Технология организации культурно досуговой деятельности детей в школе

Обновлено: 04.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Досуг — свободное время (досуг) обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Досуговая деятельность (ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА), внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.


“ Уметь с умом распорядиться досугом- высшая ступень цивилизованности” (Б.Рассел )

Уметь с умом распорядиться досугом- высшая ступень цивилизованности” (Б.Рассел )

ДОСУГ Досуг — свободное время (досуг) обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий. Досуговая деятельность (ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА), внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Досуг — свободное время (досуг) обычно обозначают как период времени, когда человек, не имея обязательных дел (работа, домашние дела, учёба, еда, сон и т. д.), предоставлен самому себе в выборе занятий.

Досуговая деятельность (ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА), внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

 Досуг ребёнка – это мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержать ребёнка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация.

Досуг ребёнка – это мост в большой мир, он обеспечивает дополнительное образование, развитие, самовоспитание.

Суть досуга – поддержать ребёнка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация и самореабилитация.

Досуг – это школа поддержки, одобрения любого ребёнка. Пропаганда здорового образа жизни; Интеллектуальное воспитание; Патриотическое воспитание; Нравственное воспитание; Правовое воспитание;

Досуг – это школа поддержки, одобрения любого ребёнка.

  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Интеллектуальное воспитание;
  • Патриотическое воспитание;
  • Нравственное воспитание;
  • Правовое воспитание;

Цель досуговой деятельности: Социализация, развитие коммуникативной культуры каждого. Функции досуга: -обучающая -развлекательная -релаксационная -развивающая -воспитывающая -коммуникативная

Цель досуговой деятельности:

коммуникативной культуры каждого.

Внеурочная деятельность - Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. - Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

Внеурочная деятельность

- Неотъемлемая часть образовательного процесса в школе.

  • Предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

- Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

Цель внеурочной деятельности: Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.

Цель внеурочной деятельности:

Создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно- нравственных ценностей и культурных традиций.

 Классификация видов досуговой деятельности Досуг ребенка может быть: -пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный); -организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени); -контролируемым и неконтролируемым; -коллективным и индивидуальным; -подражательным и творческим; -опережающим и нормативным.

Классификация видов досуговой деятельности

Досуг ребенка может быть:

-пассивным (зрительский, слушательский) и активным (деятельностный);

-организованным (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процесс использования ребенком свободного времени);

-контролируемым и неконтролируемым;

-коллективным и индивидуальным;

-подражательным и творческим;

-опережающим и нормативным.

Виды досуговой деятельности Познавательная деятельность осуществляется в ходе при­влечения учеников к чтению, проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий. Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование положительного отношения к труду, желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо. Социально-ориентационная деятельность богата и разнообразна по своему содержанию. У детей формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, к себе как гражданину. Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю по­зицию личности по отношению к высшим ценностям. Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у школьников отношения к прекрас­ному. Физкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни.

Виды досуговой деятельности

  • Познавательная деятельность осуществляется в ходе при­влечения учеников к чтению, проведения познаватель­ных игр, турниров, игр-путешествий, бесед, внеклассных мероприятий.
  • Трудовая деятельность. Целью трудовой деятельности является фор­мирование положительного отношения к труду, желания трудить­ся, убеждения в том, что трудиться необходимо.
  • Социально-ориентационная деятельность богата и разнообразна по своему содержанию. У детей формируется отношение к обществу, Родине, своему народу, к себе как гражданину.
  • Ценностно-ориентировочная деятельность. Ее назначение — создавать определенные связи с явлениями окружающего мира, формировать внутреннюю по­зицию личности по отношению к высшим ценностям.
  • Художественно-эстетическая деятельность направлена на воспи­тание у школьников отношения к прекрас­ному.
  • Физкультурно-спортивная (оздоровительная) деятельность формирует отношение к своему организму, здоровью, здоровому образу жизни.

Формы организации досуга

По времени проведения все формы можно разделить на:

- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

По количеству участников формы могут быть:

- индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

- групповые (воспитатель — группа детей);

- массовые (воспитатель — несколько групп, классов);

по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности. по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные; по субъекту организации: -организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; -деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей; -инициатива и ее реализация принадлежит детям. по результату: - результатом является информационный обмен; - результатом является выработка общего решения (мнения); - результатом является общественно значимый продукт.

по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной,

по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные;

по субъекту организации:

-организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

-деятельность организуется на основе сотрудничества взрослых и детей;

-инициатива и ее реализация принадлежит детям.

- результатом является информационный обмен;

- результатом является выработка общего решения (мнения);

- результатом является общественно значимый продукт.

Технология проведения досуга : 1. Подготовительный этап, призванный вызвать у участников желание играть. 2. Психологический настрой- оформление помещения, атрибутика, внешний вид участников. 3. Содержание (т.е. сам досуг) 4. Финал – эмоциональное, четкое завершение мероприятия( благодарности, общая песня, призы, сюрприз…) 5. Педагогические последствия- анализ ( проводится за границами мероприятия)

Технология проведения досуга :

1. Подготовительный этап, призванный вызвать у участников желание играть.

2. Психологический настрой- оформление помещения, атрибутика, внешний вид участников.

3. Содержание (т.е. сам досуг)

4. Финал – эмоциональное, четкое завершение мероприятия( благодарности, общая песня, призы, сюрприз…)

5. Педагогические последствия- анализ ( проводится за границами мероприятия)

Игра как средство организации досуга детей Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети младшего школьного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. Игра в шашки, шахматы воспитывает ценные качества характера, развивает память, внимание, логическое мышление. Таким образом, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность.

Игра как средство организации досуга детей

Игры и развлечения – непременные спутники жизни детей. Дети младшего школьного возраста играют в самые разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие – ролевые, строительные, игры-драматизации, музыкальные и другие. Игра в шашки, шахматы воспитывает ценные качества характера, развивает память, внимание, логическое мышление. Таким образом, ребята рано обретают независимость мышления, способность отстаивать свою точку зрения. Они учатся принимать и осуществлять собственные решения и нести за них ответственность.

В начальной школе целесообразно использовать следующие формы досуговой деятельности: - беседы - встречи с интересными людьми - викторины - КВНы - театрализации - интерактивные игры - тренинги - читательские клубы

В начальной школе целесообразно использовать следующие формы досуговой деятельности:

- встречи с интересными людьми

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Агитбригада – одна из наиболее действенных коллективных форм политического, нравственного, экологического, оздоровительного воспитания, которая чаще всего носит просветительский характер. Учитывая большую подготовительную работу, публичный характер выступления агитбригады, данная форма деятельности лучше всего подходит для учащихся 3-4 классов.

Аукцион – это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату. В процессе работы с учащимися начальной школы аукцион может проводиться как элемент какого-нибудь праздника, конкурса, Часа здоровья и т.д. или как самостоятельное мероприятие.

Брейн-ринг – командная игра, участие в которой могут принимать и взрослые и дети. В процессе подготовки к игре класс делится на две или три команды, каждая из которых придумывает себе название и выбирает капитана. Команды рассаживаются за своими столами в максимальном удалении друг от друга, у каждой команды должен быть чистый лист бумаги и ручка, у капитана – флажок, который он поднимает в том случае, когда команда знает правильный ответ.

Викторина – занимательная игра, в процессе которой перед учащимися ставятся вопросы, на которые они должны дать ответ в устной или письменной форме. По своему содержанию викторины могут быть литературными, музыкальными, смешанными, юмористическими, мини-викторины и т.д.

Встречи с интересными людьми могут быть проведены как серия мероприятий, в ходе которых происходит знакомство с людьми различных профессий, ветеранами войны и труда, дедушками и бабушками, родителями и др. Подобные встречи рекомендуется проводить в начальной школе несколько раз в течение учебного года.

Выставки и ярмарки семейного творчества проводятся в рамках любого совместного мероприятия или как самостоятельный праздник.

Игры-конкурсы, игры-состязания – это игры, обязательным условием которых являются элементы состязательности. Таким состязанием может стать вся игра или отдельные ее этапы, фрагменты. При подготовке заданий для подобных соревнований педагогу следует обратить внимание на то, что задания командам должны быть примерно одинаковыми по содержанию и степени сложности. Команды для таких соревнований могут формироваться только из детей или детей и их родителей.

Конкурс или конкурсная программа – один из видов состязаний, задача которых поддерживать и развивать у детей желание творить, сочинять, соревноваться в силе, ловкости, умении рисовать, инсценировать песни, сказки, стихи.

Спортландия – коллективное спортивное мероприятие, которое может быть организовано как внутри класса, так и между классами одной параллели. В сценарии спортландии можно предусмотреть семейные конкурсы, конкурсы для пап и мальчиков, мам и девочек, смешанные семейные эстафеты и др.

Творческая мастерская или мастерская добрых дел – коллективное творческое дело. Она может быть посвящена подготовке любого праздника, благотворительной акции в помощь пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, воспитанникам детского сада и или школы-интерната; трудовой акции по наведению порядка или благоустройству школьного двора, сквера, сада, классного помещения; разнообразной природоохранной деятельности.

Трудовой десант, или День добрых дел – операция, которая может быть проведена как совместная трудовая деятельность детей, педагогов, родителей в течение учебного года. Например, уборка помещения, кормление птиц зимой, сбор макулатуры. Совместная трудовая деятельность детей и взрослых хорошо объединяет коллектив класса и родителей, развивает у детей самостоятельность, умение распределять свои силы, учит приносить пользу, трудиться на благо других.

Путешествие – это познавательное обозрение, участники которого делятся друг с другом своими знаниями, впечатлениями, предположениями о той или иной стороне окружающей жизни. При проведении путешествия используется прием ролевой игры, который позволяет организовать обмен опытом, развивает любознательность, ум, находчивость, творческое воображение детей.

Турнир – одна из форм познавательной деятельности учащихся. При подготовке к турниру каждая команда в зависимости от его темы придумывает название, эмблему, приветствие соперникам, при необходимости выполняет домашнее задание. Для проведения турнира необходимо определить состав жюри, подготовить бланки для их работы, продумать призы для команд и т.д.

Театр-экспромт – это спектакль, который разыгрывается на глазах у зрителей, при этом никто из участников не знает какие роли ему придется исполнять. При подготовке к празднику, частью которого будет театр-экспромт, необходимо заранее оставить сюжет будущего спектакля, определить его действующих лиц. На карточках, которые также готовятся заранее, следует написать имя действующего лица и его реплики. Во время мероприятия карточки раздаются участникам спектакля, с которыми проводится разъяснительная беседа, касающаяся характера разыгрываемого персонажа.

Турнир-викторина сочетает в себе особенности викторины (вопросы, познавательные задачи и др.) и турнира (состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы и ответы для викторины по данной теме, а в ходе турнира по очереди атакует и обороняется).

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.

Читайте также: