Театральная деятельность как средство развития артистизма у детей младшего школьного возраста

Обновлено: 02.07.2024

Основной целью реализации общекультурного направления является активизация познавательной деятельности обучающихся, создание условий, которые способствуют вовлечению школьников в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим, воспитание у школьника потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Исходя из основной цели образовательного процесса огромную важность в непрерывном образовании приобретает воспитание у обучающихся ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Театр - искусство синтетическое, он воздействует на ребенка целым комплексом художественных средств: художественное слово, наглядный образ, живописно-декоративное оформление и музыка. Важнейшим фактором становления личности, по мнению Д. Эльконина, является чрезвычайно яркая, положительно эмоционально окрашенная тенденция к овладению новым миром. Такая тенденция может быть сформирована в процессе организации музыкально-театрального воспитания. Музыка и театр обладают огромной силой эмоционального воздействия. Театр способен вовлечь ребенка в новое пространство, в котором школьник становится самостоятельной и активно действующей личностью, что для него чрезвычайно важно в современном мире.

Одной из острейших на настоящий момент проблем в условиях современного компьютерного мира, окружающего подрастающее поколение, является развитие творческих способностей, в данном случае - артистизма.

Особое значение театральное творчество приобретает именно в начальной школе, оно не только воспитывает, но и обучает с помощью игры, а знакомство с позицией актёра способствует накоплению и развитию эмоционального, нравственного и трудового опыта ребёнка.

Опыт других преподавателей показывает, что театр в той или иной мере привлекает к себе школьников всех возрастных групп, а использование этого вида художественно-творческой деятельности в общевоспитательных и развивающих целях плодотворно как для младших школьников, так и старшеклассников. Театрализованная деятельность предполагает всемирное развитие активности, инициативы учащихся, их индивидуальных склонностей и способностей.

Учащиеся младших классов более, чем другие дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие и воспитание каждого школьника, его психическое благополучие, нравственное здоровье, решение проблем социальной адаптации школьников, приобщение их к общечеловеческим ценностям.

В настоящий момент по требованиям ФГОС актуальным является разнообразное использование творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, так как для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Практика показывает, что минимум трудностей испытывают в развитии, учебе те дети, у которых развиты коммуникативные качества. А сейчас это особенно актуально, когда в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

ВложениеРазмер
proekt_teatr_kak_sredstvo_razvitiya_tvorcheskikh_sposobnostey.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса.

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих.




Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников.


Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к спос.

Российская система образования претерпевает реформирование, направленное на разработку педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует на формирование социально компетентной личности как представителя определенной культуры, способного адекватно ориентироваться в современной социокультурной ситуации. Во ФГОС НОО придается важное значение развитию индивидуальных творческих способностей обучающихся и интереса к занятиям художественным творчеством в контексте к ультуротворческого и эстетического воспитания школьников. О собо отмечена необходимость создания условий для развития творческих интересов детей во внеклассной деятельности в части включения их в художествен ную, творческую и другую деятельность . М ладший школьный возраст имеет особое значение в процессе развития творческих способностей. Именно в данный возрастной период закладываются основы культуры, так как дети обладают высокой эмоциональной отзывчивостью и наиболее расположены к восприятию мира, искусства, что выступает основой творческой деятельности. В контексте ФГОС актуализируется проблема формирования творческих способностей школьников на этапе начального общего образования.

В этой связи о дной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений является значительное расширение системы внеурочной деятельности, реализующей требования ФГОС НОО.

По мнению Е.Л. Яковлевой, понимающей образование как воспроизведение духовного потенциала человека, художественно-театральная деятельность как вид внеурочной деятельности школьников выступает пространством формирования творческой социально активной личности.

По мнению Л.С. Выготского, театральные постановки или драматизации, наряду со словесным творчеством, представляют собой самый частый и распространенный вид детского творчества. Ученый указывал на ценность детского театрального творчества, отмечая стимулирование творческого воображения, близость импровизационных форм педагогической работы детской деятельности, участие вспомогательных видов творчества [8, с. 35] .

И.А. Генераловой, А.П. Ершовой, Н.Ф. Сорокиной, Э.Г. Чуриловой, А.В. Щеткиным раскрыты методика организации театральной деятельности детей, систематизированы методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воспитания.

Как показал анализ литературы, проблема развития творческих способностей учащихся средствами театральной деятельности изучена в достаточной степени. Однако на сегодняшний день недостаточно разработаны педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в театральной кружковой деятельности в условиях внеклассной деятельности.

Отсюда выявляется противоречие между объективными потребностями практики в развитии творческих способностей и отсутствием обоснованных педагогических условий развития творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка. Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор нашей темы.

С учётом выявленного противоречия была определена проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у младших школьников посредством театрального кружка.

Эта проблема и определила цель исследования – определить педагогические условия развития творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами театрального кружка.

Объект исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников.

Предмет исследования – театральный кружок как средство развития творческих способностей младших школьников.

Задачи исследования:

2) рассмотреть организацию театрального кружка как направление внеурочной педагогической деятельности;

3) выявить педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в театральной кружковой внеклассной деятельности ;

4) разработать программу экспериментальной работы и проверить её эффективность на практике.

Гипотеза исследования: театральный кружок будет эффективным средством развития творческих способностей младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий:

1) реализация в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой;

2) деятельность театрального кружка будет направлена на развитие творческого мышления младших школьников, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность.

Для решения поставленных задач использовались методы исследования:

? теоретические: изучение и анализ учебной, научной и методической литературы по проблеме исследования, ее обобщение и систематизация;

? эмпирические: тестирование, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты;

? количественные: регистрация, ранжирование.

Теоретическая значимость исследования состоит: в раскрытии сущности театрального кружка как средства развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста; в определении педагогических условий успешного использования театрального кружка в развитии творческих способностей у детей данного возраста; в определении критериев и показателей уровня развития творческих способностей у учащихся младшего школьного возраста.

С пособности личности являются центральным моментом в ее индивидуальных особеннос­тях, именно способ­ности определяют ее становление и обусловливают степень ее индивидуальности. Среди разных видов способностей отдельно выделяются творческие способности.

В психолого-педагогическом аспекте творчество рассматривается как процесс созидательной деятельности, высшая форма активности человека, оцениваемая по ее социальной значимости и оригинальности (новизне). Так, Е.Л. Яковлева определяет творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности [62, с.43]. С точки зрения Д.Б. Богоявленской, творчество является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [5, с. 136]. Иными словами, творчество следует рассматривать как процесс создания чего-либо качественно нового, ценного для общества, с помощью чего личность может реализоваться, развивая собственные способности. Для ребенка творчество следует характеризовать как процесс по созданию субъективно нового в его опыте освоения окружающего мира, предполагающий получение новых образов или действий. Успешность в творческих видах деятельности, т.е. в таких, в которых создаются новые материальные и духовные ценности, обеспечивается творческими способностями.

М ладший школьный возраст является сенситивным периодом для развития творческих способностей, что обусловливает необходимость организации педагогических условий по включению младших школьников в творческую деятельность, способствующую их творческому развитию.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, позволяющей в полной мере реализовать требования ФГОС. Согласно ФГОС НОО, внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Кружок выступает формой внеурочной деятельности учащихся как обязательного компонента педагогической деятельности школы. По мнению Т.Н. Калечиц, кружок – это свободное объединение детей в группу на основе общности интересов для определенного вида деятельности под руководством педагога.

Театральный кружок как направление внеурочной педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС НОО представляет форму осуществления общекультурного направления развития личности, связанную с использованием средств театрального искусства в условиях общеобразовательной школы.

Как форма организации внеурочной деятельности учащихся, театральный кружок характеризуется особенностями, присущими внеурочной воспитательной работе.

Во-первых, добровольность выбора, означающая, прежде всего, свободный выбор учащимися видов внеклассных занятий. Во-вторых, гибкость содержания кружковой работы ввиду отсутствия жесткой регламентации, возможность максимально полно опираться на инициативу самих детей, свобода выбора содержания, форм, средств и методов ведения воспитательной работы. В-третьих, разновозрастность состава участников в рамках одного кружка, что способствует сплочению общешкольного коллектива.

Охарактеризуем подробнее некоторые особенности организации театрального кружка как направления внеурочной педагогической деятельности.

По мнению О.В. Акуловой, система работы по развитию театрализованной деятельности де­лится на три этапа: 1) художественное восприятие литературных и фольклорных произведений; 2) освоение специальных умений для становления основных позиций актера, режиссера, и дополнительных ролей, например, оформителя, костюмера; 3) самостоятельная творческая деятельность.

Развитие творческих способностей младших школьников в театральном кружке опирается на условия организации театральной деятельности. Работа театрального кружка позволяет создать единое пространство познания и индивидуального развития учащихся.

Таким образом, возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке обусловливают развитие творческого мышления детей, а именно таких его показателей, как беглость, гибкость и оригинальность, что выступает одним из педагогических условий развития творческих способностей младших школьников посредством театрального кружка. Другим педагогическим условием является реализация в деятельности театрального кружка системы занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой.

Таким образом, возможности развития творческих способностей детей в театральном кружке предполагают реализацию следующих педагогических условий: развитие беглости, гибкости и оригинальности творческого мышления младших школьников, реализацию в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой. Развитие творческих способностей младших школьников происходит в процессе внеурочной деятельности в рамках специально разработанных занятий, реализующих направления работы театрального кружка. Методика организации и проведения занятий театрального кружка опирается на ряд общедидактических и частнометодических принципов по активизации творческой деятельности младших школьников и осуществляется с использованием методов развития творческого мышления и специфических форм театральной педагогики.

В соответствии с поставленной целью, проект формирующего эксперимента, направленный на развитие творческих способностей младших школьников средствами театрального кружка , включал педагогические условия, отмеченные в гипотезе. Были поставлены следующие педагогические условия: реализация в деятельности театрального кружка системы специальных занятий по театральному искусству с опорой на методику Э.Г. Чуриловой; деятельность театрального кружка будет направлена на развитие показателей творческого мышления младших школьников, а именно беглости, гибкости и оригинальности.

Задачи проекта программы:

- способствовать развитию и реализации творческих способностей каждого обучающегося в деятельности театрального кружка;

- познакомить детей с особенностями и видами театрального искусства;

- способствовать овладению учащимися выразительными средствами для создания и воплощения образа персонажа;

- совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать речевую и сценическую культуру.

Раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Задачи реализации раздела: учить детей ориентироваться в пространстве сцены; строить диалог с партнерами; развивать наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей и выразительности телодвижений.

Задачи: развивать координацию движений и умение действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; учить запоминать заданные позы, образно передавать их; развивать способность верить в воображаемую ситуацию; учить создавать образы с помощью выразительных пластических движений.

Раздел включает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, овладение правильной артикуляцией, дикцией, интонацией; игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию.

Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки; подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; пополнять словарный запас.

Раздел обеспечивает условия для овладения младшими школьниками элементарными знаниями и понятиями театрального искусства, основами актерского мастерства, культурой зрителя.

Задачи: познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Раздел базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.

Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния; пополнять словарный запас, образный строй речи.

Направления работы театрального кружка реализуются посредством игр-драматизаций; упражнений на дикцию, упражнений на развитие детской пластики; упражнений на развитие выразительной мимики, элементов искусства пантомимы; театральных этюдов; подготовки (репетиции) и разыгрывания инсценировок и спектаклей; просмотра спектаклей и бесед по ним.

Читайте также: