Почему алтайцы согласились на переселение к калмыкам кратко

Обновлено: 04.07.2024

Интересные факты из истории Алтайцев.

1. Алтайцы - само по себе этот термин применим ко всем кто проживает на огромной горно-равниной территории в центре Азии - Алтай.

2. Историческое название Алтайцев – Ойроты.

3. Алтайцев отдельно как этнос отделяет и пускает в научный оборот с 1948 года Потапов Леонид Павлович. Все эти события происходили с одновременным переименованием Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую АО и ее столицу Ойрот-Тура в Горно-Алтайск.

6. Большая часть Зенгорских(Алтайских) племен перекочевала на берега реки Волги(Эдил) и где до сих пор живут среди современных Калмыков.

7. Алтайцы имеют свою письменность – Тодо бичик.

8. Ойрот-Алтайцы являются народом из Джунгарии которого не смогла завоевать Циньская империя. Ойротам удалось сохранить за собой часть Джунгарии – Алтай.

9.Ареал обитания Ойрот-Алтайских племен в 17 веке был намного больше чем территория современной Республики Алтай.

10. Ойроты были тотально истреблены Циньской Империей.

11. Ойроты держали белое знамя Чингиз Хана.

12. Алтайцы как и Калмыки могут претендовать на наследие Джунгарского Ханства.

Света Степанова

Аржан Алтайский

Света Степанова

Андрей Вермелл

Алтайцы (ойроты) не являются генетическими родственниками калмыков (ойратов)! Алтайцы- это покорённые джунгарами племена, не имевшие своей государственности. Почти все алтайцы принадлежат к гаплогруппе R1a и Q. А калмыки поголовно имеют исконно монгольскую гаплогруппу C3. Алтайцы ведут начало от восточных скифов, а калмыки- от монголоязычных племён

Аржан Алтайский

Света, нет такого рода. Это ойрат, позже переименован советской властью, чтоб самосознание народа не поднимать.

Аржан Алтайский

Света Степанова

Аржан, общались с алтайцами местными, двое сказали "мы ойроты", третий сказал "мы не ойроты, мы ТЕЛЕ, а ойрот неправильна назвали изза какого-то рода или чего. А на самом деле мы все Теле".

Аржан Алтайский

Теле это народ живший на просторах Телецкого озера, сейчас их в мире больше миллиона человек. В некоторых странах и регионах они идут как род. Например в Калмыкии, в Астрахане, в Казахстане, Тыве, в Западной Монголии, Тибете, в Новосибирской и Кемеровской областях. В составе этого народа были рода: тодоши, мундусы, телесы и др. мелкие рода. Они примкнули уже к найманам, кыпчакам, чоросам, чаган дык, иркитам, бурутам, урянхайским родам. Сегодня их называют алтай-кижи. Все они вместе были в составе Джунгарии вместе со своей землёй и участвовали в военно- политической жизни Ойратского ханства. Также и тувинцы входили в эту федерацию. Это как мы сейчас входим в состав России: алтайцы, калмыки, тувинцы, буряты. Также и тогда было. Сейчас же мы все россияне, а тогда мы были ойратами. В последние годы существования Джунгарии, только ойроты приняли на себя всю мощь халхас-манчжурскую атаку. Народ отдавший свою жизнь за ойратского хана, думаю, имеет право претендовать на наследие ойратов.

Алтай - Джунгария

За последние 100-150 лет у нас сложилось устойчивое мнение, что наша малая родина, Алтай - это только территории современной Республики Алтай. Большинство современных алтайцев твердо убеждены, что вся жизнь и история наших предков тысячелетиями проходила только здесь т.е. на территориях Российского Алтая. Лично я долгое время был уверен, что география нашей истории ещё уже: примерно на землях современного Онгудайского, Усть-Канского и Шебалинских районов. Наверное, многие алтайцы в Кош-Агаше или Улагане думают точно так же, что всё основное, связанное с нашей историей и культурой, есть и было только там. Все мы уже давно забыли, что 265 лет назад наши предки кочевали по всей огромной территории Джунгарской империи (в официальной академической науке Джунгарию обозначают последней империей кочевников).

Территориями кочевок значительной части предков современных алтайцев, ойратов-теленгутов/телеутов были все земли современной Новосибирской области, Алтайского края, части Томской области и Красноярского края. О том, что немалая часть современных алтайцев – теленгиты, как и многие другие рода современных алтайцев, были ойратами или родственными с ойратами народами, пишут лучшие историки своего времени Рашид ад-Дин (14 век), Абуль Гази-хан (17 век) и многие другие источники средневековья. Их деятельность в составе ойратских союзов и войск в 14-17 веках описаны в монгольских источниках 17-го века, таких как "Шара Туджи"/"Сары Тӱӱки"- (Желтая летопись) и др. Также много материалов из китайских архивов.

Огромные территории Приобья в 13-17 веках, были исконными кочевьями теленгитов, большого ойратского отока в 4-5 тысяч кибиток. Все территории современной Республики Алтай, Восточного Казахстана - казахский Алтай, Западной Монголии - Монгольский Алтай и весь Китайский Алтай, все Вершины Иртыша - эти бескрайние и благодатные земли были кочевьями ойротских племен, потомками которых являются в том числе и современные алтайцы. На этих обширных землях вместе с другими ойротскими племенами, кочевали отоки алтайских урянхайцев имевшие несколько тысяч кибиток. Потомки алтайских урянхайцев, также, как и теленгиты, значительная часть современного алтайского народа. Республика Алтай - это примерно только одна восьмая часть всего Алтая, это в основном те земли, которые отошли к России после падения и гибели Джунгарского ханства. (Весь географический Алтай 741 тысяч кв. км, а территории Республики Алтай - 92 тысячи кв.км.) Когда пишут "Алтай" в исторических трудах и документах, то, как правило, имеют ввиду весь Большой Алтай, а не только территории современной Республики Алтай. Большая часть территории Джунгарского ханства после её гибели в 1756-1758 гг. стали частью Китая. В 1911 году, когда Монголия восстала и отделилась от Цинской империи, часть бывших джунгарских земель отошли к Монголии. После уничтожения Джунгарии многие её земли были отданы Цинской империей на пользование казахским и уйгурским племенам. В наше время — это Восточный и Юго-Восточный Казахстан, северная часть Синьцянь-Уйгурского Автономного Района (СУАР) Китая, которые граничат с нами.

Когда в 1756-1758 годах Джунгария пала под ударами Цинской империи, территории Джунгарии были разграничены между Китаем и Российской империей. Так как китайская империя Цин в этом регионе имела больше военной силы чем Российская, то им досталась большая часть земель Джунгарского ханства и большая часть уцелевших после разгрома ойрот. Свои претензии на все территории бывшего Джунгарского ханства Цины обосновывали тем, что все эти земли и народы принадлежат им "по праву меча", так как они завоевали Джунгарию. Ещё потому, что большая часть уцелевших подданных Джунгарии, приняли "добровольно принудительно" их подданство. Но главным аргументом конечно было то, что у империи Цин в этом регионе было больше войск: для уничтожения Джунгарии они собрали 50 тысяч воинов. Россия имела на всю длину Сибирских линий, растянутых на 3,5 тысяч километров, всего 8,5 тысяч военных. В этот период у России в Европе было тяжелое военное положение (Семилетняя война) - про это знали все, поэтому Российским властям приходилось в основном вести тонкую дипломатическую игру. Так как часть бывших подданных Джунгарии приняли Российское подданство, то опираясь на это Россия тоже претендовала на часть земель Джунгарского ханства. Идти на открытую войну ни одна из сторон не желала. В итоге, большую часть джунгарских территорий заняла Цинская империя, оставшаяся часть (современный Российский Алтай, Восточный Казахстан) достались России.

В ходе длительных дипломатических переговоров земли бывшей Джунгарии окончательно были разделены и разграничены только в 1864 г. Чугучакским договором (современные наши границы). Правившая в Китае маньжурская династия империи Цин была крайне недовольна переходом части джунгар - предков современных алтайцев и части калмык в Россию. Особенно упорно они требовали выдать им тех, кто ранее принял их подданство - а таковых было довольно много. Среди перешедших в Россию было много тех, кто в ходе тяжелых гражданских войн в Джунгарии в 1749 -1755 годах, чтобы спасти свои жизни от победивших ханов и их людей, уходили с Родины и принимали подданство Цинской империи. За период 1749-1755 гг. в Джунгарии в ходе дворцовых и военных переворотов сменилось четыре хана. Каждый раз это сопровождалось ожесточенной гражданской войной и жестокими преследованиями проигравших. В числе проигравших и, спасая свои жизни, принявших подданство цинов, были Амыр Санаа хан, известные тайши-князья ханской крови и многие зайсаны со всеми своими людьми.

Многие давно забыли или вообще не знают, что все эти "14617 душ мужского и женского пола" или "2047 кибиток бывших подданных Джунгарии" принятых в подданство России и в основной массе отправленных на Волгу, являлись предками или сородичами предков современных алтайцев, большая часть из которых были переселены в 1757-1759 г. на Волгу к калмыкам и являются в наше время ойротами-калмыками. В этих списках не учитывается большой караван "трех Церенов", в количестве около 10 тысяч человек. Они ещё не разбитые цинами, хорошо вооруженные, самостоятельно ушли на Волгу к калмыкам. В их рядах, сородичей предков современных алтайцев так же было немало.
На Алтае остались и стали со временем алтайцами, только часть принявших подданство России джунгар - это предки современных алтайцев.
Поэтому можно сказать, что большая часть "алтайцев", которые приняли подданство России в 1756-1758 годах, были переселены или сами переселились на Волгу к калмыкам, и теперь они являются частью калмыцкого народа.

Бухтарма, Нарын, Кӧк-Токой, Ак-Токой, Ак-Чечек, Кӧк-Чечек, Бурул-Токой и все другие земли Вершин Иртыша постоянно воспевались в молитвах и песнях предками алтайцев, теперь это территории Китая, Китайский Алтай. Эти огромные, обильные пастбищами и всеми необходимыми для кочевников земли, многие столетия были территориями кочевок племен предков современных алтайцев. С Вершин Иртыша после разгрома Джунгарии на наш Алтай пришли такие большие рода современных алтайцев как: тодоши, найманы/майманы и другие. По обеим берегам Иртыша, на территориях современного Восточного Казахстана и на Юго-Западном Алтае были основные кочевья алтайских урянхайцев - большого джунгарского отока в несколько тысяч кибиток. Их потомки, такие рода как Иркит, Сойоҥ и др., сейчас - значительная часть алтайского народа. Когда в 1756-1758 годах Джунгария была разбита, уцелевшая от войны части алтайских урянхайцев во главе с зайсанами Омбо, Кулчухай и другими присоединились к России: большая часть их были отправлены на Волгу к калмыкам - они теперь калмыки, часть осталась на Алтае - они теперь алтайцы. Часть алтайских урянхайцев во главе с зайсаном Чадаком, около 800-1000 семей, приняли Цинское подданство. Ойрот-джунгар Цинская империя многие года старалась усиленно принимать в подданство, чтобы рассеивать их силы и натравливать одних против других. Это длилось до издания указа императора Цянь Луна в 1756 году "Об истреблении всех бунтовщиков ойрот". Те, кто вошли в империю Цин до этого указа и главное потом не восстали в 1755-1756 гг., не подверглись геноциду. Алтайские урянхайцы, принявшие подданство цинов или позже угнанные Чадаком, сейчас проживают в основном в Монголии, около 25 тысяч человек, есть они и в СУАР Китая.

Про наличие алтайских ойрот-джунгар в среде Волжских калмык писали многие исследователи 19-го века. Например: Российский исследователь П.Небельсон - "Очерки быта калмыков Хошеутовского улуса", СПб, 1852 г.

". 4. "Урянхус", по происхождению коренные Дзюнгарцы. Калмыки с понятием Урянхус соединяют понятие об отличном, выборном народе, и по преданиям знают, что в давнее время кочевания за Алтаем, когда прочие Дзюнгарцы платили албан скотом, Урянхусы занимались звероловством и платили подать звериными шкурами. Урянхусы разделяются на два отдела, на собственно Урянхусов и на Давлют. Общая их тамга есть прямой крест, "цагрык- тамга". Урянхусы замечательны тем, что в отечественную войну они преимущественно перед прочими Калмыками отличились храбростью в сражении под Лейпцигом. Их считается около полутора-сот кибиток". (Стр.18)

5. "Теленгит" происходят от Дзюнгарцев: тамга их тунмыл в круге: число семейств их простирается до ста пятидесяти кибиток." (Стр.18).

Урянхусы - урянхайцы или алтайские урянхайцы и теленгиты в среде Волжских калмык считались "чистыми дзюнгарцами". Племена Урянхайцев (Иркиты, Сойоны и т д) и Теленгитов - составляют немалую часть современного алтайского народа. Небельсон в 1850 г. изучил и описал только Хошеутовский улус: из 2000 кибиток улуса - 300 составляли джунгары - сородичи предков современных алтайцев: урянхайцы и теленгуты, пришедшие на Волгу в 1757-1759 гг. - 15% улуса. Это только один - Хошеутовский улус, в других улусах волжских калмык, сородичей предков современных алтайцев было так же не мало. Помимо урянхайцев и теленгитов, многие предки современных алтайцев входили в чоросский и хойтские объединения в Джунгарии, есть представители других больших племен ойротов.

В то время, в среде волжских калмык "отличиться храбростью" было очень трудно, почти невозможно. Калмыки столетиями бесконечно воевали, участвовали во всех без исключения военных кампаниях Российской империи. Война была их обычным, постоянным занятием, презрение к смерти, бесстрашие и храбрость были их естественным состояниями. Калмыки включены в пятерку самых воинственных народов мира.

По архивным материалам видно, что урянхайцы и теленгиты как и все другие джунгарские отоки в 1956-1959 гг., потеряли почти 90% своих людей. Это были убитые, умершие от эпидемии, болезней и голода, угнанные в плен.

Часть джунгар которых не смогли переселить из-за нехватки средств или самовольно ушедших от русских крепостей, остались на Алтае и стали со временем алтайцами. После вступления в подданство уйти было сложно, за новоподданными постоянно присматривали, во избежание эксцессов на приграничных территориях, у них было отобрано всё оружие и взяты аманаты-заложники. Поэтому некоторые ойроты-джунгары за взятки пограничным властям, приписывали себя к двоеданцам - тау-телеутам.: "Двоеданцы согласно указу решению коллегии иностранных дел от 2 мая 1756 г. не подлежали переселению на Волгу". Подделав документы за взятку, кыпчакский зайсан Кутук со своим братом Мамытом с меньшей частью своих людей "путем причисления к двоеданцам". "избежали отправки на Волгу, однако значительная часть его отока, в том числе их старший брат Чолон и многие родственники, были отправленны в Калмыцкое ханство. Оставшаяся часть отока зайсана Кутука была отпущена осенью 1756 г. в свои прежние кочевья". (Г.Самаев. стр 141).
Так же за взятки тодошский зайсан Намкы Малаев и некоторые другие приписали себя к двоеданцам и остались на Алтае.
Всех причислить к двоеданцам было невозможно, был строгий контроль, поэтому большинство их людей были переселены на Волгу. Когда чуть позже открылось, что полковник Дегаррига за взятки, некоторых джунгарских зайсан с частью их людей приписал к двоеданцам и оставил в пределах Алтайских гор, были большие разбирательства, в которых Дегаррига с большим трудом избежал тяжкого наказания.

Помимо теленгитских и урянхайских отоков, многие рода современных алтайцев входили в другие большие ойратские объединения: чоросов, тӧрбӧтов, торгутов, хойтов, баятов, хошутов. Но это уже отдельная тема.

Все земли Джунгарского ханства были территориями проживания и кочевок предков современных алтайцев-ойрат, с очень давних времен. Об этом остались свидетельства до и после эпохи Чингиз хана, про это говорится и во всех серьезных исторических трудах, которые дошли до нашего времени. Поэтому, когда мы рассматриваем географию своей истории и Родину наших предков только в пределах современной Республики Алтай, то чрезвычайно сужаем ареал обитания и историю наших предков. Так же, когда пытаемся исследовать и изучать историю наших предков только в пределах одного из многих отоков предков алтайцев - теленгитского или ищем "алтайцев" в истории до присоединения к России в1756-1758 гг., то многое не можем понять, теряем нить причин и следствий. Для полноты картины нужно понимать, что до 1756-1758 годов, т.е. до присоединения к России, современная наша Родина - территории Республики Алтай, были только частью нашей Большой Родины. А предки современного алтайского народа - неотъемлемой частью последней в истории человечества кочевой империи - Джунгарского ханства.

Ещё долго лелеяли надежду ставленники папы, что им удастся переманить на свою сторону и охристианить Орду Чингисхана. Но так и не вышло.

Мы пока будем пользовать терминологией официальной версии событий тех лет, хотя уже давно пора всем понять, что писали историю не те люди, что её творили.

Были даже запущены слухи, что в Азии уже есть целое царство пресвитера Иоанна. И хазары – истинные иудеи. Но верить в подлинность средневековых сказок – это удел историков и детей. Тем более эти христианские сказки сочиняли люди, продемонстрировавшие такую лицемерную лживость и не соблюдавшие ни одной из своих заповедей, в чём азиаты убедились на примере крестоносцев на Святой, как они говорили, земле. Но, видимо, сама идея покорности и веры во Всевышнего, а главное кара небесная и вечное блаженство после смерти истинным праведникам, вполне устраивала всех азиатских сатрапов. Поэтому одни ханы приняли веру Будды, занесённую из сказочно богатой страны, ханы Золотой Орды приняли ислам, так как мусульмане-арабы показали свою силу, а значит их вера самая праведная, и им помогает их бог. Волей-неволей, но иезуиты стали покидать золотоордынские дворцовые юрты и багдадские базары и присматриваться к странам юго-восточной Азии. Поразительно, но монголы тут же превратились в первобытное кочевое состояние, и из покорителей вселенной превратились в мирных чабанов.

Это, как мы договаривались, если следовать официальной версии событий тех лет.

Если же следовать голосу разума и слушать, что подсказывает сердце, то, удивительное дело, они (эти органы) впервые сошлись во мнении, что настоящие монголы к нашей истории никакого отношения не имеют.

К монгольской расе относятся также калмыки, буряты и алтайцы.

Алтайцы, пожалуй, самый интересный народ, недаром ученые считают, что Алтай является прародиной всех тюркоязычных этносов. Так если бы только тюркоязычных. В этногенезе алтайцев принимали участие и монголоязычные племена, потомки которых вошли в состав Алтая в качестве родов: найманы, дербеты, моголы , чоросы. В этнографическом отношении алтайцы делятся на две группы: северные – кумандины, тубалары, челканцы, и южные – телеуты, теленгиты, алтай-кижи.

Причём, северные алтайцы предпочитали жить в постоянных поселениях, то есть вели оседлую жизнь, занимались земледелием, охотой, рыболовством. Северные алтайцы – тубалары, селились в верховьях рек Пыжа, Кокша, Иша, челканцы у рек Лебедь и Байгол, кумандины – по Бии.

Южные алтайцы – ойроты – белые калмыки – занимались кочевым скотоводством. Они населяли бассейны рек Чуя, Аргут, Катунь, Башкаус. Мы с вами уже говорили о том, что между кочевниками и земледельцами рано или поздно возникают трения за плодородные пастбища. И, в конце концов, кто-нибудь из них да уходит в поисках спокойной жизни на другую территорию.

Единственным общим занятием у них было кузнечное дело, в том числе и выплавка железа. А значит, военное дело у них тоже было развито.

Первое письменное утверждение о народах, населяющих эту местность, можно найти в работах Геродота (484-425 гг. до н. э.) Проведя анализ источников, можно утверждать, что население Горного Алтая является прямыми потомками скифов, гуннов, сарматов, джунгар. В VI – IX вв. по территории широко расселяются тюркоязычные племена: тукю, куу, теле и киргизы, а позже и уйгуры.

Музыкальные традиции алтайцев, их песенная культура уходят корнями в далёкое прошлое. Их песни – сказания о подвигах – исполняются посредством горлового пения – Кай. Кай – искусство мужского пения, которых зовут – кайчи. Сопровождают пение игрой на национальных инструментах: топшуре и ятакане.

Интересно, что эти музыкальные инструменты поразительно напоминают украинские бандуры. Мы уже говорили о том, что при переселении на новые места племена стараются сохранить прежние названия, добавляя к ним какие-то новые слоги или даже буквы, чтобы не обидеть духов нового места жительства. Во всяком случае, река Лебедь, Катунь, музыкальные инструменты и певцы-сказители (Кай), легко могли стать Лыбедь, Катынь, бандура и Кий. Никогда бы не подумал, что можно на Алтае найти корни знаменитых укров.

Скажем возле дорог или просто посреди степи часто попадаются насыпанные пирамиды из камней, в которые воткнуты палки с ритуальными ленточками - кыйра, разноцветными, как ленточки украинских девчат, которые называются – китка.

Главное нашествие монголоязычных племен на территорию Алтая (VI – IX в.), по времени совпадает с приходом в южные степи Руси братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбедь.

По статистике 98% населения Алтая на сегодняшний день составляют русские. Согласно данным ДНК-генеалогии 53% населения Алтая имеет гаплогруппу R1а, примерно такое же соотношение, что у украинцев и поляков. Тем не менее, по упрямой официальной версии, коренное население Алтая – это монголоидные племена.

Ещё интереснее то, что сыновья Таргитая – Липоксай, Арпоксай и Колоксай носят чисто протоалтайские имена. Всё это говорит о том, что алтайцы и арийцы некогда составляли один народ и одну расу. Также как русские и украинцы. Братья.

Вот только Каин и Авель тоже были братьями. Но один был пастух, а другой – пахарь.

В 1657 г. Россия заключила с калмыками договор о военном союзе, согласно которому они по первому призыву выставляли целые конные армии, считавшиеся практически непобедимыми. Россия тогда постоянно воевала то с татарами, то с Польшей, то с Турцией. В 1660 г. калмыки вместе с московскими стрельцами и запорожскими казаками знаменитого Ивана Серко участвовали в войне на территории Украины. Действуют против поляков и крымских татар и против перешедшего на сторону Польши Петра Дорошенко с казаками правобережной Украины.

Под Харьковом калмыки встретили и задержали продвижение вглубь страны турецко-крымских полчищ. Здесь же, под Чугуевом, русские полки, калмыцкая конница и донские казаки наголову разбили турецко-крымские войска в 1679 г. Это привело к подписанию Бахчисарайского мирного договора, завершившего войны с турками и крымчаками. После этого события значительных вторжений со стороны Турции и Крыма больше не было, вплоть до прихода к власти Екатерины Великой. Лёгким движением руки она подписала указ о ликвидации Калмыцкого ханства и Запорожской Сечи, что привело к массовым восстаниям казачества, в том числе и Пугачевского, в котором приняли участие многие казачьи станицы, кроме донских.

Одним из итогов войн с турками и крымскими ханами стало бесспорное признание боевых достоинств калмыков, как врагами, так и союзниками. Крымский хан в своих письмах к турецкому султану, польскому королю и гетманам Правобережной Украины признавался, что не может послать войска за пределы своих владений, так как боится вторжения калмыков в Крым.

Считавшие себя полновластными хозяевами степей, не боявшиеся ни запорожских казаков, ни польских гусар, татары были буквально ошеломлены приходом калмыков, которые оказались им не по зубам.

(Как мы знаем из официальной истории, татары, действительно, не смогли противостоять официальным монголам.)

К восьмому марта Мысль женщины фантазией богата, Их большинство решаем на ходу, Но, чем, же одарить восьмого марта, Наш слабый пол - ответа не найду. Шампанское, духи – традиционны, Как клятвы в вечной, пламенной любви, Духи иссякнут, клятвы – не бесспорны, Молчат полжизни даже соловьи. Не лучше ль подарить частицу лета, Того, что за весною к нам придёт? И звезды от заката, до рассвета, Чтоб Вам они сияли круглый год. Не роз букет, - ромашковое поле, У Ваших ног, и с ним же, васильки, И не горюя, жить в счастливой доле, Ведь есть ещё в России мужики.

У любви великой У любви великой чётких нет градаций У народов разных и различных наций, Но сказать осмелюсь, может и не внове: У любви высокой жертвенность в основе. Любят и ершистых, любят и убогих, Любят и безруких, любят и безногих, Любят и бездетных, преданно и верно, Даже и неверных любят незабвенно. Любят и умерших, без вести пропавших, Жизнь своих любимых грубо изломавших, И, конечно, любят, в поле бранном павших, Не деля при этом на чужих и наших.

К убийству Александра Владимировича Захарченко Для Киевской фашиствующей своры, Пределов подлости в её деяньях нет, Как и напрасны к миру уговоры, Но час придёт и ей держать ответ. За разоренье братской Украины, Сожжённую Одессу, за Донбасс, Над Горловкою рвущиеся мины, И только жаль, что всё же не сейчас. Но срока нет прощенья террористам, Настанет день народного суда, Бандеровским прислужникам – нацистам, За всё воздастся сторицей тогда. 31. 08. 2018г.

Чтобы отметить человека, наведите на него курсор и нажмите левую кнопку мыши. Чтобы отметиться на фото, наведите на себя курсор и нажмите левую кнопку мыши.

Алтайские инородцы1 могут быть подразделены на три племени: телеуты, черневые татары, алтайские калмыки, или теленгиты.
Телеуты с князем Абаканом приняли подданство в 1607 г.; живут в Томском, Барнаульском, Кузнецком и Бийском уездах. Из них позднее других были покорены живущие у Телецкого озера: после основания Бийска, в 1633 году. Большинство их обрусело; в настоящее время они ничем не отличаются от русских, сохраняя название ясачных.

Черневые татары живут в лесной части Кузнецкого уезда - в „Черни"; в Бийском уезде к ним относятся кумандинцы, живущие по левой и правой сторонам реки Бии.

Алтайские калмыки, или теленгиты, кочующее на юге Бийского уезда, долго входили в состав ойротского союза, и только с распадением союза, в 1740 году, южные калмыки приняли подданство России, Теленгиты, живущие по Чуе и Аргуте, так называемые урянхайцы, были двоеданниками русских и китайцев и только в 1865 году, приняли присягу и составили две Чуйские волости.

Долина р. Катунь

В Кузнецком уезде наибольшее количество оседлых инородцев. В восточной части Кузнецкого уезда, по р. Мрассе и Кондоме и в Бийском — по р. Лебедю и Бии, в малодоступных местах инородцы живут полудикою жизнью.
Среди горных кочевников различают, кроме алтайских калмыков, теленгитов, еще телесов, элютов, чуйских теленгитов; они кочуют по р. Бухтарме, Нарыму, Кок-Су, по Урус-Кан, Чарышу, Чуе, правой стороне Катуни и небольшая часть по Улагану.
Площадь Горного Алтая, занимающая южную часть Бийского уезда, определяется по карте Мейера в 16½ тыс. квадратных верст, или до 1,7 млн. десятин земли; площадь всего Горного Алтая—Бийского, Кузнецкого и Змеиногорского уездов, с предгорьями — до 110 тысяч квадратных верст, или около 11 млн. десятин.
Горный Алтай Бийского уезда обследован в хозяйственном отношении в 97 году статистиком Швецовым. Было выделено 5 подрайонов: западный, левобережный, право-бережный, черневой и чуйский.
Право на земли Бийского уезда инородцы основывают на законе 22 июля 1822 года о сибирских инородцах, где указано, что „кочующее инородцы для каждого поколения имеют назначенные им во владение земли".
Действительно, в 1811 году была проектирована особая линия, определяющая границу кочевок инородцев; граница эта была утверждена в 1831 году: „за сей чертой никаких заселений крестьянских в стесненье калмыкам и в противность ВЫСОЧАЙШЕГО Указа 1822 года июля 22-го без дозволения тех калмыков не делать".
В натуре граница пользования не была проведена, и таким образом, по мере движения русских переселенцев, отодвигалась все южнее.
Инородцы считают, что они присоединились к России добровольно, с правом владения землей, а не были покорены русскими.
В начале инородцы владели всеми землями Горного Алтая сообща; впоследствии ранее других обособили свои владения кумандинцы по берегам реки Бии.
Различают еще уймонских инородцев: это потомки беглых русских —„каменщиков", в верховьях реки Катуни, которые были присоединены к России в 71-м году, как китайские подданные, получив название "ясачных" и право не отбывать воинскую повинность, как и другие инородцы.
Окладной сбор инородцы уплачивают осенью, неокладной: на содержание почтовых станций, земских квартир и т. п.— несколько раз в течение года. В прежние годы повинность взыскивалось пушниной, в настоящее время она вносится почти исключительно деньгами. Инородцы, живущие по урочищам, принадлежа к известной „дючине"— волости; часто проживают в другой, что сильно усложняет сбор с них повинностей. Кочующее инородцы, живущие в урочищах в отличие от живущих оседло, облагаются, кроме причитающегося с них сбора, еще тремя шкурками белки с каждого взрослого мужского пола. В поселках неокладной сбор составляет около 2-х рублей с работника. Исправление дорог отбывается, как натуральная повинность.
По данным 97-го года, кочевые „дючины" Алтайских калмыков в административном отношении распределены следующим образом:

Алтайские калмыки, или теленгиты.

По правой стороне Катуни

По р. Урсулу, Теньге и др.

По р. Чарышу, Кану, Белому и Черному Аную.

По р. Канде и Чарышу.

По р. Кану, Теньге.

По р. Кану, Чарышу, Теньге.

По р. Катуни, Урсулу.

Итого в 7 „дючинах" 18.890 души; это составляет около 65% всех инородцев Горного Алтая, исключая киргизов.

Душ обоего пола

По р. Чуе, Аргуту.

По р. Чуе, Боткоусу, Чульшнону и Упогону.

Кочевые волости черневых татар.

Живут в лесах и селениях — Пильном, Елейском, Макорневском, по р.Бие, Ише, Нине, Сии, Лебедю

Живут в с. Тиште,Усть-Kopе по р. Ише, Бии и Нине

Тогульская, 2-я половина

В с. Усть-Гавриловском, Бахтемирском и по р. Бии

Население части Горного Алтая—юга Бийского уезда (около 1,7 млн. десят.), за исключением трех небольших волостей—Нижне - и Верхне -Кумандинской и Тогульской, составляет (по данным 1897 г.) 7.901 хозяйство: 41.983 душ обоего пола—21.110 мужского и 20.873 женского.

Таким образом кочевого населения

Количество обоего пола

Границы перекочевок теперь сильно сократились: иногда не превышают 2—3-х верст. Кочуют на дальнее расстояние Чуйские калмыки, а также наиболее богатые из алтайских. Во многих „аилах" можно встретить огороживание сенокосных угодий от потрав скотом. Это является у кочевников переходной формой к оседлому быту. Заготовка сена на зиму также с каждым годом развивается, вместе со стремлением инородцев к оседлости. Сенокосные угодья поступают часто в передел между отдельными „аилами". Земли, годные для хлебопашества, принадлежат тем, кто ранее распахал, пока пашни не будут заброшены окончательно; исключение составляют площади, расчищенные из-под леса.
Заселение русскими Горного Алтая началось с 1801 г.; уже в 1820 году, проживавшие у озера Чаны, Каинского уезда пришли в Горный Алтай и основали селение Нижний-Уймон.
В первой половине 19-го столетия были образованы села Барлин, Акса и др. Во второй его половине колонизация еще усилилась: была основана деревня Шеболина и друг. Наиболее пригодными для сельскохозяйственного промысла являются долины Уймонская, Катанданская, р. р. Абая, Чарыша, Белого Ануя, Усть-Коксы.
К этому же времени относится возникновение ряда миссионерских поселков.
Программою миссии были обращение инородцев в православие, усиление оседлого элемента путем приселения к инородцам русских переселенцев, запрещение иноверцам-инородцам совершать богослужение ближе 5 верст от оседлого пункта с православным населением; последнее еще больше отодвигало линию пользования для кочующих племен.
Наиболее древними поселками такого типа можно считать Александровский; в 97 году в нём было 58 дворов —18 семей русских, в составе 236 душ; в селении — церковь и школа, среди калмыков — 36 человек грамотных; также поселки Эдиган, Чемал, Тюдрала и друг.
Уже в 83-м году калмыки подавали жалобы на стеснение их переселенцами; последние основались уже в долинах р. Урсул, Чарыш, Бухтармы, Лебедь и др.
Губернатор Супруненко в 74-м году запроектировал 26 переселенческих участков по р. Чуе, по Уймонскому трактату и по р. Ябагану. На участки зачислились крестьяне, мещане, крещеные инородцы и пр., причем при водворении они не теряли прав состояния; сельского общества не образовывалось, что способствовало расширение земельных владений переселенцев путем захвата соседних площадей.
Из 26 поселков 14 существуют и теперь — в количестве 1.024 хозяйств, 1,598 душ обоего пола (97 г.); в поселках проживают и оседлые калмыки, в количестве 223-х хозяйств, и 134 хозяйства киргизов. Только поселок Хабаровский имеет определенную земельную дачу, остальные пользуются близлежащими землями, что вызывает постоянные споры с калмыками. Усть-Кеньгу—по Чуе— Келего и Каррык переселенцы покинули, так как там урожаи страдают от заморозков, и без искусственного орошения посевы не удаются.
К этому же времени относится основание в долине р. Урсула деревни Хабаровки. В неурожайный год переселенцы из Каипа, Барнаульского уезда, двинулись в верховья Катуни и основали деревню; в ней в настоящее время насчитывают до 400 душ. Село Абай на реке Коксу, впадающей в Катунь, также разрослось. За последние десять лет образовались поселки Черный Ануй, Мута и др.
По данным 97-го года, в обследованной части Горного Алтая, в Бийском уезде, числилось:
мелкого скота. 223 тыс.
рогатого . 97 „
лошадей. 134 „
верблюдов. 832 „
маралов. 784 „
Овцеводство развито наиболее в Чуйском подрайоне. Наибольшее количество крупного рогатого скота приходится на левобережный подрайон.
Живущим в селениях принадлежало. 30 т.
„ урочищах. 67 т.
До 42% всех лошадей приходится на левобережный подрайон.
Из общего числа принадлежит
живущим в селениях. 22,8%
живущим в урочищах. 77,2%
Считая 10 штук мелкого скота равными 1 штуке крупного, — всего на 1 хозяйство на весь район придется в среднем 29,5 голов крупного скота, не считая верблюдов и маралов.

По группам на 1 хозяйство

В перевод на круп.

крестьян мещан и пр.

Читайте также: