Техника безопасности план урока

Обновлено: 05.07.2024

В плане-конспекте урока "Виды инструктажей по технике безопасности и охране труда" сочетаются элементы проблемного урока и урока-практикума с применением заданий разного уровня. На уроке предусматривается групповая и индивидуальная формы работы.

Оценить 1006 0

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

План-конспект

урока по охране труда

Смирнова Наталия Юрьевна

Вид учебного занятия:урок

Тип урока:изучение нового материала

Вид урока:смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

Форма проведения урока: сочетание элементов проблемного урока, урока-диалога, практикума с применением заданий разного уровня

1. Образовательная:формирование у обучающихся представления о значимости организационных основ безопасности труда;

способствовать формированию у обучающихся навыков по определению вида инструктажа;

научить обучающихся использовать полученные знания при решении различных производственных ситуаций

научить использовать предложенные задания по своему уровню знаний

2. Развивающая:развитие у обучающихся познавательных интересов и способностей обучающихся;

развивать у обучающихся внимание, речь и логическое мышление;

развивать коммуникативные качества личности обучающихся;

развивать навыки самостоятельной работы.

3. Воспитательная:формирование у обучающихся навыков работы в команде и воспитание у них чувства ответственности за работу членов команды, за результаты выполненных заданий;

воспитывать у обучающихся внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости;

воспитывать целеустремленной, творческой личности, не боящейся высказывать свое мнение;

воспитывать ценностного отношения к выбранной профессии.

Формы учебной работы обучающихся на уроке:

- групповая – на этапе закрепления изученного материала при выполнении задания;

- индивидуальная - на этапе закрепления изученного материала.

Методы, используемые на уроке: объяснительно-иллюстративный метод, ситуационный метод.

Мотивация учебной деятельности

3. Изучение нового материала

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов

6. Домашнее задание

Технологическая карта урока

Действия преподавателя

Действия обучающегося

1. Организационный

Проверить готовность обучающихся к занятию (проверка отсутствующих, состояние аудитории)

2. Мотивация

деятельности

После окончания техникума вы будете работать руководителем среднего звена (мастер участка, мастер смены, бригадир). Каждый руководитель несёт ответственность за здоровье подчинённых. В этом плане необходимо знать конкретно какую ответственность и за что вы несёте, а для этого необходимы знания по организационным основам безопасности труда. И надо помнить, что незнание закона не освобождает от ответственности.

3. Объяснение

4. Закрепление изученного материала

Главный вопрос, который мы рассмотрим: Обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда.

Важнейшим инструментом обеспечения безопасности труда является обучение.Обучение должно осуществлятьсяпри профессиональной подготовкеспециалистов, рабочих и служащих. Обучение руководителей и специалистов осуществляется через систему повышения квалификации. На предприятиях проводится периодическое обучение рабочих и служащих по вопросам охраны труда.

Важными в обеспечении безопасности труда являются инструктажи.

Инструктаж по технике безопасности и охране труда — это мероприятие, направленное на снижение травматизма и возникновения профзаболеваний среди трудящихся. Но прежде чем инструктировать работников, работодатель должен установить порядок обучения и назначить ответственных, что и включается в Положение о проведении инструктажей по ОТ.

Итак, инструктажи бывают:

Виды инструктажей

Вводный Первичный Повторный Внеплановый Целевой

Давайте рассмотрим производственные ситуации и попробуем определить вид инструктажа.

Как вы думаете, какой вид инструктажа проводится с вновь поступающими на работу, командированными и прибывшими на практику?

Как вы думаете, какой вид инструктажапроводится для всех принятых перед первым допуском к работе, непосредственно на рабочем месте, а также при переводе из одного подразделения в другое?

Как вы думаете, для чего нужен Повторный инструктаж?

Правильно, восстановить в памяти работников правила охраны труда, а также в случае нарушения требований безопасности. Автотранспорт относится к средствам повышенной опасности, повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца.

Как вы думаете, а в каких случаях проводится внеплановый инструктаж?

Хорошо.

Внеплановый инструктаж проводится

1. При изменении правил по охране труда;

2. При изменении технологического процесса, замене оборудования, приспособлений, инструментов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

3. При нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, взрыву или пожару, аварии, отравлению;

4. При перерывах в работе более, чем на 30 календарных дней для работ, к которым предъявляются повышенные требования, а для остальных – 60 дней;

5. По требованию органов надзора.

Как вы думаете, а для чего нужен целевой инструктаж?

Правильно. Целевой инструктажпроводится при

1. Выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, разовые работы вне предприятия и т.п.).

2. Ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

3. Производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и др. документы;

4. Проведении экскурсий на предприятии.

О проведении инструктажей обязательно делается запись в журнале под роспись.

Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации.

Как выдумаете, для чего это делается?

Каждый инструктаж имеет определённую цель.

Вводный. Ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии.

Первичный. Изучение конкретных требований и правил обеспечения безопасности при работе на конкретном оборудовании

Повторный. Восстановление в памяти работника правил охраны труда

А сейчас для закрепления пройденного материала выполните задание. Время на выполнение -15 минут. Работа будет проводиться в группах. Критерии оценки представлены на карточке-задании. (приложение 1)

Заполните таблицу: ознакомьтесь с ситуацией, представленной в левой части таблицы и укажите, какой вид инструктажа необходимо провести для каждой ситуации, какова цель проводимого инструктажа, как оформляется проведённый инструктаж.

(обучающиеся записывают тему занятия в тетрадях)

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос. Примерные ответы: вводный, инструктаж на рабочем месте, когда выполняются разовые работы.

Вводный инструктаж

Первичный инструктаж

Восстановить в памяти работников правила охраны труда

Примерные ответы:

-Когда на предприятии были нарушены правила по ТБ,

-когда на предприятии произошёл несчастный случай,

-когда установили новое оборудование.

Примерные ответы:

Этот инструктаж проводится с определённой целью. Допустим, когда выполняются работы, которые не связаны с деятельностью работника. И выполняются не постоянно, а один раз.

Отвечают на поставленный вопрос.

(Для того, чтобы определить виновника несчастного случая)

Выполняют задания

5. Подведение

Отметить хорошие работы, обратить внимание на типовые ошибки, поблагодарить за плодотворную работу на уроке, отметить самых активных, выставить им оценки в журнал в соответствии с выбранным уровнем выполненных заданий

Озвучивают свои ответы в соответствии с выбранным уровнем заданий, обсуждают правильность выполненных заданий

Подготовить доклад на тему: Расследование и учёт несчастных случаев на производстве.

Записывают домашнее задание

Приложение 1.

Задание: Предлагается выполнить задание по разным уровням знаний:

Заполните таблицу: ознакомьтесь с ситуацией, представленной в левой части таблицы и укажите, какой вид инструктажа необходимо провести для каждой ситуации, какова цель проводимого инструктажа, как оформляется проведённый инструктаж.

Вид проводимого инструктажа

Оформление проведённого инструктажа

1. Группа школьников пришла на экскурсию на АТП

2. Работник ушёл в отпуск, вышел на работу через 1,5 месяца.

3. Группу рабочих в составе пяти человек выделили на уборку территории.

4. Техник-механик прибыл в командировку на АТП

5. На дополнительную

На предприятии произошёл несчастный случай, который привел к серьезной травме работника

Памятка к теме:

Тема: ВИДЫ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНЕ ТРУДА

Инструктаж по технике безопасности и охране труда — это мероприятие, направленное на снижение травматизма и возникновения профзаболеваний среди трудящихся. Но прежде чеминструктировать работников, работодатель должен установить порядок обучения и назначить ответственных, что и включается вПоложение о проведение инструктажей по ОТ.

Обучение – важнейший инструмент обеспечения безопасности труда. Обучение должно осуществляться при профессиональной подготовке специалистов, рабочих и служащих. Обучение руководителей и специалистов осуществляется через систему повышения квалификации. На предприятиях проводится периодическое обучение рабочих и служащих по вопросам охраны труда.

Важными в обеспечении безопасности труда являются инструктажи.

Вводный инструктажпроводит служба охраны труда с вновь поступающими на работу, командированными и прибывшими на практику. Цель этого инструктажа- ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии. О проведении инструктажа делается запись в журнале, выписка из журнала должна находиться в личном деле работника.

Первичный инструктаж проводится для всех принятых (в том числе прибывших на практику) перед первым допуском к работе, непосредственно на рабочем месте, а также при переводе из одного подразделения в другое. Цель данного инструктажа – изучение конкретных требований и правил обеспечения безопасности при работе на конкретном оборудовании.

После первичного инструктажа все рабочие должны пройти стажировку в течение 2…14 смен в зависимости от характера работы и квалификации. Руководит стажировкой лицо, назначенное приказом по цеху (участку). К самостоятельной работе после стажировки допускаются работники, прошедшие проверку теоретических знаний и приобретённых навыков безопасных способов работы. Первичный инструктаж регистрируется в журнале под роспись.

Повторный инструктаж проводится с целью восстановления в памяти работника правил охраны труда, а также в случае нарушений требований безопасности в практике производственного участка, цеха, предприятия. В связи с тем, что автотранспорт относится к средствам повышенной опасности, повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца. Прохождение повторного инструктажа обязательно отражается в журнале под роспись.

Внеплановый инструктаж проводится:

- при изменении правил по охране труда;

- при изменении технологического процесса, замене оборудования, приспособлений, инструментов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

- при нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, взрыву или пожару, аварии, отравлению;

- при перерывах в работе более, чем на 30 календарных дней для работ, к которым предъявляются повышенные требования, а для остальных – 60 дней;

- по требованию органов надзора.

Прохождение внепланового инструктажа обязательно отражается в журнале под роспись.

Целевой инструктаж проводится при:

- выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, разовые работы вне предприятия и т.п.).

- ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

- производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и др. документы;

- проведении экскурсий на предприятии.

Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации.

Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний, полученных в результате обучения и повышения квалификации, осуществляется в виде зачётов, экзаменов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретённых навыков безопасных способов работы. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан для учащихся 5 класса. На уроке учащиеся знакомятся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда.

Тема раздела: Техника безопасности, правила поведения в кабинете, санитарно -гигиенические требования и охрана труда

Тема урока: Техника безопасности и охрана труда.

знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены

Задачи урока:

Образовательные

ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской, с содержанием инструкций по охране труда

сформировать у учащихся навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований

сформировать у учащихся навыки по организации рабочего места в соответствии с индивидуальными особенностями

2.Развивающие

развивать умение анализировать, делать выводы

развивать умение работать самостоятельно

3. Воспитательные

воспи­тывать у учащихся чувство ответственности

прививать на­выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих прививать навыки культуры труда и аккуратности.

Оборудование и наглядные пособия: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, различные инструменты (ножницы, ручные иглы, наперстки, утюг и т. д).

1 Организационный момент

II. Объяснение нового материала.

Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках.
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Я прикасаюсь к вещи осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы. Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!

Посмотрите вокруг…. Вот такие прекрасные вещи создают человеческие руки!

Вот вы мастерите нечто, рукоделием себя заняв, из-под рук выпуская творение созданное. Вы даровали жизнь! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы - создатель нового, мастер своего дела!

Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы.

Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.

Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

Совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете, навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.

Я умею и научу тебя! Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам!

А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках, как девочки нашей школы.

Технология – предмет особый,

И в жизни вам поможет он.

Научит шить, вязать, готовить

И даст советов миллион.

А тот, кто полностью изучит

Основы этого предмета,

В награду знания получит

- Кто из вас знает, как называется наш кабинет?

Это – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! Посмотрите, сколько работ изготовили девочки нашей школы!

- Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?

Здесь не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.

Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

- Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете! А сейчас вы видите их на экране. Прочитайте внимательно!

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА В МАСТЕРСКОЙ

Учащиеся должны приходить на занятия за несколько минут до звонка.

Дежурные должны входить в мастерскую до звонка и подготавливать рабочие места.

Перед началом занятия надеть спецодежду.

Сидеть на закрепленных местах, не вставать без разрешения учителя.

Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.

Бережно относиться к оборудованию и инструментам.

Соблюдать правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

Во время перемен выходить из мастерской.

По окончании работы убрать свое рабочее место.

На занятиях вам также будет необходим еще один помощник.

- Как вы думаете, какой?

Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы: Н.А.Якупова, А.Л.Калашникова. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. В начале учебника вы прочитайте обращение авторов учебника к школьницам 5 класса.

Перед обращением стоят какие-то интересные знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения.

Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения. Молодцы!

За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место.

Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с этой работой.

Рабочее место нужно организовать так, чтобы было удобно работать, соблюдая при этом санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда.

Я прошу сесть так, как я зачитаю вам по списку. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить.

Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.

У вас на столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь самостоятельно определить, для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?

- Давайте знакомиться с ними!

Найдите их на экране и сравните с теми, что в мастерской.

1 – швейная машина; 2 – специальная краеобметочная машина – оверлог; 3 – утюг; 4- ножницы; 5 – наперсток; 6 - колышек; 7 – сантиметр; 8 - иглы ручные; 9 - резец (для перевода линий с одной детали на другую); 10 - распарыватель; 11 -нитковдеватель; 12 – булавки; 13 – булавки швейные; 14 – мел портновский; 15 –треугольник; 16 – линейка; 17 – манекен

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

1 - травмирование рук;

3 – поражение электрическим током;

Первый раздел, который вы будите изучать – это Технология приготовления пищи.

Кулинария – это искусство приготовления вкусной, питательной и здоровой пищи.

Вы обязательно должны правильно организовывать свое рабочее место.

Охрана труда при выполнении кулинарных работ

Требования безопасности перед началом работы

1. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

2. Проверить исправность кухонного инвентаря.

3. Проверить целостность эмалированной посуды, отсутствие сколов эмали, а также отсутствие трещин и сколов столовой посуды.

4. Включить вытяжную вентиляцию.

Требования безопасности во время работы

1. Перед включением кухонной электроплиты убедиться в наличии и исправности защитного заземления ее корпуса и встать на диэлектрический коврик. Перед включением настольной электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки, установить плитку на огнеупорную подставку. Не пользоваться электроплиткой с открытой спиралью.

2.Для приготовления пищи пользоваться только эмалированной посудой, не рекомендуется пользоваться алюминиевой посудой и запрещается пользоваться пластмассовой посудой.

3. Соблюдать осторожность при чистке овощей. Картофель чистить желобковым ножом, рыбу скребком.

4.Хлеб, гастрономические изделия, овощи и другие продукты нарезать хорошо наточенными ножами на разделочных досках, соблюдая правильные приемы резания: пальцы левой руки должны быть согнуты и находиться на некотором расстоянии от лезвия ножа. Сырые и вареные овощи, мясо, рыбу, хлеб нарезать на разных разделочных досках в соответствии с их маркировкой.

5. При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивать в мясорубку не руками, а специальным деревянным пестиком.

6. Соблюдать осторожность при работе с ручными терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие части.

7. Передавать ножи и вилки друг другу только ручками веред.

8. Пищевые отходы для временного их хранения убирать в урну с крышкой.

9. Следить, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды брать полотенцем или прихваткой и открывать от себя.

10. Сковородку ставить и снимать с плиты сковородником

Требования безопасности по окончании работы

1. Выключить электроплитку, при выключении не дергать за шнур.

2.Тщательно вымыть рабочие столы, посуду и кухонный инвентарь.

3. Вынести мусор, отходы и очистки в отведенное место.

4. Снять спецодежду, выключить вытяжную вентиляцию и тщательно вымыть руки с мылом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 45 минут. Вводное занятие для пятиклассников. Знакомство с предметом и мастерской. Правилами техники безопасности и поведения .

5класс.

Тема: Техника безопасности и охрана труда

Тип урока - урок освоения новых знаний.

Цель урока: Дать учащимся представление о предмете Технология, провести инструктаж.

Задачи урока:

Образовательные:

ознакомить учащихся:

б) с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены;

Развивающие:

а) способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности;

б) помочь учащимся распознавать и выделять главное в источнике информации;

Воспитательные:

а) содействовать развитию коммуникативных умений в ходе групповой работы;

в) воспи­тывать у учащихся чувство ответственности, прививать на­выки по сохранению собственного здоровья и здоровья окружающих, навыки культуры труда и аккуратности.

Оборудование и материалы: раздаточный материал – карточки для закрепления и проверки знаний, различные инструменты (ножницы, ручные иглы), тетради, письменные принадлежности.

Организационный момент

Познакомить с планом работы на уроке.

2. Мотивация учащихся

Перед вами коробка с остатками лоскутков.

- Что можно с ними сделать? А девочки нашей школы на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия!

- Красиво? Можно их назвать мастерами своего дела?

3. Знакомство с новым материалом

А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках.

На доске у нас зашифровано послание! Чтобы его расшифровать, нужно внимательно слушать и запоминать все на занятии. В конце занятия мы вместе с вами постараемся его расшифровать. Уверена, что у нас все получится!

- Кто из вас знает, как называется наш кабинет?

( Мастерская – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц!)

- Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?

(В мастерской не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.)

- Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете! Прочитайте внимательно! (Учащиеся в мастерской должны работать в специальной одежде – фартуке и косынке.)

На занятиях вам также будет необходим помощник.

Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться. В 5 классе вы будете учиться вышивать, шить, готовить пищу и многое другое. За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место.

Я прошу сесть так, как я зачитаю вам по списку. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить. Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке. Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение. В учебнике даны рекомендации, как правильно сидеть за рабочим столом. Прочитайте и сядьте правильно.

У вас на столах лежат инструменты и приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь определить самостоятельно для чего они предназначены. Многие вам незнакомы.

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы: травмирование рук; ожоги; поражение электрическим током; пожар. На занятиях вы научитесь как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

- Как вы думаете, для чего разработаны такие правила? Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и не нанес вред здоровью окружающим.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников. Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем!

Физкультминутка.

Наше здоровье позволяют сохранять также и соблюдение правил безопасного труда, техника безопасности. Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.

Сегодня вы пройдете инструктаж по охране труда при работе с тканью, электрическим утюгом и пожарной безопасности. Будьте внимательны при проведении инструктажа! Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!

Инструктаж по пожарной безопасности.

Проверим ваши знания инструкции по пожарной безопасности.

Будьте внимательны, старайтесь запоминать более точно правила безопасности. Эти правила пригодятся вам в жизни, помогут спасти свою жизнь и жизнь окружающих людей. А если случится пожар, не нужно паниковать!

Инструктаж по охране труда при работе с иголками, булавками.

Проверим знания инструкции по охране труда при работе с иголками и булавками.

Поднимите руки у кого не было ни одной ошибки. Молодцы! Будьте внимательны, старайтесь запоминать точно правила безопасности.

Инструктаж по охране труда при работе с ножницами.

Проверим знания по охране труда при работе с ножницами.

Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине.

Проверим знания по охране труда при работе на швейной машине.

Инструктаж по охране труда при работе с электрическим утюгом.

Проверим знания по охране труда при работе с электрическим утюгом.

В нашей жизни часто возникают экстренные ситуации, в которых полученные знания позволяют найти правильный выход и даже спасти жизнь! Представьте, что вы одни дома. Мама попросила вас погладить белье. Вы начали гладить и вдруг…:

Ситуация № 1 – начинает гореть утюг. Ваши действия!

Ситуация № 2 – происходит возгорание вилки утюга, розетки. Ваши действия! Посмотрите на экран, запомните правила, они вам обязательно пригодятся!

- Выучив правила по охране труда, вы теперь сможете правильно организовать рабочее место? Разложите инструменты и приспособления с учетом правил охраны труда:

как необходимо класть ножницы? с какой стороны?

где должны быть ручные иголки?

куда можно положить резец, распарыватель?

Определите по картинкам, где нарушены правила охраны труда. Назовите опасные факторы, которые могут произойти! Молодцы! Очень важно, чтобы вы этого не забывали не только на занятиях, но и дома! Правила охраны труда также будут вашими помощниками в изучении нового предмета.

4. Проверка и оценка знаний

Наступил момент расшифровать послания.

У вас на столе лежат карточки, на которых стоит определенный номер. Я буду задавать вопрос, а вы должны написать под данным номером правильный ответ. Вопросы для проверки знаний:

Как называется наш предмет?

Технология – это наука об умении, искусстве и .

Как называется кабинет, в котором вы будете заниматься?

Что обеспечивает безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности?

С какого пункта начинается инструкция по охране труда?

Что означает ТБ?

Что должен пройти каждый работник и школьник перед работой?

Как называются приспособления, помогающие в работе?

Как можно одним словом назвать швейные машины и утюг?

Как называется участок мастерской, который закрепляется за каждой ученицей?

Какое название у листочка с оценкой за каждое занятие по технологии?

Что можно заработать, если набрать за занятие сто баллов?

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Проверять будете самостоятельно! На доске появятся правильные ответы, если найдете ошибку, исправьте ее.

Поднимите руку, кто ответил без ошибок. Молодцы, получите призовой жетон!

5. Рефлексия деятельности на уроке

- Интересно было сегодня на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Какие трудности встретились на уроке?

- Что позволило вам преодолеть эти трудности?

Я назову вам незаконченные предложения, продолжите их от себя. Пожалуйста, кто готов?

В зависимости от количества жетонов выставляется оценка за работу на уроке.

6. Домашнее задание

Составить 3-5 вопросов для проверки учеников класса по правилам охраны труда, которые вы сможете задать самостоятельно. Принести спецодежду для занятий.


Знакомство с кабинетом информатики, правилами поведения и техникой безопасности.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

План-конспект урока по информатике

учитель информатики: Муравьева Л. В.

Тема урока: Техника безопасности в кабинете информатики

образовательные:

познакомить обучающихся с правилами техники безопасности и правилами поведения в компьютерном классе;

научить применять комплекс упражнений для глаз при работе за компьютером;

закрепить полученные знания;

воспитательные:

воспитание сознательной учебной дисциплины, организованности, ответственности;

развивающие:

развитие навыков учебно-познавательной деятельности;

развитие концентрации внимания и более прочного запоминания учебного материала;

развитие умения работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения,

развитие коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

Организационный момент. Актуализация знаний.

Изучение нового материала.

Подведение итогов, выставление оценок.

Организационный момент. Актуализация знаний.

Кабинет информатики отличается от других кабинетов тем, что в нем установлена дорогая, современная техника. Как вы думаете, как же нужно вести себя в кабинете информатики? Что необходимо знать, чтобы сберечь и не нанести вреда технике и своему здоровью?

Необходимо знать и применять технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Тема и цель урока. (презентация, слайд 1)

Изучение нового материала.

Изучение инструкции по правилам ТБ. (Приложение 1)

Обучающиеся ознакомившись с инструкцией, заполняют журнал инструктажа по ТБ.

Изучение комплекса упражнений для глаз при работе с компьютером (презентация, слайд 2)

Обучающиеся вместе с учителем проделывают упражнения для глаз. (Приложение 2)

Закрепление знаний

Вопросы классу (презентация, слайд 3)

Как ученики входят в компьютерный класс?

Как должны вести себя ученики за партами?

Правила поведения и техника безопасности за рабочими компьютеризированными местами.

Какую зарядку для глаз проводят после работы за компьютером?

Подберите к каждой картинке правило техники безопасности в кабинете информатики (презентация, слайд 4-15)


ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ РАБОТ ВНИМАТЕЛЬНО ИЗУЧИ ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ


НЕ ТРОГАЙ ПРОВОДА И РОЗЕТКИ



НЕ ВХОДИ В КЛАСС В МОКРОЙ ОДЕЖДЕ И С ГРЯЗНЫМИ РУКАМИ


НЕ ВНОСИ В КЛАСС ПОСТОРОННИЕ ПРЕДМЕТЫ


НЕ ПЕРЕДВИГАЙСЯ ПО КЛАССУ ВО ВРЕМЯ УРОКА


НЕ ЕШЬ И НЕ ПЕЙ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ


НЕ УСТАНАВЛИВАЙ ПОСТОРОННЕГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


НЕ ПРИКАСАЙСЯ К ЭКРАНУ МОНИТОРА


СИДИ НА РАССТОЯНИИ 60 – 70 СМ ОТ ЭКРАНА КОМПЬЮТЕРА


ОБРАЩАЙСЯ С ОБОРУДОВАНИЕМ БЕРЕЖНО

Обучающимся раздаются карточки с заданием для индивидуальной работы. (Приложение 3)

Работа в группах

Обучающиеся делятся на группы по 2 – 3 человека. Каждой группе предлагается продумать ситуацию и ответить на вопросы. (Приложение 4)

Подведение итогов, выставление оценок

Закрепить компьютеры за учениками. Заполнить журнал по проведению инструктажа по технике безопасности и правилам поведения в кабинете информатики.

Домашнее задание

Приложение 1

Инструкция по правилам техники безопасности в кабинете информатики

1. В кабинете вычислительной техники установлена дорогостоящая, сложная техника - компьютеры, принтер и другие технические средства. Поэтому: бережно обращайтесь с этой техникой; спокойно, не торопясь, не толкаясь, не задевая столы, входите в кабинет и занимайте отведенное вам место, ничего не трогая на столах.

2. На вашем рабочем месте размещены составные части ЭВМ - клавиатура, монитор, системный блок, мышь. Неправильное обращение с аппаратурой, кабелями и монитором может привести к тяжелым поражениям электрическим током, вызвать загорание аппаратуры. Поэтому

С Т Р О Г О З А П Р Е Щ А Е Т С Я:

трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры, системного блока;

включать и отключать аппаратуру без указаний учителя;

класть предметы на монитор и клавиатуру;

работать во влажной одежде и влажными руками.

3. При появлении запаха гари, огня немедленно прекратить работу, выключить аппаратуру и сообщить об этом учителю.

4. Перед началом работы убедитесь в отсутствии видимых причин повреждений рабочего места; сядьте так, чтобы линия взора приходилась в центр экрана, чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию; разместите на столе учебные принадлежности так, чтобы они не мешали работе на ЭВМ; внимательно слушайте объяснения учителя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю; начинайте работу только по указанию учителя.

5. Следует работать от монитора на расстоянии 60 - 70 см, соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь. Учащимся, имеющим очки для постоянного ношения, быть в очках.

6. Работа на ЭВМ требует большого внимания, четких действий, поэтому нельзя работать при недостаточном освещении, при плохом самочувствии.

7. Во время работы:

строго выполняйте все указанные выше правила, а также текущие указания учителя;

следите за исправностью аппаратуры и немедленно прекращайте работу при появлении необычного звука или самопроизвольного отключения аппаратуры, немедленно сообщить о случившемся учителю;

плавно нажимайте клавиши;

не пользуйтесь клавиатурой, если не подключено напряжение;

работайте чистыми руками;

не пытаться самопроизвольно отключать и исправлять неисправности.

8. Вы должны хорошо знать и грамотно выполнять эти правила, точно следовать указаниям преподавателя, чтобы успешно овладеть знаниями, умениями, навыками; сберечь школьное имущество.

Вы отвечаете за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПРАВИЛ - ГРУБЕЙШЕЕ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА И ДИСЦИПЛИНЫ.

(Приложение 2)

Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 - 4. До усталости глаза доводить нельзя. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 - 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 - 6. Аналогичным путем проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз.

4. Перевести взгляд быстро направо – вверх – налево - вниз и потом прямо вдаль на счет 1 - 6; затем налево – вверх - направо – вниз и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.

(Приложение 3)

На каком расстоянии следует работать за монитором?

Ученики, носящие очки для постоянного ношения…

а) при работе за компьютером должны снять очки;

б) при работе за компьютером должны быть в очках;

в) не должны работать за компьютером.

Во время работы за компьютером нельзя класть предметы на …

а) монитор и клавиатуру;

б) системный блок;

в) стол, на котором стоит компьютер.

Перечислите все верные ответы. Строго запрещается …

а) плавно нажимать клавиши;

б) включать и отключать компьютер без разрешения учителя;

в) трогать разъемы соединительных кабелей;

г) играть на компьютере в игрушки;

д) работать во влажной одежде и влажными руками.

При появлении запаха гари следует…

а) громко кричать;

б) позвать учителя по информатике;

в) отключить питание компьютера и вызвать помощь.

На перемене в кабинете информатики нужно…

а) спокойно ходить, играть за компьютером;

б) бегать, сидеть за партами и повторять домашнее задание;

в) выйти из класса и проветрить его.

При пожаре следует…

а) собрать портфель и спокойно, не торопясь покинуть помещение;

б) громко звать на помощь;

в) позвонить по телефону 01.

(Приложение 4)

Прилежный ученик, выполняя задание по карточке, прикрепил её скотчем к экрану монитора. Какие правила техники безопасности он нарушил?

Внимательная учительница на уроке информатики обнаружила, что рассеянный ученик жуёт жевательную резинку, и предложила ему с ней расстаться. Рассеянный ученик расстался с жевательной резинкой и прикрепил её к розетке. Какие правила техники безопасности он нарушил?

Шаловливые ученики весело резвились на перемене возле школы, обливая друг друга из водяных пистолетов. Прозвенел звонок, ученики пришли в кабинет информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Перед уроком информатики у учеников 8 класса была физкультура. Спортивную форму и лыжи они принесли с собой на урок информатики. Нарушили ли они правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Хвастливый ученик, решив показать свои глубокие познания своей однокласснице, стал отсоединять монитор и клавиатуру от компьютера. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Торопливый ученик, вбежав в кабинет информатики, включил компьютер себе и соседу и, ещё не зная, чем надо будет заниматься на уроке, стал нажимать на все клавиши. Нарушил ли он правила техники безопасности? Если да, то, какие?

Очень старательная ученица, выполняя задание на компьютере, придвинулась вплотную к экрану монитора и стала водить пальчиком по тексту на экране монитора. Нарушила ли она правила техники безопасности? Если да, то, какие?


-75%

Читайте также: