Театральная деятельность в начальной школе из опыта работы

Обновлено: 08.07.2024

Актуальность темы: Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.

Программа Ершовой А.П. призвана не только сформировать высокий уровень культуры речи, но и привить конкретные навыки овладения этой культурой. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания, организации совместной деятельности детей, приобщает к духовному богатству.

Цель эксперимента состоит в том, чтобы каждого учащегося обучить осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова.

Замысел эксперимента: Будет воплощаться через уроки чтения и русского языка, через систему кружковой, групповой индивидуальной работы. Большая роль отводится театрализации, концертной деятельности, практическим занятиям по сценическому мастерству.

Объект экспериментирования: Исследуются возможности младших школьников в овладении техникой речи, ее интонационной выразительности, в овладении терминологией театрального искусства, исследуются так же степень влияния такого изменения практически на общий уровень развития детей.

Предмет: Учащиеся получают знания о сценическом искусстве, о способах овладения актерским мастерством. В ходе эксперимента планируется воздействовать на интуицию детей, эмоциональную сторону восприятия.

Педагогические цели:

  • Развитие выразительной речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • Создание атмосферы творчества;
  • Социально-эмоциональное развитие детей.

Задачи:

  • Создать условия для реализации творческих способностей учащихся
  • Способствовать формированию речевой деятельности учащихся, умений и навыков правильной речи.

Гипотеза. Если по данной программе обучать выразительному чтению и технике речи, то это будет способствовать развитию языкового чутья, интереса к искусству слова, активности и коммуникативности.

Диагностический инструментарий. Анкеты, интервью с учащимися и родителями, результаты сценической деятельности, конкурсы чтецов и театрального мастерства.

Критерии оценки результатов.

Оценка эффективности экспериментальной программы будет осуществляться по следующим параметрам:

Сроки: сентябрь 1998 г. – май 2002 г.

Этапы:

Прогноз негативных последствий. В ходе эксперимента приходится корректировать нормы речи детей, сформировавшиеся в раннем возрасте, а это всегда осложняет результат. Трудность заключается в том, что обучение ведется комплексно: от звуков и фонем до выразительности речи одновременно, что затрудняет процесс обучения, не позволяет каждому ученику добиться желаемых результатов.

Способы коррекции.

  • Организация занятий с логопедом
  • Индивидуальная работа (учитель-ученик)
  • Работа учителя над собственной речевой культурой
  • Просветительская работа с родителями

Состав участников эксперимента

  • Гладышева Т.Н. – учитель начальных классов, исполнитель эксперимента
  • Алексеева Л.К. – учитель литературы и русского языка, консультант
  • Учащиеся класса

Распределение функций.

  • Исполнитель эксперимента Гладышева Т.Н. занимается экспериментально-опытной работой.
  • Консультант эксперимента Алексеева Л.К. оказывает содействие экспериментатору на всех этапах, осуществляет контроль,

Тип эксперимента. Формирующий.

Статус. Внутришкольный. Индивидуальный.

Форма представления результатов эксперимента. Итоги эксперимента будут представлены в форме программы, методических рекомендаций и выводов, творческого отчета на школьном методическом объединении.

Научно-методической обеспеченностью эксперимента является теория развивающего обучения Л.С.Выготского, труды Язовитского Е.В., Т.А.Ладыженской, работы К.С.Станиславского, Г.В.Артоболевского и др.

Программа и методические рекомендации по театральному обучению младших школьников.

I класс. Развивающие игры (34 ч.)

Главная задача театральных занятий в I классе – развивающие игры.

Целью введения театральных развивающих игр является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы занятий; погружают детей в присущую им стихию игры, сглаживая рамки урока; развивают в детях память, внимание, волю, мышление, воображение.

Рекомендуется в один из уроков в начале недели включить театральное задание-игру, повторять его каждый день, добавляя к нему игры-задания из прошлого опыта детей, так, чтобы в течение недели детьми осваивалась одна новая игра.

Работа над развитием речевого аппарата идет на уроках обучения грамоте во время знакомства с буквами:

Бобры добры до бобрят. Сеня вез воз сена.
Три сороки тараторки тараторили на горке.
Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
Шесть мышат в шалаше шуршат.

Работа по выработке дикции начинается еще в добукварный период, когда дети изучают отдельные звуки, одновременно наблюдая за способом их произношения. В этот период необходимо следить за артикуляцией каждого гласного и согласного звука, обращая особое внимание на гласные е, я, ю, е и согласные л,г,к,х, произношение которых представляет для детей этого возраста большие трудности. Исправлять недостатки речи необходимо с помощью логопеда.

На занятиях сценическим искусством в 1 классе осваиваются театральные термины: драматический театр, кукольный театр, радиотеатр, музыкальный театр, актер, премьера, спектакль, действующие лица, опера, балет.

Театрально-исполнительская деятельность в 1 классе рассматривается как подготовительный период, формирующий у ребенка навыки коллективной игры с элементами театральной деятельности. Предлагается, в конце I класса инсценировать небольшие произведения детских поэтов. Например,

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в драматический театр, прослушивание сказок в грамзаписи.

II класс. Знакомство с компонентами исполнительской деятельности (34ч.)

  1. Формирование сценической речи (7ч.)
  2. Пластическая выразительность (4 ч)
  3. Творческая деятельность (10ч.)
  4. Театр вокруг нас (8 ч)
  5. Формирование навыка коллективной работы (7ч.)

Три первых темы не изучаются последовательно, а входят в виде упражнений-заданий в каждый урок. Основной является третья тема.

Главная задача программы во 2 классе – формирование у ребенка представления о составляющих сценического образа. Большое значение на этом этапе занятий приобретает внимание к пластическому решению того или иного образа, роли костюма или его деталей и т.д. Упражнение под музыку на этом этапе предполагает передачу сказочных образов, отличающихся особой характерностью.

Одной из задач второго этапа является формирование у младших школьников навыков эстетической оценки. С этой целью все выполняемые на занятиях упражнения обсуждаются (при этом дети условно делятся на две группы, каждая из которых поочередно выполняет функции то актеров, то зрителей). Основным критерием, по которому оцениваются детские работы на этом этапе, является достоверность (правдивость исполнения).

Необходимо подобрать упражнения для тренировки произвольного слухового и зрительного внимания. Предметом внимания должны стать и отличия, особенности исполнения одного и того же задания разными детьми.

Тренировка внешнего поведения должна выработать также доброжелательное отношение к работе своих одноклассников, что особенно важно именно в этот возрастной период (поддерживать, внушить уверенность, заинтересованность, а не заглушить зарождающуюся потребность пробовать, делать).

Продолжается работа над развитием речевого аппарата:

Предполагается, что в конце 2 класса в речь детей войдут понятия: театр (как здание и как явление общественной жизни), зрительный зал, сцена, театральный билет, представление, игра, этюд, исполнитель, зритель, афиша.

III класс. Освоение средств выразительности. (34ч.) (выполнение заданного характера действий)

  1. Элементы речевой выразительности (5ч.)
  2. Формирование представления о характере как об особенном поведении. (12ч.)
  3. Освоение рабочей терминологии актерского искусства (6ч.)
  4. Пластическая выразительность (6ч.)
  5. Формирование навыка коллективной работы (5ч.)

В 3 классе теоретически и практически осваивается понимание того, что поведение, действие - выразительный язык актера. А далее, что актер -главное чудо театра.

В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию, к его особенностям в мимике, жестах, взгляде, движении, речи. Дети привыкают фантазировать о возможности разного поведения в схожих предлагаемых обстоятельствах и о выполнении одних и тех же действий в разных предлагаемых обстоятельствах. Этой тренировке воображения служат и упражнения с голосом и речью: говорить медленно, тихо, быстро, басом, высоко могут разные люди в разных обстоятельствах. Речевые упражнения выполняют важную роль работы над художественным чтением.

Основными направлениями в работе в III классе являются достоверность, правдивость исполнения, выраженные в целенаправленных действиях в предлагаемых обстоятельствах. С этой целью детям дается ряд упражнений , развивающих именно эти навыки:

  • Домысливание предлагаемых обстоятельств;
  • Рассказ о герое от его собственного лица;
  • От лица персонажа, вступившего с ним в конфликт;
  • Придумывание событий до этюда и после него;
  • Характеристика героя по его собственной речи и т.д.

Таким образом, у школьников постепенно формируется представление о характере как особом поведении. На этом этапе ребенок уже должен уметь рассматривать поступок как действие, через которое проявляется характер героя.

Развитие театрального образования в III классе происходит на основе углубления и расширения знакомства школьников с драматургией и театральной терминологией, ее специфическими и жанровыми особенностями: действие, акт, диалог, монолог, режиссер, драматург, художник, костюм, декоратор, жест, мимика, поза.

IV класс. Формирование представлений об образе героя в театре. (34ч.)

  1. Элементы речевой выразительности (4ч.)
  2. Образ героя. Характер и отбор действий (10ч.)
  3. Театральное образование (6ч.)
  4. Жест, мимика, движение, речь, -слагаемые действия (4ч.)
  5. Творческий отчет (10ч.).

На четвертом году обучения главным критерием восприятия является способность ребенка оценить выразительность и оригинальность каждого задания. С этой целью школьникам предлагается одно и то же задание выполнять различными составами, выявляя при этом разницу исполнения. Театрально-исполнительская деятельность школьников в IV классе разворачивается на материале исполнения роли по драматургическому заданию. Осваивается взаимосвязь образа, текста, задачи, действия. Раскрывается значение импровизации-игры в театральном искусстве, без которой оно не существует, но которую можно оценить. Ученики знакомятся с влиянием истории, среды, характера, ситуации, на логику поведения персонажа.

Работа строится на упражнениях, связанных с игровым воплощением драматургического задания:

  • Шумы по ремаркам,
  • Монологи,
  • Логика действия в диалоге,
  • Обыгрывание элементов костюма,
  • Логика поведения и костюм,
  • Этюды по пьесе,
  • Импровизация при заданных обстоятельствах.

В четвертом классе закладываются практические навыки для подготовки детей к восприятию целостного образа спектакля, как коллективного творчества; посильное участие во всех этапах подготовки, включая оформление. Дети подбирают и создают костюм, декорацию, реквизит, шумовое оформление к спектаклю, к своим эскизным постановкам.

В 4 классе с успехом проходят упражнения: "Превращение комнаты", "Превратился сам", "Иллюстрация", озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, "Скажи так же", "Ключики", сказочные персонажи.

В конце 4 класса дети приобретают возможность пользоваться в речи терминами: словесные действия, подтекст, ассоциации, событие, сценическая задача, замысел, характер, амплуа, тираж, трагедия, комедия, драма.

Заключительным этапам занятий является подготовка целого спектакля, в котором дети демонстрируют полученные навыки.

По результатам театрального обучения в начальной школе поводится экзамен-экспром концерт.

Ф.И. Общая Групповая Оформление Личный успех
Иванова О. 9 5 4 -
Шестакова Н. 10 5 5 -
Смирнов А. 15 5 5 5
Бушуев С. 8 5 3 -

В течение четырех лет обучения по театральной программе происходит развитие психологических особенностей личности (характера, способностей), формирование эмоционально-волевых качеств и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления, воображения).

В конце каждого класса проводится диагностика, чтобы получить общую характеристику того или иного качества у учащихся всего класса и выявить индивидуальные различия.

Главная задача классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою значимость и полезность.

При разработке планов внеурочной деятельности самыми активными участниками планирования своей будущей жизни в классе являются дети. Приучать ребят к совместному планированию жизни в коллективе нужно начинать с первого класса, т.к. при такой организации классных дел дети живут интересной и наполненной жизнью. Считаю, что именно такая насыщенная жизнь детского коллектива, с яркими внеурочными мероприятиями скрепляет коллектив, создает основы для его прочного существования.

В своей работе я делаю акцент на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Очень важным является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними. Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная связь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение.

Основной целью театральной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного и эстетического развития дошкольника; воспитание творческой индивидуальности ребенка; пробуждение интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Развивая творческие способности детей в театрализованной деятельности, можно выделить следующие задачи:

Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности.

Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.

Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнёру), выполнять действия соответственно логике действия персонажей и с учётом места действия.

Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

Сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного образа

Свою работу с детьми я осуществляю по трем взаимосвязанным направлениям. Первое направление предполагает работу по развитию внимания, воображения, снятию сценического волнения. Второе направление целиком посвящено работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности. Третье-просмотр спектаклей в театрах нашего города .

Работу над ролью строится следующим образом.

Знакомство с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?

Знакомство с героями инсценировки: где они живут? Как выглядят? Какова их манера поведения?

Составление словесного портрета героя;

Анализ поступков героя;

Работа над текстом: почему так говорит? О чём он в этот момент думает?

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, место его положения на сценической площадке, темпо-ритм исполнения, мимика, интонация;

Подготовка театрального костюма .

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

- просмотр спектаклей и беседы по ним;

- упражнения для социально-эмоционального развития детей;

- коррекционно-развивающие игры; упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- ритмические минутки (логоритмика);

- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук,

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

- подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.

На занятиях по театрализованной деятельности использую ИКТ :

• просмотр спектаклей и беседы по ним;

• упражнения для социально-эмоционального развития детей;

• упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

• упражнения на развитие детской пластики;

• упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

• подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

.видеозапись репетиции спектакля,просмтр и разбор ошибок

Очень интересно прошел в первом классе музыкальный спектакль"Муха-цокотуха". Много пришлось поработать над интонацией, динамикой, а также таким выразительным средством, как мимика. Для того чтобы познакомить детей с богатством мимики и привить им эмоциональную зоркость чуткость к психологическому состоянию окружающих /сопереживание, сострадание/, я использовала дидактический материал - набор пиктограмм, схематически иллюстрирующих разнообразие физиономических фигур: радость, грусть, удивление, испуг, слезы, злость и т.д. Такие пиктограммы помогали мне в работе с детьми над спектаклем "Муха-цокотуха".СоняМ. -играла муху, стала значительно активной, а Ангелина поверила в свои силы и смело выступила в роли бабочки. Совместно просмотренный спектакль - хороший повод для бесед в группе. Они помогали детям разобраться в поступках героев, отметить нравственные стороны их поведения. Итогом работы был театрализованный праздник посвященный дню 8 марта.Затем мы приняли участие в городском конкурсе"Театральный Олимп".

А во втором классе мы подготовили с детьми более серьезный музыкальный спектакль по сказке С. Маршака"Двенадцать месяцев"

Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей – это длительная работа, которая требует участие родителей.

  1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
  2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
  3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
  4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
  5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
  6. Посещение театров.
  7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях

Результатом работы явились следующие достижения:

- у детей появился устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- повысилась творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;

- умение чувствовать партнёра, играть в коллективе сверстников.

93% детей стали инициативным, умеют свободно общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. 90% детей могут самостоятельно объединяться для совместной игры в театр, умеют сочетать слова с движением, передавать характерные образы героев.Повысился их интеллектуальный уровень, культура общения, дети стали более общительными, более уверенными. А все это формирует личность ребенка.

Работа по театрализованной деятельности позволила мне решить и многие педагогические задачи, касающиеся формирования интонационной выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Дети раскрепощаются, повышают свою познавательную и творческую активность. В результате успешно формируется произвольность поведения и психических процессов, что помогает детям активно участвовать не только в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретённые на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

Театрализованная деятельность даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека

Занимаясь театрализованной деятельностью, мы делаем жизнь наших детей воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, детей смогли применить в повседневной жизни.

В будущем планирую:

1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

3. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.

4. Совершенствование артистических навыков детей посредством переживания и воплощения образов в сказках.

5. Создание театрального коллектива.

6. Продолжать принимать участие в районных и городских конкурсах.

7. Работать над повышением своего профессионального и творческого уровня.

8. Привлечение родителей воспитанников к активному участию в процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители взрослых ролей).

В арсенале учителя начальных классов, как и любого классного руководителя, много различных форм и методов воспитательной работы. Все они направлены на воспитание в ребёнке гармоничной личности. Воспитательная работа с учащимися - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.

Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека и, особенно, ребёнка . Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения - игра. Она присутствует в жизни ребёнка всю жизнь. Маленький человек, играя, постепенно изучает окружающий мир.

И вот ребёнок приходит учиться в школу. 4 года в начальной школе - самый сложный период обучения для ребёнка. Это время для развития его потенциальных способностей, которые у каждого ребёнка индивидуальны , и в любой детской натуре их очень много. Именно на 1 ступени образования у детей возникают сложности и психологические проблемы, которые впоследствии предопределяют трудности в обучении и воспитании. К сожалению, в настоящее время тревожность стала постоянным спутником наших детей. Страхи, тревога намертво крепятся в маленьких сердцах, заставляя их совершать нелепые поступки.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения , снятия зажатости и заторможенности - это игра, различные детские выдумки, фантазирование, сочинительство. Всё это даёт театрализованная деятельность.

В период психологической адаптации ребёнка к школе у первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у некоторых детей, наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствуют поведенческие навыки, недостаточно развиты память и внимание. Игра оказывает большое влияние на речь ребёнка. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Театрализованные игры и представления во внеурочное время, использование разнообразных театральных приёмов на уроках рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Главная задача педагога - дать ребёнку попробовать себя в творчестве, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, интерес к творчеству, стремление вносить красоту в жизнь.

Что у нас получилось особенно хорошо?

Что у нас получилось плохо?

Родители учащихся с огромным интересом смотрели наши спектакли. Многие из них увидели своих детей с совершенно новой, ранее не знакомой

Подготовке любого спектакля присуща эмоциональная насыщенность. Общность пережитых чувств обогащает эмоциональный опыт детей, а сам спектакль, вызвавший совместные переживания и радостные чувства, становится эффективным средством в системе воспитательной работы. Детей охватывает невероятное ощущение владения аудиторией, когда каждое точно сказанное слово и выразительная интонация заставляют людей то плакать, то смеяться, то восхищаться, удивляться или негодовать. Важность эмоциональной насыщенности объясняется необходимостью противостоять учебному процессу, где преобладают вербальные способы общения, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

Методы театральной педагогики таят в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребёнка в процессе обучения в школе, ведь главная задача педагога - развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Театральная деятельность в начальной школе.doc

Театральная деятельность в начальной школе

(из опыта работы

учителя начальных классов

Одной из важнейших задач современной школы является целенаправленное формирование гармоничной личности ребенка. Развитие творческих способностей обучающихся – одно из требований, предъявляемых к организации учебного процесса в школе. Для того, чтобы учебная деятельность стимулировала развитие созидательных способностей ребенка, ее следует специальным образом организовывать.

По данным экспертов в 5-ти летнем возрасте 98% всех детей обладают яркими и сильными творческими способностями; в возрасте 10 лет таких детей уже 30%; в 15 лет - 12%; среди взрослых только 2%. Развитие способностей с возрастом постепенно угасает, слабеет и, чем старше становится человек, тем труднее их развивать. Поэтому важно, чтобы условия, в которых растет ребенок, опережали его развитие, были яркими и эмоционально насыщенными.

Я работаю с детьми 6-10 лет. Это возраст, когда дети ведут себя ещё непосредственно, эмоционально откликаются на все интересное, необычное, яркое. Они способны мечтать, удивляться, фантазировать, воображать. Эту особенность детского возраста я стараюсь учитывать, давать выход детской фантазии.

Наши дети сегодня все чаще и чаще подвергаются различным нагрузкам. Количество предметов в школе возрастает, а знаний, как ни странно, становится меньше. Дети всё больше времени проводят у компьютеров, а вот читать, как ни грустно это признать, они стали меньше, да и любимых стихов у них почти нет. Я, например, столкнулась с такой проблемой, что некоторые дети, поступая в первый класс, не знают русских народных сказок, не умеют их рассказывать даже с опорой на картинки. Многолетний опыт работы доказывает, что речь у большинства школьников страдает многими недостатками: нарушение произносительной стороны речи, невысокий уровень культуры устной речи, эмоциональная бедность языка.

Задачи, которые я старалась решать, занимаясь с детьми театральной деятельностью :

овладение выразительным чтением — декламацией;

совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и самостоятельной читательской деятельности;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании мини-спектаклей;

формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности.

учебные пособия по театральной деятельности;

учебный кабинет, актовый зал, школьная площадка;

музыкальное сопровождение, аудио- и видеозаписи;

костюмы, маски, декорации, которые создаю сама и с помощью родителей и детей;

набор театральных игр и этюдов;

ыграла эту роль.

Постановка спектаклей – это не только игра и развлечение, это один из главных методов стимулирования творческой активности детей и повышения мотивации речевого общения. Дети узнают, что актеры в своей работе пользуются инструментами, которые им дала природа: телом, движением, речью, жестом, мимикой. Дети очень стараются сыграть доверенную им роль как можно правдоподобней, а это является еще одним стимулом для развития речи.

Каждый курс внеурочки должен быть направлен на конечный результат, на решение тех задач, которые мы прописываем в программах. А ещё должен быть продукт (выход) той или иной деятельности.

выступление на школьных праздниках, родительских собраниях, классных часах;

участие в мероприятиях младших классов;

инсценирование сказок, пьес, басен на уроках и вне уроков;

постановка сказок и пьес для свободного просмотра в школе, детском саду, на детской площадке ЛДП.

Если в нескольких словах говорить о положительных моментах данного опыта, то могу выделить следующие:

улучшается техника чтения учащихся, её выразительность, дикция, дети смелее используют в своей речи жесты, мимику;

растёт активность учащихся в сценической деятельности, дети становятся раскованнее, пластичнее;

дети приобретают опыт публичного выступления, учатся владеть своим телом и не стесняться его;

театральная деятельность способствует сплочению детского коллектива, особенно на первых порах пребывания в школе.

Я думаю, что мой опыт и система внеурочной воспитательной работы доказывают, что такие коллективные занятия способствуют формированию таких духовно-нравственных качеств, на которых держатся все отношения в обществе. Это - доброта, отзывчивость, честность, справедливость, смелость, трудолюбие, любовь и уважение к людям и ко всему живому.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель : – создание условий для раскрытия творческой индивидуальности ребёнка через включение его в театральную деятельность.

- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).

- поэтапное освоение детьми различных видов творчества

- развитие речевой культуры;

- Посещение театров, музеев, выставок, экскурсий.

- Игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, конкурсы, викторины, тренинги.

- Работа с подручным материалом и изготовление бутафорий, пальчиковых, перчаточных кукол.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, постановка спектаклей.

. Сказка, как один из старейших фольклорных источников может стать прекрасным средством воспитания молодого поколения. Сказки учат уму – разуму, трудиться, справедливости, не делать людям того, что не хочешь делать сам себе, добру, любви.

Сказка, как один из старейших фольклорных источников может стать прекрасным средством воспитания молодого поколения.

Сказки учат уму – разуму, трудиться, справедливости, не делать людям того, что не хочешь делать сам себе, добру, любви.

Читайте также: