Исследовательская деятельность это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие и значение научно-исследовательской деятельности

Наука – это сфера деятельности людей, в которой происходит разработка теоретических знаний, их объединение в систему и дифференциация по определенным направлениям.

Научное исследование – это форма реализации на практике научного знания, при котором происходит изучение объектов окружающего мира путем их целенаправленного и системного рассмотрения, посредством применения научных средств и методов, конечным итогом которого становится формирование нового знания о рассматриваемом объекте или процессе.

Научное исследование является определенным направлением деятельности в научной области. Она ориентирована на получение научного знания т. е., по сути, она направлена на его изготовление. Это обуславливает принадлежность науки к динамично развивающимся системам, необходимым для процесса созидания.

Объектами научного исследования являются эмпирические параметры и свойства, рассматриваемого объекта, которые научно обоснованы и доказаны к данному временному периоду.

При изучение какого-то объекта или процесса в научном смысле предполагается его объективное рассмотрение. Научное исследование относится к рациональным и целеориентированным направлениям деятельности, итогом которого является система понятий, теорий и законов.

Основными свойствами научного исследования являются:

  1. Целенаправленность. Исследование всегда имеет определенную цель и задачи, которых необходимо достигнуть;
  2. Новизна и нестандартность. Исследование направлено на проверку известных науке фактов и характеристик объекта;
  3. Однократность. Исследование проводится один раз и не требует повторения при обосновании, подтверждении научной теории или идеи;
  4. Уникальность подхода. В исследовании требуется применять новый подход, использовать креативные идеи, чтобы достичь успешного результата;
  5. Вероятностный характер и рискованность. Любое исследование сопряжено с риском неудачного исхода. Имеется, лишь, определенная доля вероятности достижения поставленных целей и задач исследования, а также имеется риск безвозвратной и необоснованной потери ресурсов, потраченных на исследование.

Готовые работы на аналогичную тему

Целевым назначением научного исследования является нахождение идентичных характеристик у нескольких одинаковых объектов и процессов, выявление законов их развития и функционирования, познание их сущности.

Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся является относительно новым направлением деятельности учебного учреждения. Она ориентирована на развитие личностных компетентностей учащегося. Такая работа проводится учащимся самостоятельно. Она выходит за пределы учебного процесса и позволяет сформировать знания и навыки, личностные качества, которые необходимы в дальнейшей практической жизнедеятельности и профессиональной сфере.

Разновидности и методики организации исследовательской работы различаются по направлениям деятельности, конкретным целям и задачам, особенностям, изучаемой дисциплины. Содержание учебно-исследовательской деятельности определяется на основании:

  1. Требования Федеральных образовательных стандартов;
  2. Содержанием компетенций, на развитие которых ориентирована дисциплина;
  3. Особенностями учебной дисциплины и технологиями, используемыми учебным заведением в учебном процессе;
  4. Трудоемкостью учебного процесса и уровнем образования;
  5. Уровнем развития и уровнем подготовки обучающегося.

Основными разновидностями исследовательской деятельности в учебном процессе являются следующие:

Как правило, исследовательская деятельность в учебном процессе ориентирована на подведение итогов изученного курса т.е. учащийся выполняет исследовательскую работу, в виде реферата, курсовой работы или диплома, в которой имеется аналитическая часть, предполагающая проведение исследования по заданной тематике, аналитической работы и написание соответствующих научных выводов.

Методы организации исследовательской деятельности в учебном процессе зависят от конкретной дисциплины, ее специфики, необходимости научного исследования тех или иных вопросов данного направления, объема и времени, отводимого на изучение предмета, технического обеспечения учебного процесса.

Стадии учебно-исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность протекает поэтапно. Она требует обязательной предварительной подготовки, последующего анализа и выводов, связанных с ходом исследования и выявленными научными фактами. В этой связи выделяют три основных стадии прохождения исследования в учебном процессе:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности (Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. \\ Начальная школа.№2.2007.- с.45).

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

В педагогической науке понятие Научно-исследовательская деятельность определяется как 1. индивидуальное и коллективное взаимодействие ученых по обогащению и развитию культуры и цивилизации с помощью точного, объективного и системного знания о мире, человеке и его деятельности; 2. работа педагогов-ученых (теоретиков и методистов), занимающихся обоснованием (проектированием, конструированием) оптимально функционирующих учебно-воспитательных систем на каждом уровне образования и педагогической системы в целом, создающих необходимые предпосылки для последующей оптимальной организации учебно-воспитательного процесса

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Понятие исследовательской деятельности.

В советской школе исследовательский метод стал основным с 1920 года. Но обнаружилась бессистемность полученных знаний, и метод был осужден постановлением ЦК ВКП (б) 1931г. и вытеснен из школьной практики. Психолого-педагогические исследования 60-70г.г. 20 века показали, что интерес к обучению у школьников упал. Главными причинами стали: перегрузка памяти, эмоциональное воспроизведение информации, страх перед оценками и учителем. Поэтому стали вводить в школьную практику движения юношеских научных обществ и малых академий наук.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы.

Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н. Поддьяков) [1] .

Исследовательские способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И. Савенков) [2] .

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого, человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. Исследовательская позиция проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности (А.С. Обухов) [3] .

Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. Как было сказано, главной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигаются наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, - иначе исследование может постепенно превратиться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.

Учебное исследование и научное исследование . Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося

Классификация творческих работ учащихся в области гуманитарных наук . Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные — творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Исследовательские — творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности.

Найдено научных статей по теме — 15

Исследовательская деятельность

В данной главе под исследовательской деятельностью понимается научная интерпретация информационной ценности культурного и природного наследия, ее также называют профильными исследованиями или просто музейными исследованиями.

Интернет и исследовательская деятельность

В данном обзоре читателю предлагаются сайты, которые позволяют школьникам заниматься исследовательской деятельностью через Интернет, что способствует решению познавательных, развивающих и воспитательных задач.

“Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”.

Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе детских садов. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Исследовательская проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Это способ взаимодействия с окружающей средой; поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели ; способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

Проектно-исследовательская деятельность детей включает следующие элементы:

выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);

поиск и предложение возможных вариантов решения;

обобщение полученных данных;

Существует ряд оптимальных условий для исследовательской проектной работы детей :

Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями. Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию. Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей. Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми опыты самостоятельно в свободное время. Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы. Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности. Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. Разработка методов стимулирования и поощрения детей – активных исследователей. Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.

Критерии эффективности детской исследовательской проектной деятельности :

1. Самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности.

2. Системность и учет возрастных особенностей ребенка.

3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).

4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Все исследовательские проекты классифицируются : по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности

Проектно-исследовательская деятельность органично вписывается в систему работы детского сада. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое. Детские исследовательские проекты – эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.

Читайте также: