Что такое легенда кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

А легенда Это короткий рассказ о сверхъестественном, воображаемом или реальном событии, который передается из поколения в поколение и может быть устным или письменным. Другое определение этой литературной формы состоит в том, что это традиционное повествование о событии, в котором нереальное смешивается с истинным, и среда которого связана с определенным сообществом.

Слово легенда происходит от латинского термина легендарный что переводится как читать и выбирать. Согласно этимологическому принципу, легенда возникает из неизвестного при чтении. Исторически эти рассказы пополнились средневековыми временами, рассказывая о жизни святых и мучеников.

С другой стороны, устный характер и передача легенды поколениям заставляют историю претерпевать некоторые изменения, которые создают множество версий в соответствии с культурой и народными верованиями каждого региона.

Этот тип повествования подчеркивает мышление, коллективное чувство народов и превосходство их ценностей. Как правило, легенда основана на персонаже или объекте с реальными характеристиками, к которым добавлены фантастические элементы.

Главный герой этих повествований действует или перемещается в пределах определенной географической территории, и их характеристики определяются культурной и социальной средой. Примеры общеизвестных легенд - король Артур, Робин Гуд или Беовульф.

Характеристики легенд

Цель легенды - выявить и описать особенности определенной культуры. Эти рассказы также предназначены для того, чтобы посеять ценности, предупредить о последствиях некоторых взглядов и обсудить хорошее и плохое. Чтобы легенда выполняла свою задачу, она должна иметь следующие характеристики:

Место и пространство

Легенда происходит в определенное время и в определенном месте, точность места или окружающей среды связана с реальностью. Хотя повествование событий происходит в реальном пространстве, обычно в него включаются фантастические и воображаемые элементы.

Персонаж или герой

Каждая легенда сосредотачивается на определенном персонаже или объекте, который ответственен за начало основных событий повествования. Персонажи могут быть вымышленными или реальными, но они часто обладают преувеличенными замечательными характеристиками, которые возвышают их и поднимают до статуса настоящих героев.

В целом, персонажи легенд существовали в определенное время, и особенности их личности позволили включить их в массовую культуру. Оттуда его действия стали частью повседневных диалогов и стали традицией.

Отличные действия

Легенды сосредоточены на персонажах и величии их действий. Эта характеристика позволяет легко отличить легенду сказки от других типов историй.

Действия персонажей обычно настолько уникальны, что их невозможно повторить ни в каком другом месте и времени.

Возможная реальность рассказов

В некоторых легендах возможно, что рассказы, которые они рассказывают, были реальными или частично реальными в древние времена, и со временем они были загружены вымышленными деталями или до крайности преувеличивали реальность.

Устная традиция

Легенда берет свое начало в устном повествовании, это означает, что она передается из поколения в поколение устно. Тот факт, что эти истории рассказываются устно, означает, что они будут различаться в некоторых отношениях в зависимости от места, культуры и ценностей, в которых они передаются.

Однако с течением времени легенды приобрели письменный характер с целью сохранения мыслей, идиосинкразии и чувств народов.

Анонимность

В легенде отсутствует конкретный автор, то есть повествование анонимно. Анонимность легенд зависит от их устной традиции, поскольку они передаются от одного поколения к другому, их версии меняются по мере включения новых элементов.

Совет или предупреждение

Легенда предназначена для предотвращения, предупреждения или совета относительно отношения или наличия рискованных событий. Вышеуказанное будет зависеть от населения или сообщества, в котором оно возникло.

Как правило, эти рассказы не объясняют своей цели, как это бывает в баснях. С другой стороны, легенды могут быть только развлекательными.

Фантастика

Повествование включает в себя сверхъестественные, магические или фантастические события - те, которые позволяют усомниться самым скептикам, и те, которые в то же время придают персонажам оттенок героизма.

Персонажи - люди

В легендах главными героями являются люди, которые были актуальны в исторический момент благодаря своим действиям, мыслям или подвигам.

Эта характеристика отличает его от мифов, которые являются символическими и вневременными повествованиями с участием богов, полубогов или нереальных персонажей.

Структура легенд

Введение или начало

В этой части повествования начинается рассказ, который будет передаваться, главный герой рассказа представлен, и различные пространства или места, где происходят действия, показаны в описательной форме. В начале раскрываются элементы, которые раскрывают важный сюжет легенды.

Во введении также обсуждается происхождение главного героя, его физические и психологические характеристики с целью пробудить интерес и воображение получателя. Этот раздел легенд также относится к другим персонажам, которые являются частью сюжета.

Развитие и усложнение

В развитии легенды берут начало сложности, возникшие во введении. В этой части трудности присутствуют в жизни главного героя и сопровождаются фантастическими и нереальными элементами. В общем, то, что происходит с главным героем, связано с негативным действием или неуважением к тому, что установлено.

Легенды могут представлять в своем развитии изменение и изменение окружающей среды, которая была изначально описана, чтобы смешать правду с нереальным. В этой части обычно вмешиваются другие персонажи повествования.

Конец или развязка

Конец легенды раскрывает изменения и трансформацию, которые претерпевает главный герой после нарушения правил или неправильных действий.

В этой части повествования главный герой и окружающая его среда погружаются в новый мир, который с трудом возвращается к нормальности и естественности.

Виды легенд

Легенды классифицируются по тематике и происхождению. В свою очередь, они состоят из нескольких поджанров, каждый из которых описан ниже:

- По своей теме

Исторические легенды

Исторические легенды - это повествования, раскрывающие события, произошедшие во время войн или во времена завоеваний. Подобные истории становятся важными, когда они передаются устно и сочетают в себе реальные элементы с фантастическими и невероятными характеристиками.

Этиологические легенды

Этот тип легенды основывает свое содержание на происхождении и рождении аспектов, связанных с миром природы, таких как реки, озера, дождь и деревья. Эти рассказы обычно являются частью культуры коренных народов.

Эсхатологические легенды

Религиозные легенды

Религиозные легенды основаны на повествовании о жизни святых или свободных от грехов людей, которые путешествовали по миру. Эти истории часто включают в себя своего рода договор с адом или дьяволом и происходят в сообществах, которые руководствуются высокой верой.

- По происхождению

Городские легенды

Это современные повествования популярного характера, которые, хотя и содержат суеверные или вымышленные элементы, становятся известными, как если бы они произошли в настоящее время. Эти истории не только передаются из уст в уста, но и современные средства массовой информации используются для их распространения и популяризации.

Чтобы легенда стала городской, необходимо, чтобы ее знали в разных частях света, хотя существуют разные версии. Эти рассказы могут быть вдохновлены любым источником, событием или человеком. Он имеет ту же структуру, что и другие легенды.

Вот несколько примеров городских легенд: Уолта Диснея криогенизируют, чтобы его воскресить в будущем; Элвис Пресли или Адольф Гитлер не умерли; инопланетянин Розуэлл и рассказы об НЛО и пришельцах.

Деревенские легенды

Деревенские легенды берут свое начало в полях или в глухих местах города. Хотя эти повествования включают страх в качестве основного элемента, они также фокусируют свою тему на аспектах, связанных с природой и верованиями города, в котором они были созданы.

Местные легенды

Это разнообразие легенд относится к популярным историям, которые происходят из небольших населенных пунктов, будь то муниципалитет, провинция или урбанизация. Содержание этих историй не сильно отличается от предыдущих, они фокусируются только на персонаже, известном сообществу и выделяющемуся в определенном аспекте.

Различия между мифом и легендой

Сегодня часто можно услышать, как миф и легенда говорят как синонимы. Хотя у обоих есть некоторые сходства (например, то, что они смешивают реальность с фантазией, объясняют факт или явление и передаются устно), есть некоторые характеристики, которые их различают:

  • Легенда имеет историческую основу, в то время как миф основан на убеждениях вне исторического времени.
  • Легенда связана с сообществом, которое ее породило. Миф - это мировоззрение культуры.
  • Персонажи легенд являются архетипическими: они представляют собой человеческую личность, а не сверхъестественные существа, такие как боги, полубоги или герои.
  • Объясняя исторические факты, легенда отличается от мифа, поскольку последний объясняет более глубокие и глобальные принципы и темы (такие как добро и зло, награды и наказания, происхождение мира, природы и вещей и т. Д. .).
  • Действие легенды происходит в определенном и известном месте и времени, в то время как миф относится к далекому и священному времени, неточному и неопределенному, о котором мало или ничего известно.

Примеры легенд

Некоторые примеры легенд - El cid campeador, Робин Гуд, Король Артуро, Атлантида или Эльдорадо.

- Популярные легенды в Латинской Америке

Легенды оживают во всех странах мира, одни популярнее и известнее других. Латиноамериканская культура не избегает устных традиций этого типа повествования, и на протяжении всей истории она сохраняла современные истории, характерные для каждого региона. Ниже приведены наиболее известные:

Колумбия и Венесуэла

- Мяч огненный или Кандилея.

- Амаливака и принцесса реки Ориноко.

- Амаливака и зеленоглазый индеец.

Аргентина, Парагвай и Уругвай

- Легенда о семи монстрах гуарани: Луисо, Ао Ао, Курупи, Яси Джатере, Моньяи, Мбои Туи и Теджу Джагуа.

Леди Годива, ставшая персонажем средневековой легенды

Выделяются следующие отличия легенды от иных жанров:

  • от мифов — легенды независимы от ритуала;
  • от преданий — события могут относиться как к прошлому, так и к настоящему и будущему [1] ; в отличие от легенды, жанр предания никак не связан с циклическим временем[6] ;
  • от волшебной сказки — легенда рассказывает о чуде как о достоверном событии [1] .

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенды делят на религиозные и социальные.

Апокрифы

Легенды связаны с христианскими представлениями, но в них ощущается и языческая основа. В легендах человек оказывается неизмеримо выше нечистой силы.

В качестве примера можно привести легенду о том, как новгородский архиепископ Иоанн "закрестил" черта в медном чайнике, а потом заставил его свозить себя в Иерусалим. Источником этого устного произведения является "Сказание о великом святителе, о Иоанне, архиепископе Великого Новаграда, како был единой ноши из Новаграда в Иерусалим-граде и паки возвратися". Сказание было занесено в Четьи-Минеи и во многие старинные житийные сборники. (А чайник, в котором якобы был закрещен черт, и сейчас хранится в Новгороде, в музее).

Церковные книги способствовали международной распространенности многих сюжетов. Вместе с тем народные письменные легенды церковь относила к "отреченным книгам", так как их содержание не вполне совпадало с официальным вероучением. Такие книги назывались апокрифами (от греч. apokryphos — "тайный").

Е. В. Аничков отметил, что апокриф, придя на Русь с греко-славянского юга, "дал нам все эти представления о премудром царе Соломоне и его борьбе с Китоврасом-Асмодеем, о создании мира Богом при помощи Сатанаила, о Крестном Древе, выросшем из главы Адамовой, о победителях мистического дракона, святых Феодоре, Никите и Георгии Храбром, о Николе Угоднике и громовержце Илии и проч.".

В апокрифических легендах была важна не догматическая верность христианскому учению, а, как справедливо подчеркивал А. Н. Афанасьев, "правда гуманного христианского одушевления, проникающая собой все поэтическое создание".

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.

Основные разновидности легенд

Природа фантастического вымысла в легендах была разной. Некоторые легенды восходят к мифам о сотворении мира (космогоническим), о начале человеческого рода (этнологическим), о "конце света" (эсхатологическим) и др. Их выделяют в общую группу этиологических легенд (от греч. aitia — "причина" + logos — "слово, понятие"). Большинство легенд определяется религиозными верованиями людей (их сюжеты заимствованы из христианской литературы или связаны с нею), они образуют группу религиозно-назидательных легенд. Наконец, фантастический вымысел мог быть вызван социально-утопическими идеями народа: по этому признаку выделяется группа социально-утопических легенд.

Этиологические легенды

Этиологические легенды имеют познавательный характер. В них фантастически объясняется происхождение окружающего мира, человека, а также предметов и явлений. В восточнославянской традиции часто разъясняется происхождение разных представителей фауны, и тогда сюжеты легенд сливаются со сказками о животных.

А. Н. Афанасьев в предисловии к сборнику "Народные русские легенды" привел ряд подобных примеров: собака первоначально была создана голою, но черт, желая ее соблазнить, дал ей шубу, т. е. шерсть; когда архангел Гавриил возвестил Пресвятой Деве, что от нее родится божественный Искупитель, она сказала, что готова поверить истине его слов, если рыба, одна сторона которой была уже съедена, снова оживет. И в ту же минуту рыба ожила и была пущена в воду: это однобокая камбала — и т. д.

Религиозно-назидательные легенды

К религиозно-назидательным легендам относится большое количество произведений, разнообразных по содержанию и форме. Это рассказы о Боге-отце, о Христе, об ангелах и святых; сюжетные толкования церковного календаря, имен святых; рассказы, предостерегающие от нарушения церковных запретов. Известны также легенды о святых старцах и легенды о юродивых (они нашли отражение в творчестве А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и других русских писателей).

В устной традиции христианские легенды могли принимать форму сказок. Отчасти это способствовало расширению сказочного репертуара, даже обозначилась тенденция оформления нового жанра — легендарной сказки. С христианской письменной культурой связано обогащение русского сказочного репертуара такими сюжетами, как "Марко Богатый", "Безручка", "Соломон Премудрой" (см. в Хрестоматии), "Поп в козлиной шкуре" и рядом других. Традиционный нравственный мир русских сказок, их глубокое сочувствие к невинно гонимым могло естественно приобретать христианскую окраску. Вместе с тем фантастика, связанная с образами Бога, Христа, св;ятых, ангелов, чертей, часто служила в сказке осмыслению социально-бытовых отношений и противоречий, поэтому сказки легендарного происхождения нередко приближались к бытовым.

Например, в сборнике А. Н. Афанасьева "Народные русские легенды опубликована сказка легендарного происхождения "Илья-пророй1`и Пикола . о ее сюжете, построенном на взаимоотношениях хитреца и простака, эта классическая пара продублирована: с одной стороны — мужик и поп, с другой — Никола и Илья.

Социально-утопические легенды

Социально-утопические легенды выразили страстную, но несбыточную мечту угнетенного крестьянства о справедливом общественном устройстве. Подобные идеи и иллюзии нашли воплощение в Библии — возможно, поэтому они известны у многих народов. Русская социальная утопия также была связана с мировоззрением средневекового человека, т. е. христианина. В фольклоре социально-утопические легенды — сравнительно поздние произведения, датируемые от начала XVII до середины XIX в. Они дошли до нас в виде слухов, фрагментарных записей, печатных или рукописных свидетельств. Источниками, позволяющими составить представление о народных социально-утопических легендах, являются также официальные документы, расспросные речи, протоколы допросов, доносы и изветы, воспоминания современников, "манифесты" и "указы" руководителей народных движений.

В сюжетах легенд вымышленные факты переплетались с реальными, причем вымысел имел особый характер: он не обобщал и не объяснял действительность, а дополнял ее. Этот не повторяющийся в других фольклорных повествованиях признак проявлялся следующим образом: рассказывалось о событиях, которые происходили в прошлом, продолжали развиваться или существовать в настоящем и должны произойти в будущем. Следовательно, сюжеты социально-утопических легенд развивались в трех хронологических измерениях. Социально-утопические легенды не только предсказывали будущее, но и призывали к действию. Они обладали особой, активной связью с действительностью, выполняли социальную функцию.

Сюжеты легенд то ярко вспыхивали в народном сознании, то затухали. Исследователь этого материала К. В. Чистов связал такую особенность с одним из важнейших условий бытования социально-утопических легенд — верой народа в их достоверность, которая "предопределила своеобразную их судьбу: социально-утопические легенды с падением этой веры переставали бытовать, не сохранялись в позднейшей устной традиции, либо трансформировались в исторические предания. ".

К. В. Чистов выделил три тематические группы легенд: о "золотом веке"; о "далеких землях"; о "возвращающемся избавителе".

Легенды первой группы получили свое название в соответствии с традиционными культурными представлениями о том, что "золотой век" — это "сказочное райское время, когда всем было хорошо, когда все благодушествовали". Устные легенды подобного содержания могли связываться с воспоминаниями о вольном древнем Новгороде. Следы таких представлений обнаруживаются и в описании былинного города Галича.

В былине "Дюк Степанович" изображается ласковый князь, блестящий двор — счастливая земля с невиданно высоким уровнем жизни:

Как у нас-то во городе во Галиче
Да мощены были мосты все дубовые,
Сверху стланы да сукна багрецовые.
Наперед-де пойдут у нас лопатники,
За лопатчиками пойдут и метельщики.
Очищают дорогу сукна стлатого.

Широко известна легенда "О граде Китеже" (см. в Хрестоматии ее литературный пересказ П. И. Мельниковым-Печерским).

Вера в "далекую землю" породила вторую группу легенд: о реке Дарье, о городе Игната (у казаков-некрасовцев), об Ореховой земле. Среди них одной из самых распространенных была легенда о Беловодье (см. в Хрестоматии). Она имела общерусский характер, но особенно популярна была среди старообряд-цев-беспоповцев. Вера в эту легенду привела к появлению среди них даже особой секты — бегунов. Считалось, что в Беловодье нет никакой светской власти, государственной организации, суда. Там есть только "духовные власти", которые представали в идеализированных и демократических формах.

В 1903 г. среди уральских казаков распространился ложный слух о том, что в Беловодье побывал Л. Н. Толстой, который якобы присоединился там к старообрядчеству и даже принял какой-то сан. В этой связи к Толстому была послана специальная делегация — проверить, так ли это.

Третья группа — легенды о "возвращающихся царях (или царевичах)-избавителях". На протяжении нескольких веков они выступали "содержательной формой идеологии народных движений".

В основе этих легенд лежала общая схема сюжета: Природный царь (царевич) намерен осуществить социальные преобразования в пользу крестьян (освободить их от крепостной зависимости и проч.). Однако боярское окружение добивается отстранения избавителя (он подменен кем-то другим; заточен в тюрьму; объявлен умершим и проч.). Происходит чудесное спасение избавителя (вместо него хоронят куклу; добровольно гибнет верный слуга; избавитель совершает побег из заточения). Какое-то время он вынужден скрываться (на острове, в горах, на чужбине и т.п.) или анонимно странствовать по Руси.

Однако народ получает вести (от его посланников; по его указам с золотой строчкой) или же благодаря случайным встречам узнает его самого. Правящий царь пытается помешать избавителю осуществить задуманное (преследует; предлагает компромисс) — но безуспешно. Происходит возвращение избавителя (в предсказанный час; по другой версии — раньше времени, так как страдания народа очень тяжелы) и узнавание его народом (по царским отметинам на теле и проч.). Избавитель воцаряется в столице (Москве, Петербурге), осуществляет задуманные социальные преобразования: освобождает крестьян, наделяет их землей, отменяет все повинности; или же — по месту бытования легенды — дарует свободу казакам и проч. Он жалует своих ближайших сподвижников, наказывает изменников, незаконного царя, придворных, дворян.

Легенды (от лат, legenda "то, что подлежит чтению") — в фольклорной традиции повествовательные тексты религиозно-этической направленности, сформировавшиеся на основе библейских книг, апокрифов и житийной литературы.

Отличия легенд от другх жанров
В отличие от преданий, тематика которых связана с историей, историческими личностями, локальной топонимикой, легенды ориентированы на объяснение происхождения природных и культурных явлений и их моральную оценку, что роднит легенды с мифом.

Легенда – это предание о каком-либо историческом событии, изложенное в художественной, поэтической форме. Если рассматривать понятие легенды шире, то можно сказать, что это – фольклорное произведение с элементами чудесного, но, тем не менее, воспринимаемого как достоверное. Например, как легенда о Троянской войне

Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.
Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, это слово приобрело дополнительный смысл: так называют получивших общественное признание и почёт события и деятелей (например, легенда рока) .

Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.
Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, это слово приобрело дополнительный смысл: так называют получивших общественное признание и почёт события и деятелей (например, легенда рока) .

Легенда-это прозаический рассказ, поэтическое придание о необыкновенном историческом или фонетическом событии. ("Легенда об Анике- воине", "Стих о Егории-храбром" и т д).

Легенда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.
Как правило, содержит дополнительный религиозный или социальный пафос.

Легенда — приблизительный синоним понятия миф; эпический рассказ о происходившем в незапамятные времена; главные герои рассказа — обычно герои в полном смысле слова, часто в событиях непосредственно участвуют боги и другие сверхъестественные силы. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла. Поэтому учёные не считают легенды полностью достоверными историческими свидетельствами, не отрицая, впрочем, что в большинстве своём легенды основаны на реальных событиях.

Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано.
Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний, это слово приобрело дополнительный смысл: так называют получивших общественное признание и почёт события и деятелей (например, легенда рока) .

Читайте также: