Экуменизм что это в православии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Экуменизм в переводе с греческого языка означает “населять”, “обитать”. Изначально “ойкуменой” именовалась освоенная людьми территория. Следовательно, “экуменистический” – это “вселенский”, относящийся ко всему человечеству.

Современное понятие “экуменизм” вошло в употребление на съезде “Международного миссионерского совета” в начале ХХ века. Автором идеи является известный протестантский проповедник Джон Моттом (1865 – 1955). Его экуменистические взгляды получили широкое распространение среди протестантов. Впоследствии они стали популярны среди разнообразных религиозных течений Европы и Америки.

Направления экуменизма

Экуменизм – это идея сближения различных религиозных течений в одну общность (общину). Идея экуменизма также претендует на “вселенский” масштаб. Однако истинная вера при этом заменяется исключительно механическим объединением различных религиозных течений, отпавших от Православия. Она имеет три основных направления.

Первое направление

Конструктивный диалог между христианскими общинами, направленный на совместную проповедь Евангелия в нехристианском мире. Также важной задачей является противодействие негативным сторонам современного язычества. Примером такого сотрудничества может служить проведенный в 1994 году христианский семинар “Тоталитарные секты в России”. На ней христиане различных конфессий обозначили как антихристианскую инициативу объединения христианства с “оккультными” и восточными верованиями.

«Если какая-то религиозная или “культурологическая” группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий – это явный признак того, что перед нами отнюдь не “всепримиряющее учение”. Это секта, которая пытается насадить псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству” (итоговый доклад семинара).

Второе направление

Либеральное течение, в основе которого лежит стремление к объединению различных христианских конфессий в общую Церковь. Свое начало экуменизм в таком понимании берет среди протестантов. Суть так называемой “теории ветвей” заключается в том, что христиане, к какой бы Церкви себя не относили, имеют общую веру в Христа распятого и воскресшего. Следовательно, несмотря на существенные различия в догматах, все христиане являются членами одной Церкви.

Такое объединение, по мнению сторонников данной идеи, принесло бы только пользу в распространении христианства. Более того, оно могло бы обогатить и разнообразить культуру друг друга. Сближение предполагало общую молитву и совместное Причастие.

Третье направление

Учение об объединении всех мировых религий в единую религиозную систему, в котором Бог представляется как “высший разум” и “абсолют”. Таким образом предлагается не только снять все противоречия, но и ликвидировать все особенности разных религий.

Поговорим об экуменизме как о стремлении к объединению христианских конфессий в одну Церковь.

Экуменизм это общая вера в Иисуса Христа или заблуждение?

Преподобный Паисий Святогорец (1924 – 1994) на вопрос “что такое экуменизм?” отвечал:

“Дьявол закинул сети, чтобы поймать в них все человечество. Богатых от хочет уловить масонством, бедных – коммунизмом, а верующих – экуменизмом”.

Впервые идеи экуменизма были осуждены Русской Православной Церковью в 1621 году патриархом Филаретом (Соборное изложение 1621 года о крещении Латынь). При этом идея сближения православных и католиков была широко распространена среди греческого священноначалия и духовенства. Позднее, в период Европейской Реформации, идею о духовном единстве всех христиан разделили многие протестантские общины.

В наши дни “христианский” экуменизм набирает все большие обороты среди людей, считающих себя последователями Христа. Чаще всего приверженцы этой идеи не углубляются в изучение Священного Писания и вероучения Православной Церкви.

“Экуменизм” что это в Православии?

Экуменистические инициативы и в наши дни серьезно рассматриваются во многих христианских Церквях. Так, Папа Римский Франциск I предложил определить общую дату Пасхи для всех христиан. И это невзирая на то, что в правиле I Вселенского Собора (325 года) четко обозначены критерии определения даты Воскресения Христова и никаких изменений в нем не предусматривается.

На это патриарх Константинопольский Варфоломей ответил, что в такой реформе он видит пользу

В Русской Православной Церкви большинство священнослужителей не видят реальной возможности объединения христианских конфессий для общей молитвы и участия в Евхаристии. Ведь апостольское правило гласит:“Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен” (10-е правило святых Апостолов).

“Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме, наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, т. е. она будет перед современным православным и неправославным миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15)” (преподобный Иустин (Попович) “Доклад Священному Синоду Сербской Церкви”).

Нужно признать, что некоторые священники Русской Православной Церкви лояльно относятся к тенденции сближения с католиками. Самый известный пример — протоиерей Александр Мень.

Почему Православная Церковь отрицает экуменистические идеи

В Символе Веры четко сформулирован вероучение об истинной Церкви Христовой:

“Верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь”.

Здесь говорится не о новой объединенной структуре, а многие века существующей и неизменной Православной Церкви. Эта Церковь создана на камне Христовой Истины, а не на песке всевозможных ересей и заблуждений. Церковь не была бы единой, если бы допускались своевольные подходы к догматам. Собственно, результат подобных толкований имеет исторический пример — наличие огромного числа протестантских течений.

Экуменисты отвергают незыблемые апостольские правила (10-е и 45-е). Они говорят о невозможности молитвенного общения с еретиками. А любой православный христианин, отступающий от этого запрета, должен быть отлучен от Церкви.

Также экуменизму свойственно умалять значение святоотеческих трудов. Оно подается как человеческое творчество, а не божественное откровение. Священное Предание перестает быть Священным, оно больше не рассматривается как авторитет. На первое место ставится трактовка Библии по своему усмотрению, что приводит к существенным заблуждениям.

Мнение священников об экуменизме

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

““Еретики те же христиане”. Откуда вы это взяли. Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию…

Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимал себе Божескую честь от ослепленных человеков; ересью он делает слепотствующих человеков участниками главного греха – богохульства”.

Диакон Андрей Кураев:

“Между религиями есть содержательные противоречия. Православные не согласны на унию не в силу своего дурного характера (“нетерпимы”, “фанатичны”, “невежественны…”). Как раз наоборот – православные богословы защищают своеобразие православия именно потому, что они более образованны и сведущи в вопросах религиозной жизни, чем обыватели, не знающие всерьез ни религиозной традиции своей нации, ни тем более других.

Речь идет не об историческом, национальном или корпоративном рефлексе, а о мысли и о сердце. Православный опыт обращения сердца ко Христу отличен от других религиозных путей. А православная богословская мысль, находясь в послушании у этого опыта, дает ему объяснение. Поэтому призыв к широте не ограничивается повышением образованности и включением в свой кругозор книг других традиций.

Книжки почитать – дело нехитрое. Экуменический проект предполагает перемену того опыта, который для православной мысли является экзистенциально-достоверным. Ведь “примирение религий” означает необходимость признать, что помимо православно-святоотеческого опыта жизни во Христе вполне достоверным источником познания оказывается опыт других религий”.

Архимандрит Серафим (Алексиев):

“Экуменизм гибелен и для инославных и для православных. Путем экуменизма инославные не обретают истину, а ею обладающие православные удаляются от нее”.

Экумени́зм (греч. οἰκουμένη , обитаемый мир) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Преобладающая роль принадлежит протестантским организациям.

Содержание

Общие положения и причины возникновения

Согласно мнению некоторых авторов, экуменизм возник в начале XX века с целью [1] :

  1. усиления влияния христианства;
  2. сопротивления секуляризации ;
  3. выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами;

Сторонники экуменизма считают, что это будет исполнением слов Христа

И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Ин.17:22-23)

Отношение различных христианских конфессий к экуменизму

Ранние формы экуменизма

Известны экуменические тенденции, проявившиеся на средневековом христианском Востоке [2] [3] . Эти явления были в значительной мере обусловлены расцветом культуры арабского Халифата [4] .

В период Реформации на территории Германии получили распространение совместные церкви (симультанеумы), где службы проводили попеременно представители различных конфессий. Религиозной толерантности способствовал и принятый в Германии по результатам Аугсбургского мира принцип cuius regio, eius religio.

Позднее принцип безразличия к конфессии, при условии веры в Бога, получил распространение в масонстве. Все официальные церкви Европы и России относились к масонству отрицательно.

Экуменизм и православная Церковь

Одними из первых экуменических собраний были: конференция 1920 года в Женеве (Швейцария), Лозанская конференция 1927 года (Швейцария), а формирование экуменического движения в современном виде было довершено конференцией 1945 года в Стокгольме (Швеция).

Через полгода после издания данной энциклики Константинопольский патриархат принимает участие в экуменической конференции в Женеве (август 1920), которая занималась разработкой принципов экуменического движения.

Конгресс устанавливает изменение церковного календаря, допускает второбрачие для духовных лиц и принимает другие постановления.

Новый стиль вводится в Константинопольской патриархии и в Элладской Церкви в марте 1924, 1 октября 1924 года — в Румынской Церкви. В течение последующих лет на новый стиль перешли Александрийская и Антиохийская церкви.

Наиболее ярко экуменические взгляды изложил Вселенский патриарх Афинагор. В ответ на рассказ Оливье Клемана о некоем богослове, который повсюду видит ереси, Афинагор сказал: [6]

А я не вижу их (ереси) нигде! Я вижу лишь истины, частичные, урезанные, оказавшиеся иной раз не на месте и притязающие на то, чтобы уловить и заключить в себе неисчерпаемую тайну…

Экуменизм и Русская Православная Церковь (Московская Патриархия)

Мы согласны вступить в экуменическое движение, если: 1) лидеры экуменического движения откажутся на деле от покровительства нашим раскольникам (Феофил, Дионисий, Герман Аав, Анастасий, Иоанн Шанхайский) и фактически проявят действия известного этим лидерам давления на раскольников, в целях воссоединения их в юрисдикции Святейшего Патриарха Московского; 2) если ни один из представителей наших раскольников не будет приглашён к участию в движении. Никаких Безобразовых, никаких Флоровских и других креатур парижского Богословского Института к участию в движении не должно быть допущено. Или они, экуменисты, пожелают иметь дело с единой целостной (в своих прежних границах) Русской Православной Церковью, или в экуменическом движении не будет участвовать ни одна из Поместных Православных Церквей (восточных, балканских и др.) Таков наш ультиматум. Чтобы он мог быть удовлетворен — следует сколотить блок всех православных и неправославных, но находящихся или на территории СССР или в сфере влияния СССР (армяне, старокатолики) церквей [7] .

Но ровно десять лет спустя митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (председатель ОВЦС), выступая в Московской духовной академии [10] декларировал новую позицию РПЦ МП по отношению к участию в экуменическом движении.

В 1960 году на должность председателя ОВЦС был назначен митрополит Никодим (Ротов), до сих пор памятный своей экуменической деятельностью. С этого момента РПЦ МП становится непосредственным и активным участником экуменического движения.

Архиерейский Собор (июль 1961 г.) в своем определении по докладу митрополита Никодима одобрил вступление РПЦ МП во Всемирный Совет Церквей и, таким образом, закрепил пересмотр решений московского Всеправославного Совещания 1948 года.

Этот период закончился смертью Никодима (Ротова) в 1978 году. Тем не менее, РПЦ МП, как и другие православные церкви [12] , до настоящего времени является членом Всемирного Совета Церквей и активно участвует в его работе.

В заявлении Священного Синода от 20 марта 1980 года говорится следующее:

Труды в экуменической сфере, их развитие и углубление также должны оставаться в центре внимания нашей Церкви. И, в частности, богословские диалоги с неправославными Церквами имеют целью стремление к достижению единства… Мы полагаем необходимым продолжать углублять эти диалоги… Мы считаем необходимым дальнейшее углубление участия Православной Церкви в текущей деятельности ВСЦ, а также Конференции Европейских Церквей [13]

Они разделенные наши братья во Христе, братья по вере в Триединого Бога, по вере в Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя, братья по сопричастности к Телу Христову (то есть к Церкви Христовой) через Таинство Крещения, действительность которого у них мы признаем (исповедуя едино Крещение), братья по христианскому сообществу, которым мы свидетельствуем истину Святого Православия, Предание и неповрежденную веру Древней Церкви.

Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия [16] .
Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, «искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные [17] .

Экуменизм и Католическая Церковь

Декларация Конгрегации вероучения Католической Церкви Dominus Iesus, разъясняющая позицию католиков по данному вопросу, гласит [19] :

Христианам… нельзя полагать, что Церковь Христа — просто собрание — разделенное, но, тем не менее, в чем-то единое — Церквей и церковных Общин; также нельзя считать, что в наше время Церковь Христова более нигде не пребывает, напротив, следует верить, что она — цель, к которой должны стремиться все Церкви и церковные Общины. В действительности, «элементы этой уже устроенной Церкви существуют, объединены в полноте в Католической Церкви и, без этой полноты, в других общинах [19] .
Следовательно, хотя мы и верим, что эти Церкви и отделенные от нас общины страдают некоторыми недостатками, тем не менее они обличены значением и весом в тайне спасения. Ибо Дух Христов не отказывается пользоваться ими как спасительными средствами, сила которых исходит от той полноты благодати и истины, которая вверена Католической Церкви [19] .
Недостаток единства христиан, безусловно, ранит Церковь; не в том смысле, что она оказывается лишенной единства, но в том, что разделение препятствует совершенной реализации ее вселенскости в истории [19] .

Декрет об экуменизме Unitatis Redintegratio подчеркивает особую близость к католичеству православных церквей, которые признаются истинными поместными Церквями с действительными Таинствами и священством. Поэтому Католическая Церковь разрешает своей пастве прибегать к Таинствам в православных церквях, если у них нет возможности сделать это в католической общине. Также и православные, при отсутствии возможности прибегнуть к Таинствах в православных общинах, допускаются к ним в католических церквях.

Более отдаленными от католичества признаются протестантские деноминации. Протестантам, при определенных условиях, также разрешается прибегать к Таинствам в католических общинах, если они исповедуют правильное с точки зрения католицизма их понимание.

Католическая Церковь не является участником Всемирного Совета Церквей и её представители состоят при нём лишь в качестве наблюдателя.

Экуменизм и Англиканская Церковь

Англиканская Церковь стоит на последовательно экуменических позициях. Ряд приходов ввели систему open communion, согласно которой в таинствах может принимать участие любой крещеный христианин, признающий догмат Троицы. На своих службах англикане молятся не только за лидеров англиканской Церкви, но и за папу Римского, православных патриархов и других христианских лидеров.

Экуменизм и Адвентисты Седьмого Дня

Церковь Адвентистов Седьмого Дня не поддерживает экуменизм как явление, примиряющее истину с грехом. Церковь Адвентистов Седьмого Дня молится за всех людей, живущих на планете, но признает сотрудничество с другими религиями только исключительно в социальной сфере.

Критика и отрицание экуменизма

Критика и отрицание экуменизма со стороны некоторых Православных церквей, групп и отдельных представителей

Архиепископ Серафим (Соболев) на московском Всеправославном Совещании (1948) сказал [21] :

…памятуя сущность и цели экуменизма, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь отступление от православной веры, предательство и измена Христу. Экуменизм ещё не будет торжествовать своей победы, пока он не заключит все Православные Церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы!

Различные Православные церкви, не входящие в систему мирового Православия (ИПЦ, Старообрядческие Православные церкви и согласия, Старостильные церкви и др.), могут иметь принципиально различные точки зрения на экуменическое движение. В частности, Истинно-Православные церкви считают экуменизм ересью, и Православные церкви, входящие в систему мирового Православия, соответственно, еретическими и отпадшими от Православия. [22] [23] [24] [25]

Участие РПЦ МП в экуменическом движении стало одним из основных поводов разрыва с ней бывшего епископа Диомида [27] .

Многострадальная Россия на протяжении веков подвергалась мятежам и войнам, целью которых было уничтожение нашей державы. Не только обширные территории всегда привлекали любителей поживиться за чужой счет, но и сами люди. А точнее – желание покончить с нами, с загадочной русской душой, такой непонятной, упрямой и неподатливой.

Лжеучение о необходимости объединения вероисповеданий

Христианство сегодня

Самыми многочисленными являются православие, католицизм, протестантизм. Несмотря на то, что все они признают Христа и Библию, системы ценностей у каждой из конфессий весьма разнятся.

Православие

Оно считает Христа создателем церкви, признавая величайшей ценностью Закон Божий . С момента принятия крещения на Руси свято чтились данные Господом заповеди и свидетельства апостолов. Этих ценностей придерживается и сегодня наша церковь.

Католицизм

Пороки рассматриваются как естественное влечение человека ко злу. Столь же естественным считается и добро. Бороться со злом, страстями или взращивать в душе милосердие и любовь – этого, в отличие от православия, у католиков нет. Католицизм не исключает чистилища, но оставляет право на индульгенцию – отпущение греха сразу после исповеди. Правда, на человека накладывается некое наказание, которому он должен быть подвергнут. Обычно это либо паломничество к святыням, либо посещение определенных храмов.

Протестантизм

Экуменизм предлагает стереть грани между этими столь разными подходами к вере. Ради чего?

Неограниченная власть – цель экуменизма

Мондиализм – создание единого на планете сверхгосударства с единым правительством. Это и есть настоящая цель сторонников объединения церквей.

Как вы думаете, представители какой страны (каких стран) войдут в состав этого правительства? Ответ лежит на поверхности.

В современном мире довольно мало явлений, которые бы вызывали столь противоречивые оценки, как экуменизм. Спектр человеческих реакций здесь разнится от восторженных призывов до крайней степени отрицания. В данной статье мы попробуем разобраться в том, кто это такие экуменисты.

Молитва Символ веры: текст с ударениями, слушать аудио

Что такое экуменизм

На нашей планете более двух миллиардов христиан. Все они веруют в одного Бога, но Евангелие могут трактовать по-разному. Именно это стало причиной существования различных конфессий и церквей. Однако, некоторые христиане считают, что всем христианским религиям необходимо объединиться в единую церковь, с общими принципами и догматами.

Говоря простыми словами, экуменизм — это идеология всехристианского единства.

Происхождение слова

Значение понятия

Впервые это понятие предложили в 1937 году теологи Принстонской теологической семинарии. Данным термином пользуются для того, чтобы обозначить межконфессиональную инициативу, поощряющую более активную совместную работу между христианами.

В христианском понимании используется в значении сотрудничества Католической и Православной церкви. В современном мире экуменические идеи понимаются как идеи религиозно-философского течения либерального характера, позиционирующие объединение всех христианских конфессий в одну.

экуменисты кто это

Что такое экуменическое движение

Что собой представляет

Это движение представляет собой общность людей, ратующих за объединение разных христианских течений в одну религию. Самыми активными пропагандистами подобных теорий являются представители протестантской церкви.

Историческая справка

Еще в период Реформации в Германии были распространены храмы, где практиковалось проведение богослужений разными конфессиями поочередно. Но все же до наступления 20 века различные конфессии были настроены по отношению друг к другу скорее оппозиционно.


Участие в нем приняли пять поместных православных церквей:

  • Константинопольская;
  • Кипрская;
  • Сербская;
  • Элладская;
  • Румынская.

Конгрессом были установлены изменения в церковном календаре и второбрачие для духовенства. Некоторые из представителей этих церквей приняли изменения.

  • Антиохийская;
  • Александрийская;
  • Грузинская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Болгарская;
  • Греческая;
  • Польская;
  • Русская.

В резолюции совещания был обозначен категорический протест этих конфессий и отказ от участия в совещании. Однако через десять лет митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем это решение было фактически отменено. Патриарх декларировал изменение позиции относительно экуменизма в Православной церкви.

Основной причиной этого называлось стремление проповедовать среди инославных. После назначения митрополита Никодима (Ротова) на должность председателя совещания для русской церкви наступил период активного участия в экуменической деятельности.

В настоящее время Всемирный совет видит свою роль в том, чтобы сохранить и поддержать экуменическую идеологию.

Это позволило принять как должное некоторые принципиальные для ортодоксов вещи:

  • межцерковные богослужения;
  • проведение молитвенных и дискуссионных межконфессиональных групп;
  • проведение собраний и церковных фестивалей для представителей разных религий;
  • возможность оказания церковной богословской консультативной помощи.

Дополнительно к классическому движению экуменистов в современном мире существуют и отдельные группы, работающие в церковных общинах с целью поддержания и укрепления толерантных межконфессиональных отношений.

простыми словами

Причины возникновения

Суть экуменической идеологии наиболее полно отражается в молитве из Евангелия от Иоанна:

Принятие этой идеи, стремление к нивелированию межконфессиональной розни и были основными причинами возникновения этого движения в общемировом масштабе. Наряду с этим можно отметить и тот факт, что в Европе начала 20 века было множество протестантских церквей. Большинство обрядов и традиций у протестантов имеют облегченный вариант, что обеспечивает более тесный контакт друг с другом и достижение взаимопонимания.

Множество христианских миссионерских организаций не принадлежит к какой-либо конфессии, достаточно просто верить в Бога и быть христианином, что также способствует объединению. Кроме того, в предвоенное время европейцы задумались о необходимости объединения перед лицом нового врага.

Цель движения

По мнению ученых, основной целью этого направления можно считать не видимое единство всех церковных организаций, а очищение христианских конфессий от лжи и греха. Восстановление догматической веры, а также позиций, определяющих духовную жизнь христианина такими, как они даны в Священном Писании.

Деятельность организации

Во Всемирном совете церквей (ВСЦ) состоит около 350 церквей – представителей 120 стран мира.

К членам ВСЦ принадлежит ряд Православных церквей (РПЦ тоже является членом совета), 20 протестантских конфессий, в том числе:

  • англиканская;
  • лютеранская;
  • кальвинистская;
  • методическая;
  • независимая.

экуменизм в православной церкви

Из состава совета вышли Грузинская и Болгарская церкви. Совет управляется Ассамблеей, которая созывается каждые семь лет. На Ассамблее избирают президиум, который состоит из восьми президентов, генерального секретаря совета, в обязанности которого входит общее руководство советом между заседаниями и Генеральный комитет, который состоит из 150 человек. Также на очередном заседании Ассамблеи определяется дальнейшая политика ВСЦ и подводятся итоги по реализации ранее одобренных программ.

Совет не может принуждать своих членов к какому-либо решению. Каждая конфессия имеет право принять или нет то или иное решение совета. Основной деятельностью ВСЦ является установление живых контактов между различными конфессиями, обсуждение вопросов, касающихся достижения единства.

Кроме того, это реализация программ сопровождения различных конфессий при наступлении конфликтной ситуации. Организацией направляются делегации священников к конфликтующим сторонам, в чьи задачи входит достичь примирения и справедливости.

Много внимания уделяется ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке и необходимости мирного урегулирования конфликтов. Совет регулярно проводит конференции, семинары, встречи, тематические недели, межцерковные службы, молитвенные и дискуссионные группы и много других мероприятий для достижения поставленных целей.

Приз экуменического жюри

Экуменическое жюри отмечает фильмы, затрагивающие острые темы социальной направленности. Присяжные этого жюри присутствуют на тридцати фестивалях мира, занимая позицию межконфессионального паритета.


Описание премии

Премия представляет собой независимую награду, утвержденную христианскими мастерами кино, журналистами, критиками. При награждении учитывается и художественная ценность кинокартины, и наличие сюжета, затрагивающего вопросы религиозного, социального, гуманистического характера. В состав жюри входит шесть членов, которые избираются в католическом и протестантском киноцентрах.

Такое жюри работает на многих всемирных фестивалях, в том числе на:

  • Каннском кинофестивале;
  • Берлинском кинофестивале;
  • фестивале в Локарно;
  • Монреальском мировом кинофестивале;
  • Кинофестивале в Карловых Варах и т.д.

Как правило, члены жюри рекламируют и пропагандируют кинокартины, удостоенные приза, в своих странах.

История церемонии награждения

Впервые экуменическое жюри начало свою работу в 1973 году на фестивале в Локарно. Идейным вдохновителем был Мориц де Хэдельна, стремившийся привлечь христианскую общественность к участию в фестивалях кино. Следующее жюри работало в 1974 году в Каннах. Современный кинофестиваль уже невозможно представить себе без такого жюри, оно стало его неотъемлемой частью. В 1989 году участие в заседании Вселенского жюри приняла и Православная церковь в рамках работы Международного кинофестиваля в Москве.

Известные лауреаты

За историю существования премии награду получали фильмы из разных стран. В основном это представители Европы: Италия, Германия, Польша.

Есть и уникальные случаи. Единственным человеком, получившим награду трижды, стал Андрей Тарковский.


Экуменизм в религиях

Религии, в большинстве своем, на протяжении веков занимали позицию отрицания по отношению к идеям экуменического типа.

В православии

Православные священники, принимавшие участие во Всеправославном совещании, высказали резко негативную оценку этому движению. В то время их поддержали и представители Зарубежной Русской православной церкви.

Сегодня Православие одна из самых консервативных ветвей христианства, хотя представители РПЦ готовы к межконфессиональному диалогу, несмотря на утверждение о том, что лишь Православная вера обладает полной божественной благодатью.

В такой трактовке это выглядит, как назидание другим конфессиям: необходимо покаяться и вернуться в лоно истинной религии.

По мнению представителей Московского патриархата, в настоящее время экуменическое течение находится в состоянии кризиса, причиной которого являются православные консерваторы. На последнем заседании Всемирного совета представители всех православных поместных церквей сделали заявление о том, что необходимы коренные перемены в деятельности ВСЦ и всего движения.

Проходит время, а изменений в сближении богословских позиций, налаживании диалога между верующими нет. Однако понемногу православная общественность начинает приходить к пониманию, что диалог между разными конфессиями жизненно необходим, в противном случае есть один вариант — война.

Православные патриоты опубликовали открытое письмо против экуменизма .

В католицизме

Официальная позиция католической церкви зиждется на том, что она позиционирует себя как единственную христианскую религию, которая обладает всей полнотой истинной веры. Основная задача католиков — распространение папской власти и умножение числа приверженцев своей веры.

Римско-католическая церковь не являлась и не является членом Совета. Но принимает участие в некоторых мероприятиях. Католики в настоящее время активно участвуют в экуменическом диалоге, пытаясь быть толерантными. Однако они всегда стараются занять позицию над оппонентом, а не рядом с ним, и всегда связывают любую свою деятельность с собственной миссионерской инициативой.

экуменическое жюри

В протестантстве

Как живут протестанты в Грузии — JAMnews

В сектах и других конфессиях

Кроме крупных конфессий, в экуменическое течение влились различные религиозные группы и секты:

  • мормоны;
  • свидетели Иеговы;
  • ассирийская церковь Востока и т.д.

ЕСПЧ принял жалобу от 395 российских общин «Свидетелей Иеговы .

Мнения церковных деятелей

В одном из интервью Патриарх Кирилл говорил о том, что необходима информационная открытость и тщательное изучение вопроса:

Категорических оценок этой деятельности Патриарх не высказывает, стараясь в своих суждениях занимать толерантную позицию.


Представители Римско-католической церкви занимают активную позицию в экуменическом диалоге и стараются говорить о своей лояльности, толерантности и желании объединения с другими конфессиями на паритетных началах.

Читайте также: