Swot анализ организации процесса обучения в высшей школе на основе кредитной системы

Обновлено: 06.07.2024

- Новые образовательные технологии сопровождают результаты значительных научных исследований. Так, развитие кибернетики и вычислительной техники обусловило развитие программированного обучения; результаты исследований закономерностей развития человеческого мышления привели к развитию проблемного обучения; деятельностный подход возник на основе исследований психологов и философов в области человеческой деятельности.
Тенденции развития современных образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.
В документах ЮНЕСКО технология обучения (понятие не является общепринятым в традиционной педагогике) рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия.

Оглавление
Файлы: 1 файл

СРМП №23.docx

Универсальными являются повседневные гуманитарные технологии. Например, технологии профессионального обучения, технологии поиска одарённых людей.

Известно, что не всякое гуманитарное знание технологично. Во-первых, гуманитарные знания характеризуются познавательной направленностью. Во-вторых, им свойственны абстрактность, возможность произвольного толкования. В-третьих, им присуще богатство художественного языка, символическое разнообразие, подтекст.

Попытки придать гуманитарной информации знаковые обозначения пока мало эффективны. Полученные результаты весьма условны. Всё это подтверждает, что гуманитарная информация трудоёмка для технологической обработки, как по содержанию, так и по форме.

Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует подчеркнуть, что

гуманитарные технологии — это система научно- гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определённых условий, средств и способов.

Гуманитарные технологии — особый вид профессиональной деятельности. Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией, коммуникабельностью и эмпатией.

Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость возможно обеспечить через прояснение смысла совместных действий, коллегиальность в формировании и выборе цели, предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. В основании гуманитарной технологии лежит внутренняя логика развития прогнозируемого качества, а не внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапам работы или закономерностям гипотетического построения той или иной образовательной модели.

Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности её влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.

Психологические технологии, представляя вид гуманитарных технологий, направлены на раскрытие, реализацию и развитие индивидуальности учащегося, оптимизацию его взаимоотношений с учителями, другими людьми. Широкий спектр психологических технологий, применяемых в педагогическом процессе, помогает совершенствовать методы преподавания в школе и вузе. Для психологов, педагогов, студентов может быть полезен в их профессиональной деятельности тренинг как метод преднамеренных изменений [14, 22].

В 1993 году в Санкт-Петербурге создан Институт Тренинга, его возглавляет профессиональный тренер Н. Ю. Хрящёва. Коллективом Института Тренинга разработаны программы тренинга партнёрского общения, тренинга сенситивности, тренинга креативности, более 200 психологических упражнений, направленных на развитие умений и установок эффективного общения: упражнения для создания групповой атмосферы (оптимизации внимания, мыслительной активности учащихся). Многие упражнения можно использовать самостоятельно для развития у себя компетентности в общении, сенситивности, креативности. Главные ценности и смыслы, сформулированные его создателями уже в самом начале — профессионализм и компетентность, дружелюбие, честность и порядочность.

    1. Особенности гуманитарных педагогических технологий

    Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса[2].

    Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой описание некоторой педагогической системы.

    Педагогическая система — основа технологического процесса.

    Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных) средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на личность.

    Педагогическая технология— это проект определённой педагогической системы, реализуемый на практике.

    Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз, группа и т. п.). Например, компьютер — система, учащийся, работающий на нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих, относительно самостоятельно существующих систем.

    Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических процессах. В теории обучения технологическими процессами являются, например, система форм и средств изучения определённой темы учебного курса, организация практических занятий по отработке умений и навыков в решении разного типа задач. Каждая задача разрешима с помощью адекватной (тождественной) технологии обучения. Целостность технологии обучения (воспитания) обеспечивается тремя её компонентами:

    квалификацией учителя (или ТСО).

    Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия учителей и учащихся в различных видах деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств.

    Задачами педагогической технологии являются:

    отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков в различных областях деятельности;

    отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

    научение действиям с технологическим инструментарием;

    развитие навыков технологического мышления;

    воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного труда.

    В чём же состоит глубинный смысл педагогической технологии в целом?

    Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок, предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности самого учащегося, то есть проектирование учебно-познавательной деятельности ведёт к высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

    В-третьих, существенная черта педагогической технологии— процесс целеобразо вания. Это центральная проблема педагогической технологии в отличие от традиционной педагогики. Она рассматривается в двух аспектах: 1) диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала; 2) развитие личности в целом.

    4. оценивания учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

    1. Построение индивидуальной образовательной траектории.

    2. Преобладание самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
    Объем усваиваемого студентами материала по дисциплине вычисляется в кредитах. Один кредит – это 45 академических часов (1 академический час – это 50 минут контактных с преподавателем занятий, кроме физического воспитания, лабораторных работ и практик всех видов). Из этих 45 часов только 15 часов отводится на лекции и семинары, а 30 часов – на самостоятельную работу студентов, причем 15 часов студент занимается самостоятельно под руководством преподавателя, а 15 – абсолютно автономно по заданиям, которые даны преподавателем.

    Основная задача вуза состоит в том, чтобы создать студентам условия для плодотворной самостоятельной работы. Для этого институт предоставляет Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК), содержащий необходимый минимум учебной информации, а также задания для самостоятельной работы со сроками и формами отчетности по их выполнению.

    3. Систематический контроль за результатами самостоятельной работы

    Итоговая оценка в процентном содержании переводится в итоговую оценку в цифровом и буквенном эквивалентах.

    4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

    По окончании учебного года вуз подсчитывает переводной балл студентов. В случае, если переводной балл не ниже установленного вузом, то студент переводится на следующий курс. При переводном балле, более низком, чем установленный институтом, обучающийся становится второгодником.
    В институте установлены следующие переводные баллы: на второй курс – не менее 1,67, на третий – не менее 2,0, на четвертый – не менее 2,25.
    В подсчет GPA входят все оценки, полученные студентом в предыдущий период обучения, поэтому следует как положено учиться буквально с первого сентября.

    Кредитная технология основана на принципах:

    1. построения индивидуальной образовательной траектории студента;

    2. преобладания самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины;

    3. систематического контроля за результатами самостоятельной работы;

    4. оценивания учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

    1. Построение индивидуальной образовательной траектории.

    2. Преобладание самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
    Объем усваиваемого студентами материала по дисциплине вычисляется в кредитах. Один кредит – это 45 академических часов (1 академический час – это 50 минут контактных с преподавателем занятий, кроме физического воспитания, лабораторных работ и практик всех видов). Из этих 45 часов только 15 часов отводится на лекции и семинары, а 30 часов – на самостоятельную работу студентов, причем 15 часов студент занимается самостоятельно под руководством преподавателя, а 15 – абсолютно автономно по заданиям, которые даны преподавателем.

    Основная задача вуза состоит в том, чтобы создать студентам условия для плодотворной самостоятельной работы. Для этого институт предоставляет Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМК), содержащий необходимый минимум учебной информации, а также задания для самостоятельной работы со сроками и формами отчетности по их выполнению.

    3. Систематический контроль за результатами самостоятельной работы

    Итоговая оценка в процентном содержании переводится в итоговую оценку в цифровом и буквенном эквивалентах.

    4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

    По окончании учебного года вуз подсчитывает переводной балл студентов. В случае, если переводной балл не ниже установленного вузом, то студент переводится на следующий курс. При переводном балле, более низком, чем установленный институтом, обучающийся становится второгодником.
    В институте установлены следующие переводные баллы: на второй курс – не менее 1,67, на третий – не менее 2,0, на четвертый – не менее 2,25.
    В подсчет GPA входят все оценки, полученные студентом в предыдущий период обучения, поэтому следует как положено учиться буквально с первого сентября.


    Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


    Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

    Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


    Содержимое разработки

    Система обучения по кредитной технологии

    Система обучения по кредитной технологии

    Кредитная технология обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории. Суть кредитной технологии обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала. Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы студентов.

    Кредитная технология обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории.

    Суть кредитной технологии обучения состоит в том, что учет трудоемкости учебной работы ведется в кредитах, характеризующих объем преподаваемого материала.

    Одной из основных задач кредитной технологии обучения является повышение роли самостоятельной работы студентов.

    Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс учебных заведений является: – интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство; – обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса. – унификация объема знаний студентов; – максимальная индивидуализация обучения; – повышение роли самостоятельной работы.

    Целью внедрения кредитной технологии в учебный процесс учебных заведений является:

    – интеграция отечественной системы образования в международное образовательное пространство;

    – обеспечение академической мобильности субъектов образовательного процесса.

    – унификация объема знаний студентов;

    – максимальная индивидуализация обучения;

    – повышение роли самостоятельной работы.

    Кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов является одной из разновидностей нелинейной системы.

    Кредитная технология обучения – образовательная технология, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации,

    выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов является одной из разновидностей нелинейной системы.


    Индивидуальный учебный план – документ, составляемый ежегодно самостоятельно студентом на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин по выбору студента, количество кредитов или академических часов; Индивидуальный учебный план отражает образовательную траекторию конкретного студента. ИУП состоит из дисциплин, обязательных для изучения и дисциплин по вашему выбору. Обязательный компонент – дисциплины, изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения, устанавливаются государственным стандартом образования специальности. Компонент по выбору (элективные дисциплины) – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых учебными заведениями, выбираемых самостоятельно и изучаемых студентами в любом академическом периоде.

    Индивидуальный учебный план – документ, составляемый ежегодно самостоятельно студентом на учебный год на основании рабочего учебного плана, содержит перечень учебных дисциплин по выбору студента, количество кредитов или академических часов;

    Индивидуальный учебный план отражает образовательную траекторию конкретного студента.

    ИУП состоит из дисциплин, обязательных для изучения и дисциплин по вашему выбору.

    Обязательный компонент – дисциплины, изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения, устанавливаются государственным стандартом образования специальности.

    Компонент по выбору (элективные дисциплины) – перечень учебных дисциплин и соответствующих минимальных объемов кредитов или академических часов, предлагаемых учебными заведениями, выбираемых самостоятельно и изучаемых студентами в любом академическом периоде.

    Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Казахстанский кредит равен 1 академическому часу (50 минутам) аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода (семестра продолжительностью 15 недель). Один академический час проходит в интерактивных формах и сопровождается в течение недели 2 часами самостоятельной работой студента (СРС) и работой под руководством преподавателя (СРСП), во время которых сдается заданная тема.

    Кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Казахстанский кредит равен 1 академическому часу (50 минутам) аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода (семестра продолжительностью 15 недель).

    Один академический час проходит в интерактивных формах и сопровождается в течение недели 2 часами самостоятельной работой студента (СРС) и работой под руководством преподавателя (СРСП), во время которых сдается заданная тема.

    Все дисциплины обеспечиваются учебно-методическими комплексами (УМКД). УМКД для студента включает в себя следующие документы: программу обучения по дисциплине (Syllabus); лекционный комплекс; планы практических (семинарских) занятий; методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных работ, курсовых работ (проектов); материалы для самостоятельной работы студентов, по контролю и оценке учебных достижений студентов. Силлабус – учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы

    Все дисциплины обеспечиваются учебно-методическими комплексами (УМКД).

    УМКД для студента включает в себя следующие документы: программу обучения по дисциплине (Syllabus); лекционный комплекс; планы практических (семинарских) занятий; методические указания по изучению дисциплины, выполнению лабораторных работ, курсовых работ (проектов); материалы для самостоятельной работы студентов, по контролю и оценке учебных достижений студентов.

    Силлабус – учебная программа дисциплины, включающая в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание, темы и продолжительность каждого занятия, задания самостоятельной работы, время консультаций, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы

    Итоговый экзамен проводится с использованием 100% шкалы.

    После экзамена в случае положительной оценки выставляется итоговая оценка по дисциплине в процентном содержании. Она подсчитывается по формуле:

    где: Р1– процентное содержание оценки первого рейтинга;

    Р2 – процентное содержание оценки второго рейтинга;

    Э – процентное содержание экзаменационной оценки.

    И% – итоговая оценка в процентном содержании.

    Итоговая оценка в процентном содержании И% переводится в итоговую оценку Иитог в цифровом и буквенном эквивалентах по таблице

    Итоговая оценка в процентном содержании И% переводится в итоговую оценку Иитог в цифровом и буквенном эквивалентах по таблице

    4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок. По окончании учебного года учебное заведение подсчитывает переводной балл студента по формуле: где: Иц1, Иц2,…..Ицn – итоговые оценки по дисциплинам в цифровом эквиваленте; К1, К2:,…. Кn – объёмы изученных дисциплин в кредитах; n – количество изученных дисциплин за весь пройденный период обучения. В случае, если переводной балл студента не ниже установленного учебным заведением, то он переводится на следующий курс.

    4. Оценивание учебных достижений на основе накопительной системы оценок.

    По окончании учебного года учебное заведение подсчитывает переводной балл студента по формуле:

    где: Иц1, Иц2,…..Ицn – итоговые оценки по дисциплинам в цифровом эквиваленте;

    К1, К2:,…. Кn – объёмы изученных дисциплин в кредитах;

    n – количество изученных дисциплин за весь пройденный период обучения.

    В случае, если переводной балл студента не ниже установленного учебным заведением, то он переводится на следующий курс.

    Характерные черты кредитной технологии: 1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине; 2) свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана; 3) непосредственное участие в формировании своего индивидуального учебного плана; 4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории; 5) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений по каждой учебной дисциплине; 6) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалам; 7) свобода выбора студентами преподавателя при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в учебном заведении

    Характерные черты кредитной технологии:

    1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;

    2) свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана;

    3) непосредственное участие в формировании своего индивидуального учебного плана;

    4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

    5) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений по каждой учебной дисциплине;

    6) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалам;

    7) свобода выбора студентами преподавателя при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в учебном заведении

    Преимущества кредитной системы обучения: - достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и качества преподавания. Отличия кредитной системы обучения от традиционной: -личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения; -свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане; -введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин; -использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости. Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.

    Преимущества кредитной системы обучения:

    - достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современных информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и качества преподавания.

    Отличия кредитной системы обучения от традиционной:

    -личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т.е. определение образовательной траектории на весь период обучения;

    -свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;

    -введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;

    -использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.

    Кредитная технология обучения направлена на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации подготовки студентов.


    -80%

    Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории.
    Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система "кредитных часов", зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие "кредит-час", и в 1870-1880-х гг. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. начался второй этап развития "кредитно-часовой" системы. Комитет национального образования США в целях улучшения звена "колледж – школа", стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие "кредит" не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.

    Файлы: 1 файл

    кредитная система обуч.docx

    Кредитная система обучения – способ организации учебного процесса, при котором обучающиеся в определенных границах имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательной траектории.

    Впервые кредитно-часовая система, или, как ее иногда называют, система "кредитных часов", зародилась и получила наибольшее развитие в США. В 1869 г. Президент Гарвардского университета, известный деятель американского образования, Чарльз Элиот ввел понятие "кредит-час", и в 1870-1880-х гг. система, разрешающая объем дисциплины измерять в кредит-часах, была внедрена. С 1892 г. начался второй этап развития "кредитно-часовой" системы. Комитет национального образования США в целях улучшения звена "колледж – школа", стандартизации программ обучения в средних школах ввел понятие "кредит" не только в колледжах, но и в средних школах, распространил кредитную систему оценки объема содержания бакалаврской программы на магистерскую и докторскую ступени образования.

    В соответствии с положением Лиссабонской конвенции (1997 г.) и Болонской декларации (1999 г.) с 2003—2004 учебного года в ряде вузов Казахстана в качестве эксперимента была введена кредитная система обучения. Внедрение кредитной системы обучения было вызвано интеграцией национальной системы образования Республики Казахстан в мировое образовательное пространство, а также необходимостью создания условий конвертируемости дипломов специалистов, окончивших вузы РК и востребованностью на рынке труда.

    Кредитная технология — это, по сути, революция в системе высшего профессионального образования, которая призвана повышать уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.

    Теперь каждый студент лично участвует в формировании своего учебного плана, то есть образовательной траектории на весь период обучения. Перед ним открывается свобода выбора дисциплин, приведенных в учебном плане. Для оценки успеваемости используется рейтинговая система. Учет трудоемкости учебной работы проводится не по параметрам времени (учебные часы), а по объему преподаваемого материала (кредиты).

    Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 10 недель для удовлетворения потребностей ускоренного (дополнительного) обучения и ликвидации разницы в учебных программах.

    Вуз устанавливает проходной балл (GPA) при переводе с курса на курс. Средний балл (GPA) — средневзвешенная оценка уровня достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов, итоговой оценке по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).

    В случае, если обучающийся по Госзаказу не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренных рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение курсов на платной основе.

    Каждый студент должен быть обеспечен справочником- путеводителем на весь период обучения и учебно-методическим комплексом по каждой дисциплине (Syllabus).

    Учебные занятия должны проводиться в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.).

    Форма контроля знаний обучающегося по учебным дисциплинам является экзамен, проводимый в конце их изучения. Знания оцениваются по многобалльной буквенной системе.

    Кредитная система как образовательная программа имеет ряд плюсов и минусов. К преимуществам данной технологии обучения можно отнести то, что студентам предоставляется право выбора как дисциплины, так и преподавателя. Кроме того, студент работает над своей итоговой оценкой в течение всего семестра, выполняя самостоятельные задания, регулярно посещая занятия, проходя аттестацию, так же активно участвует на практических занятиях, соответственно, экзаменационная оценка не является итоговой, она лишь часть рейтингового контроля

    По мнению студентов разных вузов, к отрицательным сторонам данной системы обучения можно отнести то, что обучающиеся находятся в здании университета почти целый день: до обеда они выполняют самостоятельную работу, а после обеда посещают аудиторные занятия. Это объясняется углубленностью изучения дисциплины, а почти каждая дисциплина рассчитана на изучение в течении одного семестра, кроме иностранного языка. Например, если раньше дисциплина казахский (русский) язык, математика, экономическая теория изучались два семестра, то сейчас они сократились в один.

    Также со стороны студентов выражается недовольство по поводу перевода студентов, обучающихся по кредитной системе и студентов старших курсов, обучающихся по старой программе к единой организации одного академического часа равного 50 минутам. В отличие от давно знакомой пары (1 час 20 минут), студенты обязаны сидеть в общем 1 час 40 минут и 10 минут им отводится на перерыв, что особенно не нравится студентам. За этот короткий перерыв невозможно успеть сходить в столовую, которая в эти десять минут превращается в поле битвы голодных студентов с обслуживающим персоналом и друг с другом за пирожок с картошкой. Многие не успевают даже покурить за десятиминутный перерыв (что можно отнести к положительной стороне кредитной технологии).

    Для многих преподавателей академический час (50 минут) также неудобен. За это время они не успевают полностью объяснить тему лекции, опросить студентов, услышать их мнение. Многие предметы, например, социология, по мнению преподавателей не должна была вводиться для первокурсников. Ведь эта дисциплина изучается только после ее первоосновы — философии.

    Также отрицательной стороной кредитной системы, по мнению студентов, является наличие так называемых окон в расписании, ведь не вся группа выбирает одну дисциплину и тем более одного преподавателя, поэтому и возникают сложности в составлении расписания.

    Есть и сугубо финансовая проблема внедрения нововведения: чтобы кредитная технология была полностью реализована в системе высшего образования, необходимо улучшить материально-техническую базу, то есть дополнительное оснащение университетов, в частности кафедр, оборудованием и дополнительными компьютерными классами. На сегодняшний день не каждый вуз может себе это позволить.

    В целом кредитная технология приемлема как вид обучения. Ведь такая система вызовет появление конкуренции — как среди преподавателей, так и студентов и в дальнейшем будет способствовать повышению успеваемости последних и улучшению качества их знаний.

    Читайте также: