Технологическое образование в начальной школе от игры к проекту

Обновлено: 05.07.2024

Школьные проекты по содержанию обычно соотнесены с изучаемыми предметами, но именно Технология дает грамотное представление о дидактической сути, смысле и структуре проектной деятельности. Полезно всем!

Работа по образцу — повторение, воспроизведение чужой работы, копирование с соблюдением всех параметров.

Работа с добавлением в образец своего (внесение субъективных изменений/улучшений) — это уже элемент творчества. Особенно если речь идет о способе работы.

Высшая степень творчества — проект, то есть создание уникального продукта или услуги.

В связи с этим начинать проекты раньше времени — неразумно. Дошкольный возраст и возраст первого-второго классов — не время для проектов, ведь возрастные особенности и характер мышления детей еще не соответствуют целям и задачам проектной деятельности в ее истинном смысле. Преждевременное внедрение проектной деятельности приводит к искажению метода.

Поэтому в начальной школе проект — это групповая или парная работа под руководством учителя (индивидуальная — только с 12 лет, кроме создания подарков, конечно). Любой проект связан поиском технологического решения, дизайна и созданием предполагаемого продукта, поэтому в начальной школе — только первые навыки самостоятельности, т.е. творческая работа с внесением своих решений. Главная задача педагога — помочь освоить доступные возрасту приемы внутренней познавательной (интеллектуальной) деятельности;

Пропедевтика проектной деятельности

В данном курсе технологии представлены удачные задания на пробную поисковую деятельность, практическое исследование объекта, на перенос известного в новую ситуацию, анализ источников, а также демонстрации конструкции в разборе. Конкретно по классам, подробно и с разбором заданий.

Технология

В нем должны соблюдаться 3 этапа:

  • разработка (исследовательский этап): отвечает на вопросы — что будет? для чего, кому это нужно, как и кто будет делать?
  • воплощение замысла (выполнение проекта): это момент решения проблем, когда поиск учеников идет интенсивно, учителю надо быть внимательным и готовым подсказать вариант;
  • защита проекта: что в итоге решили сделать, для чего это было сделано, как работали, что получилось, а что нет?

Наглядность и целостность — ведущие дидактические принципы обучения детей младшего школьного возраста. Поэтому педагогу важно создавать ментальные карты, то есть схемы, которые наглядно представляют деятельность в целостности.

Например, показано как образовывать группы: лучше делить по способностям, чтобы лидеры не подминали тех, кто потише-послабее. В ровной группе участие каждого будет проявлено лучше. Что касается оценки выполнения проекта, то она свободная: жюри, газета/плакат, взаимооценка… но качество результата оценивать обязательно. Одобрять самостоятельность — первое дело в оценке.

Итак, учить проектной деятельности следует на уроке и во внеурочное время в школе, участники — учитель и ученики. Взрослые не заменяют участников. Ученики — исполнители проекта, а за учителем — идеи проектов, рекомендации, консультация, организация, помощь по потребности ребенка, итоговое оформление проекта.

Подведем итог. Проект в начальной школе — коллективная творческая деятельность под началом педагога.

Записала Людмила Кожурина

cover1__w600.jpg

В программе курса Технология (1-4) Е. А. Лутцевой заложена интерактивная методика, нацеленная на формирование познавательной самостоятельности школьников, умений решать различные теоретические и прикладные задачи, преобразовывать окружающий мир. Материал учебников интегрирован с другими предметами, изучаемыми в начальной школе, помогает младшеклассникам проявить свои творческие способности, приобрести навыки самооценки и самоанализа. На уроках дети узнают о значении труда, о мире профессий и важности правильного выбора специальности, овладеют приемами работы с различными материалами и усвоят основные правила техники безопасности, научатся выполнять индивидуальные и групповые проекты, работать и источниками информации.

Особенности программы: Освоение содержания предметной области осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности
- инвариантный модуль (24 часа) : организация проектной деятельности обучающихся как образовательная технология
-вариативные модули (24 часа):
Мультипликация
Социальная реклама
ПервоЛого
Бумагопластика
Робототехника

Результат освоения программы: пробная разработка продукта в рамках одного из вариативных образовательных модулей, определяющего самостоятельную проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, с последующим рефлексивно-аналитическим разбором дефицитов и достоинств данных разработок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение игровых технологий на уроках в 1-4 классах.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте.


Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов.

Занимательность условного мира игры, делает положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой позитивной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.е. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и заинтересованность в учебный процесс.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;

развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

В жизни детей игра выполняет такие важнейшие функции, как:

развлекательную (основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Особенности использования игровых технологий
на уроках математики в начальной школе.

В своей педагогической практике, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей младшего школьного возраста, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка, в частности, игровые технологии. На мой взгляд, они в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяют организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, здоровьесберегающие и дифференцированный подход к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься на каждом уроке. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.

Занимательность – это прием учителя, который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их зданий, способностей и интересов.

Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии.

Для реализации активного участия в уроке каждого ученика, применяю в своей практике технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу проверить свои способности.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. В практике моей работы игра как технология проведения урока заняла прочное место и у меня выработались определенные принципы ее проведения:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2. При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3. Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4. Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление победителя.

5. Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Привожу примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?

Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?

Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?


В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Хочу поделиться своим опытом по организации работы на уроках математики, направленной на формирование навыков устного счёта, повышение познавательного интереса к уроку математики при помощи упражнений, включающего в себя различные по содержанию и сложности задания по формированию навыка устного счёта на разных этапах урока математики в 3 классе.

Учитывая особенности класса и содержание программного курса математики провожу целенаправленную работу по проведению устного счёта на уроках математики. Подобранные упражнения для устного счёта состоят из различных по содержанию и сложности заданий, направленных не только на формирование вычислительных навыков, но и на активное развитие мыслительных операций.

Поэтому в устный счёт входят упражнения, обеспечивающие:

1) формирование вычислительных навыков и усвоение определённых вычислительных приёмов;

2) развитие математической речи (умения читать выражения, объяснять и аргументировать ход решения и др.);

3) формирование умения решать задачи;

4) расширение представления о геометрических фигурах;

5) знакомство с логическими задачами.

Упражнения для устного счёта предъявлены учащимся в форме различных игр, шифровок, математических диктантов, карточек с примерами, таблиц для заполнения на разных этапах урока математики.

Кроме этого, упражнения для устного счёта предлагаю учащимся так, чтобы они способствовали развитию различных анализаторов, т. е. воспринимались детьми либо зрительно, либо на слух, либо зрительно и на слух.

Значение игры в обучении


Вместе с тем, игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

как элемент более обширной технологии;

в качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

как технология внеклассной работы.
Проведение уроков в начальной школе диктует целесообразность использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся и ведущих к более осмысленному усвоению знаний, если:

игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре; в основу их педагог обычно вкладывает привлекательные задачи и действия, характерные для самостоятельных детских игр. Использование столь свойственных им элементов тайны, интриги и разгадки, поиска и находки, ожидания и неожиданности, игрового передвижения, соревнования стимулирует умственную активность и волевую деятельность детей, способствует обеспечению осознанного восприятия учебно-познавательного материала, приучает к посильному напряжению мысли и постоянству действий в одном направлении, развивает самостоятельность.

Игровой прием должен не отвлекать детей от учебного содержания, а наоборот, привлекать к нему еще больше внимания. При выборе игрового приема следует стремиться к естественности его применения, которая диктуется, с одной стороны, логикой детской игры, а с другой - задачами, решаемыми педагогами.

Наконец, игровым результатом выступает успешное выполнение дидактического задания. Вот почему разные, на первый взгляд, игры, которым может быть посвящен урок или серия уроков в значительной степени повышает интерес детей к той или иной предметной области, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.


В статье представлен опыт учителя начальных классов по внедрению технологии проектного обучения (метода проектов) на уроках в начальной школе, также отмечена эффективность внедрения проектной технологии в образовательный процесс начальной школы.

Ключевые слова: технология проектного обучения, метод проектов, проектная технология, начальная школа, работа над темой проекта, эффективность технологии проектного обучения.

Проектная технология — это в первую очередь личностно-ориентированная технология, в центре которой стоит ученик. Основу технологии составляет деятельность самого учащегося, направленная на развитие учебных, познавательных, творческих способностей. Учитель выступает в роли организатора-наставника, организатора-консультанта учеников.

Е. С. Полат предъявляет следующие требования к применению технологии проектного обучения:

1) основу любого проекта должна составлять значимая, интересная или малоизученная проблема;

2) должна быть теоретическая, практическая, познавательная значимость результатов работы над темой проекта;

3) доминирование самостоятельной (индивидуальной или парной, или групповой) деятельности учащихся;

4) обязательное наличие продуманной структуры работы;

Многообразие форм проектной деятельности породило в педагогической науке ряд классификаций проектной технологии: по роду преобладающей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности (по времени реализации), по количеству участников, принимающих участие в реализации проекта, по форме презентации (конечного представления проекта).

1. По роду преобладающей (доминирующей) деятельности проекты можно подразделить на:

Информационные проекты — нацелены на поиск информации учащимся по какой-либо теме и на дальнейшую работу учащегося с найденной информацией.

Творческие проекты — ориентированы на достижение поставленной цели, получение планируемого результата. Вся работа над проектом строится и подчиняется предполагаемому результату (выпуск стенгазеты, запись видеоролика, проведение акции и др.).

Практико-ориентированные проекты — также ориентированы на конечный, но только практический результат деятельности учащихся.

Исследовательские проекты — отличает от других проектов, наличие продуманных основных этапов будущего исследования, которые изначально направлены на достижение поставленной цели.

2. По предметно-содержательной области выделяют проекты надпредметные, межпредметные имонопредметные.

Надпредметные — внепредметные проекты, выполняемые на стыке разных областей знаний. Данные проекты выходят за рамки учебных школьных предметов.

Межпредметные — проекты, реализуемые благодаря взаимодействию на стыке двух или нескольких предметных областей науки.

Монопредметные — проекты, реализуемые в рамках одного учебного предмета или научной области (например, математики, литературы, русского языка или окружающего мира).

3. По продолжительности (по времени реализации) проекты бывают кратковременные идлительные.

Кратковременные — проекты, реализуемые за короткий промежуток времени (урок, два урока, неделю, две недели).

Длительные — проекты, на реализацию которых уходит от одного месяца и более.

4. По количеству участников, принимающих участие вреализации проекта, выделяют: индивидуальные проекты (выполняемые одним учеником), групповые (выполняемые группой учеников), коллективные (выполняемые классным коллективом, коллективом всей школы).

5. По форме презентации (конечного представления проекта) выделяют такие проекты как: открытка, газета, книжка, словарь, видеоролик, клип и др.).

В начальной школе учитель, на своё усмотрение, может давать детям задание подготовить как индивидуальные, так и групповые проекты, как монопредметные, так и межпредметные, как кратковременные, так и длительные в зависимости от масштабности темы проекта, возраста учащихся и их заинтересованности темой проекта.

Тематика проектных работ для учащихся начальной школы должна определяться, с нашей точки зрения, содержанием курса школьных предметов. При выборе темы проекта важное значение имеет личная мотивация учащегося, а также социальная значимость проблемы исследования, которая в первую очередь значима для самого учащегося.

Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы.

В течение двух недель учащиеся совместно с родителями работают по теме проекта, собирают информацию об истории происхождения фамилии, семьи, собирают и изучают сведения о близких и дальних родственниках. После сбора и обработки информации учащиеся оформляют свои проекты (готовят презентацию, оформляют стенгазету, рисуют семейное древо, лепят семейное древо из соленого теста, рисуют родословную своей семьи и др.). Оформленные проекты учащиеся должны защитить перед одноклассниками.

До начала урока дети вывешивают свои оформленные проекты в классе на доску или выставляют в классе у доски, или сбрасывают подготовленные презентации на компьютер учителя. На уроке учащиеся, подготовившие проекты, защищают свои работы. Ребята рассказывают о членах своей семьи, о том, кто кому и кем приходится, чем занимался, где, кто и кем работал и т. п. Ребята в классе внимательно слушают выступающих, а потом задают им вопросы по теме, спрашивают о том, что нового выступающий узнал о членах своей семьи и от кого.

C:\Users\SvetaPC\Desktop\пРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ\DSC05494.JPG

Рис. 1. Древо семьи Никитиных

C:\Users\SvetaPC\Desktop\пРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ\DSC05527.JPG

Рис. 2. Словарные слова в моей жизни

Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас. Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.

Основные термины (генерируются автоматически): проект, проектная технология, начальная школа, проектное обучение, учащийся, слово, класс, окружающий мир, урок, учебный процесс.


Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.

Основная цель проектной деятельности - реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Главнейший основополагающий принцип метода проектов исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности.

Что же такое проект?

Каждый проект – это творчество, это личностное знание, он расскажет о своем создателе гораздо информативнее, чем безликая оценка. Социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид становится действительно частью общества.
Проектная задача - это задача в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата, и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

При выполнении любого проекта дети руководствуются памяткой:

Название проекта. Какова его идея? (я хотел узнать…)
План работы над проектом (что решил сделать, к кому обратиться, где прочитать, что посмотреть, куда сходить?)
Что нового узнал и чему научился при выполнении проекта?
Кто и как помогал в осуществлении проекта
Получилось ли все, что задумал.
Нужно ли улучшить проект и как.

Типы проектов:
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские.

5. Практические.
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
Личностные; парные; групповые.
И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочными; средней продолжительности; долгосрочные.
Стадии работы над проектом:

Мы занимаемся учебными исследовательскими проектами младших школьников. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности обучающихся на результат, который получается при решении практической и теоретической

проблемы. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая и игровая деятельность, имеющая

общую цель, согласованные способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности позволяет нам не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. С большим интересом ученики участвуют в самых разных видах исследовательской работы. Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность в течение учебного времени, отводимого на изучение предмета. Он предполагает отход от авторитарных методов обучения и предусматривает продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием

методов, форм из компонентов системы образования. Проектный подход применён к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен, когда ученики открывают для себя новые факты, а не получают их от учителя в готовом виде.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием са-

моразвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решение проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:
в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;
индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.
Метод проектов целесообразен, если:
- существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
-есть значимость результата (теоретическая, практическая).
-предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
-возможно структурирование (этапность) проекта.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Проектный метод направлен на …
-развитие критического мышления:
-развитие творческого мышления:
умения работать с информацией
-работать в коллективе;
-владеть культурой коммуникации.

Эффективность использования технологии проектной деятельности в начальной школе зависит от учета возрастных особенностей учащихся при выборе темы проекта, определения его типа, структуры и степени участия учителя в координации деятельности учащихся при работе над проектом.

Учитывая возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников, при организации проектной деятельности в начальной школе темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учениками отдельных лиц, для которых предназначен детский проект.

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности — презентация (защита) проекта.

Необходимо: помочь ученикам произвести самооценку проекта; оценить процесс проектирования; подготовить проект к презентации.

Например, на уроках технологии ребята и овладевают способами

Создавая своё собственное изделие, ученик должен правильно оценить эту работу. Для этого я выделила этапы оценки изделия . Главная цель которых – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Образовательная ценность данной процедуры состоит в том, что авторы проектов учатся аргументировано формулировать и отстаивать свои проектные замыслы, гипотезы, идеи. Для себя составила «Критерии оценки сформированности специальных проектных умений у учащихся, обучающихся по методу проекта на уроках технологии , а также требования к учащимся на разных этапах обучения по методу проекта. Каждый ученик, работая в проектной деятельности, должен уметь оценивать свои результаты работы на разных этапах, приобретая необходимые навыки.

Мною разработан тематический план уроков технологии , где выделены темы, на которых учащиеся включаются в проектную деятельность.

И в заключение хочу отметить, что проектная деятельность обогащает не только школьников, но и педагогов, ведь совместная подготовка проектов позволяет почувствовать истинную общность, партнерство с учениками, пережить творческий подъем, подняться на новую ступень.

При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

Читайте также: