Танцевальная терапия как метод психокоррекции агрессивных детей младшего школьного возраста

Обновлено: 04.07.2024

Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.

Актуальность этой программы заключается в том, что учащимся предлагается своевременная коррекция агрессивного поведения на этапе поступления в школу и при необходимости во время обучения в начальных классах.

В соответствии с темой программы выдвинута следующая гипотеза: разработанная программа коррекционных занятий сможет снизить уровень агрессии у детей 6-10 лет, посещавших занятия, будет способствовать развитию эмоционально-личностной сферы младших школьников.

Цель программы: коррекция агрессивного поведения у детей 6-10 лет.

Для проверки выдвинутой гипотезы и реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях у агрессивных детей.

4. Формирование позитивных качеств личности детей.

- теоретический анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирическое исследование возможностей диагностики и коррекции агрессивного поведения у дошкольников с использованием наблюдения, беседы, анкетирования, опросов, проективных методик;

- содержательная интерпретация и количественный анализ результатов.

Объект программы: поведение учащихся начальных классов.

Предмет программы: проявления агрессивности в поведении младших школьников.

Практическая значимость – научно-теоретические и эмпирические материалы программы, диагностический и коррекционный инструментарий позволят психологам, приобрести знания об основных формах агрессивных проявлений в поведении младших школьников; программа коррекции агрессивности у школьников 6-10 лет, позволяет оптимизировать межличностные отношения в группе и предназначена для оказания психологической помощи агрессивным детям.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения общей психологии и психологии личности (А.Г, Асмолов, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), педагогической и возрастной психологии (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин), результаты современных исследований отечественных и зарубежных психологов в области возрастной периодизации (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, C.Мухина, Э.Эриксон и др.), принципы анализа детского развития (Л.Ф. Обухова).

В работе принимается понимание агрессии как индивидуального или коллективного поведения, действия, направленного на нанесение физического или психологического вреда, ущерба объектам нападения. Агрессивность понимается как относительно устойчивая черта личности, проявляющаяся в готовности к агрессивному нападению.

Методы исследования агрессивности
у детей младшего школьного возраста

Проведение программы по коррекции агрессивного поведения начинается с того, что в классах проходит диагностика детей на признак агрессивности. Первая анкета направлена на выявление агрессивных детей в классе методом опроса учащихся класса психологом. (Приложение 1)

Вторая анкета “ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка”, заполняется учителем, работающим в классе. (Приложение 2)

И третий опросник “Агрессивность ребенка глазами взрослого” дается родителям учащихся, набравших большое количество баллов по двум первым анкетам. (Приложение 3)

Также проводится содержательная интерпретация результатов проективной методики исследования эмоционально- личностной сферы “Рисунок несуществующего животного”.

В группу отбираются дети, которые набрали большое количество баллов в результате количественного анализа результатов по трем диагностическим анкетам.

Структура программы

Коррекционная работа с агрессивными детьми включает в себя 4 блока, отраженные в задачах программы.

1 блок. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

  1. Научить детей вербализовывать свои мысли и чувств.
  2. Снизить эмоциональное напряжение.
  3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
  4. Развить способности выразить свое эмоциональное состояние.

2 блок. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

  1. Тренировать психомоторные функции.
  2. Учить навыкам релаксации.
  3. Учить навыкам самоконтроля.
  4. Снизить эмоциональное напряжение.
  5. Создать положительное эмоциональное настроение.
  6. Развивать самосознание.

3 блок. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

  1. Прививать новые формы поведения.
  2. Учить самостоятельно принимать верные решения.
  3. Учить распознавать эмоции по внешним сигналам.
  4. Формировать адекватные формы поведения.
  5. Работать над выразительностью движений.

4 блок. Формирование и развитие позитивных качества личности детей.

  1. Формировать одобренные в обществе моральные представления.
  2. Учить осознавать свое поведение.
  3. Учить регулировать поведение в коллективе в соответствии с нормами и правилами принятыми в коллективе.
  4. Формировать адекватные формы поведения.
  5. Формировать у детей такие качества, как эмпатия, доверие к людям, сочувствие, сопереживание.

Тематическое планирование занятий
с детьми младшего школьного возраста
по коррекции агрессивного поведения

Принципы проведения

Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования, где есть игрушки. Все участники группы обеспечиваются раздаточным дидактическим материалом. Занятия проводятся за круглым столом или на игровой дорожке, в зависимости от упражнения. Для проведения подвижных игр и упражнений необходимо свободное пространство. Желательно, чтобы дети были одного возраста

Оборудование

Круглый стол, мягкий мяч, магнитофон, аудиокассеты, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.), мягкие игрушки — манекены для ролевых игр, реквизит для игр и этюдов, ароматизаторы, бумага разных форматов, краски, карандаши, фломастеры, восковые и пастельные мелки, пластилин, небольшие сувениры для поощрений, награждений. большой зонт, пластиковая бутылка с мелкими отверстиями в пробке,

Условия проведения программы

Занятия проводятся в группах численностью от 8 до 15 человек.

Данный тренинг состоит из 8 встреч, рассчитанных на 45 мин. каждая.

Коррекционная работа с агрессивными детьми во время тренинга проводится в 4 направлениях:

1 и 2 занятие – обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

3 и 4 занятие - обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

5 и 6 занятие - отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

7 и 8 занятие - формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Структура занятия

Заключение

Коррекция и профилактика агрессивности у детей младшего школьного возраста должна быть направлена на преодоление испытываемых агрессивным ребенком проблем в общении со сверстниками и близкими взрослыми, а также на формирование в сознании детей установки на сотрудничество и позитивное взаимодействие с окружающими.

Эффективность программы коррекции агрессивного поведения должна выразится:

1. В повышении мотивации к изменению неадекватного поведения.

2. В осознанном овладении приемами саморегуляции агрессивного поведения на основе самоконтроля и самоанализа с использованием детьми анализа, синтеза, сопоставления при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В последние десятилетия серьезную тревогу общественности вызывает значительный рост детской преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости детей и подростков. В младшем школьном возрасте агрессия чаще проявляется по отношению к более слабым ученикам в форме насмешек, давления, ругательств, драк. Проявление агрессивного поведения школьников друг к другу в ряде случаев становится серьезной проблемой. Именно учитель, его авторитет и умение открыто выражать свое отношение к агрессивному поведению пробуждает детей выбирать более социально одобряемые формы поведения.

Таким образом, агрессивное поведение имеет различные (по степени выраженности) формы:

- ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

- пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или от чего-либо);

- активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
разработки

Новизна данной разработки заключается в том, что к обычным занятиям ритмики добавляются игровые хореотерапевтические блоки направленные на коррекцию агрессивного поведения детей и формирование позитивной установки на отношения друг к другу, к окружающему миру.

Игровые блоки тренируют определенные функции: концентрация внимания, контроль двигательной активности, снятие нервного и мышечного напряжения.

Часто можно наблюдать, что человек фиксируется на какой-то пластике, соответствующей какому-то моменту, пережитому с большой интенсивностью (успеха, одобрения, бунта, агрессии, страха и т.д.). Эта пластика отражает то состояние, которое человек не смог или не захотел в свое время выразить. Она же создает теперь телесные особенности, которое мы называем "путы". Таким образом, фиксированная пластика оживляет и запоминает соответствующие эмоциональные состояния. Путы находятся в соответствующих участках тела. Их можно увидеть или нащупать. В результате их формирования образуются: зоны энергетической перегрузки, которые могут проявляться в виде скованности, напряженности, боли, и даже органического заболевания. Иногда это безжизненные участки с нарушениями мускульного тонуса, плохим кровоснабжением, бессилием, и т.д. С точки зрения сознания - это нераспознаваемые участки телесной схемы.

Цель нашей работы состоит в том, чтобы человек освободился от своих пут, мог использовать различные пластики и разных персонажей, не застывая в них, и, таким образом, развивал на физическом и психическом уровнях различные центры, чтобы достичь полной слаженности в их работе, чтобы больше не быть подчиненным (рабом того, что механически с ним происходит), а становиться индивидуумом (неделимым, единым). Говоря словами одного из участников группы "не "со мной произошла такая вещь", а "я прошел через" … вещи не происходят, они просто есть. Я прохожу через вещи, вхожу и выхожу, перехожу. Время не идет, я прохожу через время."

Актуальность и педагогическая целесообразность разработки в том, что педагог стремится в работе достичь специфической цели: развивать текучесть, телесную и психическую экспрессивность. Тело с его ограничениями требует от нас долгой работы, иногда ежедневной, чтобы достичь большего мышечного тонуса, большего растяжения, большей гибкости. Это выражение и репрезентация законов эволюции: необходимо посвящать этому время, терпеливо повторять, делать все новые и новые попытки, удивляться новизне, открываться неожиданному.

Ценность данной программы в том, что разработаны и проводятся, как стандартные так и авторские анкеты, и диагностика учащихся. Исходя из полученных результатов корректируется учебный и воспитательный план.

Таким образом укрепление и оздоровление организма детей идет параллельно с коррекцией агрессивного и гиперактивного поведения.

Блок игр подбирается с учетом возраста. Игры с использованием танцевальной техники и пластики подбираются с учетом года обучения, могут усложнятся или упрощаться в зависимости от уровня подготовки.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ

  • Развитие творческого потенциала, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и подростков на уроках ритмики и танца;
  • Создание условий для коррекции и компенсации агрессивного и гиперактивного поведения учащихся;
  • Освободиться от мышечных блоков, которые удерживают нас в рамках запрограммированного поведения;
  • Увидеть в себе и суметь выразить индивидуальные черты собственного характера.
  • Повысить устойчивость к агрессии и расширить ресурсы личности;
  • Устранить или уменьшить проявления дезадаптивного поведения;
  • Ослабить или устранить неадекватное поведение.

• Развить способности к расслаблению;

• Развить способности к самоутверждению;

• Развить способности к саморегулированию.

  • Приобщить подрастающее поколение к миру гимнастики, танца и здоровому образу жизни;
  • Воспитать культуру поведения учащихся, культуру взаимоотношений в кол-ве, в паре при исполнении с партнером или партнершей
  • духовно-нравственное;
  • эстетическое;
  • повышение самооценки;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • интеллектуальное.
  • Расширить позитивный социальный опыт личности.

2. КРИТЕРИЙ АГРЕССИВНОСТИ РЕБЕНКА

2.1. Портрет агрессивного ребенка

  • взаимодействие и налаживание отношений с родителями (эта задача не только педагога, но и психолога школы);
  • развитие чувства эмпатии, креактивности и социальной значимости у детей

Для определения уровней этих черт личности также проводится ежегодное тестирование по методам Меграбяна – Эпштейна.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Эмоциональный мир агрессивных детей не достаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитная реакция.

2.2. Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)

Ребенок: 1) часто теряет контроль над собой;

2) часто спорит, ругается со взрослыми;

3) часто отказывается выполнять правила;

4) часто специально раздражает людей;

5) часто винит других в своих ошибках;

6) часто сердится и отказывается сделать что-либо;

7) часто завистлив, мстителен;

8) чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия

окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Работа педагогов с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Разработка комплекса диагностических средств позволяет получить достаточно объективную и детальную информацию об особенностях агрессивного поведения детей.

2.3. Как играть с агрессивными детьми

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок может выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ может вызвать еще большую агрессию, показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, через 4-8 занятий по настоящему отреагировав свой гнев, ребенок начинает вести себя более спокойно.

Перечисленные ниже игры (описание см. в Приложении) способствуют снижению агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: (рекомендуется включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными).

( для педагога – по выявлению агрессивного ребенка и выработки своей стратегии поведения с ним)

Критерии агрессивного ребенка

1. Временами кажется, что в него вселился слой дух;

2. Он не может промолчать, когда чем-то не доволен;

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить ему тем же;

4. Когда ему без всякой причины хочется ругаться;

5. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение;

6. Переспорить его трудно;

7. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает;

8. Иногда у него вспыхивает желание, сделать что-то плохое;

9. В ответ на обычные распоряжения, стремится сделать все наоборот;

10. Часто не по возрасту ворчлив;

11. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного;

12. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других;

13. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых;

14. Легко ссориться, вступает в драку;

15. Старается общаться с младшими и физически более слабыми;

16. У него нередки приступы мрачной раздражительности;

17. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится;

18. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность 15-20 баллов

Средняя агрессивность 7-14 баллов

Низкая агрессивность 1-6 баллов

3. ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ К РАЗРАБОТКЕ

Игровой блок – 1 год обучения:

Цель: создание атмосферы понимания, развитие навыков общения активного слушания, эмпатии

Цель: формирование чувство близости с другими людьми принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности

Дети сидят, по кругу передавая мячик (или другой предмет) так, чтобы все, кто уже держал мячик взялись за руки. Передача мячика сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает педагог, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать.

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали

Упражнение можно повторить 3 раза.

Цель: расслабить мышцы рук

«Ребята, хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет.

Правильно, это сосулька.

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива, снятию напряженности

Цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме

Игру следует проводить в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Цель: создание позитивного настроения, сплочение группы, развитие наблюдательности, внутренней свободы и раскованности, способности к самовыражению, возможность посмотреть на себя со стороны.

Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Игровой блок – 2 год обучения:

Игровой блок 3 – 4 год обучения:

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения

Цель: концентрация внимания, тренировка зрительной и двигательной памяти, быстрота реакции

Цель: снятие нервного напряжения

Цель: снятие нервного напряжения, развитие чувства импровизации

Диагностика интересов учащихся

(анкета для определения результатов действия программы в конце обучения)

1. Нравятся ли тебе уроки ритмики?

2. Что тебе больше всего нравится в процессе урока?

3. Чему полезному (на твой взгляд) ты научился?

4. Что тебе хотелось бы изменить и дополнить в процессе урока?

6. Оцени себя, до занятия ритмики и в конце обучения – что в тебе изменилось?

Для начала необходимо понять, что же такое тревожность. Определений этого психологического образования очень много, я выбрала наиболее показательные для интерпретации этого понятия. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу при постоянной тревожности. Тревожность - устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и постоянные формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты при доминировании эмоционального. В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику.

По мнению А. М. Прихожан тревожность - это

переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием

неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают

Перейдем наконец к школьной тревожности, она особенно привлекает к себе внимание, так как является одной из типичных проблем и выступает ярким признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияет на все сферы его жизнедеятельности: на учебу, на здоровье, на общий уровень благополучия. Дети с выраженной тревожностью проявляют себя по-разному. Одни никогда не нарушают правила поведения и всегда готовы к урокам, другие неуправляемы, невнимательны и невоспитанны. Данная проблема на сегодняшний день актуальна, над ней можно и нужно работать.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы учителя низким и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера : они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы. Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Причинами, вызывающими детскую тревожность, являются:

Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так, отвержение, непринятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви. Неудовлетворение потребности в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.

Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от трудностей и неприятностей жизни. В результате ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, легко теряется, волнуется и боится. Вместо активности и самостоятельности развиваются пассивность и зависимость.

Тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми.

К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх (в частности, в подвижных, в деятельности и т. д. ;

Дисциплинарные меры, применяемые таким педагогом, чаще всего сводятся к порицаниям, окрикам, отрицательным оценкам, наказаниям. Непоследовательный учитель вызывает тревожность ребенка тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований учителя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступать в том или ином случае. Педагогу также необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию неприятия со стороны значимого взрослого или со стороны сверстников; ребенок считает: в том, что его не любят, есть его вина, он плохой. Заслужить любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

Тревожность возникает в ситуации соперничества, конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремиться быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Можно согласиться с выводом А. М. Прихожан, о том, что тревожность в детском возрасте является устойчивым личностям образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального и является производной широкого круга семейных нарушений. Немалую связь представляет тревожность и половозрастные особенности. Считают, что в дошкольном и младшим школьном возрастах мальчики более тревожны, чем девочки. У них чаще встречаются тики, заикания, энурез. В этом возрасте они более чувствительны к действию неблагоприятных психологических факторов, что облегчает почву для формирования различных типов неврозов. В 9-11 лет интенсивность переживаний у обоих полов выравнивается, а после 12 лет общий уровень тревожности у девочек в целом возрастает, а у мальчиков несколько снижается. Оказалось, что по содержанию тревога девочек отличается от тревоги мальчиков, причем, чем старше дети, чем значительнее эта разница. Тревога девочек чаще бывает связана с другими людьми; их беспокоит отношение окружающих, возможность ссоры или разлуки с ними. В 11-12 лет девочки часто опасаются всяких фантастических страшилищ, мертвецов, а также испытывают беспокойство в ситуациях, традиционно тревожных для людей. Эти ситуации получили название архаические, потому что они пугали еще наших далеких предков, древних людей: темнота, гроза, пожар, высота. То, что больше всего тревожит мальчиков, можно назвать одним словом: насилие. Мальчики боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, источником которых являются родители или авторитеты вне семьи: учителя, директор школы. Возраст человека отражает не только уровень его физиологической зрелости, но и характер связи с окружающей реальностью, особенности внутреннего уровня, специфику переживания. Школьная пора важнейший этап в жизни человека, в течении которого принципиально меняется его психологический облик. Меняется характер тревожных переживаний. Интенсивность тревоги от первого к десятому классу возрастает больше чем в два раза. Чем старше становится ребенок, тем конкретнее, реалистичнее его тревоги.

Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются:

- ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого;

- несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот;

- противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности.

Таким образом, противоречивые внутренние состояния души ребенка могут быть вызваны:

1. противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных источников ( или даже из одного источника: бывает, что родители противоречат сами себе, то позволяя, то грубо запрещая одно и тоже);

2. неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям и стремлениям ребенка;

3. негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное зависимое положение.

Во всех случаях возникают утрата прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире.

У младших подростков чаще вызывают тревогу ситуации оценки, проверки: ответ у доски, контрольная работа, публичное выступление.

Часто тревожность усиливается под влиянием переутомления. К сожалению, режим школьной жизни, структура учебного года сами по себе способствуют переутомлению, особенно физически ослабленных или эмоционально неустойчивых детей.

Еще одна важная причина повышения тревожности младших школьников недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости, который наблюдается у многих детей и в определенном смысле является закономерным. Поступление в школу совпадает с возрастным кризисом, из которого разные дети выходят в разное время и с разными приобретениями. Кто-то активен и сообразителен, другой удручает медлительностью, третий раздражает упрямством и агрессивностью. Со временем шероховатости сгладятся, способности детей более или менее уравняются - если они не утратят веру в себя и не почувствуют отвращения к учебе и школе.

Освобождение от тревожности возможно, если взрослые поймут: любой ребенок заслуживает любви и уважения; ценность человека в нем самом, прежде всего в его моральных качествах, а не в наградах, оценках и других условных знаках благополучия.

Тревогу у детей вызывает эмоциональное отторжение именно от близкого человека. Корень детской тревожности - не открытое пренебрежение интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождают в нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарен всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам не знает за что. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь (по крайней мере, видит ее признаки, но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.

Исходя из выше сказанного тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Также они особо чувствительны, мнительны и впечатлительны. Такие дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказаться от такой деятельности, в которой испытывают затруднения. Повышенная тревожность мешает ребенку общаться, т. е. взаимодействовать в системе ребенок-ребенок; ребенок-взрослый, формированию учебной деятельности, в частности постоянное чувство тревожности не дает возможности формированию контрольно-оценочной деятельности, а контрольно-оценочные действия являются одним из основных составляющих учебной деятельности. А также повышенная тревожность способствует блокированию психосоматических систем организма, не дает возможности эффективной работе на уроке.

Теперь рассмотрим, что же такое танцевальная терапия. Танцевальная терапия это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения рассматриваются, как отражение внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны - ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танц-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца. Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует свое тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца. Поэтому этот метод хорош как для детей так и для людей пожилого возраста. Сам танец в терапии отличается от традиционного танца представлением, так как применяет неструктурированные двигательные формы, которые спонтанно освобождают чувства.

Гимнастики, упражнения в танцевальной терапии :

4. Танец – хоровод (актуализация архетипических переживаний защищенности, сопричастности; танец по кругу – древнейшая форма танца. Способствует групповой сплоченности).

7. Групповой танец (расширение самосознания, возможность взаимодействия и сопереживания в группе) [34,c.98].

Все упражнения танцевальной терапии можно разделить на 6 основных групп:

1. Вращательные упражнения (вращение рук, ног, головы и так далее).

2. Упражнения на сжатие и растяжение (потягивание, наклоны).

3. Упражнения на скручивание (повороты головы, выворотность рук, гимнастика на позвоночник).

4. Тряски (рук, предплечий, живота, головы, туловища).

5. Прыжки разных видов (на носках, с высокими бедрами, вокруг оси).

6. Силовые упражнения (приседания, отжимания, подтягивание, подъем тяжестей, качание пресса).

Занятия обычно проходят по следующей структуре:

Краткая лекционно-теоретическая часть, практическая работа (групповая работа или работа в парах, малых группах,

процесс - анализ (объяснение принципов работы).

Таким образом, выделим следующие основные параметры в работе с детской тревожностью :

- для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от тревожности, педагогам необходимо знать, что такое тревожность, как возникает и развивается, как это можно предупредить;

- педагогам решившим помочь детям избавиться от детской тревожности, необходимо использовать программу психокоррекционной работы. И как было доказано, танцевальная терапия в этом случаи является доступным и интересным средством психокоррекции.

- профилактика тревожности состоит, прежде всего, в воспитании таких качеств, как оптимизм, уверенность в себе, самостоятельность. Ребенок должен знать то, что ему положено знать по возрасту, о реальных опасностях и угрозах, и относиться к этому адекватно.

Но самое важное, какой бы способ борьбы с детской тревожностью вы не выбрали, важно, чтобы вы не оставляли жалобы ребенка без внимания. Только, таким образом, вам удастся воспитать не закомплексованного, а уверенного в себе человека.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Комплекс релаксационных упражнений на снижение тревожности ребенка Агрессивное поведение в дошкольном возрасте имеет в основном открытый характер и возникает как реакция психологической защиты в трудных.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее,.

Предложена технология работы с агрессивными детьми в начальной школе. Рассмотрены основные виды деятельности педагога-психолога сферы образования по профилактике, коррекции, диагностике агрессии в младшем школьном возрасте. Приведены результаты, позволяющие рассмотреть предложенную технологию работы с агрессивными младшими школьниками как эффективную, целесообразную, способствующую снижению агрессивных и враждебных реакций в школьной среде.


3. Бреслав Г.М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков : метод. пособие для врачей. - СПб. : Комздрав, 2004. - 334 с.

4. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М. : Рос. пед. агентство, 1997. - 191 с.

Проблема агрессии и агрессивного поведения в современном образовательном пространстве требует немедленного безотлагательного решения. Современный педагог-психолог, работающий в сфере образования, в силу сложившейся ситуации просто обязан владеть эффективными технологиями работы с агрессивными школьниками. При этом работа педагога-психолога по своевременной диагностике, профилактике и коррекции агрессивного поведения должна начинаться уже в начальной школе, поскольку, согласно результатам последних лет, агрессия значительно помолодела. Если раньше речь шла о начальных проявлениях агрессивности преимущественно в подростковом возрасте, то теперь данная проблема стала актуальной для начальной школы, а зачатки агрессивности в поведении детей все чаще наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

В своем исследовании под технологией психологической работы (от греч. techne - искусство, мастерство, умение) мы понимаем научно обоснованную процедуру расчленения единого процесса психологической работы на отдельные этапы, действия и операции, направленные на достижение ее целей.

Технология позволяет управлять психологической работой поэтапно, расчленяя ее на отдельные, взаимосвязанные элементы в соответствии с внутренней логикой их развития и функционирования. Она обеспечивает строгую согласованность всех составляющих системы психологической работы, придает им организованный ритм, позволяет планировать работу ее субъектов. Цели и задачи психологической работы могут быть: конечными и промежуточными; ближайшими и перспективными; краткосрочными и долгосрочными; временными и постоянными; частными и общими и др.

Цели и задачи могут определяться на различный период: на учебный год, месяц, неделю, день.

Технологию психологической работы можно рассматривать на двух уровнях:

  1. на уровне конкретной ситуации взаимодействия психолога с клиентом (учащимся, педагогом, родителями ученика, учебной группой и т.д.);
  2. на уровне, характеризующем решение задач психологического сопровождения учащегося или параллели.

Анализ работ отечественных исследователей, занятых практическими аспектами проблемы детской агрессивности, показывает, что усилия современных ученых направлены преимущественно на детальное изучение одного из аспектов проблемы, тогда как другие составляющие остаются недостаточно разработанными. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя лишь диагностические критерии. С.Л. Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, анализируя возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками, ориентируются в большей степени на подростковый возраст. Подобное положение дел не позволяет вести эффективную коррекционную и профилактическую работу с агрессивными детьми в начальной школе.

Учитывая ситуацию, сложившуюся в современной школе, мы обратились к рассмотрению технологии психологической работы на втором уровне, воспользовавшись концепцией сопровождения при разработке содержания и организации основных направлений практико-ориентированной работы педагога-психолога по профилактике, своевременной диагностике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

М.Р. Битянова, Т.В. Азарова, Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева, рассматривая сопровождение как конкретную практическую деятельность, как метод психологической работы в школе, трактуют его как системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психического развития каждого ребенка в школьной среде.

В рамках своего исследования мы рассматриваем психолого-педагогическое сопровождение агрессивных младших школьников как систему профессиональной деятельности педагога-психолога, включающую в себя создание социально-психологических условий для эффективного снижения агрессивности детей с различными уровнями ее проявления.

Осуществление психолого-педагогического сопровождения предполагает следующие основные виды деятельности, которые применительно к работе с агрессивными детьми в начальной школе получают следующее содержание.

II. Психокоррекционная и развивающая работа. Психологическая коррекция агрессивных форм поведения в настоящее время проводится различными методами по следующим направлениям.

  1. Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего возраста).
  2. Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
  3. Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
  4. Сублимирование агрессии в социально одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа - уход за больными, стариками и пр.).
  5. Сублимирование агрессии в спорт: целесообразно приобщать детей к групповым видам спорта (футбол, баскетбол и пр.), требующим навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта, например бокс или карате, нежелательны.
  6. Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения.

В мировой психологической практике принято считать, что основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей является поведенческая терапия. Многие авторы отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми, выделяя в качестве основного достоинства возможности контроля социальной среды ребенка, возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения детей, относительную временную краткость терапии. В качестве основных достоинств поведенческого подхода Н.М. Платонова выделяет концептуальную четкость, направленность на поведенческие изменения, выраженный практический характер.

И.А. Фурманов, признавая эффективность поведенческой коррекции, выделяет ряд существенных недостатков подобной терапии, относя к их числу отсутствие эффекта переноса, невозможность работать с причинами, наличие лишь кратковременного эффекта и т.д.

Мы в рамках своего исследования разделяем положение отечественных и зарубежных ученых о необходимости интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения. В силу этого обстоятельства при разработке коррекционно-развивающей программы нами были использованы техники когнитивной, гештальт- и поведенческой психотерапии.

Кроме того, при составлении программы мы учитывали положение, согласно которому в настоящее время в качестве одной из причин проявления агрессивности рассматривается отсутствие (недостаточное развитие) социально-когнитивных навыков. Попадая в трудные проблемные ситуации, люди, а тем более дети, не располагают достаточным набором базовых социальных умений. Социальная некомпетентность в вопросах коммуникации и общения выступает в качестве основной причины проявления агрессивности в поведении. Данное обстоятельство мы сочли возможным использовать при организации коррекционно-развивающей работы, включив в программы упражнения на формирование коммуникативных навыков, навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях и т.п.

Учитывая пожелания учителей и администрации гимназии № 4, на базе которой проводилось исследование, а также специфику обучения детей в начальной школе, мы сочли необходимым составить и апробировать три коррекционно-развивающие программы. Первая программа предназначена для первоклассников, ее осуществление мы считаем целесообразным приурочить ко второму полугодию (окончанию первого класса).

Вторая программа психологического сопровождения агрессивных младших школьников предназначена для учащихся третьих классов и носит преимущественно профилактический характер.

Осуществление третьей программы мы считаем целесообразным во втором полугодии четвертого класса. Возможное повышение агрессивности к моменту окончания начальной школы, с одной стороны, может быть обусловлено возрастными особенностями - началом подросткового периода, с другой стороны, многими детьми достаточно болезненно переживается переход в среднее звено.

III. Консультирование и просвещение. Данное направление деятельности предусматривает преимущественно работу с учителями и родителями агрессивных детей.

Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить. При работе с родителями важно избегать негативного воздействия на их самооценку, нужно стремиться ее стабилизировать.

Педагогу для успешного взаимодействия с агрессивным ребенком необходимо установить с ним доброжелательные отношения, отказаться от оценочных суждений и замечаний. Важно сохранять уважительное отношение к личности ребенка, веру в его силы и возможности, стремиться к созданию ситуации успеха, радости. Большое значение имеет понимание внутреннего мира ребенка, его чувств и переживаний. Главный принцип, которым должен руководствоваться педагог, - сотрудничество и принятие ребенка в целом; концентрация на оказании помощи в разрешении его проблем и преодолении конфликтных ситуаций.

IV. Социально-диспетчерская деятельность. Социально-диспетчерская деятельность педагога-психолога при работе с агрессивными детьми направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (школьной администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика.

Обработка данных исследования осуществлялась с помощью стандартного статистического пакета MS Excel, был использован t-критерий Стьюдента.

Констатирующий этап эксперимента позволил изучить уровни проявления агрессивности детей младшего школьного возраста к началу действия коррекционно-развивающей программы. Сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивности в контрольной и экспериментальной группах позволяет утверждать, что эти выборки статистически не различаются между собою (t = 0,04). Поскольку достоверных различий между двумя выборками на констатирующем этапе эксперимента не обнаружено, исходные условия перед реализацией формирующей работы могут считаться равными для обеих групп. Данное сравнение необходимо для подтверждения эффективности формирующего этапа эксперимента.

Целью контрольного этапа экспериментальной работы стала оценка эффективности реализации коррекционно-развивающей программы.

Анализ результатов диагностики уровней проявления агрессивности в экспериментальной группе до и после реализации системного психологического сопровождения позволяет говорить о положительной динамике, которая выражается прежде всего в увеличении количества детей, имеющих нулевой уровень проявления агрессивности (нормативное проявление агрессивности), и, следовательно, уменьшении количества детей с ненормативным уровнем проявления агрессивности.

Сравнение результатов исследования в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах эксперимента позволяет говорить о наличии статистически значимых различий между ними (t = 2,30; р > 0,05). Мы считаем, что изменения, выявленные нами в экспериментальной группе на контрольном этапе, являются результатом действия коррекционно-развивающей программы. Положительная динамика в экспериментальной группе проявляется прежде всего в снижении количества агрессивных проявлений младших школьников.

Данное положение подтверждает сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе, а также сравнение результатов диагностики уровней проявления агрессивности детей контрольной группы на контрольном и констатирующем этапах эксперимента.

Анализ результатов формирующего эксперимента в школе показал достаточную эффективность предложенной нами технологии работы с агрессивными младшими школьниками. Отсутствие достоверных различий между двумя выборками на констатирующем этапе эксперимента и сравнительный анализ результатов диагностики уровней проявления агрессивности в контрольной и экспериментальной группах на контрольном этапе эксперимента позволяет утверждать, что положительная динамика в экспериментальной группе появляется именно в результате осуществления разработанной нами технологии работы с агрессивными детьми в начальной школе.

Читайте также: