Технология исследовательской деятельности в доу по фгос для аттестации дыбина

Обновлено: 03.07.2024

других людей полезны и приятны. Его задача искать и стину, какой бы она не была.

Исследование – это творчество в чист ом виде. Иссле дователь ская деятельност ь - это

особый вид интел лектуально - творческой деятельности на основе пои сковой

активности и на базе исследователь ского поведения ; это акти вность ребенка,

направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями

окружающего ми ра, их упоряд очение и систем атизацию.

Цель исследовательской деятельнос ти в детском саду - сформировать у

дошкольников осн овные ключевые компетенц ии, способность к исследовательском у

*Расширить и с истематизировать элементар ные естествен нонаучные и

*Формировать нав ыки постан овки элементарных опытов и умения делать

*Развивать стремле ние к поис ково - познавательной д еятельност и.

*Способствовать овладению п риемами практическог о взаимодейств ия с

*Развивать мыслите льную акт ивность, умен ие наблюдать, а нализировать,

Познаватель но - исследовательска я деятельность пронизывает все сферы детской

жизни, в том чи сле и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в

деятельности д ошкольник ов могут быть следующим и:

• эвристически е беседы – постанов ка и решен ие вопросов п роблемного

• фиксация результат ов: наблю дений, опытов, э ксперим ентов, тру довой

• дидактическ ие игры, игровые обучающ ие и творческ и развивающие

• постан овка и решение п роблемных педагог ических сит уаций;

• проектная де ятельность п ознавательно - исследователь ского

Хотелось бы особенно уделить внима ние на р оль наблюден ия в исследовательской

деятельности дошкольников. Ребенок стремится к активной деятельност и. Вот

почему так ой вид деятельност и как наблюдение наиб олее близкий и естественн ый

Наблюдение – целенаправленн ое, более или менее дл ительное и планомерное

восприятие предметов и явлений окружающего мира. Сущность метода наблюдения

заключается в чувственном познании объектов, в познани и их через р азличные

формы восприяти я – зрительно е, слуховое, такт ильное, кинестети ческое,

обонятельное и др. Результативно сть наб людения так же обеспечивается

использованием в р аботе приема сравнения, поэтому предлагаю д етям сравнить

предметы, объединять их в группы по схожим признакам, классифицировать и

анализировать увиденное. При организации н аблюдения необходимо задавать

вопросы, направл яющие внима ние ребенка к наиболее характер ным особен ностям

внешнего в ида и поведения наблюдаемог о объекта. Не следует отвлекать внимание

детей вопросами, которые н епосредст венно не связа ны с н аблюдением. Во время

наблюдения все внима ние детей должно быть сосредоточено на объекте. По мере

овладения деятель ностью наблю дения у детей форми руется наблю дательность , как

одно и з в ажнейши х качеств личности. А сейчас мы остановимся на одном и з

основных методов иссл едовательской деятельности – это экспериме нтирование.

Опыты, или эксперименты, используютс я для установлен ия причин явлений, связей и

Эксперименталь ная деятельность являет ся, наряду с игровой , ведущей деятельность ю

ребенка - дошкольника. Ра боту по внедрению экс периментир ования надо начинать с

создания предметно - развивающей среды. В предмет ное окружение можно привнести

технические ср едства, оборудования и приборы. Это могут быть микроскопы,

комнатный термометр, психрометр ( влажность), увеличительные стекла, колбочки,

коллекции семян овощей и др посадо чного материала, разная тара для хранения

предметов п рироды. Рек омендуетс я помещать в пр едметное окружение

художественны й материал. Предметная среда должна быть доступна д ля

самостоятельно й деятельности. Педагог проводит с детьми инструктаж по технике

безопасности по случаю пользования о борудован ием, материалами во время

демонстраци и опыт ов. Так же соблю дение ст руктуры орга низации оп ыта.

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают прини мать участие в

совместных с воспитател ем опытнически х действиях. П ока о ни представляют собой

простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы,

В младшей гр уппе (3–4 года) познавател ьно - исслед овательская деятельность

усложняется. Совместн о с пед агогом, дети учатся проводить экспериме нты на

примере сенсорны х эталонов. Благода ря опытам им становятся понятн ы ранее

Эксперименти рование в средней групп е (4–5 лет) имеет цель сформир овать у детей

умения сам остоятель но получать свед ения о нов ом объе кте. Для о пытов а ктивно

Используя экс периментир ование в ста ршей группе (5 –6 лет) нужно ст имулировать

детей на самостоятельное проведени е экспериментальн ых действий и выявление

В под готовитель ной к школе группе (6 - 7 лет) познава тельно - исследовате льская

деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельна я работа,

но и выбор опт ималь ного способа ее осуществле ния.

В п роцессе экспериментирова ния необходимо стимулировать детей задавать

вопросы, выделять после довательность действий, от ражать их в речи при ответе на

вопросы типа: что мы делал и? что мы получили? почему? Прививать детям навыки

межличностног о общения и с отрудничества: уметь дого ва риваться, отстаивать свое

мнение, рассуждать в ди алоге с другими детьми. Для этого в о время обсуждения

проблемных сит уаций обращать внима ние детей на мнен ие других, учить с лушать

друг друга, предлагать б олее активным дет ям помочь заст енчивым.

дошкольников, но и и х родителей. С этой целью можно прово дить родительские

собрания, консультации, на которых поп ытаться объяснить, родителям, что главное –

дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что н е надо делать

за ребёнка его работу. Чтобы выявить о тноше ние р одителей к поисково -

исследователь ской активност и детей, можно провести анкетирова н ие родителе й. Т ак

же, можно разработ ать буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно

предлагают родителям различные формы проведени я совместных с детьми опытов и

экспериментов. Для родителей создать картотеку элементарных опытов и

экспериментов, которые можно пр овести дома. Та к же привлечь родите лей к

созданию познават ельно - развивающ ей среды в группе.

Важной целью современного образован ия является побуждение детей к

познавательно й активности и стремлению уз навать новое. Экспер именты в детском

саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в себ е образователь ные

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДОШКОЛЬНИКОВ.

ВОСПИТАТЕЛЬ БЫЧКОВА Л.И.

Интеграция образовательных областей……………………..

Оценка, анализ и обобщение результатов работы………..

Приложение 1. Взаимодействие с педагогами и родителями.

Приложение 2. Конспекты занятий.

Приложение 3. Картотека игр, опытов и экспериментов.

Приложение 4. Фото.

Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так,

чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное,

чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому,

В. А. Сухомлинский

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.

Актуальность.

С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования исследовательская деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии . Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Проектно-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции, видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы, помогают успешной социализации личности.

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

Новизна состоит в том, что данная технология формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую, через интеграцию образовательных областей. Технология направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Поисково-познавательная деятельность проводится в форме совместной деятельности один раз в неделю: с детьми младшей групп 3-4 лет, с детьми средней группы, старшей группе, подготовительной. Обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей проводится 2 раза в год (сентябрь и май).

Цель технологии.

Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, через исследовательскую деятельность.

продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.

развивать мышление, память.

формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов.

уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы.

помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Принцип научности :

предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

соответствие содержания работы основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

возможность реализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса в поисково-исследовательской деятельности;

предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развивая поисково-исследовательскую деятельность дошкольников;

предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и готовности к дальнейшему ее развитию;

обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт.

создает условия для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей , самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип активного обучения:

обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

Принцип результативности:

предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме, независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и приемы работы

В своей работе использую:

традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:

наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).

словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).

практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей–игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ.

Инновационные методы :

Использование элементов ТРИЗ.

Использование приемов мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;

Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

педагогического процесса

Возможные формы работы

Структура занятия. (Этапы названы условно. Их количество может варьироваться в зависимости от цели, темы, темпа работы детей).

1. Организационный этап.

Настрой (психологическое вхождение в занятие, можно использовать ритуальную встречу, с использованием персонажей, сюрпризные моменты) .

2. Основной этап.

3. Заключительный этап .

деятельность взрослого

с детьми, а также ребенка со сверстником

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно-экспериментальных навыков. К этому блоку относятся опыты и эксперименты, игры - эксперименты, игры – опыты. Также я отношу к этому блоку реализуемые совместно с родителями проекты. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое .

Свободная самостоятельная деятельность детей

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Проблемная ситуация;

Экспериментальная деятельность с детьми

организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям:

–“ Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).

–“ Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.).

–“ Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.).

–“ Человек” (функционирование организма и др.).

–“ Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:

- особенностями изучаемого явления,

- наличием свободного времени,

- состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

К концу обучения воспитанники должны знать :

элементарные сведения о мироздании, связь между человеком и природой, назначении природы для человека, о живой и неживой природе;

основы безопасности жизнедеятельности в природном окружении;

различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе;

вести наблюдения в природе под руководством воспитателя;

проводить поисково-исследовательскую деятельность с помощью педагога;

анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

оформлять результаты своей поисково-исследовательской деятельности в форме альбомов, тематических выставок рисунков и фотографий.

воспитать в себе:

готовность к сотрудничеству;

любовь к природе, ответственность человека перед ней.

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Оборудование центра экспериментирования.

Белько Е. Веселые научные опыты для детей. 30 увлекательных экспериментов в домашних условиях. – СПб.: Питер, 2015. – 64 с.

Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

Гончарова Е. В., Моисеева Л. В. экологическое образование дошкольников. – Екат-г, 2005 г.

Гризик Т. И. Познаю мир. – М., 2001 г.

Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

Дыбина О. В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд., дополн. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.

Дыбина О. В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 160 с.

Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подг.гр.). – М. , 2006 г.

Иванова А. И. естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.

Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5–8 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.

Костюченко М. П. Исследовательская деятельность на прогулках : экологические занятия с детьми 5–7 лет / авт.-сост. М. П. Костюченко. – Волгоград : Учитель, 2013. – 87 с.

Куликовская И. Э., Совгир И. Н. Детское экспериментирование. – М., 2005 г.

Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей, СПб., 1998.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.; Детство – Пресс, 2008. -128с.

Автор: Припутнёва Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г. Краснодар "Центр – детский сад № 182"
Населённый пункт: 350028, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. им. Жлобы, 143
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Раздел: дошкольное образование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограмированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.

Технология исследовательской деятельности

Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса. Построенных на научной основе. Запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, я выбрала технологию исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности я выбрала доступный и интересный детям старшего дошкольного возраста тип исследования – опыты ( экспериментирование) – освоение причинно - следственных связей и отношений.

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

- трудовые поручения, действия.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности:

• Состояние и превращение вещества;

• Движение воздуха, воды;

• Свойства почвы и минералов;

• Условия жизни растений.

В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

В процессе работы словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.

Для работы я поставила себе задачи:

• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

В условиях ДОУ я использовала только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:

1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

2) в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

3) они практически безопасны;

4) в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Содержание опытно- экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей был разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Дети делали зарисовки результатов природоведческого эксперимента ,для этого нужно глубже изучить объект в процессе ознакомления с природой, и точнее передать его детали во время изобразительной деятельности .

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).

Структура детского экспериментирования:

• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

• Поиск и предложение возможных вариантов решения:

• Обобщение полученных данных.

Большое внимание в своей работе я уделяла организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности – мини-лабораторию (центр науки) , где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения.

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.

Работа с родителями

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

В исследовательскую деятельность я вовлекала, не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью проводила родительские собрания, консультации, на которых объясняла родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу, пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины.

Результатом послужили интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки,

Привлекала родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогали в оборудовании уголков экспериментирования, пополняли необходимыми материалами, способствовали удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что правильно организованная исследовательская деятельность позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Читайте также: