Техника бега в начальной школе последовательность специальные беговые упражнения анализ техники

Обновлено: 08.07.2024

Бег является неотъемлемой частью занятий спортом, физической культурой и по большей части повседневной жизни школьника.

Регулярные занятия бегом влияют на физиологию, мышление и самооценку, и это подтверждает наука. Бег и аэробные упражнения помогают в управлении стрессом, а также в преодолении тревожности. Бегуны лучше спят, а регулярные пробежки рекомендованы при нарушениях сна. Во время бега мы отвлекаемся от проблем и привычных мыслей. Как это работает?

Во-первых, гормон кортизол, который выделяется и во время стресса, и во время длительной нагрузки, помогает нам бежать лучше, поддерживая стабильный уровень сахара в крови. Поэтому после тяжелого нервного дня кортизол стоит использовать по назначению и на благо организму, то есть — побегать.

Во-вторых, пробежка делает нас спокойнее на уровне мозга — возрастает уровень гамааминобутировой кислоты (ГАБК, нейромедиатора мира и покоя, а также выключаются гены, связанные со стрессом.

Постоянный стресс может приводить к дисбалансу в работе двух АНС. Поэтому человек чувствует себя или постоянно на взводе, или, наоборот, слабыми и апатичными.

Хронический стресс влияет и на тонус блуждающего нерва. Этот нерв проходит от головы к органам туловища и отвечает за связь органов и тканей с центральной нервной системой. Именно благодаря блуждающему нерву наши эмоции отражаются на физиологических процессах.

Также бег является самым физиологичным процессом активности, так как ходьба и бег присущи человеку с детства и органичны для него.

Правильное выполнение техники бега является залогом оздоровления организма и отсутствия травм во время занятий физической культурой вообще и бегом в частности.

Бег по дистанции

Техника бега по дистанции : набрав максимальную скорость, бегун стремится сохранить ее на всей дистанции. Переход от стартового разбега к бегу по дистанции выполняется плавно, без резкого выпрямления туловища, без изменения ритма беговых шагов. Бег по дистанции нужно стремиться выполнять широким шагом, с активным проталкиванием.

Обращаем внимание на активный вынос бедра вперед-вверх, что создает предпосылки для постановки ноги на дорожку активным загребающим движением. Осваивая технику бега, нужно с первых занятий стремиться бежать на передней чести стопы, руки должны работать вдоль туловища по ходу движения, кисти расслаблены, полусогнуты, взгляд направлен вперед, дыхание ритмичное.

Методика выполнения по этапам

1) Пробегание с различной скоростью отрезков 40 – 80 м.

2) Специальные упражнения для овладения техникой (бег у гимнастической стенки, работа рук на месте, бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, бег с захлестыванием голени, бег спиной вперед, бег с перекрестным схождением ног и пр).

3) Бег с ускорением и нарастанием ритма.

4) Бег со скоростью 80 % от максимальной на отрезках 40 – 60 м.

5) Бег в полную силу 40 – 60 м.

Рекомендации: беговые упражнения и ускорения необходимо выполнять без напряжения, свободно. Количество повторений зависит от уровня физической подготовленности. После каждого ускорений педагог обращает внимание на основные ошибки, предлагая устранить их в очередной пробежке. Указание на комплекс ошибок не позволяет учащемуся самостоятельно устранить все указанные ошибки, так как их нужно устранять по олдной под руководством и контролем педагога

Основные ошибки: голова запрокинута назад, непрямолинейный бег, верхняя часть тела раскачивается, руки движутся поперек тела, верхняя часть туловища чрезмерно наклонена вперед, постановка ноги с пятки, ноги ставят на грунт непрямолинейно, широкий сед, носки развернуты наружу, стопа становится или сзади, или на уровне коленного сустава, нет активного загребания стопой, подняты плечи, закрепощаются руки, толчок направлен вверх, а не вперед.

Виражный бег (бег по виражу)

Техника

Техника виражного бега имеет несколько особенностей, что представляет сложность овладения этой техникой обучающимися самостоятельно : при беге по виражу для преодоления действия центробежной силы необходимо наклонить туловище влево, стопы ставить с небольшим поворотом влево, правая рука движется больше внутрь, левая – наружу, выход из поворота на прямую сопровождается плавным уменьшением наклона.

Методика овладения виражным бегом:

- имитация движения рук на месте (активное, более широкое движение правой вовнутрь)

- вбегание и выбегание на прямую из или в круг

- бег змейкой, бег по кругу радиусом 10 – 20 м.

- бег с ускорением по виражу с ускорением на отрезках 60 – 70 м.

- бег с ускорением по виражу по большой и малой дуге

Рекомендации: обратить внимание на необходимость бежать свободно и следить за своевременным наклоном туловища к центру поворота, изменением движений рук и ног, разворотом стоп влево, более широкой и свободной работой правой руки.

Низкий старт и стартовый разбег

Техника

Для лучшего упора ногами при старте применяются колодки. Расположение стартовых колодок бывает в разных вариантах в зависимости от длины тела и особенностей техники бегуна. Передняя колодка (для сильнейшей ноги) устанавливается на расстоянии 35 – 45 см от стартовой линии (1 – 1,5 столы, а задняя – 70 – 85 см (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45 – 50°; а задней – 60 – 80°. Расстояние по ширине между осями колодок равно 18 – 20 см.

Низкий старт выполняется в такой последовательности: установив колодки, бегун отходит на 2 – 3 м. назад и сосредоточивает внимание на предстоящем беге.

Стартовый разбег выполняется на первых 7 – 14 беговых шагах. На этом отрезке дистанции бегун должен набрать максимальную скорость. На первых 2-х беговых шагах бегун стремится активно выпрямлять ноги при отталкивании. Движение направлено вперед, при этом наклон туловища выпрямляется. Длина шагов постепенно возрастает и зависит от индивидуальных особенностей бегуна – силы ног, длины тела, физической подготовленности.

Ускорение заканчивается, как только длина шага станет постоянной.

Методика выполнения :

- Бег из различных положений высокого старта, 15 – 20 м.

- Овладеть техникой низкого старта в целом на отрезках 30 м.

- из положения планки осуществлять подъем колена к груди поочередно каждой ногой от 5 до 30 раз.

Финиширование усилия бегуна на последних метрах дистанции.

Бег считается законченным, когда бегун пересечет воображаемую плоскость финишного створа какой-либо частью туловища. Финишную линию пробегают с максимальной скоростью, выполняя на последнем шаге бросок в финишном створе грудью или плечом.

Методика

- Ходьба с наклонами туловища вперед и отведением рук назад.

- То же, в спокойном и быстром беге.

- Финиширование плечом со средней и максимальной скоростью.

Рекомендовано следующие упражнения выполнять сначала самостоятельно, а затем в группе по 3-5 человек.

Возможны типичные ошибки: финиширование прыжком, остановка сразу после финиша, ранний наклон туловища.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бег относится к естественным видам движений, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата и занимают в физическом воспитании школьников одно из ведущих мест. Основная задача обучения в начальных классах -воспитать у детей навык правильной, рациональной, красивой ходьбы. Кроме того, должно быть обращено внимание на умение сохранять заданный темп ходьбы, а также изменять его соответственно различным условиям. В 3-4 классе приобретенные навыки совершенствуются.

Бег на различные дистанции также является одним из самых распространенных упражнений; как неотъемлемая часть, он входит во многие другие виды движений (прыжки, метания, игры). Основной задачей обучения бегу в начальных классах является воспитание у учащихся навыка свободного, прямолинейного бега на носках с хорошей осанкой, с достаточно высоким подниманием бедра, параллельной постановкой стоп. В 1 классе основное внимание обращается на свободу, непринужденность бега, правильную осанку. Во 2 классе, продолжая работу над воспитанием свободного и легкого бега, следует обучить детей ставить ногу с передней части стопы, бежать ритмично, а также с изменением темпа. В 3-4 классе, совершенствуя свободу и непринужденность бега, переходят к обучению быстрому бегу, а также умению преодолевать различные препятствия во время бега.

Бег оказывает большое тренирующее воздействие на мышцы всего тела, способствуют улучшению работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При ходьбе и беге чередуются движения разноименными руками и ногами. Делаются они свободно и естественно. При ходьбе туловище и голова держатся прямо, плечи разведены. Нога ставится на пятку, перекатом переходит на носок, а при толчке до отказа выпрямляется. При движении вперед рука сгибается в локте и поднимается выше пояса на ширину ладони, при движении назад – выпрямляется и отводится назад до отказа. С возрастом длина шагов увеличивается. У девочек длина шага несколько меньше, чем у мальчиков. Стопа при постановке на землю слегка разворачивается наружу (угол разворота ног 10*), расстояние между ногами равняется 2-3 см.

Последовательность обучения бегу:

Движение руками, стоя на месте (бег на месте).

«Семенящий бег вначале разучивать у опоры, затем на месте. После этого переходить к медленному продвижению. Ноги ставить параллельно и при толчке полностью выпрямлять.

Бег с различными положениями рук( на поясе, к плечам, с палкой за спиной на локтевых сгибах и др.)

Бег с высоким подниманием бедра, прыжками, сгибая голень назад.

Бег с изменяемой скоростью передвижения, с ускорением, на скорость.

Бег, чередуемый с ходьбой.

Последовательность обучения бегу в начальных классах.

Остановимся подробнее на особенностях обучения технике бега в каждом из классов начальной школы.

Наиболее распространенные ошибки у детей – раскачивание туловища, размахивание из стороны в сторону почти выпрямленными руками, неправильное положение головы и плеч, неполное разгибание ноги при отталкивании, бег на полусогнутых ногах, бег с постановкой ноги на пятку или всю стопу, а не на носок.

Для формирования правильной осанки рекомендуется применять бег с палкой за спиной, удерживая ее между согнутыми локтями или за плечам, а для снятия закрепощенности плечевого пояса, избегания судорожных, напряженных движений руками - с трубочками из бумаги или картона; руки должны быть так расслаблены, чтобы трубочки не помялись.

Бег включается в программу занятий в виде кратковременных и небольших по расстоянию пробежек в чередовании с ходьбой. Бег в течение длительного времени и на большие расстояния в начальных классах недопустим.

Продолжая обучать детей широкому и свободному шагу в ходьбе и беге, педагог учит второклассников ходить с изменением темпа движений, при беге ставить ногу с носка, бежать прямолинейно и т.д. При этом усложняются подводящие упражнения, увеличиваются отрезки дистанции, количество повторений.

Задача повышения скорости ходьбы решается за счет увеличения темпа шагов. Для этого можно рекомендовать детям выполнять ходьбу с энергичными движениями рук, согнутых в локтях. Это упражнение способствует также быстрому разогреванию организма и применяется обычно в подготовительной части урока.

Во время обычной ходьбы в колонне по одному дети по сигналу учителя сгибают руки в локтях и под учащающиеся хлопки переходят на ускоренную ходьбу. Учитель обращает их внимание на энергичные и достаточно быстрые движения рук, правильную осанку, прямую спину, сохранение дистанции. После того как школьники научатся быстро ходить в строю, можно начинать обучение ходьбе с замедлениями и ускорениями. Ученики, идущие в колонне по одному обычным шагом, увеличивают и уменьшают частоту шагов соответственно темпу хлопков или подсчету. Одновременно учитель напоминает о необходимости согнуть руки в локтях. Во время упражнения обращается внимание на равнение и точное соблюдение темпа.

Ходьба используется и как подготовительное упражнение для формирования правильного навыка бега. Для этого применяется ходьба на носках в коридоре шириной 20 см с высоким подниманием бедра. Коридор обозначается двумя положенными на пол (землю) рейками, веревками, кубиками и другими предметами. Ходьба с высоким подниманием бедра сначала выполняется на месте, а затем с продвижением вперед. При проведении этого упражнения учитель следит за тем, чтобы опорная нога у занимающихся была прямой и ставилась на стопу с носка, чтобы колени не разводились, а руки были на поясе. В дальнейшем применяются такие варианты ходьбы: перекатом с пятки на носок в прямом направлении; в коридоре с параллельной постановкой стоп; на носках в коридоре с высоким подниманием бедра.

К концу второго года обучения дети должны научиться бегать свободно, широкими шагами, энергично отталкиваясь и мягко приземляясь на носок, с движениями рук, совпадающими по темпу с движениями ног; туловище слегка наклонено вперед, дыхание согласовано с ритмом движений.

Для обучения бега по прямой применяется многократное пробегание отрезков до 40 м на носках по коридору шириной в 30 см. Учитель обращает внимание детей на необходимость постановки ноги с носка и прямолинейности постановки стоп на землю. Последовательность обучения бегу на носках в узком коридоре может быть такой:

- бег с бесшумной постановкой ног;

- бег с поднятыми в стороны руками;

- бег с согнутыми в локтях руками;

- бег по прямому коридору через линии, нанесенные на расстоянии 90-100 см одна от другой;

- бег по коридору, имеющему форму дуги;

Во 2-м классе изучается также бег с изменением направления. По сигналу учителя дети меняют направление бега: вправо, влево, кругом - или обегают различные предметы. Полезно провести различные эстафеты с пробеганием через узкие коридоры по разложенным на земле кольцам, когда учащиеся вынуждены бежать на носках и прямолинейно.

Вводя на уроке элементы соревнований, учитель обращает внимание школьников не на количественный результат, а на технику бега. Во 2-м классе увеличивается дистанция для совершенствования чередования ходьбы и бега до 100 м, которое проводится в течение урока дважды. Наряду с закрепление навыка правильного перехода с бега на ходьбу продолжается и работа над формированием умения изменять темп движения.

Бег в чередовании с ходьбой проводится чаще всего в подготовительной части урока. Упражнения начинаются с обычной ходьбы. Постепенно увеличивая частоту шагов, дети сгибают руки в локтях и по команде учителя переходят на медленный бег. После того как они снова перейдут на ходьбу, необходимо выполнить два-три упражнения для восстановления дыхания, например:

1-4-поднять руки через стороны вверх -вдох;

5-8 -опустить их вниз -выдох.

Закончив упражнения на дыхание, повторяют чередование ходьбы с бегом.

Продолжая обучение свободному, непринужденному бегу, учитель обращает внимание детей на более тонкие детали техники, используя при этом различные подводящие упражнения. Особое значение придается бегу на носках.

Последовательность может быть такой:

Бег по кольцам, расположенным на полу (земле) по прямой линии на расстоянии 80-100 см одно от другого. Следует обратить внимание на точное попадание носком ноги в каждое кольцо и высокое поднимание бедра.

Бег по коридору шириной 30 см, ограниченному гимнастическими булавами, внутри которого разложены кольца.

Бег по горизонтальной лестнице -начерченным на полу (земле) линиям -в медленном, а затем в ускоренном темпе.

Бег в сочетании с прыжками через набивные мячи после каждого третьего шага.

С целью совершенствования навыка бега рекомендуется создавать игровую обстановку и вводить элементы соревнований. Для учащихся 3-го класса подойдут игровые упражнения на лучшее выполнение технических элементов бега: с носка, с узкой постановки стопы, с правильными и свободными движениями рук и др.

При обучении бегу на скорость может быть применена следующая последовательность:

Медленный бег с последующим ускорением. Здесь важно следить за сохранением легкости движений при ускорении и постановкой ноги с носка.

Имитация движений рук, согнув их в локтях, стоя на месте - сначала медленно, затем быстрее. Выполнить 2-3 раза по 10 сек. Учитель обращает внимание школьников на необходимость широких и свободных движений руками.

Бег с ускорением на 20-30 м. Дистанцию делят поперечными полосами на три отрезка: на первом учащиеся бегут в среднем темпе, на втором темп бега увеличивается, на третьем - становится самым высоким. После этого учащиеся переходят на медленный бег и ходьбу: в начале обучения -шеренгами, а затем группами по 4-6 человек.

Бег на скорость до 40 м. В 20-25 м от линии старта чертят поперечную линию, а еще через 15-20 м -линию финиша. Ученики, разогнавшись на первых 20-25 м, стремятся пробежать зону, отмеченную двумя линиями, как можно быстрее. Упражнение выполняется группами по 4-5 человек или парами. Для достижения большего эффекта следует составлять пары из детей, равных по уровню физической подготовленности.

Бег по горизонтальной лестнице, т.е. по линиям, начерченным на площадке (зале) на расстоянии 40 см одна от другой, в форме соревнований между командами.

Для развития быстроты бега применяются также специальные подвижные игры.

Бег с попутным преодолением препятствий может включать обегание, прыжки, перелезание, удержание равновесия. Изучение бега с преодолением препятствий начинается не ранее второго полугодия - после того, как дети усвоят основы техники обегание или преодоления препятствий.

Количество препятствий и степень трудности их преодоления должны постепенно возрастать. Сначала можно установить только одно препятствие, например, на дистанции 20 м перепрыгнуть во время бега через ров шириной 50-60 см. Затем постепенно количество разнородных препятствий может быть увеличено до двух, трех. Например, требуется пробежать отрезок в 20 м, перепрыгнуть ров или вал, обежать куст или дерево, пробежать по узкой извилистой тропинке.

После того, как учащиеся овладеют правильным бегом, ходьбой, научатся преодолевать горизонтальные и вертикальные препятствия, можно переходить к смешанному передвижению на местности. Занятия на свежем воздухе позволяют применить полученные знания и навыки бега в естественных условиях. Бег на местности проводится широким, свободным шагом, нога ставится на землю с носка, нос последующим опусканием на всю стопу. При беге в гору туловище слегка наклоняется вперед, активизируется работа рук, нога также ставится с носка, а с горы - туловище отклоняется назад, нога ставится с пятки, скорость передвижения немного уменьшается, и затем увеличивается перед выбеганием со склона на ровную поверхность.

После того как дети научатся правильно выполнять старт в беге с ускорением, можно начинать бег наперегонки на 20-50 м по два-четыре раза на уроке. Между забегами на 20-30 м даются перерывы для отдыха по 1-2 мин., при беге на 40-50 м (не более двух повторений) 4-5 мин. При выполнении школьниками упражнений учитель обязательно должен следить за техникой их выполнения. Бег наперегонки лучше проводить в конце основной части урока, после метаний и прыжков.

В 4-м классе необходимо закрепить навыки, приобретенные в 1-3-м классах: бег на носках в колонне по одному в медленном темпе и т.д. - научить детей бегу с ускорением, соблюдению правильной осанки и техники движений; закрепить технику высокого старта и прыжков в чередовании с бегом в медленном темпе.

Бег с постановкой ноги на переднюю часть стопы проводится в медленном темпе в чередовании с ходьбой, что способствует развитию выносливости. Общую длину дистанции постепенно доводят до 300 м, 50 м бега и 50 м ходьбы и т.д., - а затем отрезки для ходьбы постепенно укорачивают до 20 м. Учитель должен добиваться того, чтобы дети совершенствовали технику бега, соблюдали правильную осанку и равномерно дышали. Для лучшего закрепления техники полезно проводить бег в разных условиях. Например, чтобы приучить детей прямолинейно ставить стопы, полезно вдоль одной из сторон площадки (зала) обозначить узкий коридор.

В 4-м классе учащиеся выполняют бег с ускорением на дистанции до 30 м в относительно быстром темпе - 200-250 шагов в минуту -при длине шага около 130 см с постановкой ноги на переднюю часть стопы в начале основной части урока два-четыре раза. При этом совершенствуется и техника высокого старта. Техника бега с ускорением та же, что и при медленном беге; не допускается опускание ноги с носка на всю стопу.

На уроках физической культуры с самых первых шагов обучения учащихся 1-4х классов большое внимание уделяю продолжительному бегу на дистанции, предусмотренные учебной программой. Кое-кто считает бег самым доступным и простым упражнением и потому не придает подготовке к нему должного значения. Бег по праву считается основой не только легкой атлетики, но и большинства подвижных и спортивных игр. Следовательно, обучать детей беговым упражнениям, учить их бегать надо уже с первого класса.

Под умением длительно бегать я подразумеваю то, что в спорте называется технико-тактической подготовкой. Она, как известно, включает в себя технику бега, постановку дыхания, управление скоростью для распределения сил на дистанции.

Комплексной программой физического воспитания в начальных классах предусмотрены следующие беговые дистанции: в первом классе равномерный бег до 1 км; во втором классе — до 1,5 км; в третьем- четвёртом классе — до 2 км. Среди задач, которые решаются на уроках физической культуры с учениками начальных классов, в 1 классе следует выделить такую задачу, как закладка основ техники равномерного бега, развитие необходимых для этого физических качеств. Во 2 классе на уроках беговой подготовки на первом плане остается совершенствование в технике продолжительного бега, дальнейшее развитие такого физического качества, как выносливость, а также начальное обучение основам тактики. В 3-4 классе продолжается процесс закрепления технико-тактической подготовки, длительный бег до 2 км. используется для формирования выносливости к умеренным беговым нагрузкам. Для этого расширяют диапазон тактических заданий. Так, например, на уроках различные отрезки дистанции учащиеся пробегают с разной скоростью.

Нетрудно заметить, что многие дети приходят в школу неподготовленными к нагрузкам в беге, не умеют преодолевать трудности как физического, так и психологического порядка. Объясняется это малоактивным образом жизни в семье, тепличными условиями, которые создают ребенку родители. И как следствие этого — страдают здоровье детей, их общая физическая подготовка.

Как правило, с первых дней учебного года уроки физической культуры проводятся на открытом воздухе

Первый класс. С первоклассниками мы также занимаемся на открытом воздухе. Предпочтение отдаем подвижным играм с элементами бега и беговых эстафет “У ребят порядок строгий”, “Совушка”, “Воробьи, вороны”, “К своим флажкам”, “Колдунчики”, различным вариантам салок и др.

Уже на первых уроках, закладывая у ребят основы техники бега, отмечаем наиболее часто встречающиеся у них ошибки. К типичным ошибкам мы относим следующие:

1) наклон туловища вперед или назад;

2) раскачивание из стороны в сторону;

3) вынос маховой ноги стопой вперед;

4) незаконченный толчок ногой;

5) неправильная работа рук:

6) несогласованность в работе рук и ног.

Как видите, ошибок много, к тому же можно назвать еще и более мелкие, например такие, как чрезмерно сжатые кулаки, общая напряженность и скованность при выполнении беговых упражнений. Разобравшись в них поглубже, понимаешь, что все они взаимосвязаны и требуют напряженной и серьезной работы над их устранением.

Приступая к реализации учебной программы по беговой подготовке учащихся 1 класса, применяем специальный комплекс общеразвивающих упражнений:

1) круговые движения руками,

2) повороты плечевого пояса,

3) выпрыгивая вверх,

4) имитация движений руками при продолжительном беге.

Разрабатывая его, мы постарались избежать таких упражнений, которые могли бы повлечь за собой закрепление неправильных навыков в технике бега. Упражнения комплекса в тех или иных сочетаниях, с дозировкой, установленной с учетом возраста занимающихся, можно использовать также во 2 и 3 и 4 классах.

Помимо этого ребята выполняют специальные беговые упражнения. Особенно нужны они для отработки движений рук, способствующих правильной технике бега. Мы попытались отобрать наиболее эффективные,

упражнения что легко усваиваются учениками, способствуют не только развитию физических качеств, но и становлению техники бега.

1) Бег с высоким подниманием бедра. Следить за правильным положением туловища (оно не должно быть наклонено назад, бегун не должен раскачиваться). Выполняя упражнение, активно работать руками, колени поднимать до уровня пояса.

2) Бег с захлестыванием голени, руки за спиной. Стараться, чтобы колени вперед не выносились и туловище не наклонялось вперед. Выполняющим упражнение рекомендуется держать туловище в положении “натянутый лук”.

3) Прыжки на левой (правой) ноге. Следить, чтобы толчковая нога сгибалась в коленном суставе.

4) Толчками обеих ног продвижение вперед. Следить, чтобы дети выпрыгивали вверх, а не вперед, движения рук должны быть такими же, как при беге.

Нагрузка повышается постепенно. Например, при выполнении упражнения способствующего развитию дыхательной и сердечно-сосудистой систем, у неподготовленных школьников может возникнуть легкое головокружение, связанное с гипервентиляцией легких. Поэтому советую детям вначале делать упражнения в медленном темпе. Постепенно увеличиваю и число приседаний.

На начальном этапе беговой подготовки, как правило, ставлю задачу развивать у детей преимущественно те группы мышц, которые несут основную нагрузку при беге. Немало времени уделяю и упражнениям способствующим развитию гибкости, стараюсь чтобы они были динамического характера.

В зимнее время, когда по метеоусловиям невозможно проводить уроки по лыжной подготовке, мы заменяем их беговыми уроками, на которых много времени уделяем повторению беговых упражнений, подвижным, играм с беговыми эстафетами. Делаем это для того, чтобы не снижался уровень физической подготовленности учащихся. Ранней весной, сразу же после завершения уроков лыжной подготовки основной упор делаем на развитие физических качеств путем повторения беговых и прыжковых упражнений, применяя “бег в своем темпе”.

На уроках в конце мая зачетную дистанцию 1 км первоклассники пробегают дважды — с интервалом в одну неделю.

Второй класс. На уроках легкой атлетики второклассники кроме совершенствования в технике бега, дальнейшего развития физических качеств приступают к изучению тактики продолжительного бега на дистанции до 1,5 км, как и предусмотрено учебной программой. На собственном опыте убедился, что на начальном этапе решения этой задачи главное — научить детей умению распределять силы на дистанции, а также управлять скоростью.

Базой для любых тактических действий является бег с равномерной скоростью. С него во втором классе и начинаю изучение тактики. Младшие школьники, как правило, не умеют медленно и равномерно бегать и любой бег начинают с предельной для себя скоростью. Как бороться с этим недостатком? Слова обычно не помогают, убедить второклассников порой просто невозможно. Как быть, где выход?

На первых уроках со второклассниками я предлагаю каждому определить свой темп бега с максимальной скоростью, помогаю в деталях отработать его. Предварительно разъясняю, что максимальный темп не самый лучший для пробегания учебной дистанции до 1,5 км.

Местом проведения урока может стать школьный стадион или спортивный зал, но в любом случае желательно, чтобы длина круговой беговой дорожки не превышала 60—80 м (спортивный зал, половина хоккейной коробки). Учащиеся после выполнения общеразвивающих, беговых и прыжковых упражнений выстраиваются по длине окружности. Дается установка: бежать можно в своем спокойном темпе, обгонять других разрешается только справа. Основное требование, которого следует придерживаться — соблюдение равномерной скорости.

По команде второклассники начинают движение, и, несмотря на предупреждение, очень часто возникает примерно такая картина: сильные сразу пытаются обогнать как можно больше одноклассников, а потому начинают бег с повышенной скоростью; средние и слабые делают попытку не отстать от них, и лишь 2—3 ученика из всего класса выполняют установку учителя и бегут в своем спокойном темпе. Через 45—50 сек. у всех, кто начал дистанцию в быстром темпе, падает скорость. Очень важно не упустить этот момент и напомнить учащимся о слишком быстром начале бега.

Замечание педагога, сделанное в это время, лучше запоминается детьми. Они теперь пытаются выполнять заданную установку. После окончания упражнения обязательно поощряю тех, кто правильно с начала и до конца выполнял задание, то есть бежал в равномерном темпе. Поощрения могут быть разными, все зависит от фантазии учителя. Пожурить же следует “нетерпеливых” за их невнимательность, неумение слушать и выполнять команду. Однако ни в коем случае нельзя ставить “2” или “3”, так как на начальной стадии обучения второклассников отрицательные оценки могут вызвать потерю интереса к урокам бега.

На первый взгляд может показаться, что такая форма проведения урока негативно сказывается на дисциплине. Но это не так. На самом деле данная методика заставляет детей учиться рассчитывать свои силы, позволяет им проверить свою физическую подготовку, свои успехи, сравнить их с успехами одноклассников, наконец, сделать с помощью учителя нужные выводы. Добытый такой ценой двигательный опыт заставляет учеников в дальнейшем сознательнее относиться к выполнению заданий педагога. Совместный анализ бега вызывает массу положительных эмоций. Урок беговой подготовки продолжается, но никто не нарушает порядка, да и проявление эмоций угасает пропорционально нарастающей усталости. Так проходят у меня уроки по тактике длительного бега на учебной дистанции во втором классе.

Третий и четвёртый класс. Уроки беговой подготовки для третьего и четвёртого класса несколько отличаются от уроков во втором классе. Различия определены тем, что моторная плотность уроков растет за счет большей нагрузки при выполнении упражнений, увеличивающейся повышением интенсивности работы, сокращением пауз во время отдыха и объяснений. Во втором классе ученики преодолевали в равномерном беге 1,5 км, а в третьем-четвёртом классе по программе предусмотрен бег до 2 км. Поэтому даются другие тактические задания. Прежде чем приступить к их выполнению, я делю класс на группы, в которые подбираю по 5—6 равных по силам учеников. В самой сильной группе каждому даю с учётом физических возможностей индивидуальное задание. Одним — постараться уйти со старта и лидировать всю дистанцию; другим — со старта начинать бег медленно, постепенно наращивая скорость; третьим — начать медленно, но к середине дистанции подтянуться к лидерам и т.д. У учащихся средней и более слабой групп свои задания: попеременное лидирование в каждой группе при равномерном темпе бега.

В зависимости от задания корректирую скорость бега. Мне это очень удобно делать: 400-метровый круг, на котором я провожу зачеты, овальной вытянутой формы, хорошо просматривается, размечен на отрезки, имеет ориентиры. Так что график бега составляем по отметкам 200, 400, 800 м. Конечно, ребята из слабой группы тоже хотят получить индивидуальные задания, но перевожу я их в другие группы только после того, как они научатся правильно выполнять беговые упражнения, поставленные для их группы.

Благодаря включению беговых упражнений в большинство уроков третьеклассники редко говорят о “трудностях” бега. К четвёртому классу у учеников заметно улучшается техника бега, создаются хорошие предпосылки для освоения других разделов учебной программы..

Нередко беговые уроки проводим в лесопарке, расположенного неподалеку от школы. Для поддержания эмоционального фона уроков беговой подготовки использую магнитофон с записью упражнений ритмической гимнастики. На уроках как в третьем, так и в четвёртом классе в целях выработки волевых качеств, а также для развития скоростной выносливости за 150—200 м до окончания намеченного маршрута я ненавязчиво предлагаю учащимся готовить себя к началу финиширования, настраиваю на мысль, как важно уметь преодолевать себя.

Во время коротких остановок я рассказываю младшим школьникам о пользе физической культуры и, в частности, о пользе бега; о том, что при беге улучшается кровообращение, вследствие этого мышцы, получающие больше кислорода, увеличиваются и становятся сильней; что этого нельзя добиться при малоподвижном образе жизни. Говорю, что, для того чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми, необходимо заниматься дома самостоятельно, обязательно посещать одну из спортивных секций.

В заключительной части урока подвожу итоги, объявляю оценки. Ребята узнают что на следующем уроке будет проведен контрольный бег и результаты, показанные на дистанциях, предусмотренных учебными нормативами, будут внесены в классный журнал. Этим зачетным уроком и завершается осенний этап обучения продолжительному бегу.

2 четверть. Один раз в две недели во второй четверти проводится — равномерный бег “каждый в своем темпе”: 5—6 мин. для второклассников и 7—8 мин. для третьеклассников.

3 четверть. В это время проведение уроков беговой подготовки находится в прямой зависимости от погодных условий. Если погода не позволяет выйти на лыжню, проходят уроки бега. Уроки по лыжной подготовке позволяют поддерживать высокий уровень выносливости на протяжении этого периода учебного года.

4 четверть. С апреля начинается весенний этап обучения. На первых уроках бега мы повторяем беговые и прыжковые упражнения, совершенствуемся в технике продолжительного бега, выходим на улицу, на открытый воздух в прилегающий к школе лесопарк и от урока к уроку улучшаем технику длительного бега “каждый в своем темпе”, проводим различные виды беговых игр и эстафет. В середине мая в начальных классах проводятся контрольные уроки на учебных дистанциях. Как правило, с учебными нормативами продолжительного бега справляются все.

В заключение несколько слов о форме проведения занятий. Возможно, на первый взгляд может сложиться впечатление, что принимаемая нами методика слишком сложна, “суха” для учащихся младших классов, что она лишена так необходимой детям игры. Это не так. Подавляющее большинство упражнений мы проводим в игровой форме, включаем их в различные подвижные игры, что позволяет скрасить получаемую ребятами нагрузку, повышает эмоциональность занятий. Кроме того, между выполнением особо сложных заданий мы обязательно используем не требующие большого напряжения игровые упражнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В комплексной программе физического воспитания различным видам беговой подготовки уделено значительное внимание. Это не случайно, поскольку во всем многообразии используемых в физическом воспитании средств нет, пожалуй, другого, которое могло бы конкурировать с, бегом. Он является самым простым, естественным, доступным и всесторонне воздействующим упражнением, позволяющим широко варьировать величину нагрузки на организм.

Бег используется как обязательное средство для физической подготовки буквально на всех уроках нашего предмета. Занятия бегом способствуют равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, других систем организма. Беговые упражнения закаляют волю, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.

Обучение бега в начальной школе

В комплексной программе физического воспитания различным видам беговой подготовки уделено значительное внимание. Это не случайно, поскольку во всем многообразии используемых в физическом воспитании средств нет, пожалуй, другого, которое могло бы конкурировать с, бегом. Он является самым простым, естественным, доступным и всесторонне воздействующим упражнением, позволяющим широко варьировать величину нагрузки на организм.

Бег используется как обязательное средство для физической подготовки буквально на всех уроках нашего предмета. Занятия бегом способствуют равномерному развитию опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной, других систем организма. Беговые упражнения закаляют волю, воспитывают умение преодолевать трудности, вырабатывают целеустремленность.


Все разновидности беговых упражнений, с какой бы целью они ни использовались, требуют многократного и длительного применения. Поэтому при обучении учащихся этому, на первый взгляд довольно простому, но оказывающему большие физические нагрузки на организм, упражнению необходимо добиваться правильного, экономного, свободного выполнения всех движений. При этом сам процесс обучения не должен быть обременительным для учащихся, утомительным из-за однообразия используемых средств и нагрузок. Только правильная последовательность обучения, разнообразие средств с широким использованием различных игр и соревновательных элементов, постепенное увеличение требований к сложности упражнений и физическим нагрузкам могут обеспечить овладение учащимися техникой бега, привить им нужные навыки и умения, любовь к этому незаменимому, жизненно необходимому виду двигательной деятельности.

Включая разные беговые упражнения, подвижные и спортивные игры с элементами бега в уроки, учитель физической культуры должен добиваться осознанного отношения учащихся к их выполнению. Это позволит постепенно выработать у школьников потребность в систематических самостоятельных занятиях не только бегом, но и другими физическими упражнениями.

Приобщившись к бегу уже в раннем школьном возрасте, подростки, юноши и девушки постепенно под контролем педагога придут и к закаливанию организма, и к умению выполнять большую физическую работу, и к способности преодолевать трудности в связи с наступающим в ходе выполнения физических упражнений утомлением, приобретут и многие другие ценные навыки и качества.

Комплексная программа по физическому воспитанию предусматривает новый подход к организации физического воспитания учащихся. Различными формами занятий физическими упражнениями должны быть охвачены все учащиеся. С позиций комплексного подхода учитель физической культуры должен подбирать учебный материал для уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий, распределять нагрузку с учетом структурной взаимосвязи форм занятий, возможностей школы.

Материал составлен по типу обучающих программ. Это значит, что, во-первых, в нем определены общие задачи по изучению беговых упражнений для каждого класса. Во-вторых, приведено описание техники упражнений, которые изучаются в данном классе (в том виде, как ею должны владеть учащиеся) и указания к обучению. В-третьих, очерчен круг вопросов, которые должны знать учащиеся при изучении техники. Они раскрываются при объяснении конкретного вида беговых упражнений и необходимы для создания правильного представления о двигательном действии. И наконец, в-четвертых, подобраны средства, с помощью которых должны решаться образовательные задачи, а также упражнения для развития быстроты и выносливости.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНИКОЙ БЕГА

Упражнения, предлагаемые для овладения техникой бега, расположены в определенной методической последовательности, обеспечивающей успешное овладение конкретными двигательными действиями. Упражнения, рекомендуемые для развития быстроты и выносливости, от проявления которых зависит успешность овладения двигательными действиями, должны применяться параллельно с теми, что используются при изучении техники. Сложность их и дозировка (по интенсивности и объему) должны возрастать с учетом дифференцированного подхода к обучению, индивидуальных особенностей занимающихся, их подготовленности, степени овладения учебным материалом.

В статьях даны рекомендации по примерному распределению объемов бега, который используется для развития у учащихся быстроты и выносливости при проведении различных форм занятий.

Обучение и совершенствование в технике бега, повышение быстроты бега, развитие выносливости и скоростно-силовых качеств проводятся на школьном уроке. На ежедневных физкультурных занятиях в группах продленного дня и на самостоятельных занятиях можно повторять разученный на уроках материал, закреплять технику, бега. В самостоятельных занятиях, при выполнении домашних заданий, во время оздоровительного бега следует рекомендовать учащимся особенно следить за такими элементами техники, как положение туловища, головы, работа рук, свобода движений.

Особое внимание обращается на развитие выносливости, как одного из ведущих качеств, обусловливающих уровень здоровья. Время, отводимое на развитие выносливости в разных формах занятий, должно обеспечить выполнение недельного объема двигательной активности учащихся. Распределение нагрузки для каждой из форм занятий зависит как от деятельности учащихся на уроках физической культуры, так и от организации внеклассной работы в школе, возможности выполнять задания дома.

Несмотря на то, что в учебной программе пройденный на том или ином году обучения материал не повторяется в последующих классах, необходимо обязательно предусматривать повторение и закрепление от класса к классу.

Читайте также: