Экспериментирование в детском саду как способ развития познавательной активности дошкольников

Обновлено: 16.05.2024

Конференция: Современные педагогические технологии

Автор: Кобелева Рина Тимурхановна

Населенный пункт: Пермский край, г. Оса

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и в дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование. В 1990 годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Учитывая практическую значимость экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи, призванные восполнить данный пробел в кружковой работе.

Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения поставленной цели я определила ряд задач:

1. Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

2. Формировать у детей представления об окружающем мире.

3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.

5. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми.

Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я начала с изучения литературы по данному вопросу таких известных ученых, как Прохорова Л.Н., Балакшина ТА, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой и пр.

Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно. Так как в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей. Совместная экспериментальная деятельность проводится в форме кружковой работы один раз в неделю: с детьми старшей группы по 20 – 25 минут. Также ведется дополнительная работа с детьми, которые проявляют особый интерес к исследовательской деятельности. Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умение принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Для удобства поиска необходимых опытов и экспериментов, систематизировала описание вошедших в перспективное планирование опытов в картотеку.

Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим параметрам: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

Свою работу по экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде.

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота.

3. Человек - функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

При выборе темы соблюдаю следующие правила: тема должна быть интересной, увлекательной, оригинальной, выполнимой для ребёнка. Ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки.

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проверка гипотез, предположений.

5. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы: внешние стимулы - новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент почему так?, ситуация выбора.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим мною оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей. В уголке имеется разнообразное оборудование. Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: разработаны и проведены родительские собрания, оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом. Родители принимают активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.

В результате проведенной работы родители:

1. Научились организовывать элементарные эксперименты.

2. Оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях.

3. Повысили уровень педагогических знаний.

Повторное анкетирование родителей подтвердило это.

1. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах. О свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

2. У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

3. Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

4. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний

Таким образом, я пришла к выводу, что экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира. Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в познавательном развитии дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.

Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурным формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности детей – одна из актуальных проблем современности. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Мыслительные эксперименты (или игры) достаточно широко использую в исследовательской деятельности детей. Такие игры помогают детям приобрести навыки исследовательского поведения и развития мышления: умения видеть проблемы и выдвигать гипотезы их решения

Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализую в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку), экспериментах с различными материалами. В процессе такой деятельности дети изучают и лучше запоминают свойства данных предметов, веществ. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет детям изучать их свойств, состав, возможности.

В музыкальной деятельности процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает у детей инициативность, произвольность и креативность личности ребенка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Экспериментальная деятельность во время наблюдений за явлениями природы или объектами предполагает закрепление знаний или понимание связей между происходящим. Наблюдая на прогулках, в уголке природы, в окружающей действительности планирую кратковременные опыты уместные по тематике. Например, выпал град, с детьми обязательно надо проверить, действительно ли это кусочки льда, как быстро он растает на наших ладошках, чистая получится ли вода. В некоторых случаях, происходит наоборот, сначала ставим поисковую задачу, а из нее вытекает наблюдение: найди следы осени, найди самое низкое место на участке

В рамках трудовой деятельности провожу основную работу по изучению условий, необходимых для жизни растений. Непрерывно и постепенно увеличиваю этот объем знаний путем экспериментов и наблюдений на природе и в уголке природы. У детей формируются устойчивые знания о связи между растениями и уходом человека за ними. С этого момента начинается экспериментирование с растениями. Отдельные опыты помогают запомнить, из чего состоит почва и почему ее нужно рыхлить; как растения зависят от тепла, света (во время выращивания рассады, проращивания семян). Зимой, во время уборки снега, беседуем с дошкольниками о защитных свойствах снега. Осенью, во время листопада дети выясняют, как влияет погода на его интенсивность, а во время уборки листвы можно выяснить, почему листья шуршат, а иногда нет.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:

Ø приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;

Ø разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

Ø природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

Ø бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;

Ø технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. Д.;

Ø разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

Ø красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

Ø медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;

Ø прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

При оборудовании мини-лаборатории учитывались следующие требования:

Ø безопасность для жизни и здоровья детей;

Ø доступность расположения.

Необходимо упражнять действовать детей в уголке экспериментирования, опыты организуются по желанию детей, но при этом уточняют, что они хотят получить, но в ход не вмешиваются. Пусть ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата.

Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактических играх, есть познавательная часть и занимательная.

В книжном уголке имеются детские справочники, энциклопедии, посвященные разной тематике, прекрасно иллюстрированные, имеющие хорошие, краткие и доступные детям информативные тексты, детская художественная литература.

Картотека заданий и упражнений, направленных на развитие у детей умения видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определение понятиям, делать выводы и умозаключения.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

· Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

· Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

· Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

· Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

· Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

· В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:

· живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);

· неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);

· человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).

Воспитанники группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, строят сказочные дворцы, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.

В работе с почвой ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной. Они с любопытством заглядывают в специальный стеклянный домик в надежде увидеть там дождевого червя, жующего листья.

Также для изучения такого явления, как воздух, созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.

Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.

В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Для того, чтобы ребенок после проведения опытов совместно с воспитателем смог самостоятельно продолжить исследования по изучаемой теме, в группе есть все для экспериментирования в доступном для детей месте.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.

После занятий по экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Многие из них занялись поиском интересных материалов для осуществления опытов. Экспериментирование в домашних условиях совместно с ребёнком стало увлекательным занятием для всей семьи.

3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.:АРКТИ, 2004.

4. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5. Рыжова Н.А.Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2. 8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.


Сегодняшние дети — это дети поколения Z, дети эпохи глобальной информатизации. В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно. Исследования психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно.

Именно поэтому, чем деятельнее ребенок исследует окружающий мир, тем быстрее он узнает законы мироздания. При этом он является не только наблюдателем, умеющим слушать, но маленьким Юлием Цезарем, умеющим рассуждать, анализировать, сравнивать. Современный ребенок — это активный участник образовательного процесса, у которого качественно и быстро развиваются способности к познанию, усиливается познавательная активность.

Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО [7].

По мнению И. С. Штепиной, чертой личности, проявляющейся в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающей состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, является познавательная активность. Познавательная активность понимается как активность, проявляемая в ходе познания. Эта активность выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске новой информации, в проявлении творческих начал, в желании понять способ познания и использовать его на другом материале [6].

И. С. Штепина считает, что распознать познавательную активность ребенка несложно.

Во-первых, это явная увлеченность предметом, рассказом, деятельностью.

Во-вторых, это ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию.

В-третьих, это проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля.

В-четвертых, это активное общение с взрослыми, постановка вопросов, направленных на познавательные интересы.

И, в-пятых, это эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности), постоянное к нему стремление.

О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников известно давно. Еще в 90-ые годы прошлого столетия Н. Н. Поддьяков в ходе своих исследований, пришел к выводу, что можно считать экспериментирование ведущей деятельностью старших дошкольников, так как у них отмечается выраженная реакция на все новое и неизведанное. Дошкольникам присуще в этом возрасте действенное специфическое мышление. Они стремятся познакомиться с различными предметами, свойствами этих предметов, а обретенный познавательный опыт заносят в свой банк памяти [2].

О детской экспериментальной деятельности рассуждали и рассуждают многие советские и российские ученые. Н. Н. Поддьяковым проведены исследования специфики и видов экспериментирования. В работах О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Л. Н. Прохоровой и Н. Н. Совгир рассматривается возможность участия воспитанников детских садов в экспериментальной деятельности [5].

Трудно не согласиться с Н. Н. Поддъяковым, который отметил, что в течение многих лет ученые искали такую деятельность детей, которая бы интенсивно развивалась на протяжении всего дошкольного детства без включения помощи со стороны взрослого, а иногда и вопреки его действиям. И такой деятельностью оказалась экспериментальная деятельность, которая направлена на получение сведений о физических свойствах различных предметов и явлений.

Творческий коллектив под руководством академика Н. Н. Поддъякова разработал теоретические основы метода детского экспериментирования. На основе этих исследований можно сформулировать следующие основные положения:

– детская экспериментальная деятельность — это особая форма поисковой деятельности, которая ярко выражена процессами целеобразования, процессами возникновения и развития мотивации личности, лежащих в основе самореализации и саморазвития дошкольников;

– в экспериментировании дошкольников прослеживается самостоятельная активность детей, имеющая направленность на получение нового запаса знаний (так называемая познавательная форма экспериментирования), на получение продуктивного детского творчества — рисунки, поделки, чертежи, схемы (продуктивная форма экспериментирования);

– детское экспериментирование есть основа любого процесса детского творчества;

– детское экспериментирование отличает взаимодействие психических процессов дифференцирования и интеграции при общем доминировании вторых;

– эксперименты, являются всеобщим способом функционирования психики [3].

По мнению М. И. Лисиной детская экспериментальная деятельность не что иное, как успешный путь знакомства детей с окружающим миром, а также эффективный способ развития интеллектуальных процессов. Проводимые детьми опыты дают возможность объединить такие виды детской деятельности, как познавательно — исследовательская, игровая, коммуникативная и все стороны воспитания. Инициатива по организации и проведению экспериментальной деятельности делится между педагогом и детьми. Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

– затем повторяет кто-то из детей, при этом возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;

– воспитатель может осознанно совершить ошибку, которую вероятно совершат дети, и они обязательно обратят внимание на эту ошибку;

– ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;

– и только потом, для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно [4].

Как отмечает О. В. Дыбина, значимым в применении экспериментальной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста является то, что:

– дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;

– у ребенка обогащается память, происходит активизация мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, классификация полученные знания;

– у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы, исходя из увиденного;

– происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);

– формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, развиваются способности преобразовывать предметы и явления для получения нужного результата;

– развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника, расширяется творческий потенциал, повышается уровень двигательной активности.

В ходе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется ряд навыков осуществления данной деятельности. Они видят проблему и выделяют ее, ставят цель и принимают решения, решают проблемные ситуации, проводят анализ объекта или явления, выделяют признаки, находят причинно — следственные связи, сравнивают различные свойства, делают предположения, выбирают средства и материалы для работы, проводят опыты, делают умозаключения и выводы.

По утверждению Н. Н. Поддьякова, главным в познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения [2].

В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями [1]. Система педагогической работы, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует интеллектуальному развитию, вызывает интерес к исследованию, формирует мыслительные операции, стимулирует любознательность, развивает познавательную активность.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательная активность, экспериментальная деятельность, детская экспериментальная деятельность, детское экспериментирование, действие, дошкольник, окружающий мир, познавательная активность ребенка, старший дошкольный возраст.

Похожие статьи

Роль детского экспериментирования как метод.

Эта статья о развитии познавательных интересов дошкольников. Специальное внимание в статье уделено экспериментальной деятельности. Хорошо известно, что экспериментальная деятельность очень важна для личностного развития детей.

Развитие познавательной активности детей дошкольного.

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной.

Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка.

Метод экспериментирования, как средство познавательного.

Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к

Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в познавательном развитии

За использование метода экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие познавательной активности детей среднего.

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды.

Развитие познавательной активности детей старшего.

В старшем дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе.

− Практические: проблемные ситуации, игровые упражнения, физкультминутка, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование с солью.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской.

Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на

Цели изадачи экспериментально-исследовательской деятельности. Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности.

Значение детского экспериментирования в развитии.

Статья посвящена анализу необходимости поиска новых форм развития познавательной активности старших дошкольников. Ключевые слова: познавательная активность, развитие познавательной активности, старший дошкольный возраст.

Низкая познавательная активность детей с нарушением слуха. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС

Огромный интерес детей к экспериментированию объясняется тем, что в дошкольном возрасте у них развито.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования, основная миссия которого - преемственность

целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении

уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально

значимого этапа в жизни человека.

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Пятилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги, лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, мусор прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из-под гуаши. На донышке - немного краски. Ну-ка, пузырек, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше.

Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал.

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших

задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три

года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им

крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает

сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ведь это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра, то необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Изучая с детьми новую тему, исследуя новый объект или явление обратите внимание на следующую структуру:

‒ формулирование проблемы (познавательной задачи);

‒ выдвижение предположений, отбор проверки, выдвинутых детьми;

‒ проверка предположений, гипотез;

‒ подведение итогов, вывод;

Для положительной мотивации деятельности детей необходимо

использовать различные стимулы такие как:

‒ новизна, необычность объекта;

‒ познавательный момент (почему так);

Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении

исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Педагогам рекомендую придерживаться следующим правилам в

‒ детское экспериментирование свободно от обязательности: мы не

можем заставить ребенка, во время любого эксперимента ребенок

должен захотеть этим заниматься;

- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. - Если воспитатель будет радоваться открытиям своих воспитанников, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей;

‒ дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности

общаться друг с другом не только затрудняет усвоение материала, но

и наносит ущерб личности в целом. Потребность поделиться своими

открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интерес ого, является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста. Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины;

‒ необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения.

‒ соблюдение правил безопасности – это предмет особого внимания,

т.к. дошкольники, в силу возрастных особенностей еще не могут

систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

‒ В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной

жизнью и исследовательской деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться. Следовательно, внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Читайте также: