующих этому исследованиях процесс управления школой рассматривался без вычленения специфики школы как воспитательного учреждения, на школу переносились положения общей теории управления, теории социального управления и т.д. без учета педагогической специфики. Как показал Ю. В. Васильев, в исследованиях этого направления их объект должен находиться в области базового процесса, т.е. учебно-воспитательного процесса в школе. Концепция диссертации Ю. В. Васильева была сформулирована следующим образом: «Общая концепция педагогического управления представляет собой научную характеристику единства конкретных идей, обеспечивающих направленность всех основных образовательно-воспитательных процессов, организуемых школой, на формирование личности в целом, ее качеств и компонентов. Таким образом, концепция педагогического управления базируется на следующих основополагающих идеях:

Реферат по теме Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика

Курсовая по теме Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика

ВКР/Диплом по теме Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика

Диссертация по теме Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика

Заработать на знаниях по теме Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

Педагогический форум - это профессиональная площадка, где педагоги обсуждают передовой опыт в сфере школьного воспитания, актуальные .

Управление учебной деятельностью учащихся

Видеолекция доктора педагогических наук, профессора кафедры социологии и политологии, заслуженного учителя Украины, действительного члена .

--> --> Калужская область, Калуга городской округ, Калуга, Октябрьский округ, Дубрава
Дубрава, 12
Расположение на карте

зимний период: пн-вт, чт-сб 11:00-19:00; ср выходной; вс 11:00-18:00; санитарный день: последняя пт месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00

--> --> Амурская область, Благовещенск городской округ, Благовещенск, 2-й микрорайон
Институтская, 10/1
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-17:00
Вс: 10:00-17:00

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 11:00-19:00

зимний период: вт-вс 12:00-19:00, без перерыва; санитарный день: последний день месяца
Вт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Ср: 11:00-14:00 15:00-18:00
Чт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Пт: 11:00-14:00 15:00-18:00
Сб: 11:00-14:00 15:00-18:00

--> --> Саратовская область, Саратов городской округ, Саратов, Октябрьский район
им. Чапаева В.И., 6
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца; зимний период: вт-вс 10:00-19:00
Вт: 10:00-19:00
Ср: 10:00-19:00
Чт: 10:00-19:00
Пт: 10:00-19:00
Сб: 10:00-19:00

--> --> Пермский край, Пермь городской округ, Пермь, Индустриальный район, Новоплоский
Стахановская, 10
Расположение на карте

санитарный день: последний рабочий день месяца; июнь-август: пн-пт 10:00-18:00
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00

санитарный день: последний вт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Сб: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

санитарный день: первый вт месяца
Пн: 09:00-17:00
Вт: 09:00-17:00
Ср: 09:00-17:00
Чт: 09:00-17:00
Пт: 09:00-17:00
Вс: 09:00-17:00

Педагогическое общение как основной фактор эффективного взаимодействия педагога и ребёнка

Данная видеолекция рассматривает проблему педагогического общения как основного фактора взаимодействия педагога и ребёнка в учреждении .

ИНФОУРОК Управление ДОО: современные требования — Егоров Б.Б., Майер А.А. / Воспитатели России

Кандидат педагогических наук, заместитель председателя Совета - руководитель экспертного совета ВОО Воспитатели России Егоров Баатр .

Воспитатели России Непрерывное педагогическое образование и моделирование мотивирующей среды в школе

Итоговый видеоролик о Международном практическом семинаре «Непрерывное педагогическое образование и моделирование мотивирующей среды .

Академия профессионального развития Современные педагогические технологии на уроке физкультуры. Физкультура в школе. ВЕБИНАР.


7.2. Педагогический анализ как важнейшая функция внутришкольного управления

Сущность педагогического анализа. Виды педагогического анализа.

Цель: овладеть технологией системного подхода к анализу урока.

Задание: провести системный анализ этапированного урока (по методике Ю. А. Конаржевского).

Цель: совершенствование навыков педагогического анализа итогов учебного года.

Задание: с учетом анализа итогов учебного года подготовить письменный и устный доклад.

7.3. Внутришкольное планирование

Виды внутришкольных планов. Структура и основное содержание перспективного плана.

Цель: овладение методикой подготовки годового плана работы школы.

Задание: составить перспективный, годовой и оперативный план.

7.4. Организация работы общеобразовательного учреждения

Организация как функция управления. Организационная структура внутришкольного управления.

7.5. Внутришкольный контроль

Виды внутришкольного контроля: предупредительный, фронтально-обзорный, тематический, оперативный, плановый, индивидуальный, контроль за исполнением решений и ранее отданных распоряжений.

7.6. Регулирование работы, образовательного учреждения

Регулирование как функция внутришкольного управления и способ оперативного управления социально-педагогической системой.

Тема 8. Методы внутришкольного управления

Цель: способствовать формированию умения применять на практике знания о методах внутришкольного управления.

Задание: посредством коллективной мыследеятельности определить, какие группы методов внутришкольного управления необходимы в решении конкретной актуальной проблемы школьной жизни.

Тема 9. Концепции внутришкольного управления

Концепция внутришкольного управления (Ю. А. Конаржевский, Т. И. Шамова). Концепция управления школой (автор Г. Г. Габдуллин). Концепция оперативного управления качеством образования (П. И. Третьяков, Т. И. Шамова). Концепция управления качеством образования в школе (А. М. Моисеев, М. М. Поташник и др.). Концепция рефлексивного управления школой (Т. М. Давыденко, Т. Н. Шамова).

Цель: формирование методологической культуры слушателей.

Задание: посредством коллективной мыследеятельности разработать инструментальную концепцию внутришкольного управления.

3. Распределение времени по темам


4. Практические занятия


5. Тематика и формы индивидуальной работы

В процессе освоения содержания курса предполагается активное участие всех слушателей в разных формах учебных занятий. Реальным продуктом индивидуальной и групповой деятельности будут примеры и образцы нормативных документов, методические материалы, конспекты, практические рекомендации на бумажных и электронных носителях. Предполагаемая тематика:

1. Совокупность методов для решения задач конкретной педагогической ситуации.

2. Оценка качества экспериментальной деятельности в образовательной системе школы.

3. Ресурсы школьного педагогического эксперимента.

4. Профессиограмма директора школы.

5. Технология педагогического анализа.

6. Циклограмма труда директора школы.

7. Оценка эффективности управленческой деятельности.

8. Создание имиджа и бренда школы.

6. Тематика итоговых работ

Завершение курсовой подготовки предполагает подготовку и представление презентаций проектов по следующим темам:

1. Проблема управления качеством современного образования.

2. Управление образованием: историко-педагогический аспект.

3. Педагогический менеджмент как направление в педагогической науке.

4. Планирование в образовании: проблемы и возможности.

5. Содержание российского образования и проблемы его модернизации на уровне нормативных документов.

6. Инновационные процессы в школьном образовании.

7. Проблемы демократизации внутришкольного управления.

8. Управление школой как социально-педагогической системой.

9. Внутришкольный контроль: требования к организации и основное содержание.

10. Внутришкольное управление: понятие и общая характеристика.

11. Внутришкольное управление: теория и практика.

12. Государственно-общественная система управления образованием.

13. Общеобразовательные учреждения, их типы и виды.

14. Уровни системы образования, требования к содержанию образования.

15. Образовательная система: понятие и общая характеристика.

16. Научный подход к управлению школой.

17. Общие принципы управления школой.

18. Управление, самоуправление, самоуправление в школе.

19. Планирование работы общеобразовательного учреждения: сущность, формы и виды.

20. Управленческая культура руководителя.

7. Учебно-методические материалы

7.1. Основная литература

1. Васильев, Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.

2. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.

3. Внутришкольное управление: Теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н. В. Горбуновой. – М.: Новая школа, 1995. – 109 с.

4. Габдуллин, Г. Г. Перестройка школы: проблемы управления. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1990. – 206 с.

6. Конаржевский, Ю. А. Закономерности управления школой / Теория и практика управления школой. – Барнаул: БГПИ, 1983. – 78 с.

9. Конаржевский, Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.

10. Лазарев, B. C. Управление инновациями в школе. М.: Педагогическое общество, 2008. – 349 с.

12. Литвиненко, Э. В. Квалиметрические модели и технология оценки управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений: Дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 2005. – 376 с.

14. Орлов, А. А. Управление учебно-воспитательной работой в школе. – М.: Прометей, 1991. – 184 с.

15. Основы внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского. – М.: Педагогика, 1987. – 186 с.

16. Портнов, М. Л. Азбука школьного управления. – М.: Просвещение, 1991. – 191 с.

17. Симонов, В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами. – М.: Пед. об-во России, 1999. – 430 с.

18. Справочник менеджера образования: В 2 т. / Сост. B. C. Гиршович. – М.: Новая школа, 1995. – Т. 1. – 400 с.

20. Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 880 с.

21. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника, B. C. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.

22. Управление школой: Словарь-справочник руководителя образовательного учреждения / Под ред. А. М. Моисеева, А. А. Хвана. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 320 с.

23. Управление школой: теоретические основы и методы / Под ред. B. C. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.

24. Фишман, Л. И. Теоретические основы управления образовательными системами: Учебное пособие. – Казань: ПО РАО, Самара: СамГПУ – СИПКРО, 1997. – 160 с.

25. Фролов, П. Т. Теория и практика демократизации управления учебно-воспитательным процессом в школе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. – М., 1990. – 41 с.

26. Цибульникова, В. Е. Формирование научных взглядов на закономерности внутришкольного управления // Управление образованием. – 2009. – № 6. – С. 3–11.

27. Цибульникова, В. Е. Различные точки зрения на принципы внутришкольного управления // Управление образованием. – 2010. – № 2. – С. 3–10.

28. Цибульникова, В. Е. Формирование научных взглядов на категорию внутришкольное управление в отечественной педагогике // Вестник Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина. – 2009. – № 12. – С. 200–205.

29. Шалаев, И. К. Мотивационное программно-целевое обеспечение управления образованием: Научно-методическая разработка. – Барнаул. БПТУ, 2000. – 103 с.

30. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова: 4-е изд. – М.: Академия, 2007. – 384 с.

31. Ямбург, Е. А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.

32. Ярулов, А. А. Интегративное управление средой образования в школе. – М.: Народное образование, 2008. – 368 с.

7.2. Дополнительная литература

33. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (в вопросах и ответах) / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. – Киев: Рад. школа, 1984. – 287 с.

34. Березняк, Е. С. Руководство современной школой. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.

35. Бондарь, В. И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. – К.: Рад. шк., 1987. – 160 с.

36. Дейнеко, М. М. Справочник директора школы: Сб. постановлений, приказов, инструкций и др. руководящих материалов о школе / изд. 2-е. – М.: Учпедгиз, 1955. – 510 с.

37. Захаров, М. Г. Организация труда директора школы. – М.: Просвещение, 1971. – 176 с.

38. Капто, А. Е. Организация внутришкольного управления. – М.: Знание, 1991. – 48 с.

39. Карклина, С. Э. О классификации методов внутришкольного управления // Советская педагогика. – 1984. – № 9 – С. 40–50.

Программу составили:

Цибульникова Виктория Евгеньевна, аспирант кафедры управления образовательными системами факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования МПГУ.

Утверждено на заседании кафедры управления образовательными системами факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, протокол № 2 от 24 сентября 2009 года.

Читайте также: